Научная статья на тему 'Задачи и особенности профориентационного консультирования воспитанников детского дома'

Задачи и особенности профориентационного консультирования воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова М.В.

Статья посвящена опыту профконсультационной работы с подростками, воспитывающимися в полной, неполной семье и в детском доме. В работе представлены программа комплексного профориентационного исследования и пример индивидуальной консультации. Результаты исследования свидетельствуют о важности осуществления практики проф-консультирования как фактора социальной адаптации подростков, опирающегося на ресурсы и резервы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Targets and specific features of professional consultation for children house's teenagers

The article is dedicated to the consulting services experience in teenagers' education and career planning. There are three categories of young people taken into account: teenagers brought up in families with two parents, one parent and teenagers-orphans brought up in children's homes. The article consists of complete program of research and example of individual consultation. Teenagers' education and career planning is based on personality resources and capabilities. The results of research show an evidence of education and career planning importance for teenagers as a factor of their social adaptation.

Текст научной работы на тему «Задачи и особенности профориентационного консультирования воспитанников детского дома»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. II

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

М.В. Данилова

ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Вопросы, связанные с социальной адаптацией воспитанников детских домов, становятся как никогда актуальными в связи с особым вниманием государства к проблеме сиротства. В этой области психологами накапливается большой теоретический и практический опыт (И.В. Дубровина, JIM. Шипицына, Л.М. Защиринская, М.Ю. Кондратьев, C.B. Дрокова, A.Ivl. Прихожан, H.H. Толстых, Е.Г. Трошихина, Н.Г. Травникова и др.!). Основное внимание специалистов сосредоточено на таких проблемах современного детского дома, как изучение причин и последствий увеличения числа социальных сирот2, исследование особенностей интеллектуально-личностного развития и межличностного взаимодействия воспит анников3, разработка программ их развития и социализации4. Материалы исследований свидетельствуют, что при низком уровне социализации возникают различные нарушения психосоциального развития. Уровень социальной дезадаптации в сиротских учреждениях нарастает с возрастом воспитанников. У подростков с низким уровнем адаптации наблюдаются трудности во всех сферах жизни и деятельности. Такие подростки часто не имеют реалистических планов на будущее, бросают учебу, попадают в асоциальные компании и т. д. Учитывая роль фактора деятельности в формировании целостной личности, особую значимость приобретают вопросы профессионального самоопределения выпускников детских домов, и актуальной остается разработка психолого-педагогических программ развития адаптационного потенциала детей-сирот посредством внедрения практики профориентационного консультирования. В основе таких программ лежит исследование интересов, склонностей, способностей, ценностных ориентиров, мотивов выбора профессии, индивидуально-личностных особенностей оптанта5.

Опираясь на предложенный Б.Г. Ананьевым6 принцип комплексного изучения целостной структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, мы провели исследование жизненных ориентиров, интеллектуально-личностных особенностей и профессиональной направленности в подростковом возрасте с целью разработки программы профориентационных занятий для подростков, находящихся в разных ситуациях семейного развития. В исследовании принимали участие три группы испытуемых в возрасте 14-16 лет: воспитанники детского дома (75 чел.), подростки из неполных (91 чел.) и полных (134 чел.) семей.

В ходе работы были использованы: профориентационная биографическая анкета, методики изучения профессиональной направленности (карта интересов 144, ОПГ-6). Для изучения личностных особенностей были применены тест Кеттелла, опросник Айзенка, методика самооценки Дембо-Рубинштейн. Изучение интеллектуальной сферы велось с помощью теста структуры интеллекта Амтхауэра.

В данной статье рассматриваются особенности жизненных ценностей, мотивов выбора профессии, интересов, склонностей и интеллектуально-личностных характеристик подростков.

© М.В. Данилова, 2006

Анализ жизненных ценностей подростков (образование, профессия, любовь, дружба, патриотизм, религия, искусство, приключения) показал, что во всех исследуемых группах на первый план выходят вопросы выбора профессии (полные семьи - 59 %, неполные семьи - 66 %, детский дом - 59 %). Второе место занимает проблема выбора уровня образования (высшего, среднего профессионального) или работы (полные семьи - 45 %, неполные семьи - 47 %, детский дом - 53 %).

В предложенной анкете определен список мотивов выбора профессии: интерес к делу, приносимая польза, карьерный рост, престиж, материальная обеспеченность. Анализ мотивов выбора профессии показал, что воспитанники детского дома, придавая большое значение получению образования и профессии, слабо представляют себе мотивы своего выбора (38 % затруднились с ответом). Значимым мотивом оказался заработок (33,6 %). Только 13,3 % испытуемых руководствуются интересом к будущей профессии. Подростки из полных семей при выборе профессии ориентируются на материальную сторону вопроса (33,6 %). На втором месте для них - интерес к существу деятельности (26,1 %). Третье место занимает неопределенный мотив, что свидетельствует о затруднении в ответе (20,1 %). Те, кто воспитывается в неполных семьях, затрудняются с определением мотивов своего выбора (38 %). На втором место у них - материальная обеспеченность (27 %), на третьем, как и у подростков из детского дома, - интерес к профессии (17 %). Таким образом, подростки всех групп находятся в сложном положении выбора между материальной стороной и интересом к существу деятельности. О пользе, карьере, престиже профессии они задумываются мало.

Сравнительный анализ сформированности профессиональных планов испытуемых показывает, что планы воспитанников детского дома более сформированы, чем подростков из семей (р < 0,05). Подростки из полных семей чаще (58 %), чем все остальные (39 % - неполные семьи и 7 % - без семьи), выбирают для себя обучение в вузе. Поступление в средние учебные заведения чаще планируют (59 %) выпускники детского дома (19 % - полные семьи и 32 % - неполные семьи). На выбор воспитанников детского дома значимое влияние оказывает существующая практика определения их в профессиональные училища, традиционно связанные с детскими домами и принимающие на обучение выпускников. Такое профессиональное определение не всегда соответствует профессиональным и личностным интересам, потенциальным возможностям подростков, и негативно влияет на их развитие. Стремясь выбрать из предлагаемого узкого круга профессий либо наиболее выгодные для себя, либо более знакомые, либо по принципу «вместе с другом», воспитанники детского дома в дальнейшем учатся без желания, нередко бросают учебу и, не имея осознанных жизненных и профессиональных планов, пополняют ряды безработных или неквалифицированных рабочих.

Изучение профессиональной направленности подростков выявило слабую сформи-рованность познавательных интересов во всех исследуемых группах. Намечаются лишь тенденции к формированию интересов в области астрономии (4,18 балла), журналистики (4,45 балла), транспорта (3,97 балла), обслуживания (4,23 балла).

Анализ особенностей профессиональной направленности по «Опроснику профессиональной готовности» показал, что воспитанники детского дома чаще выбирают профессии типа «человек - техника» (I = 2,29; р = 0,02), тогда как подросткам, живущим в семье, в большей мере характерны выборы «человек -человек» (1 = 4,56; р < 0,001) и «человек - предприниматель» (1 - 3,39; р < 0,001). Училища, принимающие на обучение выпускников детских домов, зачастую имеют техническую направленность, поэтому

воспитанники, заранее зная, где им предстоит учиться, отмечают в своих выборах именно эти профессии. Подростки из семей (полных и неполных) выше оценили свои умения, чем воспитанники детского дома, в сферах «человек - человек» и «человек - предприниматель». Это может быть объяснено тем, что семейные дети лучше социализированы и чувствуют себя более спокойно и уверенно в общении и взаимодействии с окружающими, чем дети, лишенные родительской опеки.

Исследование личностной сферы подростков свидетельствует о том, что для нашей выборки характерны все особенности развития личности на данном возрастном этапе: формирование нравственных ценностей, жизненных перспектив, осознание себя, своих интересов и способностей, стремление стать взрослыми, тяга к общению со сверстниками.

В то же время, сравнительный анализ личностных особенностей испытуемых выявил статистически значимые различия между подростками из семей (полных и неполных) и воспитанниками детского дома по факторам методики Кетгелла, входящим в блоки коммуникативной (А, Е, р, Н, 02) и эмоциональной сферы (I, О, (34). Подростки, живущие вне семьи, оказались менее экстравертированными (1 = 3,21; р = 0,002), менее общительными (1 = 6,8; р < 0,001), более озабоченными (1 = 3,51; р < 0,001), социально робкими (I = 3,42; р < 0,001), жесткими (1 = 2,32; р = 0,04), пассивными, зависимыми (1 = 3,24; р - 0,003), для них характерны высокие показатели по уровню нейротизма (1 = 3,81; р < 0,001). Ситуация жизни вне семьи оказывается особенно психотравмирующей для развивающейся личности.

Данные диагностики сформированное™ самооценки и уровня притязаний позволяют говорить, что в целом показатели находятся в границах оптимальных возрастных значений (самооценка в пределах 45-74 %, уровень притязаний - 75-89 %), что свидетельствует о наличии потенциала для позитивного развития личности. Сравнительный анализ групп выявил, что самооценка воспитанников детского дома достоверно ниже, чем у подростков из семей (1 = 3,92; р < 0,001). Семейные дети считают себя более здоровыми, умными, коммуникабельными, внешне красивыми и уверенными в себе, чем воспитанники детского дома. Уровень притязаний подростков из семей также выше по показателям, чем у воспитанников детского дома ({= 3,08; р < 0,002). Семейные дети стремятся стать более здоровыми, красивыми, уверенными в себе, научиться успешно взаимодействовать с людьми. У воспитанников детского дома отмечается не только более низкая самооценка, что свидетельствует о неуверенности в себе и своих возможностях, но наблюдаются искажения в структуре самооценки, проявившиеся в высоком градиенте между самооценкой и притязаниями. Несоответствие самооценки и уровня притязаний говорит о наличии внутриличностных конфликтов, препятствующих позитивному личностному развитию, планированию и достижению жизненных целей.

Анализ структуры интеллекта выявил особенности развития интеллектуальной сферы испытуемых выборки: показатель общего интеллекта ниже среднего уровня, он составляет 83,82 балла. По отдельным субтестам (3 с/т - «комбинаторные способности», 4 с/т - «классификация», 5 с/т - «арифметический», 6 с/т - «индуктивное мышление», 8 с/т - «пространственные способности») показатели ниже нормы, отмечаемой в среднем по возрасту. Результаты остальных субтестов находятся в пределах средней нормы. Таким образом, данные свидетельствуют о слабом развитии у испытуемых таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, систематизация, абстрагирование. Сравнительный анализ показал, что подростки, лишенные родительского попечительства, имеют показатели уровня развития интеллекта достоверно ниже, чем их сверстники из семей (р < 0,01). Так, воспитанники детского дома имеют низкий уровень

индуктивного мышления (1 с/т), умений выделять и формировать понятия (2 с/т и 4 с/т), арифметических (5 с/т) и комбинаторных способностей (7 с/т). Известно, что в детские дома зачастую попадают дети с отягченной наследственностью, социально-педагогической запущенностью. Это отражается в результатах диагностики интеллектуального развития. Подтверждая общие возрастные тенденции развития, подростки нашей выборки имеют особенности интеллекта, которые свидетельствуют о необходимости коррекционной работы по выравниванию интеллектуального потенциала как семейных детей, так и, в особенности, воспитанников детского дома.

В аспекте изучения особенностей и перспектив развития воспитанников детского дома, данное исследование наглядно показало слабую структурированность их профессиональной направленности, интеллектуальную незрелость, выявило круг проблем в личностном развитии, что свидетельствует о психологической неподготовленности к выбору профессии и вступлению во взрослую жизнь. Процесс профессионального самоопределения этих подростков осложняется ограниченностью возможностей выбора профессий и учебных заведений. Все это предъявляет особые требования к профориен-тационному консультированию подростков, к оказанию помощи в проектировании профессионального пути с учетом особенностей развития и на основе ресурсов и резервов субьектно-личностных характеристик. Профконсультации, проведенные нами с каждым из испытуемых, имели особое значение для воспитанников детского дома. Так, например, выпускник детского дома 16-летний В. отметил в своем профессиональном выборе две профессии: капитан корабля и повар. Первый его выбор был основан на романтических представлениях о работе моряков, приключениях, возможности путешествий. Второй выбор объяснялся более прозаическими мотивами: среди предлагаемых детским домом профессий были маляр, плиточник, краснодеревщик, автослесарь и повар. Решив, что, освоив профессию повара, он будет всегда сыт, В. остановил на ней свой выбор. Анализ ситуации явно показал слабую ориентацию подростка в мире профессий, непонимание 'разницы между профессией, специальностью и должностью, внешнюю мотивацию при принятии решения о дальнейшем профессиональном пути. Данные медицинской карты подростка о наличии у него серьезных заболеваний не позволили рассматривать профессию моряка в качестве реального выбора. Проведенная психодиагностика выявила сформированные интересы в области транспорта (8 баллов), техники (8 баллов), электротехники (10 баллов). Отвергаемыми оказались интересы в гуманитарных сферах, связанных с взаимодействием с людьми. В. проявил склонность к выбору профессий типа «человек - техника» (32 балла), «человек - знак» (22 балла), «человек - предприниматель» (19 баллов). Результаты личностных методик выявили такие его черты, как обособленность (А-), осторожность (Р-), реалистичность, практичность (1-), склонность спокойно относиться к неудачам и неприятностям (04-). Показатели самооценки были отмечены на нижней границе среднего уровня (60 %), а притязания оказались завышенными (95 %). Большой разрыв между выраженностью самооценки и уровня притязаний свидетельствовал о фрустрации, неуверенности в своих силах. Исследование структуры интеллекта выявило преобладание невербальной составляющей над вербальной: особо проявились комбинаторные способности (7с/т). В беседе подросток говорил о своем интересе к машинам и механизмам, о том, что у него получается ремонтировать различные механизмы, что его хвалят за хорошие результаты. Учитывая особенности профессиональной направленности, личностные характеристики и структуру интеллекта, в ходе консультации с В. обсуждались в качестве наиболее оптимальных выборов варианты профессий типа «человек-техника».

После консультации В. принял решение и поступил в училище на обучение профессии автослесаря. При новых встречах В. позитивно отзывался об учебе в училище и оптимистично планировал свое будущее в жизни и профессии.

Таким образом, профориентационное консультирование, опирающееся на комплексное изучение подростка, является реальным фактором его социальной адаптации. Имеющиеся адаптационные программы требуют серьезной доработки в отношении профессиональной ориентации и профессионального определения выпускников детских государственных учреждений. Необходимо создавать новые программы, более точно отвечающие современным требованиям жизни, максимально использовать интеллектуальный и личностный потенциал воспитанников для расширения возможностей их профессионального образования.

1 Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990; Дети социального риска и их воспитание: Учеб.-метод, пос. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003; Психология современного подростка / Под редакцией Л. А. Регуш. СПб., 2005. С. 159-168; Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. СПб., 2005; В преддверии опасности. СПб., 2003.

2 Дети социального риска и их воспитание: Учеб.-метод. пос. / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003

3 Лангмейер Й„ Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984; Прихожан A.M., Толстых H.H. Указ. соч.; Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М,, 1990.

4 В преддверии опасности. СПб., 2003. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.

5 Головей JI.A. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Головей, Л.А, Коростылевой. СПб., 1999. Вып. 3. С. 76-83; Грищенко-Розе H.A., Головей Л.А. О некоторых факторах, определяющих выбор профессии и успешность профадаптации подростков // Психологические и физиолого-гигиенические основы профконсультации и профотбора молодежи на рабочие профессии. Л., 1987. С. 54-62.

6 Ананьев Б Г. Человек как предмет псзкання. СПб.—М,—Харьков, 2002.

[Рецензент: докт. психол. наук, проф. Л.А. Гзловей]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.