Научная статья на тему 'Задача управления стоимостью компании дискретный случай'

Задача управления стоимостью компании дискретный случай Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ / ВЫБОР ПРОЕКТОВ / ДИСКРЕТНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов В. С.

Последовательно строится математическая модель управления стоимостью компании от модели оценки до оценки влияния каждого проекта на стоимости компании и на ее основе поставлена задача максимизации стоимости. Поставленная задача исследована в дискретном случае. Для ее решения предложены две эвристики, возможность их применения была проанализирована с помощью статистического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задача управления стоимостью компании дискретный случай»

ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ - ДИСКРЕТНЫЙ СЛУЧАЙ

Романов B.C.

(Московский Физико-Технический Институт, Москва) у [email protected]

Введение

Тематика управления стоимостью компании широко обсуждается в России в настоящее время. По мнению многих исследователей, консультантов и инвесторов максимизация стоимости должна быть ключевой задачей менеджеров компаний. Тем не менее, в литературе модель управления стоимостью формализуется редко, и еще реже делаются попытки предложить способы решения возникающих оптимизационных задач.

Существующие подходы к управлению стоимостью компании ([3], [4], [5]) предлагают использовать следующую схему:

1. Построение модели оценки стоимости;

2. Определение факторов стоимости;

3. Расчет чувствительности стоимости к факторам;

4. Определение набора направлений управленческих воздействий, наиболее перспективных для увеличения стоимости компании.

С точки зрения решения задачи управления компанией (объект управления) в такой схеме отсутствуют следующие завершающие шаги:

5. Количественная оценка изменения стоимости (максимизируемой функции) в результате применения каждого из предлагаемых воздействий, с учетом затрат на их осуществление

6. Окончательный выбор воздействий, обеспечивающих максимальный рост стоимости с учетом внутренних и внешних ограничений, существующих в компании.

Для выполнения пункта 5 необходимо иметь модель управления стоимостью компании, которая позволяла бы давать ответ 142

на вопрос: как измениться стоимость при применении тех или иных управленческих воздействий. Ответ на вопрос пункта 6 может быть получен путем решения оптимизационной задачи: максимизации стоимости при заданных ограничениях.

В данной работе на основе модели экспресс-оценки стоимости компании [6] предлагается подход, позволяющий последовательно поставить и решить задачу управления стоимостью акционерного капитала компании с учетом шагов 5 и 6. Выбор модели оценки стоимости не является принципиальным и предлагаемая методика управления стоимостью компании может быть выполнена и на основе какой-либо другой модели оценки стоимости.

1. Модель управления стоимостью

Общий вид модели оценки стоимостью акционерного капитала компании выглядит следующим образом:

(1) Е = Е0(Р0),

где Е - стоимость акционерного капитала компании, Е0 - функция оценки стоимости, - вектор факторов стоимости. Задача

оценки - определить функцию Е0 и вектор

Модель управления стоимостью предлагается построить в следующем виде:

(2) Е = Е0$[+$),

где - вектор управленческих воздействий.

1.1. МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ

В качестве модели оценки стоимости акционерного капитала компании используем модель экспресс-оценки стоимости [7]. Модель применима только к производственным и коммерческим компаниям и не может использоваться напрямую для оценки финансовых институтов (банков, страховых и инвестиционных компаний).

Модель оценки базируется на дисконтировании денежного потока для фирмы. Приведем основные соотношения модели оценки:

(3 )E = Vl+V2-D,

у FCFt _ м j?. (1 - kCt )(1 - т) - /,■ |

1 и(1 + г)‘ U (1 + г)г

(4) ^ Rr (kAl’ -kCA^-^ikAP^-kCAr._,) ’

+ У------------------—----------------

S' (1 + ry

NOPLATN+l{ 1-------* )

(5) V2 =-------- ROIC*

(r-g)(l + r)1

где E (Equity) - оценка текущей рыночной стоимости акционерного капитала компании, 1) (Debt) - краткосрочный и долгосрочный долг, / - номер года, N - длительность прогнозного периода (лет), FCF (Free Cash Flow) - свободный денежный поток фирмы в /-ый год, R (Revenue) - доход, кС - удельные затраты (%), т - ставка налога на прибыль, / - чистые капитальные затраты, г - ставка дисконтирования, Г, - длительность /-го года в днях, кАР - оборачиваемость кредиторской задолженности (дни), кСА - оборачиваемость оборотных активов (дни), NOPLAT (Net Operating Profit Less Adjusted Taxes) - чистая прибыль от основной деятельности за вычетом скорректированных налогов, g - скорость роста прибыли (NOPLAT) компании в каждый год постпрогнозного периода, ROLC (Return On Invested Capital; - рентабельность инвестированного капитала. ROLC определяется следующей формулой:

NOPLAT

(6) ROLC =---------------,

FA +СА-АР

где FA (Fixed Assets) - внеоборотные активы, CA (Current Assets) - оборотные активы, AP (Accounts Payable) - кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства.

Обозначим множество і ...аг как вектор Я, аналогично

построим вектора кС,кСА,кАР,І. Согласно формулам (4) и (5), вектор факторов стоимости выглядит следующим образом:

(7) = ^,кС,кСА,кАР,Т^0Р1АТм+1,г,К01С^\

Переменные кАРо, кСАо, и Ті являются фиксированными и, поэтому, не входят в число факторов. Функция Еи(}'и) описывается уравнениями (3), (4) и (5).

1.2. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Для удобства будем оперировать не с векторами из 5 *Д' + 4 элементов, а матрицами. Введем матрицу X:

I

кС кСА

(8)Х =

кАР

(noplatn+1 ,о,....,о)

(г,0,....,0)

(ROIC, 0,....,0)

(?Д....,о)

Размер данной матрицы - 9*N. Обозначим пространство матриц X как S. Обозначим Хо фиксированную матрицу, отражающую сделанную оценку стоимости компании. Введем матрицу управляющих воздействий U | е S. Тогда модель управления стоимостью акционерного капитала компании выглядит следующим образом: Е = Е0(Х0 +U).

2. Проекты увеличения стоимости компании

Управлять стоимостью - означает изменять денежные потоки компании и оценку рисков в виде ставки дисконтирования

г. Такие изменения проводятся посредством проектов. Приведем их примеры:

• Уменьшить оборачиваемость дебиторской задолженности (в днях) за счет введения скидок при оплате авансом: кСА1, Л1.

• Внедрить модуль ЕЯР планирование производства и понизить оборачиваемость сырья, материалов, готовой продукции: кСА1, дополнительные затраты на проект на внедрение и поддержку ЕЯР системы.

• Снизить ставку дисконтирования г за счет увеличения рейтинга корпоративного управления компании в первом году прогнозного периода: затраты в первом и последующих годах на выполнение рекомендаций по корпоративному управлению.

Таким образом, каждый проект описывается изменением факторов стоимости компании и дополнительным денежным потоком затрат на осуществление проекта, характеризующим стоимость управления.

3. Постановка задачи максимизации стоимости

Поставим задачу максимизации стоимости как выбор подмножества проектов из множества возможных. В качестве ограничения могут фигурировать: бюджет, производственные мощности, количество свободных сотрудников для осуществления проектов, наличие помещений для ведения проектов и т.д. Рассмотрим только одно ограничение: бюджетное.

Рассмотрим компанию с произведенной оценкой стоимости, определяемой Хо. Назовем проектом любую матрицу С/е 5. Введем

Предположение 1: управления Щ независимы, иначе говоря, возможно независимое изменение переменных Ху.

Предположение 2: проекты С/е 5 аддитивны, то есть возможно выполнение двух проектов С/1 и и2 одновременно, и результатом их выполнения будет (С/1 + С/2).

Введем стоимость управления. Стоимостью управления II является последовательность СС/= (СС/ь Си%■■■'), характери-146

зующая денежный поток затрат на управление, в общем случае бесконечная. Так же данная последовательность должна зависеть от точки Хо, характеризующей предположения о будущем развитие компании. Иначе говоря, имеется отображение: СС/,= СЩХо, U),

Текущая стоимость (Present Value) денежного потока затрат

DI, CUi(X U) на управление равна: / И,-, - = ^—у—.Поставим задачу

максимизации стоимости как выбор подмножества Р проектов из множества Р возможных:

тк

(9)

CU

Е0(Х0 + YjJk)- XI—^-^max

кеР kePj=\ (1 + 7") Р еР

UkeU0,VkeP

Xrri </*.../ \..J

кеР

где С/о - множество допустимых управлений, В, - бюджетное ограничение, ./ - число лет, в течение которых бюджетные ограничения существенны. С/о должна содержать следующие содержательные ограничения: К,> 0. к(',> 0. к('А,> 0. кСЬ1> 0, г > г/ - безрисковая ставка. При постановке задачи для конкретной компании новые ограничения будут наложены как самой компанией, так и отраслью, в которой она работает.

4. Задача максимизации в дискретном случае

4.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАДА ЧИ

Задача (9) может рассматриваться в двух случаях:

• Число проектов конечно - задача дискретной оптимизации. Пример: 10 проектов, 2 варианта каждого: более и менее затратный; общее число вариантов: 310= 59 049.

• Число проектов бесконечно - задача математического программирования. Пример: К проектов, каждый параметризован параметром ( I/\к - результат С/ проекта зависит от вложений в него.

В данной статье рассматривается дискретная задача. В дискретном случае (9) - это задача дискретной оптимизации, точнее

- нелинейная задача о ранце. Как известно, в общем случае для таких задач не существует точных решений, отличных от перебора.

Можно попытаться предложить метод, который бы позволил, используя особенности данной конкретной задачи, приходить к точному решению.

Проанализируем метод затраты-эффект, применяемый при выборе проектов, для решения данной задачи. Условия применения метода следующие:

1) Все проекты имеют одинаковую продолжительность;

2) Все проекты начинаются в одно время;

3) Все проекты независимы, исключение любой части проекта не влияет на реализуемость других;

4) Возможна частичная реализация проекта. Требуются частичные ресурсы, и достигается пропорциональный эффект;

5) Есть один количественный показатель, который определяет эффект проекта; он обладает свойством аддитивности.

6) Есть один количественный показатель, который является лимитирующим фактором для выполнения проекта.

Условия 1 и 2 выполнимы - все проекты можно рассматривать как начинающиеся в периоде 1 и заканчивающиеся в периоде N + 1, условие 3 выполнимо по Предположению 2, бюджетное ограничение удовлетворяет условию 6. Условия, которые не выполняются - 4 и 5. Проекты неделимы - нельзя внедрить половину ЕЯР системы или выполнять четверть рекламной компании. Аддитивного показателя найти не удается. Кандидатами на него являются:

°° сик

(10) АЕк=Е0(Х0+ик)-^-±~,

k / \ f',

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(11) PI =---------7----индекс прибыльности

у CUJ

Я(1 + г)г

Но, к сожалению, они зависят от if нелинейно.

Тем не менее, данные показатели можно использовать как эвристики - во многих случаях они дают правильное решение. Проанализируем результаты их использования с помощью статистического эксперимента.

4.2. АНАЛИЗ ЭВРИСТИК

Решение задачи (9) с помощью эвристики выполняется по следующему алгоритму:

1) Для каждого проекта рассчитать значение эвристики;

2) Проекты упорядочить по убыванию эвристики;

3) Из упорядоченного списка выбрать следующий проект;

4) Добавить его во множество Р (множество решений), если после добавления множество проектов Р все еще удовлетворяет бюджетному ограничению;

5) Пропустить проект, добавление которого нарушит бюджетное ограничение;

6) Вернуться на шаг 3.

Для выполнения статистического эксперимента на Excel была создана программа, которая для конкретной компании:

1) Создает случайным образом множество проектов {CUk,Uk}k=lJ;-

2) Решает задачу максимизации точно, с помощью полного перебора;

3) Решает задачу максимизации с использованием двух эвристик;

4) Сравнивает полученные решения;

5) Повторяет шаги 1-4.

Эксперимент выполнялся для 8 проектов, 200 попыток. Было использовано два крайних типа проектов. А: проект изменяет только один показатель и Z: проект изменяет все показатели. Одновременно в эксперименте создавались проекты только

одного типа. Так же использовалось несколько разных максимальных значений для случайных значений СЕ/Д

Неправильные решения подсчитывались двумя способами:

1) % ошибочных решений = число ошибочных решений / число попыток

200 ж

2) % ошибочно не включенных проектов = X—-, где PH,

1=1 ря1

- число проектов, входящих в точное решение I. N81 — число проектов, ошибочно не включенных в решение на основе эвристики.

Второй способ подсчета ошибок является более объективным. Поэтому, выводы будут сделаны на основе его значений. Ниже представлены результаты эксперимента:

% ошибочных решений % ошибочно не включенных проектов

Тип проектов Мах(Си-), % от Дг Р1 АЕ Р1 АЕ

А 20% 32% 32% 9% 9%

А 50% 46% 46% 21% 21%

А 100% 29% 27% 18% 16%

А 200% 50% 49% 48% 48%

А 300% 61% 61% 61% 61%

А 500% 75% 75% 74% 74%

г 20% 9% 8% 0.4% 0.4%

г 50% 40% 40% 9% 15%

г 100% 29% 33% 12% 21%

г 200% 14% 10% 9% 9%

г 300% 15% 15% 13% 13%

г 500% 23% 22% 22% 21%

Среднее 35% 35% 25% 26%

Таблица 1. Результаты статистического эксперимента

Можно сделать следующие выводы:

• Обе эвристики делают ошибки одинаково часто;

• В случае проектов, изменяющих только одни показатель, эвристики целесообразно применять, когда в решение по бюджету проходит 2-3 проекта (Max(CU-), % от Bi < 100%);

• В случае проектов, изменяющих все показатели

(сложные проекты) эвристики целесообразны к

применению во всех случаях.

5. Заключение

В данной работе последовательно построена математическая модель управления стоимостью компании - от модели оценки до оценки влияния каждого проекта на стоимости компании - и на ее основе поставлена задача максимизации стоимости. Поставленная задача исследована в дискретном случае. Для ее решения предложены две эвристики, возможность их применения была проанализирована с помощью статистического

эксперимента.

Дальнейшая работа возможна в следующих направлениях:

• Анализ других эвристик для дискретной задачи, например, IRR

• Исследование непрерывной задачи максимизации стоимости. Анализ решений в частных случаях.

• Построение методики выявления проектов повышения стоимости для выбранного предприятия/компании.

Литература

1. КОУПЛЕНД Т., КОЛЕР Т., МУРИН Д. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2000.

2. L. PETER JENNERGREN A Tutorial on the McKinsey Model for Valuation of Companies, Fourth revision, August 26, 2002. Stockholm School of Economics, 2002.

3. ЕГЕРЕВ И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления. М.: Дело, 2003.

4. МОРДАШЕВ С. Рычаги управления стоимостью компании /

Журнал “Рынок ценных бумаг”. №15 2001,

http://www.rcb.ru/archive/articlesrcb.asp?aid=2028

5. САМОХВАЛОВ В. Как определить ключевые финансовые факторы стоимости? / Журнал Управление Компанией, N5, 2004, www.zhuk.net/archive/articlesvk.asp?aid=4090

6. МОДИЛЬЯНИ Ф., МИЛЛЕР М. Сколько стоит фирма? И Сборник статей. М.: Дело, 1999.

7. РОМАНОВ B.C. Модель экспресс-оценки стоимости компании. 2005.

http://www.cfin.ru/finanalvsis/value/value company.shtml

8. РОМАНОВ B.C. Оценка и управление стоимостью компании в рамках доходного подхода: Магистерская диссертация. М.: МФТИ, 2003.

9. ДРАНКО О.И., КИСЛИЦЫНА Ю.Ю. Многоуровневая модель финансового прогнозирования деятельности предприятия // Сборник трудов молодых ученых ИПУ РАН «Управление социально-экономическими системами». М.: Фонд «Проблемы управления», 2000. С. 209-221.

13. FERNANDEZ, P., Company valuation methods. The most common errors in valuations, Research Paper no. 449, University of Navarra, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.