Забытый мемориал: памятник, прошедший сквозь город
А.И.Хомяков
В статье поднимается вопрос о масштабном мемориальном комплексе, построенном в Севастополе в 1905 году к 50-летнему юбилею Первой обороны города в Крымскую войну 1854-1855 годов. Рассматриваются особенности его концептуального, планировочного и образного решения. Этот уникальный памятный ансамбль, не имеющий аналогов в отечественной практике, требует комплексного изучения, восстановления и активного включения в новый генплан развития Севастополя.
Ключевые слова: мемориальный комплекс Первой обороны Севастополя 1854-1855 годов, восстановление утраченной целостности мемориально-музейного ансамбля, смысловые участки и территории как культурный ландшафт города.
The Forgotten Memorial: the Monument that Passed
through the City. By A.I.Homyakov
The article raises the issue oflarge-scale memorial complex, built in Sevastopol in 1905 to the 50th anniversary of the First defense of the city during the Crimean war 1854-1855. Specific features of its conceptual, planning and imagery solutions are discussed. This unique commemorative ensemble that has no analogues in domestic practice, requires a comprehensive study, restoration and active inclusion in the new General plan of Sevastopol.
Key words: the memorial complex of the First defense of Sevastopol in 1854-1855, the restoration of thelost integrity of the memorial and Museum ensemble, semantic areas as a culturallandscape of a city.
В эпоху глобализации, стирания границ и смешивания этнических, духовных и других традиций особенно важным представляется сохранение исторических, воссоздания утраченных и создание новых средовых «магнитов», работающих чувствительными и важнейшими точками в ткани города, в его культурном пространстве. Не случайно именно в последнее десятилетие в мире поднимается интерес и придаётся такое большое значение теоретическому пониманию и практическому развитию монументально-мемориальной темы в архитектуре, архитектурным акцентам истории.
Такими городскими акцентами в первую очередь являются исторические монументы и мемориально-музейные комплексы, несущие в себе историческую память того места, где они установлены, событиям, которые здесь происходили, и времени, когда они происходили [1].
Культурный ландшафт города немыслим без памятников. Его главные компоненты - монументы на площадях или тематические мемориальные комплексы - формируют туристический и, главное, политический статус города в государстве.
Но встречаются и более сложные формы пространственной организации монументальных и мемориальных комплексов, которые как бы растянуты на большие городские расстояния. Они демонстрируют особую форму - композицию слитных пространственных образований (ансамблей).
Мемориальный комплекс в Севастополе, о котором пойдёт речь, несмотря на свою грандиозность и историческую важность, по сей день является одним из явно недооценённых общественностью и специалистами-краеведами произведений в области памятников истории отечественной архитектуры. Это - мемориал, посвященный Первой обороне Севастополя.
Главная идея проекта предполагала создание памятников-доминант на местах расположения семи бастионов и связующих их памятных стел по всей непрерывной линии обороны. Этот объект, законченный в 1905 году в ознаменование пятидесятилетия окончания Крымской войны 1854-1855 годов, представляет собой единый непрерывный комплекс мемориальных объектов, опоясывающих исторический центр города по контурам расположения фортификационных сооружений Первой обороны Севастополя. Из семи удалось осуществить мемориализацию только пяти бастионов, так как именно эти объекты служили главными эпицентрами оборонительных боёв.
Несмотря на цельность замысла, этот ансамбль редко упоминается в своём комплексном, полноценном виде и остаётся сегодня практически полу-известной исторической и архи-
Плалъ 1орода Севастополя съ yupliiuciiinMii.
—.W^ahykncfv.com-^г
Автор фото: Laris __________ ________ <________га "--л- ■■■ ■ '
Рис.1. Схема обороны Севастополя 1854-1855 годов
тектурнои достопримечательностью легендарного города. Вместе с тем качество идейного проектного решения ставит его в разряд наиболее значительных концептуальных произведений зодчества начала ХХ века, а общие планировочные параметры придают ему статус одного из самых грандиозных комплексов монументальной мемориальной архитектуры Новейшей истории.
Героическая 349-дневная оборона Севастополя, проходившая на последнем этапе Крымской войны 1853-1856 годов, началась 13 сентября 1854 года после поражения русской армии под командованием А. С. Меншикова на реке Альме, на северном подступе к городу. При этом Севастополь был подготовлен к обороне только с моря (восемь береговых батарей с 610 орудиями). Оборону города фактически возглавил главнокомандующий русской армией в Крыму начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов, а его ближайшим помощником стал вице-адмирал П.С. Нахимов. Для предотвращения прорыва противника на рейд Севастополя 11 сентября 1854 года были затоплены пять линейных кораблей и два фрегата. 5 октября началась первая бомбардировка Севастополя и с суши и с моря. Однако русские артиллеристы достойно отвечали неприятелю, смогли подавить несколько французских и английских батарей, тяжело повредив несколько кораблей союзников, в результате чего союзники не решились на штурм города.
5 октября был смертельно ранен Корнилов. Руководство обороной города перешло к Нахимову. К апрелю 1855 года силы союзников увеличились до 170 тысяч человек. 28 июня 1855 года был смертельно ранен Нахимов. 27 августа 1855 года Севастополь пал. Всего за время обороны Севастополя союзники потеряли 71 тысяч человек, а русские войска - около 102 тысяч.
Инициатива проектирования мемориала начинается с решения Городской думы, которая в 1875 году постановила сохранить в неприкосновенности линию героической обо-
роны города, превратив её в «исторический бульвар». Эта практика, создания мемориальных памятных променадов была известна и широко принята в Европе ещё с XVIII века. Взамен в массовом порядке разбираемых крепостных стен оборонительных укреплений, которые утратили своё прямое назначение и мешали городскому развитию, разбивались бульвары в чередовании со скверами и памятными площадками, то есть так называемые «эспланады» [ 2 ].
Цельного «бульвара-эспланады» в европейском понимании данного феномена в Севастополе не получилось. Сейчас трудно понять, почему. Хотя все пространственные ресурсы для этого в городе были. Получилось другое, своеобразное и специфическое произведение - мемориальный ансамбль: чередование горизонтальных и вертикальных памятников-монументов. На местах бастионов были разбиты скверы, повторяющие их конфигурацию. Скверы соединялись аллеями и бульварами, отмечающими непрерывной лентой проходивший здесь рубеж обороны. Вдоль линии аллей и бульваров, повторяющих линию обороны, шли невысокие стенки с вмонтированными в них чугунными памятными плитами с номерами частей и батарей, именами их командиров. Горизонтальные объекты олицетворяли линейные, соединительные участки обороны, вертикальные - кульминационные [3].
В этой непрерывной кольцевой цепи смысловых знаков созданного мемориала главную композиционную роль играли, конечно, отдельные мемориально-музейные комплексы, посвящённые стратегически важным участкам той обороны. Это в первую очередь Малахов курган, Четвёртый бастион и немногие другие (Третий бастион, Камчатский люнет и др.). Они были выполнены в виде монументальных архитектурных памятников в форме строгих обелисков в соответствующем ландшафтном обрамлении. Именно эти объекты играют сегодня роль основных компонентов мемориала, привлекают главное внимание экскурсоводов и историков-краеведов.
Рис. 2. Фрагменты мемориального бордюра 1905 года
Роль и значение связующих тематических звеньев, которые в этом ансамбле выполняли мемориальные бордюры (стенки), или «мемориальные обозначения» (батарей, редутов, люнетов), сегодня не так значимы. Им сегодня, к сожалению, не уделяется должного внимания. Их исторические баллистические «секторы-диапазоны» давно заросли густыми древесными массивами. О них практически забыли. Хотя именно эти «горизонтали» делали весь мемориальный комплекс ансамблем. Известно, что каждый архитектурный ансамбль состоит из единиц, элементов, связей, то есть доминирующих и связующих компонентов. «Ансамбль как образная система сложился в многообразии форм в структуру единства, пронизанного связями всеобъемлющего ансамбля, каким мыслилось мирозданье. Часть, отдельные звенья и элементы этой системы организованы по подобию целого» [4]. Игнорирование «связи» неизбежно влечёт за собой утрату главного - общего смысла любого «архитектурного пейзажа».
Причина такого фрагментарного, избирательного отношения к этому уникальному мемориалу (почитание только «вертикальных» монументов и пренебрежение к «лежачим») в целом, понятна. Она кроется, наверное, в двух главных определяющих обстоятельствах.
Первое обстоятельство чисто ментальное, связано главным образом с особенностями человеческого восприятия, с его законами. Оно заключается в том, что этот уникальный памятник простирается на непривычно протяжённые для мемориального монумента расстояния, опоясывая при этом всю территорию исторического центра. Сомасштабный всему городу, то есть в пространственном отношении практически «необъятный», он, по-видимому, оказался трудно читаемым на уровне социального восприятия. Только его локальные, яркие и запоминающиеся части закрепились в сознании городского сообщества.
Второе обстоятельство - личность не общественного (в лице Городской думы) инициатора, а действительного главного куратора строительства, которым являлся Великий князь Александр Михайлович Романов, председатель Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны. Именно под его эгидой, его энергичным управлением была завершена эта великая стройка. В эпоху советской идеологии старались не вспоминать, что Романовы радели об увековечивании ратных подвигов русского народа. Системное и сознательное принижение идеологическими инстанциями того времени культурно-исторического значения подобных явлений дало ожидаемые результаты: публичный и научный интерес к благотворительным инициативам императорской фамилии отсутствовал.
Другая версия такого искусственного забвения также вероятна - Первая оборона Севастополя фактически завершилась поражением России. В ту же, упомянутую выше эпоху тенденции «сглаживания истории» сводились к одному: стараться не упоминать прошлые поражения страны и в тоже время прославлять отдельных её героев.
В то же время понятно, что бюджетных средств на содержание всего этого протяжённого памятного кольца в городской казне никогда в достаточной мере не имелось.
Поэтому этот компромисс, то есть почитание только «избранных мест» комплекса грандиозного монументального ансамбля, оказался оптимальным как для власти, так и для не особо требовательных почитателей отечественной истории.
Мемориал Первому бастиону обороны Севастополя расположен на высоком южном берегу Севастопольской бухты. В настоящее время здесь кончается одноимённая Первая бастионная улица. С участка и тогда, и сейчас открываются панорамные виды на всю бухту, противоположный северный берег с силуэтом Николаевского храма и Инкерманские высоты. Поэтому проектировщиками - архитектором А.М. Вейзе-ном и инженером Ф.И. Еранцевым - мемориальный памятник был решён как обзорный круглый в плане бельведер в виде ротонды с колоннадой дорического ордера, установленный на отвесном краю обрыва. В её середине располагался так называемый «ориентировочный столик» для раскладывания карт окрестностей, путеводителей, подзорных труб и т.п. Несколько дальше от ротонды разбит сквер с невысокой стелой из скальных обломов диабаза и памятной доской. Во время Великой Отечественной войны ротонда была разрушена и в 50-годы восстановлена по проекту архитектора А.Л. Шеффера в виде каменного парапета с базами колонн и со скамьёй по периметру. Стела со сквером сохранились.
Участок второго бастиона - следующего в линии обороны, - стоявшего, как было принято, в видимости двух соседних, находится сегодня соответственно на 2-ой Бастионной
Рис. 3. Памятный знак на месте Первого бастиона
улице. Территориально он располагался на значительном расстоянии от береговой линии бухты и, видимо, поэтому, памятный мемориал решён скромнее. Здесь был разбит сквер в планировочной конфигурации самого бастиона, в центре которого установлен фонтан-родник в аналогичных первому объекту формах скальной стелы с памятной доской.
Третий бастион по сравнению с двумя первыми выполнен более масштабно и величественно. Историки придают этому бастиону особое оборонительное значение. Мемориал здесь имеет название «Героям вылазок», так как именно отсюда осаждённые совершали большую часть вылазок в стан неприятеля. Кроме того, этот бастион был единственным, который в ходе двух штурмов атаковали англичане (и не смогли захватить). Проектировщиками (те же авторы с участием художника К.Е. Маковского и инженера Ф.-О.И. Энберга) объект решён в виде полноценного воинского мемориала с центральным обелиском, увенчанным орлом, чашей с фонтаном, пандусами, окружёнными подпорными стенками-оградами, с массивными тумбами. Мемориальный комплекс практически полностью был разрушен во время последней войны и восстановлен в конце 50-х годов.
Между Вторым и Третьим бастионами находится знаменитый Малахов курган. На его юго-восточном участке за несколько месяцев до начала Крымской обороны по проекту инженера Ф.А. Старченко был построен оборонительный бастион, позже названный Корниловским. Уже во время начавшейся осенью 1854 года обороны города на кургане был оборудован главный бастион этой дистанции оборонительной линии (Корабельной стороны), на вооружении которого находилось девять батарей и 76 орудий. Несмотря на особо упорные героические оборонительные бои, длившиеся здесь на протяжении одиннадцати месяцев, проектные мероприятия не предусматривали здесь сооружения памятного мемориала, так как его функции вполне исполняла сохранившаяся от оборонительного комплекса башня-донжон.
В этом центральном объекте мемориала работает музей с экспозицией архивных документов и артефактов тех
памятных событий. На всей территории Малахова кургана установлены многочисленные доминанты: памятный знак на месте ранения адмирала Нахимова, отдельный величественный памятник «Отстаивайте же Севастополь!» на месте смертельного ранения адмирала Корнилова, орудийные батарейные инсталляции - «противоштурмовая» и «Сенявина», мемориальные обозначения на месте расположения всех девяти батарей с указанием на горизонтальных памятных досках имён их командиров и регистрационных номеров и др.
В Великую Отечественную войну курган был ареной ожесточённых боёв, которые также отмечены своими памятными знаками. В основном это оригинальные орудийные комплексы со снятыми затворами.
Сегодня Малахов курган является одним из самых почитаемых мест в городе и представляет собой живописный парк с восходящими аллеями, которые сходятся к небольшой площади перед оборонительной исторической башней. Драматические события двух войн явились причиной появления своеобразного по функционалу «двухслойного мемориального комплекса», где мемориальные знаки (всего более 20), посвящённые двум оборонам города, чередуются и конкурируют между собой в притяжении внимания экскурсантов, туристов и посетителей парка.
Мемориал следующего по очерёдности (и нумерации) Четвёртого бастиона занимает центральное, наиболее удачное для посещения горожанами и туристами положение в рассматриваемой системе. Он интегрирован в парк Исторического бульвара и находится фактически в центре города. В общей диспозиции фортификаций он также являлся центральным объектом обороны, принимавшим на себя основные штурмовые удары атакующих
У памятного знака простое и выразительное архитектурное решение - массивный гранитный обелиск увенчан гранитным русским средневековым шлемом. Грани монумента чёткие и строгие. На фасаде лаконичная надпись: «4-й бастион». На обратной стороне - перечень частей, принимавших участие в защите укрепления. Автор конкретно этого сооружения
Рис. 4. Мемориал Третьего бастиона. Фото 1960-х годов Рис. 5. Мемориальный обелиск Четвёртого бастиона
неизвестен. Но если соотнести его с памятным знаком Ядзо-новскому редуту (архитектор А.Х. Кольб), прикрывавшему бастион с тыла, можно предположить и авторство главного памятника. Авторами мемориала было решено частично сохранить в этом месте остатки оборонительных сооружений бастиона: исходящий угол с левым и правым фасами, ров перед ними, а также частично восстановить орудийные дворики вместе с самими орудиями.
Также не известен автор мемориала третьего бастиона. При общем сходстве с монументами на четвёртом и Язонов-ском редуте этот памятник разнится с ними во многих деталях. Он выше других (6, 6 м вместо 5), и если на монументе четвертому бастиону изображён крест в лавровом венке, то здесь крест без венка. Есть и другие различия в форме и декоре.
С севера к бастиону примыкал люнет Белкина. Его следов не сохранилось. Ему здесь также установлен скромный памятник. Пятый бастион и люнет Белкина отмечены единой мемориальной стенкой с имитацией амбразур. Рядом с ним до Великой Отечественной войны возвышался круглый павильон-ротонда, сооружение которой входило в общий замысел всего мемориального комплекса линии обороны [5].
«Весь ряд памятников начинался ротондой на первом бастионе, продолжался парными монументами-фонтанами на первом и втором. Центр обозначала башня-донжон на Малаховом кургане как устойчивая и оригинальная композиционная доминанта. Правый фланг замыкался двумя однотипными монументами на четвертом и пятом бастионах и такой же, как первая, ротондой на люнете Белкина. Система монументов на бастионах составляла композицию, в основе которой лежали симметрия замыкающих павильонов и парность первых и последних памятников в ряду» [6].
К пятидесятилетнему юбилею осады Севастополя готовились мемориальные памятные сооружения не только по линии обороны семи бастионов. В этом же комплексе по проекту инженера Ф.-О.И. Энберга был возведён грандиозный монумент на Камчатском люнете (назван так по наименова-
нию полка, построившего этот люнет). Это укрепление располагалось на Зелёном холме примерно в восьмистах метрах перед Малаховым курганом (с востока). Люнет прикрывал подступы к нему, защищая его с фронтальной стороны, и поэтому в первую очередь понёс наибольшие потери и был захвачен французами в мае 1855 года. Главный монумент представлял собой поставленную на вершине холма чугунную колонну высотой 23 метра и увенчанную пушечным ядром. Вся территория была благоустроена прогулочными трассами, лестницами и местами отдыха. Здесь же, у основания холма, на месте гибели контр-адмирала В.И. Истомина был поставлен более сдержанный, но выразительный по форме обелиск. Этот памятник - единственное, что сохранилось от некогда величественного мемориального комплекса Камчатского люнета, разрушенного во время Великой Отечественной войны комплекса и не восстановленного до настоящего времени [7].
Нельзя не упомянуть и ещё один памятник, как бы завершающий, охватывающий весь ансамбль мемориала -«Памятник затопленным кораблям», созданный по проекту скульптора А.Г. Адамсона в содружестве с архитектором В.А. Фельдманом и военным инженером Ф.-О.И. Энбергом (1904).
В стилистическом отношении все эти мемориальные памятники выполнены в единой архитектурной манере, характерной для русского зодчества конца XIX века. К этому времени в профессиональном сознании наметился явный отход от идей классицизма. «Свойственная культурному сознанию этой эпохи тяга к разнообразию зрительных впечатлений, склонность к личностному самоутверждению и преклонение перед общественной пользой обесценили в глазах нового поколения величайшее достижение классицизма - архитектурный ансамбль, вернее изменили представление о природе ансамбля» [8].
В архитектуре городской застройки и монументальной архитектуре на смену классицизму приходит эклектизм с доминирующими мотивами в духе «русского стиля». Такие московские зодчие, как В. Шервуд (часовня-памятник «Гре-
Рис. 6. Памятник Э.И. Тотлебену на Историческом бульваре
Рис. 7. Мемориальный парк на Камчатском люнете. Фото начала ХХ века
надёрам - героям Плевны», 1877), А. Брюллов (памятник на Куликовом поле, 1847), М. Микешин (памятник «Тысячелетие России», 1862), декларировали в своих произведениях новые направления в русской монументальной архитектуре. Вместо классицизма они проповедовали нечто новое для того времени, а именно, стилизаторский подход на темы русских былинных мотивов, национальных русских узоров и декоративного искусства. Эта повествовательная практика в монументальном искусстве была свойственна главным образом для Москвы. В Петербурге она не получила широкого распространения в силу специфических исторически сложившихся архитектурно-пространственных характеристик северной столицы.
В Севастополе в конце XIX века, благодаря участию в строительном процессе города-крепости представителей различных отечественных архитектурных школ (А.М. Вейзен, В. Фельдман - Сакнт-Петербург, А.А. Авдеев - Москва, А.Х. Кольб - Германия), сложился и был воплощён в гражданских, сакральных и мемориальных зданиях и сооружениях свой, своеобразный стиль, включающий в себя темы неоклассической, «русской» эклектической и византийской архитектуры.
Как видно из представленного обзора, структура севастопольского мемориала Первой обороны, в целом, сохранилась. На отдельных участках, таких как Малахов курган и Четвертый бастион, на Историческом бульваре, она функционирует в режимах туристических экскурсий и познавательного индивидуального туризма. Однако состояние и качество пространственной среды (мощение, озеленение, навигация и др.) не выдерживают никакой критики. Главное, что нанесло урон целостному восприятию мемориального комплекса, проходящего через весь город, это бессистемная, местами стихийная жилая застройка, главным образом последних десятилетий. Она разрушила «визуальные бассейны» этого мемориального ансамбля, как отдельных его фрагментов, так и исторических панорамных видов, открывавшихся в прошлом с высот оборонительных укреплений. Строительными вторжениями многократно и бездумно была прервана подчинённая единому замыслу связь звеньев памятных знаков в грандиозный ансамбль, сомасштабный существовавшей в прошлом оборонительной линии. Нелегко осознавать, что без дорогостоящих компенсационных и строительных мероприятий эта целостность уникального мемориала не может быть воссоздана.
Тем важнее обратить сейчас внимание на воссоздание такой целостности, если не прямыми методами конкретной реконструкции утраченного ансамбля, то средствами регенерации и создания новых коммуникационных систем различного уровня, например, ландшафтно-декоративных, транспортно-маршрутных, информационных. Разработка этого проекта должна быть отражена в готовящемся в настоящее время новом генеральном плане развития города.
Одухотворённый историей, а не только функциональными требованиями, этот ландшафт с материализованным «срезом времени» в виде мемориального ансамбля, проходящего через «весь город», обретёт необходимое смысловое качество городской жизни, которое явится импульсом духовного, а поэтому и общего всестороннего возрождения Севастополя.
Литература
1. Шехтер, Т.Е. Искусство как пространство смыслов / Избранные работы по теории и истории искусства / Т.Е. Шехтер. Сост. и научн. ред. А.В.Карпов. - СПб.: СПбГУП. - 2014. - С. 117.
2. Шавшин, В.Г. Каменная летопись Севастополя / В.Г. Шавшин. - Севастополь-Киев: ДС Стрим. - 2003. - С. 67.
3. Кириченко, Е.И. Запечатленная история России / Е.И. Кириченко. - М.: Жираф, 2001. - С. 203.
4. Некрасова, М.А. Ансамбль как образная система. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство. - 1988. - С. 92.
5. Памятники Первой обороне Севастополя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sevgid.ru/monuments. html.
6. Памятники героической обороны Севастополя 18541855 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. http://www. bestreferat.ru/referat-42215.html.
7. Камчатский люнет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. http://www.sevmonument.ru/readarticle.
8. Пилявский, В.И. История русской архитектуры / В.И. Пилявский, Т.А. Славина, Ю.С. Ушаков и др. - СПб.: Стройиз-дат. - 1983. - 600 с.
Literatura
1. Shehter T.E. Iskusstvo kak prostranstvo smyslov / Izbrannye raboty po teorii i istorii iskusstva / T.E. Shehter. Sost i nauchn. red. A.V.Karpov. - SPb.: SPbGUP. - 2014. - S. 117.
2. Shavshin V.G. Kamennaya letopis' Sevastopolya / V.G. Shavshin. - Sevastopol'-Kiev: DS Strim. - 2003. S. 67.
3. Kirichenko E.I. Zapechatlennaya istoriya Rossii./ E.I. Kirichenko. - M.: Zhiraf 2001. - S. 203.
4. Nekrasova M.A. Ansambl' kak obraznaya sistema. Hudozhestvennyj predmet. Inter'er. Arhitektura. Sreda. / M.A.Nekrasova. - M.: Izobrazitel'noe iskusstvo. - 1988. - S.92.
5. Pamyatniki Pervoj oborone Sevastopolya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.sevgid.ru/monuments. html.
6. Pamyatniki geroicheskoj oborony Sevastopolya 1854 1855 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. bestreferat.ru/referat-42215.html.
7. Kamchatskij lyunet [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.sevmonument.ru/readarticle.
8. Pilyavskij V.I. Istoriya russkoj arhitektury / V.I. Pilyavskij, T.A. Slavina, Yu.S. Ushakov i dr. - SPb.: Strojizdat - 1983. - 600 s.