Международное право
<N
*!
5
5
£
^ УДК 351.74 (44)
О.М. Ланцова*
§ Задачи и организационная структура
6 французской жандармерии £
В статье рассматриваются структура жандармерии, зоны ответственности и сфера деятельности, функциональные различия с национальной полицией. Автор анализирует исторические предпосылки ^ возникновения существующей полицейской системы Франции, определяет ее понятие и влияние на другие страны. Подробно рассмотрены и разделены на группы задачи жандармерии. Указываются современное N состояние и дальнейшие перспективы развития института национальной жандармерии.
Lantsova Olga Mikhailovna. Objectives and organizational structure of French Gendarmerie. The structure of the Gendarmerie, zones of responsibility, sphere of activity and functional differences with national police are considered in the article. The author analyses historical background of the origin of today’s police system of France, determines its definition and influence on the another countries. The objectives of Gendarmerie are examined in detail and divided into groups. Today’s state and future perspectives of the development of national Gendarmerie are viewed in the article.
Ключевые слова: Франция, жандармерия, полицейская система.
с2
^ Политическое руководство демократических стран уделяет особое внимание проблеме
установления равновесия между борьбой с преступностью и справедливостью. Если борьба ^ правоохранительных органов с преступностью ведется не слишком эффективно, то граждане той или иной страны начинают испытывать страх перед разгулом преступности. В свою очередь, как ^ показывает исторический опыт некоторых стран, тотальная борьба с преступностью приводит к тому, что граждане начинают испытывать страх не перед самим криминалитетом, а уже перед правоохранительными органами, которые постоянно вмешиваются в их личную жизнь и
* Переводчик-методист отделения международных научных связей Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, капитан милиции.
осуществляют необоснованное преследование. Существование данной проблемы отражается в конкретном варианте модели полицейской системы государства, которую и выбирает демократическое общество. Полицейская система государства представляет собой организованную совокупность государственных институтов исполнительной власти, находящихся в неразрывном единстве и взаимно дополняющих друг друга, вся деятельность которых подчинена достижению единой цели -установлению контроля над преступностью, обеспечению нормального функционирования органов государственной власти, государственных и общественных институтов, созданных в соответствии с конституцией страны. Т.к. существуют различия между демократическими странами в мире, то структура, роль и место полицейской системы государства в системе органов исполнительной власти страны также различны. Не секрет, что во всех демократических странах приоритетным способом решения задач обеспечения общественной безопасности является ненасильственный метод. Однако, как показывает история, правопорядок в стране невозможно обеспечить исключительно несиловыми способами. Необходимым элементом решения конфликтных ситуаций внутри страны являются полиция и вооруженные силы, которые контролируются органами государственной власти, а их деятельность регулируется соответствующими нормами права.
Основополагающим представителем централизованной модели полицейской системы (или континентальной модели) является Франция, где после Великой Французской революции 1789 г. сложились ее основные элементы. Французский опыт был также использован в XIX в. государствами континентальной Европы: Россией, Пруссией, Италией и т.д. В настоящее время рассматриваемая модель полицейской системы используется в разных странах - таких как Италия, Португалия, Швеция и рядом других государств. Одной из основных характеристик централизованной модели полицейской системы государства является строгое подчинение всех силовых структур, предназначенных для обеспечения безопасности государства, поэтому используется она преимущественно в унитарных государствах.
Централизованную модель полицейской системы государства можно подразделить на два вида: первый представляет собой государства, отличающиеся невысоким уровнем преступности и отсутствием серьезных конфликтов внутри страны. Подобные государства повседневно обеспечивают правопорядок исключительно силами обычной полиции. К таковым можно отнести Данию, Норвегию, Финляндию; второй и, по сути, основной вид централизованной модели полицейской системы государства характерен для стран, где созданы специальные полицейские подразделения вооруженных сил, называющиеся жандармерией. Это такие страны, как Франция, Италия, Португалия. В названных государствах централизация деятельности правоохранительных органов предельно строга, однако наряду со специальными подразделениями существуют и полицейские структуры для обеспечения общественной безопасности: национальной полиции и национальной жандармерии. Национальная полиция - это государственный орган, который выполняет задачи по охране и обеспечению общественной безопасности во Франции в составе гражданской администрации, а национальная жандармерия - это государственный институт специальных полицейских формирований вооруженных сил, который выполняет задачи по охране и обеспечению общественной безопасности во Франции как в военной, так и в гражданской сфере, под общим руководством гражданской администрации, но под непосредственным командованием своих командиров1.
Жандармерия включает в себя:
- центральный аппарат;
- жандармерию департаментов;
- передвижную жандармерию;
- специализированную жандармерию;
- присутствие «за морем», а именно на французских территориях вне метрополии (БОТ-ТОМ);
- командование школ национальной жандармерии.
Центральный аппарат состоит из начальника и главного управления (БООК), которое, в свою очередь, подразделяется на:
- центральный кабинет, разделенный на бюро и службы;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007
Международное право
- надзорную инспекцию жандармерии (ЮК);
- службы, каждая из которых содержит центральный отдел в дирекции.
В функции надзорной инспекции входит:
- полицейское расследование уголовных дел, где в качестве обвиняемых выступают сотрудники ^ жандармерии;
^ - контроль и административный совет по профессиональному образованию в жандармерии, а
^ также экономический анализ, связанный с этим образованием;
- профилактические меры относительно безопасности и условий работы.
Центральный аппарат жандармерии находится в Париже, столице Франции, и создан для
контроля над региональными учреждениями, оказания помощи при решении политических вопросов, связанных с жандармерией, например, таких как определение бюджета, кадровая политика и т.д. ^ Основные задачи жандармерии условно подразделяются на четыре группы:
2 - обеспечение дорожной безопасности;
^ - задачи судебной полиции;
^ - поддержание общественного порядка и общественной безопасности;
- взаимодействие на международном уровне.
^ ^ Первая группа задач подразумевает комплекс средств и методов для обеспечения
безопасности на дорогах. Следует отметить, что Франция была первой страной, которая еще в XIV в. начала вводить функцию охраны дорожной безопасности, только в силу исторических обстоятельств данная функция заключалась в охране от бандитских посягательств на дорогах. В настоящее время вся дорожная сеть условно разделена на зоны ответственности, в каждой из которых имеются региональные учреждения жандармерии, такие как департаментский эскадрон дорожной безопасности, объединяющий моторизованные бригады, взводы на автомагистралях и бригады ^ быстрого реагирования. К профилактическим мерам, используемым жандармерией для обеспечения ^ безопасности дорожного движения, относится установление специальных радаров, которые, ^ фотографируя транспортное средство, фиксируют превышение скорости и автоматически направляют
полученную информацию в специальный центр. Кроме того, серьезная профилактическая работа
^ ведется и с привлечением средств массовой информации. Жандармерия осуществляет совместную ^ работу с Международной ассоциацией по борьбе с нарушениями правил дорожного движения ^ (Т18РОЬ), объединяющей двадцать пять европейских государств, путем выявления наиболее
^ прогрессивных методов каждой страны и ведения профилактики на межгосударственном уровне. ^ Институт научно-технических подразделений жандармерии проводит различные криминалистические исследования с целью совершенствования технических средств, исполнения запросов должностных ^ лиц и проведения необходимых экспертиз при расследовании дорожных преступлений.
Вторая группа задач, решаемых жандармерией, охватывает различные аспекты трудового, ^ экологического, информационного и т.п. законодательства. Для решения этих задач были созданы определенные структуры, например: Центральный офис по борьбе против незаконной рабочей деятельности (ОСЬТ1); Центральный офис по борьбе с посягательствами на окружающую среду и угрозами общественному здоровью (ОСЬЛБ8Р) и ряд учреждений по борьбе с киберпреступностью, ^ например, Киберкриминалистический департамент технической службы судебных исследований и ^ документации (8ТЮБ).
££ В третью группу задач, решаемых жандармерией, входят установление и поддержание
общественного порядка и общественной безопасности, а также квалифицированное образование. Функция административного надзора направлена на обеспечение общественной безопасности. Этот
^ вид деятельности затрагивает различные области, например, обеспечение безопасности на дорогах, е
работа полиции на различных видах транспорта, в сельской местности и небольших городах (сельская и муниципальные полиции) и т.д. В жандармерии существует также служба (КЯБС) по предотвращению угрозы применения ядерного, химического, бактериологического оружия, которая является связующим звеном с гражданскими научными специалистами в этой области, обладает необходимыми техническими средствами для исследования и борьбы с последствиями применения
указанных видов оружия массового поражения. Данная служба относится к группе быстрого реагирования подвижных жандармских подразделений ^ЛТОКУ) и находится в режиме постоянной боеготовности. Для каждой зоны охраны созданы по два эскадрона данной группы.
Последняя группа задач, решаемых жандармерией , заключается в сотрудничестве с аналогичными структурами других государств и решении основных задач на международном уровне, вне границ страны. Поскольку Франция является членом Шенгенского соглашения и Европейского Союза, то представители французской жандармерии несут службу также на внешних границах Шенгена для обеспечения безопасности Европы. В целях поддержания мира между странами и разрешения международных конфликтов на основании заключенных соглашений соединения французской жандармерии находятся при ООН.
Если затронуть вопрос о посольствах Франции в других странах, то необходимо отметить обязательное присутствие следующих представителей Министерства обороны высокого уровня: атташе по обороне, двух его помощников и атташе жандармерии.
Таким образом, организационная структура и задачи французской жандармерии достаточно разнообразны. Высокий уровень профессионального образования и целенаправленная кадровая политика государства позволяют в полной мере осуществлять указанные задачи.
Во Франции существуют два вида зон ответственности: жандармская и полицейская. Данные государственные структуры, имея схожие функциональные задачи, подчиняются разным министерствам. Отнесение какого-либо административно-территориального образования или географического участка к зоне ответственности той или иной структуры производится решением правительства после соответствующего согласования между министерствами обороны (жандармерия) и внутренних дел (полиция).
К зоне жандармской ответственности относятся:
- сельские округа и коммуны вне зависимости от их размеров и численности;
- речная и дорожная сеть вне городов;
- горные массивы и морские участки, кроме береговой линии, проходящей по городской черте;
- города и населенные пункты городского типа с численностью населения менее 20 тыс. человек.
Говоря о перспективах развития института жандармерии, следует заметить, что в решениях руководства страны и в соответствующих законодательных инициативах просматриваются тенденции поступательного движения вперед по следующим основным направлениям:
1) дальнейшая специализация;
2) взаимная координация правоохранительной деятельности с Национальной полицией, постепенное расширение зон ответственности Национальной жандармерии;
3) совершенствование правовой базы деятельности Национальной жандармерии;
4) использование международного опыта борьбы с преступностью, углубление сотрудничества с зарубежными правоохранительными органами.
Зоны ответственности жандармерии имеют значительную площадь, что в существенной степени компенсирует небольшую плотность населения. Опережающий рост преступлений, регистрируемых жандармами, во многом связан с расширением дорожной сети, развитием промышленных зон и увеличением населения объединенных с ними населенных пунктов городского типа. Если рост преступлений в областях ответственности жандармерии будет сохраняться, вскоре Национальная жандармерия опередит Национальную полицию в области обеспечения общественной безопасности. Так, если в 1990 г. в зонах ответственности Национальной жандармерии проживали 27 млн. человек, что составляло 46,9% всего населения Франции (на тот период 57,5 млн. человек), то к 2007 г., согласно расчетам Национального института статистики, этот показатель возрос до 34,6 млн. человек или 55,6% (при численности населения страны 62,2 млн. человек)2. В ближайшие годы развитие Национальной жандармерии продолжится по различным направлениям в соответствии с объективно существующими тенденциями как в самом французском обществе, так и в целом в масштабе Европейского Союза, учитывая криминогенную ситуацию последнего времени и участие
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007
Международное право
в операциях формирований Национальной жандармерии, которые проводятся совместно с коллегами из спецслужб Франции и других стран Европейского Союза против международных террористов.
1 См: Административное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 1996. С. 80-83.
2 См: Смирнов Л.Л. Современное состояние и перспективы развития национальной жандармерии Франции // Право и
безопасность. 2004. №4 (13).
0 2
(3 4
№ и
12 Т. Оюунчимэг*
и и
&
^ Генезис правовой системы Монголии
В этой статье рассматривается генезис правовой системы Монголии.
This article tells about the origin of Mongolia’s Legal System.
2 У Монгольского государства более чем 2000-летняя история, и возникло оно еще во время
g ^
государства Хунну, существовавшего в IV-I вв. до н.э.
^ История Монголии знала периоды могущества и расцвета, распада и упадка. Страна была
g колонизирована чужестранцами - и снова утвердила свою независимость. История права неразрывно % связана с историей государственности. В процессе эволюционного развития менялись цели, ^ содержание и формы монгольского права.
Среди источников, в которых нашли отражение вопросы борьбы с преступностью, крупнейшими считаются «Монголын нууц товчоо» и «Их засаг хууль»1.
^ При Чингисхане2 монголы (1185-1206) получили первый письменный свод обычаев под
названием «Их засаг» и продемонстрировали всему человечеству пример неуклонного соблюдения законов и принцип верховенства закона.
К этому времени высшая власть правосудия принадлежала самому хану. Чингисхан назначил главным начальником надзора за соблюдением закона князя Цагаадая, а главным судьей ^ государства князя - Шихи-хутага, установив при этом порядок обязательных записей о принятых решениях в «Синей тетради», которая, по наставлению Чингисхана, должна передаваться из поколения в поколение. Также Чингисхан повелел государственному судье: «Пока я буду править ^ государством, будь моим недремлющим оком и вездесущим ухом.... Приказа твоего никто не ^ смеет ослушаться или отменить. Справедливо решай судное дело и записывай обо всем этом в ^ синюю тетрадь...»3.
Судопроизводство велось нойонами - тысячными, сотенными, и десятичными образованиями4,
и только самые серьезные судебные дела и крупнейшие споры разрешались самим государем или
верховным государственным судьей. Судьи опирались на местные традиции и обычаи при вынесении своих решений. Во всех спорах разрешение через суд нежелательно; если судья сочтет нужным ^ примирение сторон, то он вносит свое решение.
^ Иными словами, тогда было положено начало судебной помощи для разрешения всевозможных
споров и разногласий, возникающих в повседневной жизни. Таким образом, «Их засаг» является законом, объединяющим обычные нормы в монгольском обществе5.
* Адъюнкт кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник полиции Монголии.