УДК 378.662.14 ББК Ч484(2)71
Гирякова Юлия Леонидовна
соискатель кафедра общей физики Национальный исследовательский Томский политехнический университет
г. Томск Ерофеева Галина Васильевна доктор педагогических наук, профессор кафедра общей физики Национальный исследовательский Томский политехнический университет
г. Томск Giryakova Yuliya Leonidovna Applicant for a Degree Chair of General Physics National Research Tomsk Polytechnical University
Tomsk
Erofeeva Galina Vasilievna
Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of General Physics National Research Tomsk Polytechnical University
Tomsk
Задачи многоуровневой системы образования Multilevel Educational System Problems
В данной статье сравниваются государственные стандарты высшего профессионального образования трех поколений. Рассматриваются особенности магистерских программ на основе системы образования в США.
The state standards of higher professional education of three generations are compared in this article. The features of MA programs are examined on the basis of the US educational system.
Ключевые слова: многоуровневая система обучения, государственный стандарт, магистратура, качество подготовки.
Key words: multilevel training system, state standard, MA course, training quality.
Для ведения конструктивного международного диалога в области профессиональных и образовательных стандартов безусловно необходимо ознакомление с классификатором направлений и специальностей, стандартами, другими официальными нормативными документами по образованию, регулирующими образование за рубежом, понятиями, ключевыми терминами, предлагаемыми международной группой разработчиков. Особое значение имеет изучение прак-
тики работы зарубежных вузов по подготовке компетентных специалистов. В настоящее время отраслевая наука не уделяет внимания данным проблемам.
Согласно концепции Министерства образования, образовательные программы, имеющие своей целью получение обучающимися степени (квалификации) бакалавра или магистра, ведутся по направлениям, охватывающим широкие области науки, техники, культуры, и предусматривают в качестве будущей деятельности преимущественно научные исследования и педагогическую работу. В то время как подготовка специалистов ведется по специальностям, ориентированным на конкретный объект деятельности в тех или иных областях науки, техники, культуры [1].
Любая страна, в которой имеется самобытная система высшего образования, не станет расставаться со своей собственной системой, которая складывалась столетиями.
Интеграция с Западом в области образования должна сопровождаться сохранением наработанных десятилетиями и оправдавших себя систем и подходов. Отечественная система технического образования высоко ценится в мире, а сотни выпускников с дипломами советских и российских вузов успешно находят рабочие места в странах Европы и США или продолжают образование по соответствующему профилю. Подписав Болонскую декларацию, мы приняли на себя вполне определенные обязательства по реформированию высшей школы, которая проводится с 1992 года, в основу которой легла англо-американская система образования[2].
Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Федеральным законом «Об образовании» в 1992 году (ст. 7). В период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.
В 1992 году ведомственным актом в Российской Федерации была введена подготовка бакалавров и магистров, которая активно внедрялась в вузах в соответствии с решениями их ученых советов. Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру лицензированных образовательных программ. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.
Подготовка бакалавров и магистров в 1994 году была нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе.
В 1996 году был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст. 5 которого федеральные компоненты ГОС ВПО должны были включать общие требования к основным образовательным программам (ООП), требования к обязательному минимуму их содержания, к условиям реализации (учебной и производственной практике, итоговой аттестации выпускников), уровню подготовки выпускников, а также сроки освоения ООП и максимальный объем учебной нагрузки студентов. В соответствии с данным законом в 2000 году были введены в действие ГОС ВПО следующего поколения, характерными особенностями которых стала согласованность с тарифно-квалифицированными характеристиками Минтруда России, согласование требований к выпускникам и содержанию образования с федеральными органами исполнительной власти, «отражающими интересы» работодателей. Была осуществлена одновременная разработка стандартов для всех ступеней ВПО, включая магистратуру, что повысило технологичность до-
кументов и введения их в практику, а также разработаны стандарты по направлениям подготовки для специальностей в области техники и технологии [3].
При разработке нового проекта учитывались научные разработки Федерального института развития образования и ставились следующие цели:
- учет международной практики классификации образовательных программ, требований международной и национальной образовательной статистики;
- обеспечение рационального объема нормативных правовых документов федерального уровня, регламентирующих образовательную деятельность с целью повышения экономической и организационной эффективности образовательного процесса в вузах.
Основные принципы формирования направлений подготовки:
- объединение направлений с общей фундаментальной подготовкой;
- объединение направлений с общей отраслевой ориентацией подготовки;
- определение новых классификационных признаков, позволяющих формировать новые направления;
- учет классификационных принципов формирования научных специальностей ВАК.
Формирование стандарта третьего поколения исходило из учета :
- уникальных требований к подготовке специалиста в некоторых видах деятельности, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и государства;
- имеющейся практики реализации ступенчатой системы подготовки специалистов с 1993 по 2006 год.
В результате большой научно-методической и организационной работы, проделанной академической общественностью, научными учреждениями сформирован окончательный вариант ФГОС ВПО и перечень направлений подготовки и специальностей, утвержденных ФГОС [1].
В то же время перед образовательными учреждениями стоят сложнейшие задачи по:
- поэтапному формированию проектов ФГОС совместно с работодателями;
- созданию методологии экспертизы перед их утверждением;
- совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений;
- разработке механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня.
Введение государственных образовательных стандартов третьего поколения создало условия для устойчивого развития подготовки кадров с высшим профессиональным образованием и их применением с учетом требований современного рынка труда, при этом существенно расширило академические свободы вузов в формировании образовательных программ, и более активно стала развиваться ступень магистратуры.
Считается, что магистратура обеспечивает углубленную профессиональную подготовку с опорой на знания, полученные в бакалавриате, т.е. значительная доля магистерских программ ориентирована на лиц, обладающих определенным опытом работы и нацеленных на дальнейший профессиональный рост.
Особенностью магистерских программ в США является гораздо меньший разрыв между номинальными и реальными сроками обучения. Это связано прежде всего с высоким уровнем отсева студентов при приеме на магистерские программы, о чем свидетельствует соотношение числа студентов магистратуры и бакалавриата, которое не поднималось выше 18% с 1990 года. Действительно, абитуриенту сложно осознанно выбрать направление обучения для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению, выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. После окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, появляется возможность переосмыслить свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. При этом возможно как продолжение образования в магистратуре, так и использование широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации [4].
Можно выделить три основных вида в зависимости от предназначения программы: академические, профессиональные и практические. Например, академические магистерские программы как правило предполагают выполнение самостоятельного исследования, тогда как профессиональные и практические могут завершаться квалификационным экзаменом без написания диссертации. Кроме того, в профессиональных и практических программах как правило выше требования к прохождению производственной практики.
Наиболее характерным примером профессиональных магистерских программ служат программы подготовки специалистов в области медицины, педагогики и юриспруденции других сфер деятельности. Получаемая в результате такого профессионального обучения степень называется не магистерской, а "первой профессиональной". На магистерской ступени могут присваиваться и промежуточные квалификации, не приравниваемые к степени. Основной акцент при обучении в магистратуре делается не на времени контакта студента и преподавателя в аудитории, а на различных видах "академического опыта", получаемого студентом, по итогам которого впоследствии защищается магистерская диссертация.
Основные рекомендации, которые были сформулированы на ЕПВО (европейское пространство высшего образования):
1) магистерская степень является квалификацией высшего образования второго цикла. Поступление на магистерскую программу, как правило, требует наличия бакалаврской степени, полученной в официально признаваемом институте высшего образования;
2) студенты, которым присваивается магистерская степень, обязательно должны достигнуть такого уровня знаний и понимания явлений, или, если это требуется, такого уровня мастерства, который позволил бы им объединять свои знания в единое целое, решать сложные задачи, формулировать суждения и уметь донести свои умозаключения как до экспертов, так и до не специалистов в данной области;
3) любая магистерская степень должна давать возможность учиться в аспирантуре;
4) магистерские программы следует классифицировать исходя из содержания, качества и результатов обучения, а не только исходя из продолжительности обучения или иных формальных характеристик;
5) на сегодняшний день реализуется ряд международных проектов, направленных на разработку надежных механизмов обеспечения качества обучения на ЕПВО. Эти инициативы следует продолжать, а международные компоненты национальных и региональных систем обеспечения качества образования должны получить дальнейшее развитие;
6) для содействия сотрудничеству внутри Европы и для привлечения талантливых студентов и исследователей из других стран для обучения и работы в Европе необходимо развивать совместные магистерские программы на европейском уровне. Особое внимание обязательно должно быть уделено решению проблем официального признания совместных;
7) программы, по окончании которых вручается магистерская степень, могут иметь различную ориентацию и профиль, что необходимо для удовлетворения потребности в индивидуальном и академическом разнообразии, а так же -запросов рынка труда;
8) для увеличения прозрачности образования, необходимо, чтобы особая ориентация и профиль данной квалификации отражался в приложении к диплому, выдаваемому студенту [2].
Если базироваться на данных аспектах, то можно не только вывести качество обучения на новый уровень, но и увеличить число иностранных студентов в российских вузах, что повышает в свою очередь конкурентность российского высшего профессионального образования. В числе необходимых условий: а) дипломы наших вузов должны быть сопоставимы в других странах не только де-факто (процесс наблюдается в течение многих десятилетий), но и де-юре; б) необходимо создать выгодные стартовые экономические условия тем вузам страны, в которых условия обучения и его результаты уже сегодня привлека-
тельны для иностранных студентов. Необходимо создать также возможности (в том числе законодательные) для преодоления различий систем образования в России (и странах СНГ) и государствах Европы и США. Например, законодательно закрепить статус подготовительных отделений (курсов) как обязательной ступени обучения иностранцев, при необходимости компенсирующих отсутствие подготовки в объеме среднего профессионального образования, согласно российским программным требованиям при приеме в вуз.
И самое главное, чтобы в связи с присоединением к болонскому процессу высшее образование России не потеряло присущие ему фундаментальность, профессиональную основательность и практическую направленность получаемых студентами знаний и навыков.
Библиографический список
1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. [Электронный ресурс].-Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru.
2. Выводы и рекомендации итоговой конференции Болонского процесса по вопросам ученых степеней магистерского уровня. Хельсинки, Финляндия. 14-15 марта 2003 г. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://bologna.mgimo.ru.
3. Захаревич, В. Г. Перерастая стандарты : интервью с ректором Южного федерального университета [Текст]/ В. Г. Захаревич//Качество образования. - 2009.- № 3. - С.6-11.
4. Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bsu.by
Bibliography
1. Centre of Educational Development Problems of Byelarussian State University [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.bsu.by.
2. Conclusions and Recommendation of the Summary Conference of Bologna Process on the topic of the Academic Degrees of MA Course. Helsinki, Finland. March, 14-15, 2003 [Electronic Resource]. - Access Mode: http://bologna.mgimo.ru.
3. State Educational Standards of Higher Professional Education [Electronic Resource]. -Russian Education. Federal Data Portal. - Access Mode: http://www.edu.ru.
4. Zakharevich, V. G. Overtops into Standards: Interview with the Rector of the Southern Federal University [Text] /V.G. Zakharevich // Education Quality. -2009. - № 3.- P. 6-11.