Л. А. Головей, М. В. Данилова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ И СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Развитие, воспитание, обучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности — это непрерывный процесс, который всегда проходит в определенной социальной ситуации. Социальная ситуация развития детей и подростков разворачивается в основном в условиях семьи и школы, от которых зависит, каким вырастет ребенок и какое место в обществе он сможет занять. Исследованию проблем семейного влияния на развитие личности посвящены работы И. В. Дубровиной, Г. Крайг, М. Раттера, Х. Ремшмидта и др.1 В традиционной полной семье отец и мать в процессе воспитания существенно дополняют друг друга, превнося в семью все индивидуальное многообразие чувств, эмоций, интересов, знаний, действий и поступков. Такое разнообразие сторон жизни у ребенка нарушается при отсутствии одного из родителей. Считается, что неполная семья является не только проблемной и уязвимой в воспитательном плане, но может также оказаться фактором негативного воздействия на формирование нравственного облика детей, их активность, успеваемость в школе, подготовку к семейной жизни, будущую жизненную позицию и т. д. Дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, лишены возможности непосредственного участия в жизни родительской семьи, что имеет неблагоприятные последствия для развития, социализации и интеграции в социум (А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, В. С. Мухина, О. В. Защиринская, Л. М. Шипицына и др. 2). В эмоциональной сфере у воспитанников детского дома отмечается несформированность на ранних этапах базового доверия к жизни как первое, самое тяжелое и самое труднокомпенсируемое последствие материнской депривации, ведущее к серьезным нарушениям эмоционального становления личности. Нереализованность основных человеческих потребностей в любви, принятии, интимности приводит к возникновению отрицательных явлений в формировании личности и служит причиной серьезных нарушений развития. Умственное и социальное развитие воспитанников детских домов и интернатов порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. Зачастую дети-сироты отличаются слабой дифференцированностью переживаний, личностной незрелостью, эгоцентричностью, которые в норме характерны для детей младшего возраста. Нередко им свойственна негативная самооценка, низкий уровень самоуважения, вследствие усвоения ими многочисленных отрицательных оценок окружающих взрослых, а гедонистическая направленность, низкий уровень самоконтроля, недифференцированность интересов, затруднения в планировании деятельности способствуют формированию необоснованно завышенных притязаний.
Таким образом, семья является первым и основным институтом социализации человека, а последствия семейной депривации негативно отражаются на развитии всех сфер личности. Начинаясь с семьи, социальное развитие неразрывно связано со следующим институтом социализации — образовательной системой. Исследование влияния современной образовательной среды на процессы интеллектуально-личностного развития учащихся является
© Л. А. Головей, М. В. Данилова, 2008
одной из важнейших задач, решаемых в рамках психологии и педагогики. Проблемам влияния школьного обучения на развитие и воспитание детей и подростков посвящены исследования И. В. Дубровиной, П. С. Лернера, А. А. Реана и др. 3 Как система современное образование представляет собой сеть учреждений разных типов и уровней. В понятие «современная школа» входит отнесение средних общеобразовательных учреждений к разным системам (государственные и частные школы), типам (гимназии, специализированные, общеобразовательные, школы-интернаты и т. д.), профилям обучения (математические, гуманитарные, химические школы и т. д.), программам (авторские, экспериментальные школы и т. д.). Практически во всех средних общеобразовательных учебных заведениях одной из важнейших целей обучения объявляется необходимость углубления профильности старшей школы, создания специализированных классов с углубленным изучением тех предметов, которые являются необходимыми для дальнейшего профессионального обучения. Школьное образование представляет фундамент, на котором основаны все последующие уровни образования современного человека. Важнейшими задачами школы, наряду с передачей знаний в разных областях науки и культуры, является развитие учащегося как личности и субъекта деятельности, предполагающее становление интеллекта, эмоциональной сферы, уверенности в себе и самопринятия, стрессоустойчивости, самостоятельности, стремления к самосовершенствованию позитивного отношения к миру, формирование жизненных ориентиров и перспектив.
Целью данного исследования явилось изучение особенностей личности и интеллекта у детей, обучающихся в условиях детского дома, частной школы, обычной и профильной школ. В качестве основного организационного метода использовался метод сравнительного исследования. В качестве эмпирических методов использованы методы изучения личности (опросник Г. Айзенка, тест Р. Кеттелла, методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан), для измерения интеллекта использовался тест Р. Амтхауэра.
В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14-16 лет: учащиеся профильной средней школы (95 чел.), частной школы (40 чел.), обычной общеобразовательной средней школы (95 чел.), и детского дома-школы (70 чел.) — всего 300 человек. Семейная ситуация учащихся разная: в полных семьях воспитываются 160 человек, в неполных — 70 человек, в детском доме — 70 воспитанников. В профильной школе учатся подростки, выбравшие естественно-научное направление обучения; в частной школе — дети из семей, где большинство родителей в основном заняты на работе, в бизнесе и практически не имеют возможности уделять внимание детям, а зачастую и живут в отрыве от них. В детском доме-школе живут и обучаются подростки, среди которых значительное количество составляют социальные сироты с педагогической запущенностью.
Проведенное исследование позволило выделить типологические группы, различающиеся по типам обучения и особенностям семейного взаимодействия, а также показало роль семейной депривации в формировании личности и интеллекта подростка.
При исследовании личностных характеристик мы ориентировались на четыре блока личностных черт: коммуникативный (показатель экстраверсии, факторы А, Е, H, J, 02), эмоциональный (показатель нейротизма, факторы С, D, F, I, 0,04), регуляторный ^, 03) и блок самооценки (показатель по шкале лжи по опроснику Г. Айзенка, уровень самооценки и притязаний по методике Дембо-Рубинштейн).
Коммуникативные характеристики подростков, проживающих в семьях, свидетельствуют об их общительности (А = 10,4 балла), социальной адаптированности, смелости (Н = 10,8 балла), ориентированности на группу в отношениях с окружающими (02 = 9,3 балла). Их эмоциональная сфера характеризуется оптимистичностью (Б = 12,2 балла)
и эмоциональной устойчивостью (показатели нейротизма — 12,2 балла по результатам опросника Г. Айзенка).
Подростков детского дома отличают такие особенности коммуникативной сферы, как замкнутость, необщительность (А = 7,62 балла), низкий уровень социальной смелости (Н = 9,6 балла). В эмоциональном плане им свойственна озабоченность (Б = 10,6 балла), напряженность (04 = 11 баллов) и жесткость (I = 8,0 балла). Воспитанники детского дома-школы не испытывают большой потребности в общении, оно не приносит им удовольствия из-за скованности, стеснительности, неумения конструктивно отстаивать свои интересы.
Таким образом, можно утверждать, что у детей, лишенных непосредственного взаимодействия с родительской семьей, проявляются проблемы в коммуникативной и эмоциональной сферах личности: по показателям этих блоков обнаружены достоверно значимые различия (I < 0,05) между подростками из семей и воспитанниками детского дома.
Результаты исследования показали, что учащиеся разных школ также имеют особенности личностного развития. Подростки профильной школы отличаются своими коммуникативными качествами (общительностью (А = 11,2 балла), ориентацией на группу (02 = 9,74 балла)) и жизнерадостностью (Б = 13,1 балла). Можно говорить о том, что для таких подростков характерны оптимизм, общительность, направленность на взаимодействие.
Учащиеся общеобразовательной школы в коммуникативной сфере отличаются зависимостью от группы (02 = 8,94 балла), в эмоциональной — расслабленностью (04 = 8,98 балла) и пассивностью (D = 9,54 балла), т. е. они недостаточно энергичны, не стремятся выделиться среди сверстников, им не хватает инициативности и настойчивости.
Для подростков частной школы характерны противоположные коммуникативные черты: индивидуализм (I = 12,4 балла), у них самая высокая доминантность (Е = 10,3 балла), такие эмоциональные качества, как возбудимость (D = 10 баллов), тревожность (О = 9,91 балла), высокая фрустрированность (04 = 11,1 балла) и низкая сензитивность (I = 8,3 балла). Они тревожны, неудовлетворены собой, болезненно переносят критику в свой адрес, похвалу принимают с недоверием, т. е. по целому ряду черт ученики частной школы сближаются с воспитанниками детского дома. Это подтверждается и тем, что между группами наблюдается минимальное число достоверных различий — всего 3, тогда как между другими группами их количество составляет от 7 до 10. Помимо этого, подростки детского дома не умеют держать себя в руках, у них низкий уровень регуляторных свойств личности (03 = 9,7 балла), по незначительному поводу возникают бурные эмоциональные реакции раздражения и гнева. Поведение их сильно зависит от текущего состояния. Они могут быть раздражительны и даже агрессивны в состоянии утомления, обиды, неудовлетворенности, аффективно реагируют на замечания, строгое обращение.
Это показывает, что ситуация семейной депривации оказывается психотравмирующей для развивающейся личности, влияя на формирование таких черт, как озабоченность, эмоциональная неустойчивость, напряженность и раздражительность, а также на коммуникативный потенциал личности. При этом даже у детей, проживающих в семье, но испытывающих недостаток эмоционального контакта с родителями, как, например, у учащихся частной школы, выявлены нарушения эмоциональной и коммуникативной сферы.
Одним из аспектов отношения личности к себе является самооценка. Как известно, в подростковом возрасте происходят значимые изменения во внешнем облике и внутреннем мире молодых людей, поэтому их самооценка является наиболее уязвимой.
В целом, самооценка подростков из семей (полных и неполных) находится на высоком уровне (65-66 %), самооценка воспитанников детского дома является средней (55 %). Уровень
притязаний является высоким у подростков всех групп (86 % — у подростков из полных семей, 87 % — у подростков из неполных семей, 80 % — у воспитанников детского дома). По результатам сравнительного анализа самооценка ^ = 3,92;р < 0,001) и уровень притязаний ^ = 3,08; р < 0,002) воспитанников детского дома достоверно ниже, чем у их сверстников из семей.
Анализ самооценки и уровня притязаний учащихся разных школ показал, что ученики обычной школы характеризуются высокой самооценкой и высоким уровнем притязаний. Наиболее озабочены они по поводу собственной внешности. Также отмечается высокий градиент между их самооценкой и притязаниями по показателям уверенности в себе: при высокой самооценке отмечается завышенный уровень притязаний. При таком соотношении фрустрированной оказывается возможность постановки и достижения целей.
Учащиеся частной школы высоко оценивают свои способности, характер, внешность, уверенность в себе, при этом уровень притязаний свидетельствует о том, что у них нет активного стремления к самосовершенствованию и достижениям. У старшеклассников профильной школы и детского дома отмечен высокий градиент между самооценкой и уровнем притязаний и выявлено наибольшее количество проблемных зон. Очевидно, в профильной школе достаточно высокие требования к уровню знаний учащихся сочетаются с их собственными большими ожиданиями, которым они не всегда находят реальное подтверждение. В детском доме-школе ситуация диаметрально противоположная: к воспитанникам не предъявляется высоких требований, в то же время их успехи зачастую не воспринимаются как достижения.
Сравнительный анализ самооценки подростков в зависимости от специфики образовательной среды не выявил достоверных различий между группами учащихся школ (семейными детьми) и показал различия в самооценке учащихся всех школ и воспитанников детского дома-школы на 1 % уровне значимости, обнаружив у подростков детского дома-школы не только более низкую самооценку способностей, характера и внешности, но и несоответствие самооценки и притязаний, что является показателем внутриличностных конфликтов и выступает существенным препятствием для личностного развития. Примечательно, что меньше всего достоверных различий в самооценке и притязаниях выявлено у учащихся частной школы и детского дома, что подтверждает отмеченную выше тенденцию к сближению личностных характеристик подростков этих групп.
Развитие интеллектуальной сферы — важное звено психического развития человека, формирования его личности. Анализ интеллектуальной сферы подростков выявил, что показатели общего интеллекта данной выборки испытуемых находятся на уровне 87 баллов (средние значения для подростков). В структуре интеллекта подростков ведущее место занимают показатели вербального интеллекта, которые преимущественно опираются на знания, полученные в ходе воспитания, обучения, жизненного опыта, влияния культуры и социальной среды развития.
Проведенное исследование позволило выявить особенности интеллектуального потенциала учащихся в зависимости от условий обучения и семейного воспитания.
Интеллектуальный статус подростков из полных семей находится на уровне средней возрастной нормы (89 баллов). Интеллектуальный статус подростков из неполных семей соответствует 82 баллам, что, по мнению специалистов, может свидетельствовать о недостаточном внимании к когнитивному развитию ребенка. У воспитанников детского дома показатели всех исследуемых функций интеллекта оказались ниже средних по возрасту и достоверно ниже (р < 0,01), чем у детей, воспитывающихся в семьях. Анализ особенностей интеллектуального статуса подростков разных типов школ свидетельствует, что учащиеся профильной и обычной школ в целом характеризуются хорошим уровнем общей
осведомленности (11 баллов по 1 с/т), формирования понятий (11 баллов по 2 с/т), обобщения (11 баллов по 4 с/т) и синтеза информации (10,3 балла по 7 с/т).
У учащихся частной школы показатели общей информированности, словарного запаса языка (10 баллов по 1 с/т) и комбинаторных способностей (10,1 балла по 7 с/т) находятся в пределах возрастной нормы. Уровени понятийного мышления (9,6 балла по 2 с/т, 9,6 балла по 4 с/т) и арифметических способностей (5,1 балла по 5с/т) у них — низкие. Воспитанники детского дома характеризуются низким уровнем результативности по всем субтестам.
В целом, исследование показало, что подростки профильной школы имеют наиболее высокий интеллектуальный статус. Наиболее низкими показателями интеллектуального развития характеризуются подростки, воспитывающиеся в детском доме, которые по всем субтестам демонстрируют показатели ниже нормативных, а по некоторым — пограничные с уровнем умственной отсталости.
Можно утверждать, что на формирование интеллектуальных функций оказывают влияние не только условия социально-семейного взаимодействия, но непосредственное внимание к когнитивному развитию ребенка, которое, несомненно, выше в условиях семейного воспитания, в том числе у подростков частной школы. Внимание к их когнитивному развитию опосредуется помощью дополнительных занятий, репетиторов, усилиями педагогов. Однако, дети, воспитывающиеся в семьях, по ряду интеллектуальных функций демонстрируют низкие показатели.
Таким образом, характер особенностей интеллектуальных и личностных качеств подростков позволил нам выстроить типологию интеллектуально-личностного развития в различных условиях форм обучения и семейно-социального взаимодействия.
Схожий характер особенностей интеллекта и личности объединяет подростков из детского дома и частной школы в одну типологическую группу. Их характеризуют озабоченность, фрустрированность и жесткость, суровость. Показатели интеллектуального развития подростков этой группы находятся на среднем и низком уровнях. С нашей точки зрения, в формировании интеллекта и личностных качеств этих групп детей основополагающую роль сыграли условия семейной (в большей мере материнской) депривации.
Вторую типологическую группу составляют подростки из обычной и профильной школ, для которых характерны общительность, хорошо развитые коммуникативные качества, эмоциональная стабильность, низкая тревожность и фрустрированность. При этом для подростков из специализированных школ свойственны более высокий уровень сенситивности и социальной смелости. Можно предположить, что эти качества формируются в более благоприятных условиях семейного взаимодействия. Для подростков этой группы характерны высокие и средние показатели уровня интелектуального развития. Как уже было отмечено, по уровню развития интеллекта учащиеся специализированной школы превосходят учащихся всех исследуемых школ, т. е. организация образовательной среды является важным фактором развития интеллектуальных функций учеников.
Таким образом, результаты исследования показали определяющую роль семейной среды в развитии интеллекта и личности современного подростка, а также выявили проблемы интеллектуально-личностного развития, возникающие в результате семейной депривации у детей и подростков не только воспитанников детского дома, но и детей, растущих в семьях, которые вместе с тем, испытывают дефицит эмоционального общения с родителями.
1 Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990; Крайг Г Психология развития. СПб., 2005; Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. М., 1999; Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994.
2 Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб., 2007; Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991; Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов факультетов психологии / Сост. О. В. Защиринская. СПб., 2004; Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.
3 Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2005; Лернер П. С. Среда бытия российского растущего человека в изменяющемся мире // Пирамида опыта. 2003. № 1; Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. М., 2007.