Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)'

ЗАДАЧИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумаков В. И.

Статья посвящена изучению места исторических дисциплин в формировании общекультурных компетенций студентов медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ), обучающихся на медицинских и гуманитарных специальностях. Осуществлен теоретической анализ темы в отечественной и зарубежной историко-педагогической науке. Обоснована необходимость наличия исторических дисциплин в системе высшего профессионального медицинского образования. На основе многолетнего педагогического опыта представлены педагогические технологии, разработанные авторами, наиболее полно формирующие общекультурные и профессиональные компетенции в рамках исторических дисциплин. Приведены данные педагогического исследования по заявленной теме, эксплицированы мнения обучающихся о содержании исторических дисциплин, о процессе формирования знаний, умений и навыков в общей подготовке студента медицинского ВУЗа. Отражена практическая значимость проведенного исследования для совершенствования педагогического процесса на занятиях в медицинском ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумаков В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AIMS OF HUMANITIES IN THE TRAINING OF MEDICAL STUDENTS ON THE EXAMPLE OF HISTORY SUBJECTS

The article is devoted to the study of the place of history subjects in the formation of general cultural competencies of medical students. A theoretical analysis of the topic in domestic and foreign history and pedagogical science has been carried out. The necessity of history subjects in the system of higher professional medical education is substantiated. Based on many years of experience, pedagogical technologies developed by the authors are presented that most fully form general cultural and professional competencies within historical subjects. The data of pedagogical research on the topic are given, the opinions of students on the content of history subjects, on the process of forming knowledge, skills and abilities of medical students are explicated. The practical significance of the study for improving the pedagogical process in a medical university is reflected.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)»

Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2S):3612. doi:10.15829/1728-8800-2023-3612 ISSN 1728-8800 (Print) ISSN 2619-0125 (Online)

ш

РОПНИЗ

%0j

Hl ,

«мин

V9

РОССИЙСКОЕ

КАРДИОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Задачи гуманитарных дисциплин в подготовке студентов медицинского высшего учебного заведения (на примере исторических дисциплин)

Чумаков В. И.

ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный медицинский университет" Минздрава России. Волгоград, Россия

Статья посвящена изучению места исторических дисциплин в формировании общекультурных компетенций студентов медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ), обучающихся на медицинских и гуманитарных специальностях. Осуществлен теоретической анализ темы в отечественной и зарубежной историко-педагогической науке. Обоснована необходимость наличия исторических дисциплин в системе высшего профессионального медицинского образования. На основе многолетнего педагогического опыта представлены педагогические технологии, разработанные авторами, наиболее полно формирующие общекультурные и профессиональные компетенции в рамках исторических дисциплин. Приведены данные педагогического исследования по заявленной теме, эксплицированы мнения обучающихся о содержании исторических дисциплин, о процессе формирования знаний, умений и навыков в общей подготовке студента медицинского ВУЗа. Отражена практическая значимость проведенного исследования для совершенствования педагогического процесса на занятиях в медицинском ВУЗе. Ключевые слова: исторические дисциплины, педагогические технологии, гуманитаризация, медицинское образование, сократиче-

ский диалог, система ценностей обучающегося, общекультурные компетенции.

Отношения и деятельность: нет.

Поступила 31/05-2023 Рецензия получена 09/06-2023 Принята к публикации 16/06-2023

Для цитирования: Чумаков В. И. Задачи гуманитарных дисциплин в подготовке студентов медицинского высшего учебного заведения (на примере исторических дисциплин). Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2Б):3612. 1^:10.15829/1728-8800-2023-3612. ЕРЫ Ш.УТР

The aims of humanities in the training of medical students on the example of history subjects

Chumakov V. I.

Volgograd State Medical University. Volgograd, Russia

The article is devoted to the study of the place of history subjects in the formation of general cultural competencies of medical students. A theoretical analysis of the topic in domestic and foreign history and pedagogical science has been carried out. The necessity of history subjects in the system of higher professional medical education is substantiated. Based on many years of experience, pedagogical technologies developed by the authors are presented that most fully form general cultural and professional competencies within historical subjects. The data of pedagogical research on the topic are given, the opinions of students on the content of history subjects, on the process of forming knowledge, skills and abilities of medical students are explicated. The practical significance of the study for improving the pedagogical process in a medical university is reflected. Keywords: history subjects, pedagogical technologies, humanita-rization, medical education, Socratic dialogue, student's value system, general cultural competencies.

ВУЗ — высшее учебное заведение.

Relationships and Activities: none.

Chumakov V. I. ORCID: 0000-0002-3119-9337.

Corresponding author: tchumakov.vi@gmail.com

Received: 31/05-2023 Revision Received: 09/06-2023 Accepted: 16/06-2023

For citation: Chumakov V. I. The aims of humanities in the training of medical students on the example of history subjects. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2023;22(2S):3612. doi:10.15829/1728-8800-2023-3612. EDN RVLVTF

Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): e-mail: tchumakov.vi@gmail.com

[Чумаков В. И. — доцент кафедры медико-социальных технологий с курсом педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования, ORCID: 0000-0002-31199337].

Введение

Современные тенденции гуманизации и гуманитаризации высшего медицинского образования находят свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах и научных исследованиях ученых в сфере высшего медицинского образования [1]. Значительные изменения произошли в программах подготовки студентов высших учебных заведений (ВУЗ) медицинского, медико-биологического и гуманитарного профилей (менеджеры в сфере здравоохранения, клинические психологи, специалисты по социальной работе в здравоохранении). В педагогическом дискурсе активно муссируется запрос на всестороннее осмысление вопроса качества высшего образования [2]. Ведутся дискуссии о том, не перегружены ли гуманитарные и социальные науки часами в подготовке студентов в высшей медицинское школе? Есть мнение, что необходимо значительно сократить объем нагрузки социально-гуманитарного блока дисциплин в пользу профильных предметов, медицинского и биологического направлений. Разумеется, обучающиеся тратят значительное количество времени и сил на подготовку к занятиям по гуманитарным предметам, а также проектирование и написание многочисленных самостоятельных работ по данным дисциплинам, что обуславливает перегрузку и невротизацию учащихся. В силу этого звучат призывы "разгрузить студентов от якобы "излишних" занятий по непрофильным дисциплинам. Основным минусом современного медицинского образования считается недостаточный акцент на гуманитарное воспитание будущего специалиста. По мнению Аквит В. С. и Никонорова А. А., "гуманитарным дисциплинам отводится особое место. Они призваны формировать гуманного человека, развивать навыки свободной, правильной и красивой речи, способствовать развитию мышления, знакомить с элементарными приемами научно-критического исследования" [3].

Гуманитарные науки выполняют инструментальную функцию, когда они напрямую применяются в ежедневной практике клинициста. Так, например, изучение изобразительного искусства по сюжетам картин не только позволит проследить эволюцию медицинского знания, но и положительным образом отразится на развитии способностей будущего врача визуально распознавать клинические признаки и симптомы того или иного заболевания у пациента. Применение интеллект-карт (методика графической систематизации учебной информации), активно используемых в преподавании гуманитарных дисциплин, позволяет также систематизировать медицинское знание при изучении анатомии, физиологии и др., а в дальнейшем позволит медицинскому работнику научиться перерабатывать большие объёмы информации

в своей деятельности. Интеллект-карты позволяют графически представить учебную информацию, художественно обозначить изучаемую тему. Создание и использование интеллект-карт развивает логическое мышление, когнитивную визуализацию обучающихся. Представление ассоциативных моделей увеличивает эффективность запоминания информации, что в значительной степени улучшает результаты обучения [4]. Интеграция гуманитарной составляющей в клинические дисциплины медицинских ВУЗов позволит не только сформировать у студентов системные знания, но и решить задачу подготовки современного конкурентоспособного специалиста с устойчивой системой ценностей: гуманное и толерантное отношение к пациенту, независимо от его культурных, гендерных, возрастных и этнических особенностей, необходимым набором общекультурных и профессиональных компетенций (soft-skills), позволяющих качественно и ответственно выполнять профессиональные обязанности, что, в свою очередь, положительным образом скажется на сохранении престижа профессии врача, снизит рост недоверия к медицине, вызванного отчасти ее дегуманизацией.

Большое значение современные студенты уделяют практико-ориентированности тех знаний, которые они формируют в ВУЗе. Им не нравится роль пассивного слушателя, неохотно воспринимают позицию преподавателя ВУЗа как носителя безоговорочных истин, непогрешимого оракула, вещающего с высокой трибуны академическое знание. Современные студенты довольно прагматичны — четко дифференцируют изучаемые дисциплины на "нужные" и "ненужные". К первым относятся те, которые непосредственно связаны с выбранной профессией, а в разряд "ненужных", как правило, попадает блок гуманитарных и ряд теоретических дисциплин естественно-научного плана. В отношении к этим предметам у студентов одна мотивация: скорее избавиться как от балласта (сдать зачет и экзамен) и забыть навсегда. В основе такого подхода лежит устойчивое представление, когда медицина рассматривается лишь как ремесло, а врач — ремесленник, который, сформировав знания и усвоив определенные умения, может довести их до совершенства путем систематического повторения (навыки). Но медицина как вид духовно-практической деятельности, как важный компонент социальной сферы, как особая форма межчеловеческой коммуникации — это явление культуры, что требует понимания ценностей, формирующих личность врача. В стремительно меняющемся обществе врачу важно не растерять свои человеческие качества (видеть в пациенте не только тело, требующее лечения, но и рассматривать больного человека как личность с определенным отношением к болезни и статусу пациента, потребностями в психологи-

ческой поддержке со стороны медицинского работника). Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным [5]. Перестройка структуры и содержания профессионального образования, на первый взгляд, должна быть нацелена на усиление профессионализации выпускников ВУЗов. Но опросы как молодых специалистов, так и работодателей свидетельствуют о сохраняющейся в течение уже многих лет неудовлетворенности уровнем подготовки вчерашних студентов (бакалавров и магистров). По разным оценкам, от 30 до 60% опрошенных российских работодателей недовольны уровнем подготовки выпускников ВУЗов. В связи с этим возникает вопрос: насколько оправданы решения о сокращении числа дисциплин общегуманитарного цикла (в частности, социологии) и количества учебных часов, отводимых на их освоение [6].

В целом в отечественной педагогике рассмотрение роли гуманитарного знания в высшем медицинском образовании освещено всесторонне, однако задачи этого знания выделены недостаточно кристаллизовано. Необходимо перечислить те задачи, которое гуманитарное знание выполняет в подготовке студента-медика, клинического ординатора, аспиранта в высшем медицинском образовании. Одной из задач гуманитарного знания в подготовке врача является формирование компетенции по достижению доверительного контакта в диадах врач-пациент, врач-родственник пациента, врач-врач. Навык проведения занятия клиническими ординаторами оттачивает коммуникативные компетенции обучающегося: аспиранты медицинского ВУЗа ведут занятия у студентов, поэтому им крайне важно освоить основы дидактики, проектирования и проведения занятий, сущности и методик формирования критического/клинического мышления у обучающихся, коммуникативные приемы педагогического общения. Задача общегуманитарной педагогической подготовки врача заключается в осознании своего призвания, воспитании общей культуры, получении большой суммы профессиональных знаний и навыков, которые должны найти свою реализацию в повседневной работе лечебно-профилактических учреждений. С этой точки зрения требования к педагогической и профессиональной культуре преподавателя медицинского ВУЗа, его человеческим качествам высоки.

По мнению зарубежных авторов, общественно-гуманитарные дисциплины играют важную роль в формировании гармонично развитой лич-

ности, проявляющей свои умения, навыки в профессиональной технической сфере повседневной деятельности. Важнейшим приоритетом общественных дисциплин является их комплексный характер: эти дисциплины охватывают исторические, социальные, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные аспекты культуры. Изучение указанных предметов выдвигает на первый план общегуманитарные аспекты духовно-нравственного воспитания высококвалифицированного специалиста и гражданина, личности, способной ориентироваться в сложных явлениях современного мира в условиях глобализации. Одной из первостепенных задач обучения высококвалифицированных специалистов является развитие их гуманитарной культуры, интеллекта, способности к самореализации и творческой активности. Воспитание людей в духе высокой духовности, национальной идеи требует учёта особенностей развития всех сфер общественной жизни, разумного использования эффективных методов и средств образования, обучения и воспитания, пропаганды, просвещения и агитации [7]. В ВолгГМУ сложилась научная традиция рефлексии взаимосвязей медицины, человека и общества [8]. В сфере медицины и высшего медицинского образования появились новые нерешенные проблемы в аспекте гуманизации: медикализация, гипердиагностика, коммерциализация и коррупция, потеря внимания и поддержки к уважительному и бережному отношению к духовным корням медицины, истории медицинской этики. Данное положение преодолевается переходом от абсолютизации естественнонаучной парадигмы (биомедицинской) к гуманистической парадигме, переходом от патерналистской деонто-логической модели отношения врач-пациент, к биоэтической партнерской модели1 [9].

Особое место среди гуманитарных наук в высшем профессиональном образовании занимают исторические дисциплины. В общем плане, изучение исторических дисциплин обеспечивает важный компонент гуманитарной подготовки врача, которая должна включать достаточное место в воспитательном процессе нравственности, духовности, милосердия, отзывчивости, доброты и чувства сострадания — т.е. тех черт характера, без которых врач превратится в ремесленника. Уважение к личности другого человека, стремление к взаимодействию с Другим на межличностном уровне должны присутствовать в системе ценностей каждого медицинского работника, менеджера, психолога, биолога, специалиста по социальной работе в системе

1 Чижова В. М. Антропологический смысл отечественного естествознания. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Волгоградская медицинская академия. Волгоград, 2002.

здравоохранения. Конструктивная коммуникация студента с другими студентами и преподавателями возможна только в случае успешной адаптации обучающегося к системе подготовки университета, значительно отличающейся от школы, начиная с первого курса. Задача ВУЗа в этот сложный для молодого человека период помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества [10]. Эту задачу также решают гуманитарные дисциплины путем формирования у студента навыков коммуникации и разрешения конфликтов, умений работы в команде, получения опыта участия в различных интерактивных методиках обручения, которыми изобилуют дисциплины немедицинского профиля: сократический диалог, peer-assessment (методика взаимного оценивания и вопрошания), риторика, деловые и ролевые игры, тренинги, драматизация и др.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью духовно-нравственного воспитания высококвалифицированного специалиста (врача) посредством изучения гуманитарных дисциплин (в частности истории) и тенденции к сокращению доли гуманитарных дисциплин в перечне изучаемых предметов и отношению к таким дисциплинам со стороны студентов-медиков как "полуобязательным".

Цель исследования: определить задачи гуманитарных дисциплин в подготовке студентов медицинского ВУЗа (на примере исторических дисциплин).

Материал и методы

Методом исследования для данного вида научной работы был выбран опрос в форме анкетирования. Опрос проходил в период сентябрь-декабрь 2021г, анонимно. В опросе приняли участие 239 человек — студентов и клинических ординаторов Волгоградского государственного медицинского университета, из них 79,5% женского пола и 20,5% мужского пола. Среди респондентов — студенты 1-5 курсов Волгоградского государственного медицинского университета, а также клинические ординаторы и аспиранты, большинство: 61,5% — студенты 1-го курса.

Результаты и обсуждение

Согласно результатам проведенного анкетирования, были получены следующие результаты. Респондентам было предложено ответить на вопросы относительно ряда исторических дисциплин: история социальной работы, которая преподаётся на первом курсе направления социальная работа: профиль медико-социальная работа с населением и история, которую изучают студенты первого курса практических всех специальностей медицинского ВУЗа.

Респондентам был задан вопрос открытого типа — что такое история? Многие ответили фразами (орфография авторов сохранена): "это гуманитарная наука, которая изучает прошлое человеческого общества, закономерности его развития", "история — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий", "гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом", "важная область познаний о мире, позволяющая нам анализировать человека, его поведение, социальные взаимодействия и положение в обществе на протяжение многих лет", "то, что связывает нас с прошлым. Без неё никуда. Каждый человек должен знать историю своей семьи, историю своей страны и всего мира", "наука, рассказывающая нам о событиях, которые были в прошлом, об ошибках наших предков, которые впредь люди в настоящем не должны повторять", "наука, обеспечивающая нас необходимыми знаниями о прошлом, о развитии человека, о развитии государства и мира в целом, дабы понимать общую картину мира", "область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом", "история — это не просто наука, а прежде всего, память о всех событиях, который претерпевал наш мир, период развития общества", "раздел науки, изучающий прошлое, настоящие и будущее нашей страны; это часть нашей жизни, это то, что мы сами "строим", "история является очень важной наукой, благодаря ей можно проследить четкую хронологию событий, изучить временные периоды нашего мира", "история это важная наука, которая рассказывает людям о событиях прошлых лет, о положительных и отрицательных последствиях тех или иных ситуаций".

Некоторые ответы были очень оригинальны: "история — это то, что помогает потомкам понять и узнать, как жили предки, откуда появились государства, народы и страны", "история — это и есть наша жизнь. Она включает в себя прошлое, настоящее и даже будущее. История помогает понять, что будет нас ожидать, потому что все циклично в мире", "история — циклический процесс существования".

Несколько ответов студентов сводилось к тому, что "история — это дисциплина, которая позволяет посмотреть и проанализировать ошибки наших предшественников" или "огромное пособие по человеческим ошибкам, которые нельзя повторять, и успехам, к которым нужно стремиться", "история — это знание о прошлом. Эти знания помога-

ют нам предугадать ход многих событий, учат нас вести в определённых ситуациях, чтобы не совершать ошибок", "наука о прошлом, не позволяющая совершать его ошибок".

Некоторые респонденты очень скептически относятся к истории: "для меня вопрос истории абстрактный. Из-за того, что она вся писаная, переписанная, я довольно скептически отношусь к ней", "череда событий, описанных победителями по их цензуре".

Следующий вопрос был задан студентам направления социальная работы — что дает им изучение истории социальной работы. 41,3% опрошенных считают, что изучение истории социальной работы помогает им осознать социальную значимость выбранной профессии. Это говорит о том, что предмет история социальной работы помогает сформировать профессиональную идентичность, 33,9% респондентов эта дисциплина мотивирует на самостоятельное изучение истории, наибольший процент ответили — способствует лучшему пониманию процессов, протекающих в современном обществе 55,4%.

Исходя из результатов, в преподавании истории социальной работы следует включить техники "сторителинга" и "бенчмаркинга" — примеры известных ученых, нашедших свое призвание, примеры успешных стран, в т.ч по причине высокого уровня развития социальной работы. К примеру, студенты изучают деятельность наркома социального обеспечения А. Коллонтай и уникальные достижения советского периода в построении общества социальной справедливости. Студенты учатся видеть взаимосвязи между советским прошлым и современной Россией, активно используя исторические источники. Среди зарубежных деятелей особое внимание уделяется биографии основателя диагностической школы социальной работы США М. Э. Ричмонд, анализируется опыт построения welfare state в Соединенных Штатах Америки в период Нового курса Ф. Д. Рузвельта, сопоставляется социальный и профессиональный статус социального работника в зарубежных странах и в России.

Следующий вопрос касался мнения студентов о том, какие вопросы исторического процесса следует раскрыть наиболее глубоко (орфография авторов сохранена). Много вариантов касалось необходимости раскрытия истории медицины: "мне было бы интереснее изучать историю медицины, возникновения болезней, открытие лекарств и научные прорывы", "историю нашей страны, а так же, если говорить и об истории медицины, то хотелось. бы узнать более глубоко развитие русской медицины", "история создания медицинской этики", в тематическом плане истории социальной работы включены дидактические единицы, раскрывающие развитие медицины в античном мире, араб-

ском халифате, в эпоху европейского Ренессанса, Нового времени, подробно изучается советская модель здравоохранения. Прозвучали и такие мнения: "влияние событий на социальную сферу и их последствия в оценке нынешнего поколения, а также события затрагивающие несколько стран должны нести в себе последствия для всех затронутых стран", "вопросы, наиболее тесно касающиеся будущей профессиональной деятельности и дающие общее представление о событиях прошлого", "работа с источниками, изучение истории родного края, изучение главных исторических событий и их предпосылки", "необходимо устанавливать взаимосвязь всех процессов, учитывая хронологические рамки", "культурные, философские/идеологические аспекты, причинно-следственные связи в истории", "вопросы, которые связаны с историей развития человечества, а также те вопросы, которые связаны с войной. Люди должны иметь представления о ней, какой ужасной она может быть. Лишь так мы можем постараться предотвратить последующие военные конфликты". Студенты направления социальная работа находят исторические параллели между развитием медицины и социальной работы, учатся оценке медико-социальных явлений на основе ретроспективного анализа.

Есть мнения о том, что "в нашем ВУЗе историю и другие гуманитарные науки преподают на очень высоком уровне, весь необходимый материал нам излагают очень подробно и интересно". Были и такие: "я не верю многим событиям, которые написаны в учебниках истории. Поэтому затрудняюсь ответить". Следует отметить, что 9,1% скептиков считают, что изучение истории ничего им не дает.

Следующим был задан вопрос о способах повышения мотивации к изучению исторических дисциплин. 38,7% студентов считают, что обогатить учебный процесс смогут обучающие фильмы, и, что самое важное, 19% считают мотивирующими интерактивные методики преподавания, 18,1% основой повышения мотивации оценивают возможность применения полученного исторического знания на практике. 14,8% респондентов оценивают уровень учебной мотивации как достаточный. В средства обучения по дисциплине "История социальной работы" включены такие фильмы, как "Великая депрессия", "Мэри Ричмонд" и др.

Одним из ключевых вопросов исследования был: "какие формы лекций в преподавании исторических дисциплин Вам более интересны?". Были получены следующие ответы: большинство отдает предпочтение лекции-визуализации, что вполне ожидаемо, т.к. презентации удобно воспринимать визуально. По 11,8% студентов отдают предпочтение лекциям в форме сократического диалога и монологическим формам подачи учебного материала. 8,9% респондентов считают результативны-

ми лекции-пресс-конференции, 8% обучающихся симпатизируют бинарным лекциям.

Результаты опроса были учтены в педагогическом процессе в 2022-2023 учебном году. В ходе преподавания истории социальной работы практикуются лекции с элементами сократического диалога, лекции с проблемным изложением. Например, преподаватель задает студентам вопросы сократического характера: "что является движущими силами исторического процесса?", "какова роль личности в истории?", "насколько историческая наука определяется тем или иным политическим режимом?", "какие события разделяют различные этапы развития социальной работы в России?". Сократический диалог и лекция в форме проблемного изложения учат студентов концепутализации: т.е. формулированию понятий, классификации: например студенты первого курса учатся типологи-зировать формы, субъекты и объекты социальной помощи по эпохам и т.д. Студенты расширяют свой кругозор, получают системные знания и умения в сфере истории, истории медицины, этапов развития системы социальной защиты и социального обслуживания, что позволяет им получить фундаментальные социогуманитарные знания и расширить и углубить свои представления о богатом социокультурном опыте предшествующих поколений, что способствует формированию общекультурных компетенций.

Следующий вопрос был посвящен практическому применению исторического знания. 36,6% респондентов оценивают практико-ориентирован-ность занятий по истории максимально на 5 баллов. Такой же процент — 33,6 на 4 балла. В целом можно сделать вывод о том, что студенты надеются применить знания по истории на практике. Изучение исторических источников и опыт анализа исторических текстов в студенческой группе обеспечивает условия для получения студентами компетентностного опыта анализа научного текста, а участие в различного вида дискуссиях, дебатах и работы в малых группах оттачивают коммуникативные навыки. Приобретение навыков общения, высокой культуры дискуссии, беседы, обоснованной критики является значимым и во многом основным компонентом занятий по историческим дисциплинам — что поможет в дальнейшем в учебе и контакте с пациентами. Основной целью изучения дисциплин социально-гуманитарного блока является дальнейшее применение полученных знаний на практике. 18,1% постоянно обращаются к накопленному за годы учебы опыту, 6,4%, к сожалению, не видят необходимости в изучении данных дисциплин, поскольку не находят применения полученным знаниям в своей практической деятельности. Результаты исследования показали, что большинство опрошенных не понимают, почему

студенты медицинских ВУЗов обязаны изучать те или иные гуманитарные дисциплины.

Ряд вопросов касался воспитательного потенциала исторических дисциплин. Очередной вопрос звучал следующим образом: "согласны ли Вы с утверждением, что главная задача дисциплины "История" — социализация студентов и подготовка выпускников к успешному включению не только в профессиональную деятельность, но и в общественную жизнь?". Студенты согласились с утверждением о том, что история имеет такую задачу, как социализация студентов. Студенты оценили утверждение о том, что "История" и "История социальной работы" являются дисциплинами, которые формируют универсальные ценности студента, такие как: ответственность, толерантность, патриотизм. Отчасти согласны с этим утверждением 54,8% опрошенных. Полностью согласны 27,8%. Это говорит об огромном воспитательном потенциале исторических дисциплин, но в то же время этот заряд возможно использовать более эффективно.

Студенты на вопрос об актуальном интересе к истории ответили следующим образом: 49,6% отметили, что интерес скорее эпизодический, 25,2% интересуются историей, но не понимают, как это поможет им в будущей профессии, 20,6% респондентов считают, что история имеет большое значение для формирования профессиональной компетентности специалиста по социальной работе. Очевидно, что историческое знание формирует общекультурные компетенции профессионала, систему его ценностей, культурных ориентаций.

Отвечая на вопрос о том, какие трудности встречают студенты при изучении истории, респонденты отметили невысокий уровень преподавания в школах (27,3%) и сложности при изучении исторических источников (39,2%). 21,1% опрошенных отметили у себя недостаточно развитую письменную и устную речь, что доказывает необходимость развития таковых у обучающихся, о чем мы сказали выше.

56,5% отметили, что предметы исторического направления (история, история медицины, история социальной работы) взаимосвязаны и дополняют друг друга. 62,3% студентов считают, что история и исторические дисциплины конъюнктурны и политизированы (т.е. подвержены влиянию идеологии правящего режима). Это большая проблема, т.к. социально-гуманитарные дисциплины призваны сформировать доверие к государственных институтам и системе власти в целом. Здесь есть большой фронт для работы, более полной реализации воспитательной функции обучения в рамках исторических дисциплин. Радует, что согласно опросу, студенты активно читают книги на историческую тематику. 11 респондентов не читают такие книги (21,6%).

Согласно опросу, студенты смотрят видео-ролики, посвященные истории: "Различные описания устоев прошлого начиная от банальных элементов одежды, заканчивая масштабными событиями", "Великолепный Век", "Истории болезней и пандемий" (ютуб-канал "Loony"); "Популярная история России XX века" (ютуб-канал "Parfenon"), "История России для чайников, сериалы от Star Media", к примеру, документальный фильм про Василия Иосифовича Сталина, о биографии Михаила Науменко, "Про архитектуру в мире и как она развивалась", фильм "Иван Грозный" С. Эйзенштейна, видеоуроки по истории России, "Хронологические документальные фильмы ("Откровение пирамид"), несколько студентов указали серил "Романовы" (исторический мини-сериал 2013г).

На вопрос о предложениях по содержанию и формам подачи учебного материала дисциплины "История социальной работы" и "История" студенты ответили следующее: максимально часто встречающимся был вариант: "внедрение исторических фильмов и вследствие их последующего обсуждения", "было бы интереснее, если бы в лекциях и/ или семинарах присутствовал видео ряд (художественный или документальный), который связан с темой, которая освещается", "видеоматериалы, советы преподавателя (книги, статьи, видео на ютьюбе, фильмы)", "в принципе, мне все нравится, но было бы неплохо всем вместе на парах смотреть исторические фильмы".

Помимо этого были предложены экскурсии: "большее погружение в изучаемый материал: посещение музеев, выставок (в т.ч. онлайн); демонстрация археологических достижений; акцент на личности величайших деятелей своей эпохи; сократический диалог взамен стандартных лекций (либо вперемешку с ними); предоставление студентам различных научно обоснованных точек зрения на исторические события, а также доступа к источникам", "можно больше визуализации, а также общения с преподавателем", "более наглядное проведение занятий. Возможно, посещение музеев", "мне очень сложно было на слух воспринимать фильмы. Не могу слушать и понимать. Подобные вещи как-то учитывать можно. Уверена, я не одна такая. Больше разных форм взаимодействия с преподавателем и проверки знаний. Тесты, викторины, опросы разные. Хочется, чтобы все преподаватели были в это вовлечены", "больше интерактива".

Практическая значимость. Результаты исследования будут использованы на курсах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов, для совершенствования педагогического процесса при обучении студентов и клинических ординаторов, а также на методологических семинарах по педагогике всероссийского уровня.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ педагогической литературы по заявленной теме показал, что исторические дисциплины являются необходимым и неотъемлемым компонентом подготовки студентов медицинского ВУЗа с точки зрения формирования общекультурных компетенций. Выявлено существенное противоречие между уровнем преподавания истории в школе и спецификой подготовки по историческим дисциплинам в медицинском университете. Основной задачей гуманитарных дисциплин (истории) в подготовке студентов-медиков является обеспечение аксеологических оснований медицинской профессии. Изучение истории, наряду с биоэтикой, философией, социологией позволяет осознать социальную значимость профессии врача, научиться организовать коммуникацию с пациентом на основе доверительного контакта, оценивать социальный статус пациента, его возможности и потребности. Опрос обучающихся (студенты, клинические ординаторы, аспиранты) позволил выделить круг определённых проблем в проведении занятий по историческим дисциплинам — недостаток мотивированности к изучению таковых, вопрос об адекватности применяемых педагогических технологий, недостаточность визуализированного материала. Острым остается вопрос контекстуальности преподаваемого материала, т.е. взаимосвязи исторического знания и специальности, по которой обучается студент. Изучение гуманитарных дисциплин помогает студенту-первокурснику как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям обучения, влиться в ряды студенчества. Автор считает в корне неверной тенденцию к сокращению доли гуманитарных дисциплин в перечне изучаемых предметов и отношению к таким дисциплинам со стороны студентов-медиков как "полуобязательным" — это обедняет те знания, которые студент формирует в ВУЗе, лишает подготовку обучающегося традиционной для высшего отечественного образования фундаментальности. Определены задачи исторических дисциплин в воспитании и социализации студентов, которые заключаются в способствовании формирования профессиональной идентичности и общему гармоничному развитию личности будущего специалиста, развитии социогуманитарной культуры молодого человека, толерантности, уважения к историческому наследию и широты кругозора. Вместе с тем выявлено, что необходима дальнейшая разработка форм подачи материала на лекциях по историческим дисциплинам, методик взаимодействия на семинарских занятиях.

Отношения и деятельность: автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Литература/References

1. Shkarin VV, Poroisky SV, Krekhov EV, et al. Best educational practices (cases) of the Volgograd State Medical University Collective monograph. Ed. VolgGMU. Volgograd, 2022. (In Russ.) Шкарин В. В., Поройский С. В., Крехов Е. В. и др. Лучшие образовательные практики (кейсы) волгоградского государственного медицинского университета Коллективная монография. Изд. ВолгГМУ. Волгоград, 2022. ISBN: 978-59652-0776-3.

2. Mukharyamova LM, Zhidyaevsky AG, Tokranova KP. Quality of higher education in medical universities of Russia: representations and assessments of students. Integration of education. 2020;24(2):235-51. (In Russ.) Мухарямова Л. М., Жидяевский А. Г., Токранова К. П. Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов. Интеграция образования. 2020;24(2):235-51. doi:10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251.

3. Akvit VS, Nikonorov AA. Problems of formation of independent thinking in the process of teaching humanitarian disciplines. Criminological journal. 2021;2:137-8. (In Russ.) Аквит В. С., Никоноров А. А. Проблемы формирования самостоятельного мышления в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Криминологический журнал. 2021;2:137-8. doi:10.24412/2687-0185-2021-2-137-138.

4. Kutepova LI, Kutepov MM, Zhidkov AA, Karpova MA. Creation and use of mind maps in the study of the humanities. Karelian scientific journal. 2021;10.3(36):18-21. (In Russ.) Кутепова Л. И., Кутепов М. М., Жидков А. А., Карпова М. А. Создание и использование интеллект-карт в изучении гуманитарных дисциплин. Карельский научный журнал. 2021; 10.3(36): 18-21. doi:10.26140/knz4-2021-1003-0004.

5. Mukhamedova GR, Goyibnazarova GN, Eshtemirova ShKh. Modern pedagogical technologies in teaching social, humanitarian and natural disciplines in higher educational institutions. Bulletin of science and practice. 2021;76:427-31. (In Russ.) Мухамедова Г. Р., Гойибназарова Г. Н., Эштеми-

рова Ш. Х. Современные педагогические технологии при преподавании социально-гуманитарных и естественных дисциплин в высших учебных заведениях. Бюллетень науки и практики. 2021;76:427-31. doi:10.33619/2414-2948/67/52.

6. Beschasnaya AA, Beschasny AA. Performative Education: Is Sociology Necessary for Non-Humanitarian Specialties? Siberian Society. 2019.3.3(9):20-39. (In Russ.) Бесчасная А. А., Бесчасный А. А. Перформативное образование: нужна ли социология негуманитарным специальностям? Siberian Socium. 2019.3.3(9):20-39. doi:10.21684/2587-8484-2019-3-3-20-39.

7. Namazova ShA. The role of social sciences and humanities in the formation of a harmoniously developed generation. Humanitarian Scientific Bulletin. 2020;2:61-5. (In Russ.) Намазова Ш. А. Роль социально-гуманитарных наук в формировании гармонично-развитого поколения. Гуманитарный научный вестник. 2020;2:61-5. doi:10.5281/zenodo.3743833.

8. Petrov VI, Sedova NN, Tabatadze GS, et al. Reflections on a person. Collective monograph. Volgograd, Ed. VolgGMU. 2020. (In Russ.) Петров В. И., Седова Н. Н., Табатадзе Г. С. и др. Размышления о человеке. Коллективная монография. Волгоград, Изд. ВолгГМУ. 2020. ISBN: 978-5-9652-0544-8.

9. Chizhova VM, Gavrilova IS, Tokina VA. Stages of the life situation of oncological patients: medical and sociological analysis. Social aspects of public health. 2018;3(61):2. (In Russ.) Чижова В. М., Гаврилова И. С., Токина В. А. Этапы жизненной ситуации онкологических пациентов: медико-социологический анализ. Социальные аспекты здоровья населения. 2018;3(61 ):2. doi:10.18821/1728-2810-2018-17-1-54-58.

10. Chumakov VI, Shishkina EV, Chumakov IV. Social and communicative adaptation of first-year students at a medical university. Cardiovascular Therapy and Prevention. 2022;21(5S):3497. (In Russ.) Чумаков В. И., Шишкина Е. В., Чумаков И. В. Социо-коммуникативная адаптация студентов первого курса в медицинском ВУЗе. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(5S):3497. doi:1015829/1728-8800-2022-3497.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.