Научная статья на тему 'Экономическая оценка современных норм труда'

Экономическая оценка современных норм труда Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ ТРУДА / LABOR STANDARDS / ЧИСЛЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / THE NUMBER OF HEALTH CARE WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шипова В.М., Гриднев О.В., Гаджиева С.М.

В публикации представлены основные тенденции в нормативной численности медицинских работников, рекомендуемых штатными нормативами, утвержденными в последние 2 года и сделан, вывод, о необходимости отмены, анализируемых приказов Минздрава России в части норм труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шипова В.М., Гриднев О.В., Гаджиева С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASSESSMENT OF THE CURRENT LABOUR STANDARDS

The publication presents the main trends in the normative number of health workers, staff recommended normativam approved in the last 2 years, and concluded that the necessity bridge cancel orders analyzed Russian Ministry of Health in terms of labor standards.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка современных норм труда»

системы материалы международной научно-практической конференции. 2011, с. 88-89.

Шипова В.М.1, Гриднев О.В.2, Гаджиева С.М.3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ НОРМ ТРУДА

1 ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко», Россия, Москва z Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города

Москвы Городская больница №3, Россия, Москва, Зеленоград 33 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Детский санаторий №42 Департамента здравоохранения города Москвы», Россия, Москва

Shipova V.M. \ Gridnev O.V.2, Gadzhieva S.M.3 ECONOMIC ASSESSMENT OF THE CURRENT LABOUR STANDARDS

1National Research Institute for Public Health, Russia, Moscow z State Budgetary Healthcare Institution "City Hospital №3 of Moscow Healthcare Department", Russia, Moscow, Zelenograd

3 State budgetary institution Moscow Health "Children's sanatorium №42 Moscow Health Department", Russia, Moscow

Шипова Валентина Михайловна - д.м.н., профессор, главный научный сотрудник, 105064, ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко», е-mail: vschipova@yandex.ru

Гриднев Олег Владимирович - к.м.н., главный врач, 124617, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы Городская больница №3, e-mail: GridnevOV@zdrav.mos.ru, gb3@zdrav.mos.ru

Гаджиева Саида Мердановна - главный врач, 123103, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Детский санаторий №42 Департамента здравоохранения города Москвы» , тел. 8(499) 199-28-25

Резюме. В публикации представлены основные тенденции в нормативной численности медицинских работников, рекомендуемых штатными нормативами, утвержденными в последние 2 года и сделан, вывод, о необходимости отмены, анализируемых приказов Минздрава России в части норм труда.

Ключевые слова: нормы труда, численность медицинских работников.

Summary. The publication presents the main trends in the normative number of health workers, staff recommended normativam approved in the last 2 years, and concluded that the necessity bridge cancel orders analyzed Russian Ministry of Health in terms of labor standards.

Key words: labor standards, the number of health care workers.

Основное назначение норм труда состоит в их применении в медицинских организациях для рациональной расстановки и оптимального использования кадров, что в конечном счете должно приводить к улучшению качества медицинской помощи, а на федеральном уровне - при планировании общей численности медицинских работников и их структуры по отдельным группам и специальностям.

Соответствуют ли этой задаче современные нормативно-правовые документы по труду? Что они дают практике здравоохранения и в какой мере, возможно их использование?

Рекомендуемые штатные нормативы являются составной частью приказов Минздрава России по порядкам оказания медицинской помощи. Медико-экономическая оценка этих документов проведена нами по методике нормирования труда в здравоохранении.

В рамках данной публикации не представляется возможным описание всех используемых методических подходов, они достаточно подробно представлены в соответствующей литературе [1,2,3] и широко применяются в медицинских организациях при экономическом анализе деятельности медицинских работников и подразделений.

Основные положения этих методических подходов состоят в следующем:

1. Экономическая оценка норм труда по амбулаторно-поликлинической помощи основана на использовании плановой функции врачебной должности. Объем планируемой работы в виде планового числа посещений на 1000 населения по врачебным специальностям принимался соответствующим Информационному письму Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2011 №20-2/10/1-8234 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год". Использование именно этих данных связано с тем, что после перехода с 2013 г. на основной планово-нормативный показатель, обращение в связи с заболеванием, вместо традиционно используемого выражения объема помощи в виде числа посещений, планово-нормативные показатели, ни в числе обращений по поводу заболеваний, ни в числе посещений не устанавливаются, в документах приводится лишь рекомендуемое число посещений с профилактическими и иными целями по специальностям.

2. Нормативы численности врачей основных специальностей при оказании больничных видов помощи выражаются в числе коек на 1 должность, а планово-нормативные показатели - в числе случаев госпитализации, средней длительности пребывания больного в стационаре и числе койко-дней, при этом основным показателем является с 2014 г. случай госпитализации. Первым этапом расчета нормативной численности должностей является определение планово-нормативного числа коек по общеизвестному алгоритму, исходя из указанных планово-нормативных показателей, ежегодно приводимых в территориальных программах. В расчетах использовались планово-нормативные показатели, приведенные в письме Минздрава России от 21.12.2015 № 11-9/10/2-7796 « О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год». Переход на новый планово-нормативный показатель в дневных стационарах: случай лечения - определяет необходимость использования этой же методики и при расчетах нормативной численности должностей при оказании этого вида медицинской помощи.

3. Изменения в нормативной численности врачей той или иной специальности влекут за собой и изменения в численности врачей вспомогательной лечебно-диагностической службы. В связи с этим каждый раз проводилась соответствующая коррекция изменений врачебного персонала, при этом применялись соотношения между врачами вспомогательной службы и врачами амбулаторного приема, установленные приказами Минздрава СССР, а по больничной помощи использовалось нормативное число коек на ту или иную должность врача вспомогательной службы. Использование приказов Минздрава СССР объясняется тем, что формулировка норм труда медицинских работников вспомогательной службы в современных нормативно-правовых документа («устанавливается в порядке и по нормам соответствующего структурного подразделения», "в соответствии с нормативами нагрузки") не позволяет рассчитать их нормативную численность.

4. Расчетная нормативная численность врачей, предлагаемая современными нормативно-правовыми документами, сопоставлялась с предыдущим документом (при его наличии) или с тем числом врачебных должностей, которые фактически имеются в стране. Общее число врачебных кадров и по отдельным специальностям публикуется в статистических сборник [4]. Однако группировка специальностей не всегда отвечает потребностям данного анализа, в этом случае использовались отдельные публикации по более дробной дифференциации врачей по специальностям [5] .

Проведенные по представленной методике расчеты по нормативно-правовым документам последних 2-ух лет выявили следующие основные тенденции:

- увеличение нормативной численности врачей;

- сохранение или уменьшение численности средних медицинских работников;

-отсутствие нормативной обеспеченности младшими медицинскими работниками.

Общее увеличение нормативной численности врачей (кроме приказа от 01.03.2016 №134н) составляет около 30 тыс. должностей.

В это число входит:

- около 4 тыс. врачей-педиатров, врачей-неврологов и врачей других специальностей (приказ от14.04.2015 №193н);

- 9,2 тыс. врачей амбулаторного приема с соответствующим увеличением врачей вспомогательной лечебно-диагностической службы (приказ от 02.06.2015№290н);

- 4,6 тыс. врачей по медицинской профилактике и врачей-методистов (приказ от 30.09.2015 №683н);

- 11,0 тыс. врачей психиатров-наркологов (приказ от 30.12.2015 №1034н);

- 1.8 тыс. врачей-гериатров (приказ от 29.01. 2016 № 38н).

Единственный приказ, предполагающий уменьшение

нормативной численности врачебных должностей - это приказ от 09.04.2015 № 178н. Это уменьшение составляет примерно 0,6 тыс. должностей врачей-сурдологов-оториноларингологов, по сравнению с предыдущим нормативно-правовым документом: приказом от 28.02.2011 №155н. Однако в целом для внедрения приказа №178н необходимо 1,9 тыс. должностей врачей-сурдологов-

оториноларингологов, а фактическое их число составляет 413 физических лиц. Следовательно, для реализации и этого приказа необходимо увеличение врачей по сравнению с их фактическим числом.

Особого рассмотрения требует приказ от 01.03.2016 №134н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Для внедрения этого документа в практику здравоохранения необходимо такое число врачей, которое превышает общую численность всех врачей страны.

Нормативная численность средних медицинских работников в большинстве рассматриваемых приказов сохранена. Исключение составляет приказ от 05.05.2016 № 279н, который определяет сокращение нормативной численности средних медицинских работников санаторно-курортных организаций по сравнению с предыдущими нормативно-правовыми документами примерно в 4-5 раз. В рамках рекомендуемых штатных нормативов невозможна

организация круглосуточного поста медицинских сестер палатных (постовых) в санаториях для взрослых мощностью менее 500 коек и в санаториях для детей менее 250 коек. Нормативно-правовым документом не предусмотрена и круглосуточная работа младших медицинских работников. Такие изменения в штатной обеспеченности санаториев резко нарушают технологию лечебно-диагностического процесса и при реализации нормативно-правового документа могут привести к закрытию санаториев менее указанной мощности.

Штатное обеспечение младшими медицинскими работниками исключено и в приказах о порядках для оказания амбулаторно-поликлинической помощи. Так, исключена должность санитарки сурдологического кабинета медицинской организации, эта должность не предусмотрена также и для кабинета профилактики наркологических расстройств, кабинета врача психиатра-нарколога, отделения (кабинета) медицинской профилактики для взрослых, центра здоровья, центра медицинской профилактики, гериатрического отделения (кабинета) медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях.

Таким образом, выявленная экономическая необоснованность норм труда, рекомендуемых в приказах о порядках, утвержденных в 2015-2016 годах, свидетельствует о нарушениях при разработках норм труда. Одним из важнейших этапов проведения нормативно-исследовательских работ является апробация типовых норм труда в производственных условиях. Соблюдение этих условий разработки норм труда позволило бы выявить столь очевидные ошибки анализируемых приказов Минздрава России.

Анализируемые нормативно-правовые документы в части норм труда должны быть пересмотрены и, в первую очередь, по врачебно-физкультурным диспансерам и по санаторно-курортным организациям.

Литература

1. Шипова В.М. /Основы нормирования труда в здравоохранении (учебное пособие). Под редакцией академика РАМН О.П.Щепина: - М.: Издательство ГРАНТЪ, 1998.- 320 с.

2. Шипова В.М. /Организация нормирования труда в здравоохранении // Под редакцией академика РАМН О.П. Щепина. - М.: ГРАНТЪ, 2002.- 624 с.

3. Шипова В.М. /Штатное расписание медицинской организации / под ред. Р.У. Хабриева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.- 192 с.

4. Здравоохранение в России.2015:Стат. сб./Росстат. - М., 2015.174 с.

5. Стародубов В.И., Сон И.М., Леонов С.А., Данилова Н.В. и др. /Медицинские кадры Российской Федерации //Менеджер здравоохранения, М., 2015.- с.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.