Научная статья на тему 'Задачи международного менеджмента в многокультурной среде'

Задачи международного менеджмента в многокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МНОГОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / БИЗНЕС-ИНТЕРЕС / INTERNATIONAL MANAGEMENT / MULTICULTURAL ENVIRONMENT / THE BUSINESS INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Т. И., Полянская И. Л., Кобелева С. В.

В статье рассмотрены вопросы международного менеджмента, задачи, формы и стратегии развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF INTERNATIONAL MANAGEMENT IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article discusses the international management of problem, configuration and development strategy.

Текст научной работы на тему «Задачи международного менеджмента в многокультурной среде»

11. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: Учебник.

- М.: Финансы и статистика, 2008.

12. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

13. Герев И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учебное пособие. - М.: Дело, 2003.

14. Козырь Ю.В. Особенности оценки бизнеса и реализации концепции УВМ. - М.: Издательский дом «Кви иго-Консалтинг», 2006.

15. Коупленд Т., Коллер Г., Муррин Д. Стоимость компаний: опенка и управление. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.

16. Мерсер 3., Хармс Т. Интегрированная теория оценки бизнеса. - М.: Маросейка, 2008.

17. Могилсвский ВД Методология систем. - М.: Экономика, 1999.

18. Геплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. - М.: Вершина. 2007.

19. Финсгат 2007 / ИД «Квинто-Коисалтинг». Интерфакс-АКИ; сост.: J1. К. Русанов, О.Б. Ефремов.- VI.: Издательский дом «Квин-то-Консалтинг». 2008.

20. Фишман Д., Пратт. III, Гриффит К., Уилсон К. Руководство по оценке стоимости бизнеса. - М.: Издательский дом «Квинто-Кон-салтинг», 2000.

21. Чиркова Е. Как оценить бизнес по аналогии. - VI.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

22. Зайцева Н. Как оценить инвестиционную привлекательность? - Журнал «БДМ. Банки и деловой мир«, № 12 за 2007 год.

23. Бюллетень банковской статистики ЦБ РФ № 9 (196), http:// www.cbr.ru/publ/

ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В МНОГОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Овчинникова Т.И., Полянская И.Л., Кобелева С.В., ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия» В статье рассмотрены вопросы международного менеджмента, задачи, формы и стратегии развития.

Ключевые слова: международный менеджмент, многокультурная среда, бизнес-интерес.

CHALLENGES OF INTERNATIONAL MANAGEMENT IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Ovchinnikova T., Polyanskaya I., Kobeleva S., GOU VPO Voronezh State Technological Academy The article discusses the international management of problem, configuration and development strategy.

Keywords: international management, multicultural environment, the business interest.

Одна из задач международного менеджмента-маркетинга, учитывающего многокультурную среду его формирования и развития, по мнению одних исследователей [1, 4], заключается в углубленном анализе и оценке культурного фона в каждой стране пребывания и использования его возможностей при разработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию фирмы, как в данной стране, так и в целом на рынке.

Другие ученые определяют международный менеджмент-маркетинг как «процесс применения управленческих концепций и маркетинговых инструментов в многокультурной среде и получения, благодаря этому, дополнительных преимуществ и экономии времени» [5]. Международный менеджмент-маркетинг - особый вид деятельности и отношений предприятий на рынке, главными целями которых выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в разных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и других особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия. Однако международный менеджмент-маркетинг является не только продуктом взаимодействия системы факторов, но и формирует эту систему в соответствии с поставленной целью. Сущность международного менеджмента-маркетинга заключается в необходимости принимать решения по удовлетворению различных экономических интересов, пропуская их сквозь призму глобальных, локальных и собственных предпочтений, а также формирование баланса бизнес-интересов разного уровня с оптимизацией собственных предпочтений национального характера.

Предприятие, выходя на международный рынок, не просто проникает в страну через знание ее культуры, но и аккумулирует интернациональные и национальные культуры и знания, создает определенную комбинацию, выгодную для организации, и, таким образом, навязывает свое видение проблем и путей их решения, создавая, таким образом, за рубежом свой эффективный рынок с учетом культурных особенностей и активного формирования благоприятной бизнес-среды путем трансформации собственных культурных особенностей.

Как указано на рисунке 1 задачей международного менеджмен-та-маркетинга является также определение стратегии маркетинга,

формирующейся на учете соответствующих потребностей (потребительские ценности и предпочтения) и склонностей клиентов и потребителей к определенному желаемому поведению, т.е. создание стратегии соответствующей культуры потребления в среде эффективного вхождения бизнеса, для чего формируется и реализуется желаемая для компании модель управления.

Методологической основой претворения в жизнь указанных на рисунке 1 задач является внедрение теории «ограниченной рациональности», учредителями которой считаются нобелевские лауреаты Г. Саймон (1977 г.), а также Р. Селтон (1994 г.), Д. Канеман, В. Смит (2002 г.). Основной принцип данной методологии заключается в том, что экономическое поведение субъектов рынка не абсолютно рационально, а формируется на основе решений, базирующихся на трех факторах: привычка, представление, логическое суждение.

Как потребители действуют не на основе рационального выбора, а по привычке, следуя традициям и моральным устоям, сформированным на развитии культурного фона страны, так и экономические субъекты при формировании своих стратегий, следуя фактору рациональности, руководствуются принципом ограниченной (а не абсолютной или совершенной) рациональности.

Ограниченная рациональность - имманентная сущность нелинейного, то есть реального экономического поведения экономических субъектов. Поэтому субъекту менеджмента-маркетинга необходимо знать национальные особенности привычек (традиций, моральных основ), чтобы сформировать оптимальные характеристики поведения предприятия в рыночных координатах; менеджмент-маркетинг использует особенности привычек, формируя с помощью информационного давления на ментальность соответствующее поведение в экономической и социальной сферах.

Современная глобальная экономика и международный менеджмент-маркетинг, переходя от принципа монолога к принципу диалога, учитывает не только деятельностный, но и отношенческий подходы в управлении и маркетинге. Пространство симметричных субъект-объектных отношений формирует международную коммуникативную общественную практику. Взаимодействие, охватывающее интернациональные социально-экономические горизонтальные и вертикальные отношения, становится универсальной формой международного менеджмента-маркетинга, а его функции рас-

Рис. 1. Задачи, формы и стратегия международного менеджмента-маркетинга

сматриваются с учетом симметричного субъект-объектного взаимодействия разных структурных уровней мирового рынка. При этих отношениях формируются оптимально сбалансированные по интересам международные корпоративные стратегии.

Таким образом, современный международный менеджмент-маркетинг базируется на синергетическом объединении менеджмента и маркетинга в целостную систему деятельности, в которой управление ресурсами осуществляется в соответствии с потребностями рынка, а маркетинг приобретает действенный целенаправленный характер через менеджмент. При этом не следует считать, что рыночные потребности - исключительно внешние условия, сформированные за пределами предприятия, формирующиеся в организации с высокой долей на рынке. Экономическая эффективность предприятия проявляется, когда оно в совершенстве изучило рынок, потребителей, их предпочтения и потребности в явной и неявной формах, их реакцию на товар, на его ценность, цену. То есть маркетинг определяет состояние и тенденции в эволюции рынка в его экономической и социальной плоскостях, изменения в потребностях и спросе, а менеджмент на этой основе формирует цели и определяет стратегии для их достижения и формирует модель распределения и использования внешних и внутренних ресурсов в пространстве и времени.

При этом важнейшей задачей менеджмента является рациональное и эффективное использование ресурсов [6], а задача маркетинга - нацелить экономическую деятельность и менеджмент на удовлетворение спроса потребителей, который определяется потребностями в товарах и услугах и их предложением. В этой ситуации эффективность любого субъекта экономической деятельности определяется, с одной стороны, тем, насколько точно предусмотрены ожидаемые потребности человека, хозяйственных субъектов и общества в целом (задача маркетинга), а с другой, - организацией и управлением процессом производства соответствующих спросу товаров и услуг и их доведением до потребителя с минимальными затратами, уровень которых зависит от определенных экономических и социальных целей и условий (ограничений), формирующихся на макро- и микроуровнях воспроизводства продукта в определенной социально-экономической культурной среде. Следовательно, эффективность любой продукционной системы является синергетическим эффектом ее маркетинговой и управленческой деятельности.

Ввиду сказанного, следует обратить внимание на дискуссию вокруг определения «маркетинговый менеджмент» или «менеджмент-маркетинг». Под ним некоторые специалисты подразумевают управление экономической деятельностью, которая подчинена требованиям рынка, т.е. экономическая деятельность нацелена на удовлетворение потребностей рынка, а ее эффективность определяется знанием требований рынка и умением адаптировать свою деятельность к этим требованиям.

Однако особенностью современного подхода в менеджменте

является то, что маркетинг выполняет функцию не пассивного подчинения экономической деятельности предприятия требованиям рынка, а целенаправленного воздействия на него с целью формирования необходимых для него параметров, т.е. формируя и развивая систему сочетания маркетинга и менеджмента компания создает собственный рынок. С точки зрения других исследователей ме-неджмент-маркетингопределяется как современное управление бизнесом, не столько ориентированным на потребности существующего рынка (что важно), сколько модификацией существующих и созданием новых рынков. Модифицировать или создавать новый рынок - функция маркетинга; мобилизовать ресурсы предприятия для эффективного функционирования на этих рынках - задача менеджмента. В этом сочетании заключается одно из концептуальных положений современного международного менеджмента-мар-кетинга.

В современной научной литературе не сложилось также единого мнения по поводу природы и сущности феномена организационной культуры - концептуально неоднозначного понятия. Пестрота определений и некоторая аморфность термина, частое смешивание его с другими (например, «организационный климат») серьезным образом затрудняют исследование проблематики многокультурной среды. Многокультурная среда - сложный многоуровневый феномен, возникший на стыке различных областей общественной жизни: экономической, социальной, духовно-нравственной и т.д. На уровне обыденного сознания культура определяется как совокупность манер, поведения и обычаев; в научной литературе - как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [2].

Основные виды ресурсов предприятия (человеческие, материальные, энергетические, финансовые, информационные, технологические, временные) и использование каждого из них свидетель-стуют о необходимости достижения не только управленческой цели максимизации прибыли, но и маркетинговой цели - создание своего потребителя. Для достижения этой цели рекомендована концептуальная модель основного цикла менеджмента-маркетинга пивоваренными предприятиями для вхождения их в международный рынок (рисунок 2) с учетом культурной среды предприятия.

Направления совершенствования управления пивоваренными предприятиями для вхождения их в международный рынок (рисунок 3), проранжированы экспертным методом по приоритетности и прогнозируемой эффективности. Первоочередным необходимо признать реализацию следующих направлений: создание эффективной маркетинговой службы, формирование сильной организационной культуры, совершенствование системы сбыта, управление оборотными средствами, повышение квалификации персонала и его переподготовка, проведение маркетинговых исследований, форми-

Рис. 2. Концептуальная модель основного цикла менеджмента-маркетинга пивоваренными предприятиями для вхождения их в

международный рынок

рование стратегии развития менеджмента-маркетинга в многокультурной среде, внедрение современного оборудования, новой системы стимулирования персонала, новейших информационных технологий и др.

Большинство из первой половины проранжированных направлений составляют процессы, протекающие в организационной структуре управления. Таким образом, были получены два основных первоочередных направления совершенствования внутренней среды пивоваренных предприятий, нацеленных на вхождение в международный рынок:

1. В рамках разработки методических рекомендаций по оптимизации ОСУ и протекающих в ней процессов авторами предложена новая организация службы маркетинга, предусматривающая придание маркетингу статуса главной функции предприятия; сформулированы меры по совершенствованию системы сбыта (в области охвата рынка, организации продаж (увеличение валового дохода в 1,36 раза), взаимоотношений с дилерами и др.); разработана система оценки качества труда работников, позволяющая дополнительно мотивировать их на развитие собственной деятельности; пред-

ложен новый метод учёта затрат сырья, позволяющий более точно исчислять себестоимость (уменьшение производственной себестоимости составляет 0,44 %); сформулированы рекомендации в области ценообразования и внедрения новейших информационных технологий.

Доказано, что любое организационное обучение, развитие и плановые изменения могут быть реализованы должным образом только при осознании того обстоятельства, что основной причиной сопротивления преобразованиям является существующая организационная культура. Если организационное изменение объективно необходимо предприятию, а организационная культура не готова к нему или препятствует его проведению, то возникает вопрос об изменении существующей культуры предприятия.

2. Особенностью стратегии предприятия, выходящего на международный рынок, является полная увязка изменения организационной культуры с внедрением какого-либо организационного изменения, нацеленного на знание привычек,. представлений и логических суждений клиентов стран, куда будет поставляться продукция. Принципиальным, на наш взгляд, является то, что на этапе

Основные направления совершенствования внутренней среды

I

Изменение миссии Формирование стратегии Изменение целей Разработка новых задач

предприятия развития функционирования деятельности

X

Совершенствование структуры предприятия

*

т

Совершенствование производственно -технологической структуры

Совершенствование организационной структуры управления

В сфере В сфере В сфере социально- В сфере В сфере маркетинговой

производственно- информационной культурнои экономической подсистемы

технической подсистемы подсистемы подсистемы подсистемы

Совершенствование технологии производства; Внедрение современного высокопроизводительного оборудования;

Развитие систем нормирования и планирования; Совершенствование системы управления качеством;

С овершенствование системы внутреннего документооборота; Внедрение новейших информационных технологий;

Развитие эффективного механизма коммуникации и обратной связи; Совершенствование механизма принятия решений;

Внедрение комплексной информационной системы управления

Формирование сильной организационной культуры;

Повышение квалификации персонала и его переподготовка; Внедрение новой системы стимулировани: персоналу Делегирование полномочий; Совершенствование методики подбора кадров;

Изменение стиля руководства

Создание единой системы бухучёта и финансового планирования; Достижение прозрачности финансовоэкономического состояния;

Обеспечение инвестиционной привлекательности; Управление оборотными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью; Управление издержками

Разработка новых сорто! пива;

Создание эффективной маркетинговой службы; Совершенствование системы сбыта; Изменение

ассортиментной политик Организация оптимального ценообразования и эффективной рекламы Развитие системы снабжения;

Проведение

маркетинговых

исследований

^ я 3 СГ а. и

^ 5' [- и л о п с.

О

Рис. 3. Основные направления совершенствования внутренней среды современных предприятий

подготовки выхода на международный рынок необходимы внутренние организационные изменения, когда осуществляется проверка действующей организационной культуры на соответствие предполагаемому изменению. Установлено, что видоизменение организационной культуры является ключом к успешной реализации всех направлений совершенствования внутренней среды предприятия и адаптации во всё более неспокойной окружающей среде, перед необходимостью которой оказываются пивоваренные предприятия.

Современной науке известны три подхода к измерению организационной культуры: холистический, метафорический (языковой), количественный. При исследовании организационной культуры пивоваренного предприятия, считаем, может быть применён анализ, по результатам которого может быть разработана система рекомендаций руководству пивоваренных предприятий по изменению организационной культуры, представляющая собой комплекс мер, способствующий движению предприятия к желаемому типу культуры. В частности, ориентация на выявление нужд и потребностей клиентов тех стран, где будет продаваться отечественное пиво и обеспечение этих потребностей наиболее эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами, является главной целью пивзаводов страны. Для достижения этой цели может быть использована концептуальная модель основного цикла управления пивоваренными предприятиями в современных условиях, в которой, помимо ориентации на выявление нужд и потребностей потребителей, обоснована превалирующая роль отдела маркетинга в структуре пивоваренных предприятий. Следование данной модели, по мнению автора, приведёт к согласованию экономических интересов производителя и потребителя и обеспечит дальнейшее

организационное развитие пивоваренных предприятий.

Итак, предложенный подход заключается в том, что перспективы создания международной фирмы зависят от лидерства не на функционирующих, а на будущих рынках, которые еще не существуют, но их необходимо представлять уже сегодня и активно создавать, влияя на формирование спроса потребителя с помощью разнообразных маркетинговых усилий, в том числе, совершенствуя культурный фон организации.

Литература:

1. Гриффин, Р. Международный бизнес [Текст] / Р. Гриффин, М. Пастей. - СПб «Питер», 2006. - 492 с.

2. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. - М.: Школьная библиотека - 2003. - 296 с.

3. Овчинникова, Т.И. Конкурентоспособность предприятия на основе инновационной и социальной составляющих [Текст]: монография / Т.И. Овчинникова, Штефан В.И. - Воронеж: ВГТА, 2006.

- С. 145-189.

4. Пивоваров, С. Э., Международный менеджмент [Текст] / С.

Э. Пивоваров, Л. С. Тарасевич, А. И. Майзель. - СПб. «Питер», 2006. - 576 с.

5. Панченко, Е. Г. Международный менеджмент. Научно-методическое пособие [Текст] / Е. Г. Панченко. - КНЭУ, 2007. - С. 37.

6. Хачатуров, А. Е. Интеграционный менеджмент: проблемы, которые необходимо решать [Текст] // А. Е. Хачатуров. - «Менеджмент в России и за рубежом». - № 2. - 2004. - С. 12.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ РИСКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Шманёв С.В., д.э.н., профессор кафедры экономики предприятий, Власов С.Н., аспирант, Орел ГИЭТ

В статье рассматриваются особенности построение синергетических моделей управления инновационными рисками на предприятии, которые позволяют учесть многовариантность и многофункциональность сложных экономических систем. Анализируется влияние хаоса на процессы самоорганизации и саморазвития инновационной деятельности в условиях ограниченной доступной информации.

Ключевые слова: управление риском, синергетика, хаос, неравновесность, инновации.

INNOVATIVE RISKS’ MANAGEMENT AT WORKS IN CASE OF LIMITED ACCESSIBLE INFORMATION

Shmanev S., doctor of economics, professor of the department of economic of works, Vlasov S., post-graduate student of Orel State Institute

of Economics and Commerce

In the article the peculiarity of the construction of the synergetic models of the management of the innovative risks at works. They allow us to take into account multivarious and multifunction of complex economic systems. The influence of chaos on the processes of innovative activity selforganization and self-development in case of limited innovation is being analyzed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: risks“ management, synergetic, attractor structures, self-organization, nonlinearity, disequilibrium, innovations.

Организация управления инновационными рисками требует особого внимания к подбору методов и моделей, которые могут использоваться для этого процесса. Необходимо выработать особое поведение, обеспечивающее в результате наименьшие потери при осуществлении инновационной деятельности, и учитывающие факторы, оказывающие наибольшее влияние на степень риска.

Процессы постоянного развития, создания новых форм, новых моделей инновационного поведения, снижающие степень риска принимаемых решений, позволяют развиваться промышленным предприятиям, адаптироваться к изменениям среды их функционирования. При этом возникает проблема учета множества факторов воздействующих на сложную систему, сложность которой можно оценить через разнообразие ее состояний.

Сложные системы с необозримым разнообразием состояний требуют нового подхода к анализу и управлению деятельности предприятия. В виду наличия в них хаотических механизмов теория хаоса выступает как новый революционный путь размышления о сложных образованиях, таких как экономические системы, общество, рынок [1,4,5].

Сложные системы имеют большую неопределенность поведения и ориентируются в развитии на размытые, возможные пути

совершенствования, т.е. существуют некоторые структуры-аттракторы, к которым может тяготеть система. Эти будущие возможности, будущие состояния в момент бифуркации притягивают развитие системы, она самоорганизуется, совершенствуется, достигает качественно нового состояния. Отсюда возникает представление о том, что развитие определяется не начальными условиями и прошлым, а будущими возможными состояниями (аттракторами), к которым система стремится после бифуркаций [2,3].

Организация управления инновационными рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, включающие максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

В условиях производственного предприятия управление инвестиционным риском основывается на концепции приемлемого риска, постулирующей возможность рационального воздействия на его уровень и доведения риска до приемлемого значения.

Подсистема управления риском строится по иерархическому принципу. Соответственно процесс управления риском протекает на двух соподчиненных уровнях - исполнительном и координирующем (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.