Волчихин В.И., Пащенко В.Г. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОСТОИНСТВА И ПОТЕРИ
(обзор компьютерный сайтов и комментарии)
В 1987 году в Париже, в университете «Сорбонна» собрались на совещание представители ряда ведущих европейских университетов. Одним из вопросов, возникших при обсуждении, стала роль Европейских университетов в современном образовательном пространстве. Была подчёркнута давность традиций европейского университетского образования и возникшая его конкурентность с университетским образованием в США. Представители европейских университетов отметили неравноценность американского университетского образования. Ведущие вузы Америки действительно дают своим выпускникам хорошее образование. НО в целом ряде случаев университетский диплом даётся при обучении по программам колледжей в течении 2-3 лет. Было решено посвятить европейскому университетскому образованию специальную встречу (такие встречи стали впоследствии регулярными), где обсудить проблемы европейского университетского образования. Цель обсуждения - разработать меры, которые сделали бы систему европейского университетского образования ведущей в мире. Местом встречи был избран г. Болонья, в котором 900 лет тому назад был создан первый европейский университет.
Болонский процесс зарождался в европейской системе высшего образования в течение десятилетий: те или иные его параметры стихийно появлялись в национальных системах высшего образования и взаимопроникали к соседям. Уровни высшего образования под названиями бакалавриат и магистратура были достаточно распространены по всей Европе, мобильность студентов и преподавателей сама собой приобретала всё большую популярность. Эти явления обусловливались серьёзными причинами. Европа объединялась, создавались единые пространства: экономическое, в том числе и финансовое, политиче-
ское, социальное, культурное. Шенгенское соглашение и валюта «евро» наглядно демонстрировали происходящие перемены. Но существовала проблема свободного движения рабочей силы - национальные дипломы о высшем образовании не признавались даже в соседних странах, принять человека на работу за уже прозрачными границами оказывалось невозможным, хотя спрос там на рабочие руки был, порой немалый. В этих условиях и стало формироваться единое европейское пространство высшего образования.
Его создание преследовало политические, экономические и собственно научно-образовательные цели. В числе политических целей называли установление политического, дипломатического и экономического диалога, соединение народов Европы, упрочение взаимного понимания и уважения. Экономической целью считалось повышение конкурентоспособности европейской экономики и поощрение инноваций с тем, чтобы в 2010 году экономика Евросоюза стала наиболее конкурентоспособной в мире. Научнообразовательной целью было порождение знаний и идей за счёт расширения международных контактов.
Первые очертания это пространство начало приобретать в 1988 году, когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье для того, чтобы отметить 900-летие самого старого университета в Европе. В принятой Великой хартии университетов было, прежде всего, отмечено возрастание роли университета в грядущем третьем тысячелетии. Главным фундаментальным принципом деятельности университета была названа автономность, самостоятельность. Вторым по порядку упоминалось единство преподавания и научных исследований. Великая хартия призвала европейские университеты рассматривать взаимный обмен информацией и документацией, постоянное осуществление совместных проектов в качестве важнейшей меры для приращения знаний. В этих целях Хартия рекомендовала поощрять мобильность преподавателей и студентов; вырабатывать общую политику учреждения эквивалентных степеней со сходным статусом; осуществлять прозрачный контроль знаний.
Следующим шагом к Болонскому процессу явилось подписание в 1997 году Лиссабонской конвенции "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе". Опираясь на положения Великой хартии, Конвенция признала огромное разнообразие систем образования в Европейском регионе, которое отражает культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие и составляет исключительное богатство Европы, и расширила права университетов в вопросах признания зарубежных дипломов и квалификаций.
В Лиссабонской конвенции был зафиксирован принцип отказа от таких понятий, как "нострификация" и "эквивалентность", замена их единым термином "признание". В основу сопоставления дипломов о высшем образовании было положено не выявление близости или различий в учебных планах сравниваемых образовательных программ, а сравнение всей совокупности знаний заявителя с точки зрения его готовности продолжать обучение на новом, более высоком уровне.
Лиссабонская конвенция постоянно развивалась: в дополнение к ней были приняты две Рекоменда-
ции, Руководство по аспектам признания, Кодекс профессиональной практики по предоставлению межнационального образования, совместный устав ENIC/NARIC. Благодаря Конвенции, процесс интеграции в сфере образования перешёл в область формирования общего европейского образовательного пространства. (8)
Очертания грядущего Болонского процесса стали значительно явственней после подписания 25 мая 1998 года в Сорбонне четырьмя министрами, ответственными за высшее образование во Франции, Германии, Италии и Великобритании, Сорбоннской декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Было найдено слово "гармонизация", которое позволяло обойти неприемлемые для университетов Европы понятия "унификация" и "стандартизация". Причём ещё одна лексема в названии декларации - "архитектура" - подчёркивала больше внешний, структурный характер предстоящих изменений. Впервые провозглашался лозунг "Европа Знаний", а университетам отводилась стержневая роль в развитии континента. В Декларации констатировалось, что "...слишком многие студенты оканчивают вузы, не воспользовавшись возможностью поучиться за пределами национальных границ". Министры призвали государства-участники Европейского Союза и другие европейские страны присоединиться к ним.
Такое присоединение и было оформлено 19 июня 1999 года в Болонье, когда представители 29 стран Европы подписали Болонскую Декларацию, которая положила начало собственно Болонскому процессу. "Европа Знаний" была названа в ней широко признанным и неотъемлемым фактором жизни континента.
Инструменты реализации единого пространства высшего образования в Европе конкретизированы. Это, прежде всего, введение системы легко читаемых и сравнимых степеней; применение Приложений к диплому, которые должны обеспечить трудоустраиваемость выпускников вузов; введение системы, базирующейся на двух основных уровнях, причём первый уровень должен длиться не менее трёх лет и безусловно признаваться европейским рынком труда; после него допускалось обучение на степени магистра и/или доктора.
В 2001 году 32 министра, ответственные в своих странах за высшее образование, собрались в Праге, чтобы подвести первые итоги двухлетнего периода преобразований. В принятом Совместном коммюнике прежде всего подтверждались обязательства создать к 2010 году в Европе единое пространство высшего образования. В Коммюнике также отмечалось, что применительно к введению двухуровневой системы высшего образования динамика в европейских масштабах положительная; степени получили
названия - первая была названа "бакалавр" (по-английски 'bachelor'), а вторая - "магистр" ('master').
Система ECTS продолжала укреплять свои позиции в качестве единой системы академических кредитов для вузов Европы; подчёркивались её функции взаимозачёта (transferability) и накопления (accumulation). Вновь подтверждалась важная роль Приложения к диплому в повышении совместимости, привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования.
Вопросы мобильности упоминались как имеющие "чрезвычайную важность". Впервые внимание было привлечено к социальному измерению мобильности, то есть обеспечению равных возможностей для поездок студентам с разным уровнем достатка.
Обеспечение качества (quality assurance) было определено как фактор, способствующий сравнимости квалификаций по всей Европе. Министры обратились к университетам с призывом осуществлять сотрудничество друг с другом с целью выработки общих критериев качества при участии Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (ENQA - European Network of Quality Assurance in Higher Education).
По прошествии ещё двух лет, в 2003 году, министры опять подвели итоги проделанной в рамках Болонского процесса работы. Это произошло в Берлине, где число участников процесса выросло до 40, и среди них оказалась Российская Федерация. Социальное значение Болонского процесса выдвинулось на первый план; была поставлена задача обеспечивать социальную сплочённость и уменьшать социальное неравенство.
Что касается введения двухуровневой системы, была поставлена задача к 2005 году начать её введение. Для обеспечения более тесной связи между преподаванием и научными исследованиями и признания НИР неотъемлемой частью высшего образования в Европе было принято решение включить в систему высшего образования третий уровень - докторантуру - и переименовать систему из двухуровневой в трёхуровневую (бакалавриат - магистратура - докторантура). Вносилась определённость в условия доступа к третьему уровню высшего образования - докторантуре. "Степени первого уровня должны давать доступ к программам второго уровня. Степени второго уровня должны давать доступ к докторским исследованиям".
Министры призвали страны-участники сохранять за мобильными студентами при поездках за рубеж все положенные им виды социальной помощи, включая стипендии. Система ECTS была признана основной для развития мобильности студентов и для разработки межвузовских учебных планов.
Большое внимание в Берлинском коммюнике уделено европейскому Приложению к диплому. Перед национальными системами образования поставлена цель с 2005 года выдавать каждому студенту Приложение к диплому "автоматически и бесплатно", на одном из распространённых европейских языков. Одновременно министры обратились с призывом к работодателям признавать Приложение к диплому, принимать на его основании выпускников вузов на работу, а администрации вузов - обеспечивать им доступ к более высоким уровням высшего образования.
Коммюнике подчеркнуло необходимость развития интегрированных учебных программ, которые побуждали бы студентов проводить значительные периоды за рубежом и помогали бы им осознать свою европейскую идентичность и гражданство, востребованность на рынке труда.
В настоящее время в полном разгаре находится подготовка к очередной встрече министров образования Европы в Бергене (Норвегия). Там, в частности, ожидается увеличение числа участников Болонского процесса до 46.
При переходе на обучение по болонской модели вузы России получат определённые преимущества. Будет повышаться качество образовательного процесса в вузе, так как возрастёт межвузовская конкуренция, поскольку конкурировать между собой как за российских, так и за иностранных абитуриентов будут не только отечественные, но и зарубежные вузы.
Вводя образовательный уровень "бакалавр", то есть первый уровень высшего образования по Болонским канонам, вуз получает возможность сделать свой образовательный процесс более гибким с точки зрения возможностей обновления содержания образования в соответствии с велениями времени. При введении уровня "бакалавр" вуз вынужден будет основательно проанализировать свой учебный план и квалификационные характеристики выпускников-бакалавров, чтобы обеспечить их необходимым теоретическим и практическим багажом высшего образования. Процесс анализа учебных планов вызовет подъём творческой активности профессорско-преподавательского состава, побудит его взыскательно взглянуть на содержание высшего образования по уровням. При этом снова хочется подчеркнуть, что никакой императивной обязательности изменений не существует, и если вуз убедится, что образование, которое они дают, вполне конкурентоспособно, можно не затевать радикальных изменений. Вуз готовит бакалавров и магистров не для Европы, а прежде всего для российского общества, и квалификационные характеристики должны отражать именно этот факт. Но ожидается, что большинство бакалавров продолжат образование по тому же направлению подготовки и даже по той же специальности, часть из них всё-таки скорректирует свой выбор и захочет перейти в другой вуз.
Введение степени европейского доктора наук, несомненно, активизирует научную работу в вузе, позволит повысить научный уровень кафедр, создать новые научные школы.
Академические кредиты откроют перед вузом много новых возможностей. Несомненно, работа по пересчёту учебной нагрузки из часов учебной нагрузки в кредиты заставит вузы обратиться к опыту ведущих зарубежных вузов того же профиля.
Важный ресурс академических кредитов для вуза - возможность более точно учитывать учебную нагрузку преподавателей и, соответственно, более точно оплачивать их труд. Вузы получит возможность значительно быстрее осваивать положительный зарубежный опыт организации образовательного процесса, с очевидностью увидит преимущества своей системы организации образовательного процесса.
Поскольку вузы России в силу ограниченности материальных ресурсов сможет поддерживать программы мобильности не всех, а только части своих студентов, в руках деканатов окажется дополнительное средство стимулирования учёбы студентов - только лучшие получат возможность поехать за рубеж бесплатно или со значительными скидками.
Вуз получит стимул для организации эффективной системы обучения своих студентов английскому языку как языку европейского образовательного пространства. Изучившие на хорошем уровне английский язык студенты получат доступ к англоязычной специальной литературе, которую смогут изучать в оригинале; это может дать импульс научной работе.
Преподаватели получат возможность несколько укрепить своё материальное положение, получая при работе за рубежом зарплату, которая сопоставима с зарплатой профессора европейского вуза; данные стандарты зарплаты будут находить дорогу в российские вузы.
Повысится конкуренция преподавателей за право читать лекции за рубежом по программам мобильности; это вызовет подъём научной активности на кафедрах.
Ппрестиж вуза, гарантированно направляющего своих студентов учиться в европейский вуз-партнёр на семестр или учебный год вырастет; увеличится его привлекательность для абитуриентов. Ожидается, что на начальном этапе болонских преобразований реально оценить эту цифру в 5-10 процентов.
Направляя своих преподавателей в зарубежные вузы для преподавания модулей на семестр или учебный год, вуз получит возможность осуществлять реальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. Помимо обновления специальных знаний, преподаватели в период зарубежной стажировки по программам мобильности усовершенствуют свой профессиональный английский или другой используемый ими иностранный язык.
Уже сейчас вырисовываются некоторые перспективы заметного улучшения материального положения отдельного вуза. Оплата обучения иностранного студента при обеспечении должного качества образования может быть на уровне европейских стандартов. Однако не европейские студенты могут стать основным источником новых средств для российских вузов, а студенты из государств СНГ и прилегающих азиатских государств. Если диплом российских вузов станет полностью европейским, если российские степени бакалавр и магистр будут безоговорочно признаваться в Европе, по меньшей мере русскоязычным студентам из СНГ будет гораздо выгодней обучаться на платной основе в России, а уж потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.
Появится необходимость обновления методик и методических систем обучения. Многие западные студенты привыкли к индивидуализированным учебным планам, и если вуз в целях повышения своей конкурентоспособности захочет вводить нелинейные образовательные траектории, это послужит новым стимулом к развитию.
Что касается обучения студентов из Азии, и, прежде всего, студентов из Китая, где на сегодняшний день не хватает учреждений высшего образования, придётся решать задачу по подготовке сквозных курсов по уровням бакалавр-магистр на английском языке. Для вуза это непростая задача; очевидно, на начальном этапе придётся приглашать в дополнение к своим педагогическим наставникам англоязычных преподавателей из зарубежных вузов. От приглашения квалифицированных преподавателей вырастет уровень преподавания, создастся дополнительная конкурентная среда. Однако дело не только в англоговорящих профессорах - надо будет также создавать библиотечный фонд специальной литературы на английском языке, чтобы иностранные студенты могли успешно работать над материалом и самостоятельно.
Конечно, качество английского языка как языка обучения в вузе должно быть высоким, соответствующим европейским стандартам. Очевидно, в рамках управления качеством образования в вузе модули на английском языке придётся аттестовывать, чтобы обеспечить их конкурентоспособность.
Вовсе не исключается и более привычный для нашего высшего образования вариант обучения иностранцев - на русском языке, после годичных подготовительных курсов русского языка. Абитуриенты, изъявившие желание учиться на русском языке, несомненно, могут впоследствии представлять интерес и для российской экономики.
Европейский контроль качества позволит вузу более объективно оценить состояние дел, реально определить уровень образования, которое получают его выпускники. Как уже отмечалось, контроль качества не будет носить принудительный характер, вуз сам будет принимать решение относительно того, нужна ли ему европейская аттестация, но если он получит-таки такую аттестацию, его престиж вырастет.
Позитивные предпосылки для реализации Болонского процесса в России имеют оборотную сторону, которые при неудачном стечении обстоятельств могут свести на нет все его преимущества.
Это отсутствие в России существенного государственного финансирования Болонского процесса. На финансирование болонских реформ в переходный период странами-участниками Болонского процесса расходуется до 60 процентов бюджета национальных министерств образования и отдельных вузов. В России данные преобразования не получают целевое финансирование. В самих вузах эта работа выполняется, в основном, на "общественных началах". В условиях рыночной экономики это вовсе не способствует повышению её эффективности.
Между тем, переработка программ по уровням бакалавр/магистр, пересчёт часов в кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза, - эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причём некоторые из них придётся затем осуществлять на регулярной основе во всё расширяющихся масштабах. Целесообразно безотлагательно подвести под болонские преобразования необходимую экономическую основу.
Переход на трёхуровневую систему высшего образования также требует решения, порой безотлагательного, сложных проблем.
Централизованное введение степени бакалавра в российском высшем образовании ставит вопрос о сроке обучения в бакалавриате. Те вузы России, которые относительно давно используют эти степени, уже привыкли к тому, что обучение бакалавра длится четыре года; между тем классический европейский бакалавр болонского образца - трёхгодичный. Было бы последовательно согласиться и на одногодичного магистра, так как суммарный срок обучения магистра в Европе - всё-таки, чаще всего, пять лет, а определённое для этого уровня количество академических кредитов - не меньше 300.
Опять же, европейские болонские традиции не требуют строгого соблюдения и этой нормы (300 кредитов на магистра), однако, когда степень "специалист" станет анахронизмом, и основным носителем высшего образования станет магистр, выяснится, что срок получения высшего образования второго уровня в России увеличился на один год и составляет шесть лет. Соответствует ли современной тенденции интенсификации образовательного процесса? Насколько государство в лице Министерства образования и науки РФ готово финансировать шестилетнее образование?
Существующие на сегодняшний день планы Минобрнауки РФ предполагают оставить бесплатным четырёхлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру. В этом случае, степень бакалавра, скорее всего, начнёт доминировать в стране, и на магистра, предположительно, будут учиться 20-30 процентов студентов. Эти планы -сделать бакалавриат четырёхлетним -толкают страну к такому повороту событий. Между тем, сохранив оплачиваемый государством пятилетний цикл - три года бакалавр и два года магистр - мы с высокой вероятностью повернём ситуацию к тому, чтобы не менее 80 процентов бакалавров учились на магистров. Неблагоприятный поворот в судьбах российского высшего образования, это именно четыре года - бесплатный бакалавриат, а дальше - обучение только за деньги.
Ещё одна связанная с этим проблема: при четырёхлетнем бакалавриате будет трудно организовывать мобильность с европейскими вузами
Достаточно актуальный вопрос - повышение статуса степени бакалавра. Нужно, наконец, определить номенклатуру должностей, которые разрешено занимать бакалаврам; в средствах массовой информации
не должна прекращаться кампания по разъяснению общественности полноценности степени бакалавра; табели о рангах должны предоставить бакалавру привилегии работника с высшим образованием.
Непростой вопрос, - в какой степени бакалавр по одной специальности может продолжать обучение в магистратуре по другой специальности? Практический опыт показывает, что при смене специальности бакалавр должен в полном объёме сдавать вступительный экзамен в магистратуру по профильным дисциплинам, даже если он поступает на платную форму обучения.
Проблемы со степенью доктора наук, несмотря на то, что именно они приобрели повышенный общественный резонанс, представляются не столь сложными. Как уже указывалось в других главах, вполне можно и, наверное, нужно сохранить две степени доктора наук; вторая докторская степень, более высокая, которая будет иметь национальный статус, должна обеспечивать все те преимущества, которыми пользуется нынешний доктор наук.
Если теперь обратить взор на студентов из европейских стран, где высшее образование бесплатно, вряд ли они будут готовы платить за семестр или учебный год, проведённый в российском вузе. Ассоциация союзов студентов стран Европы вообще требует от правительств бесплатного высшего образования. На международной конференции по проблемам Болонского процесса в Казани (октябрь 2004 года) возмущение иностранных гостей вызвало озвученное некоторыми российскими участниками стремление зарабатывать деньги за счёт приглашения на учёбу значительных контингентов европейских студентов. Болонский процесс ни в коем случае не должен становиться коммерческим предприятием, образовательным бизнесом. Однако для российских вузов, испытывающих существенные финансовые трудности, вопрос об оплате иностранными студентами своего обучения в их стенах может стать вопросом о выживании.
Европейская ассоциация университетов и другие субъекты Болонского процесса постоянно указывают министерствам образования и вузам на необходимость брать расходы по мобильности на себя. В России ни у государства, ни у вузов на это пока для этого не найдётся денег.
Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. У нас нет традиции поголовного владения иностранными языками, и обычная школа не способна решить эту задачу. Опять возникает проблема дополнительного финансирования изучения иностранных языков, прежде всего, английского. Уровень владения им ещё до поездки в принимающий университет должен быть высоким (как правило, Upper Intermediate или Advanced). Российские вузы уже сегодня ставят вопрос о значительном увеличении в своих учебных планах количества часов на изучение иностранных языков. Однако даже такое увеличение не решит проблемы автоматически: потребуются, возможно, десятилетия на создание школ
преподавания языков, особенно в региональных технических вузах. Речь идёт об учебных нагрузках от шести до десяти часов в неделю на протяжении всего периода бакалаврской или магистерской подготовки, то есть от 1.200 до 1.600 аудиторных часов на уровне бакалавра. Возможно, для решения этой проблемы необходимо будет создавать систему параллельного изучения иностранного языка в специализированных учебных заведениях. Кстати подобное необходимо будет делать и с занятиями спортом. Привычные для наших вузов занятия по физической культуре в зарубежных вузах представлены только занятиями в спортсекциях по выбору.
В европейских академических кругах не скрывают, что мобильность будет приводить к «утечке мозгов» как студентов, так и преподавателей. Студенты со знанием иностранных языков, к тому же улучшившие их в иноязычной языковой среде, познакомившиеся с условиями труда и заведшие связи с местными сверстниками, получат гораздо больше шансов найти за рубежом работу.
В российских университетских кругах высказываются опасения, что, благодаря программам мобильности, начнётся массовый отток за рубеж наиболее квалифицированных преподавателей российских вузов, находящихся на самом пике научной творческой активности. Вследствие отъезда на длительные периоды или на постоянное место жительства наиболее квалифицированных вузовских преподавателей снизится качество подготовки российских студентов, упадёт научно-теоретический уровень преподавания, сократятся масштабы и качество научно-исследовательской работы в вузах.
Чтобы поставить какой-то заслон на пути утечки преподавательских мозгов, надо будет очень существенно поднимать оплату их труда; ясно, что в итоге придётся ориентироваться на средние зарплаты и условия жизни вузовских преподавателей в Европе. Эти деньги с неизбежностью придётся изыскивать.
Собственный контроль качества в российском высшем образовании всегда находился на высоте. Министерство образования с его авторитарными полномочиями строго контролирует качество высшего образования. Однако в связи с вхождением России в Болонский процесс появляются новые специфические области управления качеством. Нужно на новых общеевропейских основаниях прописать квалификационные характеристики для уровней бакалавр и магистр. Для определения качественности болонского образования представители однородных европейских вузов, работающих по сходным направлениям образования, должны договориться о квалификационных характеристиках своих выпускников.
С 2005 года мы должны в соответствии с принятыми на себя в Берлине обязательствами бесплатно выдать каждому российскому выпускнику вуза бесплатное Европейское приложение к диплому. Будут ли централизованно выпускаться бланки Приложения? Как будет финансироваться качественный перевод Приложения на английский язык и его массовое заполнение? 2005 год уже наступил.
Встаёт вопрос о целенаправленном формировании у российской педагогической общественности так называемой "культуры Болонского процесса", которая будет предписывать неукоснительное соблюдение вузами, их преподавателями и студентами, определенных принципов. Не секрет, что часть профессорского и ректорского корпуса университетов России не приветствует реализацию Болонского процесса в отечественных университетах.
Правительство России приняло за основу предложения Министерства образования и науки по приоритетным направлениям развития системы образования в стране. К 2008 году российские вузы полностью перейдут на двухуровневое профессиональное образование — бакалавриат и магистратуру. Предполагается, что первые четыре года студенты будут учиться, чтобы получить степень бакалавра и стать дипломированными специалистами, а те, кто захочет продолжить образование, поступят в магистратуру. Соответствующий закон уже подготовлен Минобразованием и сейчас проходит согласование. Эта система в точности копирует западное образование. Необходимость в ее внедрении в России вызвана Болонскими соглашениями, которые подписала и ратифицировала наша страна.
Болонский процесс позволит оценить состояние высшего образования в России. Большинство работников российского высшего образования относительно легко соглашаются между собой, что у нас достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если это так, если она действительно подтвердит свой статус конкурентоспособной, авторитет России, ещё более открытой через программы академической мобильности для зарубежных студентов и преподавателей, продолжит расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы.
В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт. Полноценное участие России в Болонском процессе даст ей возможность вместе с другими участниками процесса по-новому определить сущность высшего образования, направления научных исследований.
Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр - магистр - доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве. За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов.
Улучшится организация финансирования высшего образования - участие в Болонском процессе будет стимулировать переход на западные стандарты финансирования, предопределит выход российских вузов из нынешнего режима выживания. В связи с однозначными установками болонских документов на обязанность правительств оказывать всемерную поддержку высшему образованию наметится перспектива поэтапного возврата страны к бесплатному обучению в вузах.
Обладая прозрачной и качественной системой образования, построенной на "болонских" принципах, Россия, на наш взгляд, сможет утвердить свой статус истинно европейской державы, снять долю настороженности в её восприятии со стороны европейцев как страны непонятной и непредсказуемой, по сути, всё-таки не полностью демократичной. Укрепление авторитета страны через качественное высшее образование представляет собой важный политический ресурс.
Отдельный вопрос - сохранение подготовки специалистов для отечественной промышленности, в том числе и военной. В довоенное время советская высшая школа имела очень большой набор специальностей и специализаций — более тысячи. Практически каждый вуз готовил специалистов для конкретного предприятия или организации «закрепленных» за данным учебным заведением. Этим достигалась конкретизация подготовки специалиста, сокращалось время его «обживания» на рабочем месте, и, в какой-то мере, терялась универсальность его образования. Но зато не было проблемы с трудоустройством. Молодой специалист, как правило, до окончания вуза знал о месте своей будущей работы.
Наличие адаптированной подготовки (специализации) было главным положительным отличием советских специалистов от специалистов западных высших школ, отличием, которое продолжало традиции специализированных российских высших учебных заведений.
В 40 - 50-е годы число специальностей в высшей школе СССР сократилось до 3 00, но ориентация подготовки специалистов на конкретное место работы сохранялась. В 7 0 - и начале 80- х годов преобладал отраслевой принцип подготовки и специализации выпускников вузов. Тем самым уровень их специализации значительно снижался. Преобладающим стало направление к универсальному фундаментальному образованию на университетском уровне. Тем не менее, в стране сохранились и успешно работают вузы, готовящие специалистов так называемой оборонной направленности. Предприятия, где требуются подобные специалисты, не готовы принимать к себе на работу бакалавров и магистров. Они требуют сохранения подготовки специалистов. Пока Правительства России идёт на компромисс, сохраняя в технических вузах подготовку специалистов (тоже в медицинских и творческих вузах), но такой подход противоречит болонскому принципу.
Полный отказ от подготовки специалистов особенно инженерных специальностей беспокоит представителей промышленности и преподавателей высших технических учебных заведений. Это беспокойство частично обоснованно, поскольку есть опасения остаться без квалифицированных специалистов, но с другой стороны это опасение часть связано с консерватизмом и косностью, нежелание принимать нововведения в образовании.
Подобные вопросы беспокоят и страны, где, как и в России, сохранялась подготовка специалистов-инженеров. Это такие страны как Германия, Франция, Великобритания и др. Время от времени европейской педагогической общественностью поднимается вопрос о введении двух разновидностей степени магистра - "магистр науки" ("магистр-исследователь") и "магистр по профессии". "Магистр науки " будет сориентирован на дальнейшую научно-исследовательскую работу; "магистр по профессии", очевидно, приобретёт больше навыков и умений менеджера. В случае повсеместного принятия такого деления нынешнюю российскую степень "специалист" вполне можно заменить понятной европейцам степенью "магистр по профессии". То есть два направления магистратуры - научное и профессиональное решают проблему подготовки выпускников, эквивалентным специалистам (а при шестилетнем цикле обучения - с более углублённой подготовкой, чем инженеры).
Если этого не сделать, то наша страна потеряет свой технический интеллектуальный потенциал. Выпуск бакалавров ни в коем случае не удовлетворить запросы промышленности. Стране необходим при введении бакалавриата и магистратуры переход на два направления магистратуры и приёмом в магистратуру более 8 0% выпуска бакалавров. Игнорирование этой необходимости может иметь самые плачевные последствия для промышленности. Кроме этого сделав подлобный, переход мы останемся в Болонском процессе, как это делают промышленно-развитые страны Европы. Магистры по профессии являются лучшей заменой специалистов-инженеров.
В отличие от бакалавра, имеющего ограничения по трудоустройству, для выпускника вуза с дипломом магистра должны быть открыты все должности, предусматривающие наличие высшего образования и, прежде всего должности, которые ранее занимали специалисты..
Уровень магистратуры, как показала практика последних лет, считается наиболее перспективным для параллельного обучения студентов по программам мобильности одновременно в двух или более вузах, один из которых зарубежный, с целью получить совместный или двойной диплом - вполне осязаемая реальность сегодняшнего дня.
ЛИТЕРАТУРА
1. The Magna Charta of University. - Bologna, 18 September 1988.
2. Convention on the Recognition of Qualifications Concerning Higher Education in the European Region. - Lisbon, 11 April 1997.
3. Sorbonne Joint Declaration on Harmonisation of the Architechture of the European Higher Education System. - Paris, May 25, 1998.
4. Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999.
5. Основные параметры и динамика Болонского процесса http://bologna.mgimo.ru/ documents.php?cat_id=9&doc_id=17 5.
6. Российские вузы в Болонском процессе http://bologna.mgimo.ru/
documents.php?cat_id=9&doc_id=151
7. Волчихин В.И., Пащенко В.Г., Пащенко Д.В. Экзамены в университетах Европы. Сборник статей 9-й Международной научно-методической конференции «Университетское образование» Пенза, 2005. с.
405-409.
8. Гришагин В.А. Принципы организации европейской системы трансферта кредитов в области образования //Вестник ..нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Инновации в образовании». - Вып. 1. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2 0 0 0.
9. Россия в Болонском процессе: "подводные камни"
documents.php?cat_id=9&doc_id=154
10. Левченко А. "Образование в России напоминает МММ" ИА http://bologna.mgimo.ru/documents.php?cat_id=19&doc_id=15 9
11. Болонский процесс и развитие российской системы http://bologna.mgimo.ru/documents.php?cat_id=9&doc_id=16 6.
12. Что такое трёхуровневая система высшего
http://bologna.mgimo.ru/documents.php?cat_id=9&doc_id=16 9.
13. Миронов В., Чистохвалов В. Болонское соглашение /documents.php?cat_id=19&doc_id=7 9
http://bologna.mgimo.ru/
Росбалт"
высшего
11.12.04.
образования образования? http://bologna.mgimo.ru