Научная статья на тему 'ЗАБЛАГОВРЕМЕННО... РАЗРАБОТАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЕ ВОЕННОЙ ТАЙНЫ'

ЗАБЛАГОВРЕМЕННО... РАЗРАБОТАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЕ ВОЕННОЙ ТАЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капистка В. В.

В минувшем году в нашем журнале рассказывалось о малоизвестных фактах использования в советском авиастроении в 20-30-е годы прошлого века иностранного опыта (Воен. -истор. журнал. 2005. № 8). В данной статье автор, продолжая тему, акцентирует внимание на подготовке кадров для ВВС РККА за рубежом, показывает, как Франция, Германия и США, прикрываясь атмосферой сотрудничества с РККА, предпринимали попытки ведения военно-технического шпионажа в СССР. Прослеживается также судьба красных командиров, поддерживавших связи и контакты с военными ведомствами западных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАБЛАГОВРЕМЕННО... РАЗРАБОТАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЕ ВОЕННОЙ ТАЙНЫ»

МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

В

К

«ЗАБЛАГОВРЕМЕННО... РАЗРАБОТАТЬ

НЕОБХОДИМЫЕ

В минувшем году в нашем журнале рассказывалось о малоизвестных фактах использования в советском авиастроении в 20—30-е годы прошлого века иностранного опыта (Воен.-истор. журнал. 2005. № 8). В данной статье автор, продолжая тему, акцентирует внимание на подготовке кадров для ВВС РККА за рубежом, показывает, как Франция, Германия и США, прикрываясь атмосферой сотрудничества с РККА, предпринимали попытки ведения военно-технического шпионажа в СССР. Прослеживается также судьба красных командиров, поддерживавших связи и контакты с военными ведомствами западных стран.

МЕРОПРИЯТИЯ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЕ ВОЕННОЙ ТАЙНЫ»

ОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ сотрудничество страны победившего социализма с развитыми капиталистическими странами не ограничивалось Западной Европой. Так, после установления дипломатических отношений с США стало возможным направлять в эту страну советских военных специалистов. Американцы располагали целой сетью военно-авиационных школ, в том числе летного усовершенствования «Келли Фильд» в Техасе, тактической «Максуей Фильд», авиационных инженеров «Райт Фильд» в Дайтоне, морской авиационной школой в Пенсаколе, а также уже зарекомендовавшими себя самолето- и моторостроительные фирмами. Чтобы почерпнуть что-то из их опыта, было принято решение направить на учебу в США группу военных в составе Ф.И. Жарова — сотрудника Управления ВВС РККА, В.М. Примакова — старшего инженера НИИ ВВС РККА, Г.В. Сенечкина и Г.Д. Воликова — адъюнктов Военно-воздушной академии РККА. Поездки в США продолжались и в последующие годы.

Правда, сказать что-либо определенно об их практической пользе не представляется возможным.

Более интенсивно сотрудничество в военно-авиационной отрасли развивалось все-таки с Западной Европой. При этом интересно отметить тот факт, что начиная с 1935 года наши летчики направлялись на учебу в основном во Францию, так как ее система подготовки летно-технического персонала считалась в то время наиболее передовой. С целью изучения этого опыта в феврале 1936 года во французскую высшую авиашколу на три недели выехала группа преподавателей Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского и Курсов усовершенствования технического состава ВВС РККА (КУТС). Среди них были начальник учебного отдела академии военинженер 1 ранга К.Я. Баранов, начальник кафедры организации производства военинженер 2 ранга Я.Д. Митницкий,старший инженер моторного цикла КУТС военинженер 3 ранга Ф.Ф. Куликов. По уже установившейся практике «добро» на поездку красных командиров и инженеров во Францию было получено на самом «верху» — у И.В. Сталина.

Предпринимались настойчивые попытки добиться согласия французского правительства на постоянное обучение «красвоен-летов» во французских авиашколах. Так, летом 1936 года начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис обратился в НКИД СССР с просьбой дать советскому полпредству во Франции поручение о возбуждении перед французской стороной ходатайства о прохождении полного курса обучения во французской высшей авиационной школе ряда слушателей ВВС РККА. Принципиальное согласие на это министра авиации Франции было получено, и советские авиаторы старшие лейтенанты А.Н. По-рохняк, Б.В. Бойков, военинже-нер 1 ранга Б.И. Дмитриев и воентехник 1 ранга М.Т. Зуев уехали учиться во Францию.

В 1936—1937 гг. по ходатайству Я.И. Алксниса в Парижскую высшую авиашколу для прохождения полного курса обучения, состав-

лявшего три года, была направлена группа авиационных инженеров и техников, в которую входили капитаны А.И. Можаев, М.В. Кос-тюк, старший лейтенант Б.В. Войков, военные техники 1 ранга В.А. Седов, И.Г. Рапкин, военный техник 2 ранга М.И. Сиверцев1. К тому времени эту авиашколу уже окончили военинженеры 2 ранга Кре-стьянинов и Пономарев, военин-женеры 3 ранга Дмитриев и Стри-жевский2. Ряд советских летчиков и техников обучались в те годы и в других летных и авиационно-тех-нических школах Франции. Кроме того, шло сотрудничество и по линии авиационной медицины. Во Францию осенью 1936 года приезжали начальник Института авиационной медицины РККА военврач 1 ранга Ф.Г. Кротков и начальник физиологического отделения того же института военврач 1 ранга С.И. Прикладовицкий3.

В ноябре 1936 года во Франции находилась большая группа сотрудников Научно-испытательного института (НИИ) ВВС во главе с его начальником комбригом Н.Н. Бажановым4 с целью изучения опыта работы французских авиационных научно-исследовательских центров. Несмотря на многочисленность группы, в архивных документах сохранились далеко не все имена, вот некоторые из них: военинженер 1 ранга Н.И. Петров — начальник отдела оборудования; военинженер 1 ранга Д.В. Королев — начальник моторного отдела; военинженер 2 ранга А.И. Филин5 — командир авиационной эскадрильи боевого применения; военинженер 2 ранга М.П. Фокин — начальник отделения моторного отдела; военинженер 2 ранга А.С. Воеводин — инженер; военинженер 2 ранга С.А. Данилин — начальник штурманского отделения; капитан К.П. Миндер — командир корабля авиабригады.

ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ событием в области военных сношений с Францией был визит осенью 1936 года советской военной делегации во главе с командующим войсками Киевского военного округа командармом 1 ранга И.Э. Якиром6 на маневры французской армии. Его сопровождали сотрудники советского военного атташа-

в

ф МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОИНАМИ

Ж

та во Франции комдив С.И. Венцов7 и комбриг Н.Н. Васильченко8, а также начальник штаба ВВС РККА комкор В.В. Хрипин9.

Советская военная делегация присутствовала на авиационных маневрах и учениях ПВО, маневрах других родов войск. Кроме того, Якир встречался с министром авиации, рядом французских генералов, в беседах с которыми обсуждались проблемы и перспективы советско-французского военного сотрудничества.

Не вдаваясь в детали, следует между тем отметить, что поездка Якира во Францию не привела к ожидавшейся в УВВС РККА активизации военно-авиационного сотрудничества двух стран. Дело в том, что военный министр Франции Э. Даладье и некоторые его советники, включая заместителя начальника генерального штаба В. Швейсгута, были, как скоро выяснилось, противниками не только военного сотрудничества с РККА, но и вообще каких-либо контактов с СССР.

Тем не менее в порядке обмена в СССР приезжали и французские делегации, притом не только на военные маневры. В августе 1936 года в СССР находилась французская авиационная делегация в составе президента парламентской авиационной комиссии Боссутро, представителей авиационной фирмы «Эр-Франс» Жарье и Бриана, летчиков Воссутро и Андро и др. Французов сопровождал начальник Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) комкор И.Ф. Ткачев10.

Французская миссия присутствовала на воздушном параде в Ту-

шино, учениях штурмовой авиационной бригады, посетила Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), НИИ ВВС, побывала на советских заводах, строивших бомбардировщики СБ, ТБ-3, ТБ-7, истребитель И-16 (заводы № 22 и № 24 в Москве).

Следует отметить, что французы с большим интересом осмотрели представленную авиационную технику, при этом они подробно вникали во все детали опытно-конструкторского и производственного процесса. Более того, на заводе № 22 французским летчикам Воссутро и Андро было разрешено поднять в воздух советский бомбардировщик СБ, ознакомиться с его пилотажными и тактико-техническими характеристиками. Как стало известно позже, повышенное внимание французской стороны к советской военно-авиационной технике оказалось далеко не случайным. Сотрудникам НКВД удалось агентурным путем перехватить добытые французами сведения о боевых советских самолетах, которые наравне с достижениями советской авиационной промышленности включали данные об имевших место конструктивных недостатках11.

Пока нет полных открытых данных о масштабах военно-технического шпионажа, проводимого разведывательными органами Франции в области новейших разработок советской военной авиации в 1930-е годы. Вместе с тем следует отметить, что руководству РККА еще в 1925 году было известно о том, что Франция осуществляет акции экономического шпионажа по отношению к СССР.

Например, начальник Военно-технического управления РККА И.А. Халепский, будучи в апреле 1925 года в командировке в Париже, в совершенно секретном донесении на имя заместителя председателя Реввоенсовета СССР И.С. Ун-шлихта докладывал: «...экономический шпионаж и без того в отношении нас у них поставлен неплохо, они знают очень многое по всем отраслям производства»12.

В 1927 году была разработана секретная в те годы инструкция о порядке посещения РККА военными представителями иностранных государств, в которой особое внимание уделялось сохранению военной тайны: «Командование. должно заблаговременно, до посещения иностранцами части, штаба, управления или учреждения РККА, или их участия на маневрах тщательно разработать необходимые мероприятия, гарантирующие сохранение военной тайны перед иностранцами»13.

Однако, как показали дальнейшие события, военную тайну сохранять удавалось не всегда. Более того, утечка закрытой военно-технической информации, как свидетельствуют документы, в эти годы происходила и из военно-промышленной сферы. Например, Политбюро ЦК ВКП(б), обеспокоенное «систематической вредительской работой крупной контрреволюционной организации в военной промышленности», в июле 1929 года срочно поручило «Наркомвоенмору, ОГПУ и ВСНХ пересмотреть существующий порядок секретности на военных заводах с тем, чтобы было обеспечено максимальное участие рабо-

1 марта 1996 года Указом Президента Российской Федерации создан Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации «Свободный».

1 марта 2000 года приказом министра обороны РФ установлен День Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ. Управление было создано 24 февраля 1964 года по решению Совета обороны СССР.

2 марта 1965 года образовано Министерство общего машиностроения СССР для создания ракетно-космической техники.

3 марта 1942 года в целях быстрейшего пополнения действовавших и доукомплектования вновь формируемых кавалерийских дивизий Ставка ВГК приказала расформировать 20 дивизий, в том числе две — на Калининском фронте, три — на Западном и одну — на Брянском, обратив их на пополнение 11-го, 1-го гвардейского и 8-го кавалерийских корпусов.

5 марта 1942 года в газете «Московский большевик» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями трудящихся г. Москвы и Московской области, работавших на строительстве оборонительных сооружений». 252 человека удостоены высоких государственных наград: 16 — ордена

Все даты приведены по новому стилю.

Трудового Красного Знамени, 11 — ордена Красной Звезды, 27 — ордена «Знак Почета», 96 — медали «За трудовую доблесть» и 102 — медали «За трудовое отличие».

6 марта 1942 года Московский областной комитет ВКП(б) направил ГКО отчет о деятельности партизанских отрядов и истребительно-диверсионных групп. На оккупированной территории Московской области действовал 41 партизанский отряд с личным составом 1800 человек, из них 1123 коммуниста, 264 комсомольца, 150 женщин. В составе и во главе партизанских отрядов было 69 секретарей ГК и РК ВКП(б), 31 председатель районного и городского Советов депутатов трудящихся, 22 секретаря ГК и РК ВЛКСМ. В тылу врага действовали также истреби-тельно-диверсионные группы: 6630 бойцов, 22 диверсионных отряда и 8 разведывательно-диверсионных групп, а также более 30 партизанских отрядов, сформированных в районах Москвы. Всего в партизанских отрядах и разведывательно-диверсионных группах на захваченной врагом территории Московской области сражалось более 15 тыс. человек.

7 марта 1942 года приказом народного комиссара обороны СССР 120-й истребительный авиационный полк ПВО Москвы за проявленную отвагу в боях, стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава был преобразован в 12-й гвардейский. Командир полка — подполковник А.С. Писанко. Защищая столицу, полк с первых дней войны совершил 5700 боевых вылетов, из них 1293 на штурмовку.

'В.В. КАПИСТКА. «Заблаговременно... разработать необходимые мероприятия...

В

К

чих в контроле над производством и в то же время сохранена военная тайна»14.

В ПРЕДВОЕННЫЕ годы внимание советской стороны было вновь обращено к германскому военно-авиационному опыту. Однако в этот период военное сотрудничество двух стран осуществлялось в рамках достигнутых политических советско-германских договоров и секретных договоренностей, что дает повод некоторым современным исследователям называть это время периодом «новой дружбы» в духе Ра-палло15. Впрочем, мысль о «новом Рапалло» исходила от самих немцев. Так, заведующий Восточным отделом германского МИДа доктор П. Клейст, беседуя с одним из агентов советской военной разведки и не подозревая об истинном лице своего собеседника, сообщил ему буквально следующее: «Фюрер... сказал Риббентропу, что по разрешению польского вопроса в германо-русских отношениях должен наступить новый ра-палльский этап и что. нужно будет в течение известного времени вести с Москвой политику сближения и экономического сотрудничества»16.

Однако цели сторон, участвовавших в реализации военных и военно-технических проектов, были совершенно противоположны. Если военно-политическое руководство СССР вплоть до 22 июня 1941 года всячески старалось выполнять взятые на себя договорные обязательства и никоим образом не провоцировать войну с Германией, то командование вермахта, тайно готовясь к напа-

дению на Советский Союз, целенаправленно накапливало сведения о состоянии боевой мощи РККА, в том числе о ее Военно-воздушных силах. Поэтому поездки германских военных делегаций в СССР с самого начала приобрели, по существу, разведывательный характер.

Командование люфтваффе стало проявлять особый интерес к ВВС РККА и советской авиапромышленности в мае 1940 года. Из архивных документов сегодня известно, что в Отдел внешних сношений Наркомата обороны СССР (ОВС НКО) по дипломатическим каналам пришло письмо от военно-воздушного атташе посольства Германии в Москве полковника Г. Ашенбреннера. В письме излагалась просьба ознакомить группу немецких офицеров и инженеров с авиастроительными заводами и рядом авиационных частей Красной армии. Более того, в докладной записке начальника ВВС РККА Я.В. Смушкевича17, сменившего уже расстрелянного к тому времени Я.И. Алксниса, на имя наркома обороны СССР С.К. Тимошенко отмечалось, что Ашенбреннер просит предоставить ему возможность личной летной тренировки и информировать его об опытном самолетостроении18.

Вопрос был настолько серьезным, что Тимошенко решил доложить его Политбюро ЦК ВКП(б). Немцам было разрешено посетить в период с 11 по 26 октября 1940 года Люберецкую 24-ю авиадивизию (под видом 57-й авиабригады), ВВА им. Н.Е. Жуковского и несколько авиастроительных заводов. Это стало как

бы ответом советской стороны на «любезность», проявленную ранее немцами, когда они предоставили возможность полковнику Н.Д. Скорнякову19 в Берлине ознакомиться с рядом авиационных объектов вермахта, в том числе с подземным узлом управления люфтваффе.

Показ полковнику люфтваффе военно-авиационного объекта в Люберцах был санкционирован на самом высоком уровне и осуществлялся в строгом соответствии с секретным планом, утвержденным 20 сентября 1940 года только что назначенным начальником Главного управления ВВС РККА генерал-лейтенантом П.В. Рыча-говым20. Побывал немецкий гость и в ВВА им. Н.Е. Жуковского21. Немцев сопровождали начальник академии генерал-майор Н.А. Соколов-Соколенок, начальник инженерного факультета академии бригинженер Пономарев, военин-женер 3-го ранга Красников, слушатели 5-го курса академии воентехники 2-го ранга В.А. Андреев и Смоляров, представитель ОВС НКО майор Сизов.

Программа осмотра академии была весьма насыщенной. Ашен-бреннер и его помощник осмотрели практически все академические корпуса, кабинет конструкции авиадвигателей, проектный зал, ряд лабораторий (конструкции двигателей, по технической эксплуатации, испытаний материалов, прицелов, аэродинамическую), музей авиационных двигателей, фундаментальную библиотеку. Кроме того, любознательные визитеры посетили плановую учебную лекцию по аэродинамике

»

7 марта 1711 года Петр I учредил Правительствующий Сенат — подчиненный государю высший орган по делам законодательства и управления. Боярская дума при этом упразднялась. Основанный Петром I, Сенат не повторял государственные учреждения того же названия в других странах, а отвечал условиям русской политической жизни того времени, действовал от имени монарха: «Мы учредили управительный Сенат, которому всяк. да будет послушен, как нам самому». В первой половине XIX века Сенат был также высшим судебным органом, осуществляющим надзор за деятельностью учреждений и чиновников, а после 1864 года — высшей кассационной инстанцией. Правительствующий Сенат был упразднен 22 ноября 1917 года.

8 марта 1926 года открылся 1-й Всесоюзный съезд

Военно-научного общества СССР (ВНО), устав которого был утвержден Совнаркомом 18 января 1926 года. Главной задачей ВНО являлось усиление обороноспособности страны путем вовлечения широких масс населения в изучение военного дела.

10 марта 1814 года Россия, Англия, Австрия и Прус-

сия подписали Шомонский трактат, по которому стороны

обязались без общего согласия не заключать с Франци-

ей ни мира, ни перемирия. Шомонский трактат во мно-

гом предопределил решения Венского конгресса 1814—

1815 гг.

10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе вы-

пущен первый серийный штурмовик Ил-2. К началу войны

изготовлено 249 машин. В августе того же года завод был награжден орденом Ленина.

13 марта 1968 года принят на вооружение морской ракетный комплекс Д-5 с ракетой Р-27 — первой малогабаритной ампулизированной баллистической ракетой подводной лодки, ставшей самой массовой ракетой ВМФ.

14 марта 1721 года по решению Петра I все казаки и казачьи войска подчинены Военной коллегии.

15 марта 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Совет народных комиссаров преобразован в Совет Министров, а народные комиссариаты — в министерства.

17 марта 1906 года родился В.А. Фокин, адмирал, участник Великой Отечественной войны, в 1948— 1958 гг. — заместитель начальника, начальник Главного штаба ВМФ, в 1958—1962 гг. — командующий Тихоокеанским флотом. С 1962 по 1964 гг. — первый заместитель главкома ВМФ.

18 марта 1916 года в ходе Первой мировой войны в районе г. Двинска близ озера Нарочь началась наступательная операция войск Западного и Северного фронтов — Нарочская. Завершилась она 30 марта. Проводилась по просьбе западных союзников России в связи с их тяжелым положением под Верденом. Операция закончилась неудачей. Однако русские войска на Восточном фронте сковали значительную часть группировки германских войск (до 500 тыс. человек), вынудив германское командо-

в %

МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ '

самолета, которая читалась для слушателей 3-го курса.

«Любопытству» германского атташе не было предела. Достаточно воспроизвести лишь в самом общем виде перечень вопросов, интересовавших Ашенбреннера, чтобы убедится в их разведывательном характере: наименование авиационных двигателей, общее количество слушателей на факультетах и в академии, срок их обучения и место проживания, количество профессоров, комплектование и профессиональная ориентация академии, место дислокации другой военно-воздушной академии (имеется в виду Военная академия командного и штабного состава ВВС Красной армии), методика преподавания, воинские звания и фамилии руководящего состава академии.

Следует отметить, что немцы на протяжении всего визита были весьма любезны с советскими военными представителями и всячески подчеркивали свое радушие. Например, во время приема, устроенного для германских гостей начальником академии, Ашен-бреннер сказал: «Немцы помнят и никогда не забудут той помощи, которую оказала Советская Россия в деле поддержания и восстановления авиационного могущества Германии»22. Примечательная деталь: весь осмотр академии занял около восьми часов, при этом почти половина времени ушла на торжественный обед. Немцев угощали редкими по тем временам деликатесами, натуральным кофе с ликером и коньяком. По завершении визита ответственный сотрудник ОВС НКО майор Сизов в

рапорте на имя вышестоящего начальства отметил: «Показ ВВА был организован правильно»23.

Из обнаруженных архивных документов сегодня известно, что были и другие германские офицеры, посещавшие советские авиационные части накануне войны. Так, в мае 1940 года немецкий военный летчик капитан Рубенсдор-фер выступил с докладом о двухмоторном истребителе «Мессер-шмитт-110» перед офицерами штаба 24-й авиадивизии. Попутно он, как отмечалось в специальном отчете, интересовался тактико-техническими характеристиками некоторых самолетов ВВС РККА.

Руководство вермахта интересовалось не только советскими авиачастями. Известно, что в октябре 1940 года, то есть за два месяца до подписания А. Гитлером директивы № 21, более известной как план внезапного нападения на СССР под кодовым наименованием «Барбаросса»24, немецкая делегация побывала на нескольких советских авиастроительных заводах. При этом немцы даже не пытались скрыть разведывательных целей своего визита. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что первоначально они планировали осмотреть крупнейшие самолетостроительные и другие авиационные заводы в Москве, Рыбинске, Таганроге, Воронеже, Перми, Уфе, Туле, Тушино, Запорожье (всего 14 заводов). Им было разрешено посетить лишь некоторые заводы. Впрочем, вскоре все связи с немцами были свернуты.

Давая общую оценку военно-авиационным связям СССР с рядом западных стран в 20—30-е го-

ды прошлого века, следует признать их целесообразность, ибо внедрение зарубежного опыта в советское авиастроение оказало позитивное влияние на развитие отечественной авиации.

В то же время западные партнеры СССР, прежде всего Германия, со своей стороны использовали военно-технические связи и контакты с РККА как дополнительный зондаж по изучению боеготовности и боеспособности ВВС Красной армии, а также для иных разведывательных целей. Нельзя не отметить и того, что практически все специалисты и командиры РККА, так или иначе связанные с военными ведомствами западноевропейских стран, бывавшие там в командировках по долгу службы, были потом обвинены в шпионаже в пользу Запада и погибли в ходе репрессий 1937—1939 гг. Гибель этих людей впоследствии дорого обошлась стране.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 33987. Оп. 3. Д. 1146. Л. 73.

2 Там же.

3 Там же. Ф. 4. Оп. 19. Д. 18. Л. 38, 39.

4 Ровно через год, 22 ноября 1937 г., Н.Н Бажанов (1899—1938) по ложному доносу будет арестован, обвинен в участии в «военно-фашистском заговоре» в РККА и 15 сентября 1938 г. приговорен к расстрелу. Реабилитируют его 30 мая 1956 г. См.: Сувениров О.Ф. Трагедия РККА 1937—1938. М.: Терра, 1998. С. 385.

5 А.И. Филин (1905—1942) после ареста начальника НИИ ВВС Н.Н. Бажанова возглавит институт. Но перед самой войной, 23 мая 1941 г., и ему не удастся избежать ареста. 13 февраля 1942 г. Особым

вание перейти под Верденом к обороне и перебросить свыше четырех дивизий с Западного фронта на Восточный.

19 марта 1906 года по указу императора Николая II

подводные лодки стали считаться самостоятельным

классом кораблей. Приказом главнокомандующего ВМФ от 15 июля 1996 года эта дата объявлена Днем моряка-подводника.

19 марта 1996 года издан Указ Президента РФ «Об установлении Дня Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

23 марта 1876 года Петр Николаевич Яблочков получил патент на изобретенную им «электрическую свечу» — первый электрический источник света.

24 марта 1856 года родился А.З. Мышлаевский, русский военный деятель и историк, генерал от инфантерии (1912). Преподавал в Академии Генерального штаба. В 1908— 1909 гг. — начальник Главного, с марта 1909 года — Генерального штаба. В начале Первой мировой войны — помощник главнокомандующего Кавказской армией. С 1915 года председатель Металлургического комитета и уполномоченный по делам металлургической промышленности Особого совещания по обороне, с августа 1916 года — главный уполномоченный по снабжению металлами. В марте—июне 1917 года — командующий войсками Казанского военного округа, в октябре 1917 года прикомандирован к штабу Кавказского фронта. В военно-исторических трудах отстаивал идею самобытности русского военного искусства. Умер в 1920 году.

24 марта 1891 года родился С.И. Вавилов, общественный деятель и ученый в области теории оптической физики, академик (1932), президент АН СССР (1945), лауреат четырех Государственных премий (1943, 1946; 1951 и 1952 — посмертно). Им разработан ряд оптических приборов для вооружения Советской армии и Военно-морского флота. Умер 25 января 1951 года. АН СССР учредила золотую медаль имени С.И. Вавилова «За выдающиеся научные работы в области физики». В 1970 году Всесоюзным обществом «3нание» учреждена настольная медаль имени С.И. Вавилова.

24 марта 1906 года родилась К.И. Шульженко, народная артистка СССР (1971). В годы войны — солистка и художественный руководитель совместно с В.Ф. Коралли Ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Только за первый год блокады Ленинграда участвовала в 500 концертах. Особой популярностью в ее исполнении пользовались песни «Синий платочек», «Давай закурим», «Где же вы теперь, друзья-однополчане». Умерла в 1984 году.

25 марта 1942 года Государственный Комитет Обороны издал постановление, которым обязал ЦК ВЛКСМ «мобилизовать к 10 апреля 1942 года в войска противовоздушной обороны территории страны 100 000 девушек-комсомолок в возрасте 19—25 лет, из них 40 проц. с полным средним образованием и остальные с образованием не ниже 5—7 классов».

27 марта 1886 года родился С.М. Киров (настоящая фамилия Костриков), партийный и государственный деятель, возглавлял оборону Астрахани в 1919 году, при этом после-

совещанием (ОСО) НКВД он будет приговорен к расстрелу. Реабилитируют Филина 26 марта 1955 г. См.: Сувениров О.Ф. Указ. соч. С. 319, 401.

6 Несмотря на то, что по возвращении из Франции И.Э. Якир войдет в состав Военного совета Наркомата обороны СССР, уже через полгода, 28 мая 1937 г., замещая должность командующего войсками Ленинградского военного округа, он будет арестован органами НКВД по обвинению в участии в «военном заговоре» в РККА и 12 июня того же года расстрелян. Реабилитируют И.Э. Якира посмертно через 20 лет, 31 января 1957 г. См.: Сувениров О.Ф. Указ. соч. С. 373.

7 Венцов (Венцов-Кранц) С.И. (1897— 1937) — кадровый сотрудник военной разведки РККА, комдив. Замещал должность военного атташе при полпредстве СССР во Франции с мая 1933 по октябрь 1936 г. По возвращении из Франции был назначен командиром 62-й Туркестанской стрелковой дивизии. По ложному доносу арестован и обвинен в участии в «военном заговоре» в РККА. Расстрелян 8 сентября 1937 г., реабилитирован 30 июня 1956 г. См.: Разведка и контрразведка в лицах. Энциклопедический словарь российских спецслужб. М.: Русскш мръ, 2002. С. 89.

8 Васильченко Н.Н. (1896—1942) — кадровый сотрудник военной разведки РККА, комбриг. Замещал должность военно-воздушного атташе при полпредстве СССР во Франции с августа 1933 по февраль 1939 г. По возвращении из Франции был уволен из армии, однако в сентябре 1939 г. восставлен в кадрах РККА. С августа 1940 по июнь 1941 г. — преподаватель Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского, помощник главного инспектора по высшим военно-учебным заведениям ВВС РККА. 1 июня 1941 г. арестован органами НКВД и по постановлению ОСО от 13 февраля 1942 г. приговорен к расстрелу. Реабилитирован посмертно 17 сентября 1955 г. См.: Лурье В.М., Кочик В.Я. ГРУ: дела и люди. СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. С. 221; Сувениров О.Ф. Указ. соч. С. 386.

9 См.: Орлов Б.М. В поисках союзников: командование Красной армии и проблемы внешней политики СССР в 30-х годах // Вопросы истории. 1990. № 4.С. 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 В годы сталинских репрессий комкор И.Ф. Ткачев (1896—1938) по ложному доносу арестован и обвинен в участии в «военном заговоре» в РККА. 29 июля 1938 г. его приговорили к высшей мере наказания и в тот же день расстреляли. Реабилитирован 8 февраля 1956 г. См.: Сувениров О.Ф. Указ. соч. С. 210, 214, 380.

11РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 1783. Л. 23—23 об.

12 Там же. Оп. 1. Д. 48. Л. 16.

13 Там же. Д. 741. Л. 7.

14 Там же. Д. 907. Л. 37—39.

15 Захаров В.В. Военные аспекты взаимоотношений СССР и Германии: 1921 — июнь 1941 г. М.: Гуманитарная академия ВС РФ, 1992. С. 224—226.

16 РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 1237. Л. 380.

17 Смушкевич Яков Владимирович (1902—1941) — советский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1937, 1939), генерал-лейтенант авиации (1940). В 1936—1937 гг. принимал участие в национально-революционной войне испанского народа. С июня 1937 г. — заместитель начальника ВВС РККА. В 1939 г. участвовал в боевых действиях на р. Хал-хин-Гол. С ноября 1939 г. — начальник ВВС РККА, с августа 1940 г. — генерал-инспектор авиации Красной армии, с декабря 1940 г. — помощник начальника Генштаба РККА по авиации. 8 июня 1941 г. арестован органами НКВД по обвинению в участии в «военном заговоре» в РККА. Расстрелян без суда 28 октября 1941 г. Реабилитирован 11 мая 1954 г. Подробнее о нем см.: Левицкий С. Трагедия генерала Дугласа // Крылья Родины. 1990. № 1. С. 28, 29; Сувениров О.Ф. Указ. соч. С. 381.

18 РГВА. Ф. 4. Оп. 19. Д. 71. Л. 183.

19 Скорняков Н.Д. (1907—1979) — кадровый сотрудник советской военной разведки, генерал-лейтенант авиации (1961). В 1926—1927 гг. — учащийся Ленинградской военно-теоретической школы (лет-

_ В

я

чиков). Окончил Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е. Жуковского (1936), Академию Генерального штаба РККА (1939). С сентября 1939 по май 1941 г. — помощник по авиации военного атташе при полпредстве СССР в Германии. С мая по сентябрь 1941 г. — сотрудник Разведуправления РККА. В дальнейшем — на различных должностях в ВВС РККА. Подробнее о нем см.: Военная разведка накануне Великой Отечественной войны... С. 158; Лурье В.М., Кочик В.Я. Указ. соч. С. 300.

20 Рычагов Павел Васильевич (1911 — 1941) — советский военачальник, Герой Советского Союза (1936), генерал-лейтенант авиации (1940), участник боевых действий в Испании, Китае, Монголии, Финляндии. С июня 1940 г. — заместитель начальника ВВС РККА, с июля — первый заместитель, с августа — начальник Главного управления ВВС, с февраля 1941 г. — одновременно заместитель наркома обороны СССР по авиации. В апреле 1941 г. освобожден от всех должностей и 24 июня 1941 г. по ложному обвинению арестован. Вместе с женой М.П. Несте-ренко расстрелян без суда 28 октября 1941 г. Реабилитирован 23 июля 1954 г. Подробнее о нем см.: Пинчук В. Генерал Рычагов // Авиация и космонавтика. 1988. № 8. С. 46, 47.

21 Надо отметить, что к приезду в академию представителей германского посольства советская сторона готовилась весьма основательно. В специальном распоряжении, исходившем из Наркомата обороны и имевшем гриф «СС», содержалось требование: «Должно быть создано впечатление — все работают, никто не шатается без дела» (см.: РГВА. Ф. 4. Оп. 19. Д. 78. Л. 47).

22 Там же. Л. 55.

23 Там же. Л. 35.

24 «Барбаросса» («Barbarossa Fall») — кодовое наименование плана агрессивной войны фашистской Германии против СССР. Назван по имени германского императора Фридриха I Барбароссы.

Полковник В.В. КАПИСТКА

довательно назначался председателем Временного ВРК Астраханского края, членом РВС 11-й отдельной армии, Южной группы войск и 11-й армии Южного (Кавказского) фронта. В 1921—1925 гг. — первый секретарь ЦК КП(б) Азербайджана, с февраля 1926 года — Ленинградского губ-кома и Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б). Многое сделал для развития оборонной промышленности Ленинграда и создания Северного флота. Убит 1 декабря 1934 года. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

27 марта 1896 года родился К.Д. Голубев, генерал-лейтенант (1942). В годы Великой Отечественной войны — командующий 13-й, затем 43-й армией на Центральном, Западном, Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах. После тяжелого ранения в мае 1944 года находился в распоряжении Ставки ВГК. В 1949—1953 гг. — преподаватель Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С 1953 года — в отставке. Умер 9 июня 1956 года.

27 марта 1916 года родился И.Е. Шавров, генерал армии (1973), в годы войны служил на различных командных и штабных должностях в танковых войсках, командующий войсками Ленинградского военного округа (1967—1973 гг.), начальник Военной академии Генерального штаба ВС СССР (1973—1978 гг.). Умер 25 апреля 1992 года.

29 марта 1856 года родился А.М. Кованько, генерал-лейтенант (1913), один из организаторов воздухоплавания и авиации в России. В Русско-японскую войну командовал 1-м Сибирским воздухоплавательным батальоном, с 1910 года — начальник офицерской воздухоплавательной школы. Умер 20 апреля 1919 года в Одессе.

30 марта 1826 года на окраине Санкт-Петербурга (Волково поле) создано «Ракетное заведение» для производства (впервые в России) штатных боевых ракет конструкции А.Д. Засядко. Александр Дмитриевич Засядко (1779—1837) — начальник петербургского Арсенала с 1820 года, конструктор первой в мире пусковой установки залпового огня, оснащенной шестью пороховыми ракетами и устройствами для ее наведения.

30 марта 1906 года родился А.Н. Асмолов, генерал-майор (1945). Во время Великой Отечественной войны — один из руководителей партизанского движения в Ленинградской области и на Украине. Окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С 1944 года — руководитель партизанским движением в Чехословакии. После войны находился на работе в МВД СССР, с 1956 года в запасе. Умер 3 сентября 1981 года.

31 марта 1942 года Ставка ВГК освободила генерал-лейтенанта В.Д. Соколовского от обязанностей первого заместителя начальника Генерального штаба Красной армии с оставлением его в должности начальника штаба Западного направления. Первым заместителем начальника Генерального штаба назначен генерал-лейтенант А.М. Василевский.

Хронограф подготовлен генерал-лейтенантом в отставке Ю.А. ХВОРОСТЬЯНОВЫМ;

А.В. ОСТРОВСКИМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.