ЗАДАЧИ «КОММЕРЧЕСКОЙ» МАТЕМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Н.М. Баранова, Е.В. Ефромеева
Кафедра математики и информатики
РпггтахтстгЕгга уиипрпгнтрт тттл}*гЛтл хтяг»пттпи
Ж у У »■>»>> ж* ^ «ХЛАМ «ил«« ^
Миклухо-Маклая, б, 117198, г. Москва, Россия
Кафедра системы обработки и защиты информации Московский государственный университет сервиса Ул. Кибальчича, 6, 143567 г. Москва, Россия
В статье рассмотрены учебно-методические значения задач «коммерческой» математики в обучении иностранных студентов экономических специальностей.
В последнее время в России экономическое образование стало одним из наиболее востребованных на рынке образовательных услуг. Поступая на подготовительный факультет, первую ступень высшей школы, сразу после школы или колледжа, российские и иностранные студенты не всегда представляют себе, что будут делать после его окончания. Их готовность к построению жизненной стратегии носит спонтанный, диффузный характер. Иностранные же студенты, имеющие статус бакалавра, магистра или аспиранта, приходят в университет уже с определенной предметной компетенцией, содержательной и качественной стратегией личностных и профессиональных перспектив в деятельности будущего специалиста, однако зачастую имеют слабую математическую подготовку. Поэтому перед подготовительными факультетами стоит сложная задача:
1) сориентировать будущего специалиста в выборе специальности;
2) развивать математическое мышление студентов в отведенные сроки при условии, что студенты будут посещать занятия по математике (на подготовительном факультете РУДН обучение бакалавров, магистров, аспирантов различным дисциплинам, кроме русского языка, носит факультативный характер);
3) формировать научный стиль речи.
На кафедре математики и информатики подготовительного факультета РУДН сформирован банк данных задач для российских и иностранных студентов экономических специальностей (на пропорции и проценты, правила ложного положения, сложные проценты, комбинаторные задачи, задачи линейного программирования и др.). Сюжеты рассматриваемых задач были
взяты из финансовой, актуарной математики, поэтому назовем ее условно «коммерческой» математикой.
Данные задачи направлены:
— на формирование математического мышления студентов [1];
— развитие научного стиля речи;
— расширение кругозора учащихся в экономическом, математическом и языковом направлениях;
— выработку у студентов навыков решать «профессиональные» задачи;
— развитие активности и самостоятельности студентов в ходе решения «профессиональных» задач, критические оценки к получаемой информации;
— раскрытие гуманитарной функции математики [ 1 ].
Требования к задачам:
— соответствовать необходимому уровню знаний по математике студентов данной специальности;
— условия задач должны быть доступны, понятны и социально адаптированы иностранным учащимся;
—- восприниматься студентами с различными видами мышления, различным уровнем развития [2];
— задачи должны подготавливать учащихся к усвоению теоретического материала курса, вырабатывать у них умения, навыки, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего, профессионального образования.
Дидактические цели задач: формирование умений формулировать, понимать и решать практико-ориентированные задачи, делать практические выводы.
Условно можно выделить следующие этапы, соответствующие уровням рефлексии предметных действий иностранных учащихся [3]:
Первый этап (репродуктивный)
Период', первая половина первого семестра.
Цель: дифференцировать студентов в группе по уровню их языковой и математической подготовленности и на этой основе разработать «учебную адаптационную программу» к исходному уровню знаний студентов по предмету математика с использованием «профессиональных» задач.
Задачи: выработать у студентов умение выполнять конкретный вид задач по образцу, научить формулировать задачи на операционном, символическом уровне, что должно способствовать постепенному усвоению ими лексико-грамматаческих категорий.
Виды «коммерческих» задач, изучаемых на данном этапе:
— отношения и пропорции;
— прямая/обратная пропорциональность;
— простые проценты и др.
Пример практико-ориентированной задачи
Рабочий получает в год 180 ООО руб. Сколько рублей он получит за 1 год и 4 месяца?
Решить задачу следующим образом:
— прочитать задачу;
— определить, понятно ли условие;
— определить вид задачи;
— составить алгоритм решения задачи;
— записать решение с использованием математических символов;
— объяснить решение задачи;
— прочитать ответ.
Второй этап (репродуктивно-преобразовательный)
Период: конец первого семестра — начало второго.
Цель: дальнейшее развитие математического мышления учащихся, формирование их языковой компетенции, определение степени адаптивности студентов к избранной специальности.
Задачи: постепенное введение «коммерческих» задач эвристического содержания, формирование умения решать практико-ориентационные задачи на техническом уровне, дальнейшее развитие языковых умений.
Виды «коммерческих» задач, изучаемых в данный период:
— сложное тройное правило;
— правила ложного положения;
— сложные проценты и др.
Пример практико-ориентированной задачи
В банк положили вклад из расчета 3% годовых. Какой доход (в процентах) принесет вклад через 4 года? [4].
Решить задачу следующим образом:
— определить доход в рублях за первый, за второй, за третий, за четвертый года;
— вывести общую формулу денежного дохода за 4 года (формулу сложных процентов);
— сделать выводы.
В результате к концу первого семестра и началу второго у иностранных студентов должны быть сформированы следующие мыслительные действия и учебно-познавательные умения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, развитие, углубление, выбор рационального приема деятельности.
Данные виды задач (наряду с другими задачами учебной программы) учат иностранных учащихся:
— применять математическую символику;
— понимать речь преподавателя;
— умению читать, формулировать практическую задачу, понимать ее содержание, отвечать на вопросы преподавателя;
— определять логическую структуру решения задачи.
Третий этап (продуктивный)
Период: второй семестр.
Цель: сформировать уровень общеобразовательной, языковой и психологической подготовки иностранных студентов для дальнейшего их обучения в вузах или на других факультетах наравне с российскими студентами; продолжить развитие коммуникативных умений и навыков профессиональной монологической речи.
Задачи: опираясь на базовые математические и языковые знания, полученные в первом семестре, продолжить обучение студентов на технологичном, а затем и обобщенном уровнях, создать условия для дальнейшего развития и формирования мыслительной культуры индивидуума.
Виды подзадач, используемых в «коммерческих» задачах, в данный период обучения:
— соединения без повторений (размещения, сочетания, перестановки);
— текстовые задачи на все виды прогрессий;
— соединения с повторениями (для продвинутых студентов);
— задачи линейного программирования (факультатив) и др.
Пример практико-ориентированной подзадачи
Сколькими способами можно заполнить карточки «Лото» (зачеркнуть 6 номеров из 49)? [4].
Студент должен:
1) решить задачу;
2) ответить на вопрос: «В скольких случаях из этих шести номеров после тиража три (четыре, пять, шесть номеров) окажутся угаданными правильнб?»;
3) сделать математические и экономические выводы.
К концу второго семестра у иностранных студентов должны быть сформированы следующие мыслительные операции и учебно-познавательные умения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, развитие, выбор рационального приема деятельности, прогнозирование, умение выдвигать гипотезы и проводить оценочные суждения.
Кроме того, иностранные студенты должны [5]:
— понимать и применять математическую символику;
— понимать, решать требуемые задачи согласно учебной программе, формулировать обратные задачи и решать их, отвечать на вопросы преподавателя, делать практические выводы;
— владеть русским языком в объеме, обеспечивающем их дальнейшее обучение по избранной специальности;
— принимать участие в математических дискуссиях, в выступлениях с докладами и т.д. по темам, заданным преподавателем или студентами
(на кафедре математики и информатики организован математический кружок, где иностранные учащиеся могут выступить с докладом или обсудить интересующие их математические вопросы на русском языке);
— оперировать научной терминологией данного предмета.
К окончанию подготовительного факультета иностранные студенты должны быть сориентированы в выборе специальности и использовать свои предметные знания для дальнейшего продолжения образования в российском вузе.
ТТПТТГВ А Т\П) А 4/uiim лит
1. Баранова НМ. Принцип адаптивности в разработке темы «Комбинаторика» в информационно-педагогической среде университета (методический аспект) // Автореф. дисс. — М.: РУДН, 2005.
2. Баранова НМ. Некоторые формы дифференцированного обучения студентов подготовительного факультета // Научный вестник МГТУ ГА № 102 / серия Международная деятельность высшей школы. — М., 2006. С. 91—96.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
4. Сборник задач по математике для конкурсных экзаменов во втузы / Под общей ред. Сканави М.И. — М.: Высшая школа, 1973.
5. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. С.-П., 2001.
PROBLEMS OF «COMMERCIAL» MATHEMATICS IN TRAINING OF STUDENTS OF PREPARATORY DEPARTMENTS
N.M. Baranova, E.V. Efromeeva
Faculty of mathematics and computer science,
Russian Peoples Friendship University 6, Miklukho-Maklaya Str., 117198, Moscow, Russia
Faculty of system of processing and protection of the information The Moscow state university of service
6, Kibalchicha Str., 143567, Moscow, Russia
In the article there are methodical values of problems of «commercial» mathematics in training foreign students of economic specialties.