ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
Новые нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре
Шипова В.М., Миргородская О.В.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», 105064, г. Москва, Российская Федерация
Цель исследования - анализ нормативно-правовой базы и ее изменений, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре.
Материалы исследования - нормативно-правовые документы спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс», а методы исследования -аналитический и статистический.
Результаты исследования показали, что приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н, в котором впервые установлена штатно-норма-тивная обеспеченность врачебно-физкультурных диспансеров, предоставлял широкие возможности для увеличения численности врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине, однако приказ Минздрава России № 134н, особенностью и ошибочностью которого является введение в нормативную запись союза «или», внес существенные изменения в штатные нормативы как вышеупомянутых должностей, так и врачей других специальностей.
Заключение. Показано, что пересмотр штатных нормативов осуществлялся в условиях, когда предыдущие нормативно-правовые документы не были использованы, при этом нарушены этапы разработки штатных нормативов, перед утверждением документов не была проведена медико-экономическая оценка возможностей внедрения норм труда в практику здравоохранения. Таким образом, приказы Минздрава России № 1144н в части нормативной численности должностей и № 134н неприемлемы для использования в медицинских организациях, и практика здравоохранения не реагирует на изменения в нормативной численности должностей врачебно-физкультурных диспансеров. Все это свидетельствует о разрушении системы нормирования труда в здравоохранении.
Ключевые слова:
спортивная медицина, лечебная физкультура, врачебно-физкультур-ный диспансер, нормы труда, нормы времени, нормативная численность должностей, медицинское обеспечение, соревнования, тренировочные мероприятия, спорт
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, написание и редактирование текста - Шипова В.М.; обработка материала, написание и редактирование текста - Миргородская О.В.
Для цитирования: Шипова В.М., Миргородская О.В. Новые нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 2. С. 77-85. 001: Мрэ:// doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-2-77-85
Статья поступила в редакцию 29.03.2021. Подписана в печать 17.05.2021.
New working standards for sport medicine and therapeutic exercise
Shipova V.M., N.A. Semashko National Research Institute of Public
Mirgorodskaya O.V. Health, 105064, Moscow, Russian Federation
Aim of the research: analysis of the regulatory framework and its changes, regulating labor standards in sports medicine and physical therapy.
The materials of the research were the normative legal documents of the reference legal system "ConsultantPlus", and the research methods were analytical and statistical.
Results. The results of the study showed that the order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 06/09/2010 No. 613n, which for the first time established the standard provision of medical and physical dispensaries, provided ample opportunities for increasing the number of doctors in exercise therapy and sports medicine, but the order The Ministry of Health of Russia No. 134n, the peculiarity and erroneousness of which is the introduction of the union "or" into the normative record, made significant changes to the staffing standards, both of the above positions and doctors of other specialties.
Conclusion. It is shown that the revision of staff standards was carried out in conditions when the previous regulatory documents were not used, while the stages of development of staff standards were violated, before the approval of the documents, a medical and economic assessment of the possibilities of introducing standards was not carried out labor in health care practice. Thus, the orders of the Ministry of Health of Russia No. 1144n in terms of the normative number of posts and No. 134n are not acceptable for use in medical organizations, and healthcare practice does not respond to changes in the normative number of posts in medical and physical dispensaries. All this testifies to the destruction of the system of labor rationing in health care.
Keywords:
sports medicine, therapeutic exercises, medical and physical dispensary, labor standards, time norms, normative number of positions, medical support, sport competitions, training events, sports
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.
Contribution. Research concept and design, collection and processing of material, writing and editing of text -Shipova V.M.; material processing, writing and editing of text - Mirgorodskaya O.V.
For citation: Shipova V.M., Mirgorodskaya O.V. New working standards for sport medicine and therapeutic exercise. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2021; 7 (2): 77-85. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-2-77-85 Received 29.03.2021. Accepted 17.05.2021.
Значимость лечебной физкультуры и спортивной медицины в общем комплексе лечебных мероприятий достаточно велика. Штатные нормативы медицинских работников по лечебной физкультуре устанавливаются в ряде приказов по Порядкам оказания медицинской помощи, например в приказах, определяющих медицинскую реабилитацию1, 2, а по спортивной медицине - в приказах, регламентирующих штатные нормативы врачебно-физкультурного диспансера.
Цель исследования заключается в анализе нормативно-правовой базы и ее изменений, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре.
Материал и методы
В качестве материалов исследования были использованы нормативные правовые акты из компьютерной справочной правовой системы «КонсультантПлюс», а также аналитический и статистический методы исследования.
Результаты и обсуждение
В современных нормативно-правовых документах штатно-нормативная обеспеченность врачебно-физкультурных диспансеров была впервые установлена в 2010 г.3. В качестве показателей и измерителей для определения нормативного числа должностей врачей по спортивной медицине использовались следующие показатели:
■ число заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1-го разряда, учащихся училищ олимпийского резерва,
школ высшего спортивного мастерства, школ-интернатов олимпийского профиля, колледжей олимпийского резерва;
■ число учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, центров параолимпий-ской подготовки, центров физической культуры, спорта и здоровья;
■ число лиц, занимающихся спортом в учреждениях физкультурно-спортивной направленности и в иных учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм собственности;
■ численность городского населения, проживающего на территории деятельности диспансера (центра);
■ численность жителей районов области, проживающих на территории деятельности диспансера (центра).
Для расчета врачей по лечебной физкультуре рекомендовались следующие показатели:
■ число должностей врачей по спортивной медицине;
■ численность городского населения, проживающего на территории деятельности диспансера (центра).
Наши расчетные данные показали, что в целом для внедрения этого приказа в практику здравоохранения потребовалось бы около 25 тыс. должностей врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре [1]. В этот период времени в стране было 4,0 тыс. врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине [2], причем в это число входят не только врачи, работавшие во врачебно-физкультурных диспансерах, но все врачи этих специальностей в поликлиниках, стационарах, санаториях системы Минздрава России.
1 Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых».
2 Приказ Минздрава России РФ от 23.10.2019 № 878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей».
3 Приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н «Обутверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий».
Согласно методическим подходам к нормированию труда, основанием для изменения нормативной численности должностей является изучение потребности населения в медицинской помощи4, выявление потребности в разработке новых и пересмотре действующих типовых норм труда5. Приказ Минздравсоцразвития России от 09.06.2010 № 613н, как видно из сопоставления нормативной и фактической численности врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине, предоставлял широкие возможности для увеличения численности указанных должностей, и оснований для пересмотра этого документа не было.
Однако такой пересмотр состоялся в 2016 г.6. При сохранении наименований указанных показателей размер нормативных данных был значительно увеличен. Особенностью и ошибочностью приказа № 134н является введение в нормативную запись союза «или». Применение этого союза предполагает возможность выбора одного из указанных показателей, что неуместно для формирования численности должностей в практике здравоохранения. Этот союз применяется для однородных членов предложения или для разных предложений, исключающих друг друга. Следует отметить, что ошибочное включение этого союза в нормативную запись встречается и в других современных нормативно-правовых документах, например в приказе по проведению патологоанатомических исследований7.
Степень изменения нормативного числа должностей врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре отражена в табл. 1.
Как видно из табл. 1, приказ № 134н внес существенные изменения в штатные нормативы. Нормативная численность должностей врачей по спортивной медицине была увеличена по числу заслуженных мастеров спорта и по числу лиц, занимающихся спортом, в 2 раза, по числу учащихся - в 4 раза, по численности населения -в 5 раз.
В 4-5 раз увеличена нормативная численность врачей по лечебной физкультуре. Если ранее должность врача по лечебной физкультуре устанавливалась из расчета на 4 должности врачей по спортивной медицине, то приказом № 134н предусматривается новое соотношение этих должностей, равное 1:1.
Однако еще более значимые увеличения произошли в нормативной численности врачей других специальностей. Приказом № 613н должности специалистов врачей травматологов-ортопедов, хирургов, офтальмологов и др. (всего 16 специальностей) устанавливались следующим образом: «из расчета 1 должность всех указанных специалистов на 2000 заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1-го разряда, учащихся училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, школ-интернатов олимпийского профиля, колледжей олимпийского резерва, учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских спортивных школ, центров параолимпийской подготовки, цен-
4 Приказ Минздрава СССР от 20.04.1979 № 435 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению работы по штатному нормированию работников учреждений здравоохранения».
5 Приказ Минтруда России от 31.05.2013 № 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда».
6 Приказ Минздрава России от 01.03.2016 № 134н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"».
7 Приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «О правилах проведения патологоанатомических исследований».
Таблица 1. Изменения в нормативной численности должностей врачей по спортивной медицине, врачей по лечебной физкультуре, врачей функциональной диагностики, врачей-рентгенологов
Наименование показателя Величина показателя
по приказу № 613н по приказу № 134н
Для врачей по спортивной медицине
1. Число заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов 1-го разряда 200 100
2. Число учащихся училищ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, школ-интернатов олимпийского профиля, колледжей олимпийского резерва 400 100
3. Число лиц, занимающихся спортом в учреждениях физкультурно-спор-тивной направленности и иных учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм собственности 2000 1000
4. Численность городского населения, проживающего на территории обслуживания диспансера (центра) 250 тыс. 50 тыс.
5. Численность жителей районов области, проживающих на территории деятельности диспансера (центра) 250 тыс. 50 тыс.
Для врачей по лечебной физкультуре
1. Число должностей врачей по спортивной медицине 4 1
2. Численность городского населения, проживающего на территории деятельности диспансера(центра) 125 тыс. 25 тыс.
тров физической культуры, спорта и здоровья». Такой суммарный порядок установления этих должностей приказом № 134н был заменен на планирование каждой из указанных 16 должностей на каждую должность врача по спортивной медицине. Такая новая нормативная запись привела к увеличению нормативной численности указанных врачей в 16 (!) раз. А если учесть, что и норматив должности врача по спортивной медицине увеличен в 2 раза, то нормативная численность указанных врачей-специалистов выросла в 32 раза.
Одним из важных этапов разработки норм труда является их экономическая оценка. Расчеты нормативной численности медицинских работников любой организации возможны только при наличии статистической обеспеченности нормативного показателя по труду. В связи с этим нормативная численность должностей врачебно-физкультурных диспансеров в целом
по стране может быть определена не по всем позициям. В частности, в отсутствие данных о числе учащихся специализированных детско-юношеских спортивных школ, заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и т.д. рассчитать число должностей врачей по спортивной медицине, планируемых на этот контингент, не представляется возможным в целом по стране. Такие расчеты могут быть проведены в конкретной медицинской организации.
Однако если при расчетах использовать даже только один показатель, т.е. вопреки здравому смыслу применить указанный в нормативной записи предлог «или» и рассчитать нормативную численность должностей только на один нормативный показатель, например на численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, организациях и группах, составляющую в период утверждения этого
• План -о- Факт
Нормативная и фактическая численность врачей по спортивной медицине и врачей по лечебной физкультуре в Российской Федерации, 2005, 2010, 2015-2018 гг. (в тыс. должностей)
приказа около 40 млн человек [2] , то окажется, что для реализации только этого положения приказа, устанавливающего 1 должность врача по спортивной медицине на 1000 занимающихся, необходимо 40 тыс. должностей врачей по спортивной медицине. А если к этому показателю прибавить еще 16 указанных должностей, устанавливаемых на каждую должность врача по спортивной медицине, то общее расчетное число составит около 700 тыс. должностей (40+40x16). С учетом нормативного числа врачей по лечебной физкультуре (должность устанавливается на каждую должность врача
по спортивной медицине), а также врачей вспомогательной службы (врачей - рентгенологов, функциональной диагностики, клинической лабораторной диагностики) общая нормативная численность врачебных должностей, рекомендуемых приказом № 134н, превысит фактическое число всех врачей в стране по всем специальностям.
Для наглядности динамика анализируемых показателей представлена на рисунке.
Рисунок изображен на полулогарифмической масштабной сетке, преимущество которой по сравнению с общепринятой арифметической масштабной сеткой состоит в том, что на ней могут быть изображены и сопоставимы как очень большие, так и очень малые показатели [3-5]. Расчеты плановых данных проведены нами лишь по одному показателю: числу лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Эти данные, указываемые в статистическом сборнике [6], постоянно увеличиваются. Следовательно, только этот факт способствует росту нормативной численности врачей по спортивной медицине и врачей по лечебной физкультуре даже без пересмотра норм труда. Так, например, в 2010 г. таких лиц было 26 257 тыс. человек, а в 2015 г. - 43 464 тыс. При одном и том же нормативе, равном по приказу № 613н 2000 человек на 1 должность врача по спортивной медицине, нормативная численность этих врачей в 2010 г. составляла 13,1 тыс. должностей, а в 2015 г. - 21,7 тыс. К этим по-
Таблица 2. Нормы труда по вновь введенным должностям приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н
Наименование должности Норматив
Заместитель главного врача По медицинской части, по направлениям деятельности в соответствии с размером численности штата и количеством направлений работы
Врач-статистик 0,5 на 7-14 врачебных должностей, полагающихся диспансеру, 1 на 15 врачебных должностей, полагающихся диспансеру
Врач клинической лабораторной 1 на 5 должностей врачей по спортивной медицине, но не
диагностики менее 1 на медицинскую организацию
Врач ультразвуковой диагностики 1 на 1 должность врача спортивной медицины, но не менее 1 на медицинскую организацию
Медицинская сестра процедурной Не менее 1 на процедурный кабинет
Таблица 3. Нормы времени врача по спортивной медицине на отдельные виды работ (извлечения из приложения 19 к приказу Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н)
Вид работ Норматив, мин
Прием в рамках углубленного медицинского обследования и подготовка 50
заключения на одного спортсмена
Санитарно-просветительская работа с тренерами и спортсменами 50
Проведение этапного медицинского обследования 50
Проведение текущего медицинского обследования 25
Консультативный прием 25
Прием по заболеванию 25
Проведение нагрузочного тестирования (1 тест) 25
Прочие виды обращений 10
Обучение медицинского персонала на рабочем месте 50
Проведение санитарно-гигиенических мероприятий 20
казателям следует добавить число врачей по лечебной физкультуре, которое по приказу № 613н устанавливалось из расчета 1 должность на 4 должности врачей по спортивной медицине. Таким образом, суммарное плановое число должностей составило в 2010 г. 16,4 тыс. должностей, а в 2015 г. - 27,1 тыс.
После выхода приказа № 134н, который предусматривает 1 должность врача по спортивной медицине на 1000 лиц, занимающихся физкультурой и спортом, и столько же должностей врачей по лечебной физкультуре, суммарная нормативная численность этих врачей составила более 100 тыс. должностей, так как занимающихся спортом в 2017 г. было 50 155 тыс., а в 2018 г. - 54 292 тыс. [6]
На рисунке показано, что с выходом приказа № 134н никаких изменений в фактической численности этих должностей не произошло, т.е. практика здравоохранения не приняла этот приказ.
При таком более чем 25-кратном разрыве между плановым числом врачей по спортивной медицине и лечебной физкультуре, нет никаких оснований для дальнейшего увеличения нормативной численности медицинских работников врачебно-физкультурного диспансера. Тем не менее новый приказ, регулирующий Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физкультурой и спортом8, в очередной раз увеличил нормативную численность медицинских работников. Эти изменения отражены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, в штатные нормативы врачебно-физкультурного диспансера приказом № 1144н добавлены должности заместителей главного врача, врача-статистика, врача клинической лабораторной диагностики (при наличии врача-лаборанта, должность которого была определена приказом № 134н и осталась неизменной), врача ультразвуковой диагностики, медицинской сестры процедурной.
8 Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)».
Использование приказа № 1144н возможно, на наш взгляд, только в части норм времени на посещение врача по спортивной медицине, ошибочно названных в документе нормами нагрузки. Эти данные приведены нами в табл. 3.
Медицинское обеспечение соревнований:
■ подготовка (1 рабочий день) накануне соревнований, все время длительности соревнований (1 рабочий день за каждый день соревнований), оформление отчета по итогам соревнований (120 мин).
Медицинское обеспечение тренировочных мероприятий:
■ подготовка (1 рабочий день) накануне тренировочных мероприятий, все время длительности тренировочных мероприятий (1 рабочий день за каждый день), оформление отчета после окончания тренировочных мероприятий (120 мин).
Врачебно-педагогическое наблюдение:
■ подготовка (50 мин) и все время длительности тренировки (занятия), составление отчета (50 мин).
Как видно из приведенных данных, нормы времени установлены на отдельные виды работ, следовательно, применение этих данных должно быть обеспечено соответствующей статистической информацией, которая на сегодняшний период времени не предоставляет возможности дифференциации показателей, приведенных в нормах времени. Таким образом, для использования представленных в документе норм вре-
мени необходим учет всех указанных в приказе видов работ и частоты их проведения в течение года, что возможно либо путем изменения учетно-отчетной документации врачебно-физ-культурного диспансера, либо путем введения специального журнала по объему работы на локальном уровне управления.
Заключение
Результаты анализа нормативно-правовой базы, регулирующей нормы труда по спортивной медицине и лечебной физкультуре, свидетельствуют о том, что приказ Минздрава России № 1144н в части нормативной численности должностей, как и приказ Минздрава Росси № 134н, не приемлем для использования в медицинских организациях. Практика здравоохранения не реагирует на изменения в нормативной численности должностей врачебно-физкультур-ных диспансеров. Анализ нормативно-штатной обеспеченности врачебно-физкультурных диспансеров показал, что были нарушены этапы разработки штатных нормативов, пересмотр штатных нормативов осуществлялся в условиях, когда предыдущие нормативно-правовые документы не были использованы, перед утверждением документов не была проведена медико-экономическая оценка возможностей внедрения норм труда в практику здравоохранения. Все это свидетельствует о разрушении системы нормирования труда в здравоохранении.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шипова Валентина Михайловна (Valentina M. Shipova) - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0002-8957-92lX
Миргородская Ольга Владимировна (Olga V. Mirgorodskaya) - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0002-4327-148X
ЛИТЕРАТУРА
1. Хабриев Р.У., Шипова В.М., Гаджиева С.М. Комментарии к нормам труда в здравоохранении. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. С. 32.
2. Здравоохранение в России, 2015 : статистический сборник. Москва : Росстат, 2015. 124 с.
3. Герчук Я.П. Графики в математико-статистическом анализе / под ред. Б.Ц. Урланиса. Москва : Статистика, 1972. 80 с.
4. Стародубов В.И., Киселев А.С. Проблемы статистики здоровья населения России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 5. С. 3-5.
5. Шипова В.М. Организация нормирования труда в здравоохранении / под ред. О.П. Щепина. Москва : ГРАНТЪ, 2002. С. 426-427.
6. Здравоохранение в России, 2019 : статистический сборник. Москва : Росстат, 2019. 126 с.
REFERENCES
1. Khabriev R.U., Shipova V.M., Gadzhieva S.M. Commentary on labor standards in healthcare. Moscow: GEOTAR-Media, 2017: 32. (in Russian)
2. Healthcare in Russia, 2015: Statistical compendium. Moscow: Rosstat, 2015: 125 p. (in Russian)
3. Gerchuk Ya.P. Graphs in mathematical and statistical analysis. Edit. by B.Ts. Urlanis (ed.). Moscow: Statistika, 1972: 80 p. (in Russian)
4. Starodubov V.l., Kiselev A.S. Problems of health statistics of the population of Russia. Problemy sotsial'noy gigi-yeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2001; (5): 3-5. (in Russian)
5. Shipova V.M. Organization of labor rationing in health care. Edit. by O.P. Shchepin (ed.). Moscow: GRANT, 2002: 426-7. (in Russian)
6. Healthcare in Russia, 2019: Statistical compendium. Moscow: Rosstat, 2019: 126 p. (in Russian)