Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ ГОСУДАРСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 Г. ЧАСТЬ 1'

ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ ГОСУДАРСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 Г. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА / НОРМАТИВНЫЕ ОБЪЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ / НОРМЫ ВРЕМЕНИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / COVID-19 / КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипова Валентина Михайловна, Щепин Владимир Олегович, Корецкий Сергей Николаевич

В условиях пандемии COVID-19, ограниченности человеческих ресурсов и снижения темпов экономического развития планирование организации медицинской помощи, ее гарантированного объема населению страны является актуальной задачей системы здравоохранения страны, реализуемой посредством ежегодно утверждаемых программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению Российской Федерации (ПГГ). Цель исследования - анализ нормативных правовых актов по вопросам нормирования труда в системе здравоохранения Российской Федерации для реализации оказания населению гарантированной государством медицинской помощи в 2022 г. Материалами исследования послужили нормативные правовые акты справочной правовой системы «Консультант Плюс». Результаты первой части исследования продемонстрировали изменения в гарантированных объемах отдельных видов медицинской помощи на 2022 г. в сравнении с данными на 2021 г. Выявлено увеличение нормативного числа комплексных посещений для проведения профилактических осмотров и диспансеризации на фоне снижения реализации их объемов в начале пандемии, а также госпитализаций, в том числе для медицинской реабилитации, особенно числа случаев лечения в условиях дневных стационаров. Впервые определены объемы медицинской помощи по медицинской реабилитации в амбулаторных условиях. Показана разнонаправленная динамика в планируемых объемах отдельных диагностических исследований: в увеличении проведения компьютерной томографии и тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции, снижении объемов остальных указанных в программе видов. Нормы времени в действующих нормативных правовых актах в значительной мере устарели и не соответствуют современным условиям оказания медицинской помощи, а результаты предыдущих исследований по-прежнему не учтены Минздравом России в рамках внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу по вопросам нормирования труда. Заключение. Проведенный анализ нормативных объемов медицинской помощи продемонстрировал необходимость незамедлительного решения как имеющихся проблем в нормировании труда для внедрения плановых показателей объема медицинской помощи, предусмотренных ПГГ, так и рассмотрения новых задач по разработке норм времени на отдельные виды диагностических исследований. Рассмотрение новых задач в нормировании труда, выявленных при анализе территориальных ПГГ на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., будет представлено во второй части публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шипова Валентина Михайловна, Щепин Владимир Олегович, Корецкий Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS OF LABOR RATIONING FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISION OF STATE-GUARANTEED MEDICAL CARE TO THE POPULATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2022. PART 1

In the context of the COVID-19 pandemic, limited human resources, slowdown in economic development, planning the organization of medical care, its guaranteed volume for the population of the country, is an urgent task of the country's healthcare system, implemented through the annually approved Programs of state guarantees of free medical care for the population of the Russian Federation. The aim of the study is to analyze the regulatory legal and regulatory acts on the issues of labor regulation in the health care system of the Russian Federation for the implementation of the provision of state-guaranteed medical care to the population in 2022. The materials of the study were the regulatory legal and regulatory acts of the reference legal system "Consultant Plus". The results of the first part of the study showed changes in the guaranteed volumes of certain types of medical care for 2022 compared to the data for 2021. An increase in the standard number of comprehensive visits for preventive examinations and medical examinations was revealed against the background of a decrease in the implementation of their volumes at the beginning of the pandemic, as well as hospitalizations, including for medical rehabilitation, and especially the number of cases of treatment in day hospitals. For the first time, the volumes of medical care for medical rehabilitation on an outpatient basis have been determined. Multidirectional dynamics is shown in the planned volumes of individual diagnostic studies: in an increase in computed tomography and testing for the detection of a new coronavirus infection and a decrease in the volumes of other types specified in the Program. The time norms in the current regulatory legal acts are largely outdated and do not correspond to modern conditions for the provision of medical care, and the results of previous studies are still not taken into account by the Russian Ministry of Health as part of the amendments to the current regulatory framework on labor rationing. Conclusion. The analysis of the normative volumes of medical care demonstrated the need to immediately address both the existing problems in labor rationing for the implementation of the planned indicators for the volume of medical care provided for by the SGBP, and the consideration of new tasks for developing time standards for certain types of diagnostic studies. Consideration of new tasks in labor rationing identified in the analysis of the TPSG for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024 will be presented in the second part of the publication.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ ГАРАНТИРОВАННОЙ ГОСУДАРСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2022 Г. ЧАСТЬ 1»

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Задачи нормирования труда в рамках реализации оказания гарантированной государством медицинской помоши населению Российской Федерации в 2022 г. Часть 1

В условиях пандемии СОУШ-19, ограниченности человеческих ресурсов и снижения темпов экономического развития планирование организации медицинской помощи, ее гарантированного объема населению страны является актуальной задачей системы здравоохранения страны, реализуемой посредством ежегодно утверждаемых программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению Российской Федерации (ПГГ).

Цель исследования - анализ нормативных правовых актов по вопросам нормирования труда в системе здравоохранения Российской Федерации для реализации оказания населению гарантированной государством медицинской помощи в 2022 г.

Материалами исследования послужили нормативные правовые акты справочной правовой системы «Консультант Плюс».

Результаты первой части исследования продемонстрировали изменения в гарантированных объемах отдельных видов медицинской помощи на 2022 г. в сравнении с данными на 2021 г. Выявлено увеличение нормативного числа комплексных посещений для проведения профилактических осмотров и диспансеризации на фоне снижения реализации их объемов в начале пандемии, а также госпитализаций, в том числе для медицинской реабилитации, особенно числа случаев лечения в условиях дневных стационаров. Впервые определены объемы медицинской помощи по медицинской реабилитации в амбулаторных условиях.

Шипова В.М.1, Щепин В.О.1, Корецкий С.Н.2

1

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», 105064, г. Москва, Российская Федерация

2

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 101990, г. Москва, Российская Федерация

Показана разнонаправленная динамика в планируемых объемах отдельных диагностических исследований: в увеличении проведения компьютерной томографии и тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции, снижении объемов остальных указанных в программе видов. Нормы времени в действующих нормативных правовых актах в значительной мере устарели и не соответствуют современным условиям оказания медицинской помощи, а результаты предыдущих исследований по-прежнему не учтены Минздравом России в рамках внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу по вопросам нормирования труда.

Заключение. Проведенный анализ нормативных объемов медицинской помощи продемонстрировал необходимость незамедлительного решения как имеющихся проблем в нормировании труда для внедрения плановых показателей объема медицинской помощи, предусмотренных ПГГ, так и рассмотрения новых задач по разработке норм времени на отдельные виды диагностических исследований. Рассмотрение новых задач в нормировании труда, выявленных при анализе территориальных ПГГ на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., будет представлено во второй части публикации.

Ключевые слова:

нормирование труда; нормативные объемы медицинской помощи; Программа государственных гарантий; нормы времени; диагностические исследования; нормативный правовой акт; COVID-19; компьютерная томография

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание и редактирование текста - Шипова В.М.; сбор и обработка материала, редактирование текста - Щепин В.О.; написание и редактирование текста, обработка материала - Корецкий С.Н.

Для цитирования: Шипова В.М., Щепин В.О., Корецкий С.Н. Задачи нормирования труда в рамках реализации оказания гарантированной государством медицинской помощи населению Российской Федерации в 2022 г. Часть 1 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 1. С. 130-140. 001: Шрз:/Ш. огд/10.33029/2411-8621-2022-8-1-130-140

Статья поступила в редакцию 20.01.2022. Принята в печать 11.02.2022.

Tasks of labor rationing for the implementation of the provision of state-guaranteed medical care to the population of the Russian Federation in 2022. Part 1

Shipova V.M.1, 1 N.A. Semashko National Research Institute of Public Shchepin V.O.1, Health, 105064, Moscow, Russian Federation Koretskiy S.N.2 2 National Medical Research Center for Therapy and Preventive Medicine, 101990, Moscow, Russian Federation

In the context of the COVID-19 pandemic, Limited human resources, slowdown in economic development, planning the organization of medical care, its guaranteed volume for the population of the country, is an urgent task of the country's healthcare system, implemented through the annually approved Programs of state guarantees of free medical care for the population of the Russian Federation.

The aim of the study is to analyze the regulatory Legal and regulatory acts on the issues of labor regulation in the health care system of the Russian Federation for the implementation of the provision of state-guaranteed medical care to the population in 2022.

The materials of the study were the regulatory legal and regulatory acts of the reference legal system "Consultant Plus".

The results of the first part of the study showed changes in the guaranteed volumes of certain types of medical care for 2022 compared to the data for 2021. An increase in the standard number of comprehensive visits for preventive examinations and medical examinations was revealed against the background of a decrease in the implementation of their volumes at the beginning of the pandemic, as well as hospitalizations, including for medical rehabilitation, and especially the number of cases of treatment in day hospitals. For the first time, the volumes of medical care for medical rehabilitation on an outpatient basis have been determined.

Multidirectional dynamics is shown in the planned volumes of individual diagnostic studies: in an increase in computed tomography and testing for the detection of a new coronavirus infection and a decrease in the volumes of other types specified in the Program. The time norms in the current regulatory legal acts are largely outdated and do not correspond to modern conditions for the provision of medical care, and the results of previous studies are still not taken into account by the Russian Ministry of Health as part of the amendments to the current regulatory framework on labor rationing.

Conclusion. The analysis of the normative volumes of medical care demonstrated the need to immediately address both the existing problems in labor rationing for the implementation of the planned indicators for the volume of medical care provided for by the SGBP, and the consideration of new tasks for developing time standards for certain types of diagnostic studies. Consideration of new tasks in labor rationing identified in the analysis of the TPSG for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024 will be presented in the second part of the publication.

Keywords:

labor rationing; standard volumes of medical care; State Guarantee Program; time standards; diagnostic studies; regulatory legal act; COVID-19; computed tomography

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

Contribution. The concept and design of the study, the collection and processing of material, writing and editing the text - Shipova V.M.; collection and processing of material, text editing - Shchepin V.O.; writing and editing text, processing material - Koretskiy S.N.

For citation: Shipova V.M., Shchepin V.O., Koretskiy S.N. Tasks of labor rationing for the implementation of the provision of state-guaranteed medical care to the population of the Russian Federation in 2022. Part 1. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2022; 8 (1): 130-40. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-1-130-140 (in Russian) Received 20.01.2022. Accepted 11.02.2022.

В условиях пандемии С0УШ-19, ограниченности человеческих ресурсов, снижения темпов экономического развития, характерных для большинства развитых стран мира, планирование организации медицинской помощи, особенно ее кадровых ресурсов, как наиболее сложно восполняемых и мобилизуемых в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является актуальной задачей системы здравоохранения страны в достижении ее максимально эффективного функционирования и обеспечения населения доступной и качественной медицинской помощью в полном необходимом объеме.

Нормирование труда - одна из основ планирования в системе здравоохранения. Ее правовое обеспечение, регламентирующее нормы и нормативы, определяет необходимость внесения изменений в организацию медицинской помощи населению в соответствии с современными условиями ее оказания и потребностью в ее объемах. Все это реализуется посредством программ государственных гарантий (ПГГ) бесплатного оказания медицинской помощи населению Российской Федерации, ежегодно утверждаемых постановлениями правительства Российской Федерации.

Цель исследования - анализ нормативных правовых актов по вопросам нормирования труда в системе здравоохранения Российской Федерации для реализации оказания гарантированной государством медицинской помощи в 2022 г.

Материал и методы

В качестве материалов исследования были использованы нормативные правовые и нор-

мативные акты по теме исследования из справочной правовой системы «Консультант Плюс», а также данные Росстата о численности населения Российской Федерации (по состоянию на 1 января).

Основными методами исследования явились информационно-аналитический и статистический методы.

Результаты

Одним из способов расчетов численности медицинских работников является способ на основе объемов оказанной медицинской помощи и нормативных затрат времени на единицу работы. Объем работы устанавливается ПГГ на текущий год и на плановый период на последующие 2 года, утверждаемой постановлениями Правительства Российской Федерации1, в виде общих показателей по видам медицинской помощи и условиям ее оказания, а дифференциация этих данных определяется соответствующими письмами Минздрава России о формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий2 (далее - ТПГГ). Анализ данных этих документов позволяет выделить основные тренды в динамике изменений объемов медицинской помощи [1-3], выявить определенные противоречия и нестыковки в величинах отдельных показателей [4, 5].

В рамках ПГГ на 2022 г.3 внесены определенные изменения в объемы медицинской помощи по видам и источникам финансирования по сравнению с 2021 г.4, они отражены в табл. 1.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

2 Письмо Минздрава России от 13.01.2022 № 11-7/И/2-275 «О формировании и экономическом обосновании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022-2024 годы».

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

4 Там же.

Таблица 1. Показатели объемов медицинской помощи по видам, условиям оказания и источникам финансирования в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299* и от 28.12.2021 № 2505**

ПГГ на 2021 г. ПГГ на 2022 г.

бюджет- в рамках бюджет- в рамках

Единица измерения ные ассиг- ОМС ные ассиг- ОМС

и вид медицинской помощи нования (на 1 за- нования (на 1 за-

(на 1 жи- страхован- (на 1 жи- страхован-

теля) ное лицо) теля) ное лицо)

Первичная медико-санитарная помощь

Посещение (комплексное посещение) с профилактическими и иными целями 0,73 2,93 0,73 2,93

Обращение в связи с заболеваниями 0,144 1,7877 0,144 1,7877

Комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров 0,26 0,272

Комплексное посещение для проведения диспансеризации 0,19 0,263

Посещение с иными целями 2,48 2,395

Посещение в неотложной форме 0,54 0,54

Круглосуточные стационары

Всего случаев госпитализации, 0,0146 017671 0,0146 0,177535

в том числе:

при оказании медицинской помощи в федеральных медицинских организациях 0,011118 0,011199

при оказании медицинской помощи в ме-

дицинских организациях (за исключением 0,166336

федеральных)

Дневные стационары

Всего случаев лечения, в том числе: 0,004 0,063255 0,004 0,070943

при оказании медицинской помощи в федеральных медицинских организациях 0,002181 0,002352

при оказании медицинской помощи в ме-

дицинских организациях (за исключением 0,061074 0,068591

федеральных)

Скорая медицинская помощь

Вызовы 0,29 0,29

ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. * Постановление Правительства Российской Федерации от28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

** Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Как следует из табл. 1, увеличен планируемый на 4,6%, а для проведения диспансеризации -объем комплексных посещений для проведения на 38,4%. Число посещений с иными целями профилактических медицинских осмотров - уменьшено на 3,4%.

Таблица 2. Число случаев госпитализации для медицинской реабилитации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в специализированных медицинских организациях и реабилитационных отделениях медицинских организаций (на 1000 застрахованных лиц) в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299* и от 28.12.2021 № 2505**

1 Место оказания медицинской помощи 1 ПГГ на 2021 г. ПГГ на 2022 г. 1

Всего, в том числе: 5,0 5,403

оказываемой федеральными медицинскими организациями 0,56 0,960

оказываемой медицинскими организациями (за исключением федеральных медицинских организаций) 4,44 4,443

* Постановление Правительства Российской Федерации от28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

** Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Нормативный показатель общего числа случаев госпитализации вырос на 0,5%, в том числе при оказании медицинской помощи в федеральных организациях - на 0,7%, в других медицинских организациях - на 0,4%.

Более значительно увеличилось число случаев лечения в дневных стационарах - на 12,2%, в том числе в федеральных медицинских организаций - на 7,8%, в других медицинских организациях - на 12,3%.

Определенные изменения произошли в планировании объема медицинской помощи по медицинской реабилитации. Впервые в ПГГ на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.5 определены показатели объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, составляющие 0,00287 на 1 застрахованное лицо. Число случаев госпитализации по медицинской реабилитации в соответствии с ПГГ на 2021 и 2022 гг. отражено в табл. 2.

Число госпитализаций, выраженных в рассматриваемых документах на одно застрахован-

ное лицо, при составлении табл. 2 переведено на 1000 указанного контингента для удобства анализа данных и в соответствии с правилами статистики, касающихся целесообразности представления данных таким образом, чтобы хоть одна цифра слева от запятой выражалась целым числом.

Как видно из данных табл. 2, нормативное число госпитализаций в целом выросло на 8,1%, при этом наиболее значимое увеличение показателя произошло в федеральных медицинских организациях - более чем на 70%, а в других медицинских организациях прирост составил <1%.

В ПГГ на 2020 г. впервые был указан объем ряда диагностических (лабораторных) исследований. В табл. 3 представлены сравнительные данные плановых показателей на 20206, 2021 и 2022 гг. и на последующий плановый период 2023 и 2024 гг. При составлении табл. 3 представленные в ПГГ нормативные объемы на 1 жителя были пересчитаны на другое основание, в данном случае на 100 жителей.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Таблица 3. Число исследований по планированию отдельных видов диагностических исследований на 2020-2024 гг. в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610*, от 28.12.2020 № 2299** и от 28.12.2021 № 2505*** (на 100 застрахованных)

Наименование исследований Число исследований (на 100 застрахованных)

2020 2021 2022 2023 2024 2024/2020 (2024/2021), %

Компьютерная томография 2,75 2,833 4,632 4,632 4,632 168,4

Магнитно-резонансная томография 1,19 2,833 2,634 2,634 2,634 221,4

Ультразвуковое исследование 11,25 11,588 8,286 8,286 8,286 73,7 сердечно-сосудистой системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эндоскопические диагностические исследования 4,77 4,913 2,994 2,994 2,994 62,8

Молекулярно-генетические исследования с целью вы- 0,07 0,1184 0,092 0,092 0,092 131,4 явления**** онкологических заболеваний

Патологоанатомическое исследование биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии - 1,431 1,321 1,321 1,321 91,7

Тестирование на выявление новой коронавирусной инфек- - 12,441 12,838 8,987 7,189 57,8 ции (COVID-19)

* Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

** Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

*** Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

**** С целью диагностики (на 2021 г.).

Число планируемых исследований увеличилось с 2021 г. до 2024 г. в 2,2 раза по проведению магнитно-резонансной томографии, в 1,7 раза -компьютерной томографии, в 1,3 раза - моле-кулярно-генетическим исследованиям с целью выявления онкологических заболеваний. Объем остальных исследований уменьшился.

Однако динамика изменений по представленным в табл. 3 периодам времени носит неодно-

значный характер. Как видно из табличных данных, в планах на 2021 г. предусматривалось увеличение всех показателей по сравнению с 2020 г.

По характеру дальнейших изменений при переходе от 2021 до 2022 г. все исследования можно разделить на 2 группы:

■ увеличение показателей: компьютерная томография, тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

■ уменьшение показателей: все остальные виды исследований.

Планирование числа диагностических (лабораторных) исследований на период 20232024 гг. носит стабильный характер и полностью совпадает с данными на 2022 г. по всем видам исследований, за исключением тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Этот вид исследований, по мнению авторов документа7, будет уменьшаться. Динамика числа отдельных исследований представлена на рисунке.

Представленная неоднозначная динамика числа отдельных видов диагностических (лабораторных) исследований привела к изменениям в структуре объемов этих исследований. Если компьютерная и магнитно-резонансная томография в 2020 г. в структуре плановых объемов отдельных видов диагностических исследований суммарно составляли 19,7%, то в планах на 2024 г. почти в 2 раза выше - 39,0%. При этом для сопоставимости расчет структуры на 2024 г. проведен при исключении числа тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии, так как эти виды исследований не были запланированы ПГГ на 2020 г.

Как следует из табл. 3, в ПГГ указан только вид диагностического исследования и его средние нормативы объема. При одном и том же общем, обозначенном в ПГГ числе исследований, в конкретной медицинской организации может сложиться разное число и структура этих исследований в зависимости от заболеваемости прикрепленного населения, доступности медицинской помощи, наличия того или иного вида оборудования. Следовательно, для проведения расчетов численности должностей медицинских работников вспомогательной лечебно-диагно-

14 12 10

8

12,4

4,8 А-

4,9 4,6

2,8

3,0

4,6 —•-

4,6 —•

3,0

3,0

2020 2021

2022 Годы

2023 2024

-♦- Тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции (С0УЮ-19)

-•- Компьютерная томография

-А- Эндоскопические исследования

Средние нормативы объемов отдельных видов диагностических (лабораторных) исследований в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610*, от 28.12.2020 № 2299** и от 28.12.2021 № 2505** (на 100 застрахованных)

* Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

** Постановление Правительства Российской Федерации от28.12.2021 №2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

*** Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

стической службы по объемам помощи необходимы нормативные затраты времени на единицу работы и сложившаяся структура исследований

6

4

2

0

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

с учетом указанных факторов и условий. Нормативные затраты времени на каждое конкретное исследование внутри каждого вида исследования определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими их проведение в разрезе исследуемых органов, систем органов, в ряде случаев - по типам приборов.

Нормы времени на компьютерную и магнитно-резонансную томографию указаны в письме Минздрава России, утвержденном более 20 лет тому назад8. В документе приведены нормы времени по 14 видам диагностических (лабораторных) исследований, в том числе при обычном исследовании: 45 мин на каждое из 13 видов исследований и 60 мин на исследование сердца; при исследовании с применением контрастных средств: 60 мин на каждое из 13 видов исследований (без указаний на нормы времени при обследовании сердца). В документе указано, что «нормативы даны для МР-томографов с резистивным магнитом мощностью магнитного поля от 0,2 до 0,45 Т. Пропускная способность кабинета МРТ зависит от типа используемого в МРТ магнита. При магнитах более высокой мощности временные показатели снижаются на 50%. Для магнитных томографов мощностью <0,2 Т временные показатели увеличиваются на 50%»9.

При определении среднего значения времени на эти виды исследований, а по-видимому, именно этот показатель имелся в виду при планировании и определении финансовой потребности на проведение компьютерной и магнитно-резонансной томографии, целесообразно исполь-

зовать итоги работы Р.А. Зарипова [6]. На основе проведения хронометража с учетом частоты проведения исследований с контрастным усилением, заполнения технологической карты базового исследования и частоты дополнительного выбора анатомической зоны и других параметров работы автор определил средние затраты времени на проведение одного исследования рентгеновской компьютерной томографии, составляющее 51 мин, и магнитно-резонансной томографии, равное 77 мин.

Нормы времени на ультразвуковое исследование сердечно-сосудистой системы дифференцированы по четырем видам, при этом затраты времени имеют колебания от 20 до 60 мин10. Хотя данный документ полностью отменен в 2020 г.11, в отсутствие других данных по нормам времени считаем возможным использование приказа Минздрава РСФСР от 02.08.1996 № 1328 в этой части. Нормы времени на проведение ультразвуковых исследований приводятся и в методических материалах ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» [7], и в публикации по вопросам организации нормирования труда персонала диагностической службы [8], но без данных по ультразвуковым исследованиям сердечно-сосудистой системы.

Нормы времени на эндоскопические исследования, установленные в 1996 г.12, дифференцированы по 22 видам исследований, при этом размах колебаний на отдельные виды составляет от 30 до 100 мин для взрослых и от 30 до 120 мин для детей. В последующий период времени были разработаны и опубликованы нормативные за-

8 Циркулярное письмо Минздрава России от 31.08.2000 № 2510/9736-32 «О нормировании труда специалистов рентгеновских кабинетов».

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

10 Приказ Минздрава РСФСР от 02.08.1991 № 132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики» (Приложение).

11 Приказ Минздрава России от 09.06.2020 № 560н «Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований».

12 Приказ Минздравмедпрома России от 21.05.1996 № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (Приложение № 7).

траты на 29 видов диагностических исследований и 6 видов биопсий с показателями, варьирующими от 53 до 110 мин [9].

Приказ Минздрава России по нормам времени на лабораторные исследования13 был разработан при использовании оборудования, применяемого в прошлом веке, что ставит под сомнение целесообразность применения указанных норм в условиях стремительного развития технологий, в том числе медицинских, оснащенности лабораторий современным оборудованием [10].

Таким образом, проведенный анализ нормативных правовых актов по нормам времени на проведение отдельных диагностических исследований, предусмотренных ПГГ на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., показывает, что данные нормы в значительной мере устарели и не соответствуют современным условиям оказания медицинской помощи. Результаты исследований, изложенные в вышеуказанных публикациях, по прежнему не учтены Минздравом России в рамках внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу по вопросам нормирования труда.

Заключение

Изменения в объемах медицинской помощи, предусмотренные ПГГ на 2022 г. и на плановый

период 2023 и 2024 гг. сводятся к усилению профилактической направленности в оказании медицинской помощи населению в амбулаторных условиях, увеличению объемов медицинской помощи в условиях дневных стационаров, повышению роли федеральных медицинских организаций при оказании больничной помощи в целом, в том числе при медицинской реабилитации. Такие изменения являются основой для изменений в планировании численности медицинских работников медицинских организаций в рамках полномочий Минздрава России, их перераспределения по типам медицинских организаций и видам медицинской помощи, внесения корректив в подготовку кадровых ресурсов отрасли.

Проведенный анализ нормативных объемов медицинской помощи показал, что для внедрения плановых показателей объема медицинской помощи, предусмотренных ПГГ, необходимо решение имеющихся проблем в нормировании труда, представленных в публикациях последних лет [11, 12], и новых задач по разработке норм времени на отдельные виды диагностических исследований. Рассмотрение новых задач в нормировании труда, выявленных при анализе ТПГГ на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., будет представлено во второй части публикации в журнале.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шипова Валентина Михайловна (Valentina M. Shipova) - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация E-mail: vschipova@yandex.ru http://orcid.org/0000-0002-8957-92lX

Щепин Владимир Олегович (Vladimir O. Shchepin) - член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация E-mail: shchepin131@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-0657-7623

13 Приказ Минздрава России от 25.12.1991 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (Приложение № 12).

Корецкий Сергей Николаевич (Sergey N. Koretskiy) - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: snkoretskiy@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-6009-5775

ЛИТЕРАТУРА

1. Шипова В.М. Современные подходы к планированию сети медицинских организаций / под ред. Р.У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. 136 с.: ил.

2. Шипова В.М. Организация и технология нормирования труда в здравоохранении / под ред. Р. У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. 312 с.: ил.

3. Габуева Л.А., Павлова Н.Ф., Шипова В.М., Зубарева Н.Н. Медико-демографические вызовы для планирования первичной и специализированной медицинской помощи в рамках ПГГ на 2020-2022 гг. // Финансовая экономика. 2020. № 3. С. 342-347.

4. Щепин В.О., Шипова В.М., Миргородская О.В. Государственные гарантии медицинской помощи и нормы труда в здравоохранении // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021. № 2. С. 26-35.

5. Шипова В.М. Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Сборник нормативно-правовых актов с комментариями / под ред. Р.У. Хабриева. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 320 с.

6. Зарипов Р.А. Расчет и обоснование нормирования работы кабинетов РКТ и МРТ // Материалы Конгресса Российской ассоциации радиологов (Заседание профильной комиссии по лучевой диагностике Минздрава России, г. Казань). Москва, 2014. С. 56-61.

7. Шипова В.М., Юркин Ю.Ю. Разработка и применение нормативов по труду подразделений ультразвуковой диагностики (методические материалы). Москва : Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья, 2016. 32 с.

8. Шипова В.М., Сахно Ю.Ф., Юркин Ю.Ю. Организация нормирования труда персонала диагностической службы ЛПУ. Москва : ГУ НИИ общественного здоровья РАМН, 2007. 110 с.

9. Стародубов В.И., Сон И.М., Иванова М.И., Цыбикова Э.В., Люцко В.В. Затраты рабочего времени врачей-специалистов на выполнение работ, связанных с проведением эндоскопических исследований // Эндоскопическая хирургия. 2017. № 23 (1). С. 29-32.

10. Шипова В.М. Как скорректировать штатное расписание лаборатории по новым нормативам // Справочник заведующего КДЛ. 2021. № 9. С. 26-34.

11. Хабриев Р.У., Шипова В.М., Берсенева Е.А., Михайлов Д.Ю. Современное состояние системы нормирования труда в здравоохранении // Казанский медицинский журнал. 2020. Т. 101, № 6. С. 859-868.

12. Шипова В.М., Корецкий С.Н. Проблемы внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников в условиях современной нормативно-правовой базы по труду // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 4. С. 104-123.

REFERENCES

1. Shipova V.M. Modem approaches to planning a network of medical organizations. In: R.U. Khabriev (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2014: 136 p. (in Russian)

2. Shipova V.M. Organization and technology of labor rationing in healthcare. In: R.U. Khabriev (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2018: 312 p. (in Russian)

3. Gabueva L.A., Pavlova N.F., Shipova V.M., Zubareva N.N. Medical and demographic challenges for planning primary and specialized medical care under the program of state guarantees for 2020-2022. Finansovaya ekonomika [Financial Economics]. 2020; (3): 342-7. (in Russian)

4. Shchepin V.O., Shipova V.M., Mirgorodskaya O.V. State guarantees of medical care and labor standards in healthcare. Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestven-nogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko [Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko]. 2021; (2): 26-35. (in Russian)

5. Shipova V.M. Regulation of labor relations in healthcare. Collection of normative legal acts with comments. In: R.U. Khabriev (ed.). 4th ed., reprint. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2021: 320 p. (in Russian)

6. Zaripov R.A. Calculation and justification of the rationing of the work of the RCT and MRI rooms. In: Proceedings of the Congress of the Russian Association of Radiologists (Meeting of the Profile Commission on Radiation Diagnostics of the Ministry of Health of Russia, Kazan). Moscow, 2014: 56-61. (in Russian)

7. Shipova V.M., Yurkin Yu.Yu. Development and application of standards for the work of ultrasonic diagnostic units (methodological materials). Moscow: Natsional'niy nauchno-issledovatel'skiy institut obshchestvennogo zdorov'ya, 2016: 32 p. (in Russian)

8. Shipova V.M., Sakhno Yu.F., Yurkin Yu.Yu. Organization of work rationing of the personnel of the diagnostic service of health facilities. Moscow: GU NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN, 2007: 110 p. (in Russian)

9. Starodubov V.I., Son I.M., Ivanova M.I., Tsybikova E.V., Ly-utsko V.V. Expenses of working hours of medical specialists for the performance of work related to the conduct of endoscopic examinations. Endoskopicheskaya khirurgiya [Endoscopic Surgery]. 2017; 23 (1): 29-32. (in Russian)

10. Shipova V.M, How to adjust the staffing of the laboratory according to the new standards. Spravochnik zaveduyushchego KDL [Directory of Head of the CDL]. 202; (9): 26-34. (in Russian)

11. Khabriev R.U., Shipova V.M., Berseneva E.A., Mikhay-lov D.Yu. The current state of the labor rationing system in health care. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal [Kazan Medical Journal]. 2020; 101 (6): 859-68. (in Russian)

12. Shipova V.M., Koretsky S.N. Problems of introducing a new system of remuneration of medical workers in the conditions of the modern regulatory and legal framework for labor. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2021; 7 (4): 104-23. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.