Научная статья на тему 'Задачи и функции складирования в логистической системе'

Задачи и функции складирования в логистической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1993
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКОЙ КОМПЛЕКС / КОНСОЛИДАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ / ТРАНСПОРТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТРАНЗИТНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи и функции складирования в логистической системе»

Е.Л. Курманова

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СКЛАДИРОВАНИЯ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Ключевые слова: логистическая система, материальный поток, транспортно-складской комплекс, консолидация, интеграция и координация, транспортные издержки, транзитные грузоперевозки, транспортная составляющая в стоимости продукции.

Помимо многообразных предприятий и организаций различных видов транспорта в доставке товаров непосредственно участвуют склады грузоотправителей и получателей, транспортных и посреднических организаций. На этих складах осуществляются подготовительно-заключительные операции перевозочного процесса, хранение грузов [2].

В отечественной литературе в логистике существует два подхода к определению склада. Во-первых, под складом понимается сложное техническое сооружение, которое состоит из множества взаимосвязанных элементов, имеющих определенную структуру и объединенных для выполнения конкретных функций по накапливанию и преобразованию материального потока. Во-вторых, склад — это эффективное средство управления запасами на различных участках логистической цепи и управления материальным потоком в целом.

В терминологическом словаре по логистике склад — это здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки, размещения, хранения, подготовки к производственному потреблению, поиска, комплектации, выдачи потребителям различной продукции. Складирование — это логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы. Складирование продукции необходимо в связи с имеющимися колебаниями циклов транспортировки. Склады различных типов могут создаваться в начале, середине и в конце транспортных грузопотоков. Склады следует рассматривать не просто как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль. Работа этих комплексов носит динамический стохастический характер ввиду неравномерности перевозок грузов.

Роль и место складирования в логистической системе целесообразно рассматривать на разных уровнях иерархии. На общегосударственном уровне проблемы создания складской системы имеют в значительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием единой транспортной системы страны, с определением числа складов, обеспечивающих обслуживание всей страны при бесперебойном снабжении клиентов, и т.д. На региональном уровне склады связаны с развитием и созданием новых территориально-производственных комплексов, в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы по видам продукции производственно-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров народного потребления (для снабжения населения). На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта.

© Курманова Е.Л., 2013

Возможное многообразие параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам, которые включают:

■ внутренние транспортные системы (конвейеры, авто- и электропогрузчики, вагонетки и пр.);

■ системы переработки грузов (системы штрих-кодирования, линии пакетирования и упаковки, сортировки, комиссионирования — составления заказов);

■ системы хранения грузов (стеллажи, специальные емкости, спецоборудование для сохранения качества грузов);

■ системы складского учета грузов (ручные и автоматизированные, компьютеризированные).

Задачи склада можно рассматривать как в традиционном, так и в логистическом аспекте. Традиционные задачи:

■ максимальное использование складских мощностей;

■ рациональное ведение погрузочно-разгрузочных и складских работ;

■ эффективное использование складского оборудования;

■ устранение потерь товаров при их складской обработке, хранении и т.д.

В логистическом аспекте:

■ консолидация партии отправок;

■ формирование уровня логистического сервиса;

■ развитие интеграции и координации взаимодействия со смежными звеньями логистической системы.

Складирование создает экономические и сервисные выгоды, которые объясняются тем, что использование одного или более складов ведет к непосредственному сокращению общих логистических издержек. Экономические выгоды тесно связаны с основными функциями логистики складирования, которые выполняются посредством организации складов: консолидация, разукрупнение, перевалка, доработка (отсрочка) и накопление запасов.

В настоящее время на российском рынке работает около 4 тыс. компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, в том числе более 3 тыс. перевозчиков и 1 тыс. экспедиторов. Порядка 760 компаний предоставляют складские услуги [1].

Главными проблемами на рынке в настоящий момент для 38,9% компаний являются создание складской логистической инфраструктуры и/или сети складских комплексов, для 29,4% - аренда современных складских площадей по приемлемым ценам.

Основным фактором, препятствующим становлению логистических компаний в России, является острая нехватка современных складских терминалов. Только 5% логистических операторов не оперируют на складских площадях, транспортного парка не имеют 25% из них. Общий объем собственных и арендованных складских площадей, на которых оперируют компании, составляет около 2,4 млн. кв. м, из которых доля складских операторов - 73,2%, а транспортных компаний - 26,8 %.

На примере сравнения России со странами ЕЭС по объему перевозок удельный вес мелких отправок в общих перевозках в ЕЭС в два раза выше, а по количеству отправок - в три с половиной раза выше в сравнении с отечественными терминалами. Это является следствием более низкого уровня работы с мелкими отправками на наших терминалах, а также наличием меньшего количества терминалов. Низкий уровень работы терминалов Российской Федерации, помимо низкого уровня обслуживания отправителей и получателей грузов, приводит к увеличению транспортных издержек.

Несмотря на низкий уровень организации работы отечественных терминалов, их рентабельность в результате отсутствия конкуренции до 2000 г. была в несколько раз выше, а вложение полученной прибыли в развитие терминальных систем (в процентах от общей прибыли) - значительно ниже зарубежных. По сравнению с западными компаниями уровень транспортно-экспедиционного обслуживания на наших терминалах отстает лет на десять. Многие западные компании не доверяют пока российским экспедиторам, либо не находят всего спектра услуг в одной компании. Доказательством того является выбор торговой сети Metro Group (Metro Cash & Carry) главным поставщиком логистических услуг в России компанию Schenker. Компания Heineken для перевозки оборудования на свои заводы в России также пользуется услугами иностранного экспедитора.

Географическое положение России предоставляет ей неисчерпаемый ресурс — быть связующим звеном в грузоперевозках между Западной Европой, Восточной Азией и Америкой. Между тем, существующие возможности транзитных грузоперевозок по российской территории используются сейчас не более чем на 2%, и в последнее время имеют отрицательную динамику.

Для координации всех видов транспорта необходимо выстроить межтранспортную логистическую систему на базе логистических центров, организующую взаимодействие всех участников транспортного процесса.

Цели создания такой логистической системы:

■ обеспечение беспрепятственного прохождения грузов через стыковые пункты транспортных узлов;

■ оптимизация перевозочного процесса с участием нескольких видов транспорта;

■ ускорение продвижения внешнеторговых грузов;

■ максимальное использование существующих возможностей всех видов транспорта и портов России;

■ привлечение дополнительных грузопотоков в транспортные коридоры, проходящие по территории РФ.

Достижение этих целей в конечном итоге позволит снизить затраты грузовладельцев на перевозку, уменьшить транспортную составляющую в стоимости продукции, повысить доходность и устойчивость функционирования транспортного комплекса России, будет способствовать развитию экономики страны в целом. Управление грузопотоками с участием смежных видов транспорта может быть реализовано на базе логистических центров, охватывающих всю «транспортную» территорию страны. Такая система должна быть создана по вертикальному централизованному принципу: Главный Логистический Центр — Региональные Логистические Центры — Районные Логистические Центры Транспортных Узлов. Логистические Центры в транспортных узлах целесообразно создавать на коммерческой основе, когда участниками являются акционеры смежных видов транспорта, других причастных организации, а также частные лица.

Создание логистической системы позволит:

■ сократить время передачи грузовых единиц с одного вида транспорта на дру-

■ рационально использовать инфраструктуру всех видов транспорта;

■ расширить перечень услуг, оказываемых при транспортировке грузов и выполняемых по современным требованиям — «от двери до двери» и «точно в срок»;

■ ускорить расчеты за перевозки и дополнительные услуги, сократить расходы на развитие электронного документооборота на каждом виде транспорта в отдельности, уменьшить затраты, связанные с обработкой бумажной документации;

■ сократить время таможенных, сертификационных и других процедур;

■ повысить качество предоставляемых услуг до международного уровня. И как результат — увеличить конкурентоспособность российской транспортной системы и рост доходности транспортного комплекса России в целом [3].

Литература

1. Газета «Транспорт России», № 12, 2007 г.

2. Гордон М. П., Тишкин Е. М. Усков Н. С. Как осуществить экономичную доставку товара отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. — М.: «Транспорт», 1993. — 64 с.

3. Журнал «Транспорт Российской Федерации», № 2, 2006 г.

Д.А. Палшков

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ

В РОССИИ

Ключевые слова: деловые путешествия, выставки, конгрессные мероприятия, инсентив-туризм, туризм.

В России активное развитие деловых путешествий началось в середине 90-х годов XX в., основное внимание в этом бизнесе тогда уделялось продаже авиабилетов. Если в странах Западной Европы продажа авиаперевозок составляет порядка лишь 15—20% общего объема рынка деловых путешествий, то в Российской Федерации она долгое время являлась основной составляющей индустрии деловых путешествий (по разным оценкам, не менее 70%). Однако, по мнению специалистов, в последние годы ситуация начала меняться, и все более весомое значение для операторов приобретает организация конференций, инсентив-туров, выставок и т.д. [3].

Компании, работающие в индустрии деловых путешествий, практически единодушно отмечают, что в России этот сегмент туристского рынка окончательно не сформировался, но продолжает динамично развиваться. Согласно статистике ЮНВТО, уровень расходов туристов-бизнесменов в среднем в три раза превышает расходы среднестатистического туриста на отдых. Принято считать, что заказчик деловой поездки ни в чем себе не отказывает и предпочитает бронировать все услуги, что называется, по максимуму. Но это далеко не так. Цена является одним из главных факторов при покупке бизнес-тура — деньги научились считать все. При профессиональном подходе турфирма, специализирующаяся на деловых путешествиях, может на 20—25% снизить расходы своего клиента, связанные с организацией путешествий [2].

При этом запросы западных и российских компаний к организации авиаперелета, условиям проживания и т. п. практически не отличаются. Например, стандартный вариант размещения при поездке на выставку — отель категории 3—4 звезды, при индивидуальном деловом туре — 4-звездная гостиница, при поездке на конференцию или инсен-тив-туре — 5-звездный отель. В отношении авиаперелета работает негласное правило

© Палшков Д.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.