Научная статья на тему 'Зачем "арт-волонтерство" творческому вузу?'

Зачем "арт-волонтерство" творческому вузу? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / АРТ-ВОЛОНТЕР / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА / CULTURAL VOLUNTEERING / ART VOLUNTEER / ART COMMUNICATION / CREATIVE UNIVERSITY / TRAINING PERSONNEL FOR THE SPHERE OF CULTURE AND ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова Екатерина Алексеевна, Ахьямова Инна Анатольевна

Данная статья отражает некоторые результаты исследования, посвященного разработке методики организации арт-волонтерской деятельности студентов творческого вуза с целью формирования у них способности к художественной коммуникации; авторы в своем исследовании опираются на 5-ти летний опыт Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ). Авторы определяют арт-волонтерство как направление работы добровольцев, нацеленное на содействие учреждениям культуры в реализации проектов, преображающих городское пространство за счет эстетического воздействия различных видов искусства. Арт-волонтерская деятельность является одной из форм культурного волонтерства и специфична тем, что дает возможность студентам становиться участниками художественной коммуникации, уникальной для каждого арт-проекта. В педагогическом аспекте арт-волонтерство рассматривается как форма внеаудиторной деятельности обучающихся, способствующая формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В Академии арт-волонтерская деятельность организуется, во-первых, в рамках специальной дисциплины базовой части учебного плана («Социальные практики»); во-вторых, является одной из задач учебной практики №1; в-третьих, возможна по желанию студента в ходе всего обучения как форма самостоятельных творческих внеаудиторных занятий, способствующих выполнению задач дисциплин профессионального блока, в том числе подготовке собственного проекта в рамках выпускной квалификационной работы. Авторы полагают, что для профильных вузов, ведущих подготовку кадров для сферы культуры и искусства, понятна значимость культурного волонтерства, и особенно арт-волонтерства, как способа соединить теорию с практикой, реализовать прикладной характер образовательных программ, сформировать «кредит доверия» у потенциальных работодателей в отношении выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефремова Екатерина Алексеевна, Ахьямова Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What is the purpose of art volunteering for the creative higher educational school?

This article reflects some of the results of a study on the development of a methodology for organizing art volunteer activities of students at a creative high school with the aim of developing their ability for artistic communication; The authors in their study rely on the 5-year experience of the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Ekaterinburg). The authors define art volunteering as a direction of volunteer work aimed at assisting cultural institutions in implementing projects that transform urban space through the aesthetic impact of various art forms. Art-volunteer activity is one of the forms of cultural volunteering and is specific in that it allows students to become participants in artistic communication, unique for each art project. In the pedagogical aspect, art volunteering is considered as a form of extracurricular activities of students, contributing to the formation of general cultural, general professional and professional competencies. In Academy, art volunteer activities are organized, firstly, in the framework of a special discipline of the basic part of the curriculum (“Social Practices”); secondly, it is one of the tasks of educational practice No. 1; thirdly, it is possible, at the request of the student, in the course of the entire training, as a form of independent creative extracurricular activities that contribute to the fulfillment of the tasks of the disciplines of the professional unit, including the preparation of their own project within the framework of graduation qualification work. The authors believe that for specialized universities that train personnel in the sphere of culture and art, the significance of cultural volunteering, and especially art volunteering, is understandable as a way to combine theory with practice, to realize the applied nature of educational programs, to form a “credibility” among potential employers in respect graduates.

Текст научной работы на тему «Зачем "арт-волонтерство" творческому вузу?»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/127PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 12.12.2018; опубликована 08.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ефремова Е.А., Ахьямова И.А. Зачем «арт-волонтерство» творческому вузу? // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/127PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Efremova E.A., Akhiyamova I.A. (2018). What is the purpose of art volunteering for the creative higher educational school? World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/127PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 378.18 ГРНТИ 14.35.19

Ефремова Екатерина Алексеевна

МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства», Екатеринбург, Россия Преподаватель кафедры «Социокультурного развития территории»

E-mail: [email protected]

РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1010593

Ахьямова Инна Анатольевна

МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства», Екатеринбург, Россия

Ректор

Доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=265111

Зачем «арт-волонтерство» творческому вузу?

Аннотация. Данная статья отражает некоторые результаты исследования, посвященного разработке методики организации арт-волонтерской деятельности студентов творческого вуза с целью формирования у них способности к художественной коммуникации; авторы в своем исследовании опираются на 5-ти летний опыт Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ). Авторы определяют арт-волонтерство как направление работы добровольцев, нацеленное на содействие учреждениям культуры в реализации проектов, преображающих городское пространство за счет эстетического воздействия различных видов искусства. Арт-волонтерская деятельность является одной из форм культурного волонтерства и специфична тем, что дает возможность студентам становиться участниками художественной коммуникации, уникальной для каждого арт-проекта. В педагогическом аспекте арт-волонтерство рассматривается как форма внеаудиторной деятельности обучающихся, способствующая формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

В Академии арт-волонтерская деятельность организуется, во-первых, в рамках специальной дисциплины базовой части учебного плана («Социальные практики»); во-вторых, является одной из задач учебной практики №1; в-третьих, возможна по желанию студента в ходе всего обучения как форма самостоятельных творческих внеаудиторных занятий, способствующих выполнению задач дисциплин профессионального блока, в том числе подготовке собственного проекта в рамках выпускной квалификационной работы.

https://mir-nauki.com

Авторы полагают, что для профильных вузов, ведущих подготовку кадров для сферы культуры и искусства, понятна значимость культурного волонтерства, и особенно арт-волонтерства, как способа соединить теорию с практикой, реализовать прикладной характер образовательных программ, сформировать «кредит доверия» у потенциальных работодателей в отношении выпускников.

Ключевые слова: культурное волонтерство; арт-волонтер; художественная коммуникация; творческий вуз; подготовка кадров для сферы культуры и искусства

Добровольчество, «добрые технологии», благотворительность, волонтерство - эти понятия часто звучали в российских СМИ в 2018 году, объявленном «Годом добровольца (волонтера)» 1, но и до этой пропагандистской государственной кампании волонтерское движение стремительно набирало обороты, вовлекая в свою орбиту разные категории населения, в том числе студенческую молодежь. В данной статье авторы сосредоточили свое внимание на таких формах волонтерских инициатив, как «культурное волонтерство» и «арт-волонтерство» и проанализировали их педагогический потенциал, особенно для творческих вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы культуры и искусства.

Проблематика волонтерских инициатив, связанных с культурой и искусством, достаточно активно освещается в научной литературе (М.И. Васильковская [1]; О.В. Голубева, А.В. Хижная, А.А. Бушуева [2]; Н.И. Горлова [3]; А.О. Первый [4]; М.А. Беляева, С.А. Романова [5]; С.Е. Сыромятникова, Г.Г. Алексеева [6]; А. Юхник [7]). В основном это публикации в рамках научных конференций в формате оперативного реагирования на российскую реальность. Особенно интересными представляются нам вопросы истории становления культурного волонтерства [3]; методические аспекты организации добровольческих студенческих акций во внеучебной деятельности вуза [2] и значимость волонтерства в процессе подготовки кадров для культуры [1].

Статья подготовлена в рамках диссертационного исследования по специальности «13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень высшего образования)», посвященного разработке методики организации арт-волонтерской деятельности как средства формирования способности к художественной коммуникации студентов творческого вуза; авторы в своем исследовании опираются на 5-ти летний опыт Екатеринбургской академии современного искусства (г. Екатеринбург).

С точки зрения российского законодательства волонтерская деятельность рассматривается как вид благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» №135 -ФЗ от 11 августа 1995 г. Правовые рамки волонтерской деятельности определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

На региональном уровне также действуют нормативные акты, так, например, в Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2011

1 Указ Президента РФ от 06.12.2017 № 583. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/42573. Страница 2 из 10

Введение

Нормативные рамки волонтерства и его виды

127PDMN618

утверждена Концепция молодежной политики2 ; еще ранее - 26.02.2009 года - Программа «Поддержка волонтёрских инициатив в Свердловской области»3, призванная обеспечить продвижение и поддержку волонтерским (добровольческим) инициативам населения и популяризацию волонтерского движения в г. Екатеринбурге и Свердловской области. Благодаря этой программе в регионе проводятся фестивали и конференции соответствующей тематики, один из последних - Областной фестиваль «Волонтерство в социокультурной сфере» (11 декабря 2018 г.)4, собравший активных студентов и старшеклассников Свердловской области.

Подобные события демонстрируют широту возможных направлений волонтерской деятельности:

1. охрана окружающей среды: отслеживание браконьеров, благоустройство территорий заповедников, учет популяций редких животных и др.;

2. наблюдение за природными стихиями и оповещение населения в случае необходимости;

3. оказание помощи пострадавшим в стихийных и военных бедствиях (в регионе есть опыт только по стихийным бедствиям);

4. поиск пропавших людей;

5. помощь людям в трудной жизненной ситуации (инвалиды, престарелые, мигранты и др.);

6. развитие образования, инноваций, науки (волонтеры участвуют в организации, например, социологических исследований и выставочной деятельности -«Ярмарка образования», «Дни науки»);

7. популяризация спорта и активного досуга (организация массовых и локальных событий, связанных с физической культурой, любительским и профессиональным спортом);

8. сохранение памятников истории и культуры (ремонтные работы, связанные с реконструкцией объектов);

9. организация массовых мероприятий: культурных, образовательных, религиозных.

Пункт №1 - определяет экологическое волонтерство, нацеленное на охрану природы, заботу о животных; пункты № 2-5 - это социальное волонтерство, помогающее решать злободневные проблемы конкретных людей или сообществ; пункты № 6-9 отражают содержание так называемого «культурного волонтерства».

2 О концепции государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года: Постановление Правительства Свердловской области от 20.04.2011 г. № 440-1 II I [Электронный ресурс] // Гарант. - Режим доступа: http ://minsport.midural. ru/index.php/mo l_doc/4.

3 Программа «Поддержка волонтёрских инициатив в Свердловской области», 26.02.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://asi.ru/social/volunteers.

4 В ИКЦ состоялся областной фестиваль «Волонтерство в социокультурной сфере» [Электронный ресурс] / БезФормата. - Режим доступа: http://pervouralsk.bezformata.com/listnews/iktc-sostovalsva-oblastnoj-festival/71597136/.

Страница 3 из 10

127PDMN618

https://mir-nauki.com

Существует также понятие «арт-волонтерство», оно уже по смыслу и обладает значительным потенциалом для творческих вузов, т. е. вузов, ответственных за подготовку кадров для сферы культуры и искусства.

В нашем понимании арт-волонтерство - направление работы добровольцев, нацеленное на содействие учреждениям культуры - библиотекам, музеям, театрам, галереям и пр., в реализации проектов, преображающих городское пространство за счет эстетического воздействия различных видов искусства.

Для культурных институций такое партнерство гарантирует необходимую помощь на безвозмездной основе, а для студентов творческих вузов волонтерское участие в культурных проектах формирует первичный профессиональный опыт. Арт-волонтёры, помогая в проведении культурных событий, могут выступать в качестве фотографа, журналиста, дизайнера, аниматора, актера, экскурсовода и др.

Интересный опыт привлечения студентов к волонтерской деятельности накоплен Екатеринбургской академией современного искусства5. Академия является муниципальным вузом (учредитель - Управление культуры Администрации г. Екатеринбурга) и уже двенадцать лет осуществляет подготовку кадров для сферы культуры, реализуя образовательный стандарт «50.03.01 Искусства и гуманитарные науки»6.

Данный ФГОС предусматривает наличие значительного объема учебного времени (только на первом году обучения около 500 часов) на изучение различных видов искусств. Но настоящая погруженность в мир культуры и искусства не может быть обеспечена только теоретическим искусствоведческим базисом, необходим определенный уровень «насмотренности», т. е. своеобразной визуальной эрудиции, создающей предпосылки для формирования эстетического вкуса и собственного стиля в жизни, творчестве, профессии, особенно значимого для работников сферы культуры. Организуя культурные проекты, освещая их в СМИ или создавая для этих проектов визуальное сопровождение (афиша, брендбук, навигационные системы и др.), деятели культуры транслируют свои эстетические воззрения широкой аудитории.

Школьная общеобразовательная программа содержит некоторые элементы художественного образования, в большей степени связанные с литературой, в меньшей - с изобразительным искусством и музыкой. Часть студентов ЕАСИ имеет багаж в виде дополнительного художественного образования. Например, среди обучающихся 1 курса (абитуриентская кампания 2018 года) - около 60 % от общего числа.

Несмотря на глобализацию и возможности интернета транслировать шедевры мирового искусства, и даже быть очевидцем знаковых культурных событий дистантно, «насмотренность» в значительной мере зависит от места физического проживания человека, от целостного визуального образа этого места и локальных ниш, отличающихся по своей эстетике от общего контента. Об этом свидетельствуют исследования визуального опыта современного человека (М.К. Крышталева [8]).

5 Волонтеры для культуры [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕАСИ. Режим доступа: 1Щр://\п--80ajk9a.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/.

6 ФГОС специальности «50.03.01 Искусства и гуманитарные науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/50.03.01-iskusstva-i-gumanitarnye-nauki.html.

Страница 4 из 10

Арт-волонтерство - путь в профессию

127PDMN618

https://mir-nauki.com

Изучение искусства, в том числе его современных практик, студентами только в аудиторном формате не гарантирует нужного качества образования. Несмотря на то, что в Екатеринбурге имеются все условия для расширения визуальной эрудиции студентов творческих вузов, обучающиеся по разным причинам недостаточно активны в этом направлении.

В наших исследованиях (И.А. Ахьямова [9]) мы уже рассматривали влияние культурного пространства города на молодежь и полагаем, что участие молодежи в конструировании этого пространства имеет комплексный педагогический эффект, в том числе на ниве художественного образования и эстетического воспитания. Важной педагогической находкой нашего вуза, обеспечивающей прикладную направленность обучения в сфере культуры и искусства, мы считаем внедрение волонтерских практик в образовательный процесс. Уже на первом курсе студенты участвуют во всероссийских культурных акциях («Ночь Музеев», «Библионочь», «Ночь искусств»), региональных («Уральская индустриальная биеннале современного искусства», «Бажов-фест») и городских проектах «Ночь музыки», фестиваль «Нетемно», фестиваль уличного искусства «Стенограффия» и др.).

Арт-волонтерство рассматривается нами как форма внеаудиторной деятельности обучающихся, способствующая формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В ЕАСИ культурное волонтерство, включая арт-волонтерство, организуется, во-первых, в рамках дисциплины базовой части учебного плана «Социальные практики»; во-вторых, является одной из задач учебной практики №1; в-третьих, возможно по желанию студента в ходе всего обучения как форма самостоятельных творческой внеаудиторной работы, способствующая выполнению задач дисциплин профессионального блока, в том числе подготовки собственного проекта в рамках выпускной квалификационной работы.

Программа дисциплины «Социальные практики» рассчитана на 144 академических часа (промежуточные аттестации в форме зачета в 1-м, 2-м и 3-м семестрах), из них 46 часов -внеаудиторных занятий, в ходе которых студенты всех профилей направления «50.03.01 Искусства и гуманитарные науки» («Технологии управления в сфере культуры», «Журналистика в области культуры», «Визуальные коммуникации», «Танец и пластическая культура», «Арт- и спорт-маркетинг») задействованы на различных культурных площадках города. Среди постоянных партнеров вуза - Ельцин Центр, галереи и центры современного искусства, Музей Истории Екатеринбурга, Музей архитектуры и дизайна, Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн», Музей истории Уралмашзавода, Городской Дом музыки, Театр юного зрителя, Театр балета «Щелкунчик», детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, ДК «Урал», ДК «Орджоникидзевский», Муниципальное объединение библиотек и многие другие.

Дисциплина «Социальные практики» знакомит обучающихся ЕАСИ с содержанием добровольческой деятельности и ее спецификой в области культуры и искусства. В задачи дисциплины входит развитие компетенции ОПК-2 «способность анализировать основные контексты социального взаимодействия», указанной в стандарте ФГОС специальности «50.03.01 Искусства и гуманитарные науки».

Учебная практика №1 осуществляется дискретно в течение учебного года (зачет во 2-м семестре, общий объем 108 часов, в том числе волонтерских часов - 24) и нацелена на формирование у обучающихся «способности к самоорганизации и самообразованию» (ОК-6) согласно вышеуказанному стандарту.

Каждое участие в культурном проекте - это краткосрочная стажировка в профессии, которая интересна студенту в будущем. Так, например, волонтер может получить опыт

журналиста, освещающего ход фестиваля документального кино (студенты участвовали в работе 29-го открытого фестиваля документального кино «Россия», проходившего в Екатеринбурге 1-7 октября 2018 г.) или театрального фестиваля («Коляда-Plays», Екатеринбург, 5-15 ноября 2018 г.), попробовать свои силы в фотосъёмке или дизайне, освоить навыки административной работы в ходе «Ночи музеев», «Библионочи» и т. д.

В ходе реализации задач учебной практики №1 у студентов есть выбор, с какой культурной институцией сотрудничать, в каких проектах принять участие в течение учебного года, а «Ночь музеев», как правило, оказывается наиболее массовым проектом и по числу посетителей, и по числу волонтеров. Работа волонтеров в музеях состоит в общении с посетителями, помощи в организации образовательных и развлекательных мероприятий (например, квестов, которые в ряде случаев разрабатывают сами студенты), сборе и распространении информации и т. д. Участвуя в музейных проектах, волонтеры по предварительной регистрации получают персональный бедж с фотографией и вместе с ним ряд преимуществ: бесплатный вход в музей (а точнее - все городские музеи в день проведения акции), доступ к программам музея, встречи с известными деятелями культуры и искусства. Эти и другие привилегии являются частью мотивирующей политики музеев для привлечения волонтеров.

Итоговые (зачетные) задания по дисциплине «Социальные практики» и по учебной практике №1 предполагают рефлексию полученного волонтерского опыта под разным углом зрения, в том числе определение его видовой специфики (экологическое волонтерство, социальное волонтерство, культурное волонтерство, арт-волонтерство). Помимо прочих положительных влияний, которые будут рассмотрены далее, арт-волонтерство помогает студентам, обучающимся в вузах культуры и искусства, найти свой путь в профессию, а в случае разочарования - вовремя изменить образовательную траекторию.

Арт-волонтерство как средство художественного образования и эстетического воспитания молодежи

Если сравнить общественные смыслы социального и культурного волонтерства, включая арт-волонтерство, то они окажутся примерно одинаковы:

• пропаганда общественно значимых ценностей;

• экономия ресурсов в решении насущных проблем;

• профилактика девиантного поведения через обеспечение позитивных форм занятости молодежи и других групп населения.

Но на личном уровне мотивы и плоды волонтерской деятельности различаются (см.: табл. «Сравнительный анализ...»).

Таблица

Сравнительный анализ социального волонтерства и культурного волонтерства

Характеристики Мотивы участия

Социальное волонтерство Культурное волонтерство

Общие черты 1. Возможность попробовать себя в разных ролях и получить ценный личный, либо профессиональный опыт (для молодежи особо важен профориентационный эффект). 2. Интересно организовать свое свободное время, найти новых друзей. 3. Испытать удовлетворение от причастности к важным и полезным делам. 4. Привлечь общественное внимание, оказавшись в «кадре» официальных СМИ, либо самостоятельно освещая свою деятельность в социальных сетях.

Характеристики Мотивы участия

Социальное волонтерство Культурное волонтерство

Различия

Профессиональная направленность 1. Полученный опыт полезен для профессионального становления работников социальной, педагогической, юридической, медицинской сфер деятельности. 1. Полученный опыт полезен для профессионального становления работников сферы культуры и искусства, он расширяет профессиональный кругозор, повышает «насмотренность».

Объекты и субъекты помощи 2. Помощь оказывается конкретным людям по удовлетворению их базовых потребностей жизнеобеспечения и безопасности, включая ситуации на грани жизни и смерти. 2. Помощь культурным институциям по организации культурных событий для удовлетворения духовных потребностей различных целевых групп потребителей.

Универсальное и локальное 3. Волонтерские инициативы по решению социальных проблем в целом типичны для разных территорий РФ. 3. Культурный ландшафт российских территорий неоднороден - имеет национальную и иную специфику, поэтому волонтерские инициативы и формы привлечения добровольцев существенно отличаются.

Эмоциональный багаж 4. Участие в решение социальных проблем может привести к эмоциональному выгоранию, пессимистическим настроениям от осознания несовершенства общества и уязвимости «маленького человека». 4. Заряжает оптимизмом и атмосферой художественного творчества; создает условия для понимания «кухни» культурных проектов и вовлекает в культурные индустрии (возможно со временем уже в качестве профессионального участника).

Предлагаемый перечень характеристик, демонстрирующих сходство и различия социального и культурного волонтерства, не претендует на полноту анализа этого вопроса и является приглашением к дискуссии. Что касается арт-волонтерства, то оно имеет явную специфику в общем массиве культурного волонтерства - это наличие художественной коммуникации.

Проблема организации целенаправленной художественной коммуникации и определение содержания этого понятия не являются предметом исследования в рамках данной статьи, а рассматриваются в части аргументации значимости арт-волонтерских практик для вузов культуры и искусства. Так, изучив ряд работ, посвященных художественной коммуникации (Л.А. Бараш [10]; Ю.Н. Бахметова [11]; Л.А. Беляева, И.Г. Чугаева[12]; Л.К. Гаврилина [13]; Е.П. Олесина, Л.Н. Бородулина [14]), мы готовы согласиться с такой формулировкой: художественная коммуникация - это «целостный интеллектуально-эмоциональный акт, соединяющий субъективное переживание и понимание в единую смыслообразующую целостность, а художественное произведение - это дискурс, способствующий в процессе коммуникации с авторским смыслом обнаружению личностного смысла в явлениях культурной жизни общества», причем «...процесс художественного восприятия современного искусства предполагает сотворчество адресата с художником, достройку художественного образа, активизацию жизненного опыта воспринимающего . восприятие искусства требует от реципиента активной творческой позиции, способности к интерпретации, художественному диалогу» [12, с. 235].

Арт-волонтер, на наш взгляд, имеет возможности выстроить художественную коммуникацию на разных уровнях:

1. пассивном - быть только наблюдателем - наблюдать чужое «потребление искусства»; наблюдать, как автор создает произведение искусства; наблюдать, как эксперт и/или рядовой посетитель оценивает это искусство;

2. активном в разных формах этой активности и степени ее проявления - самому включаться в процесс создания художественного продукта (например, наши студенты -будущие управленцы, были задействованы в качестве артистов для театрализованной постановки в музее народного творчества «Гамаюн» в ходе Ночи музеев-2018) или иметь возможность непосредственно «читать художественный текст» и рефлексировать его (участие ЕАСИ студентов - будущих журналистов в работе фестиваля документального кино «Россия» позволило им посмотреть большое количество фильмов в недельный срок и глубоко погрузиться в этот вид киноискусства, чего они никогда не делали прежде).

Художественная коммуникация - необходимый путь художественного освоения мира, и этот путь может быть стихийным. В педагогической практике предпочтительна целенаправленная художественная коммуникация как инструмент художественного образования и эстетического воспитания. Но в рамках арт-волонтерской деятельности художественная коммуникация остается во-многом стихийной, т. к. изначально известна только тематика некоего события, представленность одного или нескольких видов искусств, известна примерная детализация обязанностей волонтеров, но этот перечень носит декларативный характер и может измениться по воле организаторов.

Высокая загруженность волонтера и его участие в каких-то «тыловых» вопросах, могут полностью помешать увидеть арт-событие с «фасадной» стороны: что происходило, каков художественный текст, кто автор, какие зрители и т. д. В этом и проявляется тонкая грань между культурным волонтерством и арт-волонтерством. В первом случае достаточно своим трудом способствовать свершению каких-то культурных проектов, во втором случае, надо, чтобы волонтер был непосредственно вовлечен в художественную коммуникацию.

Выводы

Значимость арт-волонтерства как разновидности культурного волонтерства мы расцениваем в трех измерениях: общественном, личностном, корпоративном (для образовательной организации высшего образования). На общественном уровне масштабы привлечения волонтеров в культурные проекты возрастают и Екатеринбург не отстает от этого тренда, в том числе благодаря Екатеринбургской академии современного искусства. Арт-волонтерство - это ресурс для преумножения социального блага и преображения культурного пространства РФ через поддержку различных видов искусства, в том числе современного искусства, особенно в провинции, далеко от столиц и административных центров.

На индивидуальном уровне - для личности молодого человека - это поиск и проверка себя, способ саморазвития и самоутверждения, а для молодежи, обучающейся в вузах культуры и искусства, - это путь в профессию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для вузов волонтерская деятельность является перспективным и привлекательным направлением работы с обучающимися, отвечающим интересам государственной молодежной и культурной политики. Волонтерство может рассматриваться как форма воспитательной работы для организации продуктивного досуга молодежи, но этой цели отвечают любые направления волонтерской деятельности (экологическое, социальное, культурное). Для профильных вузов, ведущих подготовку кадров для сферы культуры и искусства, особо значима роль именно культурного волонтерства, включая «арт-волонтерство».

Арт-волонтерская деятельность специфична тем, что дает возможность студентам становиться участниками художественной коммуникации, уникальной для каждого арт-проекта, способствует освоению начальных профессионально значимых навыков. Это коммуникация непосредственно с предметом искусства, с его творцом, с процессом создания художественных произведений и комплексных культурных продуктов; это коммуникация с

экспертами и «продвинутыми пользователями», способными заразить своими художественными взглядами и эмоциональными переживаниями по поводу конкретных видов искусства, художественных произведений или культурных событий в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильковская М.И. Институт волонтерства как ресурс личностно-профессионального становления специалиста социально-культурной деятельности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2. Голубева О.В. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза О.В. Голубева, А.В. Хижная, А.А. Бушуева // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

3. Горлова Н.И. Исторические аспекты развития культурного волонтерства в России // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №3 (39).

4. Первый А.О. Организация волонтерского движения в развитии творческих проектов в учреждениях культуры // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/14PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. Романова С.А. Как сделать подростка активным гражданином? / С.А. Романова, М.А. Беляева // Культура открытого города: новые смыслы и практики: материалы V Всерос. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Екатеринбург, 2017. С. 87-90.

6. Сыромятникова С.Е. Волонтерство в области культуры: региональный аспект / С.Е. Сыромятникова, Г.Г. Алексеева // WorldScience: ProblemsandInnovations: сб. ст. XXIII Международ. практ. конф. - Пенза, 2018. - С. 322-324.

7. Юхник А. Арт-волонтерство. Время разбрасывать камни // Исследования молодых музыковедов: сб. трудов конф. М., 2016. С. 122-127.

8. Крышталева М.К. Визуальный опыт человека в современной культуре // Общество. Среда. Развитие. 2014. №2(31). С. 165-168.

9. Ахьямова И.А. Условия и факторы влияния культурного пространства города на развитие зависимостей у молодежи // Педагогическое образование в России. 2016. №8. С. 135-139.

10. Бараш Л.А. Художественное общение или художественная коммуникация? // Нацразвитие: сб. избр. стате. СПб., 2017. С. 84-87.

11. Бахметова Ю.Н. Формирование творческих способностей студентов вуза посредством художественной коммуникации [Электронный ресурс] // Научная палитра. 2015. №3(9). С. 10. Режим доступа: culture.esrae.ru/35-174.

12. Беляева Л.А., Чугаева И.Г. Вызовы искусства постмодерна и современные практики художественного образования // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 231-237.

13. Гаврилина Л.К. Педагогическая художественная коммуникация: теоретические основы и практическое применение: монография. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2006. 241 с.

14. Олесина Е.П. Модели художественных коммуникаций личности с произведениями искусства / Е.П. Олесина, Л.Н. Бородулина // Педагогика искусства. 2018. №3. С. 83-88.

Efremova Ekaterina Alekseevna

Ekaterinburg academy of contemporary art, Ekaterinburg, Russia

E-mail: [email protected]

Akhiyamova Inna Anatolyevna

Ekaterinburg academy of contemporary art, Ekaterinburg, Russia

E-mail: [email protected]

What is the purpose of art volunteering for the creative higher educational school?

Abstract. This article reflects some of the results of a study on the development of a methodology for organizing art volunteer activities of students at a creative high school with the aim of developing their ability for artistic communication; The authors in their study rely on the 5-year experience of the Ekaterinburg Academy of Contemporary Art (Ekaterinburg). The authors define art volunteering as a direction of volunteer work aimed at assisting cultural institutions in implementing projects that transform urban space through the aesthetic impact of various art forms. Art-volunteer activity is one of the forms of cultural volunteering and is specific in that it allows students to become participants in artistic communication, unique for each art project. In the pedagogical aspect, art volunteering is considered as a form of extracurricular activities of students, contributing to the formation of general cultural, general professional and professional competencies.

In Academy, art volunteer activities are organized, firstly, in the framework of a special discipline of the basic part of the curriculum ("Social Practices"); secondly, it is one of the tasks of educational practice No. 1; thirdly, it is possible, at the request of the student, in the course of the entire training, as a form of independent creative extracurricular activities that contribute to the fulfillment of the tasks of the disciplines of the professional unit, including the preparation of their own project within the framework of graduation qualification work.

The authors believe that for specialized universities that train personnel in the sphere of culture and art, the significance of cultural volunteering, and especially art volunteering, is understandable as a way to combine theory with practice, to realize the applied nature of educational programs, to form a "credibility" among potential employers in respect graduates.

Keywords: cultural volunteering; art volunteer; art communication; creative university; training personnel for the sphere of culture and art

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.