Научная статья на тему 'Проблемы внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников в условиях современной нормативно-правовой базы по труду'

Проблемы внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников в условиях современной нормативно-правовой базы по труду Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
119
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новая система оплаты труда / здравоохранение / штатно-нормативное обеспечение / нормы труда / медицинский работник / нормативный правовой акт / порядок оказания медицинской помощи / new wage system / healthcare / staff and regulatory support / labor standards / medical worker / regulatory legal act / procedure for providing medical care

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шипова Валентина Михайловна, Корецкий Сергей Николаевич

Цель. Проанализировать действующие нормативные правовые акты по вопросам нормирования труда в системе здравоохранения и изучить возможности реализации новой системы оплаты труда в условиях нерешенных проблем нормирования труда Материал и методы. Материалами исследования послужили нормативные правовые акты по вопросам норм труда в здравоохранении. Источник правовой информации – справочная правовая система «КонсультантПлюс». В качестве методов исследования использовались аналитический, изучения и обобщения опыта. Результаты. В исследовании анализ современной нормативно-правовой базы по труду в рамках системы здравоохранения Российской Федерации проводился по видам норм труда, в связи с чем была разработана их соответствующая систематизация и сформирован перечень нормативных правовых актов по 6 группам: нормы численности (в приказах о Порядках), нормы численности (в приказах о Положениях), нормы численности (в приказах по Правилам), нормы времени (на посещение), нормы времени (на диагностические исследования, процедуры, манипуляции), нормы нагрузки. Выявлены такие проблемы и недостатки нормативных правовых актов по вопросам норм труда в здравоохранении, как несоответствие содержания ряда приказов и приложений к приказам их наименованию, противоречивые данные величин норм труда в нормативных правовых актах, отсутствие нормативов численности медицинских работников вспомогательной службы, общего больничного персонала в основных типах больничных организаций, ошибочные рекомендации по штатному обеспечению круглосуточной работы, нарушения номенклатуры профилей медицинской помощи, должностей, специальностей, экономическая необоснованность норм труда и главное – отсутствие связи между отдельными составляющими системы нормирования труда в здравоохранении. Определен ряд мероприятий по устранению ошибочных положений нормативных правовых актов и совершенствованию нормативно-правовой базы по труду в системе здравоохранения. Заключение. Выявленные недостатки и проблемы нормативно-правовой базы по труду препятствуют внедрению новой системы оплаты труда медицинских работников и нарушают ее главные условия: прозрачность и справедливость. В условиях представленного состояния нормативно-правовой базы нормирования труда в здравоохранении трудно рассчитывать на создание равной напряженности норм труда, являющейся основой для внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шипова Валентина Михайловна, Корецкий Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of introducing a new wage system for medical workers in the conditions of the modern regulatory framework for labor

The aim. To analyze the current regulatory legal acts on the issues of labor rationing in the healthcare system and to explore the possibilities of implementing a new wage system in the context of unresolved labor rationing problems. Material and methods. The research materials were regulatory legal acts on labor standards in healthcare. The source of legal information is the ConsultantPlus legal reference system. Analytical, study and generalization of experience were used as research methods. Results. In the study, the analysis of the modern regulatory framework for labor within the health care system of the Russian Federation was carried out by types of labor standards, in connection with which their appropriate systematization was developed and a list of normative legal acts was formed for 6 groups: number norms (in orders on Procedures), number norms (in orders on Rules), number norms (in the order on Rules), time norms (for visits), time norms (for diagnostic studies, procedures, manipulations), load norms. The problems and shortcomings of regulatory legal acts on labor standards in healthcare have been identified, such as the inconsistency of the content of a number of orders and appendices to orders with their names, contradictory data on the values of labor standards in regulatory legal acts, the lack of standards for the number of auxiliary service medical workers, general hospital staff in the main types of hospital organizations, erroneous recommendations for staffing round-the-clock work, violations of the nomenclature of medical care profiles, positions, specialties, the economic unreasonableness of labor standards and, most importantly, the lack of communication between the individual components of the labor rationing system in healthcare. A number of measures have been identified to eliminate erroneous provisions of regulatory legal acts and improve the regulatory framework for labor in the healthcare system. Conclusion. The revealed shortcomings and problems of the labor regulatory framework hinder the introduction of a new system of remuneration for medical workers and violate its main conditions: transparency and fairness. In the conditions of the presented state of the regulatory framework for labor rationing in healthcare, it is difficult to count on the creation of equal tension of labor standards, which is the basis for the introduction of a new system of remuneration for medical workers.

Текст научной работы на тему «Проблемы внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников в условиях современной нормативно-правовой базы по труду»

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Проблемы внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников в условиях современной нормативно-правовой базы по труду

Цель. Проанализировать действующие нормативные правовые акты по вопросам нормирования труда в системе здравоохранения и изучить возможности реализации новой системы оплаты труда в условиях нерешенных проблем нормирования труда

Материал и методы. Материалами исследования послужили нормативные правовые акты по вопросам норм труда в здравоохранении. Источник правовой информации - справочная правовая система «КонсультантПлюс». В качестве методов исследования использовались аналитический, изучения и обобщения опыта.

Результаты. В исследовании анализ современной нормативно-правовой базы по труду в рамках системы здравоохранения Российской Федерации проводился по видам норм труда, в связи с чем была разработана их соответствующая систематизация и сформирован перечень нормативных правовых актов по 6 группам: нормы численности (в приказах о Порядках), нормы численности (в приказах о Положениях), нормы численности (в приказах по Правилам), нормы времени (на посещение), нормы времени (на диагностические исследования, процедуры, манипуляции), нормы нагрузки.

Выявлены такие проблемы и недостатки нормативных правовых актов по вопросам норм труда в здравоохранении, как несоответствие содержания

Шипова В.М.1, Корецкий С.Н.2

1

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», 105064, г. Москва, Российская Федерация Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 101990, г. Москва, Российская Федерация

2

ряда приказов и приложений к приказам их наименованию, противоречивые данные величин норм труда в нормативных правовых актах, отсутствие нормативов численности медицинских работников вспомогательной службы, общего больничного персонала в основных типах больничных организаций, ошибочные рекомендации по штатному обеспечению круглосуточной работы, нарушения номенклатуры профилей медицинской помощи, должностей, специальностей, экономическая необоснованность норм труда и главное - отсутствие связи между отдельными составляющими системы нормирования труда в здравоохранении. Определен ряд мероприятий по устранению ошибочных положений нормативных правовых актов и совершенствованию нормативно-правовой базы по труду в системе здравоохранения.

Заключение. Выявленные недостатки и проблемы нормативно-правовой базы по труду препятствуют внедрению новой системы оплаты труда медицинских работников и нарушают ее главные условия: прозрачность и справедливость.

В условиях представленного состояния нормативно-правовой базы нормирования труда в здравоохранении трудно рассчитывать на создание равной напряженности норм труда, являющейся основой для внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников.

Ключевые слова:

новая система оплаты труда, здравоохранение, штатно-нормативное обеспечение, нормы труда, медицинский работник, нормативный правовой акт, порядок оказания медицинской помощи

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шипова В.М., Корецкий С.Н. Проблемы внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников в условиях современной нормативно-правовой базы по труду // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 4. С. 64-83. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-4-64-83

Статья поступила в редакцию 05.11.2021. Принята в печать 02.12.2021.

The problems of introducing a new wage system for medical workers

in the conditions of the modern regulatory framework for labor

Shipova V.M.1, 1 N.A. Semashko National Research Institute of Public

Koretskiy S.N.2 Health, 105064, Moscow Russian Federation

2 National Medical Research Center for Therapy

and Preventive Medicine, 101990, Moscow, Russian

Federation

The aim. To analyze the current regulatory Legal acts on the issues of Labor rationing in the healthcare system and to explore the possibilities of implementing a new wage system in the context of unresolved labor rationing problems.

Material and methods. The research materials were regulatory Legal acts on Labor standards in healthcare. The source of legal information is the ConsultantPlus legal reference system. Analytical, study and generalization of experience were used as research methods.

Results. In the study, the analysis of the modern regulatory framework for labor within the health care system of the Russian Federation was carried out by types of labor standards, in connection with which their appropriate systematization was developed and a list of normative legal acts was formed for 6 groups: number norms (in orders on Procedures), number norms (in orders on Rules), number norms (in the order on Rules), time norms (for visits), time norms (for diagnostic studies, procedures, manipulations), load norms.

The problems and shortcomings of regulatory legal acts on labor standards in healthcare have been identified, such as the inconsistency of the content of a number of orders and appendices to orders with their names, contradictory data on the values of labor standards in regulatory legal acts, the lack of standards for the number of auxiliary service medical workers, general hospital staff in the main types of hospital organizations, erroneous recommendations for staffing round-the-clock work, violations of the nomenclature of medical care profiles, positions, specialties, the economic unreasonableness of labor standards and, most importantly, the lack of communication between the individual components of the labor rationing system in healthcare. A number of measures have been identified to eliminate erroneous provisions of regulatory legal acts and improve the regulatory framework for labor in the healthcare system.

Conclusion. The revealed shortcomings and problems of the labor regulatory framework hinder the introduction of a new system of remuneration for medical workers and violate its main conditions: transparency and fairness.

In the conditions of the presented state of the regulatory framework for labor rationing in healthcare, it is difficult to count on the creation of equal tension of labor standards, which is the basis for the introduction of a new system of remuneration for medical workers.

Keywords:

new wage system, healthcare, staff and regulatory support, labor standards, medical worker, regulatory legal act, procedure for providing medical care

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

For citation: Shipova V.M., Koretskiy S.N. The problems of introducing a new wage system for medical workers in the conditions of the modern regulatory framework for labor. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2021; 7 (4): 64-83. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-4-64-83 (in Russian) Received 05.11.2021. Accepted 02.12.2021.

Согласно нормам ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать требования

к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которое реализуется в настоящее время в системе здравоохранения. В соответствии с Постанов-

лением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 № 847 «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» с 1 июня 2021 г. в 7 субъектах страны осуществляется трехэтапная реализация мероприятий проекта. Сроки этапа его внедрения в медицинские организации Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 №2144 перенесены вперед: с июля по ноябрь 2022 г. по результатам которого будут определены единые требования к системе оплаты труда государственных и муниципальных учреждений здравоохранения страны. Одной из целей данного проекта является устранение необоснованной дифференциации размеров зарплат медицинских работников между организациями одного типа в условиях применения единых требований к расчету должностного оклада, назначению стимулирующих и компенсационных выплат и т.п.

Основные положения новой системы оплаты труда сводятся к установлению фиксированного размера оклада и увеличению его на коэффициент должности работника, а также на специальный региональный коэффициент.

Цель данной публикации - проанализировать действующие нормативные правовые акты по вопросам нормирования труда в системе здравоохранения и изучить возможности реализации новой системы оплаты труда в условиях нерешенных проблем нормирования труда.

Материал и методы

Материалами исследования послужили нормативные правовые акты по вопросам норм труда в здравоохранении. Источник правовой информации - справочная правовая система «КонсультантПлюс». В качестве методов исследования использовались аналитический, изучения и обобщения опыта.

В исследовании анализ современной нормативно-правовой базы по труду в рамках системы здравоохранения Российской Федерации проводился по видам норм труда, в связи с чем была

разработана их соответствующая систематизация и формирование перечня таких документов по группам.

Результаты

В публикациях, посвященных вопросам здравоохранения, периодически появляются извлечения из документов, предлагающих рекомендуемые нормы труда.

В сборнике нормативов по труду учреждений здравоохранения, изданном в 2005 г., представлены по состоянию на 01.01.2004 нормативные правовые акты по труду, утвержденные приказами Минздрава СССР и сгруппированные в соответствии с действующей в тот период времени номенклатурой учреждений здравоохранения [1]. Эти документы частично могут быть использованы и в настоящее время. В дальнейшем в аналогичных публикациях приводились извлечения из нормативных правовых актов в основном в хронологическом порядке по мере их утверждения [2-6]. В последнем таком издании приведены лишь дополнения и изменения в утвержденных нормах труда за 2020-2021 гг. [7]. Кроме того, изменения в сборниках за определенный период времени отражались и в изданиях, содержащих комментарии к нормам труда [8, 9].

Систематизированный перечень действующих в настоящее время документов по видам норм труда представлен в таблице.

Систематизация перечня действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении, проведена следующим образом:

■ основанием для включения того или иного документа в Перечень является название документа или Приложения к нему, в которых определяется тот или иной вид норм труда;

■ документы распределены по видам норм труда, сгруппированным по типам документов, устанавливающих тот или иной вид норм труда;

■ внутри каждой группы документы представлены в хронологическом порядке по мере их утверждения.

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г.

№ п/п Наименование документа Дата утверждения и № документа № Приложений, разделов

1. Нормы численности (в приказах о Порядках)

1.1. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля» (с последующими изменениями) 02.04.2010 № 206н 2

1.2. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» 18.01.2012 № 17н 2, 5, 8, 11, 14

1.3. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях» 31.01.2012 № 69н 2, 5, 8

1.4. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» 16.04.2012 № 366н 11

1.5. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» 18.04.2012 № 381н 3, 6, 9, 12, 15, 18

1.6. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями» 05.05.2012 № 521н 2, 5

1.7. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская кардиология» 25.10.2012 № 440н 2, 5

1.8. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «ревматология» 25.10.2012 № 441н 2, 5

1.9. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» 25.10.2012 № 442н 2, 5, 8, 11

1.10. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология» 30.10.2012 № 560н 2, 5

1.11. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская урология-андрология» 31.10.2012 № 561н 2, 5

1.12. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская хирургия» 31.10.2012 № 562н 2, 5

1.13. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» 17.05.2012 № 566н 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 42, 44

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Продолжение)

№ Наименование документа Дата утверждения и № Приложе-

п/п № документа ний, разделов

1.14. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)» с последующими изменениями) 31.10.2012 № 567н 2, 5

1.15. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «клиническая фармакология» 02.11.2012 № 575н 2, 5

1.16. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «аллергология и иммунология» 07.11.2012 № 606н 2, 5, 8

1.17. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» 08.11.2012 № 689н 2, 5, 8, 11, 14

1.18. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «торакальная хирургия» 12.11.2012 № 898н 2, 5, 9, 13

1.19. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «эндокринология» 12.11.2012 № 899н 2, 5, 14

1.20. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «ревматология» 12.11.2012 № 900н 2, 5, 8, 11

1.21. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «травматология и ортопедия» 12.11.2012 № 901н 2, 5, 8, 12, 15

1.22. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты» 12.11.2012 № 902н 2, 5, 8, 11, 13, 16

1.23. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «оториноларингология» 12.11.2012 № 905н 2, 5, 8

1.24. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «гастроэнтерология» 12.11.2012 № 906н 2, 5, 8

1.25. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «урология» 12.11.2012 № 907н 2, 5, 8, 11

1.26. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская эндокринология» 12.11.2012 № 908н 2, 5, 8

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Продолжение)

№ Наименование документа Дата утверждения и № Приложе-

п/п № документа ний, разделов

1.27. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология» 12.11.2012 № 909н 2, 5, 8

1.28. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями» 12.11.2012 № 910н 2, 5, 8, 11

1.29. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях» 13.11.2012 № 911н 2, 5, 8, 11

1.30. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «онкология» 15.11.2012 № 915н 2, 5, 8, 11, 14, 20, 26, 29, 32

1.31. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пульмонология» 15.11.2012 № 916н 2, 5, 8

1.32. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с врожденными и (или) наследственными заболеваниями» 15.11.2012 № 917н 2

1.33. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (с последующими изменениями и дополнениями) 15.11.2012 № 918н 2, 5, 8, 12, 15, 18, 22, 26

1.34. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология» (с последующими изменениями) 15.11.2012 № 919н 2, 5, 8, 11, 14, 17

1.35. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «диетология» 15.11.2012 № 920н 2, 5, 8

1.36. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «неонатология» 15.11.2012 № 921н 2, 5, 8

1.37. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» 15.11.2012 № 922н 2, 5, 8

1.38. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «терапия» 15.11.2012 № 923н 2, 5, 8

1.39. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «дерматовенерология» 15.11.2012 № 924н 2, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Продолжение)

№ Наименование документа Дата утверждения и № Приложе-

п/п № документа ний, разделов

1.40. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми химическими отравлениями» 15.11.2012 № 925н 2, 5

1.41. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы» 15.11.2012 № 926н 2, 4, 7

1.42. Приказ Минздрава России «Об утверждения порядка оказания помощи пострадавшим с сочетанны-ми, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком» 15.11.2012 № 927н 2, 5

1.43. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» 15.11.2012 № 928н 2, 5

1.44. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гематология» 15.11.2012 № 930н 2, 6, 10, 13, 16

1.45. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «нейрохирургия» 15.11.2012 № 931н 2

1.46. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» 15.11.2012 № 932н 2, 6, 9, 21, 24

1.47. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «неврология» 14.12.2012 № 1047н 2, 5

1.48. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» с последующими изменениями 20.07.2013 № 388н 4, 7, 10, 13

1.49. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» 05.11.2013 № 822н 2

1.50. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» 09.04.2015 № 178н 2, 5

1.51. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» 30.12.2015 № 1034н 2, 5, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Продолжение)

№ Наименование документа Дата утверждения и № Приложе-

п/п № документа ний, разделов

1.52. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия» с последующими изменениями 29.01.2016 № 38н 2, 5, 8

1.53. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» 05.05.2016 № 279н 2, 5, 8, 11, 14, 17

1.54. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы» 12.01.2017 № 3н 2, 5

1.55. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «остеопатия» 19.01.2018 № 21н 2, 5, 8

1.56. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» 31.05.2018 № 298н 2, 5

1.57. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха» 13.06.2018 № 327н 1

1.58. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при заболеваниях (состояниях), для лечения которых применяется трансплантация (пересадка) костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток и внесении изменения в Порядок оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 октября 2012 г. № 567н» 12.12.2018 № 875н 2, 5, 8

1.59. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» 14.06.2019 № 422н 2, 5, 8, 11

1.60. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей» 23.10.2019 № 878н 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

1.61. Приказ Минздрава России «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирус-ной инфекции (СОУЮ-19)» с последующими изменениями и дополнениями 19.03.2020 № 198н 01.10.2020 № 1062н 30.10.2020 № 1184 н 10, 16, 17, 19

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Продолжение)

№ Наименование документа Дата утверждения и № Приложе-

п/п № документа ний, разделов

1.62. Приказ Минздрава России «Об утверждении Поряд- 09.06.2020 № 559н 2, 5, 8, 11

ка оказания медицинской помощи населению по

профилю хирургия (комбустиология)»

1.63. Приказ Минздрава России «Об утверждении 31.07.2020 № 786н 2, 5, 8, 11, 14

Порядка оказания медицинской помощи взрос-

лому населению при стоматологических заболе-

ваниях»

1.64. Приказ Минздрава России «Об утверждении По- 31.07.2020 № 788н 4, 7, 9, 11, 14,

рядка организации медицинской реабилитации 17, 20

взрослых»

1.65. Приказ Минздрава России «Об утверждении Поряд- 31.07.2020 № 803н 2

ка использования вспомогательных репродуктив-

ных технологий, противопоказаниям и ограничени-

ям к их применению»

1.66. Приказ Минздрава России «Об утверждении По- 20 10.2020 № 1130н 2, 5, 7, 11, 14,

рядка оказания медицинской помощи по профилю 17, 20, 27, 30,

«акушерство и гинекология» 33, 36, 39,

42, 45, 48

1.67. Приказ Минздрава России «Об утверждении 23.10 2020 № 1144н 13, 18

Порядка организации оказания медицинской

помощи лицам, занимающимся физической

культурой и спортом (в том числе при подготов-

ке и проведении физкультурных мероприятий

и спортивных мероприятий), включая порядок

медицинского осмотра лиц, желающих пройти

спортивную подготовку, заниматься физической

культурой и спортом в организациях и (или) вы-

полнить нормативы испытаний (тестов) Всерос-

сийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» (ГТО)»

1.68. Приказ Минздрава России «Об утверждении поряд- 28.10.2020 № 1170н 2, 5, 8

ка оказания медицинской помощи населению по

профилю «трансфузиология»

1.69. Приказ Минздрава России «Об утверждении По- 29.10.2020 № 1177н 2, 5, 8

рядка организации и осуществления профилактики

неинфекционных заболеваний и проведения ме-

роприятий по формированию здорового образа

жизни в медицинских организациях»

Приказ Минздрава России «Об утверждении По- 06.02.2021 № 55н 2, 5, 8, 11

1.70. рядка оказания медицинской помощи по профилю

«детская онкология и гематология»1

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Продолжение)

№ Наименование документа Дата утверждения и № Приложе-

п/п № документа ний, разделов

1.71. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях»2 19.02.2021 № 116н 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36

1.72. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по прекращению потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечению табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» 26.02.2021 № 140н 2

2. Нормы численности (в приказах о Положениях)

2.1. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (с изменениями и дополнениями) 15.05.2012 № 543н 2, 10, 13, 16, 19, 22

2.2. Приказ Минздрава России «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям 07.03.2018 № 92н 2, 5, 8, 10

2.3. Приказ Минздрава России и Минтруда России 31.05.2019 3, 6, 9, 12, 15,

«Об утверждении Положения об организации № 345н/372н 18, 21, 24, 27,

оказания паллиативной медицинской помощи, 30, 33, 36

включая порядок взаимодействия медицинских

организаций, организаций социального

обслуживания и общественных объединений,

иных некоммерческих организаций,

осуществляющих свою деятельность в сфере

охраны здоровья»

3. Нормы численности (в приказах по Правилам)

3.1. Приказ Минздрава России «О Правилах проведения патологоанатомических исследований» (с изменениями и дополнениями) 24.03.2016 № 179н 2

3.2. Приказ Минздрава России «Об утверждении Правил проведения функциональных исследований» 26.12.2016 № 997н 2, 5, 8, 11, 14

3.3. Приказ Минздрава России «Об утверждении Правил проведения эндоскопических исследований» 06.12.2017 № 974н 2, 5

3.4. Приказ Минздрава России «Об утверждении Правил проведения ультразвуковых исследований» 08.06.2020 № 557н 2, 5

3.5. Приказ Минздрава России «Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований» 09.06.2020 № 560н 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Продолжение)

№ п/п Наименование документа Дата утверждения и № документа № Приложений, разделов

3.6. Приказ Минздрава России «Об утверждении Правил 18.05.2021 № 464н 3, 7 проведения лабораторных исследований»

4. Нормы времени (на посещение)

4.1. Приказ Минздрава России «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога» 02.06.2015 № 290н В тексте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.2. Приказ Минздрава России «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта» 19.12.2016 № 973н В тексте

4.3. Приказ Минздрава России «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-гематолога, врача-инфекциониста, врача-онколога, врача-пульмонолога, врача-фтизиатра, врача-хирурга» 06.08.2020 № 810н В тексте

4.4. Письмо о методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования 30.12.2020 Минздрав России № 11-7/И/2-20691 ФОМС № 00-10-26-204/11-51 6

4.5. Письмо Минздрава России «О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи» 31.12.2020 № 11-7/И/2-20700 14, п. 2

5. Нормы времени (на диагностические исследования, процедуры, манипуляции)

5.1. Приказ Минздрава СССР «Об утверждении услов- 21.12.1984 № 1440 1 ных единиц на выполнение физиотерапевтических процедур, норм времени по массажу, положений о физиотерапевтических подразделениях и их персонале»

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Продолжение)

№ Наименование документа Дата утверждения и № Приложе-

п/п № документа ний, разделов

5.2. Приказ Минздрава СССР «Об утверждении расчетных норм времени на радиоизотопные исследования и о внесении изменений в действующие штатные нормативы лабораторий радиоизотопной диагностики» 05.08.1986 № 1029 1

5.3. Приказ Минздрава России «О совершенствовании службы лучевой диагностики» 02.08.1991 № 132 22

5.4. Письмо Минздрава России «О нормировании труда работников флюорографических кабинетов» 28.10.1992 № 21-01-983 В тексте 5

5.5. Приказ Минздрава России «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» 30.11.1993 № 283 7

5.6. Приказ Минздрава России «О развитии и совершенствовании деятельности лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» 19.01.1995 № 8 8

5.7. Приказ Минздравмедпрома России «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (с изменениями)» 31.05.1996 № 222 7

5.8. Приказ Минздрава России «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (с изменениями) (извлечения)» от 25.12.1997 № 380 12

5.9. Приказ Минздрава России «О дальнейшем развитии рентгено-хирургических методов диагностики и лечения» 22.06.1998 № 198 5

5.10. Методические указания Минздрава России 18.01.1999 Приложение

«Нормы времени на выполнение основных № 1100/82-99-23 без номера

видов микробиологических исследований»

5.11. Приказ Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию рефлексотерапии в Российской Федерации» 03.02.1999 № 38 9

5.12. Приказ Минздрава России «О совершенствовании серологической диагностики сифилиса» 26.03.2001 № 87 2

5.13. Методические указания Минздрава России «Нормы 23.05.2001 № МУ Приложение

затрат времени на проведение исследований 5.1.1037-01 (без номера)

в вирусологических лабораториях центров

Госсанэпиднадзора»

Перечень действующих нормативных правовых актов, устанавливающих нормы труда в здравоохранении Российской Федерации, по состоянию на ноябрь 2021 г. (Окончание)

№ Наименование документа Дата утверждения и № Приложе-

п/п № документа ний, разделов

6. Нормы нагрузки

6.1. Приказ Минздрава России «О мерах по улучшению организации помощи по мануальной терапии в Российской Федерации» 10.02.1998 № 39 2

6.2. Приказ Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» 20.08.2001 № 337 17

6.3. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля» (с последующими изменениями)» 02.04.2010 № 206н 2

6.4. Приказ Минздрава России «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» 23.10 2020 № 1144н 19

1 Документ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. 2 Документ вступает в силу с 1 января 2022 г.

Представленный перечень документов, сформированный для проведения данного анализа, может иметь самостоятельное научно-практическое значение и использоваться при поиске документа для составления штатного расписания медицинской организации, при экономическом анализе деятельности учреждения, подразделения, должности.

Анализ содержательной части представленных в таблице документов показал, что наименования Приказов и их Приложений не всегда совпадают с их содержанием. Так, наименования Приложений, включенных в таблице в 3-ю группу приказов, обозначены как рекомендуемые штатные нормативы. Показателями нормативов численности врачей вспомогательной служ-

бы являются, как известно, число коек и (или) численность врачей амбулаторного приема. Эти данные отсутствуют в рассматриваемых приказах, т.е. данные документы не дают представления о штатных нормативах, они устанавливают лишь соотношения между врачебным, средним и младшим медицинским персоналом службы.

Другой пример можно привести по документам, устанавливающим нормы нагрузки и включенным в 6-ю группу приказов. Из приведенных в этой группе приказов лишь один действительно устанавливает нормы нагрузки - документ, определяющий нормы труда по мануальной терапии. Все остальные приказы, включенные в эту группу, определяют нормы времени, выраженные в минутах. При этом документ, опре-

деляющий нормы труда по мануальной терапии, признан утратившим силу1. Однако при отсутствии другого аналогичного документа считаем возможным использование приложение № 2 к приказу № 39, в связи с чем этот приказ и включен в таблицу2.

Аналогичная судьба сложилась и у приказа по лучевой диагностике, обозначенного в таблице под № 5.3 (далее - приказ № 132). Новый приказ Минздрава России3 существенно изменил основные положения приказа № 132, однако нормы времени, указанные в Приложении № 22 к этому приказу, остались прежними. Следовательно, замена приказа № 132 вполне обоснована по всем позициям, кроме указаний на нормы времени, приведенных в Приложении № 22, что и отмечено в п. 5.3. таблицы.

Анализ содержательной части представленных в таблице документов выявляет основные проблемы в сложившейся нормативно-правовой базе по труду, постоянно отмечаемые в публикациях [8-11], но не исправленные до сих пор. Эти проблемы сводятся к следующему.

1. Противоречивые данные величин норм труда в приказах, включенных в таблице в первую и во вторую группы. Приказы о Порядках

оказания медицинской помощи и о Положениях об организации оказания медицинской помощи действуют одновременно и имеют одинаковую юридическую силу. Разница в нормах труда, приведенных в указанных документах, варьирует от нескольких процентов до 2,5-кратной величины. Так, например, нормативный показатель по должности врача-невролога составляет 15 тыс. взрослого населения по приказу о Порядке4 и 20 тыс. взрослого населения по приказу о Положении5, а по должности врача-инфекциониста - 20 тыс. по приказу о Порядке6 и 50 тыс. по приказу о Положении7. В этих условиях даже в пределах одного и того же региона при примерно одинаковой демографической ситуации, заболеваемости и обращаемости за медицинской помощью в штатные расписания одного и того же типа учреждения может быть включено разное число должностей.

Специальные расчеты показывают, что нормативная численность врачей амбулаторного приема (за исключением врачей-терапевтов участковых) в поликлинике на 25 тыс. населения, определенная по приказам о Порядках, составляет 20,75 должности, а по приказу о Положении - 11,75 должности. Столь большой размах

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2020 № 1181 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания».

2 Приказ Минздрава России от 10.02.1998 № 39 «О мерах по улучшению организации помощи по мануальной терапии в Российской Федерации».

3 Приказ Минздрава России от 09.06.2020 № 560н «Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований».

4 Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 926н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы», п. 1 Приложения № 2.

5 Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», п.17 Приложения № 2.

6 Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 № 69н «Обутверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях», Приложение № 2.

7 Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», п. 20.

колебаний этих данных и правовая возможность использовать любой из указанных документов не способствуют созданию условий для равной напряженности норм труда.

2. Отсутствие нормативов численности медицинских работников вспомогательной службы, общего больничного персонала в основных типах больничных организаций. В ряде приказов о Порядках оказания медицинской помощи указываются нормативы численности вспомогательной службы по больничным подразделениям. Это касается преимущественно документов, определяющих нормы труда по диспансерам. По основным типам больничных учреждений, т.е. областным, городским и районным больницам, штаты медицинских работников вспомогательной службы в современной нормативно-правовой базе по труду не устанавливались, а на практике применялись в этой части штатные нормативы, утвержденные Минздравом СССР8. Однако в конце 2016 г. штатные нормативы основных типов больничных учреждений были признаны не действующими на территории Российской Федерации9. Следовательно, в настоящее время штатные нормативы медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы больничных учреждений, так же как и общебольничного медицинского персонала, отсутствуют.

3. Ошибочные рекомендации по штатному обеспечению круглосуточной работы. В рекомендуемых штатных нормативах, утвержденных приказами о Порядках, для организации круглосуточного режима работы предлагаются 2 показателя: число коек на круглосуточный пост и численность должностей. Методические подходы к расчету численности должностей, основанные на изменчивой величине размера годового бюджета рабочего времени, который зависит от занимаемой должности, региона нахождения медицинской организации, числа рабочих дней в году и других факторов, показывают, что необходимыми и достаточными данными, устанавливаемыми в нормативных правовых актах, является только число коек на 1 круглосуточный пост. Численность должностей необходимо рассчитывать ежегодно в каждом конкретном случае на основании указанных ежегодно меняющихся данных.

4. Нарушения номенклатуры профилей медицинской помощи, должностей, специальностей. Необходимость соблюдения номенклатуры должностей и специальностей регламентируется ТК РФ10. В частности, в ст. 57 этого документа указано следующее:

«Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление

8 Приказ Министерства здравоохранения СССР от 26.09.1978 № 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов»; приказ Министерства здравоохранения СССР от 31.05.1979 № 560 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных, краевых и республиканских больниц для взрослых и детей»; приказ Министерства здравоохранения СССР от 06.06.1979 № 600 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь центральных городских, городских и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек».

9 Приказ Минздрава России от 16.10.2016 № 708 «О признании не действующими на территории Российской Федерации приказов Министерства здравоохранения СССР и признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.01.1988 № 2 «О состоянии и перспективах развития патологоанатомиче-ской службы в РСФСР».

10 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021).

компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов».

Медицинские работники имеют льготы в соответствии со ст. 350 ТК РФ, которой им устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 ч в неделю. Следовательно, соблюдение номенклатуры должностей является обязательным при их наименовании как в нормативных правовых актах, так и в штатном расписании медицинской организации.

В современных нормативных правовых актах весьма часто встречаются наименования, не соответствующие номенклатуре. Так, например, в приказе Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"»11 приводятся следующие ошибочные наименования должностей: врач - акушер-гинеколог детский, врач - акушер-гинеколог для несовершеннолетних вместо должности врача -акушера-гинеколога, в приказе по медицинской реабилитации12 приводятся нормативы по должности младшей медицинской сестре по уходу за пациентами вместо младшей медицинской сестры по уходу за больными, а также по несуществующей должности нейропсихолога и т.д.

В то же время и в самих документах, определяющих номенклатуру, имеются противоречия. Следовательно, неотложной задачей управления здравоохранением федерального уровня является приведение в соответствие друг с другом всех нормативных правовых актов по номенклатурам должностей и специальностей в здравоохранении или утверждение единого документа.

5. Экономическая необоснованность норм труда. Методика нормирования труда врачей амбулаторного приема предполагает проведение расчетов численности должностей на основании норм времени и объема работы. В публикациях последних лет представлены методические подходы и специально разработанные формулы, позволяющие определить, как изменения одной из составляющей таких расчетов, в частности установление новых норм времени на посещения, отражаются на других расчетных показателях. Так, наши расчеты показывают, если использовать нормативную численность врачей-фтизи-атров13 и полностью выполнить объем работы, предусмотренный территориальной программой государственных гарантий14, то среднее время врача-фтизиатра на одно посещение составит 15,4 мин. Внедрение типовых норм времени на одно посещение врача-фтизиатра, равных 35 мин15, определяет необходимость либо увеличения нормативного числа должностей, либо уменьшения объема работы [12].

Другой пример необоснованности норм труда можно привести по результатам расчета числен-

11 Приказ Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"».

12 Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н «Обутверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых».

13 Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 932 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом».

14 Информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».

15 Приказ Минздрава России от 06.08.2020 № 810н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-гематолога, врача-инфекциониста, врача-онколога, врача-пульмонолога, врача-фтизиатра, врача-хирурга».

ности должностей врачей во врачебно-физкуль-турных диспансерах [13]. На выполнение этого приказа16 потребуется численность должностей врачей, превышающая общую численность всех врачей в стране.

Экономическое обоснование предлагаемых норм труда, определение возможности их реализации в практике здравоохранения, апробация норм труда в производственных условиях являются составной частью разработки норм труда. Эти этапы проведения нормативно-исследовательских работ в здравоохранении в последние годы не соблюдаются, а так называемое общественное обсуждение нельзя рассматривать в качестве замены апробации документов по труду непосредственно в медицинских организациях.

Ряд указанных ошибочных положений современных нормативных правовых актов может быть легко устранен. Так, в качестве неотложной задачи по совершенствованию нормативно-правовой базы по труду в здравоохранении необходимо:

■ провести сверку наименований должностей и специальностей с действующей номенклатурой и внести соответствующие изменения;

■ пересмотреть все приказы по рекомендациям штатной обеспеченности круглосуточной работы и исключить из них нормативы численности должностей, оставив единственный необходимый норматив, выраженный в числе коек на 1 круглосуточный пост.

По устранению других ошибочных положений, например противоречий величин норм труда в разных одновременно действующих и имеющих одинаковую юридическую силу, документах, требуется более глубокая научная проработка с изучением заболеваемости, обращаемо-

сти населения за медицинской помощью в целом по стране и по отдельным территориям, с учетом демографических данных, динамики и трендов этих показателей с последующим выбором научно обоснованной величины норматива.

Но главный недостаток современной нормативно-правовой базы по труду состоит в отсутствии связи между отдельными составляющими системы нормирования труда, что свидетельствует о ее полном разрушении как системы, состоящей из комплекса составляющих, взаимодействующих между собой. Для ее восстановления необходимы политические решения о признании ошибочности развития нормирования труда в здравоохранении в последние 15-20 лет.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ современной нормативно-правовой базы по труду в здравоохранении с систематизацией нормативных правовых актов и формированием перечня по 6 группам выявил ряд ее недостатков и проблем. Это несоответствие содержания ряда приказов и приложений к приказам их наименованию, противоречивые данные величин норм труда в нормативных правовых актах, отсутствие нормативов численности медицинских работников вспомогательной службы, общего больничного персонала в основных типах больничных организаций, ошибочные рекомендации по штатному обеспечению круглосуточной работы, нарушения номенклатуры профилей медицинской помощи, должностей, специальностей, экономическая необоснованность норм труда и главное - отсутствие связи между отдельными составляющими системы нормирования труда в здравоохранении.

16 Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Обутверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)».

Все это является препятствием для внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников, нарушает ее главные условия: прозрачность и справедливость, и определяет необходимость проведения ряда неотложных мероприятий по внесению изменений в нормативные правовые акты по труду в здравоохранении с целью устранения указанных ошибочных положе-

ний и совершенствования организации медицинской помощи населению Российской Федерации.

В условиях представленного состояния нормативно-правовой базы нормирования труда в здравоохранении трудно рассчитывать на создание равной напряженности норм труда, являющейся основой для внедрения новой системы оплаты труда медицинских работников.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шипова Валентина Михайловна (Valentina M. Shipova) - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация E-mail: vschipova@yandex.ru http://orcid.org/0000-0002-8957-92lX

Корецкий Сергей Николаевич (Sergey N. Koretskiy) - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: snkoretskiy@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-6009-5775

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник нормативов по труду учреждений здравоохранения / сост. В.М. Шипова, В.Д. Ковальский ; под. ред. О.П. Щепина. Москва : Медицинская книга, 2005. 600 с.

2. Шипова В.М., Гайдаров Г.М. Правовое регулирование нормирования труда в сфере здравоохранения / под ред. Р.У. Хабриева. Иркутск : НЦРВХ СО РАМН, 2013. 368 с.

3. Шипова В.М., Гайдаров Г.М., Плутницкая Г.Н. Сборник нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения в сфере здравоохранения (2009-2013 гг.) / под ред. Р.У. Хабриева. Иркутск : НЦРВХ СО РАМН, 2013. 496 с.

4. Шипова В.М. Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения в здравоохранении / под ред. Р.У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 464 с.

5. Шипова В.М. Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения в здравоохранении / сост. В.М. Шипова; под ред. Р.У. Хабриева. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. 432 с.

6. Шипова В.М. Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Сборник нормативно-правовых актов с комментариями / под ред. Р.У. Хабриева. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. 136 с.

7. Шипова В.М. Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Сборник нормативно-правовых актов

с комментариями / под ред. Р.У. Хабриева. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 320 с.

8. Хабриев Р.У., Шипова В.М., Гаджиева С.М. Комментарии к нормам труда в здравоохранении. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2007. 144 с.

9. Хабриев Р.У., Шипова В.М., Берсенева Е.А. Комментарии к нормам труда в здравоохранении. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 144 с.

10. Шипова В.М. Организация и технология нормирования труда в здравоохранении / под ред. Р.У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шипова В.М., Берсенева Е.А. Средние и младшие медицинские работники: нормативы численности, методики расчетов / под ред. Р.У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. 240 с.

12. Шипова В.М. Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Сборник нормативно-правовых актов с комментариями / сост. В.М. Шипова ; под ред. Р.У. Хабриева. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. 320 с.

13. Шипова В.М., Миргородская О.В. Новые нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 2. С. 77-85.

REFERENCES

1. Collection of labor standards for healthcare institutions. In: V.M. Shipova, V.D. Koval'sky (comp.); O.P. Shchepin (ed.). Moscow: Meditsinskaya kniga, 2005: 600 p. (in Russian)

2. Shipova V.M., Gaydarov G.M. Legal regulation of labor rationing in the field of healthcare. In: R.U. Khabriev (ed.). Irkutsk: NTsRVKh SO RAMN, 2013: 368 p. (in Russian)

3. Shipova V.M., Gaydarov G.M., Plutnitskaya G.N. Collection of normative legal acts regulating labor relations in the field of healthcare (2009-2013) In: R.U. Khabriev (ed.). Irkutsk: NTsRVKh SO RAMN, 2013: 496 p. (in Russian)

4. Shipova V.M. Collection of normative legal acts regulating labor relations in healthcare. In: R.U. Khabriev (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2015: 464 p. (in Russian)

5. Shipova V.M. Collection of normative legal acts regulating labor relations in healthcare. In: V.M. Shipova (comp.); R.U. Khabriev (ed.). 2nd ed., reprint. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2016: 432 p. (in Russian)

6. Shipova V.M. Regulation of labor relations in healthcare. Collection of normative legal acts with comments. In: R.U. Khabriev (ed.). 3rd ed., reprint. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2020: 136 p. (in Russian)

7. Shipova V.M. Regulation of labor relations in healthcare. Collection of normative legal acts with comments.

In: R.U. Khabriev (ed.). 4th ed., reprint. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2021: 320 p. (in Russian)

8. Khabriev R.U., Shipova V.M., Gadzhieva S.M. Comments on labor standards in healthcare. Moscow: GEOTAR-Media, 2007: 144 p. (in Russian)

9. Khabriev R.U., Shipova V.M., Berseneva E.A. Comments on labor standards in healthcare. Moscow: GEOTAR-Media, 2019: 144 p. (in Russian)

10. Shipova V.M. Organization and technology of labor rationing in healthcare. In: R.U. Khabriev (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2018: 312 p. (in Russian)

11. Shipova V.M., Berseneva E.A. Middle and junior medical workers: number standards, calculation methods. In: R.U. Khabriev (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2020: 240 p. (in Russian)

12. Shipova V.M. Regulation of labor relations in healthcare. Collection of normative legal acts with comments. In: V.M. Shipova (comp.); R.U. Khabriev (ed.). 4nd ed., reprint. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2021: 320 p. (in Russian)

13. Shipova V.M., Mirgorodskaya O.V. New labor standards in sports medicine and physical therapy. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2021; 7 (2): 77-85. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.