Научная статья на тему 'Зачем включать малоинформативные индикаторы в Государственную программу развития здравоохранения?'

Зачем включать малоинформативные индикаторы в Государственную программу развития здравоохранения? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орман Ж. Б.

Неотъемлемой и важной частью национальных стратегических документов в сфере здравоохранения являются меры измерения состояния здоровья населения так, как они отражают желаемый конечный результат потраченных ресурсов и усилий государства. К таким мерам измерения относятся показатели на основе смертности и ожидаемой продолжительности жизни, а также показатели на основе самооценки уровня здоровья, функционального статуса и опыта (Parrish, 2010). Некоторые показатели в Государственной программе развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 годы (ГПРЗ) не отражают необходимую и ожидаемую картину (Постановление Правительства, 2016). Например, показатель «Индекс здоровья» является производным показателя «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» и значение его меняется прямо пропорционально последнему, к тому же такой показатель не существует в мировой статистике (UNDP, 2018). В свою очередь, показатель «Общая смертность», имея значение в Казахстане намного ниже, чем в развитых странах, не применим для сравнения с другими странами, и таким образом искажает реальную картину смертности в стране, не учитывая возрастной состав населения (World Bank, 2017). Кроме того, имеющиеся в ГПРЗ показатели «Смертность от болезней системы кровообращения» и «Смертность от злокачественных новообразований» не показывают преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний, куда относятся также респираторные заболевания и диабет наряду с болезнями системы кровообращения и онкологическими заболеваниями. Поэтому, данная аналитическая записка обоснованно рекомендует исключение показателей «Индекс здоровья» и «Общая смертность» из государственной программы развития здравоохранения и включение в национальные стратегические документы в сфере здравоохранения показателя «Преждевременная смертность от неинфекционных заболеваний». Цель Данная аналитическая записка разработана в целях рационализации показателей (индикаторов) в национальных стратегических документах в области здравоохранения и предназначена для лиц, принимающих решения в области стратегического планирования в сфере здравоохранения, а также для заинтересованных профессионалов в сфере здравоохранения с целью расширения знаний по вопросам измерения состояния здоровья населения. Ключевые моменты • Индикаторы в ГПРЗ «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» и «Индекс здоровья» по сути являются одним и тем же показателем. • Показатель в ГПРЗ «Общая смертность» малоинформативный и не применим для сравнения с другими странами, поэтому рекомендуется исключить данный показатель. • Показатель «Преждевременная смертность от неинфекционных заболеваний» может показать более объективную картину бремени неинфекционных заболеваний и заменить малоинформативные показатели в ГПРЗ «Смертность от болезней системы кровообращения» и «Смертность от злокачественных новообразований».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орман Ж. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зачем включать малоинформативные индикаторы в Государственную программу развития здравоохранения?»

https://doi.org/10.32921/2225-9929-2019-34-59-67 Policy brief

Is there a need to include less informative indicators in the State Health Development Program?

Zhomart Orman

Head of the Center for Global Health, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan

Abstract

An integral and important part of the national strategic documents in the field of health care are measures that measure the health status of the population, as they reflect the desired end result of the resources and efforts of the state. Such measures include indicators based on mortality and life expectancy, as well as indicators based on self-assessment of health, functional status and experience (Parrish, 2010).

Some indicators in the State Health Development Program "Densaulyk" for 2016-2019 (SHDP) do not reflect the necessary and expected picture (Government Resolution, 2016). For example, the indicator "Health Index" is a derivative of the indicator "Life expectancy at birth" and its value changes in direct proportion to the latter, moreover, such an indicator does not exist in world statistics (UNDP, 2018). In turn, the indicator "Total mortality" has a value in Kazakhstan much lower than that of developed countries, and it is not applicable for comparison with other countries, and thus distorts the real picture of mortality in the country, not taking into account the age composition of the population (World Bank, 2017) In addition, the indicators "Mortality from circulatory system diseases" and "Mortality from malignant neoplasms" available in SHDP do not show premature mortality from non-communicable diseases, which also include respiratory diseases and diabetes, along with circulatory system diseases and oncological diseases.

Therefore, this policy brief reasonably recommends the exclusion of the Health index and Total mortality indicators from the SHDP and the inclusion of the Premature mortality from non-communicable diseases indicator in national strategic documents in the healthcare sector.

Objective

This policy brief was developed in order to rationalize some indicators in national strategic documents in the field of health care and is intended for decision-makers in the field of strategic planning in health, as well as for interested health professionals to expand their knowledge on population health status measurements.

Key points

• The indicators "Life Expectancy at Birth" and "Health Index" in the state health development program are essentially the same indicator.

• The indicator "Total mortality" in the state health development program is uninformative and not applicable for comparison with other countries, therefore it is recommended to exclude this indicator.

• The indicator "Premature mortality from non-communicable diseases" can show a more objective picture of the burden of non-communicable diseases. It can also replace uninformative indicators in the state health development program such as "Mortality from circulatory system diseases" and "Mortality from malignant neoplasms".

Акпараты аз KepceTK^Tepi денсаулык сактауды дамытудыц мемлекетлк багдарламасына косу кажет пе?

Орман Ж.Б.

Жаhандыц денсаулыц сацтау орталыгынын бас маманы, Денсаулыц сацтауды дамыту республикалыц

орталыгы, Нур-Султан, Казацстан

Туйшдеме

Тургындардын денсаулыц жагдайы кврсетюштер/н/н влшемi денсаулыц сацтау саласындагы улттыц стратегиялыц цужаттардын ажырамас манызды бвл/гi болып табылады. Себебi аталган кврсетюштер мемлекетт/н осы багытта жумсаган шыгыны мен кYш-жiгерiнiн кутлген соцгы нэтижес/н кврсетедi. Осындай кврсетюштерд/'н влшем/не вл/'м-ж/'т/'м мен адамнын кутлген вмiр сYPу узацтыгына нег/'зделген кврсетюштер мен тургындардын вз денсаулыгынын денгей/н, агзасынын цызмет ету статусын жэне тэжiрибесiн вз/'нд/'к багалауы нэтижес/не нег/'зделген кврсетюштер жатады (Parrish, 2010).

Денсаулыц сацтау саласын дамытудын 2016 - 2019 жылдарга арналган «Денсаулыц» мемлекеттiк багдарламасындагы (ДСМБ) кейб/р кврсетюштер кутлген эр1' цажет квр/н/ст/ бере алмайды (У,шмет Каулысы, 2016). Мысалы, «Денсаулыц индексi» кврсетюшi «Туылган кездегi адамнын кутлген вм/р сYPу узацтыгы» кврсетюш/'н/'н туындысы болып табылады. Сондыцтан, «Денсаулыц индекашн» мэнд/к кврсетюшi сон^ысына т/келей пропорцияда взгер/п отырады. Сонымен цатар, бул кврсетюш элем статистикасында цолданыста жоц (UNDP, 2018). &з кезег/нде, «Жалпы вл/'м-ж/'т/'м» кврсетюш/'н/'н влшемi Казацстанда дамыган елдермен салыстырганда б/ршама твмен екен/д/г/не царамастан, салыстырмалы тургыда царастырылмаган. Осы себептен, ел/м/зд/н тургындарынын жас цурамын ескермейт/нд/ктен, вл/'м-ж/'т/'м бойынша квр/н/стi бурмалап кврсетедi (World Bank, 2017). Оган цоса, ДСМБ царастырылган «Канайналым жYйесiнiн ауруларынын салдарынан болган вл/'м-ж/'т/'м» жэне «Катерлi iс/ктерден болган вл/'м-ж/'т/'м» кврсетюштерi жуцпалы емес аурулардын салдарынан мерз/м/нен бурын болган вл/м-ж/т/мдi кврсетпейдi. Ал бул топца журек цан-тамыр, онкологиялыц аурулармен цоса, тыныс алу жYйесiнiн аурулары мен диабет те юредi.

Сондыцтан, усынылган аналитикалыц жазба аталмыш мемлекетт/к багдарламадан «Денсаулыц индексi» жэне «Жалпы вл/'м-ж/'т/'м» кврсетюштер/н алып тастау цажетт/г/н нег/'здей отырып, денсаулыц сацтау саласындагы улттыц стратегиялыц цужаттарга «Жуцпалы емес аурулардын салдарынан мерз/м/нен бурын болган вл/'м-ж/'т/'м» кврсетюш/н цосуды усынады.

Мацсаты

Бер/лген аналитикалыц жазба денсаулыц сацтау саласындагы улттыц стратегиялыц цужаттарда кврсетюштердi (индикаторларды) онтайландыру мацсатында цурастырылып, ел/м/зд/н денсаулыц сацтау саласын стратегиялыц жоспарлау бойынша шеш/м цабылдайтын тулгаларга, сонымен цатар, тургындардын денсаулыц жагдайынын кврсетюштерi бойынша бл/м/н кенейтудi цалайтын денсаулыц сацтау саласы мамандарына арналган.

TYÜiHdi ережелер

• ДСМБ-да царастырылган «Туылган кездегi адамнын кутлген вм/р сYPу узацтыгы» жэне «Денсаулыц индексi» кврсетюштерi нег/'з/'нде б/рдей кврсетюш болып табылады.

• ДСМБ-да царастырылган «Жалпы вл/'м-ж/'т/'м» кврсетюш аз ацпаратты жэне басца елдердегi сэйкес кврсетюшпен салыстыруга мYмкiндiк бере алмайды. Сондыцтан бул кврсетюштi багдарламадан алып тастау усынылады.

• «Жуцпалы емес аурулардын салдарынан мерз/м/нен бурын болган вл/'м-ж/'т/'м» кврсетюшi жуцпалы емес аурулардын ауыртпалыгынын нагыз ацицат болмысын сипаттай отырып, ДСМБ-да царастырылган, аз ацпаратты «Канайналым жYйесiнiн ауруларынын салдарынан болган вл/'м-ж/'т/'м» жэне «Катерлi iс/ктерден болган вл/'м-ж/'т/'м» кврсетюштер/н алмастыра алады.

Зачем включать малоинформативные индикаторы в Государственную программу

развития здравоохранения?

Орман Ж.Б.

Руководитель Центра глобального здравоохранения, Республиканский центра развития здравоохранения, Нур-Султан, Казахстан

Резюме

Неотъемлемой и важной частью национальных стратегических документов в сфере здравоохранения являются меры измерения состояния здоровья населения так, как они отражают желаемый конечный результат потраченных ресурсов и усилий государства. К таким мерам измерения относятся показатели на основе смертности и ожидаемой продолжительности жизни, а также показатели на основе самооценки уровня здоровья, функционального статуса и опыта (Parrish, 2010).

Некоторые показатели в Государственной программе развития здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2019 годы (ГПРЗ) не отражают необходимую и ожидаемую картину (Постановление Правительства, 2016). Например, показатель «Индекс здоровья» является производным показателя «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» и значение его меняется прямо пропорционально последнему, к тому же такой показатель не существует в мировой статистике (UNDP, 2018). В свою очередь, показатель «Общая смертность», имея значение в Казахстане намного ниже, чем в развитых странах, не применим для сравнения с другими странами, и таким образом искажает реальную картину смертности в стране, не учитывая возрастной состав населения (World Bank, 2017). Кроме того, имеющиеся в ГПРЗ показатели «Смертность от болезней системы кровообращения» и «Смертность от злокачественных новообразований» не показывают преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний, куда относятся также респираторные заболевания и диабет наряду с болезнями системы кровообращения и онкологическими заболеваниями.

Поэтому, данная аналитическая записка обоснованно рекомендует исключение показателей «Индекс здоровья» и «Общая смертность» из государственной программы развития здравоохранения и включение в национальные стратегические документы в сфере здравоохранения показателя «Преждевременная смертность от неинфекционных заболеваний».

Цель

Данная аналитическая записка разработана в целях рационализации показателей (индикаторов) в национальных стратегических документах в области здравоохранения и предназначена для лиц, принимающих решения в области стратегического планирования в сфере здравоохранения, а также для заинтересованных профессионалов в сфере здравоохранения с целью расширения знаний по вопросам измерения состояния здоровья населения.

Ключевые моменты

• Индикаторы в ГПРЗ «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении» и «Индекс здоровья» по сути являются одним и тем же показателем.

• Показатель в ГПРЗ «Общая смертность» малоинформативный и не применим для сравнения с другими странами, поэтому рекомендуется исключить данный показатель.

• Показатель «Преждевременная смертность от неинфекционных заболеваний» может показать более объективную картину бремени неинфекционных заболеваний и заменить малоинформативные показатели в ГПРЗ «Смертность от болезней системы кровообращения» и «Смертность от злокачественных новообразований».

Corresponding author: Zhomart Orman, Head of the Center for Global Health, Republican Center for Health Development, Nur-Sultan, Kazakhstan. Postal code: 010000

Address: Imanova Str. 13, Nur-Sultan, Kazakhstan

Phone: +7 701 762 45 75

E-mail: [email protected]

J Health Dev 2019; Special Issue (34): 59-67 UDC 614; 614.2; 61:17 Recieved: 08.12.2019

^--p=T-1 Accepted: 15.12.2019

(qc) lU | This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Какими показателями измеряется состояние здоровья всего населения?

Показатель состояния здоровья

населения, теоретически, должен отражать состояние физического, психического и социального благополучия населения [2]. Положительные показатели состояния здоровья населения включают такие состояния, как наличие жизни; хорошее умственное, физическое и социальное функционирование; и чувство благополучия. Отрицательные показатели

состояния здоровья включают смерть, потерю функций и отсутствие благополучия. В отличие от этих состояний здоровья, заболевания и травмы являются промежуточными факторами, которые влияют на вероятность достижения хорошего состояния здоровья. Можно выделить два типа показателей оценки состояния здоровья населения:

Таблица 1. Примеры показателей здоровья населения на основе смертности или ожидаемой продолжительности жизни [2].

Смертность Общая смертность

Скорректированные по возрасту показатели смертности (СВПС) Смертность по возрастным группам

• Неонатальная (<28 дней)

• Младенческая (<1 года) (младенческая смертность на 1000 живорождений)

• Смертность детей до 5 лет

• Смертность взрослых (15-60 лет)

Другие специфические показатели смертности (по полу, национальности и т.п.)

Смертность по виду заболевания

Смертность от травм

Коэффициент материнской смертности

Ожидаемая продолжительность жизни

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет

Преждевременная смертность

Ожидаемое количество потерянных лет

Показатель преждевременной смертности

Суммарные показатели состояния здоровья населения

Скорректированная на здоровье продолжительность жизни при рождении (у)

Скорректированная на качество продолжительность жизни

Продолжительность здоровой жизни

Скорректированная на инвалидность продолжительность жизни Показатели неравенства Показатели СПВС в разных регионах

Уровень смертности, стратифицированный по полу, этнической принадлежности, доходу, уровню образования, социально-эконмическим классам

Ожидаемая продолжительность жизни, стратифицированная по полу, этнической принадлежности, доходам, уровню образования, социально-эконмическим классам

1) Показатели на основе смертности или ожидаемой продолжительности жизни (Таблица 1);

2) Показатели на основе самооценки уровня здоровья, функционального статуса и опыта (Таблица 2).

Таблица 2 - Примеры показателей здоровья населения на основе субъективного (самовоспринимаемого) состояния здоровья, психологического состояния или способности функционировать [2].

Состояние здоровья

Процент взрослых, сообщивших об удовлетворительном или плохом состоянии здоровья

Процент детей, о которых родители сообщили, что они у них состояние здоровья удовлетворительное или плохое

Среднее количество физически или психически нездоровых дней за последние 30 дней (самоотчет взрослого) Среднее количество психически нездоровых дней за последние 30 дней (самоотчет взрослого) Среднее количество физически нездоровых дней за последние 30 дней (самоотчет взрослого) Экспериментально-психологическое состояние

Процент взрослых, сообщивших о боли в суставах в течение последних 30 дней (взрослый самоотчет) Процент взрослых, которые довольны своей жизнью Способность функционировать

Процент взрослых, сообщивших об инвалидности (например, ограничения

зрения или слуха, когнитивные нарушения, отсутствие подвижности)

Среднее количество дней за последние 30 дней с ограниченной активностью из-за плохого

психического или физического здоровья (самоотчеты взрослых)

Показатели неравенства

Показатели СПВС в разных регионах

Уровень смертности, стратифицированный по полу, этнической принадлежности, доходу, уровню образования, социально-эконмическим классам

Ожидаемая продолжительность жизни, стратифицированная по полу, этнической принадлежности, доходам, уровню образования, социально-эконмическим классам

Зачем отражать ожидаемую продолжительность жизни в двух индикаторах в

госпрограмме?

В 2015 году с целью улучшения здоровья населения Правительство Казахстана разработало и утвердило Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2019 годы [3]. На основе ГПРЗ и других вышестоящих документов государственного планирования Министерство здравоохранения Казахстана разработало Стратегический план на 2017-2021 годы (Стратплан) [4]. В 2017 году Министерством здравоохранения разработаны и включены в

ГПРЗ и Стратплан новые показатели, один из которых - индекс здоровья. Из ГПРЗ следует, что по индексу здоровья ведется мониторинг с

2018 года. Тогда показатель составил 0,814 и планируется достижение данного показателя в

2019 и 2020 годах до 0,815.

Согласно Методике расчета, индекс здоровья рассчитывается ежегодно по формуле [4]:

I-health = (ОПЖ - ОПЖтт)/(ОПЖтах - ОПЖтт)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где: - это индекс здоровья;

ОПЖ - ожидаемая продолжительность

жизни;

ОПЖmin - ожидаемая продолжительность жизни с использованием минимального значения 20 лет;

ОПЖтах - ожидаемая продолжительность жизни с использованием максимального значения 85 лет.

Иными словами, если в стране ОПЖ составляет 73 года, то соответственно, по

вышеуказанной формуле индекс здоровья будет составлять 73-20/85- 20=0,815.

В литературе такой показатель не существует. Индекс здоровья встречается лишь как одно из трех измерений Индекса человеческого развития (ИЧР), таких как долголетие, образование и уровень жизни [5]. Измерение здоровья в ИЧР оценивается по ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Для перевода любого показателя х в

индекс, значение которого заключено между показатели), используется следующая 0 и 1 (это позволит складывать различные формула:

х-индекс=х-тт(х)/тах(х)-тт(х),

где: т'т(х) и тах(х) являются минимальным и максимальным значениями показателя среди всех исследуемых стран.

Программой развития Организации Объединенных наций (ПРООН) для ожидаемой продолжительности жизни установлены минимальные значения на основании исторических данных, ценностей для общества - 20 лет [6,7]. Если общество имеет продолжительность жизни ниже типичного возраста размножения, это общество вымрет. Более низкие значения имели место во время некоторых кризисов, таких как геноцид в Руанде, но это были исключительные случаи, которые больше не повторялись в истории [5].

Таким образом, индекс здоровья является обычной ожидаемой продолжительностью жизни при рождении, но только выраженной в виде индекса с использованием минимального значения 20 лет и максимального значения 85 лет. Значение Индекса здоровья меняется прямо пропорционально значению показателя «Ожидаемая продолжительность жизни». Так зачем дублировать и показывать одно и то же значение в динамике в качестве двух целевых индикаторов в ГПРЗ? Из этого следует, что индекс здоровья не является общепризнанным показателем состояния здоровья населения и дублирует ожидаемую продолжительность жизни при рождении, следовательно, должен быть исключен из ГПРЗ.

Нужно ли вести мониторинг общей смертности в госпрограмме, если она в Казахстане лучше, чем в Германии и Японии?

Для оценки состояния здоровья

населения применяют несколько показателей, один из которых коэффициент общей смертности. Коэффициент общей смертности (crude death rate) - это отношение числа умерших в течение года в изучаемой популяции к численности данной популяции [8]. Данный показатель учитывает все смерти независимо от причины и возрастных групп населения. Поэтому сравнение общей смертности одного населения с общей смертностью другого населения неправильно и несправедливо. Например, в одной стране с более высоким процентом пожилых людей может быть более высокий уровень смертности, чем в стране с более молодым населением, просто потому, что пожилые люди с большей вероятностью умрут.

По данным Всемирного банка в Казахстане в 2017 году общая смертность составила 7 на 1000 населения, тогда, как в Германии и Японии показатель составил 11 на 1000 населения [8]. На первый взгляд понятно, что больше людей умирают в Германии и Японии, чем в Казахстане. Однако, большая часть населения в этих развитых странах умирают в старческом возрасте. Согласно данным ООН (UN, 2017), доля смертей в Казахстане в возрасте 25-65 лет составляет 39%, а в возрасте старше 65 лет -54%, в то время как в Германии и Японии доля смертей в возрасте 25-65 находится на уровне 11-14%, в возрасте +65 на уровне 85-88% (UN, 2017). Даже на Украине, где коэффициент общей смертности в два раза больше чем в Казахстане, доля смертей в возрасте +65 составляет 70%, а в возрасте 25-65 лет - 28%, что намного меньше, чем в Казахстане [9].

Согласно Программе развития

Организации Объединенных Наций (ПРООН) индекс человеческого развития - это совокупный показатель среднего достижения в ключевых аспектах развития человека: долгая и здоровая жизнь, знание и достойный уровень жизни. ИЧР является средним геометрическим значением нормированных индексов для каждого из этих трех измерений. Измерение здоровья оценивается по ожидаемой продолжительности жизни при рождении, измерение по образованию измеряется по средним годам обучения в школе для взрослых в возрасте 25 лет и более и по ожидаемым годам обучения для детей школьного возраста. Уровень жизни измеряется валовым национальным доходом на душу населения. ИЧР использует логарифм дохода, чтобы отразить уменьшающуюся важность дохода с ростом ВНД. Оценки для трех индексов измерения ИЧР затем объединяются в составной индекс с использованием среднего геометрического.

Таким образом, для сравнения смертности Казахстана с другими странами необходимо применять скорректированный по возрасту показатель смертности. При этом, стандартные уровни смертности корректируются с учетом различий в возрастном распределении населения путем применения наблюдаемых возрастных коэффициентов смертности для каждой группы населения к стандартной группе. ВОЗ определяет стандартизированный по возрасту коэффициент смертности как средневзвешенное значение возрастных коэффициентов смертности на определенное количество населения, где весовые коэффициенты представляют собой доли людей в соответствующих возрастных

группах стандартной группы населения ВОЗ.

В ГПРЗ отслеживается общая смертность, которая должна снизиться с 7,57 в 2015 году до 7,1 в 2019 году [10]. Однако, этот показатель не является достаточно информативным для оценки состояния здоровья населения страны

и не может быть использован для сравнения с другими странам. К тому же, учитывая увеличение ожидаемой продолжительности жизни и прогнозируемое старение населения страны, этот показатель маловероятно сохранит свои темпы снижения. Поэтому его рекомендуется исключить из ГПРЗ.

Есть ли общепризнанный универсальный показатель оценки бремени неинфекционных заболеваний?

В мире 71% всех смертей составляют неинфекционные заболевания (НИЗ), в группу которых относятся болезни системы кровообращения (БСК), онкологические болезни, респираторные заболевания и диабет. Эти 4 группы заболеваний являются причинами 80% всех преждевременных смертей в мире (GBD, 2015).

В Казахстане, по данным Комитета статистики Министерства национальной экономики, в прошлом году умерли 30 564 человека только от БСК [12]. Другими словами, смертность от БСК составила 167 на 100 тыс. населения. Данный показатель есть в ГПРЗ с плановым значением 174,5 на 100 тыс. населения в 2019 году. Однако, в смертность

от БСК входит все случаи смерти, в том числе и смертность населения в старческом возрасте. Из всех смертей от БСК в прошлом году почти 44% составляет население старше 70 лет, тогда как смертность от БСК молодого населения в возрасте 30-69 лет составила 55% от общего количества смертей от БСК.

Если посмотреть на динамику, смертность от БСК в 2017 году составила 175 100 тыс. населения, тогда как в 2018 году показатель снизился до 167 на 100 тыс. населения. За один год смертность улучшилась почти на 5%. Но если мы посмотрим смертность в разрезе возрастных групп, то увидим, что смертность от БСК в возрасте старше 70 лет улучшилась на 21%, а в возрасте 30-69 всего на 3% [12].

Доля смертей в возрасте 25-65 лет от общего количества смертей, %

5: 40

з: 20 30 :

39

11

I Казахстан Германия ■ Япония

Таким образом, смертность от БСК, так же, как и смертность от злокачественных новообразований, не является достаточно информативным показателем по причине того, что включает смертность населения в старческом возрасте. С целью проведения мониторинга более информативного показателя по снижению бремени БСК, в 2015 году, весь мир принял обязательства достичь до 2030 года Цели устойчивого развития, в том числе и по сокращению на треть преждевременной смертности от неинфекционных

заболеваний [10]. ООН для мониторинга снижения преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний предложил применять показатель - смертность от сердечнососудистых заболеваний, рака, диабета, хронических респираторных заболеваний,

который рассчитывается как вероятность смерти в возрасте от 30 до 70 лет от сердечнососудистых заболеваний, рака, диабета или хронических респираторных заболеваний. Определяется показатель как процент людей в возрасте 30 лет, которые умрут до своего 70-летия от сердечнососудистых заболеваний, рака, диабета или хронических респираторных заболеваний, при условии, что текущие показатели смертности в каждом возрасте не изменятся, и они не умрут от какой-либо другой причины смерти.

По оценкам ООН, в Казахстане в 2016 году вероятность смерти от НИЗ 30-летних до 70 лет составила 26,8%. Другими словами, почти 27 человек в возрасте 30 лет умрут от НИЗ, не дожив до 70 лет. Этот показатель в 2016 году составил в Канаде - 9,8%, в Германии -12,1%, в Японии - 8,4%. По данным Комитета

статистики Министерства национальной экономики, преждевременная смертность от НИЗ в 2016 году составила 20,8%, в 2017 году -19,7%. Следовательно, у 30-летнего гражданина Казахстана риск умереть от НИЗ, не дожив до 70-летнего возраста, почти два раза больше, чем у гражданина развитой страны [11].

Измерение риска смерти от этих четырех

Что рекомендуется?

Согласно системе государственного планирования Казахстана, в процессе государственного планирования необходимо соблюдать принципы обоснованности и правильности используемых показателей результатов [10]. Изучив измерения состояния здоровья населения, в частности общую смертность и скорректированный по возрасту показатель смертности, индекс здоровья и ожидаемую продолжительность жизни, а также показатели снижения бремени неинфекционных заболеваний, рекомендуется следующее.

• В связи с тем, что индекс здоровья не является полноценным показателем в статистике, а представляет собой производный показатель «Ожидаемая продолжительность жизни» и дублирует этот показатель, рекомендуется исключить его из ГПРЗ.

• В виду того, что общая смертность не учитывает возрастное распределение населения и, следовательно, является малоинформативным показателем, а также, если учесть увеличение ожидаемой продолжительности жизни и прогнозируемое старение населения страны, этот показатель 0 маловероятно сохранит свои

основных причин НИЗ важно для оценки степени бремени преждевременной смертности от НИЗ в населении. Поэтому для комплексного и объективного мониторинга снижения бремени НИЗ в ГПРЗ и/или Стратплане, рекомендуется заменить показатели смертности от БСК и от злокачественных новообразований, либо дополнить показателем преждевременной смертности.

темпы снижения. Поэтому его рекомендуется исключить из ГПРЗ.

• На основании того, что смертность от БСК и онкологических заболеваний не учитывает преждевременную смертность от всех основных неинфекционных заболеваний, которую государству необходимо снижать в рамках достижения ЦУР, рекомендуется заменить показатели смертности от БСК и от злокачественных новообразований показателем преждевременной смертности в ГПРЗ, либо дополнить им.

• Ни один показатель состояния здоровья населения не является универсальным, поэтому для объективного, справедливого и комплексного измерения состояния здоровья населения и сравнения с другими группами населения, необходимо использовать наряду с ожидаемой продолжительностью жизни и смертностью, также и преждевременную смертность, суммарные показатели состояния здоровья населения, показатели неравенства и показатели, основанные на самооценке населения.

Литература

1. Forouzanfar M.H., Afshin A., Alexander L.T., Anderson H.R. et al. Global, regional, and national comparative risk assessment of 79 behavioural, environmental and occupational, and metabolic risks or clusters of risks, 1990-2015: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study. Lancet. 2016 Oct 8; 388 (10053):1659-1724. doi: 10.1016/ S0140-6736(16)31679-8.

2. Parrish R.G., Measuring Population Health Outcomes. Preventing Chronic Diseases, 2010; 7(4): 1-11.

3. Указ Президента Республики Казахстана. Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулыц» на 2016 - 2019 годы: принята 15 января 2016 года, № 176.

Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstana. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan «DensaulyK» na 2016 - 2019 gody (Decree of the President of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Health Development Program of the Republic of Kazakhstan "Densaulyk" for 2016 - 2019) [in Russian]: prinjata 15 janvarja 2016 goda, № 176.

4. Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан. Об утверждении Методики расчета целевых индикаторов и показателей результатов, включенных в Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулыц» на 2016 - 2019 годы и Стратегический план Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы: утв. 20 декабря 2017 года, № 976 (с изменениями и дополнениями от 25.12.2018 г.).

Prikaz Ministra zdravoohranenija Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Metodiki rascheta celevyh indikatorov i pokazatelej rezul'tatov, vkljuchennyh v Gosudarstvennuju programmu razvitija zdravoohranenija Respubliki Kazahstan «DensaulyK» na 2016 - 2019 gody i Strategicheskij plan Ministerstva zdravoohranenija Respubliki Kazahstan na 2017 -2021 gody (Order of the Minister of Health of the Republic of Kazakhstan. On approval of the Methodology for calculating target indicators and performance indicators included in the State Health Development Program of the Republic of Kazakhstan "DensaulyK" for 2016 - 2019 and the Strategic Plan of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan for 2017 - 2021) [in Russian]: utv. 20 dekabrja 2017 goda, № 976 (s izmenenijami i dopolnenijami ot 25.12.2018 g.).

5. Human Development Report. UNDP, 2018. Website [Cited 05 Dec 2019]. Available from URL: http://hdr.undp.

org/.

6. Maddison A. Statistics on world population, GDP and per capita GDP, 1-2008 AD. Historical Statistics, 2010; 3: 1-36.

7. Riley J.C. Estimates of regional and global life expectancy, 1800-2001. Population and development review. 2005; 31(3): 537-543.

8. Death rate, crude (per 1,000 people). World Bank, 2017. Website [Cited 05 Dec 2019]. Available from URL: https://data.worldbank.org/.

9. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2017). World Mortality 2017 - Data Booklet (ST/ESA/SER.A/412).

10. Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан: утв. 29 ноября 2017 года, №790.

Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan. Ob utverzhdenii Sistemy gosudarstvennogo planirovanija v Respublike Kazahstan (Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan. On approval of the State Planning System in the Republic of Kazakhstan) [in Russian]: utv. 29 nojabrja 2017 goda, № 790.

11. SDG Indicators. Metadata repository. UN, 2019. Website [Cited 05 Dec 2019]. Available from URL: https:// unstats.un.org/sdgs/metadata/.

12. Демографический ежегодник Казахстана /Статистический сборник. Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Комитет по статистике.- 2019.- 250 с.

Demograficheskij ezhegodnik Kazahstana (Demographic Yearbook of Kazakhstan) [in Russian]. Statisticheskij sbornik. Ministerstvo nacional'noj jekonomiki Respubliki Kazahstan, Komitet po statistike, 2019: 250 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.