АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ
Изменения штатно-нормативного обеспечения оказания онкологической помоши в Российской Федерации
Целью исследования явился анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих штатно-нормативное обеспечение оказания онкологической помощи в Российской Федерации в рамках утверждения в 2021 г. приказов Минздрава России № 55н и 116н о Порядках оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях.
Материал и методы. Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы из справочной правовой системы КонсультантПлюс.
Результаты. Проанализированы утвержденные в 2021 г. приказы Минздрава России по штатно-нормативному обеспечению оказания онкологической помощи в Российской Федерации.
Выделены ошибочные положения Порядков оказания помощи взрослому и детскому населению, их противоречия с действующими нормативно-правовыми документами, а также изменения числа специалистов, работающих в отделениях, величин норм труда и др.
Впервые представлено штатное обеспечение Центра амбулаторной онкологической помощи, изменен набор подразделений, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению при онкологических заболеваниях, и обеспечение штатными нормативами. Впервые включен кабинет фотодина-
Шипова В.М.1, Корецкий С.Н.2, Васютин К.А.3
1
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», 105064, г. Москва, Российская Федерация Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 101990, г. Москва, Российская Федерация Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница имени А.К. Ерамишанцева Департамента здравоохранения города Москвы», 129327, г. Москва, Российская Федерация
2
3
мической терапии, исключены отделения анестезиологии и реанимации, реанимации и интенсивной терапии, реабилитации, паллиативной медицинской помощи.
Показаны изменения величин норм труда, вносимые приказом № 116н, в том числе особенности планирования численности кадровых ресурсов для оказания медицинской помощи в условиях стационара.
Заключение. Приказы № 55н и 116н содержат как нововведения и изменения, так и типовые ошибки современных нормативно-правовых документов по труду: нарушения номенклатуры должностей и рекомендаций по установлению числа должностей, что также определяет системные недостатки, по-прежнему существующие в нормировании труда в здравоохранении. Сроки до даты вступления в силу данных приказов позволяют внести необходимые изменения в части норм труда, указанных в данной публикации.
Ключевые слова:
штатно-нормативное обеспечение, новообразования, онкология, нормы труда, нормативно-правовые документы, планирование, медицинская помощь, стационар, порядки оказания медицинской помощи
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание и редактирование текста - Шипова В.М.; написание и редактирование текста, обработка материала - Корецкий С.Н.; сбор и обработка материала - Васютин К.А.
Для цитирования: Шипова В.М., Корецкий С.Н., Васютин К.А. Изменения штатно-нормативного обеспечения оказания онкологической помощи в Российской Федерации // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 3. С. 24-35. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-3-24-35 Статья поступила в редакцию 02.09.2021. Принята в печать 15.09.2021.
Changes in the staffing and regulatory support for oncological care in the Russian Federation
Shipova V.M.1, 1 N.A. Semashko National Research Institute of Public
Koretskiy S.N.2, Health, 105064, Moscow Russian Federation
Vasyutin K.A.3 2 National Medical Research Center for Therapy
and Preventive Medicine, 101990, Moscow, Russian Federation
3 City Clinical Hospital named after A.K. Eramishantsev, 129327, Moscow, Russian Federation
The aim of the study was to analyze the regulatory documents governing the staffing and regulatory support for the provision of oncological care in the Russian Federation within the framework of the approval in 2021 of the orders No. 55n and No. 116n of the Russian Ministry of Health on the Procedures for providing medical care to the population with oncological diseases.
Material and methods. The research materials were regulatory documents from the reference legal system ConsultantPlus.
Results. We analyzed the orders of the Ministry of Health of Russia approved in 2021 on the staffing and regulatory support for the provision of oncological care in the Russian Federation.
The erroneous provisions of the Procedures for rendering assistance to the adult and child population, their contradictions with the current regulatory documents, as well as changes in the number of specialists working in departments, the values of labor standards, and others are highlighted.
For the first time, the staffing of the Outpatient Oncological Care Center was presented, the set of units providing medical care to the adult population with cancer and provided with staffing standards was changed. For the first time, the office of photodynamic therapy was included, the departments of anesthesiology and resuscitation, resuscitation and intensive care, rehabilitation, and palliative care were excluded.
Changes in the values of labor standards introduced by order No. 116n are shown, including the specifics of planning the number of human resources for the provision of medical care in a hospital environment.
Conclusion. Orders No. 55n and No. 116n contain both innovations and changes, as well as typical errors of modern regulatory legal documents on labor: violations of the nomenclature of positions and recommendations for establishing the number of posts, which also determines systemic shortcomings that still exist in rationing labor in health care. The deadlines before the entry into force of these orders allow you to make the necessary changes in part of the labor standards specified in this publication.
Keywords:
staffing and regulatory support, labor standards, neoplasms, oncology, regulatory documents, planning, health care, hospital, procedures for the provision of medical care
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare absence of conflict of Interest.
Contribution. Research concept and design, collection and processing of material, writing and editing of text -Shipova V.M.; writing and editing text, processing material - Koretskiy S.N.; collection and processing of material -Vasyutin K.A.
For citation: Shipova V.M., Koretskiy S.N., Vasyutin K.A. Changes in the staffing and regulatory support for oncological care in the Russian Federation. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2021; 7 (3): 24-35. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2021-7-3-24-35 (in Russian) Received 02.09.2021. Accepted 15.09.2021.
Рост онкологической заболеваемости в последние десятилетия в Российской Федерации и мире определяет необходимость и подчеркивает актуальность мер по его снижению, что находит свое отражение в стратегиче-
ских задачах развития Российской Федерации до 2024 г., определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года», в реализации мероприятий региональных программ «Борьба с онкологическими заболеваниями на 2019-2024 годы».
С 2010 по 2019 г. в Российской Федерации показатель первичной заболеваемости по классу «Новообразования» в стране вырос на 9,9%, общей - на 24,9%, а только за 2020 г. прирост первичной и общей заболеваемости злокачественными новообразованиями составил 20,2 и >50% соответственно [1, 2]. На этом фоне злокачественные новообразования по-прежнему занимают лидирующие позиции в структуре причин смертности населения страны без тенденций к снижению уровня показателя смертности [3].
Вместе с тем с 2010 по 2019 г. в стационарах увеличилось число штатных должностей врачей-онкологов на 57,2%; коечный фонд онкологического профиля, показатель госпитализации на онкологические койки круглосуточного пребывания и летальность выросли соответственно на 13,8; 57,4 и 25% на фоне региональной диспропорции в обеспеченности коечным фондом субъектов Российской Федерации, несоответствия планово-нормативным показателям стационарной помощи, что также определяет необходимость внесения изменений в нормативные документы, регламентирующие организацию оказания пациентам медицинской помощи по профилю «Онкология» [5-7].
Актуальность проблем организации и оказания медицинской помощи онкологическим больным обострила пандемия новой корона-вирусной инфекции С0УШ-19 не только в России, но и во всем мире, и дала новый толчок и возможности для переоценки ситуации в организации лечебно-диагностического процесса и выработки мер по ее оптимизации и совершенствованию, форсировала тенденцию цифровизации здравоохранения [4]. В условиях цифровой трансформации отрасли в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» Минздрав России в 2020 г. создал и внедрил специализированные вертикально
интегрированные медицинские информационные системы (ВИМИС) по разным профилям, в том числе «Онкология», которые позволяют «вырабатывать и контролировать модели оптимальной маршрутизации пациентов, обеспечивать непрерывный мониторинг качества, полноты и своевременности оказания медицинской помощи как на этапе диагностики, лечения, так и в ходе реабилитации онкологических пациентов» (https://www.comnews.ru/ digital-economy/content/213156/2021-02-16/ 2021-w07/nmic-onkoLogii-im-nn-bLokhina-preds tavil-noveyshie-medicinskie-i-informacionnye-resheniya) на основе первичных данных медицинских информационных систем медицинских организаций.
Целью исследования явился анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих штатно-нормативное обеспечение оказания онкологической помощи в Российской Федерации в рамках утвержденных в 2021 г. приказов Минздрава России № 55н и 116н о Порядках оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях.
Материал и методы
Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы из справочной правовой системы КонсультантПлюс. В работе были использованы аналитический, статистический методы исследования.
Результаты
В феврале 2021 г. утверждены новые приказы по онкологии:
■ приказ Минздрава России от 06.02.2021 № 55н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Детская онкология и гематология"» (далее - приказ № 55н);
■ приказ Минздрава России от 19.02.2021 № 116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях» (далее - приказ № 116н).
Приказ № 55н вступает в силу с 1 сентября 2022 г. Столь большой срок от утверждения до вступления в силу этого приказа позволяет внести в документ крайне необходимые изменения.
Загадка приказа состоит прежде всего в его названии. В тексте приказа указано, что данный Порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи при заболеваниях (состояниях) по кодам МКБ-10: С00-С97, D00-D89, т.е. при злокачественных новообразованиях и новообразованиях in situ. Исходя из данных указаний и названия документа, «Детская онкология и гематология», можно предположить, что Порядок объединяет детскую онкологию и гематологию, т.е. он издан вместо приказа Минздрава России от 31.10.2012 № 560н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Детская онкология"» (далее - приказ № 560н) с добавлением вопросов оказания медицинской помощи по гематологии для детей. Однако указания об отмене приказа № 560н отсутствуют, хотя практика здравоохранения последних лет показывает, что отмена того или иного приказа может быть и спустя определенное время в рамках так называемой «регуляторной гильотины».
В приложении к документу, определяющему штатные нормативы для оказания помощи в амбулаторных условиях, указывается на кабинет детской онкологии и гематологии, а должность работающего в этом кабинете определена как врач - детский онколог-гематолог, что соответствует действующей номенклатуре должностей и может косвенно свидетельствовать о том, что приказ рассматривает только детскую онко-
логию-гематологию. Так же обозначена эта должность и в штатных нормативах медицинской помощи в условиях стационара, хотя указанное название профиля «Детская онкология и гематология» не соответствует номенклатуре1. Таким образом, либо союз «и» является лишним в названии документа, либо речь идет о новом профиле отделения, еще не включенном в номенклатуру.
Приказ № 116н вступает в силу с 1 января 2022 г. вместо действующего в настоящее время приказа Минздрава России от 15.11.2012 № 915н2.
Новым приказом изменен набор подразделений, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению при онкологических заболеваниях и обеспеченных штатными нормативами.
Впервые представлено штатное обеспечение Центра амбулаторной онкологической помощи, в котором должность врача-онколога устанавливается на 25 тыс. взрослого населения (табл. 1).
При этом изменен норматив должности врача-онколога первичного онкологического кабинета с 25 тыс. взрослого населения до 30 тыс. и исключено первичное онкологическое отделение. Это положение согласуется с приказом Минздрава России, вносящем изменения в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению3. В приказе № 984н первичный онкологический кабинет предусмотрен в поликлиниках на 30-50 тыс. и в поликлиниках на более чем 50 тыс. взрослого населения. Центр амбулаторной онкологической помощи, как указано в тексте приказа № 116н, рекомендуется создавать
1 Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 555н «Обутверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи».
2 Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Онкология"».
3 Приказ Минздрава России от 03.12.2019 № 984н «О внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н».
Таблица 1. Изменения нормативного числа должностей врачей-онкологов, внесенные приказом Минздрава России от 19.02. 2021 № 116н при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях
Наименование подразделения Нормативный показатель по труду
было (приказ № 915н) стало (приказ № 116н)
Первичный онкологический кабинет 1 должность на 25 тыс. человек 1 должность на 30 тыс. взрослого населения
Первичное онкологическое отделение 1 должность на 25 тыс. человек -
Центр амбулаторной онкологической помощи 1 должность на 25 тыс. человек
1 должность на 10 пациенто-мест
в медицинской организации (ее структурном подразделении) при численности обслуживаемого населения не менее 50 тыс. человек. Теперь это положение вступает в противоречие с приказом № 984н.
В Центре амбулаторной онкологической помощи, как видно из табл. 1, предполагается создание дневного стационара с соответствующим штатным обеспечением, в котором должность врача-онколога планируется на 10 пациенто-мест.
Наличие дневного стационара противоопухолевой лекарственной терапии предусмотрено и в составе онкологического диспансера (онкологической больницы), иной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями. В приказе № 915н отдельное Приложение по штатному обеспечению дневного стационара отсутствует, нормативы для медицинских работников такого подразделения указываются в разных приложениях. Например, такой норматив указан для врача - анестезиолога-реаниматолога онкологического диспансера: 1 должность на 10 коек или 20 пациенто-мест, для помощника врача-эпидемиолога: 0,5 в отделениях, имеющих дневной стационар.
В состав отделений приказом № 116н включено приемное отделение, не указанное в приказе № 915н. Об отсутствии штатного обеспечения приемных отделений в диспансерах как
об одной из системных ошибок современной нормативно-правовой базы по труду неоднократно отмечалось в литературе [8, 9].
Однако при формировании штатно-нор-мативного обеспечения этого подразделения в приказе № 116н допущены ошибочные данные о нормативной численности среднего и младшего медицинского персонала. Объем работы этого подразделения формируется в зависимости от числа коек в учреждении [10, 11], а эти данные имеются только для врача-онколога (1 должность на 250 коек при наличии более 250 коек) и медицинского регистратора (1 должность на 300 коек), но отсутствуют для медицинской сестры и санитара.
Впервые включен кабинет фотодинамической терапии. Но представленную нормативную запись «1 должность врача-онколога на кабинет» нельзя признать за норматив, так как отсутствует основной нормативный показатель -численность населения, на которую планируется кабинет.
Из перечня отделений, оказывающих медицинскую помощь при онкологических заболеваниях и имеющих штатное обеспечение по приказу № 915н, исключены следующие:
■ отделение анестезиологии и реанимации;
■ отделение реанимации и интенсивной терапии;
■ отделение реабилитации;
■ отделение паллиативной медицинской помощи.
Таблица 2. Изменения нормативного числа должностей поликлинического отделения онкологического диспансера (онкологической больницы) в соответствии с приказами Минздрава России № 915н и № 116н
Наименование | Нормативный показатель по труду |
должности было (приказ № 915н) стало (приказ № 116н)
Врач-радиотерапевт 2 должности 1 должность на 1 000 000 населения
Врач-невролог 1Ш 1
Врач-терапевт 1
Врач-эндокринолог Ж 1
Врач-эпидемиолог - 1
Медицинский статистик 1 на 10 врачей
Санитар 1 на 2 врачей для уборки помещений; 1 в смену в процедурную;
1 в смену в регистратуру; 1 на 4 врачей-онкологов
1 в смену в процедурную
Исключения указанных подразделений, по-видимому, связаны с утверждением соответствующих приказов по этим видам помощи4.
Изменения величин норм труда, вносимые приказом № 116н, можно сгруппировать следующим образом:
■ расширен диапазон введения заместителя главного врача по хирургической помощи; если по приказу № 915н эта должность вводилась при наличии не менее 300 хирургических коек, то по новому приказу - при наличии более 120 онкологических коек в хирургических подразделениях;
■ определено штатное обеспечение подразделений, отсутствующих в приказе № 915н, таких как дезинфекционно-сте-рилизационное отделение, отделение нейроонкологии. Следует отметить, что в соответствующем приказе по номенкла-
туре коечного фонда5 в раздел «Профиль медицинской помощи по онкологии» включены следующие профили коек: онкологические, онкологические торакальные, онкологические абдоминальные, он-коурологические, онкогинекологические, онкологические опухолей головы и шеи, онкологические опухолей костей, кожи и мягких тканей, онкологические паллиативные. Отделение нейроонкологии не указано в приведенном приказом перечне профилей коек. Следовательно, при доработке приказа № 116н в этой части необходимо провести согласование с приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 №555н; ■ внесены изменения в штатные нормативы поликлинического отделения онкологического диспансера (онкологической больницы) по численности врача-радио-
4 Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 919н «Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Анестезиология и реаниматология»; приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых»; приказ Минздрава России и Минтруда России о 31.05.2019 № 345н/372н «Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья».
5 Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 №555н «Обутверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи».
Таблица 3. Изменения в штатной обеспеченности лабораторий онкологического диспансера (онкологической больницы) в соответствии с приказами Минздрава России № 915н и № 116н
Наименование Нормативный показатель по труду
должности было (приказ № 915н) стало (приказ № 116н)
Клинико-диагностическая лаборатория
Санитар 1 на 4 врача, включая 1 на 4 врача, включая должность заведующего должность заведую- лабораторией, не менее 2 на отделение для уборки щего лабораторией помещений
Цитологическая лаборатория
Врач клинической лабораторной диагностики От 1 до 15 цитологических исследований в день От 1 до 30 диагностических цитологических исследований в день, или от 1 до 60 цитологических исследований в день с методом автоматизированной жидкостной цитологии, или от 1 до 60 скрининговых, цитологических исследований в день
Медицинский технолог, медицинский лабораторный техник (фельдшер- лаборант), лаборант От 1 до 30 цитологических исследований в день 2 на каждого врача клинической лабораторной диагностики (прием, приготовление, окраска всех цитологических препаратов, регистрация); при двухступенчатом просмотре цитологических препаратов до 70 цитологических исследований в день или от 1 до 100 цитологических исследований в день методом автоматизированной жидкостной цитологии; 1 должность
терапевта, санитара, введена должность врача-эпидемиолога, исключена должность медицинского статистика. Вводятся по 1 должности врача-невролога, врача-терапевта, врача-эндокринолога, при этом не указана численность населения для введения этих должностей. Эти изменения отражены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, в нормативной записи по должностям врачей - неврологов, терапевтов, эндокринологов, эпидемиологов отсутствуют данные о численности населения, что может привести к разной нагрузке этих специалистов в отделениях разной мощности.
Такие нормативные формулировки, не содержащие основных нормативных показателей по труду, т.е. численности населения для врачей амбулаторного приема и (или) числа коек для врачей и среднего медицинского персонала больничных отделений, приказом № 116н в ряде случаев заменены. Например, в соответствии с приказом № 915н должность медицинской се-
стры процедурной онкологического отделения противоопухолевой лекарственной терапии устанавливалась на кабинет, а в соответствии с новым приказом - на 20 коек.
В то же время появляются и новые ошибочные данные, как это видно из табл. 2:
■ введены дополнительные должности в ряд существующих подразделений. Например, в отделение рентгенохирур-гических методов лечения введены отсутствующие ранее должности среднего и младшего персонала для круглосуточной работы;
■ некоторые изменения произошли в штатном обеспечении диагностических отделений онкологического диспансера (онкологической больницы). Эти изменения на примере клинико-диагностической и цитологической лабораторий представлены в табл. 3.
Как видно из приведенных в табл. 3 данных, в клинико-диагностической лаборатории усилено
Таблица 4. Перечень действующих номенклатур специальностей и должностей медицинских работников в соответствии с приказами Минздрава России и Минтруда России
№ Наименование документа Дата утверждения
п/п и номер документа
1. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении 16.04.2008 № 176н
номенклатуры специальностей специалистов со средним (в ред. приказа от 30.03.2010
медицинским и фармацевтическим образованием в сфере № 199н)
здравоохранения Российской Федерации»
2. Приказ Минздравсоцразвития России «Единый квалифика- 23.07.2010 № 541н
ционный справочник должностей руководителей, специали- (в ред. приказа Минтруда России
стов и служащих» (раздел «Квалификационные характери- от 09.04.2018 № 214н)
стики должностей работников в сфере здравоохранения»)
3. Приказ Минздрава России «Об утверждении номенклатуры 20.12.2012 № 1183н
должностей медицинских работников и фармацевтических (в ред. приказов от 01.08.2014
работников» № 420, от 04.09.2020 № 939н)
4. Приказ Минздрава России «Об утверждении номенклатуры 07.10.2015 № 700н
специальностей специалистов, имеющих высшее медицин- (в ред. приказов от 11.10.2016
ское и фармацевтическое образование» № 771н, от 09.12.2019 № 996н)
5. Приказ Минздрава России «Об утверждении квалификаци- 08.10.2015 № 707н
онных требований к медицинским и фармацевтическим (в ред. приказов от 15.06.2017
работникам с высшим образованием по направлению под- № 328н, от 04.09.2020 № 940н)
готовки "Здравоохранение и медицинские науки"»
6. Приказ Минздрава России «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» 10.02.2016 № 83н
7. Приказы Минтруда России по профессиональным стандартам С 2015 г. по настоящее время
штатно-нормативное обеспечение младшим медицинским персоналом, в цитологической лаборатории указано на рекомендуемое соотношение между врачебным и средним медицинским персоналом. Данное соотношение не согласуется с новым приказом Минздрава России от 18.05.2021 № 464н по лабораторной диагностике6, в котором рекомендуется устанавливать должности среднего медицинского персонала лаборатории в соотношении не менее 3 должностей на 1 должность врача [12].
Следует отметить, что в приказах № 55н и 116н содержатся типовые ошибки современных нормативно-правовых документов по труду: нарушения номенклатуры должностей и рекомендации по установлению числа должностей для круглосуточной работы.
Наименование должностей и специальностей медицинских работников в нормативно-правовых документах, штатных расписаниях медицинских организаций, записях в трудовых книжках должно строго соответствовать действующим
6 Приказ Минздрава России от 18.05.2021 № 464н «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований».
Таблица 5. Несоответствие наименования должностей по номенклатуре, приведенной в приказах Минздрава России № 55н и № 116н
№ п/п Наименование должности в соответствии с номенклатурой Наименование должности в соответствии с новыми приказами № 55н и 116н
По приказу № 55н
1. Медицинская сестра палатная (постовая) Медицинская сестра палатная (приложение № 2, 5, 8, 11)
2. Операционная медицинская сестра Операционная сестра (приложение № 11)
По приказу № 116н
1. Медицинская сестра палатная (постовая) Медицинская сестра (постовая) (приложение № 12). Медицинская сестра палатная (приложение № 15, 18, 21, 21.3, 27)
2. Медицинская сестра процедурной Медицинская сестра процедурная (приложение № 12, 30)
3. Медицинская сестра перевязочной Медицинская сестра перевязочная (приложение № 27)
4. Младшая медицинская сестра по уходу за больными Младшая медицинская сестра по уходу за пациентами (приложение № 21)
номенклатурам. В противном случае возникают трудности в установлении режима труда и отдыха работника, оплате труда, пенсионном обеспечении и т.д.
Перечень приказов по действующим номенклатурам приведен в табл. 4.
В анализируемых приказах приводится масса ошибочных наименований должностей, отраженных в табл. 5.
Круглосуточная работа в приказах № 55н и 116н предусмотрена для следующих должностей: медицинской сестры палатной (постовой), младшей медицинской сестры по уходу за больными, санитара, врача клинической лабораторной диагностики. Кроме того, по приказу № 116н определена круглосуточная работа операционной медицинской сестры в операционном блоке. В отсутствие круглосуточной работы врача-онколога целесообразность такого режима работы этой должности вызывает большие сомнения.
Нормативная запись по штатному обеспечению круглосуточного режима указанных должностей содержит, как и в подавляющем числе приказов о Порядках, 2 показателя: число коек на 1 круглосуточный пост и число должностей, составляющее 4,75 должности; для врача кли-
нической лабораторной диагностики - только число должностей, также составляющее 4,75 должности.
Заключение
Утверждение Минздравом России в 2021 г. приказов № 55н и 116н о Порядках определило новые шаги в развитии и совершенствовании организации оказания онкологической помощи в стране. Вместе с тем данные приказы содержат, как и подавляющее число всех приказов о Порядках, помимо нововведений и изменений, типовые ошибки современных нормативно-правовых документов по труду: нарушения номенклатуры должностей и рекомендации по установлению числа должностей для круглосуточной работы, что служит отражением системных недостатков, по-прежнему существующих в нормировании труда в здравоохранении.
В ряде публикаций убедительно доказано, что в нормативно-правовых документах по труду целесообразно указывать лишь 1 показатель: число коек для организации круглосуточного поста, а число должностей рассчитывать ежегодно в каждом конкретном случае [13, 14]. Такие рекомендации обусловлены тем, что годовой
бюджет должности как основа для расчета числа должностей меняется ежегодно, а его размер связан не только с наименованием должности, но и местом расположения учреждения, тендерными различиями работника, занимающего ту или иную должность, и т.д. Наименование должностей и специальностей медицинских работников в нормативно-правовых документах,
штатных расписаниях медицинских организаций, записях в трудовых книжках должно строго соответствовать действующим номенклатурам.
Сроки до даты вступления в силу приказов № 55н и 116н позволяют внести необходимые изменения для исправлений ошибочных позиций в части норм труда, указанных в данной публикации.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шипова Валентина Михайловна (Valentina M. Shipova) - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0002-8957-92lX
Корецкий Сергей Николаевич (Sergey N. Koretskiy) - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-6009-5775
Васютин Константин Алексеевич (Konstantin A. Vasyutin) - врач-методист ГБУЗ «ГКБ им. А.К. Ера-мишанцева ДЗМ», Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-7134-794X
ЛИТЕРАТУРА
1. Евдаков В.А., Бантьева М.Н., Маношкина Е.М., Мельников Ю.Ю. Показатели работы коек круглосуточного пребывания онкологического профиля в Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. 2020. № 10. С. 12-18.
2. Александрова Г.А., Голубев Н.А., Тюрина Е.М. и др. Социально-значимые заболевания населения России в 2019 году (статистические материалы). Москва : РИО ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», 2020. 77 с.
3. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. (ред.). Злокачественные новообразования в России в 2018 году (заболеваемость и смертность). Москва : МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2019. 250 с.
4. Нечаева О.Б. Сеть онкологических медицинских организаций [Электронный ресурс]. 2017. URL: https:// mednet.ru/images/stories/files/CMT/2016onko.pdf (дата обращения: 10.09.2021)
5. Руголь Л.В., Сон И.М., Стародубов В.И., Меньшикова Л.И. Проблемы организации стационарной медицинской помощи и подходы к ее модернизации [Электронный ресурс]. Социальные аспекты здоровья населения. 2020. Т. 66, № 1. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/1128/30/lang.ru/ (дата обращения: 10.09.2021)
6. Шипова В.М., Казанцева М.В. Планово-нормативное обеспечение онкологической помощи населению // Заместитель главного врача. 2013. № 11 (90). С. 20-30.
7. WHO report on cancer: setting priorities, investing wisely and providing care for all. Geneva : World Health Organization, 2020. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
8. Хабриев Р.У., Шипова В.М., Гаджиева С.М. Комментарии к нормам труда в здравоохранении. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. С. 16.
9. Шипова В.М. Организация и технология нормирования труда в здравоохранении / под ред. Р.У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. С. 41-49.
10. Шипова В.М., Берсенева Е.А. Средние и младшие медицинские работники: нормативы численности, методики расчетов / под ред. Р.У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 64-68.
11. Шипова В.М. Как рассчитать штаты приемного отделения по новым требованиям Минздрава // Экономика ЛПУ. 2019. № 6. С. 71-74.
12. Шипова В.М. Как скорректировать штатное расписание лаборатории по новым нормативам // Справочник заведующего КДЛ. 2021. № 9. С. 26-34.
13. Шипова В.М. Регулирование трудовых отношений в здравоохранении. Сборник нормативно-правовых актов с комментариями / под ред. Р.У. Хабриева. 3-е изд., пе-рераб. и доп. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 62-83.
14. Шипова В.М., Берсенева Е.А., Михайлов Д.Ю. Актуальные вопросы планирования численности должностей при разных режимах работы : учебное пособие. Москва : Светлица, 2020. 144 с.
REFERENCES
1. Evdakov V.A., Bant'eva M.N., Manoshkina E.M., Mel'nikov Yu.Yu. Indicators of the work of beds for a round-the-clock stay of an oncological profile in the Russian Federation. Menedzher zdravookhraneniya [Health Care Manager] 2020; (10): 12-8. (in Russian)
2. Aleksandrova G.A., Golubev N.A., Tyurina E.M., et al. Socially significant diseases of the population of Russia in 2019 (statistical materials). Moscow: RIO FGBU «TsNIIOIZ Minzdrava Rossii», 2020: 77 p. (in Russian)
3. Kaprin A.D., Starinsky V.V., Petrova G.V. (eds). Malignant neoplasms in Russia in 2018 (morbidity and mortality). Moscow: MNIOI im. P.A. Gertsena - filial FGBU «NMITs radiologic Minzdrava Rossii, 2019: 250 p. (in Russian)
4. Nechaeva O.B. Network of oncological medical organizations [Electronic resource]. 2017. URL: https://mednet. ru/images/stories/files/CMT/2016onko.pdf (date of access October 9, 2021) (in Russian)
5. Rugol' L.V., Son I.M., Starodubov V.I., Men'shi-kova L.I. Problems of the organization of inpatient medical care and approaches to its modernization [Electronic resource]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya [Social Aspects of Public Health]. URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/1128/30/lang.ru (date of access October 9, 2021) (in Russian)
6. Shipova V.M. Planned and normative provision of oncological care to the population. Zamestitel' glavnogo vracha [Deputy Chief Physician]. 2013; 11 (90): 20-30. (in Russian)
7. WHO report on cancer: setting priorities, investing wisely and providing care for all. Geneva: World Health Organization, 2020. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.
8. Khabriev R.U., Shipova V.M., Gadzhieva S.M. Commentary on Labor Standards in Healthcare. Moscow: GEOTAR-Media, 2020: 16. (in Russian)
9. Shipova V.M. Organization and technology of labor rationing in health care. In: R.U. Khabriev (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2018: 41-9. (in Russian)
10. Shipova V.M., Berseneva E.A. Middle and Junior medical workers: staffing standards, calculation methods. In: R.U. Khabriev (ed.). Moscow: GEOTAR-Media, 2020: 64-8. (in Russian)
11. Shipova V.M. How to calculate the staffing in the admission department for the new requirements of the Ministry of Health. Ekonomika LPU [Economics of Medical Institutions]. 2019; (6): 71-4. (in Russian)
12. Shipova V.M. How to adjust the staffing of the laboratory according to the new standards. Spravochnik zaveduy-ushchego KDL [Handbook of the Head of the CDL]. 2021; (9): 26-34. (in Russian)
13. Shipova V.M. Regulation of labor relations in health care. Collection of normative legal acts with comments. Moscow: GEOTAR-Media, 2020: 62-83. (in Russian)
14. Shipova V.M., Berseneva E.A., Mikhaylov D.Yu. Topical Issues of planning the number of positions in different models of work. Textbook. Moscow: Svetlitsa, 2020: 144 p. (in Russian)