Научная статья на тему 'Задачи - как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях по математике'

Задачи - как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДАЧИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVATION / COGNITIVE ACTIVITIES / TASKS / ACTIVITY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каскатаева Бахыткуль Рахимжановна, Пезикова Евгения Михайловна

В данной работе рассмотрена проблема активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. В настоящее время в современной школе недостаточное внимание уделяется проблеме разработки и внедрения методов обучения решению задач для активизации мыслительной деятельности учащихся. Цель исследования состоит во внедрении деятельностного метода для активизации мыслительной деятельности учащихся при решении текстовых задач. В работе использованы методы исследования, как теоретический анализ проблемы, изучение литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование; В результате ученики экспериментальной группы показали повышенный результат в тестовых контрольных упражнениях, умение грамотно оформлять и анализировать решение задач, а также составлять нестандартные задачи; В данной работе рассмотрена проблема активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. В качестве основного метода решения проблемы выбрана деятельностный метод обучения и показано система целенаправленной работы по выполнению всех этапов решения текстовых задач. В статье предлагается использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихсяI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каскатаева Бахыткуль Рахимжановна, Пезикова Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper we consider the problem of activation of mental activity of students in math lessons. Currently, in modern school, insufficient attention is paid to the problem of development and implementation of teaching methods to solve problems to enhance the mental activity of students. The purpose of the study is to introduce the activity method to enhance the mental activity of students in solving text problems. The paper uses research methods such as theoretical analysis of the problem, the study of literature, observation, questioning, testing; as a result, the students of the experimental group showed an increased result in test control exercises, the ability to competently design and analyze the solution of problems, as well as to make non-standard tasks; in this work, the problem of activation of mental activity of students in math lessons is considered. The activity method of training is chosen as the main method of solving the problem and the system of purposeful work on the implementation of all stages of solving text problems is shown. The article proposes the use of the system of special tasks and tasks aimed at the development of cognitive abilities and abilities that contribute to the activation of students ' mental activity in mathematics lessons.

Текст научной работы на тему «Задачи - как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на занятиях по математике»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018 для тренировочных и контрольных работ; адаптации текстового материала; отбору учебного материала в соответствии с уровнем зрительных возможностей обучающихся; критериям оценки выполненных заданий.

Замашнюк Е.В., Кругловой Т.А. разработаны адаптированные критерии оценки работ слабовидящих учащихся в начальной школе исходя из трудностей, которые они испытывают и негативно влияющих на успеваемость. Так трудности, связанные с нарушениями зрения обуславливают возникновение графических, технических ошибок. Трудности, обусловленные недоразвитием речи, провоцируют фонетические, аграмматические ошибки. С трудностями в овладении орфографическими, математическими умениями, речевой и читательской деятельностью связаны ошибки на усвоение программного материала [1]. Это необходимо учитывать при разработке оценочных критериев по учебным предметам.

Дифференциация в структуре урока должна находить отражение на всех его этапах. Например, на этапе актуализации изученного материала важно организовать повторение так, чтобы содержание было доступно и для нормально видящих обучающихся, и с нарушением зрения. На этапе знакомства с новым, материал представляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от степени нарушения зрения используются разные способы предъявления информации: проблемная ситуация, составление алгоритма действий, анализ опорной схемы, изучение нового материала с дополнительной эпизодической помощью учителя или самостоятельно. На этапе закрепления используется различный дидактический материал, способствующий конкретизации представлений. Обучающиеся с нарушением зрения получают индивидуальная помощь учителя. На этапе итогового контроля по теме для обучающихся с нарушениями зрения можно использовать тест или самостоятельную работу, адаптированные по содержанию. Домашнее задание должно быть дифференцировано по объёму.

Исходя из вышесказанного, условиями развития дифференцированного обучения детей с нарушениями зрения в условиях инклюзии являются,

во-первых, оказание методической помощи учителю в разработке адаптированных заданий для каждого этапа урока; во-вторых, создание комплектов готовых дифференцированных контрольно-измерительных материалов по каждому учебному предмету; в-третьих, обеспечение наглядностью учителя и учеников с нарушениями зрения для конкретизации их представлений; в-четвёртых, психолого-педагогическое сопровождение учителя, нормально видящих обучающихся и со зрительной патологией, родителей с целью формирования положительных установок на дифференцированное обучение.

Список литературы:

1. Замашнюк Е.В. Современные подходы к адаптации контрольно-измерительных материалов для слепых и слабовидящих по учебным предметам в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ / Современные тенденции развития системы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2018 г.) - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 290-293. - ISBN 978-59500853-9-0.

2. Замашнюк Е.В., Никитина А.В. Адаптация содержания обучения математике слабовидящих первоклассников в свете реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ /Журнал «Общество: социология, психология, педагогика», №3, 2017 Издательство: Издательский дом «ХОРС» (Краснодар).

3. Никулина Г.В. Адаптация содержания образования в контексте реализации ФГОС для слепых и слабовидящих / Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сб. ст. / под общ. ред. Г.В. Никулиной. СПб., 2015. С. 4-13.

4. Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Круглова Т.А. Обучение слепых и слабовидящих: русский язык. Учебно-методическое пособие в 2-х частях. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Том. Часть 1, 2017. -192 с.. - ISBN: 978-5-906735-90-4

5. Никулина Г.В., Потемкина А.В. Оптимизация образовательных возможностей слабовидящих учащихся в условиях инклюзивного образования за счет специальной адаптации текстового материала / Школа для всех: образование слепых и слабовидящих: сб. ст. / под общ. ред. Г.В. Никулиной. СПб., 2015. С. 27-30.

ЗАДАЧИ - КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Каскатаева Бахыткуль Рахимжановна,

доктор педагогических наук, КазГосЖенПУ, профессор кафедры математики, г.Алматы

Пезикова Евгения Михайловна, магистрант кафедры математики

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассмотрена проблема активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. В настоящее время в современной школе недостаточное внимание уделяется проблеме разработки и внедрения методов обучения решению задач для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Цель исследования состоит во внедрении деятельностного метода для активизации мыслительной деятельности учащихся при решении текстовых задач. В работе использованы методы исследования, как теоретический анализ проблемы, изучение литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование; В результате ученики экспериментальной группы показали повышенный результат в тестовых контрольных упражнениях, умение грамотно оформлять и анализировать решение задач, а также составлять нестандартные задачи; В данной работе рассмотрена проблема активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики. В качестве основного метода решения проблемы выбрана деятельностный метод обучения и показано система целенаправленной работы по выполнению всех этапов решения текстовых задач.

В статье предлагается использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся

ABSTRACT

In this paper we consider the problem of activation of mental activity of students in math lessons. Currently, in modern school, insufficient attention is paid to the problem of development and implementation of teaching methods to solve problems to enhance the mental activity of students.

The purpose of the study is to introduce the activity method to enhance the mental activity of students in solving text problems. The paper uses research methods such as theoretical analysis of the problem, the study of literature, observation, questioning, testing; as a result, the students of the experimental group showed an increased result in test control exercises, the ability to competently design and analyze the solution of problems, as well as to make non-standard tasks; in this work, the problem of activation of mental activity of students in math lessons is considered. The activity method of training is chosen as the main method of solving the problem and the system of purposeful work on the implementation of all stages of solving text problems is shown.

The article proposes the use of the system of special tasks and tasks aimed at the development of cognitive abilities and abilities that contribute to the activation of students ' mental activity in mathematics lessons.

Ключевые слова: активизация, мыслительная деятельность, задачи, деятельностный подход.

Keywords: activation, cognitive activities, tasks, activity-based approach

Введение. Выдвигаются множество новых требований, а также задач к сфере образования республики Казахстан в нынешних действиях развития. Первой же задачей считается важность увеличения общеобразовательного уровня жителей в связи со случившимися переменами в базовых квалификациях, но и появлением свежих квалификаций, какие требуются в обстоятельствах нынешней социально-экономической сферы. Немаловажную роль в этом плане обретает развитие в общеобразовательных школах интеллектуальной, физически, а также духовно сформированной индивидуальности, удовлетворение необходимости людей в получении образования, который обеспечивает успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [2].

Существует потребность в поиске различных путей разработок и внедрения современных методов по активизации мыслительной работы обучающихся личностей. А следовательно, есть противоречие меж потребностью применения новых способов преподавания математике и недостаточной разработанностью технологии их внедрения в обстоятельствах нынешней школы. Обнаруженное противоречие порождает проблему разработки способов преподавания решению вопросов с целью активизации мыслительной работы обучающихся. Мы пользовались деятельностным подходом. В современном мире недостаточно исследовано его применение на практике современной школы с целью активизации работы мыслей обучающихся, что и является актуальностью этой темы.

Предметом изучения есть применение деятельностного способа при организации учебы согласно решению проблем для активации деятельности мыслей детей.

Основной целью данного изучения является: введение деятельностного способа для активации деятельности мыслей школьников, когда решаются текстовые задачи.

В направлении математики достаточно нередко попадаются вопросы, исследование каковых ответы значительного числа одинаковых заданий, в отсутствии чего же нереально сформировать постоянные знания, а также навыки. И уже тогда активизацией мыслительной работы учащихся распоряжается непосредственно сама процедура данной деятельности. Во время урока школьник обязан быть погруженным в увлекательную, посильную работу. Когда была верно обдуманна форма занятия, тогда это позволит стимулировать активность учеников, а еще и заинтересованность в результате собственных усилий.

Главным средством активизации мыслительной работы обучающихся считается задача. Трудясь самостоятельно над ответом текстовой проблемы, ученики не только фиксируют знания по теории, улучшают умения и навыки, но и обретают способность мыслить.

Отмеченный факт делает важной проблему активизации мыслительной деятельности обучающихся во время занятий по математике.

Методология. Чтоб достигнуть поставленной цели изучения мы руководились последующей гипотезой: когда обучение решению заданий проводится по исследованной методике на базе употребления деятельностного подхода, то в следствии повысятся знания детей, потому что повысятся деятельность мыслей и самостоятельность ребенка.

Мы смогли создать экспериментальную работу для улучшения процедуры, активирования деятельности мыслей детей на занятиях по математике в седьмом классе. Работа по учебе проводится благодаря учебно-методическому комплексу (УМК), где приводится содержание школьного материала в тезисах, вопросы для тестирования, а также экзамена, задания для любого практического урока, самостоятельной работы обучающихся. В экспериментальной группе двадцать, в контрольной группе 21 учеников. В двух группах по обучению ведутся традиционным и инновационным методами, с интерактивной доской в компьютерном классе.

В экспериментальной группе сформированы преподавательские условия для улучшения процедуры активирования работы мыслей учеников. Во время нечётных недель идет оценка результатов выполнения самостоятельной работы и тестирования. Когда заканчивалась четверть, то создали интервью, а также анкетирование по вопросам,

какие взаимосвязаны с улучшением хода активирования работы мыслей обучающихся.

Проводилось наблюдение за работой школьников, чтобы выявить эффективность примененных методов обучения. Дети выполняли нестандартные задания, проявили способность анализировать решение задач. Категория учащихся экспериментальной группы показали высокий результат в выполнении тестовых контрольных задании, способность правильно оформлять решение задач и составлять задачи.

В любой период времени все задачи, на той либо другой стадии изучения несут в себе самые разнообразные значения. Обучение математике когда решаются задания, это обозначает такую систему учебного процесса, при которой через задания, через их решение могут быть реализованы образовательная, развивающая, а кроме того и воспитательная функции освоения математики.

При использовании задач как средство активизации мыслительной деятельности, необходимо применять адекватные технологии обучения. Такими технологиями являются те, которые строятся на деятельностном подходе. В деятельностном подходе центральное место занимает понятие "деятельность".

При помощи использования задач, как метода активизации мыслительной деятельности, следует применять соответствующие технологии обучения. Подобным технологиями считаются те, которые сроятся на деятельностном подходе.

В деятельностном подходе центральное место занимает понятие "деятельность".

Концепцию "учения через деятельность" предложил американский ученый Д. Дьюи. «Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Главное в деятельностном методе - это сама деятельность, деятельность самих учащихся. Попадая

в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения» [4].

Когда классическая дидактика довольствовалась рассмотрением способов, средств и форм информации обучающимся готовых познаний, то нынешняя дидактика создается на деятельностном подходе к учебе. Усовершенствование личности -это увеличение круга общедоступных ему типов и форм деятельности.

Во вступлении к собственной книге А.В. Боровских и Н.Х.Розов пишут:

"Понятно, что школа подготавливает ребенка, однако к чему? Наш долг - продемонстрировать, что считается оптимальным и более отражающим суть оказывается термин деятельность" [1, стр. 3]. Непосредственно необходимость личности принимать участие в деятельности устанавливает математическая задача.

Если же отмечать роль деятельности в самом познании, то П.Я.Гальперин говорит об этом так: "Правильно, что усвоение совершается только лишь через собственную деятельность, однако она самостоятельно обязана быть сформирована, следовательно, организована" [3, стр. 132].

Нужно создавать условия, как нам показывает анализ, которые будут способствовать появлению у детей потребностей познания в получении знаний, в овладении методами их использования и оказывающие большое влияние на развитие умений и способностей творческой деятельности.

В конкретной работе вы сможете рассмотреть проблематику активирования деятельности мыслей на занятиях по математике. В качестве основного метода, чтобы решить данные проблемы, выбран деятельный метод преподавания и представлена система целенаправленной работы по выполнению абсолютно всех стадий решения текстовых задач. "Деятельностный способ обучения помогает реали-зовывать: во-первых, формирование мышления путем обучения деятельности: способность приспособиться в середине конкретной концепции касательно его норм (самоопределение), осмысленное создание своей работы в области достижения цели (реализация) и соответственный анализ собственной деятельности и ее плодов (рефлексия); во-вторых, развитие концепции культурных ценностей и ее пробуждений в личностных качествах; в-третьих, развитие всей картины мира, соответственной нынешнему уровню научного знания" [6].

Для достаточно активной мыслительной работы крайне имеют все шансы считаться полезными различные задания, процедура решения, каковых отмечается огромным мыслительным усилием, независимым поиском, подтверждениями, а также умозаключениями. Решение заданий по максимуму мобилизует и формирует подобные интеллектуальные действия, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, учит обучающихся верному использованию предо-

ставленных операций в своей познавательной работе. Эта процедура добавляет в урок живые эмоции, делает выше интерес к данному предмету. [5, стр. 45]

Активизация мыслительной деятельности ребят происходит при решении учебных задач. Очевидным продуктом решения учебных задач считается учебный факт. Учебный факт - это знания, обобщенные разновидности математических задач, способы их решения, единые методы поиска подтверждения математических утверждений. Идёт решение учебной задачи либо через обобщение определенных типов теоретических познаний, определений, теорем, алгоритмов, способов, или путем обобщения решения наборов математических задач.

Результативность проделанного труда в ходе учебы в большей мере зависит от того, как всё-таки учитель сможет подготовить и направить деятельность учащихся, переплетенную с исполнением задач. Управление трудами детей преподаватель реа-лизовывает не исключительно в процессе выполнения заданий в аудитории, но, и в процессе контроля домашних заданий. От способов и приёмов контроля исполнения заданий значительно зависит и характер их исполнения. Если же преподаватель при выполнении задач потребует от детей только повторить, что прописано в их тетрадках либо оценивает их работы, когда проверяет тетрадки, тогда этот балл зачастую не отвечает ни багажу знаний, ни потраченного труда учащегося. Тогда учащийся стремится только красиво оформить свой труд, не сориентировавшись до конца в тех задачках, которые он сделал.

Итогом данного рода способа проверки принято считать, что ученик никак не способен совладать с самостоятельной деятельностью в классе, в том числе и когда она подобна домашней. Не может мыслить и анализировать, не уверен в себе. По данному фактору педагогу не нужно обходиться только лишь контролем домашнего задания после уроков и легким воссозданием сделанных учащимися домашних задач в период фронтальной проверки, следует применять разнообразные способы и приёмы, стимулирующие работу детей и разрешающие определить, одни ли ребята сделали это задание.

Когда решаются задачи, ребята обретают много свежих математических познаний. Они подготавливают себя к практической деятельности. Задания содействуют формированию их логического мышления. Немаловажное место занимает непосредственно создание собственной деятельности и развитие индивидуальности учащегося.

Задача - это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий. Итак, ключевые компоненты задачи - условие и вопрос. Числовые (либо буквенные) сведения предполагают собой компоненты условия. Искомое постоянно стоит в вопросе. Но в единичных обстоятельствах задача создается таковым способом, что вопрос может

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018 включить в себя условие, либо все задание подается в форме вопроса.

Первостепенным значимым моментом является то, что ученики смогут научиться без какой-либо помощи осуществлять первичный анализ текста задачи, при этом отделять известное от неизвестного. Очень важно, чтобы дети смогли не только лишь вычленить из задачи числовые данные, но еще и уметь объяснять, то, что обозначает всякое из содержащихся в ней чисел в контексте самого задания, что заявлено про то число, что необходимо отыскать. Огромную играет роль, чтобы при первом разборе интерес существовал, не лишь на выделение данных и искомого, а и на взаимосвязи меж ними, какие описываются в тексте задания. Следует проанализировать и разобрать вопрос в том, как отыскать ответ в задании. Используется в методике, а также в реальном общении педагога в разных смыслах словосочетание «решение задачи». Именно на этом этапе и начинаются конкретные трудности, несомненно, педагогу нужно это осознавать.

Решить задачу - это предоставить ответ на вопрос, какой был поставлен. Очень нередко случается, к примеру, когда педагог дает задание, дети мгновенно же предоставляют решение. Если учащийся не способен раскрыть, как именно он нашел решение задачи, это обозначает, что он не смог решить ее. Педагог требует решить задачу намного обширнее с пояснением, нежели попросту предоставить ответ.

Возможно, трудности преподавания решению задач останется наиболее значимой проблемой на сегодняшнее время. Имеют место в методической литературе ключевые стадии работы над задачей, а непосредственно: 1) овладение содержанием текста; 2) поиск решений; 3) оформление решения; 4) проверка решения и работа с задачей, какую решили. В большинстве случаев, максимальное внимание педагог уделяет второму и третьему стадиям. Однако практика демонстрирует, то, что пропуск первого и последнего стадий приводит к формальным, а зачастую к неверным решениям, неимению понимания того, по какой причине так, а не по-иному должна решаться задача.

Также, существует такое, что встречаются в книгах либо же иногда их составляют сами учителя задачи с лишними или недостающими данными, тогда задача считается не решенной. Такого не бывает в учебниках. Но ведь это необходимо. Они могут помочь понять наличие нужной взаимосвязи между искомым и данными, осознать принципы оперирования величинами, изучить факт, что есть задачи, у каких совсем нет ответа. Не следует спешить, когда находится ответ, и получили решение и приступаете ко второму заданию. Не лишним будет задуматься и попытаться решить другим методом, если имеется, разобрать и понять ее. Также следует изучить неправильно выбранное решение, раскрыть свежие и нужные сведения.

Такого рода отношение к обучению решения задач будет помогать развитию приёмов работы над задачами, компонентов творческого мышления

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (53), 2018 обучающихся наряду с реализацией конкретных целей преподавания. Планом по математике учтено применение разных приёмов работы, и это отобразилось в книгах по математике. Есть такие условия задачи: решите задачку иным методом. Отыщи ответ и составь противоположную задачу, поменяй вопросы таким способом, чтобы задача смогла решиться в один (либо два) шага и т.п. Любой из методов используется с установленной обучающей, а также развивающей задачей. Но подобные действия будут выполняться тогда, когда книге будет предоставлена надлежащая установка. Общепринято думать то, что формированию точного мышления и творческой активности обучающихся содействует решение необычных заданий. Без сомнений, задания подобного вида стимулируют у ребенка энтузиазм, а также мыслительную деятельность. Формируют независимость мыслей. Однако, практически всегда любую текстовую задачу возможно выполнить творчески при правильно поставленной методике преподавания [5, стр. 49].

Кроме того, чтобы активировать мыслительную деятельность детей при решении заданий применяется на занятиях компьютерная технология, которая сможет сделать легче овладение школьного материала, однако и предоставляет ранее неизвестные способности для активной работы учащихся во время уроков по математике и формирования их творческих возможностей:

• мотивировать детей к учебе;

• активизировать мыслительную деятельность;

• сформировать самостоятельность школьников через выполнение заданий сознательно;

• увеличить качество наглядности в процессе обучения.

Систематическое использование на занятиях по математике системы специализированных заданий, а также задач, которые сориентированы на развитие познавательных способностей и возможностей, делает шире математический кругозор подростков, оживляет ход изучения, содействует математическому усовершенствованию и энергичному использованию математических познаний в ежедневной жизни.

Уже достаточно давно занятия по математике нуждаются в наглядности, с целью наилучшего освоения материала. Компьютер с его безграничными способностями предоставляет использование наглядности ещё больше лучше и результативнее: демонстрирует текст задачи, а также помогает педагогу.

Если же говорить о компьютерных технологиях, то они дают нам возможность создать качественные условия при анализе условия задач. Но и

_25

создается обратная связь, когда идет проверка домашних заданий. В основном, мы используем компьютерные технологии на практических занятиях при решении задач, как сильное средство по обучению. Они способны значительно увеличить его эффективность. Таким образом, когда идет изучение нового материала, то компьютер может помочь выставлять проблему, формировать поисково-исследовательскую деятельность.

Способности школьников мыслить находит свое развитие только в творческой деятельности. Эффективность работы учащихся при решении проблемы обуславливается его умением подбора необходимых действий, которые приводят к получению ожидаемого результата. Подбор действий обуславливается структурой задания.

Деятельность по решению задачи включает следующие этапы метода решения:

1. Анализ и запись условия задачи.

2. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.

а) выявление основания для составления выражения, уравнении, системы уравнений и т.д.

б) составление выражения, уравнении, системы уравнений и т.д.

3. Осуществление плана решения задачи.

4. Проверка решения задачи.

5. Запись ответа.

6. Анализ решения.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных этапов на примере решения задач.

Условие задания:

«Со станции выехал товарный поезд со скоростью пятьдесят километров в час. Спустя три часа с этой же станции следом за ним выехал электропоезд со скоростью восемьдесят километров в час. За какой период времени уже после собственного выезда электропоезд сможет догнать товарный поезд?»

1. Анализ задачи.

Этот этап содержит в себе исследование, но и записывание условия задания, анализ чертежа, если он нужен и построен:

Главное предназначение — разобрать условие, отображенную в задаче; отметить условия и требования; указать данные и искомые; отметить величины и зависимости между ними (явные и неявные).

- Тщательно нужно прочитать задание.

- Чтобы правильно понять эту задачу - составляем чертеж.

- Как вы понимаете данную информацию? (Со станции выехал товарный поезд, а через три часа с той же станции следом за ним выехал электропоезд).

- Подчеркнем данную информацию на чертеже.

Преподаватель: Что мы еще поняли по задаче?

Ответ: Скорость товарного поезда пятьдесят километров в час, скорость электропоезда восемьдесят километров в час.

- Подчеркнем эту информацию на чертеже.

Преподаватель: Что необходимо выяснить?

Ответ: Через какое время после собственного выезда электропоезд сможет догнать товарный поезд?

Преподаватель: Отметим неведомое знаком вопроса.

Так поняли смысл текста задачи и роль каждой фразы с активным участием учащихся. Школьники припомнили понятие скорости, формулу нахождения скорости и вытекающие из нее формулы пути, а также времени.

2. Розыск путей ответа по поводу задачи и разработка плана её решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда идет поиск путей решения задачи педагог задает специализированные проблематичные вопросы для того, чтобы активировать мыслительную деятельность учащихся. Ответы учащихся на проблематичные вопросы позволяют подробно сориентироваться в содержании задачи.

А это обозначает, что выявляется основания с целью составления выражения, уравнений, системы уравнений и т.п.

Преподаватель: Общеизвестно то, что товарный поезд ехал три часа со скоростью пятьдесят км в час. Что вы сможете понять по данным сведениям?

Ответ: Расстояние что проехал поезд за три

часа.

Преподаватель: Что для этого необходимо совершить?

Ответ: Необходимо скорость умножить на время.

Преподаватель: Понимая скорость товарного поезда и электропоезда что можно выяснить?

Ответ: Скорость сближения.

Преподаватель: Что необходимо для этого совершить?

Ответ: Необходимо из скорости электропоезда вычесть скорость товарного поезда.

Преподаватель: Понимая, какое количество км проехал товарный поезд и скорость сближения поездов, что мы можем найти?

Ответ: Время, чрез какое сойдутся поезда.

Преподаватель: Каким способом вы сумеете это отыскать?

Ответ: Расстояние поделить на скорость сближения.

Мы составили план как же решить эту задачу:

1) Определить расстояние, которое проехал поезд за три часа.

2) Определить скорость сближения электропоезда, а также товарного поезда.

3) Определить время, через которое сойдутся поезда.

3. Исполнение плана решения задачи.

Давайте запишем ответ:

1) 50 х 3 = 150 (километров) - проехал товарный поезд.

2) 80 - 50 = 30 (км/ч) - скорость сближения.

3) 150 : 30 = 5 (часов) - чрез данный период времени электропоезд сможет догнать товарный поезд.

4. Проверка ответа по заданию.

Назначение этапы — определить, грамотно ли

вы поняли задачу, и узнать, не имеет ли противоречие в приобретенном ответе абсолютно всем иным условиям задачи. Эта стадия считается неотъемлемой, когда решается задача. Надо понимать, что логичные размышления на иных стадиях при решении заданий никак не дают гарантии точности её ответа.

Проверить ответь по задаче, возможно, проводить различными методами. Вот же их перечень.

а) Формирование соотношения меж числами, приобретенными впоследствии решения задачи и сведениями в условии задания.

б) Создание и решение задачи, обратной этой.

в) Решение задачи разными методами.

г) Решение задачи разными способами.

д) Прикидка (грубый анализ).

5. Записывание решения. Подобрали число, подходящее вопросу и вписали его за счёт ответа.

Решение: через пять часов.

6. Анализ решения.

Осмыслили метод и идею решения задачи, специфику этого решения. Выяснили, все ли разнообразные эпизоды этой ситуации обсуждены. Уточнили, есть ли возможность, упростить решение задачи, сделать его более рациональным.

Выводы. В данной работе рассмотрена проблема активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики с использованием деятельностного метода обучения и показано система целенаправленной работы по выполнению всех этапов решения текстовых задач. Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся

Литература:

1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельност-ные принципы в педагогике и педагогической логике: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и

повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80с.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан

на 2011-2020 годы.

3. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод теории поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. - 1966. - №4. -С.132-137.

4. Дьюи Дж. Школа будущего. - М.: Госиздат. 1926. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. - М.: Педагогика.

5. Каскатаева Б.Р. (2015) Методика и технология обучения математике Алматы: КазМемКызПУ (In Kazakhstan)

6. Холоденко Е. В. Технология деятельност-ного метода обучения.

https://infourok.ru/povishenie-kachestva-znaniy-puti-resheniya-problemi-813901 .html

ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ И СВЕРСТНИКАМИ

Климбей Лариса Васильевна

старший преподаватель кафедры Филиал АО «Национальный Центр Повышения Квалификации «врлеу» Институт Повышения Квалификации Педагогических Работников по Костанайской области

Казахстан

АННОТАЦИЯ: в статье рассматривается особенности личностного самоопределения ребенка во взаимодействии семьи, школы и социума в целом. Раскрывается связь самоопределения личности и коммуникативных особенностей что положительно скажется на личном опыте ребенка.

ABSTRACT: the article discusses the features of personal self-determination of the child in the interaction of family, school and society as a whole. The connection of self-determination of the personality and communicative features that will positively affect personal experience of the child is revealed.

Ключевые слова: самоопределение личности, социум, успешное поведение, динамичный процесс.

Key words: self-determination of personality, society, successful behavior, dynamic process.

Взаимодействие ребенка с семьей и сверстниками было и остается одной из важнейших социальных потребностей.Ребенок знакомиться с окружающим миром, учиться общаться, устанавливая другие отношения, приобретает опыт.изменения в мире, быстором реагирование на смены оказывают влияние на развитие ребенка в целом.в младшем школном возрасте посредством общения происходит развитие личности, которое как правило формируется неосознанно.Ребенок ориентируется на нравственные нормы, поведения исходящие от детей, считается с мнением других. Дети стремятся завоевать авторитет среди сверстников. От положения в общении ребенка зависит эмоциональное состояние. Обычно в круг сверстников входит от 2 до 5 человек.Но опыт подсказывает что данный круг общения претерпевают постоянные изменения.Основными причинами которые вызывают проблемы в межличностном общении являются трудности, связанные с непониманием партнера общения, недостаточной собственной сформированности общения, трудности вызванные

неудовлетворенностью общения.

Искажение семейных ценностей и приоритет материального достатка стали первичными для семей.Семья находящаяся в сложнейших материальных условиях избрала модель малодетности.Единственного ребенка легче обеспечить. Реальное общение ребенка заменило виртуальное.Ребенок больше общается с компьтерными играми. А общение с родителями претерпевало изменения так как даже домашнеее

задание родители возлагают на нянь. Для решения данной проблемы была разработана программа образования построенная на речевых навыках: слушание, говорение, чтение и письмо. Школа - это второй дом.поэтому на каждом уроке ребенок должен учавствовать в диалоге, в групповой деятельности, парной работе,выполнять коллективные работы, т.е. мы говорим о развитии коммуникативных способностях. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Как следствие будет развиты навыки исследовательской деятельности, активное обучение направленное на решение совместных проблем, самостоятельное обучение,а значит ребенок будет подготовлен к изменениям в обществе и мире в целом. Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации.

На каждом возрастном этапе личность приобретает волевые качества, жизненную позицию, установки. Личность постепенно становится само-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.