Научная статья на тему 'ШТАТНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С COVID-19 В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА'

ШТАТНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С COVID-19 В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШТАТНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМЫ ТРУДА / COVID-19 / НОРМАТИВНОПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СТАЦИОНАР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипова Валентина Михайловна, Миргородская Ольга Владимировна

Цель исследования - анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих штатные нормативы для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в условиях стационара. Материал и методы. Нормативно-правовые документы из правового информационно-аналитического портала «Гарант.ру», а также сборник Минздрава России «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения Российской Федерации в 2019 г. Часть 1. Медицинские кадры». Результаты. Показаны особенности планирования численности кадровых ресурсов для оказания медицинской помощи в условиях стационара, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, пандемии. Проанализирован ряд приказов Минздрава России, в которых приведены рекомендации по формированию временного штатного расписания отделений для лечения пациентов с COVID-19 и других нормативных документов, регламентирующих штатные нормативы медицинских организаций. Выделены ошибочные положения рекомендаций по штатному обеспечению больничного этапа лечения больных коронавирусной инфекцией, показан переход от рекомендательного способа применения норм труда к обязательному, их противоречия с действующими нормативно-правовыми документами, обобщены внесенные приказами изменения, нововведения в нормы труда, в том числе дифференциация по возрасту, а также изменение числа специалистов, работающих в отделениях, величин норм труда и др. Обращено внимание на целесообразность перехода на общепринятый и однозначно понимаемый и применяемый нормативный показатель по труду при организации круглосуточной работы, который рассчитывается по специально разработанной методике. Выявлены проблемы организации оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 в части норм труда, которые требуют решения. Заключение. Система нормирования труда в здравоохранении оказалась не способной ответить на вызовы эпидемиологической ситуации в стране, и по истечении почти года со времени появления зарегистрированных случаев коронавирусной инфекции в России так и не сформировано штатно-нормативное обеспечение для лечения этих больных, соответствующее требованиям, предъявляемым к документам такого рода. Исследование выявило системные недостатки в нормировании труда в здравоохранении, накапливающиеся в течение последних десятилетий, что связано прежде всего с отсутствием централизованной системы управления нормированием труда в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шипова Валентина Михайловна, Миргородская Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING AND REGULATORY PROVISION OF MEDICAL CARE FOR PATIENTS WITH COVID-19 IN A HOSPITAL CARE

Aim - analysis of regulatory documents governing staffing standards for medical organizations providing medical care to patients with COVID-19 in a hospital setting Material and methods. Regulatory documents from the legal information and analytical portal “Garant.ru”, as well as the collection of the Ministry of Health of Russia “Resources and activities of medical healthcare organizations of the Russian Federation in 2019. Part 1. Medical personnel.” Results. The features of planning the number of human resources for the provision of medical care in a hospital environment, including in emergency situations, pandemic, are shown. A number of orders of the Ministry of Health of Russia were analyzed, which provide recommendations for the formation of a temporary staffing table of departments for the treatment of patients with COVID-19 and other regulatory documents governing the staffing standards of medical organizations. The erroneous provisions of the recommendations for the staffing of the hospital stage of treatment of patients with coronavirus infection are highlighted, the transition from the recommendatory method of applying labor standards to the obligatory one, their contradictions with the current regulatory documents are shown, the changes introduced by orders, innovations in labor standards, in cluding differentiation by age are summarized , as well as changes in the number of specialists working in departments, the values of labor standards and others. Attention is drawn to the expediency of switching to a generally accepted and unambiguously understood and applied normative indicator for labor when organizing round-the-clock work, which is calculated according to a specially developed methodology. The problems of organizing the provision of medical care to patients with COVID- 19 in terms of labor standards that need to be addressed have been identified. Conclusion. The system of labor rationing in health care turned out to be incapable of responding to the challenges of the epidemiological situation in the country, and after almost a year since the appearance of registered cases of coronavirus infection in Russia, no regulatory support has been formed for the treatment of these patients that meets the requirements. presented to documents of this kind. The study revealed systemic shortcomings in labor rationing in health care that have been accumulating over the past decades, which is primarily associated with the absence of a centralized system for managing labor rationing in health care.

Текст научной работы на тему «ШТАТНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С COVID-19 В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА»

Штатно-нормативное обеспечение медицинской помоши пациентам с COVID-19 в условиях стационара

Цель исследования - анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих штатные нормативы для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с С0УШ-19 в условиях стационара.

Материал и методы. Нормативно-правовые документы из правового информационно-аналитического портала «Гарант.ру», а также сборник Минздрава России «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения Российской Федерации в 2019 г. Часть 1. Медицинские кадры».

Результаты. Показаны особенности планирования численности кадровых ресурсов для оказания медицинской помощи в условиях стационара, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, пандемии.

Проанализирован ряд приказов Минздрава России, в которых приведены рекомендации по формированию временного штатного расписания отделений для лечения пациентов с С0УШ-19 и других нормативных документов, регламентирующих штатные нормативы медицинских организаций. Выделены ошибочные положения рекомендаций по штатному обеспечению больничного этапа лечения больных коронавирусной инфекцией, показан переход от рекомендательного способа применения норм труда к обязательному, их противоречия с действующими нормативно-правовыми документами, обобщены внесенные приказами изменения, нововведения в нормы труда, в том числе дифференциация по возрасту, а также изменение числа специалистов, работающих в отделениях, величин норм труда и др.

Обращено внимание на целесообразность перехода на общепринятый и однозначно понимаемый и применяемый нормативный показатель по труду при организации круглосуточной работы, который рассчитывается по специально разработанной методике.

Выявлены проблемы организации оказания медицинской помощи пациентам с С0УШ-19 в части норм труда, которые требуют решения.

Заключение. Система нормирования труда в здравоохранении оказалась не способной ответить на вызовы эпидемиологической ситуации в стране, и по истечении почти года со времени появления зарегистрированных случаев

Шипова В.М., Миргородская О.В.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», 105064, г. Москва, Российская Федерация

коронавирусной инфекции в России так и не сформировано штатно-норматив-ное обеспечение для лечения этих больных, соответствующее требованиям, предъявляемым к документам такого рода. Исследование выявило системные недостатки в нормировании труда в здравоохранении, накапливающиеся в течение последних десятилетий, что связано прежде всего с отсутствием централизованной системы управления нормированием труда в здравоохранении.

Ключевые слова:

штатно-нормативное обеспечение, нормы труда, COVID-19, нормативно-правовые документы, планирование, медицинские кадры, медицинская помощь, стационар

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание и редактирование текста - Шипова В.М.; обработка материала, написание и редактирование текста - Миргородская О.В.

Для цитирования: Шипова В.М., Миргородская О.В. Штатно-нормативное обеспечение медицинской помощи пациентам с СОТЮ-19 в условиях стационара // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1. С. 31-41. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-31-41 Статья поступила в редакцию 13.02.2021. Принята в печать 01.03.2021.

Staffing and regulatory provision of medical care for patients with COVID-19 in a hospital care

Shipova V.M., N.A. Semashko National Research Institute of Public

Mirgorodskaya O.V. Health, 105064, Moscow Russian Federation

Aim - analysis of regulatory documents governing staffing standards for medical organizations providing medical care to patients with COVID-19 in a hospital setting

Material and methods. Regulatory documents from the legal information and analytical portal "Garant.ru", as well as the collection of the Ministry of Health of Russia "Resources and activities of medical healthcare organizations of the Russian Federation in 2019. Part 1. Medical personnel."

Results. The features of planning the number of human resources for the provision of medical care in a hospital environment, including in emergency situations, pandemic, are shown.

A number of orders of the Ministry of Health of Russia were analyzed, which provide recommendations for the formation of a temporary staffing table of departments for the treatment of patients with COVID-19 and other regulatory documents governing the staffing standards of medical organizations.

The erroneous provisions of the recommendations for the staffing of the hospital stage of treatment of patients with coronavirus infection are highlighted, the transition from the recommendatory method of applying labor standards to the obligatory one, their contradictions with the current regulatory documents are shown, the changes introduced by orders, innovations in labor standards, in-

eluding differentiation by age are summarized , as well as changes in the number of specialists working in departments, the values of labor standards and others.

Attention is drawn to the expediency of switching to a generally accepted and unambiguously understood and applied normative indicator for labor when organizing round-the-clock work, which is calculated according to a specially developed methodology.

The problems of organizing the provision of medical care to patients with COV-ID-19 in terms of labor standards that need to be addressed have been identified.

Conclusion. The system of labor rationing in health care turned out to be incapable of responding to the challenges of the epidemiological situation in the country, and after almost a year since the appearance of registered cases of coronavirus infection in Russia, no regulatory support has been formed for the treatment of these patients that meets the requirements. presented to documents of this kind. The study revealed systemic shortcomings in labor rationing in health care that have been accumulating over the past decades, which is primarily associated with the absence of a centralized system for managing labor rationing in health care.

Keywords:

staffing and regulatory support, labor standards, COVID-19, regulatory documents, planning, medical personnel, health care, hospital

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of Interests.

Contribution. Research concept and design, collection and processing of material, writing and editing of text -Shipova V.M.; material processing, writing and editing of text - Mirgorodskaya O.V.

For citation: Shipova V.M., Mirgorodskaya O.V. Staffing and regulatory provision of medical care for patients with COVID-19 in a hospital care. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2021; 7 (1): 31-41. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-31-41 (in Russian) Received 13.02.2021. Accepted 01.03.2021.

В условиях чрезвычайных ситуаций, возникающих из-за природных факторов, техногенных катастроф и вследствие других причин с массовым поражением населения, важной проблемой организации здравоохранения является мобилизация ресурсов как для оказания медицинской помощи пострадавшим, так и в случаях заболеваний, состояний и травм, не связанных с чрезвычайной ситуацией, пандемией и т.п.

Готовность здравоохранения и других государственных систем и ведомств к решению этих задач должна быть обеспечена заблаговременно, до наступления таких событий, а не в период их возникновения и развития. При этом один из основных и главных ресурсов здравоохранения, который невозможно обеспечить единовременно, - кадры.

Цель исследования - анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих штатные нормативы для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с С0УШ-19 в условиях стационара.

Материал и методы

Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы из правового информационно-аналитического портала «Га-рант.ру», а также сборник Минздрава России «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения Российской Федерации в 2019 г. Часть 1. Медицинские кадры», были использованы такие методы исследования, как аналитический, статистический.

Результаты

Планирование численности кадровых ресурсов для оказания медицинской помощи в условиях стационара может осуществляться несколькими способами и в несколько этапов. Одним из первоначальных этапов планирования численности медицинских работников является определение необходимости развертывания соответствующего коечного фонда.

Планирование коечного фонда изложено в Методических рекомендациях Минздрава СССР от 08.04.1974 № 02-4/191. Алгоритм расчетов, основанный на этих рекомендациях, представлен и в современных нормативно-правовых документах2, 3. Данная методика планирования коечного фонда вполне приемлема для достаточно плавного заполнения коечного фонда в течение года.

В условиях чрезвычайных ситуаций госпитализация осуществляется либо почти одномоментно в течение первых часов и суток, например при землетрясениях, пожарах, терактах, массовых отравлениях и т.д., либо в течение недель или месяцев, как это происходит при пандемии новой коронавирусной инфекции (С0УШ-19).

Расчетные данные о необходимом числе коек зависят от массы составляющих и их сочетаний, которые могут иметь большие региональные различия, прежде всего основываясь на эпидемиологической оценке ситуации: темпы распространения заболевания в зависимости от способов передачи, контагиозности, плотности и скучен-

ности населения и др., а также органы/ткани-мишени, течение заболевания, его тяжесть, летальность, критерии отбора на госпитализацию и др.

Первым этапом такой работы является анализ демографической ситуации в регионе, заболеваемости, инвалидности, смертности населения. На самом деле эти данные всегда должны быть исходными для организаторов здравоохранения при планировании сети медицинских организаций, решении вопросов оказания экстренной и плановой медицинской помощи и т.д.

Однако в каждом случае необходимо выявлять наиболее специфичные для данной ситуации показатели. Так, в условиях пандемии заболеваемости С0УШ-19 особое внимание уделяется распространенности хронически протекающих заболеваний, способствующих более тяжелому течению С0УШ-19: сахарному диабету, ожирению, хронической почечной недостаточности [1]. Весьма важным не только с точки зрения оказания медицинской помощи, но и проведения других мероприятий социальной направленности является выделение контингента населения в возрасте 65 лет и старше как наиболее уязвимой с позиции тяжести течения данного заболевания.

Для организации работ по профилактике и снижению рисков распространения С0УШ-19 Минздравом России был утвержден приказ4, в приложении к которому были приведены рекомендации по формированию временного штатного расписания отделений для лечения пациентов с С0УШ-19.

1 Письмо Минздрава СССР от 08.04.1974 № 02-4/19 «Обутверждении Методических рекомендаций по повышению эффективности и анализу использования коечного фонда стационаров лечебно-профилактических учреждений».

2 Приказ Минздрава России от 20.04.2018 № 182 «Обутверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения».

3 Письмо Минздрава России от 31.12.2020 № 11-7/И/2-20700 «О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи».

4 Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой корона-вирусной инфекции (С0ЧЮ-19)».

Таблица 1. Рекомендации для временного штатного расписания структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с новой корона-вирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, в соответствии с приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н

№ 1 Нормативная запись

Отделение для пациентов, не нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких

1. 1,0 должность врача-специалиста на 1 круглосуточный пост на 20 коек

2. 1,0 должность медицинской сестры на 20 коек

3. 1,0 должность младшей медицинской сестры по уходу за больными или санитар на 20 коек

Отделение анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии для оказания

медицинской помощи пациентам, нуждающимся в проведении неинвазивной и инвазивной

искусственной вентиляции легких

1. 1,0 должность врача анестезиолога-реаниматолога на 1 круглосуточный пост на 6 коек

2. 1,0 должность медицинской сестры на 6 коек

3. 1,0 должность медицинской сестры-анестезиста на 3 койки

4. 1,0 должность младшей медицинской сестры по уходу или санитар на 6 коек

Эти данные сгруппированы нами и представлены в табл. 1.

Как видно из приведенных в табл. 1 данных, подразделения дифференцировались по нуждаемости в искусственной вентиляции легких, что обусловлено характером лечебной помощи и необходимостью соответствующего оборудования.

Ошибочные положения рекомендаций по штатному обеспечению больничного этапа лечения больных коронавирусной инфекцией, приведенные в приказе Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (приказ № 198н), сводятся к следующему:

■ одна должность врача рекомендуется для работы круглосуточного поста;

■ отсутствует упоминание о необходимости круглосуточной работы среднего и младшего медицинского персонала;

■ отсутствует норматив должности заведующего отделением и соответствующей должности старшей медицинской сестры;

■ отсутствует штатное обеспечение приемного отделения.

Несмотря на очевидность этих ошибок и публикации, содержащие соответствующие критические замечания [2, 3], потребовался достаточно длительный срок - более полугода для повторного рассмотрения и утверждения новых норм труда. Приказ Минздрава России от 1 октября 2020 г. № 1062н5 существенно изменил нормативную обеспеченность штатами для оказания медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией.

Эти изменения можно обобщить следующим образом:

■ представлена новая формулировка по возможностям использования предложенных штатных нормативов;

■ штатные нормативы дифференцированы по отделениям для оказания медицинской помощи взрослым и детям;

■ в каждом из указанных отделений произошли значительные изменения в нормативной обеспеченности штатами медицинских работников;

■ определены штатные нормативы приемного отделения, консультативной группы.

5 Приказ Минздрава России от 01.10.2020 № 1062н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции С0ЧЮ-19"».

Новая регламентация штатных нормативов состоит в более строгих правилах их применения.В приказе № 198н указано, что «структура и штатная численность структурного подразделения медицинской организации для лечения С0УШ-19 устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объемов оказываемой медицинской помощи». Далее в документе рекомендовалось сформировать временное штатное расписание медицинской организации с учетом предложенных штатных нормативов.

В приказе № 1062н дана иная формулировка этого положения: «Формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией С0УШ-19 осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями если их 2, то тире без отбивок между 16 и 17 к настоящему приказу.

По согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья временное штатное расписание структурных подразделений медицинской организации для пациентов с новой коронавирусной инфекцией С0УШ-19 может быть сформировано с отклонениями от временных штатных нормативов, предусмотренных приложениями № 16-17 к настоящему приказу исходя из объемов оказываемой медицинской помощи».

Сравнение представленных пунктов приказов показывает переход от рекомендательного способа применения норм труда к обязательному. Хотя и в первом, и во втором случае указывается на объем работы, если ранее решение об использовании объема работы как одного из главных факторов при составлении штатного расписания мог принять единолично руководитель медицинской организации, теперь необходимо согласование с органом исполнительной власти.

Предложенные приказом № 1062н штатные нормативы дифференцируются, как и в прика-

зе № 198н, по подразделениям в зависимости от нуждаемости больных в искусственной вентиляции легких. Нововведения приказа состоят том, что предложены нормы труда в этих подразделениях отдельно для взрослых и детей. Наряду с указанной дифференциацией произошло значительное изменение как числа специалистов, работающих в отделениях, так и величин норм труда. Так, в штатные нормативы отделения для взрослых, не нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких, новым документом введены должности заведующего отделением, врача-стажера, старшей медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, сестры-хозяйки, и установлены нормативы для этих должностей.

Относительно должности заведующего отделением в приказе № 198н написано следующее: «При увеличении числа врачей-специалистов в отделениях, указанных в пункте 4.1, наличие 1 заведующего отделением - врача-специалиста и 1 врача-специалиста с сертификатом специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по специальности, соответствующей профилю отделения, является обязательным». Однако норматив должности заведующего не приводился. В приказе № 1062н должность заведующего отделением, так же как и должность старшей медицинской сестры и сестры-хозяйки, устанавливается на 40 коек. При этом, как и в подавляющем числе современных нормативно-правовых документов, не указываются порядок и некоторые условия введения должности заведующего отделения.

Ранее в приказах Минздрава СССР в нормативной записи по должностям заведующих больничными отделениями приводились два показателя:

■ минимальное число коек, при котором устанавливается должность заведующего;

■ порядок или некоторые условия введения должности.

Например, должность заведующего инфекционным отделением в областных6 и город-

6 Приказ Министерства здравоохранения СССР от 31 мая 1979 г. № 560 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь областных, краевых и республиканских больниц для взрослых и детей».

ских7 больницах устанавливалась при минимальном числе коек, равном 40, при этом в отделениях до 60 коек должность заведующего вводилась вместо 0,5 должности врача, а два отделения с установлением должностей заведующих организовывались при наличии 90 и более коек соответствующего профиля. В районных и центральных районных больницах8 минимальное число коек для установления должности заведующего составляло 60. В зависимости от местных условий (планировка зданий и т.д.) должность заведующего инфекционным отделением могла вводиться при наличии в отделении не менее 40 коек вместо 0,5 должности врача.

Документы, в которых были приведены указанные нормы труда, в конце 2016 г. признаны не действующими на территории Российской Федерации9. В современных нормативно-правовых документах, т.е. в приказах о Порядках оказания медицинской помощи, нормативная запись должности заведующего отделением содержит лишь один показатель: число коек. Следовательно, по умолчанию должность заведующего вводится всегда, в том числе и в анализируемом приказе, сверх должностей врачей.

Приказом № 1062н сделана попытка исправить главные ошибки приказа № 198н, состоящие в рекомендациях по организации круглосуточной работы врача одной должностью и полному отсутствию указаний на необходимость круглосуточной работы среднего и младшего медицинского персонала. Однако авторы документа по непонятным причинам отказались

от традиционно принятой в здравоохранении нормативной записи для данного режима работы, которая устанавливает число коек на 1 круглосуточный пост. Приказом № 1062н приведена новая форма нормативной записи о круглосуточной работе: 1,0 должность на 1 круглосуточный пост на 20 коек в смену; 1,0 на 1 круглосуточный пост на 12 коек для проведения неинвазивной вентиляции легких в смену; 1,0 на 1 круглосуточный пост на 6 коек для проведения инвазивной вентиляции легких в смену и т.д.

Сочетание слов: «для проведения инвазивной вентиляции легких в смену» может иметь неоднозначное толкование, означающее либо применение этого норматива в подразделении, где проводится инвазивная вентиляция легких, либо применение этого норматива только в том случае, если в смену проводится инвазивная вентиляция легких. Аналогичная нормативная запись представлена и при неинвазивной вентиляции легких. Следовательно, возникает необходимость редакционной правки данного положения и перемещения слов «в смену» после упоминания должности, тогда норматив должен быть представлен следующим образом: 1,0 должность в смену на 1 круглосуточный пост на 20 коек; 1,0 должность в смену на круглосуточный пост на 12 коек при проведении неинвазивной вентиляции легких; 1,0 должность в смену на 6 коек при проведении инвазивной вентиляции легких.

Можно привести массу примеров того, к чему могут привести редакционные неточности нормативной записи. Один из свежих примеров -

7 Приказ Министерства здравоохранения СССР от 6 июня 1979 г. № 600 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь центральных городских, городских и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек».

8 Приказ Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900 «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов».

9 Приказ Минздрава России от 16 октября 2016 г. № 708 «О признании не действующими на территории Российской Федерации приказов Министерства здравоохранения СССР и признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 4 января 1988 г. № 2 "О состоянии и перспективах развития пато-логоанатомической службы в РСФСР"».

Таблица 2. Штатные нормативы приемного отделения для пациентов с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в соответствии с приказом Минздрава России от 01.10.2020 № 1062н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Наименование должности 1 Количество должностей 1

Врач приемного отделения - врач-специалист 1,0 на 1 круглосуточный пост в смену

Медицинская сестра приемного отделения 1,0 на 1 круглосуточный пост в смену

Дезинфектор Не менее 1,0 на организацию

это оплата труда работников скорой медицинской помощи по оказанию медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией на первом этапе пандемии, когда из-за неточности в нормативной записи в ряде регионов пытались высчитывать минуты общения работников с больными коронавирусной инфекцией и оплачивать именно эти минуты.

Таким образом, при доработке приказа по штатной обеспеченности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, целесообразен переход на общепринятый и однозначно понимаемый и применяемый нормативный показатель по труду при организации круглосуточной работы: число коек на 1 круглосуточный пост. Число должностей для обеспечения работы круглосуточного поста рассчитывается по специально разработанной методике [4-6].

Приказом № 1062н введен норматив должности врача-стажера следующим образом: 1,0 должность на заведующего отделением; 1,0 должность на 1,0 врача-специалиста. Величина этого норматива вызывает большие сомнения. Дело в том, что в стране в настоящее время 554 врачей-стажеров10, которые с учетом коэффициента совместительства могут занять не более 750 должностей. Даже если всех врачей-стажеров мобилизовать на работу в больничных отделениях для больных коронавирусной инфекцией, то и в этом случае совершенно очевидна невыполнимость такого норматива.

Штатные нормативы приемного отделения, указанные в приказе № 1062н, приведены в табл. 2.

Основным нормативным показателем численности должностей медицинских работников приемного отделения является число коек в медицинской организации [7]. Эти данные, как видно из табл. 2, отсутствуют, следовательно, и в больнице на 100 коек, и в больнице, например, на 600 коек предлагаются одинаковые штаты приемного отделения, что, совершенно очевидно, приведет к разной нагрузке должностей. В штатно-нормативном обеспечении приемного отделения отсутствует должность заведующего, младшего медицинского персонала.

В штатных нормативах консультативно-диагностической группы приводится ряд должностей врачей вспомогательной лечебно-диагностической группы со следующей записью: «рассчитывается исходя из объема выполнения диагностических услуг...». Такая нормативная запись, указываемая и в других документах современной нормативно-правовой базы по труду, требует определенных разъяснений. Расчеты численности персонала по объему работы проводятся на основе использования затрат времени на единицу работы, т.е. на диагностические исследования, процедуры, манипуляции. Однако нормативно-правовые документы, утверждающие нормы времени на диагностические исследования, относятся к прошлому веку и не отражают современную оснащенность медицинских организаций оборудованием (табл. 3).

В последующие годы проводились отдельные разработки норм времени на диагностические исследования [8-11], но результаты этих исследований не утверждены на федеральном уровне. Таким образом, в настоящих условиях

10 Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I часть. Медицинские кадры. Москва : ЦНИИОИЗ, 2020. С. 98.

Таблица 3. Перечень нормативно-правовых документов, устанавливающих нормы времени для врачей вспомогательной службы, указанных в приказе Минздрава России от 01.10.2020 № 1062н

№ п/п Наименование должности Дата утверждения и номера приказов, определяющих нормы времени

1 Врач клиниче- Приказ Минздрава РФ от 25.12.1997 № 380 «О состоянии и мерах по ской лаборатор- совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения ной диагностики пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»

2 Врач-рентгенолог Приказ Минздрава РСФСР от 02.08.1991 № 132 «О совершенствовании службы лучевой диагностики»; письмо Минздрава России «О нормировании труда работников флюорографических кабинетов» от 28.10.1992 № 21-01-983; приказ Минздравмедпрома России от 05.04.1996 № 128 «О дополнении к приказу Минздрава РСФСР № 132 от 02.08.1991 "О совершенствовании службы лучевой диагностики"»; приказ Минздрава России от 22.06.1998 № 198 «О дальнейшем развитии рентгенохирургических методов диагностики и лечения»; письмо Минздрава России от 31.08.2000 № 2510/9736-32 «О нормировании труда специалистов рентгеновских кабинетов»

3 Врач ультразвуко- Приказ Минздрава РСФСР от 02.08.1991 № 132 «О совершенствовании вой диагностики службы лучевой диагностики»

4 Врач-эндоскопист Приказ Минздравмедпрома России от 31.05.1996 № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»

современного состояния нормативно-правовой базы по труду, в частности при наличии устаревших норм времени на лабораторные и инструментальные исследования, расчеты численности медицинских работников по объему работы не представляются возможными. Разработка указанных норм труда и их утверждение на федеральном уровне управления здравоохранением является одной из неотложных задач нормирования труда в здравоохранении, причем не только для соответствующего нормативного обе-

спечения больных коронавирусной инфекцией, но и для всех других медицинских организаций.

Следующим приказом, вносящим изменения к приказу № 198н, был приказ Минздрава России от 30.10.2020 № 1184 н11. Данным приказом проведена замена должности дезинфектора, указанной в приказе № 1062н, на должность медицинского дезинфектора, что соответствует номенклатуре должностей12. Кроме того, в штаты приемного отделения введена должность младшего медицинского персонала.

11 Приказ Минздрава России от 30.10.2020 № 1184н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"».

12 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников».

Основные позиции формирования нормативной численности должностей медицинских работников и величины норм труда, установленные приказом № 198н со всеми последующими изменениями и представленные в данной публикации, вступают в противоречия с действующими нормативно-правовыми документами, в частности с приказами о Порядках оказания медицинской помощи при инфекционных забо-леваниях13.

К настоящему времени для оказания медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией в части норм труда требуют решения следующие вопросы:

■ переход на общепринятый порядок определения численности медицинских работников при организации круглосуточной работы по оказанию медицинской помощи в больничных условиях;

■ определение норм труда при организации круглосуточной работы по оказанию медицинской помощи больным корона-вирусной инфекцией в амбулаторно-поликлинических условиях;

■ организация и соответствующее нормативно-штатное обеспечение по медицинской реабилитации переболевших коронавирусной инфекцией, выделение групп наблюдения.

Заключение

Система нормирования труда в здравоохранении оказалась не способной ответить на вызовы эпидемиологической ситуации в стране -по истечении почти года со времени появления зарегистрированных случаев коронавирусной инфекции в России так и не сформировано штатно-нормативное обеспечение для лечения этих больных, соответствующее требованиям, предъявляемым к документам такого рода.

Уроки нормирования труда, выявленные при анализе нормативно-правовых документов в условиях заболеваемости коронавирусной инфекцией и представленные в данной публикации, состоят не только в необходимости правки конкретных документов и внесения в них изменений.

Оценка этих документов в очередной раз выявила системные недостатки в нормировании труда в здравоохранении, накапливающиеся в течение последних десятилетий. Теоретические положения нормирования труда, достаточно полно представленные в публикациях, не учитываются разработчиками штатных нормативов и специалистами, утверждающими эти документы. Такое положение связано прежде всего с отсутствием централизованной системы управления нормированием труда в здравоохранении.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шипова Валентина Михайловна (Valentina M. Shipova) - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0002-8957-92lX

Миргородская Ольга Владимировна (Olga V. Mirgorodskaya) - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0002-4327-148X

13 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2012 № 69н «Обутверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях»; приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 № 521н «Обутверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриневич В.Б., Губонина И.В., Дощицин В.Л. и др. Особенности ведения коморбидных пациентов в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Национальный Консенсус 2020 // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020. Т. 19, № 4. DOI: https://doi. org/10.15829/1728-8800-2020-2630

2. Шипова В.М., Берсенева Е.А. Пандемия COVID-19: уроки в нормировании труда медицинских работников // Бюллетень Национального Научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2020. № 3. С. 4-11.

3. Шипова В.М. Как рассчитать штаты в инфекционном отделении медорганизации [Электронный ресурс] // Экономика ЛПУ. 2020. URL: https://vip.1elpu.ru/#/docu ment/16/68027/

4. Шипова В.М. Организация и технология нормирования труда в здравоохранении // под ред. Р.У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. С. 41-49.

5. Шипова В.М., Берсенева Е.А., Михайлов Д.Ю. Актуальные вопросы планирования численности должностей при разных режимах работы : учебное пособие. Москва : Светлица, 2020. 144 с.

6. Шипова В.М., Берсенева Е.А. Средние и младшие медицинские работники: нормативы численности, мето-

дики расчетов / под ред. Р.У. Хабриева. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 64-68.

7. Шипова В.М. Как рассчитать штаты приемного отделения по новым требованиям Минздрава // Экономика ЛПУ. 2019. № 6. С. 71-74.

8. Шипова В.М., Берсенева Е.А., Кириллов К.В. и др. Расчет численности должностей медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы : учебное пособие. Москва : Светлица, 2019. 108 с.

9. Зарипов Р.А. Расчет и обоснование нормирования работы кабинетов РКТ и МРТ // Материалы Конгресса Российской ассоциации радиологов (Заседание профильной комиссии по лучевой диагностике Минздрава России, г. Казань). Москва, 2014. С. 56-61.

10. Шипова В.М., Юркин Ю.Ю. Разработка и применение нормативов по труду подразделений ультразвуковой диагностики : методические материалы. Москва : Национальный Научно-исследовательский институт общественного здоровья, 2016. 32 с.

11. Стародубов В.И., Сон И.М., Иванова М.А., Цыби-кова Э.В., Люцко В.В. Затраты рабочего времени врачей-специалистов на выполнение работ, связанных с проведением эндоскопических исследований // Эндоскопическая хирургия. 2017. № 23 (1). С. 29-32.

REFERENCES

1. Grinevich V.B., Gubonina I.V., Doshchitsin V.L., et al. Management of patients with comorbidity during novel Coronavirus (COVID-19) pandemic. National Consensus Statement 2020. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika [Cardiovascular Therapy and Prevention]. 2020; 19 (4). DOI: https://doi. org/10.15829/1728-8800-2020-2630 (in Russian)

2. Shipova V.M., Berseneva E.A. Covid-19 pandemics: lessons in health worker rationing. Byulleten' natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestven-nogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko [Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N.A. Semashko]. 2020; (3): 4-11. (in Russian)

3. Shipova V.M. How to calculate the staffing in the infectious diseases ward of a healthcare facility. Ekonomika LPU [Economics of Health Care Facilities]. 2020. URL: https://vip.1elpu.ru/#/document/16/68027/ (in Russian)

4. Shipova V.M. Organization and technology of labor rationing in health care. In: R.U. Khabriev. Moscow: GEOTAR-Media, 2018: 41-9. (in Russian)

5. Shipova V.M., Berseneva E.A., Mikhaylov D.Yu. Topical Issues of planning the number of positions in different models of work. Tutoral. Moscow: Svetlitsa', 2020: 144 p. (in Russian)

6. Shipova V.M., Berseneva E.A. Middle and Junior medical workers: staffing standards, calculation methods.

In: R.U. Khabriev. Moscow: GEOTAR-Media, 2020: 64-8. (in Russian)

7. Shipova V.M. How to calculate the staffing in the admission department for the new requirements of the Ministry of Health. Ekonomika LPU [Economics of Health Care Facilities]. 2019; (6): 71-4. (in Russian)

8. Shipova V.M., Berseneva E.A., Kirillov K.V., et al. Calculation of the number of positions of medical workers of the auxiliary medical and diagnostic service. Tutorial. Moscow: Svetlitsa, 2019: 108 p. (in Russian)

9. Zaripov R.A. Calculation and justification of the rationing of the work of offices RKT and MRI rooms. In: Mate-rialy Kongressa Rossiyskoy assotsiatsii radiologov [Materials of the Congress of the Russian Association of Radiologists]. Moscow, 2014: 56-61. (in Russian)

10. Shipova V.M., Yurkin Yu.Yu. Development and application of labor standards for ultrasound diagnostics units. Methodical materials. Moscow: National'niy nauchno-issledovatel'skiy institut obshchestvennogo zdorov'ya, 2016: 32 p. (in Russian)

11. Starodubov V.I., Son I.M., Ivanova M.A., Tsybikova E.V., Lyutsko V.V. Working hours of health specialists for work related to endoscopic examinations. Endoskopicheskaya khirurgiya [Endoscopic Surgery]. 2017; 23 (1): 29-32. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.