Научная статья на тему 'Задачи институционального преобразования сельского хозяйства республики Саха (Якутия) в условиях реализации мегапроектов'

Задачи институционального преобразования сельского хозяйства республики Саха (Якутия) в условиях реализации мегапроектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи институционального преобразования сельского хозяйства республики Саха (Якутия) в условиях реализации мегапроектов»

ЗАДАЧИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕГАПРОЕКТОВ

С. Г. ТУРАНТАЕВ, кандидат экономических наук, заместитель заведующего отделом E-mail: suruktsg@rambler.ru Институт региональной экономики Севера

Проведен анализ интеграционных процессов промышленности и сельского хозяйства в условиях реализации ме-гапроектов в республике. Рассмотрены этапы и варианты развития АПК на долгосрочный период. Даны предложения по направлениям институционального преобразования в аграрном секторе.

Ключевые слова: интеграция, зонально-межхозяйственная и межотраслевая интеграция, инновационное развитие.

Объективные условия реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года (далее — Схема) — рост масштабов производства, расширение и охват межрегиональных связей, необходимость совершенствования пропорций в развитии отдельных комплексов (топливно-энергетического, транспортного, лесопромышленного, металлургического, химического и аграрно-про-мышленного) предъявляют все более повышенные требования к методам планирования и организации управления экономикой [2]. Полноценность реализации намеченных задач в Схеме будет способствовать успешному развитию сельских территорий и благоприятному социально-экономическому развитию экономики всей республики: повышению уровня и качества жизни, а также занятости сельского населения, обеспечения продовольственной безопасности республики и устойчивого функционирования пищевой промышленности.

В Схеме предусмотрено поэтапное решение задач, стоящих перед АПК РС (Я) [3]. Поосновному варианту развития на первом этапе (2007-2011 гг.) усилия и ресурсы будут сосредоточены на выполне-

нии задач Государственной целевой программы «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007—2011 годы» [1] в части повышения доходов сельского населения и обеспечения трудовой занятости. При этом за счет реформирования системы оплаты труда в производстве, развития малого бизнеса, содействия в пенсионном обеспечении сельских жителей уровень доходов к 2010 г. должен возрасти на 30—40 %. В связи с завершением реализации крупных транспортных проектов (строительство железной дороги БАМ—Якутск, опорной сети автомобильных дорог «Колыма», «Лена», «Вилюй», «Амга» и др.) предстоит начать возрождение или освоение новых сельскохозяйственных территорий. Здесь важную роль будет играть развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, реализация мероприятий, предусмотренных продовольственным балансом республики. Также на данном этапе планируется завершить работы по земельным преобразованиям, разграничению прав собственности на землю. В рамках национального проекта «Развитие АПК» должны получить развитие традиционные отрасли, такие как табунное коневодство и северное оленеводство.

На втором этапе (2011—2015 гг.) предстоит освоить и ввести в сельскохозяйственный оборот от 55 до 60тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе около 5 тыс. га пашни под картофель и кормовые культуры. За счет структурных и территориальных сдвигов к концу 2015 г. предстоит увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства в 2,1 раза (по сравнению с уровнем 2004г.). За счет всех источников финансирования необходимо увеличить объем инвестиций в сельское хозяйс-

тво почти в три раза; должны получить развитие энергоемкое тепличное выращивание овощей в пригородных районах и сельская промышленность, будет осуществляться всемерная поддержка малого предпринимательства и традиционных отраслей Севера. Получит дальнейшее развитие более передовая ступень кооперации — агропромышленная интеграция или создание агропромышленных объединений холдингового типа.

На третьем этапе (2016—2020гг.) должны быть завершены структурные и территориальные преобразования в АПК, обеспечено повышение товарности сельскохозяйственного производства, создана эффективная сеть машинно-тракторных станций и кардинально повышен уровень технического обеспечения сельского хозяйства; внедрено повсеместное страхование в агропромышленном комплексе. В результате реализации поставленных задач к концу 2020 г. объем производства валовой продукции сельского хозяйства по инновационному варианту должен увеличиться в 2,5 раза, а инвестиции в основной капитал — в 3,5 раза. Развитие пищевой промышленности будет осуществляться с учетом внедрения новых технологий переработки сельскохозяйственного сырья, снижения потерь продукции. Объем выпускаемой продукции в отрасли может возрасти к 2020 г. по сравнению с уровнем 2006 г. в 2,3—2,5 раза. В зависимости от инвестиционных возможностей, темпов преобразования экономики, политики федерального центра развитие АПК Республики Саха (Якутия) на прогнозный период может идти по инерционному и инновационному сценариям.

Так, при инновационном сценарии к 2020 г. по сравнению с 2005 г. предусмотрено увеличение поголовья крупного рогатого скота в 1,6; свиней — 2,8; лошадей — 1,5; птицы — 2,0; оленей — 1,5 раза; по инерционному сценарию крупного рогатого скота— в 1,4; свиней — 1,8; лошадей — 1,3; птицы — 1,5 и оленей — 1,4 раза. Посевная площадь увеличится, соответственно, на 204 и 189%, в том числе: зерновых на 208 и 188, картофеля на 167 и 133 %, овощей на 158 и 147%, соответственно.

Несмотря на амбициозность приведенных показателей прогнозного развития АПК РС (Я), надо учесть, что все-таки они являются ориентирами возможного сценария развития. Тем не менее следует обратить внимание на необходимость кардинального качественного скачка для их достижения (рис. 1—5).

В республике за период реформ животноводческая отрасль была отброшена на несколько лет

назад, и этот кризис стабильно затянулся. Сегодняшнюю ситуацию можно исправить только новым подходом в решении данной проблемы, а именно, внедрением современных технологий и строительством новых ферм. Для развития животноводства должно быть развито кормопроизводство. Опыт таких хозяйств, как ООО «Модут», ООО «Агрофирма Немюгюнская», в которые было завезено за 2006—2008 гг. 450 голов нетелей симментальской породы из Австрии по линии ОАО «Росагролизинг»,

400,0 350,0 300/1 250,0 200,0 150,0 100,0 50,0 0,0

380,1

765,1 ¿I о,н

191.3 201<° 1

ЯЛ fl

iayu

<!UU4

¿Ш8 факт

2U1Ü

21ЛЬ

^CJ^Ü

Рис. 1. Динамика производства молока в Республике Саха (Якутия) в 1990 — 2020 гг., тыс. т

Рис. 2. Динамика производства мяса в Республике Саха (Якутия) в 1990 — 2020 гг., тыс. т

50,0 15,0 40,0

з.\о

30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 00

г—1

30,0

2С,0 -1

17,9

6,3

2004 2008 2010 факт

2015 2020

Рис. 3. Динамика производства зерна в Республике Саха (Якутия) в 2004 — 2020 гг., тыс. т

160,0 140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

145,0

ос; п

74 1 1Л 3 83,0

и 11

2004 2008 2010 2015 2020 факт

Рис. 4. Динамика производства картофеля в Республике Саха (Якутия) в 2004 — 2020 гг., тыс. т

Рис. 5. Динамика производства овощей в Республике Саха (Якутия) в 2004 — 2020 гг., тыс. т

должен быть изучен и учтен. На реализацию этих проектов было привлечено около 500 млн руб. инвестиций. Были построены два новых современных укомплектованных животноводческих комплекса. Но из-за плохой кормовой базы работа в них не наладилась должным образом. Коровы, предназначенные давать 8 ООО л удоя в год, дают только 2000 л и трудно переживают акклиматизацию. Поэтому при создании кормовой базы следует переходить с лугового кормопроизводства на полевое.

Более-менее на постоянном уровне находится производство продукции растениеводства. Но потребность населения в зимний период по овощам почти полностью обеспечивается за счет привозной китайской продукции.

Агропромышленный комплекс как экономическая категория подразумевает высокую организацию, специализацию, технологичность. Указанное положение может быть достигнуто путем поступательного развития. Для качественного экономического перехода и достижения реперных показателей этапов прогнозного развития АПК следует усилить работу по следующим направлениям.

1. Зонально-межхозяйственная интеграция с промышленными предприятиями. Несмотря на ведущие показатели развития АПК среди субъектов Дальневосточного федерального округа, республика значительно отличается от соседей не только суровыми природно-климатическими условиями, но и существенным отставанием в инфраструктурном развитии. Громадность территории, слабая внутренняя транспортная сеть и дороги де-факто определяют локальную обособленность рынка Якутии. Ликвидация этой проблемы требует колоссальных вложений. На сегодня проблема развития сельского хозяйства рассматривается в связи с комплексным развитием республики и, прежде всего, с развитием точек роста промышленности, в основном на территориях Южной и Западной Якутии.

В историческом аспекте рост производительных сил промышленности, транспорта и энергетики Якутии сопровождался и развитием АПК. Так, начиная с 1970-хгг., только в Алданском районе существовали три подсобных хозяйства промышленных предприятий: совхозы «Ударник», «Пятилетка» и «Якокит». Эффективную кооперативную деятельность также вели бывшие подсобные хозяйства «Хандыгинского» треста «Якутуголь», совхоза «Дружба» комбината Индигирзолото, совхоза «Усть-Майский» комбината Джугжурзолото, «Янский» комбината Депутатсколово и др.

Опыт алмазодобывающих компаний, таких как ОАО «Алмазы Анабара» и ОАО «Нижнеленское» в Олекминском, Хангаласском и Мегино-Кангалас-ском улусах, по диверсификации в агропромышленном секторе является одним из направлений интеграции с промышленным сектором. Для дальнейшего распространения положительного опыта необходимо возродить подсобные хозяйства на крупных промышленных предприятиях региона, таких как АК «АЛРОСА», АК «Якутскэнерго», ОАО «Железные дороги Якутии», АК «Золото Якутии», ОАО «Алроса-Нюрба», ОАО «Сургутнефтегаз» и др., что позволит решать проблему продовольственного снабжения, особенно в точках роста промышленности.

Это свидетельствует о том, что ведомственные хозяйства промышленных предприятий играют важную роль в снабжении населения, занятого на этих предприятиях, свежими малотранспортабельными продуктами сельского хозяйства и являются специфической формой кооперирования промышленного и сельскохозяйственного производства, характерной для районов Крайнего Севера. Возникновение этой формы соединения

126 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ГПбОриЯ 11 Практик?!

промышленности и сельского хозяйства имеет важное социально-экономическое значение для успешной реализации «Схемы—2020» и дальнейшего промышленного освоения северных территорий.

2. Межотраслевая интеграция в АПКиразвитие агросервиса. В долгосрочной перспективе экономика сельского хозяйства будет базироваться на сохранении различных форм хозяйствования и организации конкурентной рыночной среды. Предлагается вместо государственных структур создать общественные корпорации, которые оказывают услуги на более прозрачных и четких принципах.

Существование республиканских операторов для республики является необходимостью, и в обозримом будущем их роль будет представлена в консолидации усилий и ресурсов в период нестабильной экономической системы. Но очевидный факт слабого менеджмента на этом уровне крупных операторов следует устранить.

Процесс адаптации, внедрения и распространения инновационных технологий в производство во многом зависит от организации всей цепочки наука—производство, теперь уже в современной интерпретации ключевых звеньев: наука-инновация (венчур)-маркетинг-производство-рынок. Интеграция в сфере внедрения представлена на рис. 6. Очевидно, что квинтэссенция инновационного развития сельского хозяйства заключается именно в этой сфере. Поэтому здесь должен быть создан четкий механизм цепочки внедрения: реформированию должны подвергаться все институты, и начинаться оно должно с создания научно-технических советов с вовлеченными научно-университетскими ресурсами, наделения опытно-производственных участков производственно-материальными средствами, различными стимулирующими механизмами и поднятия уровня опытных и базовых хозяйств. Не последнюю роль имеют открытия и достижения в сфере генной инженерии, биохимии растений и животных, которые создают определенную агрокультуру. Баланс между целе-

сообразностью и конкурентными преимуществами агротехнологий будет определяться совершенствованием рыночных институтов.

Информационная составляющая в связи с развитием информационных технологий и глобализацией всей экономики будет играть значительную роль в ближайшей и долгосрочной перспективе. Исходя из этого, необходимо ускорить информатизацию АПК, соединить в единую информационную систему все субъекты сельского хозяйства республики, включая наслежный уровень, посредством Интернет-технологий.

Для чего необходимо направить усилия:

• на создание телекоммуникационной и инженерно-технической платформы информационной инфраструктуры АПК республики (путем создания в улусах технических центров) и внедрение и расширение информационных услуг;

• на реализацию информационно-маркетинговой системы обеспечения АПК и информационной инфраструктуры заготовительной, пищевой и перерабатывающей промышленности;

• на организацию в улусных центрах и наслегах доступа к консультационным услугам сельских товаропроизводителей и обеспечение современной компьютерной и телекоммуникационной техникой.

Формирование объективной рыночной информации должно стать базой для принятия мер по

Рис. б. Схема внедрения агротехнологий

регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при проведении закупок продукции для федеральных и региональных нужд, закупочных и товарных интервенций. Все это будет способствовать сокращению излишних посредников, выбору сельскохозяйственными товаропроизводителями выгодных каналов реализации производимой ими продукции, повышению доходности их хозяйственной деятельности.

3. Улучшение ресурсной составляющей обеспечения инвестиционных ресурсов в АПК. На сегодня нормативно-правовая база по земельным отношениям недостаточно обеспечивает систему рационального отношения к земле. Ст. 10 Федерального закона от 26.06.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничивает развитие института собственников на Крайнем Севере. Без этого института практически невозможно создание цивилизованных рыночных отношений к земле. Значение земли, как наиболее материально ценного объекта экономики, искусственно нивелировано. К сожалению, федеральным центром игнорируется эта система хозяйственного самоопределения Для полноценного развития следует уйти от такой политики. Вместе с тем развитие землеустроительного дела дало бы толчок развитию естественного собственнического отношения к земле и нормальных рыночных отношений в сфере сельскохозяйственных земель. Организация земельной биржи обеспечила бы дополнительные возможности для развития рыночных отношений: купли—продажи земель, определения рыночной стоимости земли; страхования и капитализации земли для привлечения финансовых ресурсов для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей.

Ограниченность собственных финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей, экономическая неустойчивость, низкая ликвидность имеющихся фондов и доходность производства сдерживают привлечение в отрасль средне- и долгосрочных кредитов, внешних инвесторов. В свою очередь, деинтенсификация производства и отсутствие средств для перехода на новые технологии все более ограничивают возможности основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей для входа в рынок с конкурентоспособной продукцией.

В связи с этим в республике следует осуществить работу по повышению заинтересованности финансово-кредитных структур и других инвесто-

ров во вложениях в эффективные агропромышленные проекты путем: предоставления финансовых гарантий, поддержки лизинга, субсидирования части процентной ставки по инвестиционным кредитам и использования других экономических рычагов. Одновременно предстоит более эффективно использовать федеральные ресурсы, выделяемые на поддержку средне- и долгосрочного кредитования, лизинга техники, осуществить меры по введению долгосрочного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земель сельскохозяйственного назначения. В результате могут быть созданы условия для развития рынка материально-технических ресурсов, сельскохозяйственной техники и оборудования, что будет способствовать как совершенствованию технологий производства сельскохозяйственной продукции, так и восстановлению сельхозмашиностроения.

В целом интеграционные процессы охватывают множество институциональных направлений, которые должны быть нацелены на развитие и внедрение технологий в сельском хозяйстве. Сегодняшний уровень механизации и организации сельскохозяйственного производства не позволяет финансового самообеспечения хозяйств. Нужен постепенный переход к инновационным (технологичным) производствам в сельском хозяйстве. При этом необходимо избегать технологий, направленных на монопродуктивную штамповку, руководствоваться их разнообразием.

Список литературы

1. Государственная целевая программа «Социально-экономическое развитие села РС (Я) на 2007-2011 гг.». Якутск, 2006. 110 с.

2. Северо-Восток России: региональная экономика и управление / Е. А. Борисов, Е. Н. Галичанин, В. А. Уваров, В. А. Штыров и др.; под. ред. Е. А. Борисова и В. А. Уварова. Хабаровск: ДВАГС, 2005. 787 с.

3. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г., разд. 5 «Агропромышленный и лесной комплексы, рекреационный комплекс и развитие туризма, информационно-коммуникационный сектор и развитие малого бизнеса». Правительство Республики Саха (Якутия). Москва — Якутск, 2006. 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.