Научная статья на тему 'ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ '

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С И. Саввин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

гигиены. В нем отражена ленинская забота о женщине, о подрастающем поколении.

Подходя диалектически к проблеме женского труда, В. И. Ленин подчеркивал, что значение его различно в рамках той или иной общественной формации. Он указывал на усиленную эксплуатацию женского труда при капитализме в ущерб здоровью женщины и здоровью потомства и на прогрессивный характер включения женщин в сферу производства в социалистических условиях.

Не останавливаясь на других очень важных вопросах гигиены и охраны труда, освещение которых должно идти на основе ленинских идей, мы остановимся на одном из теоретических положений, которое оказало громадное влияние на правильное решение целого ряда вопросов, в том числе медицинских, а потому должно быть всегда на вооружении студентов и будущих врачей.

Речь идет о ленинской теории отражения, которая сыграла огромную роль в правильном понимании важнейших философских положений, в частности диалектического единства субъективного и объективного в познании внешнего мира.

Объективное содержание человеческих ощущений не зависит от структуры анализатора, от человека вообще. Как известно, иной точки зрения придерживался А. Мюллер, утверждавший, что ощущения человека не отражают конкретного своеобразия вызывающих их раздражений, а свидетельствуют о различном качестве и состоянии чувствующего нерва. В. И. Ленин в своей работе «Марксизм и эмпириокритицизм» полностью разоблачил идеализм и агностицизм физиолога Мюллера, точно так же, как вскрыл идеалистическую сущность учения Гельмгольца, его теорию «символов».

Данные субъективных наблюдений, самонаблюдений могут быть проверены, поняты и объяснены путем строго объективного исследования, путем проверки практикой, верным критерием истины. «Точка зрения жизни, практики,— писал В. И. Ленин,— должна быть первой и основной точкой зрения теории познания»1.

Мы затронули один из разделов медицинских знаний. Преподаватель легко найдет в богатейшем идейном наследии В. И. Ленина указания, которые помогут студенту и врачу правильно трактовать основные проблемы медицины вообще, ибо идеи В. И. Ленина ярко светятся в любой отрасли человеческих знаний. Д. Бернал, говорил: «В. И. Ленин — вдохновляющий пример для нас. Мы живем и боремся под непосредственным воздействием его идей».

Поступила 28/X 1970 г.

УДК 614.1:313.13(47-22

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ХАРАКТЕРА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. И. Саввин

Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии

Ж

ф л

0 •

На роль и влияние социальных факторов на заболеваемость сельского населения указывали многие исследователи как в прошлом, так и в настоящем, однако до последнего времени не были еще в достаточной степени установлены статистические зависимости между заболеваемостью и конкретными факторами среды.

В большинстве ранее проведенных исследований основное внимание обращалось на установление численных значений обращаемости (заболевае-

1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 18, с. 145.

мости) сельского населения по классам и отдельным нозологическим формам по возрасту и полу и лишь в некоторых из них проводилось сравнение-исчисленных показателей по «пунктовым» и «непунктовым селениям». Между тем без выяснения причин, почему в одних местностях, в отдельных социальных или профессиональных группах населения уровень заболеваемости выше, а в других ниже, как влияют факторы социальной среды на патологию населения, цифровые данные о заболеваемости в значительной степени утрачивают свое значение и не могут быть в полной мере использованы в практике советского здравоохранения. Из сказанного вытекает, насколько важно сейчас изучение влияния на заболеваемость населения профессиональных и других факторов среды.

Анализ материалов, представленных ниже, преследует цель показать, каков уровень и характер заболеваемости отдельных социальных групп сельского населения по данным его обращаемости к врачам за 1 год и по сведениям о контингентах хронически больных, накопленным за 3 года. Методика исследования опубликована ранее 1.

Полученные данные свидетельствуют о более частой обращаемости рабочих (675,4 на 1000) по сравнению со служащими — 650,7 (без болезней полости рта, зубов и беременности), что, вероятней всего, зависит от характера их трудовой деятельности, которая, как правило, отличается от труда служащих и тяжестью, и интенсивностью. В структуре обращаемости как у рабочих^ так и у служащих на 1-м месте находятся болезни органов дыхания, соответственно — 33,5 и 38,6%, на 2-м — болезни органов кровообращения — 13,6 и 14,6%, на 3-м — болезни нервной системы и органов чувств — 12,8 и 3,3%, далее идут травмы (11,2 и 8,7%), болезни кожи, подкожной клетчатки, костей и органов движения (10,9 и 7,8%), наконец, болезни органов пищеварения (8,8 и 7,1%). Перечисленные классы болезней в общей структуре обращаемости занимают доминирующее положение. У рабочих на них приходится 90,8% всех обращений, у служащих — 86,1%.

В обращаемости мужчин и женщин отмечаются более высокие показатели у последних. Однако у рабочих эта разница менее выражена (648,4 — мужчины, 695,1 —женщины), чем у служащих (542 — мужчины, 710,3 — женщины). Некоторые особенности в обращаемости мужчин и женщин можно отметить в отдельных возрастных группах.

Изучение показателей возрастных особенностей обращаемости рабочих и служащих показывает, что у этих групп населения отмечается низкий уровень обращаемости в крайних возрастных группах 20—29 лет и старше 60 лет. При этом в группе рабочих обращаемость лиц старше 60 лет значительно ниже обращаемости лиц молодого возраста 20—29 лет, составляя соответственно 420,3 и 613,3 (на 1000 населения). В группе служащих эта разница менее существенна — 517 (старше 60 лет) и 636,5 (20—29). Возрастная обращаемость рабочих и служащих имеет характерные черты, выявленные впервые при изучении общей заболеваемости (обращаемости). От низких показателей обращаемости в 20—29 лет ее уровень постепенно повышается, достигая максимума в возрасте 40—49 лет, после чего обращаемость снижается до минимальных значений.

Отмеченные особенности связаны, скорее всего, с тем, что население трудоспособного возраста в результате длительной трудовой деятельности с годами начинает относиться к своему здоровью с большим вниманием и в связи с этим чаще посещает врача с целью получения соответствующей помощи или совета. Мнение, что работающее население посещает врачей только для оформления больничного листа, не может быть признано в качестве основной причины частого посещения лечебного учреждения, так как это условие одинаково обязательно и для лиц молодого возраста.

Население более пожилых возрастов, особенно вышедшие на пенсию,

1 Здравоохранение Российской Федерации, 1969, № 6, с. 23.

снижает активность своих обращений к врачам по ряду причин. Чаще всего это происходит в связи с легкими заболеваниями или когда заболевшие обходятся домашними средствами лечения.

Аналогичные соотношения возрастной обращаемости находим и у городского населения. При проведенном сравнении видно, что рабочие городов имеют более высокие показатели обращаемости (828,2) по сравнению с рабочими сельской местности (675,4). Выявленные различия в общих уровнях обращаемости можно частично объяснить различной доступностью медицинской помощи в сельской местности и городах. Отмеченная разница довольно стабильно выдерживается во всех возрастных группах, составляя минимальную величину у лиц 20—29 лет (88,6 на 1000), максимальную у лиц 40—49 лет (219,8). У служащих эта разница менее выражена и находится в пределах от 20,7 до 88,3 на 1000. Причем если у рабочих максимальная разница (219,8) приходится на возраст 40—49 лет, то у служащих максимальные различия в обращаемости отмечаются в возрасте 50—59 лет

(88,3).

Более близкие показатели обращаемости у служащих города и села зависят, вероятно, от условий их работы. Действительно, деятельность конторского служащего или работника почты, дома культуры и т. п. в городе мало чем отличается от подобной деятельности в сельской местности. Труд же сельскохозяйственного рабочего существенно отличается от труда рабочих городских предприятий, что в большей степени сказывается и на их обращаемости.

Таким образом, если в целом уровень обращаемости городского населения превышает на 15% соответствующий показатель сельского населения и эта разница в обращаемости сохраняется у рабочих, то она остается мало заметной у служащих городов и сельской местности, что объясняется, по-видимому, условиями работы служащих.

Несколько иные соотношения общих показателей заболеваемости рабочих и служащих выявлены по материалам контингентов хронически больных. Так, наиболее высокий уровень заболеваемости отмечается у служащих— 555,7°/00 по сравнению с рабочими—454,4°/00.

По всей группе хронических заболеваний контингента женщин как в целом, так и в отдельных социальных группах выше контингентов мужчин. Так, в группе рабочих заболеваемость хроническими болезнями женщин составляет 520,6°/оо» мужчин — 363,0°/00» а У служащих — 600,7°/оо у женщин и 468,5°/о о у мужчин. ,

Распределение уровня хронических заболеваний по возрасту показывает, что в более старших возрастах хронические болезни встречаются в 3— 4 раза чаще, чем в молодых возрастах. Как у рабочих, так и у служащих -максимальные показатели соответствуют возрасту 20—29 лет (195,2°/00— рабочие и 209,8°/00—служащие). Увеличение контингентов в более старших возрастах идет практически равномерно, с той лишь разницей, что у служащих увеличение контингентов происходит более высокими темпами, достигая максимума у лиц старше 60 лет — Ю75,5°/00 против 644,4°/00 у рабочих того же возраста.

Из отдельных нозологических форм, составляющих всю группу хронических заболеваний, целесообразно рассмотреть некоторые, сгруппированные по принципу принадлежности к определенному классу болезней.

Например, психозы й неврозы среди контингентов хронических больных составляют 43,1 °/00 (или 9,7% к итогу). У служащих их зарегистрировано почти вдвое больше (70,1 °/00), чем у рабочих — 38,9°/00. В данном случае, несомненно, прослеживается влияние характера трудовой деятельности на распространенность психозов и неврозов. Как у рабочих, так и у служащих более высокая заболеваемость отмечается у женщин. У рабочих разница показателей заболеваемости мужчин и женщин менее выражена, чем у служащих (19,5°/00 у рабочих и 45,7°/00 у служащих).

Болезни периферической нервной системы (неврит, ишиас, радикулит и др.) составляют 25,1% в группе хронических заболеваний, или 117,4°/00. У рабочих они встречаются несколько чаще —(124,6°/00), чем у служащих (111,4°/00). Вероятно, это является следствием влияния условий труда, так как в этиологии болезней периферической нервной системы известную роль играет фактор переохлаждения организма. Заболеваемость мужчин в целом выше, чем женщин —соответственно 123,2 и 113,6°/0о- Такое различие образовалось вследствие превышения показателей мужчин по сравнению с женщинами в группе рабочих (130,2 мужчины и 120,2 женщины).

В группе служащих различие заболеваемости мужчин и женщин менее заметно (106,3 и 114,6 соответственно).

На болезни системы кровообращения приходится 45% всех хронических заболеваний, или 210,7 на 1000 населения. Уровень заболеваемости у служащих заметно выше (263,0о/оо), чем у рабочих (193,7°/00).

В обеих социальных группах населения женщины обращаются чаще, однако разница у рабочих — 123,0°/00 (мужчины), 247,9°/00 (женщины)— более значительна, чем у служащих — 232,1°/00 (мужчины) и 279,1°/00 (женщины). Распространенность болезней органов пищеварения (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, желчнокаменная болезнь, холецистит) для всего сельского населения составляет 37,8°/00 (8% к итогу). Распространенность их среди рабочих и служащих примерно одинакова— 38,7°/ 00 (рабочие) и 42,60/00 (служащие). Заболеваемость мужчин и женщин в обеих социальных группах не обнаруживает существенных различий.

Возрастное распределение хронических болезней среди различных социальных групп сельского населения имеет некоторые особенности. Рас- . пространенность психозов и неврозов от минимальных показателей в воз-- расте 20—29 лет (26,0°/00 У рабочих, 22,3°/00 У служащих) с возрастом увеличивается, достигая максимума у рабочих 30—39 лет (54,2°/00), а у служащих в возрасте 40—49 лет (118,4 °/ 0 0), затем наблюдается снижение этих показателей заболеваемости до минимальных в возрасте старше 60 лет

(21,5°/0о у рабочих и 56,6°/00 У служащих).

Уровень заболеваемости болезнями периферической нервной системы •с возрастом повышается с 63,2°/00 (у рабочих) и 35,7°/00 (у служащих) в возрасте 20—29 лет до 167,6°/00 (у рабочих) и 220,9°/0 (у служащих) в возрасте 50—59 лет. У лиц старше 60 лет эти болезни встречаются в 2— 3 раза реже (84,1 °/00 У рабочих и 75,5°/0 у служащих), что, вероятно, связано с выходом значительной части работающего населения на пенсию.

Показатели заболеваемости населения болезнями, системы кровообращения с возрастом интенсивно увеличиваются. Так, у лиц 20—29 лет они составляют 59,4°/00 У рабочих и 98,3°/00 У служащих, а в возрасте старше 60 лет — соответственно 536,4 и 663,4 на 1000 населения. Увеличение заболеваемости с возрастом у служащих происходит более быстрыми темпами, чем у рабочих. Если в 20—29 лет разница показателей заболеваемости

рабочих и служащих была 38,9°/00» то в 60 лет и старше она увеличилась до 127,0°/ 00.

Заболеваемость болезнями органов пищеварения (язвенная болезнь желудка, холецистит и др.) также увеличивается с возрастом населения, достигая максимума у рабочих в 40—49 лет (56,3 °/00) и у служащих в возрасте 50—59 лет( 104,60/00)- В последующих возрастах она снижается исо-ставляет у лиц старше 60 лет 31,3°/00 (у рабочих) и 75,5°/0 (у служащих).

Выше было показано, что характер трудовой деятельности оказывает прямое влияние на уровень и структуру обращаемости. Этот вывод в полной мере относится и к заболеваемости хроническими болезнями. Более высокие показатели у служащих (555,7) по сравнению с рабочими (454,4) не представляют собой случайности, а являются закономерностью, которая определяется характером их труда.

Для подтверждения этого из числа исследуемого населения были специально выделены 2 группы лиц, одна из которых занималась преимущест-

во

венно физическим, а другая — умственным трудом. Заболеваемость 2-й группы была выше (1019,5 на 1000), чем 1-й (310,7). Приведенные различия были выражены более отчетливо, чем у служащих (555,7) и рабочих (454,4), и в полной мере подтверждали влияние трудовой деятельности на заболеваемость населения.

Поступила 1/11 1971 г*

I /

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 612.86.014.2.014.46

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОГИСТОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБОНЯТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА В ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Проф. Н. Г. Фельдман, канд. мед. наук Б. К■ Байков

%

Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

При проведении экспериментальных работ по гигиеническому нормированию важное значение имеют гистологические методы исследования внутренних органов и особенно центральной нервной системы. При изучении атмосферных загрязнений большое внимание уделяется обонятельному анализатору, в связи с чем важно знать гистологические изменения в этом отделе нервной системы, определить, какой участок его (обонятельная луковица, аммонов рог, обонятельные ядра стволовой части мозга, обонятельная кора) является наиболее ранимым. Эти данные могут послужить для выбора менее трудоемкого метода, определяющего степень реактивности нейронов головного мозга на хроническое действие малых концентраций токсических веществ, обладающих запахом и поступающих из атмосферного воздуха.

Нашей задачей было решение вопроса о применимости нейрогистоло-гических данных к обоснованию предельно допустимых концентраций веществ, в частности бутилового спирта.Для эксперимента были взяты белые крысы-самки, которых подвергли хроническому круглосуточному воздействию малых концентраций бутанола (20, 1 и 0,1 мг/м3) в течение-92 суток. В каждой серии было 15 крыс. Большая концентрация бутинола была взята на уровне, в 10 раз меньшем его предельно допустимой концентрации в производственных помещениях. Средняя и малая концентрация соответствовали пороговой и подпороговой при определении рефлекторного действия.

Во время хронического опыта мы вели наблюдение за общим состоянием животных, их весом, скрытым временем рефлекторной реакции, суммарным количеством нуклеиновых кислот в крови, люминесцентным свечением лейкоцитов, активностью оксидазы, каталазы и диастазы крови. Выполняли бромсульфалеиновую пробу и определяли С-реактивный белок/}

После окончания хронической затравки часть животных забили. При патологоанатомическом вскрытии внутренние органы и головной мозг брали для гистологического и нейрогистологического исследований.

Бутиловый спирт в концентрации 20 мг/м3 вызвал изменения у подопытных животных по всем перечисленным выше биологическим тестам, при действии вещества в дозе 1 мг/м3 выявились изменения бромсульфа-леиновой пробы и С-реактивного белка сыворотки крови. Бутанол в кон-_ центрации 0,1 мг/м3 в процессе хронической затравки не вызвал изменений Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.