Научная статья на тему 'Забытый архив тайного консультанта Александра I священника Феодосия Левицкого'

Забытый архив тайного консультанта Александра I священника Феодосия Левицкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
священник Феодосий Левицкий / Александр I / Святейший Синод / консистория / духовное правление / Министерство духовных дел и народного просвещения / Российское библейское общество / духовно-религиозная политика / религиозные взгляды / Второе Пришествие Иисуса Христа / Holy Synod / consistory / ecclesiastical board / priest / bishop / Ministry of Ecclesiastical Affairs and Public Education / Russian Biblical Society / church and religious policy / religious views / Second Coming of Jesus Christ / emperor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрий Евгеньевич Кондаков

В Российском государственном историческом архиве обнаружено собрание документов, принадлежащее священнику Феодосию Левицкому (1791– 1845). Это 63 единицы хранения, лишь небольшая часть из них опубликована. Собрание до сих пор не получило научного описания. Там хранятся послания священника Феодосия к Александру I и князю А. Н. Голицыну, биографические материалы, конспекты, проповеди, религиозные сочинения, рапорты в Св. Синод, Подольскую консисторию и духовное правление, обширная переписка. Под влиянием пропаганды Российского библейского общества в 1818 г. священник Феодосий Левицкий начал писать сочинение, призывающие христиан объединиться перед грядущим Вторым Пришествием Иисуса Христа. По распоряжению Александра I Левицкий в 1823 г. был вызван в Санкт-Петербург. В течение года он являлся тайным консультантом Александра I по вопросу приближающегося Второго Пришествия. Им был составлен и передан императору обширный труд «Гласы семи громов». В 1824 г. политическая ситуация изменилась, А. Н. Голицын был отправлен в отставку, а священник Феодосий Левицкий заключен в Коневский монастырь. Лишь в 1827 г. он был отпущен в свою епархию, но изъятые документы ему не были возвращены. Они поступили в архив Св. Синода, где и хранятся. Пребывание в 1823–1824 гг. в Петербурге описано в автобиографии священника Феодосия Левицкого. Период, когда формировались его особые религиозные взгляды и писались сочинения, остается практически не освещенным. Описать 1818–1822 гг. жизни и деятельности священника Феодосия Левицкого помогли документы из его архива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forgotten Archive of Priest Theodosius Levitsky, Secret Adviser to Alexander I

A collection of documents belonging to priest Theodosius Levitsky (1791–1845) was discovered in the Russian State Historical Archive. These are 63 units of storage, only a part of them is published. The collection has not yet received a scholarly description. It includes Levitsky’s letters to Alexander I and Prince A. N. Golitsyn, biographical materials, notes, sermons, religious writings, reports to the Holy Synod, the Podolsk Consistory and the Ecclesiastical board, extensive correspondence. Under the influence of the Russian Biblical Society propaganda, in 1818 Levitsky began writing an essay calling on Christians to unite before the forthcoming Second Advent of Jesus Christ. By the order of Alexander I, Levitsky in 1823 was summoned to St. Petersburg. During the year, Levitsky was a secret adviser to Alexander I on the upcoming Second Advent. He compiled and handed over to the emperor the extensive work “The voices of seven thunders”. In 1824, the political situation changed, A. N. Golitsyn was dismissed, and Levitsky was imprisoned at the Konevets Monastery. Only in 1827 he was released to his diocese, but the seized documents were not returned to Levitsky. They entered the archives of the Holy Synod, where they are stored. Levitsky’s 1823–1824 sojourns in St. Petersburg are described in his autobiography. The period when his special religious views were formed and his writings were written remains practically not studied. The documents from his archive helped to describe Levitsky’s life and activities in 1818–1822.

Текст научной работы на тему «Забытый архив тайного консультанта Александра I священника Феодосия Левицкого»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (17) 2024

Ю. Е. Кондаков

Забытый архив тайного консультанта Александра I священника Феодосия Левицкого

УДК 94(470+571):930+271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_66 EDN PQCULD

Аннотация: В Российском государственном историческом архиве обнаружено собрание документов, принадлежащее священнику Феодосию Левицкому (1791— 1845). Это 63 единицы хранения, лишь небольшая часть из них опубликована. Собрание до сих пор не получило научного описания. Там хранятся послания священника Феодосия к Александру I и князю А. Н. Голицыну, биографические материалы, конспекты, проповеди, религиозные сочинения, рапорты в Св. Синод, Подольскую консисторию и духовное правление, обширная переписка. Под влиянием пропаганды Российского библейского общества в 1818 г. священник Фео-досий Левицкий начал писать сочинение, призывающие христиан объединиться перед грядущим Вторым Пришествием Иисуса Христа. По распоряжению Александра I Левицкий в 1823 г. был вызван в Санкт-Петербург. В течение года он являлся тайным консультантом Александра I по вопросу приближающегося Второго Пришествия. Им был составлен и передан императору обширный труд «Гласы семи громов». В 1824 г. политическая ситуация изменилась, А.Н. Голицын был отправлен в отставку, а священник Феодосий Левицкий заключен в Коневский монастырь. Лишь в 1827 г. он был отпущен в свою епархию, но изъятые документы ему не были возвращены. Они поступили в архив Св. Синода, где и хранятся. Пребывание в 1823-1824гг. в Петербурге описано в автобиографии священника Феодосия Левицкого. Период, когда формировались его особые религиозные взгляды и писались сочинения, остается практически не освещенным. Описать 1818-1822гг. жизни и деятельности священника Феодосия Левицкого помогли документы из его архива.

Ключевые слова: священник Феодосий Левицкий, Александр I, Святейший Синод, консистория, духовное правление, Министерство духовных дел и народного просвещения, Российское библейское общество, духовно-религиозная политика, религиозные взгляды, Второе Пришествие Иисуса Христа.

Об авторе: Юрий Евгеньевич Кондаков

Доктор исторических наук, доцент, профессор Российского государственного педагогического

университета им. А. И. Герцена.

E-mail: urakon@rambler.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9284-3632

Для цитирования: Кондаков Ю. Е. Забытый архив тайного консультанта Александра I священника Феодосия Левицкого // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 1 (17). С. 66-81.

* Фотографии взяты из открытых источников.

||||

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (17) 2024

Yuri E. Kondakov

Forgotten Archive of Priest Theodosius Levitsky, Secret Adviser to Alexander I

UDC 94(470+571):930+271.2-9 DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_66 EDN PQCULD

Abstract: A collection of documents belonging to priest Theodosius Levitsky (1791-1845) was discovered in the Russian State Historical Archive. These are 63 units of storage, only a part of them is published. The collection has not yet received a scholarly description. It includes Levitsky's letters to Alexander I and Prince A. N. Golitsyn, biographical materials, notes, sermons, religious writings, reports to the Holy Synod, the Podolsk Consistory and the Ecclesiastical board, extensive correspondence. Under the influence of the Russian Biblical Society propaganda, in 1818 Levitsky began writing an essay calling on Christians to unite before the forthcoming Second Advent of Jesus Christ. By the order of Alexander I, Levitsky in 1823 was summoned to St. Petersburg. During the year, Levitsky was a secret adviser to Alexander I on the upcoming Second Advent. He compiled and handed over to the emperor the extensive work "The voices of seven thunders". In 1824, the political situation changed, A. N. Golitsyn was dismissed, and Levitsky was imprisoned at the Konevets Monastery. Only in 1827 he was released to his diocese, but the seized documents were not returned to Levitsky. They entered the archives of the Holy Synod, where they are stored. Levitsky's 1823-1824 sojourns in St. Petersburg are described in his autobiography. The period when his special religious views were formed and his writings were written remains practically not studied. The documents from his archive helped to describe Levitsky's life and activities in 1818-1822.

Keywords: Holy Synod, consistory, ecclesiastical board, priest, bishop, Ministry of Ecclesiastical Affairs and Public Education, Russian Biblical Society, church and religious policy, religious views, Second Coming of Jesus Christ, emperor.

About the author: Yuri Evgenievich Kondakov

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor at the Herzen State Pedagogical University of Russia.

E-mail: urakon@rambler.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9284-3632

For citation: Kondakov Yu. E. Forgotten Archive of Priest Theodosius Levitsky, Secret Adviser to Alexander I. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 1 (17), pp. 66-81.

||||

* Photos are taken from the open sources. Отечественная история

Священник Феодосий Левицкий

18 апреля 2009 г. священник Феодосий Левицкий (1791-1845) был причислен к лику местночтимых святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Кроме благочестивой жизни и добросовестного исполнения положенных по сану обязанностей, священник Феодосий получил известность своими необычными религиозными взглядами. Священника увлекло новое религиозное движение, во главе которого в России стоял Александр I. Главной идеей этого направления было стремление к объединению христианских Церквей в преддверии приближающегося Второго Пришествия Иисуса Христа. Подобные замыслы нашли отражение в акте Священного союза, идеологии Библейского общества и деятельности главы духовной сферы России, министра духовных дел и народного просвещения князя А. Н. Голицына.

Феодосий Левицкий родился 11 января 1791 г. в семье сельского священника Подольской епархии. После окончания семинарии в 1815 г. он был рукоположен в священники и получил приход в городе Балте. После смерти жены, сына и матери в 1818 г. Левицкий начинает писать сочинения о приближающемся Втором Пришествии Иисуса Христа. Свои книги он отправляет в Св. Синод и министру А. Н. Голицыну. По распоряжению Александра I в 1823 г. священник Феодосий Левицкий был вызван в Санкт-Петербург, где лично встретился с Голицыным и императором. Ему было дано поручение довести до конца свою книгу. До 1824 г. он занимается литературными трудами на Тверском подворье столицы. Священнику Феодосию было разрешено в любое время докладывать императору «свои мысли». Отец Феодосий встречался с Александром I и А.Н. Голицыным, передавал им послания и писал письма. Он призывал императора приложить усилия к объединению всех христианских исповеданий и просвещению неверных. Священник Феодосий Левицкий предлагал создать «Высший совет святых», который и должен провести объединение Церквей. Но быть тайным советником императора ему пришлось недолго. В 1824 г. в духовно-религиозной сфере России произошел переворот, князь Голицын был отправлен в отставку, к власти пришли православные консерваторы. В ноябре 1824 г. священник Феодосий Левицкий был выслан в Коневский монастырь, все его документы и сочинения конфискованы. Лишь в 1828 г. Николай I разрешил священнику вернуться в свой приход в Балту. В последующие годы отец Феодосий вел замкнутую жизнь, при этом пользовался любовью паствы, совершал духовные подвиги, отмаливал бесноватых. Скончался 9 марта 1845 г. Его большое литературное наследие частично опубликовано, частично утрачено. Сегодня есть возможность ввести в научный оборот материалы забытого архива священника Феодосия Левицкого.

Об отце Феодосии написано очень мало. В первую очередь — это очерки исследователей, публиковавших его документы. Ему посвящены статьи в энциклопедических словарях. После его канонизации написано житие и опубликованы несколько статей, основанных на дореволюционных публикациях. Первым его краткую автобиографию опубликовал в журнале «Странник» в 1863 г. иеромонах Серафим (Веснин) под псевдонимом «Святогорец иеромонах Серафим». Автор уверял, что в Подольской епархии

эта биография «ходила по рукам». Священнику Феодосию Левицкому давалась прекрасная характеристика: «Я знал его лично; он обладал даром слова, благоухающего помазанием от святого, был строгий целомудренный, примерной жизни»1. Вопреки современным публикациям отец Серафим категорически отрицал связь священника Феодосия с масонами, напротив, считал его противником масонства. В 1880 г. вторую часть автобиографии отца Феодосия опубликовал Е. П. Вахтеловский2. Автобиография помечена 1835 г., город Балта. Краткое предисловие к публикации написал Н. А. Астафьев. В 1911 г. масштабную публикацию документов из архива священника Феодосия Левицкого предпринял Л. К. Бродский. Книге предшествовало введение, где на основании опубликованных документов автор давал краткий обзор жизни и деятельности отца Феодосия3. В 2005 г. Ю. Е. Кондаков посвятил ему один из разделов монографии «Либеральное и консервативное направления в религиозном движении в Русской православной церкви первой четверти XIX века»4.

Архив священника Феодосия Левицкого хранится в одном деле: Российский государственный исторический архив, фонд 834 «Рукописи Св. Синода», опись 3, дело 3468. В его составе 63 единицы хранения. Четыре из них, в свою очередь, находятся под одном номером 46, но с разными литерами (а, б, в, г). Некоторые из единиц хранения представляют из себя сшитые тетради, другие — собрание отдельных писем, есть документы в несколько страниц (№ 55, переписка 5 листов, № 59, речь — 1 лист). По содержанию документы можно разделить на несколько групп: 1) дневники и записки священника Феодосия; 2) его сочинения и проповеди; 3) переписка; 4) документы, относящиеся к жизни и деятельности священника Феодосия Левицкого (принадлежащие другим лицам). В качестве приложения к некоторым единицам хранения идут послания священника Феодосия в Св. Синод, Подольскую консисторию и духовное правление. Документы оформлены и переплетены в тетради самим отцом Феодосием, но кем и когда сделана краткая опись документов — неизвестно. В описи документы обозначены первыми строками их названий, очень редко дается состав единицы хранения, в основном писем.

Единственная публикация из этого архива священника Феодосия Левицкого была предпринята Л. К. Бродским в 1911 г. Автор писал, что документы были изъяты у отца Феодосия в 1824 г. и так ему и не возвращены. Бродский не указывал, где хранится архив священника Феодосия (из ссылок в предисловии было понятно, что это архив Св. Синода). Описание фонда отца Феодосия Бродский не давал, не рассматривал внешний вид и состав документов. В предисловии он давал краткий обзор сочинений священника Феодосия и цитировал некоторые документы, не вошедшие в его публикацию. Бродский приводил полный текст сочинений отца Феодосия, некоторых его записок, проповедей и части переписки.

Наибольший объем в публикации Бродского занимали сочинения священника Феодосия Левицкого (С. 137-471). В архиве отца Феодосия это дела 3468/1-8, 9-12, 15-18 (отдельные части разных книг, опубликованных Бродским). В 1824 г. сочинения священника Феодосия ещё не были окончательно оформлены, но в одном из документов есть предполагаемое оглавление, не приведенное Бродским.

«Оглавление книги свидетельства Господня о приближении пришествия Его, во Святейший Российский Правительствующий Синод представляемой.

Книга первая.

1. Представление во Св. Пр. Синод от 24 июня 1822 года.

2. Предварительное слово к Его Императорскому Величеству...

1 Священник г. Балты, Подольской губернии о. Ф. Левицкий // Странник. 1863. № 1. С. 40.

2 Описание духовных трудов и всех случаев жизни священника Феодосия Левицкого, 17911845 гг. // Русская старина. Т. 29. С. 129-168, 645-682.

3 Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I. СПб., 1911. С. ¡-XXXV.

4 Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозном движении в Русской православной церкви первой четверти XIX века. СПб., 2005. С. 98-124.

3. Предисловие о предлежащий книге к высокоименитым и весьма благочестивым читателям вообще.

4. Часть первая. Полунощный вопль евангельский Се жених грядет, исходите в сретенье Его. Или вопль невесты Иисуса Христа к братии своей о достойном при-уготовлении себя к приближающемуся . второго пришествии Иисуса Христа вообще.

5. Часть вторая. Существительной памяти приближающейся кончине века и грядущему часу Царствия Божия.

Вторая книга

1. Вторичное представление в Святейший Правительствующий Синод от 2 февраля 1823 года.

2. Предисловие ко второй книге — Части третьей.

3. Часть третья. Евангелие вечное о приближающемся втором пришествии Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Страшном Суде его.»5

Из архива священника Феодосия Левицкого Бродским опубликованы: 1) С. 1-54. Записки священника Феодосия Левицкого «Живой опыт провидения Божия о человеке» тетради (3468/36-38); 2) С. 55-58. Проповедь священника Феодосия «Слово на неделю четвертую по Пасхе», 19 апреля 1814 года (3468/48); 3) С. 59-64. «Пролю-зия первая, богословские диспуты 1814 года» (3468/47); 4) С. 65-128. «Пять посланий к раскольникам 1818-1819» (3468/14); 5) С. 129-133. «Открытие союза братии моей или братства Христова — утверждения и расширения Святого царствия Его, учиненное в 17 день месяца ианнуария 1820 года» (3468/45); 6) С. 134. «Речь, гово-ренная Подольскому Высокопреосвященному Антонию при посещении Балты с 20 по 21 мая 1820 года» (3468/59); 7) С. 137-612. Сочинения священника Феодосия Левицкого; 8) С. 613-860. Переписка (частично 3468/53-58). Значительная часть архива отца Феодосия не вошла в публикацию Бродского. Обращение к неопубликованным материалам может помочь осветить наиболее интересный период в жизни священника Феодосия 1818-1822 гг. Именно тогда сложились его оригинальные религиозные взгляды.

Полное название архива священника Феодосия Левицкого (дела № 3468) «Бумаги и сочинения священника Феодосия Левицкого. Извлечены из дела Канцелярии обер-прокурора Св. Синода от 26 декабря 1841 года I отделения 2 стола за № 28227 (вверху на обложке № 360. Секретно). Переданы по Высочайшему повелению князем А. Голицыным обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Пратасову при письме к нему от 26 декабря 1841 г., при коем приложена докладная записка о бумагах св. Левицкого». В деле 63 единицы хранения (по описи 60, один документ из четырех тетрадей № 46 а, б, в, г).

Важные материалы, не вошедшие в публикацию Бродского:

1) 3468/19-12 л. «Мой подарок». Послание А. Н. Голицыну 1823 года. Черновая тетрадь, состоящая из нескольких частей: послание Голицыну «Истина совершается в Духе Святом» (Л. 1-9); благодарственные стихи (Л. 10-11); «Надписание книжицы вящевленного, о святой трапезе к Его Величеству Государю Императору» (Л. 12).

2) 3468/22-34-30, 17, 22, 12, 22, 24, 20?, 25, 20, 18?, 20, 20, 18 л. «Во имя Отца Сына и Святого Духа аминь. Богу мира и любви, благодатию своей любящего Его вся поспешествующему во благое, буди слава, честь и хвала ныне и присно и во веки веков аминь. Мои письма и рапорты и другие сего рода что-либо важное заключающие бумаги, в разное время к разным лицам при разных случаях и надобностях писанные» (названия отдельных тетрадей имеют небольшие отличия). Специально оформленные тетради, содержащие черновики писем и рапортов священника Феодосия Левицкого за 1818-1824гг., по годам. Первая тетрадь отсутствует, собрание начинается с «Тетрадь II» (1818), последняя «Тетрадь XIV» (1824). В описи поменяны местами тетради XII (зима-весна 1824 года) и XIII (лето 1824 года), они идут под № 33 и 32. Большая часть корреспондентов — это родные отца Феодосия. Особый интерес представляют письма к министру народного просвещения князю А. Н. Голицыну и рапорты

5 Слово к Его Императорскому Величеству // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/2. Л. 22. 70 Вестник Исторического общества № 1 (17), 2024

в Подольскую консисторию и Духовное правление. Там содержится ценный материал для описания деятельность священника Феодосия Левицкого до его вызова в Санкт-Петербург в 1823 г. Название и оформление этих дел, где заключаются письма отца Феодосия, показывает, что уже в 1818 г. он начал готовить свой архив. Из черновиков его писем отбирались имеющие духовно-нравственное или историческое значение и подшивались в тетради. В 1823 г. отец Феодосий был вызван в Санкт-Петербург и встретился с Александром I. С этого времени он начинает всерьез готовиться ко Второму Пришествию Иисуса Христа и даже меняет имя на Федор. Это отражается и в заглавии сборников посланий: «Да благословится Имя всех Бога и Спаса от всех и во всех во веки... Письма и послания свидетеля Иисус Христова Федора к разным лицам и в разные места по своим случаям и обстоятельствам Господи ради учиненные» (начиная с «Тетрадь X» 1823 год).

3) 3468/35-21 л. «Священная литургия Господу и Богу Иисусу Христу в память приближающегося конца мира и вкупе страшного суда и вечного царствования Его Божия» (1821). Молитва, сочиненная отцом Феодосием, сшита в тетрадь.

4) 3468/40-23 л. «Моя библиотека или многоразличные исторические, нравоучительные.» (1814). Это конспекты и записи мыслей, возникших у отца Феодосия при чтении различных произведений. Материалы оформлены в тетрадь № 13. Надо полагать, что другие тетради не сохранились. Отдельные выписки обозначены номерами. Всего 50 выписок, некоторые в две строки.

5) 3468/42-107 л. Сборник черновиков, сшитых в тетрадь. Туда входит: послание священника Феодосия к Александру I от 23 августа 1824 г.; письма епископу подольскому Иоанникию (Полонскому) 26 июня 1818 года, 12 июля 1818 года (Л. 9-17); в Св. Синод 20 августа 1818 г. (Л. 18-22); архиепископу Антонию (Соколову) 13 ноября 1820 г. (Л. 23-28); речи отца Феодосия к приезду Александра I 1820 г. (Л. 29-37); «Прошение по титлу Его Императорского Величества» (38-39); архиепископу Филарету (Дроздову) 27 июня 1822 г. (Л. 40-41); к А. Н. Голицыну 1823 г. (41-44), черновики посланий Александру I. Сборник представляет особую ценность для освещения биографии отца Феодосия.

6) 3468/46 (четыре единицы хранения — а, б, в, г) — 40, 40, 44, 36 л. «Четыре тетради в четвертинку». Дело 46 является самым загадочным во всем архиве священника Феодосия Левицкого. Это четыре тетради без оглавления и даты. Над самым текстом стоят номера тетрадей. Первая тетрадь № 4, вторая тетрадь начинается с № 6, третья с №8, в четвертой тетради два №9 и 10. В последней тетради пять чистых страниц, она не окончена. Во второй тетради есть раздел «Отделение десятое», в четвертой тетради «Глава три, отделение тридцать, статья один». Других разделов в тексте тетрадей нет. Первые две тетради являются конспектами «Ветхого Завета», иногда указываются номера стихов. Третья тетрадь содержит некоторое переосмысления текста. Например, встречается фраза: «Российская православная церковь может привести единомыслие». Четвертая тетрадь напоминает учебник или конспект проповедей по «Новому Завету». Все это черновые записи с исправлениями. Сложно сказать были ли это личные размышления священника Феодосия над текстом Библии или полученные им «откровения».

7) 3468/53-27 л. «Письма к А. Н. Голицыну». Это черновые и чистовые варианты писем к князю А. Н. Голицыну от Ф. Левицкого (32 апреля 1824 года, короткая записка 1823 г., письмо из Коневского монастыря 8 ноября 1825 года, 21 мая 1824 года, 27 июня 1822 г.). В деле содержатся распоряжение А. Н. Голицына Подольской консистории об отправлении священника Феодосия в Санкт-Петербург. Важное значение для биографии отца Феодосия имеет письмо Подольского епископа Ксенофонта (Троеполь-ского) к А. Н. Голицыну от 5 мая 1823 г., где он дает характеристику своему подчиненному. Выдержки из письма опубликованы Л. К. Бродским.

Обращает на себя внимание то, что большая часть единиц хранения — это хорошо оформленные в тетради документы. Им предшествуют пышные названия, сопровождаемые цитатами из Евангелия. Основной размер единиц хранения — около

20 листов. Такое оформление предавалось документам изначально. Лишь письма не сшиты в тетради, а просто разложены по годам, по мере их поступления (не сброшюрованы). Всё это заставляет предположить, что отец Феодосий специально занимался оформлением своего архива.

Автор предисловия к автобиографии священника Феодосия Н. А. Астафьев сожалел, что не сохранилась первая часть этого сочинения. «Она объяснила бы нам, как сложились в его душе те религиозные убеждения, которые побудили его, "ради великого дела Царствия Божия", отказаться от своего прихода в пользу другого лица, чтобы исключительно посвятить себя этому "великому делу"»6, — писал Астафьев. Благодаря никогда не публиковавшимся документам из архива отца Феодосия можно восполнить этот пробел и осветить период жизни и деятельности священника 1818-1822 гг.

Опубликовавший дневник отца Феодосия «Живой опыт Провидения Божия о человеке, или собственный практический журнал Феодосия Левицкого, начавшийся с 1809 сентября» Л. К. Бродский указывал на первый случай, когда священник Феодосий описывал «ощутительное и совершенное доказательство, что в мире сем действует Провидение». Это было 29 августа 1809 г., когда Бог наказал одного его родственника за жадность к деньгам7. Дневник отца Феодосия оканчивается 1818 г., а автобиография (опубликованная вторая книга) начинается с его вызова в Санкт-Петербург в 1823 г. По этой причине Бродский практически не описывал события жизни отца Феодосия 1818-1822 гг. Между тем, это очень важный период, когда сложилась его оригинальная религиозная концепция. Он начал сочинять и рассылать религиозные послания о надвигающемся Втором Пришествии. Послания привлекли внимание духовных властей, и отец Феодосий был вызван в столицу для встречи с Александром I. В архиве священника Феодосия Левицкого достаточно материалов, чтобы осветить этот период его биографии. Среди документов объемное послание к А. Н. Голицыну, где священник описывал путь своего религиозного перерождения.

В 1823 г. в письме А. Н. Голицыну отец Феодосий перечислял множество примеров действия Проведения в его жизни, произошедших до 1818 г.: «С 1817 года в себе благодатью Божьею испытывать начал, будучи уверен, что и во всех святых такое простое осеяние и просвещение первоначально, как и во мне недостойным, действовало и действует»8. Он утверждал, что благодаря этой благодати написал в октябре 1817 г. слова на день рождения императора. «Первым знамением провидения», по свидетельству родителей священника, был случай, когда в детстве его таскал по двору кабан, но мальчик вообще не получил повреждений. В 10 лет Феодосий стал писарем при своем отце. В 1803 г. в 13 лет его отдали учиться в семинарию. Там он занялся чтением полезных книг и начал делать из них выписки, стал лучшим учеником, выполнял особые задания учителей. В 1810-1811 гг. начал писать проповеди, духовные песни и молитвы. В 1813 г. было ему откровение, что он должен стать священником9. Последний год обучения в семинарии он прожил в монастыре в качестве секретаря ректора-архимандрита. Отец Феодосий особо отмечал, что уже через 40 дней после смерти жены и сына оправился от скорби: «.я обязанным себя нашел прославить, по силе моей, сие не прелестно-знаменитое в разумной сфере человеческой чудо Божие»10. К действию Провидения в своей жизни священник относил и то, что в 1820 г. к нему пришел семидесятилетний старик, бывший писарь, и стал переписывать его труды. Переписанные стариком послания были отправлены в Св. Синод и А. Н. Голицыну.

6 Описание духовных подвигов и всех случаев жизни священника Левицкого 1791-1845 // Русская старина. 1880. Т. 29. С. 130.

7 Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I. С. III.

8 Там же. С. 645.

9 Там же. С. 653.

10 Там же. С. 661.

Священник Феодосий Левицкий неоднократно напоминал Голицыну о том, что «его подвиг» начался в 1818 г.11 Он указывал и конкретные обстоятельства своего «прозрения»: «В начале 1818 года, в пророческих вычетах Юнга Штиллинга отмеченного, распространилась у меня мысль о горьком таковом состоянии всего мира, наипаче же о совершенном упадке живого Духа Христова в христианстве»12. Дар Божий отец Феодосий видел в деятельности Библейского общества. К творчеству И. Г. Юнга-Штиллинга он обращался и в другом месте послания к Голицыну: «Здесь можно сказать о книге Юнга Штиллинга, толкование Апокалипсиса составляющей, победной повестью названной. Несмотря на то, что он чужеземец и по внешности якобы от нас исповеданием отделенный, но книга сия его совершенным разумом и благочестием, не без многаго содействия и подкрепления от самой благодати Духа Божия написана»13.

С 1818 г. священник Феодосий Левицкий перешел к практическим действиям. В июле 1818 г. он поехал в Каменец-Подольск к архиепископу Иоанникию (Полонскому) и подал ему прошение с просьбой «представить на рассмотрение Св. Синода и Его Величества» составленное воззвание о Втором Пришествии, а также прося уволить его с места священника, «чтобы во славу Божию заняться» (продолжить свое ис-следование)14. Дальше отец Феодосий указывал и конкретные даты своих обращений к управляющим архиереям Подольской епархии: 24 июня и 12 июля 1818 г. к архиепископу Иоанникию, 1819 г. — к его преемнику архиепископу Антонию. Отец Феодосий утверждал, что видел одно только негодование на лицах начальства.

Священник Феодосий Левицкий вспоминал: «Мое занятие первых четыре года, т. е. от начала 1818 до октября прошлого 1821 года, состояло. только в предмете воззвания разномыслящих христиан к единомыслию и неверных к просвещению, а кончина века последнюю и отложенную к концу дела оставалась у меня частью»15. В сентябре 1821 г. он написал большую молитву, которую представил в Св. Синод и А. Н. Голицыну. К этим событиям отец Феодосий возвращался и в другом месте послания: «С октября месяца 1821 года новый образ действия Духа Божия во мне убогом и недостойным начинается. 16 числа, противу воскресного дня, писал я оное всеобщее воззвание мое, или первую часть моего труда — Вопль Евангельский се жених грядет. В сем состоянии духа писана мной остальная, самая пророческая часть моего воззвания, так, как самый Дух ясно сие показывал и слово мне к писанию подавал; в сие же время писаны мною и песни мои»16. Отец Феодосий утверждал, что воздействие «Духа-Утешителя» продолжалось семь дней и еще много раз повторялось в течение трех месяцев.

При всей многословности послания Голицыну в нем невозможно найти первоначальной причины, побудившей отца Феодосия начать подготовку ко Второму Пришествию. Единственным намеком было то, что его посетили паломники, бывшие в Иерусалиме в 1818 г. — Тимофей Елисеев, а в 1820 г. — Филипп Вискунов. От них он узнал о деятельности архиепископа Филарета (Дроздова)17. От паломников отец Феодосий получил хлеб, освященный на Гробе Господнем. С тех пор, когда он не совершал Литургию, то перед принятием пищи с молитвой ел частицу подаренного хлеба. «После двух или трех лет, мне открылись мысленные очи, и я познал весьма ясно, что сие благословенное поклонение воплощению и крестной смерти Господней, при всей своей простоте, имеет в себе силу и достоинство Божественной Литургии», — рассказывал в своей автобиографии отец Феодосий18.

11 Там же. С. 666.

12 Там же. С. 631.

13 Там же. С. 637.

14 Там же. С. 633.

15 Там же. С. 637.

16 Там же. С. 646.

17 Там же. С. 640.

18 Описание духовных трудов и всех случаев жизни священника Феодосия Левицкого, 17911845 гг. // Русская старина. Т. 29. С. 167.

Подавляющая часть сведений, сообщаемых отцом Феодосием Голицыну, имеет документальное подтверждение. Можно усомниться лишь в первоначальном толчке, обратившем его к религиозным сочинениям. В действительности это было рождение сына в начале февраля 1818 г., и последовавшая 21 февраля смерть его жены, а на следующий день — сына19.

Один из первых документов, дающих представление об источниках религиозных взглядов священника Феодосия Левицкого — «Моя библиотека или многоразличные исторические, нравоучительные, любомудрые и занимательные вымет-ки. Почерпнуты из разных книг и сочинений при чтении Феодосием Левицким студентом Богословии 1814 год». Это маленькая тетрадь серой бумаги в 23 листа. Вместе с заглавием и датой на обложке стоит номер тома — № 13. Это заставляет предположить, что сохранилась лишь одна из множества тетрадей выписок отца Феодосия за годы его обучения. Л. К. Бродский упоминал «Мою библиотеку» и указывал, что это выписки из журналов «Вестник Европы», «Северная пчела», «Друг Юношества», «Северная почта», особенно много выписок из сочинений Ж. Ж. Руссо. Выписаны мнения Руссо «О безбожии и вероизтуплении», «О Евангелии», «О зле», «О счастье», «О счастье и волшебстве», «О целомудрии», «О смерти» и т.д.20 В архиве отца Феодосия эта единица хранится под № 3468/40. Тетрадь заполнена короткими статьями, иногда в две строки, с определенными заголовками, им присвоены номера до № 50. Последний раздел посвящен Екатерине II. В заметках заключено осмысление отцом Феодосием прочитанных материалов. Можно согласиться с Бродским в том, что источником выписок отца Феодосия были светские журналы. Статей на религиозную тему в «Моей библиотеке» очень мало. Большую часть её составляют «мнения» Ж. Ж. Руссо и статьи на историческую тематику. Судя по заголовкам, отец Феодосий очень кратко конспектировал все, что ему казалось интересным: «О Кесаре и Бруте» (№ 11), «О балете» (№ 32), «Анекдот о Сципионе Африканском» (№ 33), «О жупане» (№ 34), «Анекдот о императоре Монголии» (№ 36). Обращает на себя внимание одна из последних статей — «Сон Ломоносова» (№ 47). Эта история записана со слов друга М. В. Ломоносова Якоба Штелина и опубликована в предисловии к первому изданию сочинений Ломоносова в 1765 г. Речь идет о том, как Ломоносов во сне увидел своего отца, попавшего на необитаемый остров. Видение подтвердилось — рыбаки нашли и похоронили тело отца.

Тяжелая жизнь священника в бедном приходе, где основные средства к жизни давали всего три семьи, склонили отца Феодосия к поиску новых путей. В своих записках 1817 г. он рисовал масштабный план по переустройству своего прихода. Он хотел обучать грамоте детей прихожан, обязать паству приобретать книги Священного Писания и постоянно их читать, открыть в своем доме школу, для этого в качестве епитимии просить десятую часть имущества провинившихся, довести до сведения правительства о вреде ярмарок, проводить благотворительные обеды для расколь-ников21. Священник Феодосий планировал представить на рассмотрение государю и Св. Синоду проект обрядовой реформы. Он предлагал в «Чистый четверг» вместо омовения ног ввести «всемирный праздник всеобщего ног умовения», чтобы везде высокого звания люди мыли ноги нижестоящим. Тех, кто уклоняется от омовения, он планировал не допускать к причастию22. Отец Феодосий хотел «открыть свету новое, по благодатному Божию действию, пришедшее мне в мысли средство». Предполагалось в каждом доме расклеить на стенах листы Библии, чтобы они всегда были перед глазами. Для этого было необходимо открыть обойный завод.

В тетрадях отца Феодосия под названием «Мои письма и рапорты» или «Мои письма и послания» отсутствует первая часть. Документы начинаются с «Тетради II»

19 Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I. С. XV.

20 Там же. С. XIII.

21 Там же. С. 47-48.

22 Там же. С. 52.

с письма 11 ноября 1818 г. священнику И. Крыжановскому. Содержание документов показывает, что в 1818 г. отец Феодосий еще не вошёл в конфликт со своим духовным начальством. Вторым документом является благодарственное письмо отца Феодосия губернатору С. И. Павловскому (ноября 1818 г.). «Имел я счастье, по ходатайству вашего превосходительства, удостоиться одобрения от Св. Синода получением высшего по духовному нашему сану знака отличия»23, — писал он. Неясно, какую награду имел в виду отец Феодосий, но можно предположить, что была оценена его активная деятельность на приходе. В самом деле, документы подтверждают, что, несмотря на траур по жене, отец Феодосий боролся с пороками своей паствы.

20 февраля 1819 г. священник Феодосий Левицкий направил рапорт в Балтское духовное правление. Он просил наказать «развратную, нераскаявшуюся блудницу Евдокию, наложницу комиссионера Магницкого». По его словам, Евдокия «святотатственно похитила страшные Христовые тайны». Не вполне понятно, пошла ли женщина к таинству без разрешения священника или просто украла приготовленное причастие24. 6 января 1819 г. отец Феодосий просил духовное правление обратиться в полицию по поводу другого своего прихожанина. Тот прогнал жену, жил с любовницей и грозил убить детей, оставшихся от жены25. За день до этого отец Феодосий отослал аналогичную жалобу в полицию26. Привлекает внимание еще один его рапорт в духовное правление от 22 февраля 1819 г. Отец Феодосий сообщал, что в приходе много «жидов и раскольников», которые годами не отпускают своих православных слуг в церковь. Священник просил известить об этом поли-цию27. 15 апреля он обратился к архиепископу Антонию с просьбой разрешить ему поездку в Киев, для покупки церковной утвари28. Из дальнейших писем выяснялось, что главной целью поездки было посещение престарелой бабушки, проживающей в одном из Киевских монастырей.

11 июля 1822 г. отец Феодосий в своем послании в Подольскую духовную консисторию писал: «Известно высшему начальству, что ещё в 1818 г. волей Божьей побуждаем, заявил я, хоть весьма немногим, Воззвание разномыслящих родов христианских к Православному Священному единению». В 1818 г. оно было направлено архиепископу Иоанникию (Полонскому), в 1819 г. его преемнику архиепископу Антонию (Соколову). Священник заявлял, что это свое дело он не оставит до самой смерти. Он уверял консисторию в том, что приближается время Второго Пришествия Христова и необходимо приготовить всех христиан. Он заявлял, что первая часть уже оконченного им воззвания направлена в Св. Синод и А. Н. Голицыну. Над другими частями он работает29. Среди черновиков отца Феодосия сохранились его послания епископу Иоанникию 26 июня и 12 июля 1818 г., где упоминалось Библейское общество, распространяющее священные книги30. 13 ноября 1819 г. аналогичное послание было направлено епископу Антонию31. Священник позднее считал, что епископы не успели ответить на его послание, т. к. вскоре были переведены в другие епархии. Среди черновиков сохранились два послания отца Феодосия в Св. Синод от 20 и 29 августа 1818 г., где он писал, что Духу Божьему было угодно подать худшему из пастырей нести весть. Евангелие Христово уже проповедовано всей Вселенной и христианам необходимо объединиться. Во втором послании отец Феодосий пространно описывал бывшие ему откровения о Втором Пришествии32.

23 Мои письма и рапорты // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/22. Л. 3.

24 Там же. Л. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Там же. Л. 6.

26 Там же. Л. 7.

27 Там же. Л. 10.

28 Там же.

29 Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/29. Л. 12-19.

30 Сборник // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/42. Л. 9-17.

31 Там же. Л. 18, 23.

32 Там же. Л. 18-19.

Очевидно, что эти идеи были заимствованы из «Известий Российского библейского общества», рассылаемых по епархиям. Неизвестно, отправил ли отец Феодосий эти послания в Св. Синод или они остались среди его документов.

Летом 1819 г. началось дело, обострившее отношения священника с его духовным начальством. Конфликт мог спровоцировать священника сообщить обществу о своих религиозных подвигах и «Провидении». 17 июня 1819 г. отец Феодосий написал «Обличение членам Балтского городского магистрата и городской полиции»33. Он обвинял чиновников в том, что они отказываются выделять землю его приходу. Как видно из письма священника к А. Н. Голицыну, магистрат встал на сторону статского советника, претендовавшего на землю прихода. По тому же поводу отец Феодосий обращался в духовное правление и к губернатору34.

Не получив поддержки духовного начальства, священник Феодосий Левицкий принимает решение создать религиозный союз из своей паствы. 17 января 1820 г. он пишет манифест тайного общества «Открытие союза братии моей или братства Христова — утверждения и расширения Святого царствия Его, учиненное в 17 день месяца ианнуария 1820 года»35. Отец Феодосий сообщал об основании союза «ближайшей братии моей или братства», которое состоялось в селе Томашполе, в церкви, где был настоятелем его друг и будущий соавтор священник Федор Лисевич. Священник Феодосий сообщал, что уже второй год трудится в деле приведения к православному единомыслию «разномыслящих родов христианских». Теперь к этому делу он хочет привлечь священников и простых христиан «святыми молитвами своими и молениями могущих содействовать».

Члены братства должны были дать обязательство постоянно молиться тайно о том, чтобы: роды христианские пришли в единомыслие, о здоровье царя и царицы, чтобы пастырей и Св. Синод Бог одарил благодатью, чтобы Бог явил в Православной Церкви древние чудесные силы. Так предписывается молиться всем, а особенно священникам во время Литургии. В союз принимается любой желающий стать его членом. Каждый член союза должен склонять достойных людей для вступления туда. Кроме этого случая никому о союзе сообщать было нельзя. Имена новых членов должны были сообщаться отцу Феодосию, чтобы он мог за них молиться36.

В богослужениях священник Феодосий Левицкий начал использовать молитвы собственного сочинения. Одну из них можно найти среди его черновиков за 1821 г. «Священная литургия Господу и Богу Иисусу Христу в память приближающегося конца мира и вкупе страшного суда и вечного царствования Его Божия»37. По приходу поползли слухи. Их отражение можно видеть в анонимном письме 29 июня 1820 г. из архива отца Феодосия. Там сообщалось, что священник Феодосий «вздумал быть Апостолом XIX века», требует, чтобы о нем молились во всем христианстве, хочет разрешения архиерея на свою проповедь38. Духовные власти поспешили обратить свое внимание на священника, допускающего нововведения. Священник Левицкий был вызван для вразумления в Каменец-Подольск. Эту поездку он описывал в письме П. Ремезовскому 10 июня 1820 г. По словам отца Феодосия, он был вызван к духовному начальству за «добровольную службу Богу». С него потребовали подписку в том, что он больше не будет присылать в консисторию своих сочинений39.

В архиве священника Феодосия Левицкого хранится его рапорт в Балтское духовное правление 5 марта 1820 г. Консистория требовала от священника прислать для рассмотрения свои «Апостоло-подражательные проповеди» и послания раскольникам.

33 Там же. Л. 15-17.

34 Там же. Л. 25, 29.

35 Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I. С. 129-133.

36 Там же. С. 131-133.

37 Священная литургия Господу // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/35. Л. 1-21.

38 Письма к неизвестным лицам // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/55. Л. 4.

39 Мои письма, рапорты прошения // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/25. Л. 3.

Священник Феодосий отвечал, что действует в духе Библейского общества, призывающего к объединению христиан. С этой целью он объединил свою ближайшую братию и готов сообщить об этом высшему начальству40. 9 мая отец Феодосий отправил еще один рапорт, где рассказывал, как обращал старообрядцев. По его словам, эти действия были в рамках объединения христианских исповеданий41. Неудивительно, что, когда в 1820 г. в Балту приехал Александр I, священнику Феодосию не дали произнести подготовленную речь42. В 1823 г. отец Феодосий описывал эти события в письме своему родственнику священнику Ф. Н. Малиновскому. Речь должна была быть произнесена в Савранской церкви, но император её не посетил. Чиновники не допустили отца Феодосия к Александру I, помещик Островский на него даже кричал43.

Тогда же разразился скандал священника Феодосия Левицкого с родственниками его покойной жены. 11 июля 1822 г. в своем письме в Подольскую консисторию отец Феодосий описал историю конфликта. В 1820 г., решив сосредоточиться на духовных трудах, он передал в собственность своей церкви дом, полученный им в качестве приданого. Этим оказался недоволен брат жены, священник Ф. Н. Малиновский, отчисленный по болезни из семинарии. Он считал этот дом частью своего наследства от отца. Священник Малиновский подал жалобу в Духовное правление. В качестве компенсации отец Феодосий в октябре 1819 г. предложил определить священника Малиновского на свой приход44, но того это не удовлетворило. 31 августа 1820 г. отец Фе-одосий написал рапорт в духовное правление, где объяснял свое видение ситуации45. Конфликт был разрешен следующим образом: отец Феодосий отказывался от своего прихода в пользу священника Малиновского и просил разрешения принять постриг в Киево-Печерском монастыре. 4 ноября 1820 г. он извещал об этом Подольскую кон-систорию46. Священник Феодосий был выведен за штат и потерял право проводить службы в своей церкви. В 1822 г. последовало решение определить его в монастырь, но не в тот, что он хотел. В 1822 г. обстоятельства отца Феодосия изменились. В это время он уже считал себя пророком Второго Пришествия Иисуса Христа, писал и рассылал соответствующие сочинения. В своем новом прошении в Подольскую консисторию 11 июня 1822 г. отец Феодосий уверял консисторию в том, что приближается время Второго Пришествия Христова и необходимо приготовить всех христиан. Он заявлял, что первая часть уже оконченного им воззвания направлена в Св. Синод и А. Н. Голицыну. Над другими частями он работает. Из-за этих трудов и ожидания ответа из Синода он не может отлучаться из своего прихода. Также отец Феодосий просил освободить его от пострижения и перевода в монастырь47. О том же он сообщал архиепископу Подольскому Ксенофонту (Троепольскому)48.

Отношения священника Феодосия с местным начальством обострились настолько, что, когда в 1823 г. из Св. Синода было приказано отправить его в Санкт-Петербург, архиепископ Ксенофонт решил, что это арест. Архиерей извещал А. Н. Голицына, что имеет неблагоприятное впечатление о священнике Левицком: «Некоторые из духовных молитв и песней его, как повременно открылось, употребляемы были сообщниками его при Богослужении, что однако ж в то же время через благочинных прекращено и обращено было внимание на другие сообщаемые им разным лицам сочинения»49. Архиепископ Ксенофонт писал, что отец Феодосий не имеет должного

40 Сборник // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/42. Л. 23-25.

41 Там же. Л. 25.

42 Там же. Л. 29-37.

43 Письма к священнику Феодору (Левицкому) // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/56. Л. 7.

44 Мои письма, рапорты прошения // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/23. Л. 8.

45 Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/24. Л. 14.

46 Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/25. Л. 9.

47 Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/29. Л. 12-19.

48 Там же. Л. 20.

49 Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I... С. XX.

повиновения и покорности епархиальному начальству, не является по вызовам в консисторию; был увещеваем в том, чтобы не выходить из круга действия приходского священника; прислал в консисторию письмо, наполненное обвинениями в адрес его духовного начальства. «Сей поступок его может произвести весьма вредное влияние на образ мыслей обитателей здешней пограничной страны на счет правитель-ства»50, — писал владыка Ксенофонт.

Летом 27 июня 1822 г. священник Феодосий отправил письма А. Н. Голицыну и архиепископу Филарету (Дроздову), их черновики сохранились в его архиве51. Бродский указывал, что первую часть своей книги священник Левицкий отослал в Св. Синод 24 июня 1822 г. Книге предшествовало специальное обращение к Александру I. 27 июня книга и письмо были отправлены Голицыну. 6 декабря от Голицына был получен ответ52. Письма, направленные архиепископу Филарету, были оставлены им без ответа. Отец Феодосий писал архиепископу Филарету дважды, второй раз 14 февраля 1823 г. (также без ответа). Удивляет, что в первом послании священник Феодосий именовал владыку Филарета митрополитом и первенствующим членом Св. Синода, — то и другое ошибочно. Отец Феодосий писал, что обращается к владыке Филарету не по своему делу, а по делу Христову. Он ссылался на якобы уже известную архиепископу Филарету книгу «Глас невесты», представленную на рассмотрение Св. Синода. Далее пересказывал содержание книги, упоминал свои послания подольским епископам 1818 и 1819 гг.53 По приказу императора бумаги были переданы на рассмотрение трех членов Св. Синода и найдены достойными внимания, т.к. «содержали в себе много высоких истин и пророческих взглядов на настоящее и грядущее время». После этого по приказу Александра I священник Феодосий Левицкий был секретно вызван в Санкт-Петербург54.

Пока решался вопрос с приглашением отца Феодосия в столицу (выдать ему паспорт А. Н. Голицын приказал только 5 мая 1823 г.)55, священник продолжал писать. 25 декабря 1822 г. им было составлено «Предварительное слово к Его Императорскому Величеству»56, 2 февраля 1823 г. было написано «Второе представление в Св. Синод»57. Эти документы были опубликованы Л. К. Бродским, вместе с другими сочинениями отца Феодосия. 9 февраля 1823 г. священник Феодосий написал Голицыну большое послание, в котором описывал всю свою жизнь. В 17-ти сумбурных статьях и двух приложениях послания отрывки биографии отца Феодосия были перемешаны с объемными цитатами из его произведений58. 22 мая священник Феодосий сообщал Голицыну о том, что он прибыл в Санкт-Петербург. Свою жизнь в столице он описывал в письме 1 июня 1823 г. к почтовому экспедитору Балты И. Н. Количковскому. Священник Левицкий сообщал, что его встретил тверской архиепископ Иона, а потом князь Голицын. Его приняли «не как человеки земные, а как Ангелы Божии». 27 мая отец Феодосий встретился с императором в Зимнем дворце. «Принял меня так кротко, как Ангел»59, — вспоминал священник. В автобиографии отец Феодосий писал о встрече с Александром I: «Начал он говорить о моем деле и труде перед Богом, что он совершенно оным доволен и оному рад и как будто откуда то оного по Боге ожидал».

50 Там же. С. XXI.

51 Сборник // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/42. Л. 40-43.

52 Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I. С. XVIII.

53 Сборник // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/42. Л. 40-43.

54 Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I. С. XVII.

55 Письма к А. Н. Голицыну // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/42. № 3.

56 Предварительное слово к Его Императорскому Величеству // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/2. Л. 1.

57 Там же. Л. 21.

58 Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I. С. 623-709.

59 Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/29. Л. 5.

Император говорил, что давно сам мечтает об объединении христиан и просвещении неверных. Он разрешил отцу Феодосию жить в Санкт-Петербурге, заниматься литературными трудами и докладывать свои мысли в любое время60. Таким образом, на год отец Феодосий стал тайным консультантом императора по вопросу Второго Пришествия. Он был поселен на подворье архиепископа Тверского Ионы (Павинского). Для помощи священнику Левицкому в его литературных трудах был вызван его друг священник Лисевич. Судя по автобиографии, контакты друзей-соавторов в это время ограничивались кругом А. Н. Голицына и Р. А. Кошелева. Служб в Санкт-Петербурге отец Феодосий не совершал и проповедей не произносил.

Переезд в Санкт-Петербург и пребывание в столице в 1823-1824 гг. подробно описаны священником Феодосием в его автобиографии. Небольшие штрихи к этим запискам могут добавить его письма к Голицыну, не использовавшиеся в публикации Л. К. Бродского. 23 апреля 1824 г. отец Феодосий писал к Голицыну о том, что нуждается в деньгах для постройки нового каменного храма в своем приходе. Так как он никуда не выходит с подворья тверского епископа, он не может привлечь частные пожертвования. Священник Левицкий просил князя исходатайствовать нужную сумму от императора61. Больше ответа на свои письма отец Феодосий не получал. 15 мая 1824 г. в духовно-религиозной сфере России произошёл переворот. Голицын был уволен со всех постов, оставшись только управляющим почтами. Его министерство было расформировано, президентство в Российском библейском обществе перешло к митрополиту Серафиму. Начались контрреформы в духовно-религиозной сфере. Вслед за сменой настроения Александра I Голицын перестал нуждаться в отце Феодосии. Священник писал князю 21 мая 1824 г., выражая признательность за заботу о нем62, затем 2 июля 1824 г., сообщая, что книга для Александра I переписана набело. Священник просил разрешение лично передать книгу императору. Другой просьбой было выделения нового места, где бы они со священником Лисевичем могли заниматься литературными трудами63. 5 августа отец Феодосий жаловался, что Голицын оставляет его письма без ответа64. 11 ноября 1824 г. священник Феодосий Левицкий был выслан в Коневский монастырь, а его бумаги конфискованы. Он решился напомнить о себе Голицыну только через год, 8 ноября 1825 г.65, но это уже был период междуцарствования. Об отце Феодосии забыли на несколько лет. Лишь 10 октября 1827 г. ему было дано разрешение вернуться в Балту, но архив его так и остался храниться среди рукописей Св. Синода.

Обращение к архиву священника Феодосия позволяет прояснить целый ряд вопросов, остававшихся за рамками исследований. Это его деятельность в 1818-1822 гг., источники религиозных взглядов, отношения с духовным начальством, конфликты в семье. Ещё в годы обучения в семинарии отец Феодосий увлекся религиозной литературой. Тогда же он начал делать конспекты прочитанного и вести записки. Приехав на бедный приход, отец Феодосий творчески подошел к обязанностям священника. Он планировал реформы в приходской жизни и даже дополнения к обрядам. Священник Левицкий пытался бороться с пороками паствы и вразумлял раскольников. Характер его деятельности изменился после смерти жены и сына в 1818 г. Под влиянием пропаганды Библейского общества и сочинений Юнга-Штиллинга священник Левицкий решил, что избран для того, чтобы сообщить миру о грядущем Втором Пришествии. Он составил воззвание об объединении христиан и разослал их своему начальству и в Св. Синод. Его деятельность не нашла понимания, и он получил выговор из консистории. Тогда в 1820 г. отец Феодосий составил тайное религиозное братство. Хотя целью братства была только совместная молитва, но всё это не могло

60 Описание духовных подвигов и всех случаев жизни священника Левицкого // Русская старина. 1880. Т. 29. С. 146.

61 Письма к А. Н. Голицыну // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/53. Л. 1.

62 Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/33. Л. 19.

63 Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/32. Л. 1.

64 Там же. Л. 19.

65 Письма к А. Н. Голицыну // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/53. Л. 11-14.

не взволновать духовное начальство. Положение священника Левицкого осложнили конфликты с родственниками и магистратом по поводу дома и церковных земель.

В 1822 г. священник Феодосий Левицкий оказался в очень тяжелой ситуации. Он потерял свой приход и не имел права проводить службы; ему было предложено принять постриг и переехать в монастырь. Для разрешения своих проблем отец Фео-досий обращается в Св. Синод, к министру А. Н. Голицыну и архиепископу Филарету с воззванием о подготовке ко Второму Пришествию. Его манифесты оказываются важными для Голицына. В это время влияние князя падает, император разочаровывается в его проектах. В 1822 г. Голицын представляет Александру I нескольких священников оригинальной религиозной практики. Это архимандрит Фотий (Спасский), прославившейся строгостью жизни, Онисифор, видевший картины на своих ладонях66. В этом ряду оказался и священник Феодосий Левицкий, проповедующий скорое Второе Пришествие. Император благосклонно принял священников, но вскоре забыл о них. Архимандрит Фотий и Онисифор были отправлены на места своей службы, а священник Левицкий остался в столице работать над своими сочинениями. Голицын поддерживал отношения с отцом Феодосием лишь до того момента, пока не понял, что Александр I сменил курс в духовно-религиозной политике. Священник Феодосий Левицкий оказался принесен в жертву деятелям движения русской православной оппозиции, боровшимся с последствиями политики Голицына. Отец Феодосий был отправлен в монастырь, его документы конфискованы. Сочинения священника были изданы лишь в начале XX в. и воспринимаются как исторический курьез. В России первой четверти XIX в. эти произведения были частью обширного религиозного движения, составной частью которого были апокалипсические ожидания.

Пример священника Феодосия Левицкого ещё раз подтверждает, что пропаганда Российского библейского общества во втором десятилетии XIX в. порождала секты. Это были общества В. Ю. Крюденер, Е. Ф. Татариновой, А. П. Дубовицкого, Е. Н. Ко-тельникова, пасторов И. Линделя и И. Госснера и самого А. Н. Голицына. Все они ожидали Второго Пришествия в 1836 г. и по-разному готовились к нему. Все участники этих сект в разной мере пострадали от правительственных гонений. Самый сильный удар по ним должен был нанести 1836 г., когда Второго Пришествия не произошло. Что касается отца Феодосия, то он смог перенести крушение своих надежд. До конца жизни он не оставил своих «религиозных увлечений», но всячески скрывал их. При этом он добросовестно исполнял обязанности священника и был любим паствой.

Источники и литература

1. Священник г. Балты, Подольской губернии о. Ф. Левицкий // Странник. 1863. № 1. С. 38-52.

2. Бродский Л. К. Священник Ф. Левицкий и его сочинения, поднесенные императору Александру I. СПб.: Синодальная типография, 1911. С. I-XXXV.

66 Кондаков Ю.Е. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000. С. 160-164.

3. Кондаков Ю.Е. Архимандрит Фотий (1792-1838) и его время. СПб.: Клио, 2000. 312 с.

4. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозном движении в Русской православной церкви первой четверти XIX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 344 с.

5. Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/24.

6. Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/25.

7. Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/29.

8. Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/32.

9. Мои письма и послания // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/33.

10. Мои письма, рапорты прошения // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/23.

11. Мои письма, рапорты прошения // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/25.

12. Описание духовных трудов и всех случаев жизни священника Феодосия Левицкого, 1791-1845 гг. // Русская старина. Т. 29. С. 129-168, 645-682.

13. Письма к А. Н. Голицыну // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/42.

14. Письма к А. Н. Голицыну // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/53.

15. Письма к неизвестным лицам // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/55.

16. Письма к священнику Феодору (Левицкому) // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/56.

17. Предварительное слово к Его Императорскому Величеству // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/2.

18. Сборник // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/42.

19. Священная литургия Господу // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/35.

20. Слово к Его Императорскому Величеству // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3468/2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.