тшческих и функциональных требований этот тип здания целесообразен и в пионерских лагерях до 400 мест.
Одним из обязательных элементов пионерского лагеря являются душевые. Они устраиваются даже в тех случаях, когда лагерь находится поблизости от естественного водного бассейна. В летних душевых следует устраивать солнечный подогрев воды, особенно при поступлении ее из артезианских скважин или глубоких шахтных колодцев, подающих обычно очень холодную воду.
Летние душевые по типовым проектам позволяют пользоваться холодным и горячим душем и устраняют зависимость санитарной обработки детей от погоды.
Строительство пионерских лагерей носит массовый характер и развивается все шире. В текущей семилетке оно примет еще больший размах. К лагерям с каждым годом предъявляются высокие санитарно-гигиенические, воспитательно-педагогические и строительные требования. Только в тесной взаимосвязи медицинской, педагогической и архитектурно-строительной наук могут быть успешно разрешены задачи семилетки по расширению сети и снижению стоимости строительства при повышении функциональных и санитарно-гигиенических качеств зданий детских учреждений.
Поступила 30/IV 1959 г.
ЗАДАЧИ ДЕЗИНФЕКЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИБКОВЫХ
ЗАБОЛЕВАНИИ
Проф. А. М. Ариевич, кандидат биологических наук 3. Г. Степанищева
Из микологического отдела Центрального кожно-венерологического института Министерства здравоохранения РСФСР
Перед органами здравоохранения в предстоящем семилетии поставлены задачи ликвидации заболеваемости фавусом (паршой), в частности ликвидации эндемических очагов этого заболевания в нашей стране, а также резкого снижения заболеваемости микроспорией, вызываемой пушистым микроспорумом, которая за последние годы имеет тенденцию к росту.
Эти грибковые инфекции отнесены к I и II группам инфекций, подлежащих ликвидации и резкому снижению.
Не подлежит сомнению, что осуществление этих задач немыслимо без проведения массовых дезинфекционных мероприятий в очагах заболеваний дерматомикозами.
Несмотря на то что в широкой практике многие дезинфектанты применяются при грибковых заболеваниях, их эффективность справедливо подвергается сомнению и приходится признать, что не существует надежных, простых, быстродействующих средств и методов дезинфекции при дерматомикозах. Единственными надежными методами при этих заболеваниях остаются кипячение и обработка вещей в камерах паровоздушным и паро-формалиновым методами. Однако не все вещи домашнего обихода можно подвергнуть кипячению, а дезинфекционные камеры преимущественно находятся в городах.
Между тем известно, что в ряде республик и местностей (Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Кавказ, Крайний Север и пр.) в обиходе местных жителей широко распространены шкуры животных, кошмы, ковры и пр., которые нередко служат постелью. Эти вещи, как правило, не подвергаются дезинфекции. Понятно, что при этих условиях проведение только лечебных мероприятий может не достигать цели.
Таким образом, одной из основных задач в области дезинфекции при трихофитии, микроспории и фавусе является разработка и внедрение в практику передвижных, портативных, доступных в условиях сельской местности дезинфекционных камер.
Доказана возможность заражения трихофитией, микроспорией, фавусом и другими грибковыми поражениями во время бритья, стрижки, маникюра и педикюра в парикмахерских и банях. Следует отметить, что в больших городах, где производится централизованная дезинфекция кисточек для бритья и парикмахерского белья, случаи заражения дерматомикозами относительно редки. Этого, однако, нельзя сказать о парикмахерских в небольших городах и особенно в сельских местностях, где часто нарушаются правила санитарного режима и, следовательно, значительно возрастает возможность заражения клиентов дерматомикозами, в частности глубокой трихофитией волосистой части головы, области бороды и усов. Разработка простых и доступных в любых условиях методов надежной и быстрой дезинфекции парикмахерских и маникюрных инструментов является поэтому весьма необходимым мероприятием.
За последние годы в сельских районах страны отмечается рост регистрации заболеваний дерматомикозами, обусловленными зоофильными возбудителями — гипсовым (мышиным) и фавиформным (телячьим) трихофитонами. Этот факт объясняется
высокой заболеваемостью трихофитией крупного рогатого скота, от которого заражается обслуживающий персонал — телятницы, доярки и пр., а также члены их семей.
Наблюдаются случаи массовых заболеваний трихофитией сельскохозяйственных рабочих в результате контакта со злаками, сеном, соломой и пр., загрязненными шерстью полевых мышей. При большом скоплении этих животных среди них вспыхивают различные, в том числе грибковые, эпизоотии. При обмолоте хлеба, уборке сена и соломы, зараженных шерстью мышей, больных трихофитией, происходит массовое заражение этим дерматомикозом людей, а также сельскохозяйственных животных, для которых эти продукты служат кормом и подстилкой.
Между тем в сельских районах до сих пор не существует эффективных методов дезинфекции помещений для скота, предметов ухода за животными и пр. и не уделяется достаточного внимания дератизации.
В этой связи нельзя не упомянуть о сравнительно нередко наблюдающихся случаях заболеваний трихофитией у работников вивариев и экспериментальных лабораторий и учреждений. В результате заражения от белых мышей, больных трихофитией, реже морских свинок, у экспериментаторов и обслуживающего персонала возникают экземоподобные поражения, главным образом кожи кистей, а нередко и ногтевых пластинок, отличающиеся хроническим течением и крайним упорством в отношении обычных методов лечения. Однако не имеется методов обеззараживания клеток и помещений, например в питомниках мышей и вивариях.
Еще недавно существовало мнение, что патогенные грибки-дерматофиты не встречаются в свободной природе. В последние годы рядом зарубежных авторов (Ван-брензегем, Ажелло, Гордон, Фуэнтес и др.) выделены из почвы возбудители различных грибковых заболеваний — гипсовый микроспорум, эпидермофитоны, возбудители глубокого бластомикоза, хромимикоза, дрожжеподобные грибки и пр.
Нашими работами доказана возможность вегетации пушистого микроспорума в нестерильной почве, на овощных отбросах, влажной бумаге, материи и пр. Показано, что почва, различные отбросы в мусоросборниках, засыпка чердаков и т. п. могут быгь резервуарами и факторами передачи грибковой инфекции для кошек, а кошки, как известно, являются основным (75—80%) источником заражения микроспорией людей. Если принять во внимание, что микроспория в ряде крупнейших городов нашей страны (Москва, Ленинград, Горький, Киев, Хабаровск, Иркутск и др.) составляет более половины всех грибковых заболеваний, то борьба с микроспорией становится одной из серьезных задач советского здравоохранения.
В связи с этим возникает необходимость разработки методов дезинфекции не только жилых помещений и предметов домашнего обихода в очагах заболевания микроспорией, но и дезинфекции мест скопления кошек, а также мест возможного сохранения вегетации грибка (мусоросборники, чердаки, лестничные клетки и пр.).
Грибковые поражения стоп в настоящее время имеют значительное распространение в ряде стран, в том числе и в ОССР. Так, в США, ФРГ, Польше и других странах отмечается от 50 до 80—90% пораженности населения микозами стоп. В Советском Союзе также отмечен рост этого рода заболеваний. Так, сотрудники микологического отдела Центрального кожно-венерологического института (А. М. Ариевич, И. И. Умнова, Л. Г. Лесун, 3. Г. Степанищева и др.) при обследовании рабочих различных промышленных предприятий обнаружили около 30% с грибковыми заболеваниями стоп. По данным Горьковского кожно-венерологического института, заболеваемость грибковыми инфекциями стоп обнаружена у 44,9% обследованных, в Свердловске (В. И. Сяно и О. А. Фурман)—у 41% и т. д.
Особенно высокая заболеваемость микозами стоп отмечена среди работников бань — до 70—80%, а также среди лиц, занимающихся спортивным плаванием (по А. К. Куценко — 71,7%, по Г. И. Никифоровой — 51% и др.).
Широкому распространению дерматомикозов стоп в СССР способствовало, в частности, то обстоятельство, что если до воины почти единственным возбудителем этих заболеваний у нас был грибок-эпидермофитон Кауфман-Вольф, то во время и главным образом после войны к нам был завезен из зарубежных стран широко распрострч-ненный там дерматофит — красный эпидермофитон (руброфитон).
Этот новый для нашей страны грибок, который 10—15 лет назад встречался в единичных случаях, в настоящее время, по нашим данным, обусловливает 40% всех грибковых заболеваний стоп. Работами советских и зарубежных авторов показано, что основным путем распространения грибковых поражений стоп является заражение в банях, душевых на предприятиях, в плевательных бассейнах и пр.
Заслуживает упоминания то обстоятельство, что многим авторам удалось выделить грибки-эпидермофитоны из сточных вод в банях и душевых и с банного инвентаря (А. С. Розенфельд, 1957; Л. В. Шевляков, 1956, и др.).
Возникает необходимость разработать конструкцию уборочной машины, которая производила бы не только уборку, но и дезинфекцию помещений бань, душевых, плавательных бассейнов, спортивных залов и пр.
В целях изыскания наиболее эффективных средств и методов дезинфекции необходима комплексная работа дезинфекционных, химико-фармацевтических и микологических учреждений.
Поступила 30/1V 1959 г.
■ЙГ ТиТ "Л"