Научная статья на тему 'Задача проектирования систем перехватывающих паркингов в крупных городах'

Задача проектирования систем перехватывающих паркингов в крупных городах Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
363
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ЧАСТЬ МЕГАПОЛИСА / СИСТЕМА ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИХ ПАРКИНГОВ / ЗОНА ОБСЛУЖИВАНИЯ / РОТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / КОЛЬЦЕВОЙ МАРШРУТ / ЦЕНТРАЛЬНА ДіЛОВА ЧАСТИНА МЕГАПОЛіСУ / СИСТЕМА ПЕРЕХОПЛЮЮЧИХ ПАРКіНГіВ / ЗОНА ОБСЛУГОВУВАННЯ / РОТАЦіЯ АВТОМОБіЛіВ / РУХОМИЙ СКЛАД / КіЛЬЦЕВИЙ МАРШРУТ / DOWNTOWN / THE SYSTEM OF INTERCEPTING PARKING / SERVICE AREA / VEHICLES ROTATION / ROLLING-STOCK / CIRCULAR ROUTE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гецович Е.М., Холодова О.А., Шелудченко В.В.

Обосновывается последовательное определение основных задач проектирования системы перехватывающих паркингов с целью усовершенствования транспортных систем центральных деловых частей мегаполисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTERCEPTING PARKING SYSTEMS DESIGN IN CITIES

Consistent determination of the main problems concerning the system of intercepting parking lot design with the purpose of transport systems improvement downtown is grounded. The given approach allows to fully satisfy the demand for parking-lots of urban transport systems in combination with the system of downtown parkings and the capacity of the highway network.

Текст научной работы на тему «Задача проектирования систем перехватывающих паркингов в крупных городах»

128

Автомобильный транспорт, вып. 35, 2014

УДК 656.13

ЗАДАЧА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИХ ПАРКИНГОВ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ

Е.М. Гецович, проф., д.т.н., О.А. Холодова, доц., к.т.н.,

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет,

В.В. Шелудченко, доц., к.т.н., Сумской национальный аграрный университет

Аннотация. Обосновывается последовательное определение основных задач проектирования системы перехватывающих паркингов с целью усовершенствования транспортных систем центральных деловых частей мегаполисов.

Ключевые слова: центральная деловая часть мегаполиса, система перехватывающих паркингов, зона обслуживания, ротация автомобилей, подвижной состав, кольцевой маршрут.

ЗАДАЧА ПРОЕКТУВАННЯ СИСТЕМ ПЕРЕХОПЛЮЮЧИХ ПАРКІНГІВ

У ВЕЛИКИХ МІСТАХ

Є.М. Гецович, проф., д.т.н., О.О. Холодова, доц., к.т.н., Харківський національний автомобільно-дорожній університет, В.В. Шелудченко, доц., к.т.н., Сумський національний аграрний університет

Анотація. Обґрунтовується послідовне визначення основних задач проектування системи перехоплюючих паркінгів з метою удосконалення транспортних систем центральних ділових частин мегаполісу.

Ключові слова: центральна ділова частина мегаполісу, система перехоплюючих паркінгів, зона обслуговування, ротація автомобілів, рухомий склад, кільцевий маршрут.

THE PROBLEM OF INTERCEPTING PARKING SYSTEMS DESIGN IN CITIES

E. Hetsovych, Prof., D. Sc. (Eng.), O. Kholodova, Assoc. Prof., Ph. D. (Eng.), ^а^гг National Automobile and Highway University, V. Sheludchenko, Assoc. Prof., Ph. D. (Eng.), Sumy National Agrarian University

Abstract. Consistent determination of the main problems concerning the system of intercepting parking - lot design with the purpose of transport systems improvement downtown is grounded. The given approach allows to fully satisfy the demand for parking-lots of urban transport systems in combination with the system of downtown parkings and the capacity of the highway network.

Key words: downtown, the system of intercepting parking, service area, vehicles rotation, rolling-stock, circular route.

Введение

Острое противоречие между удовлетворением спроса на проезд и спроса на парковку в центральных деловых частях мегаполисов (ЦДЧМ), обусловленное высокой концентрацией в ЦДЧМ центров транспортного тяготения и присущей ЦДЧМ плотной и стесненной улично-дорожной сетью, определяет

степень напряжения в работе транспортных систем ЦДЧМ.

Попытки снизить напряженность в работе транспортных систем ЦДЧМ путем введения различных запретов и ограничений приводят к снижению деловой активности и, как следствие, к экономическому ущербу.

Автомобильный транспорт, вып. 35, 2014

129

При всем разнообразии мероприятий, которые направлены на решение транспортных проблем в центральных частях мегаполисов, все еще актуален вопрос удовлетворения населения в парковании.

Анализ публикаций

Во многих крупных городах в последние десятилетия создаются системы перехватывающих паркингов (СИЛ) [1-6]. Идея СПП заключается в том, что на значительном расстоянии от ЦДЧМ, как правило, вблизи основных условно-радиальных магистралей, значительно проще найти площадки для размещения паркингов наземного типа достаточной вместимости. При этом предполагается, что большая вместимость и сравнительно низкая, по сравнению с ЦДЧМ, стоимость земли и строительства обеспечат относительно невысокий тариф за парковку и, как следствие, привлекательность СПП для пользователей.

Предыдущими исследованиями показано [3], что частично спрос на парковку в ЦДЧМ может быть удовлетворен за счет вместимости улично-дорожной сети и системы внутренних (расположенных в ЦДЧМ) паркингов [3]. Что же касается перехватывающих паркингов, то, при всей их привлекательности, подход к их проектированию носит “эвристический” характер, а их комплексные методики определения всех параметров и характеристик СПП на стадии проектирования отсутствуют.

Цель и постановка задачи

Цель работы заключается в обосновании подхода к формированию такой системы перехватывающих паркингов в крупных городах, которая бы удовлетворила потребности центров тяготения центральной деловой части в парковочных местах.

Формирование системы перехватывающих паркингов

При проектировании СПП необходимо последовательно решить такие задачи:

1. Определить количество и расположение зон обслуживания в ЦДЧМ системой перехватывающих паркингов.

2. Определить для каждой зоны обслуживания минимально необходимое число автомобилей - мест в СПП.

3. Определить возможное количество и расположение паркингов в СПП.

4. Определить постоянную (на весь рабочий день) и переменную (на несколько часов) составляющие в суммарной вместимости каждого паркинга.

5. Определить величину и время ротации автомобилей для каждого паркинга.

6. Определить пассажиропоток (чел./час) для каждого паркинга.

7. Выбрать тип и вместимость подвижного состава, обслуживающего клиентов паркинга.

8. Спроектировать маршрут движения обслуживающего транспорта.

Методы решения первой и второй задач разработаны и апробированы [3]. Разработан программный продукт [3], позволяющий автоматизировать процесс решения этих задач.

Третья задача может быть решена, например, экспертным способом с учетом топографии и особенностей застройки города в зонах вдоль условно-радиальных магистралей. При этом должен быть учтен ряд условий. Первое условие имеет вид

n m

І^Пг >ХNзн , (1)

і=і j=i

где Nw - максимальная вместимость i -го паркинга; n - общее число перехватывающих паркингов; N3Hj - потребность j -й зоны, не обслуженной системой внутренних паркингов; m - общее число необслуженных зон.

Вторым условием является соображение о том, что зону обслуживания, ближайшую к зоне входа j -й условно-радиальной магистрали, следует привязывать к паркингу (или нескольким паркингам), расположенным вдоль данной магистрали. Это условие может быть записано в виде

130

Автомобильный транспорт, вып. 35, 2014

ZNПк > Nзщ , (2)

k=1

где NПк - вместимость k-го паркинга; K -общее число паркингов вдоль j-й магистрали.

жения обосновывают целесообразность использования для обслуживания клиентов СПП автобусов небольшой пассажировместимости (10-15 чел.).

При этом должно выполняться условие

Четвертая задача может быть решена путем мониторинга уже имеющихся в ЦДЧМ парковок, в ходе которого необходимо регистрировать: номер автомобиля, время заезда, время выезда, количество пассажиров в каждом автомобиле. По времени заезда и выезда определяется продолжительность парковки [6-8] и доля автомобилей в переменной составляющей вместимости паркинга

Nnvar = K • Nn, (3)

где Kv - коэффициент, определяющий переменную составляющей и выраженный как средневзвешенные значения для обследованных парковок.

Для решения пятой задачи можно использовать те же результаты мониторинга работы парковок. Среднее время ротации автомобилей можно определить как среднеарифметическое время t пребывания автомобиля в паркинге, а часовую ротацию вычислить как

AN Ч = Nn^. (4)

t р

При решении шестой задачи следует по результатам обследований работы парковок сначала определить среднеарифметическое количество пассажиров пср в автомобиле, а затем вычислить пассажиропоток, чел./ч как

Ппас =ANЧ • Пср. (5)

60 • n

ПС

At

> n„

(6)

где пПС - вместимость одной единицы ПС; At - интервал движения ПС, мин.

Рис. 1. Примерная схема деления ЦДЧМ на зоны обслуживания и размещения перехватывающих паркингов

Для решения седьмой задачи могут быть использованы известные методы проектирования маршрутов пассажирского транспорта общего пользования [9-11]. При выборе типа подвижного состава (ПС) следует учитывать, что маршрут движения ПС в его кольцевой части (по зоне обслуживания) проходит в ЦДЧМ, т.е. в зоне застройки со стесненной и плотной улично-дорожной сетью (рис. 1).

Кроме того, привлекательность СПП существенно зависит от интервала движения обслуживающего ПС. Изложенные сообра-

При решении восьмой задачи в проектировании маятниковой части маршрута (рис. 1) проблем не возникнет, а при проектировании кольцевой части возникают два вопроса:

- по каким перегонам зоны обслуживания должен быть проложен маршрут;

- где следует организовать остановки ПС.

Эти задачи могут быть решены на основе анализа застройки зоны обслуживания и размещения в ней наиболее крупных центров транспортного тяготения. Очевидно, что

Автомобильный транспорт, вып. 35, 2014

131

кольцевую часть маршрута целесообразно проложить по наиболее широким перегонам, что облегчит проезд и сократит время на маршруте, а значит, и необходимое количество единиц ПС. Остановки следует планировать вблизи крупных торговых или развлекательных центров, офисных зданий и т.п., но не реже чем через 400-500 м.

Вывод

Предложенный подход и последовательное решение сформулированных задач к определению основных параметров СПП, в отличие от известных, позволяет полностью удовлетворить потребность в местах парковки транспортных систем городов в сочетании с системой внутренних паркингов и вместимостью улично-дорожной сети.

Литература

1. Кирзнер Ю.С. Об основах теории городского пассажирского транспорта / Ю.С. Кирзнер // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния. -2001. - С. 16-22.

2. Петрович М.Л. Предложения по устрой-

ству перехватывающих стоянок на подходах к центральным районам Санкт-Петербурга: материалы XII Международной (пятнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции / М.Л. Петрович, Ю.С. Кирзнер. - 2006. -

С. 47-52. - Режим доступа:

www.waksman.ru.

3. Холодова О.О. Формування систем пар-кінгів в центральних ділових частинах великих та найбільших міст: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. техн. наук: спец. 05.22.01 «Транспортні системи» / Холодова Ольга Олександрівна, 2013. - 24 с.

4. Холодова О.О. Щодо питання удосконалення паркування центрів транспортного тяжіння в центральній діловій частині міста / О.О. Холодова, Д.О. Музильов // Технічний сервіс агропромислового, лісового та транспортного комплексів: науковий журнал, 2014. - С. 152-160.

5. Шештокас В.В. Город и транспорт /

В.В. Шештокас. - М.: Стройиздат, 1984. - 176 с.

6. Справочник по безопасности дорожного движения / под ред. проф. В.В. Силья-

нова. - Осло - Москва - Хельсинки, 2001. - 774 с.

7. Осєтрін М.М., Стельмах О.В. Дослідження параметрів роботи стоянки легкових автомобілів / М.М. Осєтрін,

О.В. Стельмах // Містобудування та територіальне планування. - 2001. - № 9.

- С. 132-138.

8. Лобанов Е.М. Транспортная планировка городов / Е.М. Лобанов. - М.: Транспорт, 1990. - 240 с.

9. Ефремов B.C. Теория городских пассажирских перевозок: учеб, пособие для вузов / B.C. Ефремов, В.М. Кобозев, В.А. Юдин. - М.: Высшая школа, 1980.

- 535 с.

10. Спирин И.В. Перевозки пассажиров городским транспортом: справочное пособие / И.В. Спирин. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. - 412 с.

11. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок: учебное пособие / О.Н. Ларин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005.

- 104 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Kirzner Ju.S. Ob osnovah teorii gorods-kogo passazhirskogo transporta. Social'no-jekonomicheskie problemy razvitija transportnyh sistem gorodov i zon ih vlija-nija, 2001. рр. 16-22.

2. Petrovich M.L., Kirzner Ju.S. Predlozheni-ja po ustrojstvu perehvatyvajushhih stojanok na podhodah k central'nym ra-jonam Sankt-Peterburga. Materialy XII mezhdunarodnoj (pjatnadcatoj ekaterin-burgskoj) nauchno-prakticheskoj konfer-encii, 2006. рр. 47-52. Available at: www.waksman.ru.

3. Holodova O.O. Formuvannja system parkyngiv v central'nyh dilovyh chastynah velykyh ta najbil'shyh mist. Avtoref. dys. na zdobuttja nauk. stupenja kand. tehn. nauk: spec. 05.22.01 «Transportni systemy», 2013.24 р.

4. Holodova O.O., Muzyl'ov D.O. Shhodo pytannja udoskonalennja parkuvannja cen-triv transportnogo tjazhinnja v central'nij dilovij chastyni mista. Tehnichnyj servis agropromyslovogo, lisovogo ta transportnogo kompleksiv: Naukovyj zhurnal, 2014. pp.152-160.

5. Sheshtokas V.V. Gorod i transport. Mos-kow, Strojizdat Publ., 1984. 176 р.

132

Автомобильный транспорт, вып. 35, 2014

6. Spravochnik po bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija (ed. prof. V.V. Sil'janov). - Oslo - Moskva - Hel'sinki, 2001. 774 р.

7. Osjetrin M.M., Stel'mah O.V. Doslidzhe-nnja parametriv roboty stojanky legkovyh avtomobiliv. Mistobuduvannja ta terytori-al'ne planuvannja, 2001, vol. 9. pp. 132138.

8. Lobanov E.M. Transportnaja planirovka gorodov. Moskow, Transport Publ., 1990. 240 р.

9. Efremov B.C., Kobozev V.M., Judin V.A. Teorija gorodskih passazhirskih perevozok: ucheb, posobie dlja vuzov. Moskow, Vysshaja shkola Publ., 1980. 535 p.

10. Spirin I.V. Perevozki passazhirov go-

rodskim transportom: Spravochnoe

posobie. Moskow, IKC «Akademkniga», Publ., 2004. 412 p.

11. Larin O.N. Organizacija passazhirskih perevozok: uchebnoe posobie. Cheljabinsk: JuUrGU Publ., 2005. 104 p.

Рецензент: П.Ф. Горбачов, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 3 ноября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.