Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
 В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, И АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ИХ РЕШЕНИЮ
'

ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, И АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ИХ РЕШЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
железнодорожный транспорт / криминалистические алгоритмы / криминалистиче-ская методика / начальный этап расследования / преступления в сфере экономики / программы расследования. / railway transport / forensic algorithms / forensic methodology / initial stage of investiga-tion / crimes in the field of economics / investigation programs.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

Введение: необходимость разработки и последовательного совершенствования теоретических основ расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, обоснована в целом ряде научных публикаций (А. Е. Антонов, О. П. Грибунов, Е. А. Малыхина, А. Л. Пермяков, В. И. Щукин и др.). Од-нако темп удовлетворения потребностей следственной практики в криминалистиче-ских рекомендациях соответствующей направленности пока характеризуется как крайне медленный. Положение усугубляется тем, что ежегодно выявляется не более трети от общего количества таких преступлений. Совершающие преступления лица широко используют свои профессиональные знания, служебное положение, совре-менные информационные технологии, а расследование преступлений немыслимо без учета множества факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта, из об-щего числа которых следует выделить обстановку совершения преступлений, много-образие их механизмов, характер и локализацию оставляемых следов, специфику по-исково-познавательной деятельности сотрудников правоохранительных органов. В статье предпринята попытка рассмотрения конкретных проблем, присущих начально-му этапу расследования преступлений данной разновидности, в котором с точки зре-ния судебной перспективы возбужденных уголовных дел решается очень многое. Материалы и методы: теоретическая основа статьи представлена результата-ми трудов отечественных криминалистов. Фактическую сторону составили норматив-но-правовые источники Российской Федерации, приостановленные и оконченные рас-следованием уголовные дела, приговоры (решения) судов, результаты анкетного опроса практических работников, а также собственные наблюдения авторов. Методо-логия исследования опирается на использование методов материалистической диа-лектики. Применялась совокупность общенаучных, специальных и частных методов изучения процессов и явлений, детерминированных совершением преступлений в сфере экономики железнодорожного транспорта. Результаты исследования: в статье представлены основные задачи начального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодо-рожном транспорте, названы конкретные действия по их разрешению в условиях ти-пичных следственных ситуаций. Выводы и заключения: проведенное исследование позволило выработать практические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел, осуществляю-щих выявление, раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики, совер-шаемых на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS OF THE INITIAL STAGE OF INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND ALGORITHMS OF ACTIONS TO SOLVE THEM

Introduction: The need to develop and consistently improve the theoretical founda-tions of the investigation of economic crimes committed in railway transport is justified in a number of scientific publications (A. E. Antonov, O. P. Gribunov, E. A. Malykhina, A. L. Permyakov, V. I. Shchukin, etc.). however, the pace of meeting the needs of investigative practice in forensic recommendations of the appropriate orientation is still characterized as extremely slow. the situation is aggravated by the fact that no more than a third of the total number of such crimes is detected annually. The perpetrators, widely use their pro-fessional knowledge, official position, modern information technologies, and their investi-gation is unthinkable without taking into account the many factors inherent in the rail transport industry, the number of which should highlight the situation of committing eco-nomic crimes, the diversity of their mechanisms, the character and location leaving traces on the specifics of the search cognitive activity of law enforcement officers. this article attempts to address specific problems inherent in the initial stage of the investigation of crimes of this type, where a lot is solved from the point of view of the judicial perspective of the initiated criminal cases. Materials and Methods: the theoretical basis of the work is formed by the results of the works of domestic scientists. The actual side of the work was made up of regulatory and legal sources of the Russian Federation, suspended and completed criminal cases, court sentences (decisions), the results of a questionnaire survey of practitioners, as well as the authors ' own observations. The research methodology is based on the use of meth-ods of materialistic dialectics. During the research, the results of which are summarized in this article, a set of general scientific, special and private methods of studying the process-es and phenomena determined by the commission of crimes in the field of railway transport economy was used. Results of the Study: the article presents the main tasks of the initial stage of inves-tigation of crimes in the sphere of economy committed on railway transport, offers algo-rithms of actions for their resolution in the conditions of typical investigative situations. Findings and conclusions: the conducted research made it possible to develop prac-tice-oriented recommendations for employees of the internal Affairs bodies engaged in the identification, disclosure and investigation of economic crimes committed on railway transport.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, И АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ИХ РЕШЕНИЮ »

УДК 343.982.4

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-1-199-213

Чиненов Евгений Владимирович

начальник кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина кандидат экономических наук, доцент E-mail: Chinenovevg@yandex.ru

Chinenov Evgeny Vladimirovich

Head of the Department of Criminalistics of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E-mail: Chinenovevg@yandex.ru

ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ, И АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ИХ РЕШЕНИЮ

Введение: необходимость разработки и последовательного совершенствования теоретических основ расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, обоснована в целом ряде научных публикаций (А. Е. Антонов, О. П. Трибунов, Е. А. Малыхина, А. Л. Пермяков, В. И. Щукин и др.). Однако темп удовлетворения потребностей следственной практики в криминалистических рекомендациях соответствующей направленности пока характеризуется как крайне медленный. Положение усугубляется тем, что ежегодно выявляется не более трети от общего количества таких преступлений. Совершающие преступления лица широко используют свои профессиональные знания, служебное положение, современные информационные технологии, а расследование преступлений немыслимо без учета множества факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта, из общего числа которых следует выделить обстановку совершения преступлений, многообразие их механизмов, характер и локализацию оставляемых следов, специфику поисково-познавательной деятельности сотрудников правоохранительных органов. В статье предпринята попытка рассмотрения конкретных проблем, присущих начальному этапу расследования преступлений данной разновидности, в котором с точки зрения судебной перспективы возбужденных уголовных дел решается очень многое.

Материалы и методы: теоретическая основа статьи представлена результатами трудов отечественных криминалистов. Фактическую сторону составили норма-тивно-правовые источники Российской Федерации, приостановленные и оконченные расследованием уголовные дела, приговоры (решения) судов, результаты анкетного опроса практических работников, а также собственные наблюдения авторов. Методология исследования опирается на использование методов материалистической диалектики. Применялась совокупность общенаучных, специальных и частных методов

изучения процессов и явлений, детерминированных совершением преступлений в сфере экономики железнодорожного транспорта.

Результаты исследования: в статье представлены основные задачи начального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, названы конкретные действия по их разрешению в условиях типичных следственных ситуаций.

Выводы и заключения: проведенное исследование позволило выработать практические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих выявление, раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт; криминалистические алгоритмы; криминалистическая методика; начальный этап расследования; преступления в сфере экономики, программы расследования.

TASKS OF THE INITIAL STAGE OF INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND ALGORITHMS OF ACTIONS TO SOLVE THEM

Introduction: The need to develop and consistently improve the theoretical foundations of the investigation of economic crimes committed in railway transport is justified in a number of scientific publications (A. E. Antonov, O. P. Gribunov, E. A. Malykhina, A. L. Permyakov, V. I. Shchukin, etc.). however, the pace of meeting the needs of investigative practice in forensic recommendations of the appropriate orientation is still characterized as extremely slow, the situation is aggravated by the fact that no more than a third of the total number of such crimes is detected annually. The perpetrators, widely use their professional knowledge, official position, modern information technologies, and their investigation is unthinkable without taking into account the many factors inherent in the rail transport industry, the number of which should highlight the situation of committing economic crimes, the diversity of their mechanisms, the character and location leaving traces on the specifics of the search cognitive activity of law enforcement officers, this article attempts to address specific problems inherent in the initial stage of the investigation of crimes of this type, where a lot is solved from the point of view of the judicial perspective of the initiated criminal cases.

Materials and Methods: the theoretical basis of the work is formed by the results of the works of domestic scientists. The actual side of the work was made up of regulatory and legal sources of the Russian Federation, suspended and completed criminal cases, court sentences (decisions), the results of a questionnaire survey of practitioners, as well as the authors ' own observations. The research methodology is based on the use of methods of materialistic dialectics. During the research, the results of which are summarized in this article, a set of general scientific, special and private methods of studying the processes and phenom-

ena determined by the commission of crimes in the field of railway transport economy was used.

Results of the Study: the article presents the main tasks of the initial stage of investigation of crimes in the sphere of economy committed on railway transport, offers algorithms of actions for their resolution in the conditions of typical investigative situations.

Findings and conclusions: the conducted research made it possible to develop practice-oriented recommendations for employees of the internal Affairs bodies engaged in the identification, disclosure and investigation of economic crimes committed on railway transport.

Key words: railway transport; forensic algorithms; forensic methodology; initial stage of investigation; crimes in the field of economics, investigation programs.

Познание содержания этапов расследования преступлений обусловлено целепо-лаганием формируемых рекомендаций о применении наиболее оптимальных криминалистических приемов и методов в той или иной части процесса исследования преступного события. В статье мы остановимся на задачах, присущих начальному этапу расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, и конкретных действиях, направленных на их решение. Следует согласиться с О.П, Грибуновым, что «транспорт всегда был и остается центром притяжения криминальных проявлений» [1; с. 119].

Внимание к начальному этапу расследования обусловливается тем, что он является едва ли не самым важным, в рамках которого проводится большой объем следственных и иных процессуальных действий, осуществляется активное взаимодействие между субъектами расследования, формируется доказательственная база. Его основная задача состоит в формировании познавательных заделов для полного, быстрого и объективного расследования совершенного или готовящегося преступления. Решение этой задачи обеспечивается поисково-познавательной деятельностью следователя, оперативных работников, специалистов, формирующей благоприятные условия для отработки выдвинутых следственных и оперативно-розыскных версий. С учетом специфики выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, считаем наиболее рациональным подход к достижению основных задач расследования через определение и решение промежуточных задач [2; 3; 4]. Анализ содержания начального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, позволяет выделить ряд его особенностей.

Во-первых, все действия на начальном этапе подчиняются достижению цели процесса доказывания (в том числе установление события преступления и лиц, к нему причастных; определение размера материального ущерба; познание механизма преступления, способов его подготовки, совершения, сокрытия и др.). В их основе лежит должное криминалистическое обеспечение, включающее в себя криминалистические знания, криминалистическую технику и организацию ее практического применения.

Во-вторых, это проблемность, конфликтность, тактический риск, организационная неупорядоченность ситуаций расследования, требующих разрешения [5; 6; 7;

8]. Проблемность проявляется в неполноте и недостаточности информации, складывающейся на начальном этапе расследования, специфике поисково-познавательной деятельности, неизвестности ожидаемого результата, в определенной сложности выявления и доказывания преступлений рассматриваемой категории. Конфликтность ситуаций, как правило, обусловлена активным противодействием расследованию со стороны подозреваемых, свидетелей, администраций железнодорожных организаций, в связи с чем предполагается проведение следователем определенных тактических операций, направленных на собирание и проверку доказательств. Тактический риск обусловлен возможностью возникновения нежелательных событий (прекращение, приостановление уголовного дела), являющихся следствием ошибок в принимаемых организационных и процессуальных решениях, тактических и методических действиях, в использовании технико-криминалистических средств, специальных знаний. Организационная неупорядоченность проявляется в том, что на железнодорожном транспорте значительная часть преступлений экономического характера совершается в условиях неочевидности, это требует дополнительных затрат времени, сил и средств для управления расследованием, должного взаимодействия между его участниками, планирования и систематизации предстоящей работы.

В-третьих, специфический характер условий, оказывающих влияние на процесс следообразования. Обстановка, в которой подготавливаются и совершаются преступления, и следовая информация обладают существенными особенностями. В их числе: специфическая материальная среда, объекты, предметы, документы, пространственно-временные связи и отношения, индивидуализируемые железнодорожной транспортной отраслью.

В-четвертых, существование факторов, оказывающих влияние на процесс познания преступного события, которые необходимо учитывать при решении задач расследования. Именно они индивидуализируют работу по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте: круглосуточный режим работы железнодорожного транспорта; линейный принцип организационного построения отрасли; наличие профессиональной преступности; сложность и специфичность механизма преступления, способов его подготовки, совершения и сокрытия; своеобразие следовой информации, проявляющейся в особенностях маскировки преступных деяний.

В-пятых, исходная неопределенность условий задачи, заключающаяся в недостаточности информации о событии преступления, его участниках. Криминалистически значимые сведения о событии преступления в сфере экономики, совершенном на железнодорожном транспорте, кроются в деталях производственной и учетной документации, специфических технологических процессах, что может быть компенсировано выработкой следователем стратегии разрешения ситуации за счет его эвристической деятельности в комплексе с реализуемыми криминалистическими алгоритмами, разработанными в соответствии с положениями теории информации.

В-шестых, сложность ситуаций начального этапа расследования и невозможность ее разрешения только на основе исходной информации, продолжительность во времени, динамичность в развитии, вызванные большим объемом ориентирующей и доказательственной информации, специфическим ее характером.

В-седьмых, многовариантность способов решения задач. Например, решение задачи определения механизма преступления может достигаться за счет производства ревизий, документальных проверок, судебно-экономических экспертиз, аудита железнодорожной организации.

И, наконец, в-восьмых, необходимость комплексного подхода к разрешению стоящих перед следователем задач. Наряду с традиционными криминалистическими, уголовно-правовыми, криминологическими, уголовно-процессуальными, психологическими знаниями целесообразно применение экономического и отраслевого инженерно-технического, технологического подходов к решению задач расследования.

Особое значение на начальном этапе имеет правильная постановка задач и выбор направления расследования. В ходе изучения задач, решаемых следователем в процессе расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, на начальном этапе, мы пришли к выводу о необходимости их деления на две группы в зависимости от особенностей поступающей исходной криминалистически значимой информации.

Первая группа связывается нами с обнаружением очевидного преступления. К таковым мы относим преступления против собственности физических лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, коррупционные и некоторые другие.

На начальном этапе расследования очевидных преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, формирование информационного массива начинается с факта установленного преступления до возбуждения уголовного дела. Этот процесс сопряжен с решением двух промежуточных задач: фиксации имеющихся в наличии доказательств и организации раскрытия преступления по горячим следам.

Эффективность решения задач достигается за счет концентрации сил, средств, расширения взаимодействия, составления согласованных планов, применения средств, включающих в себя различные виды осмотров, допросы, выемки, обыски, предъявления для опознания, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз и пр. Следует отметить, что имеющиеся к настоящему времени отдельные работы, посвященные раскрытию и расследованию преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, не дают возможность выделить закономерности, возникающие при их расследовании. Именно этим мотивировано наше исследование в этой области.

Вторая группа включает задачи по раскрытию преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, когда уголовное дело возбуждается вследствие реализации оперативной информации либо проверки поступающих в орган внутренних дел сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, в числе которых мы выделяем преступления против собственности юридических лиц, присвоение или растрату, различные виды мошенничества, должностные преступления и пр. При расследовании преступлений, совершенных в условиях неочевидности, этому будут способствовать: четкое ориентирование следователей и оперативных работников на поиск конкретных следов произошедшего события; постановка основных и промежуточных тактических задач, под-

лежащих решению; определение программы расследования, позволяющей решить их наиболее эффективно и в короткие сроки.

Начальный этап расследования неочевидных преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, как правило, характеризуется тем, что следователь сталкивается с рядом проблем ситуационного характера: недостаточностью доказательственной информации, тактическим риском, возможным наличием фальсификаций (маскировок) следов события преступления, со сложностями в диагностике, идентификации и в целом доказывании преступления. Это требует от следователя применения версионного подхода, организации надлежащего оперативно-розыскного сопровождения, криминалистического обеспечения расследования преступления.

Вторая группа задач реализуется посредством разрешения четырех промежуточных, в числе которых: организация и проведение предварительной проверки сообщения о преступлении; поиск и обнаружение доказательств; их закрепление; определение наиболее оптимального направления расследования. Реализация осуществляется за счет оперативно-розыскных, контрольно-проверочных, организационно-подготовительных, следственных и других действий, объединяемых в комплексы. В следственной практике это обеспечивается:

- привлечением специалистов к проведению проверочных, следственных и иных процессуальных действий [9, с. 17];

- организацией взаимодействия между субъектами расследования [10, с. 122];

- производством специальных исследований: инвентаризаций, документальных проверок и ревизий, судебных экспертиз [11, с. 178; 12, с. 274; 13, с. 45];

-реализацией разнообразных тактических комплексов (комбинаций и операций) [14; 15; 16].

Отдельно следует отметить, что эффективность решения сложных задач в ходе расследования может быть обеспечена применением нестандартных, узкоспециализированных тактических решений, включающих как отдельные тактические приемы, так и их комплексы [17; 18; 19; 20; 21].

Изучение материалов архивных уголовных дел, анкетирование сотрудников следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел на железнодорожном транспорте свидетельствует о том, что возможности использования тактических комплексов с целью решения локальных задач в ходе расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, ими реализуются явно недостаточно. Так, только 23,4 % опрошенных нами респондентов отметили, что имеют представление о них и используют в расследовании. По нашему мнению, причинами такого положения дел являются:

- отсутствие вариативности при использовании криминалистических приемов и рекомендаций по тактике производства следственных действий;

- пробелы в тактико-криминалистическом обеспечении раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, выражающиеся в отсутствии предметных методических рекомендаций, крими-

налистических алгоритмов действий следователей, оперативных работников, их взаимодействия;

- недостаточное понимание следователями процессуальных и организационных возможностей тактических комплексов и их практической пользы при производстве предварительного расследования.

На наш взгляд, тактические комплексы, используемые в целях реализации задач расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, могут быть двойственной природы. Во-первых, это комплексы, направленные на получение ориентирующей информации, характер которой специфичен, в частности, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий документального и фактического контроля. Например, решение о проведении инвентаризации обеспечит установление факта недостачи (излишка) учетного объекта, вызванного хищением, величины причиненного материального ущерба. Тактическое решение о проведении документальной ревизии позволит определить период образования, способы маскировки хищения. Тактическое решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» путем непосредственного или опосредованного, с помощью технических средств, визуального, слухового контроля будет способствовать получению криминалистически значимой информации о причастных к деянию материально ответственных лиц, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Во-вторых, это тактические комплексы, направленные на осуществление криминалистической диагностики преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте. Например, эффективность проверки сообщения о хищениях, совершаемых должностными лицами железнодорожной организации, может быть повышена за счет комплекса, включающего:

- оперативно-розыскные мероприятия (в том числе опрос; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; получение компьютерной информации);

- процессуальные мероприятия и следственные действия (в том числе получение объяснений; проведение различных видов осмотров; изучение, изъятие и исследование документов, предметов и пр.);

- мероприятия документального и фактического контроля (в том числе ревизии; судебные экспертизы; инвентаризации; контрольные обмеры; обследования; контрольные запуски сырья и материалов в производство; проверка качества сырья и материалов).

Продуктивным методом диагностирования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, может быть экономико-криминалистический анализ информации, содержащейся в учетных, финансовых, производственных документах, информационных базах данных. Этот метод является

одним из действенных средств решения тактических задач в раскрытии и расследовании экономических преступлений [22, с. 50; 23, с. 104; 24, с. 122].

Как структурный элемент тактической операции криминалистический анализ экономической информации предопределяется тактической задачей, стоящей перед следователем на конкретном этапе расследования. Подобный анализ позволит оценить успешность проведения тактической операции, наметить комплекс оперативно-розыскных и следственных действий.

В-третьих, узкоспециализированные тактические комплексы, направленные на собирание, проверку и оценку доказательств, объединенные общим родовым объектом преступного посягательства - сферой железнодорожного транспорта и совершаемыми в ней экономическими преступлениями. В их числе мы выделяем тактические комбинации со следующими условными наименованиями: «Документы железнодорожной организации»; «Цифровая железная дорога»; «Железнодорожные перевозки»; «Железнодорожная инфраструктура»; «Вещественные доказательства (основные средства и материально-производственные запасы железнодорожной организации)». Примером содержания тактической комбинации «Документы железнодорожной организации» является:

- комплекс оперативно-розыскных мероприятий (в том числе исследование предметов и документов, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, получение компьютерной информации, снятие информации с технических каналов связи и др.);

- комплекс мероприятий документального и фактического контроля (в том числе документальные проверки, ревизии, инвентаризации, контрольные обмеры, обследование объектов, контрольный запуск сырья в производство, лабораторный анализ и пр.);

- комплекс проверочных процессуальных действий.

Результаты анкетирования сотрудников следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел на железнодорожном транспорте указывают на необходимость алгоритмизации и программирования тактических решений, которые должны использоваться в рамках доследственной проверки и начального этапа расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте. Реальные потребности совершенствования методико-криминалистического обеспечения начального этапа расследования касаются необходимости разработки типовых алгоритмов начального этапа расследования неочевидных преступлений.

Важность алгоритмизации и программирования расследования преступлений подтверждается учеными-криминалистами на протяжении значительного периода времени. Анализируя существующие научные подходы, заметим, что криминалистические алгоритмы предназначаются для упорядочивания следователем логических структур поиска и познания криминалистически значимой информации об особенностях и характере складывающейся следственной ситуации. База для принятия следователем тактических решений, по мнению А. Н. Колесниченко и Г. А. Матусовского, формируется посредством выработки схем (программ, алгоритмов) типизированных действий,

направленных на проверку типовых версий о способах совершения преступлений [25, с. 43]. В то же время, как указывает И. Е. Быховский, процесс программирования расследования не должен ограничивать следователя в возможностях эвристической деятельности: «... следствие всегда есть и будет не только комплексом научных положений и рекомендаций, но и искусством нахождения истины» [26, с. 66].

В настоящее время криминалистические алгоритмы и программы расследования преступлений занимают особое место в системе криминалистической методики. Они позволяют обеспечить возможность оптимального применения определенного комплекса мероприятий в отдельно взятом расследовании. В частности, анализ ситуаций расследования и алгоритмы, помогая правильному определению хода и направления расследования, выработке оптимальных тактико-криминалистических приемов и рекомендаций, минимизируют ошибки, возникающие при решении криминалистических задач, и представляют собой процесс практического применения частных криминалистических методик. На начальном этапе расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, алгоритм решения задач может включать действия по предотвращению наступления возможных неблагоприятных последствий уже совершенного преступления, меры поисково-познавательного характера, действия, направленные на обнаружение, собирание и закрепление доказательств, их анализ и использование.

Первостепенное значение для решения перечисленных задач имеет алгоритмизация начального этапа расследования. По делам о преступлениях в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, прежде всего необходимо сформировать такой алгоритм, который бы обеспечивал обнаружение и фиксацию доказательств, выяснение механизма преступления, характера и размера причиненного ущерба, данных о личности предполагаемого преступника (преступников). Он реализуется при производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и их комплексов. В зависимости от обстоятельств совершенного преступления они могут осуществляться в различных комбинациях и последовательности (см. схему).

Представленный алгоритм действий следователя при расследовании рассматриваемых преступлений является базовым и может корректироваться в той или иной следственной ситуации. Это объясняется, во-первых, широким разнообразием видов преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, множественностью реальных следственных ситуаций, возникающих преимущественно при расследовании неочевидных преступлений, что без учета специфики раскрытия и расследования конкретных деяний может создать следователю реальные трудности. Во-вторых, типизация механизмов и способов преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, будет способствовать алгоритмизации комплекса действий и мероприятий, направленных на решение задач начального этапа расследования.

Алгоритм принятия типовых тактических решений в рамках начального этапа расследования

1. Анализ материалов предварительной (доследственной) проверки

2. Планирование начального этапа расследования

3. Консультации со специалистами (технико-криминалистическое обеспечение, экономика, ЖД транспорт)

4. Организация и проведение неотложных следственных действий и опе-ративно-розыскных мероприятий

5. Привлечение дополнительных сил и средств к проведению неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий

6. Тактические комплексы: Следственные действия, в том числе: следственные осмотры; проведение обысков; выемка предметов и документов; назначение экспертиз; допросы. Оперативно-розыскное сопровождение, включая: поиск доказательственной информации; оказание помощи следователю в выборе тактики проведения следственных и процессуальных действий; установление фактов

7. Оценка результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на начальном этапе расследования

8. Выдвижение и проверка версий согласно полученным результатам

Решаемые следователем задачи могут корректироваться по мере поступления ориентирующей и доказательственной информации. Начальный этап требует максимальной оперативности действий. В качестве реакции на поступающую информацию и прогноза развития того или иного следственного действия, оперативно-розыскного мероприятия следователь может изменять ход их производства, объединять в тактические операции (комбинации).

Выбор тактического решения следователя должен основываться на соблюдении следующих правил:

- ориентация на уже решенные до возбуждения уголовного дела задачи, в соответствии с которыми необходимо формулировать задачи начального этапа;

- обязательность использования специальных знаний в процессуальной и непроцессуальной форме.

На формирование следователем криминалистического алгоритма собственных практических действий влияет предпочтительность выполнения отдельных процессуальных действий и организационных мероприятий; предварительная оценка их эффективности; возможность привлечения дополнительных сил и средств. В этой связи предлагается в процесс разработки криминалистических алгоритмов включить следующие этапы:

- сбор информации о преступлениях;

- определение типичных признаков, характерных для преступлений данного

вида;

- выделение типичных следственных ситуаций, складывающихся на начальном этапе процесса расследования;

- определение круга решаемых задач в той или иной следственной ситуации;

- определение средств решения задач расследования применительно к каждому конкретному акту путем включения различных следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий.

Учитывая данные обстоятельства, следует отметить, что эффективность криминалистической деятельности на начальном этапе расследования уголовных дел экономической направленности на железнодорожном транспорте в значительной степени зависит от тактических решений и своевременной алгоритмизации действий и мероприятий, направленных на их реализацию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Трибунов О.П. К вопросу о противодействии преступлениям, совершаемым на объектах транспорта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 2-2. - С. 117-120.

2. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: учебное пособие. - М., 1998. - 216 с.

3. Субботина М. В. Задачи первоначального этапа расследования и направления их решения // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. — № 2. — С. 314-316.

4. Кардашевская М. В. Дискуссионные вопросы организации расследования преступлений в структуре криминалистики // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 10. - С. 28-31.

5. Драпкин Л. Я. Проблемные ситуации и основные методы их разрешения в процессе расследования // Проблемы эффективности раскрытия и расследования преступлений: межвуз. сб. науч. тр. - Свердловск, 1978. - Вып. 72. - С. 6-17.

6. Драпкин Л. Я. Конфликтные ситуации и конфликтное взаимодействие // Вопросы правовой психологии и судебной экспертизы. - Свердловск, 1979. -С. 15-22.

7. Драпкин Л. Я. Ситуации тактического риска и эффективность расследования // Тактические операции и эффективность расследования. - Свердловск, 1986. - С. 7-21.

8. Драпкин Л. Я. Организационно-управленческие решения следователя и повышение эффективности расследования преступлений // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2010. - Вып. 7. Ч. 2. -С. 45-49.

9. Антонов А. Е., Рудов Д. Н. Об использовании специальных знаний в расследовании преступлений на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - № 1.-С. 17-22.

10. Белоусов А. В. Особенности организации следователем взаимодействия при расследовании и раскрытии краж, совершаемых на железнодорожном транспорте из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем // Проблемы экономики и юридической практики. - 2012. — № 1. - С. 122-125.

11. Озеров И. Н., Журбенко А. М. Инвентаризация как метод обнаружения следов экономических преступлений на объектах железнодорожного транспорта // Белгородские криминалистические чтения: сб. научных трудов. - Белгород, 2019. -С. 178-183.

12. Варданян А. В., Трибунов О. П. Судебные экспертизы, назначаемые при расследовании хищений на объектах транспорта // Теория и практика противодействия преступности в азиатско-тихоокеанском регионе: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. - Хабаровск, 2016. - С. 274-277.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Малыхина Е. А. К вопросу о производстве экспертиз по восстановлению измененных и уничтоженных маркировочных обозначений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта // Современность в творчестве начинающего исследователя: сб. материалов науч.-практич. конф. молодых ученых. - Иркутск, 2018.-С. 45-48.

14. Комаров И. М. Проблемы теории и практики криминалистических операций в досудебном производстве: дис. ... д-ра юрид. наук. - Барнаул, 2003. - 437 с.

15. Годовникова А. М. Основные тактические комбинации при выявлении и расследовании взяточничества и коммерческого подкупа: дис. ... канд. юрид. наук. -Воронеж, 2012. - 195 с.

16. Пономаренко Н. Ю. Тактические операции и оперативно-тактические комбинации как средства расследования преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. - Белгород, 2017.-255 с.

17. Тямкин А. В., Годовникова А. М. Роль и значение тактической комбинации «Документы» при раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики // Вестник ВИ МВД России. - 2009. - № 2. - С. 31-35.

18. Черкасов Р. В. Тактические комбинации по делам о преступной экономической деятельности: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2012. - 143 с.

19. Годовникова А. М. Классификация тактических комбинаций, используемых при раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики // Территория науки. - 2014. - № 2. - С. 156-165.

20. Хлус А. М. Тактическая операция «Задержание с поличным»: понятие, содержание, проблемы реализации // Традиции и перспективы развития криминалистической тактики: материалы круглого стола. - 2017. - С. 88-91.

21. Плясов К. А Криминалистические операции при расследовании преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2018. - № 2-2. - С. 79-88.

22. Леханова Е. С. Экономико-криминалистический анализ как средство обнаружения организованных преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2008. - № 1 (8). - С. 50-53.

23. Епишин В. В., Мельницын С. В. Экономические методы в практике раскрытия преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2010. - № 1 (12). - С. 104-110.

24. Голубятников С. П., Шумак Г. А. Проблемы адаптации положений экономических наук к задачам выявления и расследования преступлений // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2016. - № 2 (34). - С. 122-128.

25. Колесниченко А. Н., Матусовский Г. А. Вопросы программирования деятельности следователя // Криминалистика и судебная экспертиза. - Киев, 1980. - Вып. 21.-С. 43-44.

26. Быховский И. Е. Программированное расследование: возможности и перспективы // Актуальные проблемы советской криминалистики. - М., 1980. - С. 66—67.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Gribunov О. P. On the issue of countering crimes committed at transport facilities // Proceedings of the Tula State University. Economic and legal sciences. - 2013. - № 2-2. -P. 117-120.

2. Kudryavtsev, V. N. The Genesis of the crime. Experience in criminological modeling: textbook. - M., 1998. - 216 p.

3. Subbotina M. V. Tasks of the initial stage of investigation and directions of their solution // Gaps in russian legislation. - 2008. - №. 2. - P. 314-316.

4. Kardashevskaya M. V. Debatable issues of organizing the investigation of crimes in the structure of criminalistics // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2015. - №. 10. - P. 28-31.

5. Drapkin L. Ya. Problem situations and the main methods of their resolution in the investigation process // Problems of efficiency of disclosure and investigation of crimes: mezhvuz. SB. nauch. Tr. - Sverdlovsk, 1978. - Vol. 72. - P. 6-17.

6. Drapkin L. Ya. Conflict and conflict interaction // Problems of legal psychology and forensic examination. - Sverdlovsk, 1979. - P. 15-22.

7. Drapkin L. Ya. Tactical Situation of risk and the effectiveness of the investigation // Tactical operation and effectiveness of the investigation. - Sverdlovsk, 1986. -P. 7-21.

8. Drapkin L. Ya. Organizational and managerial decisions of the investigator and improving the effectiveness of crime investigation // Improving the activities of law enforcement agencies to combat crime in modern conditions: materials of the International Scientific and Practical Conf. - Tyumen, 2010. - Issue 7. - Part 2. - P. 45^9.

9. Antonov A. E., Rudov D. N. On the use of special knowledge in the investigation of crimes on railway transport // Problems of law enforcement. - 2019. - №. 1. -P. 17-22.

10. Belousov A. V. Features of the organization of interaction by the investigator in the investigation and disclosure of thefts committed on railway transport from clothes, bags or other hand luggage that were with the victim // Problems of economics and legal practice. -2012. -№. l.-P. 122-125.

11. Ozerov I. N., Zhurbenko A. M. Inventory as a method of detecting traces of economic crimes at railway transport facilities // Belgorod forensic readings: collection of scientific papers. - Belgorod, 2019. - P. 178-183.

12. Vardanyan A. V. O. P. Gribanov Forensic examination is assigned when the investigation of the transport // Theory and practice of combating crime in the Asia-Pacific region. Collection of materials of the international scientific and practical conference. -Khabarovsk, 2016. - P. 274-277.

13. Malykhina E. A. On the issue of the production of examinations for the restoration of modified and destroyed marking designations of components of railway transport objects // Modernity in the work of a novice researcher. Collection of materials of the scientific and practical conference of young scientists. - Irkytsk, 2018. - P. 45-48.

14. Komarov I. M. Problems of theory and practice of forensic operations in pre-trial proceedings: dis.... Doctor of Legal Sciences. - Barnaul, 2003. - 437 p.

15. Godovnikova A. M. The main tactical combinations in the detection and investigation of bribery and commercial bribery: dis. ... Candidate of Legal Sciences. - Voronezh, 2012.-195 p.

16. Ponomarenko N. Yu. Tactical operations and operational-tactical combinations as a means of investigating crimes: dis. ... Candidate of Legal Sciences. - Belgorod, 2017. -255 p.

17. Tyamkin A.V., Godovnikova A.M. The role and significance of the tactical combination "Documents" in the disclosure and investigation of crimes in the field of economics // Bulletin of the VI of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2009. -№. 2.-P. 31-35.

18. Cherkasov R. V. Tactical combinations in cases of criminal economic activity: monograph. - M.: institute of the ministry of internal affairs of Russia, 2012. - 143 p.

19. Sadovnikova A. M. Classification of tactical combinations used in the detection and investigation of crimes in sphere of economy // Territory of science. - 2014. - №. 2. -P. 156-165.

20. Khlus A. M. Tactical operation "Red-handed detention": concept, content, problems of implementation // Traditions and prospects for the development of forensic tactics: materials of the round table. - 2017. - P. 88-91.

21. Plyasov K. A Forensic operations in the investigation of crimes in the field of foreign economic activity // News of TulSU. Economic and legal sciences. - 2018. -№. 2-2.-P. 79-88.

22. Lekhanova E. S. Economic and forensic analysis as a means of detection of organized crimes // Legal science and practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. - 2008. - №. 1 (8). - P. 50-53.

23. Epishin V. V., Melnitsyn S. V. Ekonomicheskie metody v praktike razryvaniya predstavleniy // Economic methods in the practice of crime detection. - 2010. - №. 1 (12). -P. 104-110.

24. Golubyatnikov S. P., Shumak G. A. Problems of adaptation of the provisions of economic sciences to the problems of detection and investigation of crimes // Yuridicheskaya nauka i praktika: vestnik nizhegorodskoy akademii mvd rossii. - 2016. -№.2 (34).-P. 122-128.

25. Kolesnichenko A. N., Matusovsky G. A. Questions of programming the investigator's activity // Criminalistics and forensic expertise. - Kiev, 1980. - Vol. 21. - P. 43-44.

26. Bykhovsky I. E. Programmed investigation: opportunities and prospects // Actual problems of the Soviet criminalistics. - M., 1980. - P. 66-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.