Научная статья на тему 'Логистическая концепция управления терминальными перевозками'

Логистическая концепция управления терминальными перевозками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1617
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ТЕРМИНАЛ / TERMINAL / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ROAD TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошник А. С.

Статья посвящена проблеме логистизации терминальных систем. Предложено использовать терминальные перевозки в качестве варианта внедрения транспортного предприятия в логистическую цепь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistic Concept of Terminal Transportation Management

The article is devoted to logistization of terminal systems. The author suggests using terminal transportation as an option for the introduction of a transport company in the logistic chain.

Текст научной работы на тему «Логистическая концепция управления терминальными перевозками»

Мирошник А.С.

аспирант кафедры организации перевозок и дорожного движения Ростовского государственного строительного университета, директор ООО «Форум» [email protected]

терминалльные перевозки

логистическая концепция управления

терминальными перевозками

_Аннотация

Статья посвящена проблеме логистизации терминальных систем. Предложено использовать терминальные перевозки в качестве варианта внедрения транспортного предприятия в логистическую цепь.

Терминальное обслуживание является необходимым звеном транспортного конвейера, без нормального функционирования которого нельзя осуществлять перевозочный процесс в оптимальном режиме. Оно обеспечивает ускорение доставки и повышение степени сохранности грузов, способствует организации ритмичности перевозок и регулярности поставок продукции, наиболее интенсивному использованию перевозочных средств, росту производительности труда и, в конечном счете, значительному сокращению транспортных издержек.

Терминалльные перевозки и логистическое пространство

Потенциал рынка транспортно-логистических услуг огромен, что привлекает к нему интерес потенциальных инвесторов, располагающих значительными свобод-

ными средствами. Но концепции вновь создаваемых логистических терминалов, не всегда отвечают требованиям современной транспортной логистики. Логистические терминалы во всем мире создаются с единственной целью - ускорить доставку грузов. Для этого предоставляются любые услуги, прежде всего обеспечивающие мультимодальность перевозок. Технологический процесс терминальной перевозки состоит из трех последовательных процедур (1):

- доставка груза на терминал и дальнейшее распределение с терминала;

- внутритерминальная грузопере-работка;

- линейный развоз груза между терминалами отправления и назначения.

При международных перевозках на терминалы завозятся грузы, требующие выполнения таможен-

транспортно-логистические усл

ных формальностей, подгруппи-ровки и хранения, причем необходимость осуществления тех или иных логистических операций определяется видом груза, размером партии груза, расстоянием перевозки, временем и т.п. Зарубежными транспортно-экспе-диторскими фирмами широко применяются операции сортировки грузов и комплектования отправок для ритейлеров с помощью автоматизированных сортировочных линий со сканированием штрих-кодов [3,4].

В своей логистической стратегии компании исходят из того, что заказчики не хотят работать с отдельными локальными поставщиками, а предпочитают логистическое партнерство. От своих логистических партнеров заказчики требуют реального содействия в сокращении затрат вне каналов дистрибью-ции, тем самым обеспечивая себе высокую конкурентоспособность внутри конкретной отрасли. При этом заказчики, как правило, заинтересованы в интегральном характере услуг, предлагаемых логистическими партнерами, например, в консолидации грузов, грузопере-работки, дополнительном сервисе, что и предлагают им терминальные системы.

Терминальный комплекс

Заинтересованность грузоотправителей проявляется в том, что фирмы, часть функций, связанных с реализацией и предпродажной подготовкой готовой продукции, но непосредственно не связанных с их основным производством, передают другим участникам логистической цепи. У отправителей и получателей грузов факторы, обеспечивающие интересы в создании логистической системы, в значительной степени совпадают. Получателям продукции, помимо снижения запасов и затрат на хранение грузов, позволяет снизить затраты в основном производстве. Экспедиторы и перевозчики грузов за счет участия в создании логистической системы получают постоянных заказчиков на перевозку. Внедрение логистики позволяет работать по более прогрессивным транспортным технологиям (терминальная), в результате чего при увеличении объема и повышении качества сервисных услуг уменьшаются расходы, возрастают рентабельность и сумма прибыли участников перевозочного процесса [2].

Логистику терминальных систем следует определить как совокупность технических средств, методов и действий по эффективной организации грузопотоков, включая их информационное, юридическое, финансовое обеспечение. Компонентами логистики терминальных систем являются: сами грузы со всеми их многочисленными характеристиками; все виды транспорта, включая как технические средства, так и организацию перевозок, вспомогательные

Ключевые слова:

логистика, терминал, автомобильный транспорт

Keywords:

logistics, terminal, road transport

объекты и сооружения; грузовые терминалы, перегрузочно-складс-кие комплексы со всеми устройствами, зданиями и сооружениями; технологией переработки и складирования грузов; информационное, юридическое, финансовое и кадровое обеспечение системы организации грузопотоков. Терминальный комплекс представляет собой группу инженерно-технических сооружений, оснащенный современным технологическим оборудованием, позволяющий выполнять весь комплекс услуг, связанных с процессом транспортирования и распределения, в том числе таможенную обработку, погрузо-разгрузочные операции, хранение, сортировку и формирование отправок, техническое обслуживание прибывающего подвижного состава, предоставление охраняемой стоянки, страхование, информационные услуги и многое другое.

Задачи, решаемые терминальным комплексом

Грузовые терминалы, как звено логистической терминальной системы представляют собой технические объекты для перегрузки грузов с одних видов транспорта на другие, и они создаются в пунктах взаимодействия друг с другом этих разных видов транспорта. При этом в большинстве случаев, кроме перегрузочных операций, на грузовых терминалах выполняют также временное хранение грузов, сортировку, комплектацию, формирование грузовых транспортных единиц и т.д. - всего до 40 технологических операций. Все эти грузовые операции требуют

определенного информационного сопровождения. Поэтому работа грузового терминала невозможна без информационного, юридического, финансового обеспечения перерабатываемых грузопотоков. Таким образом, логистический центр с полным комплексом логистических услуг - это и есть грузовой терминал как самостоятельное предприятие.

Задачи, которые возникают при создании и эксплуатации терминального комплекса:

- определение целесообразности участия терминального комплекса в обслуживании материального потока, с точки зрения «точно в срок»;

- определение экономической целесообразности участия терминального комплекса в канале грузопотоков с целью экономии расходов;

- идентификация оптимальной партии груза, формируемой на терминале;

- определение условий экономической целесообразности создания терминального комплекса на канале грузопотоков в зависимости от мощности материальных потоков.

Координация логистического обеспечения транспортно-складского рынка

Работа большинства перегрузочных пунктов значительно затрудняется из-за несоответствия их технического оснащения постоянно возрастающим объемам перевозок груза. Диспропорции в развитии мощностей транспортных устройств возникают не только при взаимодействии различных видов

транспортно-логистические услуги

транспорта, но и в пределах функционирования одного вида транспорта. При этом главным вопросом определения мощности постоянных устройств является проверка их пропускной способности и при ее недостатке выбор экономического варианта усиления устройств с учетом технико-экономических показателей.

Сложность этих задач заключается в необходимости учета многочисленных одновременно и последовательно протекающих в перевалочном пункте производственных процессов, их стохастичность, наличия между ними связей, влияния многочисленных факторов и ограничений, накладываемых на систему. Для решения данной задачи широко применяются экономико-математические методы, аналитические формулы теории массового обслуживания, методы имитационного моделирования и т.д. Логистическая концепция управления перевозками находит все более широкое применение в практической деятельности транспортных предприятий и ложится в

основу их экономической стратегии и обеспечивает тесную координацию логистического обеспечения транспортно-складского рынка и производства.

Литература

1. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128 с.

2. Домнина С.В. и др. Опыт работы транспортно-экспедиционных фирм за рубежом, их роль в организации логистических систем / АСМАП. - М., 1994. - 43 с.

3. Evers J., Loeve L, Lindeijer D.G, The Service-Oriented Logistics Control and Engineering System: SERVICES Logistics Information Management, Vol 13, No2. 2000.

4. Brugge R. Logistical developments in urban distribution and their impact on energy use and the environment, in: Freight transport and the environment. Elsevier Science Publishers, Amsterdam.1991, pp 331342.

Miroshnik A.S.

Post-graduate student, Chair of Transportation and Road Traffic Organizing, Rostov State University of Civil Engineering, Director, «Forum» LLC

Logistic Concept of Terminal Transportation Management

_Abstract

The article is devoted to logistization of terminal systems. The author suggests using terminal transportation as an option for the introduction of a transport company in the logistic chain.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.