Мирошник А.С.
аспирант кафедры организации перевозок и дорожного движения Ростовского государственного строительного университета, директор ООО «Форум» [email protected]
терминалльные перевозки
логистическая концепция управления
терминальными перевозками
_Аннотация
Статья посвящена проблеме логистизации терминальных систем. Предложено использовать терминальные перевозки в качестве варианта внедрения транспортного предприятия в логистическую цепь.
Терминальное обслуживание является необходимым звеном транспортного конвейера, без нормального функционирования которого нельзя осуществлять перевозочный процесс в оптимальном режиме. Оно обеспечивает ускорение доставки и повышение степени сохранности грузов, способствует организации ритмичности перевозок и регулярности поставок продукции, наиболее интенсивному использованию перевозочных средств, росту производительности труда и, в конечном счете, значительному сокращению транспортных издержек.
Терминалльные перевозки и логистическое пространство
Потенциал рынка транспортно-логистических услуг огромен, что привлекает к нему интерес потенциальных инвесторов, располагающих значительными свобод-
ными средствами. Но концепции вновь создаваемых логистических терминалов, не всегда отвечают требованиям современной транспортной логистики. Логистические терминалы во всем мире создаются с единственной целью - ускорить доставку грузов. Для этого предоставляются любые услуги, прежде всего обеспечивающие мультимодальность перевозок. Технологический процесс терминальной перевозки состоит из трех последовательных процедур (1):
- доставка груза на терминал и дальнейшее распределение с терминала;
- внутритерминальная грузопере-работка;
- линейный развоз груза между терминалами отправления и назначения.
При международных перевозках на терминалы завозятся грузы, требующие выполнения таможен-
транспортно-логистические усл
ных формальностей, подгруппи-ровки и хранения, причем необходимость осуществления тех или иных логистических операций определяется видом груза, размером партии груза, расстоянием перевозки, временем и т.п. Зарубежными транспортно-экспе-диторскими фирмами широко применяются операции сортировки грузов и комплектования отправок для ритейлеров с помощью автоматизированных сортировочных линий со сканированием штрих-кодов [3,4].
В своей логистической стратегии компании исходят из того, что заказчики не хотят работать с отдельными локальными поставщиками, а предпочитают логистическое партнерство. От своих логистических партнеров заказчики требуют реального содействия в сокращении затрат вне каналов дистрибью-ции, тем самым обеспечивая себе высокую конкурентоспособность внутри конкретной отрасли. При этом заказчики, как правило, заинтересованы в интегральном характере услуг, предлагаемых логистическими партнерами, например, в консолидации грузов, грузопере-работки, дополнительном сервисе, что и предлагают им терминальные системы.
Терминальный комплекс
Заинтересованность грузоотправителей проявляется в том, что фирмы, часть функций, связанных с реализацией и предпродажной подготовкой готовой продукции, но непосредственно не связанных с их основным производством, передают другим участникам логистической цепи. У отправителей и получателей грузов факторы, обеспечивающие интересы в создании логистической системы, в значительной степени совпадают. Получателям продукции, помимо снижения запасов и затрат на хранение грузов, позволяет снизить затраты в основном производстве. Экспедиторы и перевозчики грузов за счет участия в создании логистической системы получают постоянных заказчиков на перевозку. Внедрение логистики позволяет работать по более прогрессивным транспортным технологиям (терминальная), в результате чего при увеличении объема и повышении качества сервисных услуг уменьшаются расходы, возрастают рентабельность и сумма прибыли участников перевозочного процесса [2].
Логистику терминальных систем следует определить как совокупность технических средств, методов и действий по эффективной организации грузопотоков, включая их информационное, юридическое, финансовое обеспечение. Компонентами логистики терминальных систем являются: сами грузы со всеми их многочисленными характеристиками; все виды транспорта, включая как технические средства, так и организацию перевозок, вспомогательные
Ключевые слова:
логистика, терминал, автомобильный транспорт
Keywords:
logistics, terminal, road transport
объекты и сооружения; грузовые терминалы, перегрузочно-складс-кие комплексы со всеми устройствами, зданиями и сооружениями; технологией переработки и складирования грузов; информационное, юридическое, финансовое и кадровое обеспечение системы организации грузопотоков. Терминальный комплекс представляет собой группу инженерно-технических сооружений, оснащенный современным технологическим оборудованием, позволяющий выполнять весь комплекс услуг, связанных с процессом транспортирования и распределения, в том числе таможенную обработку, погрузо-разгрузочные операции, хранение, сортировку и формирование отправок, техническое обслуживание прибывающего подвижного состава, предоставление охраняемой стоянки, страхование, информационные услуги и многое другое.
Задачи, решаемые терминальным комплексом
Грузовые терминалы, как звено логистической терминальной системы представляют собой технические объекты для перегрузки грузов с одних видов транспорта на другие, и они создаются в пунктах взаимодействия друг с другом этих разных видов транспорта. При этом в большинстве случаев, кроме перегрузочных операций, на грузовых терминалах выполняют также временное хранение грузов, сортировку, комплектацию, формирование грузовых транспортных единиц и т.д. - всего до 40 технологических операций. Все эти грузовые операции требуют
определенного информационного сопровождения. Поэтому работа грузового терминала невозможна без информационного, юридического, финансового обеспечения перерабатываемых грузопотоков. Таким образом, логистический центр с полным комплексом логистических услуг - это и есть грузовой терминал как самостоятельное предприятие.
Задачи, которые возникают при создании и эксплуатации терминального комплекса:
- определение целесообразности участия терминального комплекса в обслуживании материального потока, с точки зрения «точно в срок»;
- определение экономической целесообразности участия терминального комплекса в канале грузопотоков с целью экономии расходов;
- идентификация оптимальной партии груза, формируемой на терминале;
- определение условий экономической целесообразности создания терминального комплекса на канале грузопотоков в зависимости от мощности материальных потоков.
Координация логистического обеспечения транспортно-складского рынка
Работа большинства перегрузочных пунктов значительно затрудняется из-за несоответствия их технического оснащения постоянно возрастающим объемам перевозок груза. Диспропорции в развитии мощностей транспортных устройств возникают не только при взаимодействии различных видов
транспортно-логистические услуги
транспорта, но и в пределах функционирования одного вида транспорта. При этом главным вопросом определения мощности постоянных устройств является проверка их пропускной способности и при ее недостатке выбор экономического варианта усиления устройств с учетом технико-экономических показателей.
Сложность этих задач заключается в необходимости учета многочисленных одновременно и последовательно протекающих в перевалочном пункте производственных процессов, их стохастичность, наличия между ними связей, влияния многочисленных факторов и ограничений, накладываемых на систему. Для решения данной задачи широко применяются экономико-математические методы, аналитические формулы теории массового обслуживания, методы имитационного моделирования и т.д. Логистическая концепция управления перевозками находит все более широкое применение в практической деятельности транспортных предприятий и ложится в
основу их экономической стратегии и обеспечивает тесную координацию логистического обеспечения транспортно-складского рынка и производства.
Литература
1. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128 с.
2. Домнина С.В. и др. Опыт работы транспортно-экспедиционных фирм за рубежом, их роль в организации логистических систем / АСМАП. - М., 1994. - 43 с.
3. Evers J., Loeve L, Lindeijer D.G, The Service-Oriented Logistics Control and Engineering System: SERVICES Logistics Information Management, Vol 13, No2. 2000.
4. Brugge R. Logistical developments in urban distribution and their impact on energy use and the environment, in: Freight transport and the environment. Elsevier Science Publishers, Amsterdam.1991, pp 331342.
Miroshnik A.S.
Post-graduate student, Chair of Transportation and Road Traffic Organizing, Rostov State University of Civil Engineering, Director, «Forum» LLC
Logistic Concept of Terminal Transportation Management
_Abstract
The article is devoted to logistization of terminal systems. The author suggests using terminal transportation as an option for the introduction of a transport company in the logistic chain.