Научная статья на тему 'ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ ПО СНАБЖЕНИЮ ОКРУЖЕННЫХ ЧАСТЕЙ РККА'

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ ПО СНАБЖЕНИЮ ОКРУЖЕННЫХ ЧАСТЕЙ РККА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев O. H.

В ходе работы над данной статьей ее автором был изучен и проанализирован большой объем соответствующих архивных документов, научной и специальной литературы, посвященных снабжению во время Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. окруженных частей РККА с использованием авиации. Думается, что публикация заинтересует наших читателей новизной фактов. Ведь до сих пор этот аспект действий ВВС РККА остается малоизученным, по этой теме отсутствуют какие-либо обобщающие работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Киселев O. H.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ ПО СНАБЖЕНИЮ ОКРУЖЕННЫХ ЧАСТЕЙ РККА»

СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА 1939-1940 гг.

В

я

действия авиации

ПО СНАБЖЕНИЮ ОКРУЖЕННЫХ ЧАСТЕЙ РККА

В ходе работы над данной статьей ее автором был изучен и проанализирован большой объем соответствующих архивных документов, научной и специальной литературы, посвященных снабжению во время Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. окруженных частей РККА с использованием авиации. Думается, что публикация заинтересует наших читателей новизной фактов. Ведь до сих пор этот аспект действий ВВС РККА остается малоизученным, по этой теме отсутствуют какие-либо обобщающие работы.

НОЯБРЯ 1939 года началась война между СССР и Финляндией. Накануне задействованные в кампании соединения и части Красной армии получили задачу «в кратчайший срок разгромить противостоящие сухопутные войска и военно-морской флот противника»1. Главный удар наносила 7-я армия под командованием командарма 2 ранга В.Ф. Яковлева на Карельском перешейке, севернее Ладоги действовали 8, 9 и 14-я армии. Для скорейшего выполнения поставленной задачи Ленинградский военный округ был серьезно усилен не только стрелковыми дивизиями, но и значительным количеством артиллерии, танков и авиации. Однако события стали разворачиваться не так, как планировалось. Финны, опираясь на мощную «линию Маннергейма», оказали сильное сопротивление и отразили декабрьский натиск 7-й армии, а к северу от Ладожского озера нанесли ряд серьезных поражений 8-й и 9-й армиям, окружив несколько советских дивизий. Снабжение последних почти полностью было возложено на авиацию, которая с самого начала боевых действий захватила господство в воздухе и прочно удерживала его.

К 30 ноября 1939 года в составе ВВС армий и флотов, участвовавших в войне, находилось, по подсчетам, сделанным на основе архивных материалов, до 2350 боевых самолетов, из которых более 2000 принадлежали 7-й армии и Балтийскому флоту. Авиация противника могла противопоставить только 301 самолет, в том числе 119 боевых2. Хотя финские летчики продемонстрировали высокий уровень подготовки и периодически добивались весомых успехов,

они фактически никак не влияли на ход событий: ВВС РККА и флота действовали там, где считали целесообразным, и бомбили то, что считали нужным. Тем не менее война вносила свои коррективы и в их планы. Так, наиболее нетрадиционные задачи пришлось решать летчикам ВВС 8-й и 9-й армий, что было вызвано следующими обстоятельствами.

Двум стрелковым корпусам (1-му и 56-му) 8-й армии под командованием комдива И.Н. Хабарова (с 4 декабря — командарма 2 ранга В.Н. Курдюмова) предстояло, наступая главными силами на Сорта-валу, выйти в тыл основной вражеской оборонительной линии на Карельском перешейке и тем самым способствовать ее прорыву, а затем во взаимодействии с частями 7-й армии продвигаться в направлении Миккели. 47-й и особый стрелковый корпус 9-й армии (командующий комкор М.П. Духанов) должны были в течение 20 дней выйти к побережью Ботнического залива в районе Оулу, разрезав таким образом территорию Финляндии на две изолированные части. В первые дни боевых действий наши войска продвигались вперед довольно успешно. 7 декабря 163 сд 9-й армии, удалившись от границы более чем на 50 км, вступила в село Суомуссалми, 122 сд взяла Кайрала. На участке 8-й армии успешно наступал 56-й стрелковый корпус, 168 сд которого с боями достигла города Питкяран-та 10 декабря и продолжала наступать вдоль берега Ладоги. Немного севернее действовала 18 сд при поддержке 34-й легкой танковой бригады (лтбр). Две дивизии 1-го стрелкового корпуса (139-я и 155-я) к 8 декабря углубились на территорию Финляндии на 60—80 км.

ФИНСКОЕ командование, обеспокоенное продвижением Красной армии к северу от Ладожского озера, начало перебрасывать резервы на угрожающие направления. 7 декабря оно сформировало в приладож-ской Карелии для противодействия частям нашего 1-го стрелкового корпуса группу под командованием полковника П.Ю. Талвела. Энергичными и решительными действиями немногочисленных сил тот смог 12—14 декабря нанести тяжелое поражение 139 сд, а затем и пришедшей ей на помощь 75 сд. 16 декабря после нескольких дней ожесточенных боев вынуждена была перейти к обороне 155 сд. 13—14 декабря застопорилось наступление 56-го стрелкового корпуса, против которого действовал финский IV армейский корпус генерал-майора Й.В. Хеглунда; 14-го командарм 2 ранга Г.М. Штерн сменил В.Н. Курдюмова на посту командующего 8-й армией.

Отход 139 и 75 сд обнажил правый фланг 56-го стрелкового корпуса, чем не замедлили воспользоваться финны. Их лыжные отряды проникали глубоко в тыл нашим войскам, нападая на обозы, устраивая диверсии и завалы на дорогах. Дело дошло до того, что из-за постоянной угрозы нападения финских частей в конце декабря пришлось вывести с аэродрома в Уома непосредственно поддерживавшие 56-й корпус истребительную эскадрилью и корпусной авиаотряд3.

6 января 1940 года финский IV армейский корпус перешел в решительное наступление против советского 56-го корпуса. В следующие два дня 18 сд и 34 лтбр были рассечены противником на изолированные группы и отрезаны от своих тылов, а 10 января финские части вышли к Ладоге севернее Питкяранты, перерезав коммуникации 168 сд. К 15 января ее основные силы были блокированы в районе деревни Кителя, а 18 сд и 34 лтбр оказались в нескольких изолированных «мешках» на дороге Уома-Леметти-Койриноя. Командование 8-й армии не имело сил для деблокирования окруженных ча-

СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА 1939—1940 гг

В

И*

стей, а попытки снабжать их по льду Ладожского озера пресекались финскими гарнизонами островов в северо-восточной части озера. Единственным оставался путь по воздуху.

К СЕРЕДИНЕ января в состав ВВС 8-й армии под командованием Героя Советского Союза комбрига И.И. Копца входила 13-я скоростная бомбардировочная авиабригада (3 тбап, 18 и 39 сбап), 49 иап, 72-й смешанный авиаполк и 15-й корпусной авиаотряд. Наиболее логичным для доставки грузов окруженным дивизиям выглядело использование тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3. Самолет мог поднять в воздух до 3—4 т груза и уже давно применялся не только по своему прямому назначению, но и в качестве транспортного. В частности, большую роль ТБ-3 сыграли во время боев на Халхин-Голе, доставляя к линии фронта топливо, боеприпасы и т.д. Непосредственно 3 тбап, прибывший на фронт в конце декабря 1939 года из Белорусского особого военного округа (БОВО), уже длительное время использовал свои самолеты в этом качестве, в результате чего, как отмечалось в отчете командования 13-й авиабригады, бомбардировочное вооружение самолетов было сильно изношено4. К 5 января в полку насчитывалось 25 исправных и один неисправный ТБ-35.

Однако весьма быстро выявились и отрицательные моменты. Огромные тихоходные самолеты

(размах крыла составлял 41,8 м, а скорость даже у самых последних модификаций не достигала 300 км/ч), вынужденные летать на высоте от 50 до 400 м, подвергались ожесточенному обстрелу не только из немногочисленных зенитных автоматических пушек и пулеметов, имевшихся в распоряжении финнов, но и из личного оружия финских солдат, в результате чего происходило большое количество вынужденных посадок, поломок и аварий. Например, 19 января полк 6 самолетами совершил 11 вылетов для сброса продуктов частям 168 сд. Было перевезено 10 423 кг различных грузов. Мешки с продуктами сбрасывали с высоты всего 50—100 м. Два ТБ-3, поврежденные зенитным огнем, совершили вынужденные посадки: один в районе Олонца, а другой — на лед Ладоги в районе Питкяранта6. Несколько раз экипажам изрешеченных ТБ-3 приходилось садиться в расположении 168 сд. Штаб 13-й авиабригады в таких случаях направлял к месту посадки группы техников на самолетах Р-5, которые совместно с экипажами осуществляли ремонтные работы прямо на месте. Поскольку поврежденные самолеты чаще всего оказывались на замерзшем Ладожском озере, лед которого не всегда мог выдержать вес четырехмоторных гигантов, то и ремонт зачастую не производился. Так, 12 и 19 января два ТБ-3 провалились под лед7. Всего в январе 3 тбап совершил 31 вылет для

сброса продуктов окруженным частям (примерно 30 проц. от количества вылетов полка), при этом понес весьма ощутимые потери: от зенитного огня — 2 ТБ-3, в результате аварий — 9. К 25 января на аэродроме Лодейное поле имелось 5 исправных и 10 неисправных ТБ-3, учитывая то, что еще 5 самолетов 9 января отбыли в распоряжение ВВС 9-й армии; 1-я и 3-я эскадрильи не имели боеспособных самолетов вооб-ще8. После январских потерь количество исправных самолетов не достигало и эскадрильи: на 5 февраля полк располагал 6 исправными и 9 неисправными ТБ-3, а 15 февраля — 6 и 8 соот-ветственно9, по окончанию боевых действий из 18 уцелевших машин 12 подлежали списанию10. Тем не менее туполевские «тяжеловозы» оказали окруженным частям весьма существенную помощь. Всего же за время боев в их интересах самолеты полка, из-за крайне сложных метеоусловий не всегда действовавшие с полной отдачей, вылетали 81 раз, перевезя 74 579 кг продуктов и 68 ящиков патронов11. К 29 января в 3 тбап на один экипаж приходилось в среднем от 3 до 5 боевых вылетов (у отдельных — по 7—8).

ПОМИМО 3 тбап к доставке снабжения окруженным частям широко привлекались и другие авиачасти, например 39 сбап, прибывший на фронт в начале января из БОВО. За полтора месяца(до 1 марта) его самолеты совершили 59 подобных вылетов,

1 января 1896 года родился В.А. Глазунов, генерал-лейтенант (1944), участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, дважды Герой Советского Союза (19.03.1944, 6.04.1945). С сентября 1941 по август 1943 года — командующий ВДВ РККА, с ноября 1943 года — командир 4-го гвардейского стрелкового корпуса. После войны командовал стрелковым корпусом, был генерал-инспектором ВДВ, помощником командующего войсками Восточно-Сибирского военного округа. Умер в 1967 году.

1 января 1966 года на базе автозавода в г. Ульяновске создан механический завод по производству систем ПВО Сухопутных войск («Шилка», «Тунгуска», «Квадрат»).

2 января 1880 года родился В.А. Дегтярев, советский конструктор стрелкового оружия, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы (1940), доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Призванный на военную службу в 1901 году, был направлен в Ораниенбаумскую оружейную мастерскую при Офицерской стрелковой школе. С 1905 года работал слесарем в мастерской при оружейном полигоне. Здесь под руководством В.Г Федорова начал изготовление образца первой русской автоматической винтовки. Работа была продолжена на Сестрорецком оружейном заводе, и в 1912 году винтовка выдержала полигонные испытания. Первым самостоятельным изобретением Дегтярева явился автоматический карабин. В 1918 году возглавил опытную мастерскую оружейного завода, а затем проектно-конструкторское бюро автоматического стрелкового оружия. Дегтярев разработал несколько образцов пистолетов-пулеметов. Один из них в 1934 году был принят на вооружение и после модернизации стал ши-

Все даты приведены по новому стилю.

роко известен как пистолет-пулемет образца 1940 года (ППД). В 1930 году Дегтярев разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (ДК), который после усовершенствования его Г.С. Шпагиным получил название ДШК и использовался для борьбы с воздушными и легкобронированными наземными целями. В годы Великой Отечественной войны Красная армия получила созданные Дегтяревым 14,5-мм противотанковое ружье (ПТРД) и ручной пулемет образца 1944 года. Умер 16 января 1949 года.

7 января 1786 года родился К.А. Шильдер, инженер-генерал (1852 г.), участник сражения под Аустерлицем, создатель методики контрминной борьбы, которая широко использовалась во время Русско-турецкой войны 1828—1829 гг. Им разработаны гальванические и гальваноударные морские мины. В 1834 году по его проекту на Александровском заводе (Санкт-Петербург) построена цельнометаллическая подводная лодка массой 15 т с глубиной погружения до 10 м. На вооружении лодки находились ракетные установки, расположенные по бортам. Умер 23 июня 1854 года после тяжелого ранения при осаде крепости Силистры. Николай I, узнав об этом, написал: «Потеря Шильдера меня крайне огорчила, второго не будет ни по знанию, ни по храбрости».

10 января 1916 года войска Кавказской армии (около 103 тыс. человек при 338 орудиях, командующий — генерал от инфантерии Н.Н. Юденич) начали Эрзерумскую наступательную операцию, в ходе которой русские войска овладели крепостью Эрзерум и продвинулись на глубину до 150 км. Турецкие потери — около 66 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными; потери русских войск — около 17 тыс. человек. Операция оказала большую помощь англичанам в Египте и Месопотамии, заставив турецкие войска прекратить там активные действия. Завершилась операция 2 марта 1916 года.

12 января 1943 года городу Ставрополю — центру Ставропольского края — было возвращено его прежнее название. До этого, с 1935 года, он назывался Ворошиловском.

О.Н. КИСЕЛЕВ. Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА

сбросив в расположение нуждавшихся в помощи частей РККА 12 т грузов12. Часто привлекались к выполнению этой задачи летчики 72-го авиаполка13. Опасаясь разгрома окруженных дивизий, командование 8-й армии использовало для доставки снабжения фактически все типы имевшихся под рукой самолетов от ТБ-3 до истребителей. Уже 21 января Ставка в своей директиве была вынуждена напомнить начальнику ВВС армии, что авиация нужна не только для сброса продуктов. «Авиация армии и даже истребители, что совершенно непонятно, — указывалось в ней, — были заняты сбрасыванием для этого корпуса*. Совершенно за последнее время не подвергались объекты бомбардировке в тылу противника, данные как цели для ВВС 8[-й] армии, и допускался беспрепятственный подвоз противником подкрепления и питания»14.

Если снабжение 168 сд, удерживающей довольно значительную территорию, особых затруднений не представляло (там самолеты могли не только сбрасывать грузы с парашютами и без, но при необходимости и приземляться), то сброс продуктов и боеприпасов 18 сд и 34 лтбр, изолированных в нескольких небольших «мешках», вылился в серьезную проблему. Использование СБ, не говоря уже о ТБ-3, в их интересах быстро выявило неэффективность подобной помощи. Громоздкие бомбардировщики просто не могли точно

* Имеется в виду 56-й корпус.

сбросить свой груз на полосу длиной 25 и шириной в 5—10 метров, как это требовалось, например, окруженным частям в Леметти-южном. Большинство грузов падало на нейтральной полосе или попадало прямиком к финнам. Летчик 39 сбап старший лейтенант И.Ф. Ременюк по этому поводу вспоминал: «Сбросив мешки, мы резко пошли на набор высоты. Через несколько минут развернулись и снова пролетели над расположением батальона и увидели необычную картину. Наши и финские солдаты бросились к мешкам без оружия, началась драка и растягивание в разные стороны сброшенных мешков. Помочь своим мы никак не могли»15. Оставшиеся в живых бойцы 18 сд рассказывали, что финны выучили по-русски фразу «Спасибо товарищу Сталину за гречневую кашу!»16 и выкрикивали ее вслед пролетавшим самолетам. В этих условиях основное бремя задач, связанных с доставкой грузов подразделениям 18 сд и 34 лтбр, легло на плечи летчиков 49 иап и экипажи небольших разведчиков-бипланов Р-5 15-го корпусного авиаотряда (као).

Последний прибыл в распоряжение 56 ск из Саратова 15 декабря 1939 года. Отряд должен был вести разведку в интересах корпуса, корректировать огонь артиллерии, поддерживать связь, и все же главной его задачей стало снабжение окруженных частей. Об этом можно судить по следующим показателям: из 923 самолетовылетов на сброс продуктов пришлось 659. До конца боевых дей-

В

•К

ствий окруженным было доставлено 116 188 кг продуктов и медикаментов17. К моменту своего прибытия на фронт 15 као располагал 7 Р-5, но уже к 19 февраля исправными из них оставались лишь 3. Капитан Евтиков, командир отряда, борясь за повышение точности сброса грузов, наставлял подчиненных: «Не дадим противнику бить нас нашими же сухарями»18, и летчики, следуя этому наказу, проявляли массовый героизм при выполнении поставленных задач. Нужно учитывать, что полеты в открытых кабинах в сильный мороз представляли суровое испытание на физическую выносливость и мастерство, поскольку от ледяного ветра не спасали ни ветровое стекло, ни специальная маска из меха. Хотя все летчики отряда получили обморожения, единственное, что вызывало их острое недовольство, это отсутствие реальной боевой работы. В начале февраля среди них даже начали распространяться соответствующие настроения, вроде: «Мы — мешочники, только и летаем сбрасывать продукты, а бомбометанием не занимаем-ся»19, но когда после боев они получили возможность встретиться с бойцами 18 сд, выжившими во многом благодаря их самоотверженной работе, разговоры о «мешочниках» прекратились.

В 49 иап задачу по снабжению окруженных гарнизонов Уома, Леммети и Ловаярви возложили на 5-ю эскадрилью (командир старший лейтенант Коломин), ос-

14 января 1896 года родился И.П. Уборевич, военачальник, командарм 1 ранга (1935). Участвовал в Первой мировой войне, подпоручик. После Октябрьской революции был одним из организаторов частей Красной гвардии в Бессарабии. Во время Гражданской войны командовал дивизиями и армиями на различных фронтах, с августа 1921 года — Восточно-Сибирским военным округом, а в следующем году назначен военным министром Дальневосточной республики. Затем командовал войсками ряда округов. В 1930—1931 гг. являлся начальником вооружений РККА. С 1934 года — член Военного совета НКО. Награжден тремя орденами Красного Знамени. Репрессирован и расстрелян 12 июня 1937 года. Реабилитирован в 1957 году.

14 января 1906 года родился В.А. Бегма, один из руководителей партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны, генерал-майор. С июня 1941 года — член военного совета 12-й армии. В 1942—1944 гг. — секретарь Ро-венского подпольного обкома КП(б) Украины и командир партизанского соединения. После окончания войны был на партийной работе. Умер 12 августа 1965 года.

14 января 1966 года на 60-м году жизни умер С.П. Королев, советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых отечественных ракет-носителей, ИСЗ и пилотируемых космических кораблей, академик АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957). В 1966 году АН СССР учредила золотую медаль имени С.П. Королева «За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники». Похоронен на Красной площади.

15 января 1906 года родился П.Д. Грушин, советский уче-

ный и конструктор авиационной и зенитной ракетной техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1981). С 1951 года — первый заместитель главного конструктора по разработке первых в Советском Союзе

зенитных управляемых ракет (ЗУР). В 1953 году назначен главным конструктором, а в 1961-м — генеральным конструктором КБ «Факел», специально созданного для разработки нового поколения ЗУР. Под его руководством создано 14 типов зенитных управляемых ракет, в том числе ракеты В-750, В-600 для систем ПВО С-75, С-125, эффективно применявшихся в военных конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, а также ракеты В-860 для комплексов дальнего действия С-200. Им были разработаны ракеты для систем ПВО С-300 и «Тор» и противоракеты для системы ракетно-космической обороны. Умер 29 ноября 1993 года.

17 января 1769 года родился П.Х. Витгенштейн, генерал-фельдмаршал (1826). В Отечественную войну 1812 года командовал прикрывавшим Петербург 1-м пехотным корпусом, который во время отступления наполеоновской армии разбил французов у Чашников. Но в последующем проявил нерешительность и не сумел полностью выполнить поставленную Кутузовым задачу — выдвинуться к р. Березине и совместно с армией адмирала П.В. Чичагова преградить путь отступавшим наполеоновским войскам. В конце 1812 — начале 1813 года руководил боевыми действиями русских войск в Восточной Пруссии. В 1813 году, после смерти М.И. Кутузова, Витгенштейн возглавил объединенные русско-прусские войска, но не справился с управлением крупными силами, проиграл сражения при Лютцене и Бауцене, за что был отстранен от командования и заменен М.Б. Барклаем-де-Толли. Однако Витгенштейн остался при армии и в сражении при Бар-сюр-Об (1814) своевременным переходом в наступление вырвал победу из рук противника. Правда, этот успех потом приписали себе австрийцы. Однако прусский король, также участвовавший в этом сражении, в 1834 году решил восстановить справедливость и возвел Витгенштейна в княжеское достоинство с титулом светлости, что признавалось и в России. С тех пор генерал-фельдмаршал стал

в

К

СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА 1939—1940 гг."

нащенную 12 устаревшими истребителями И-15бис. Как правило, на один самолет подвешивались два 100-кг мешка ПДММ-100 или два контейнера ПДББ-100, разработанных специально для ВДВ еще в середине 1930-х годов20. Р-5 мог брать четыре таких мешка. Сброс проводили без парашютов с высоты 50—100 м. В первых же вылетах И-15 встретились с сильным вражеским огнем из всех видов стрелкового оружия, из-за чего их стали сопровождать по 3—4 более современных истребителя И-153. Пока одни сбрасывали груз, другие патрулировали в воздухе, атакуя любую огневую точку противника. Эта мера позволила 5-й эскадрилье в ходе вылетов к окруженным избежать по-терь21. Всего летчики 49 иап совершили 261 такой вылет (5,7 проц. от общего числа самолетовылетов полка), доставив по назначению 32 т грузов22.

ФИНСКАЯ авиация фактически не оказывала противодействия нашим самолетам, действовавшим в интересах окруженных частей, хотя уже с 8 декабря к северу от Ладоги постоянно действовал ее отряд в составе 5—10 истребителей — последнему хватало работы по защите своих коммуникаций (IV армейского корпуса и группы Талвела). Зато бомбардировщики и самолеты-разведчики противника довольно часто появлялись над районами советских «котлов». При этом помимо при-

командированной к IV корпусу 16-й эскадрильи устаревших легких бомбардировщиков «Райпон» здесь периодически действовали легкие пикирующие бомбардировщики «Фоккер» С.Х. из 10-й эскадрильи и скоростные бомбардировщики «Бленхейм» 4-го авиаполка. Однако летчики нашего 49 иап довольно быстро научились бороться с непрошеными гостями. Так, 15 и 26 января 1940 года советские истребители сбили по одному «Фоккеру» С.Х., 19-го их жертвой стал «Бленхейм», а 20-го — истребитель23.

11 февраля в соответствии с директивой Ставки на базе левофланговой группы войск 8 А, в том числе ее авиационных частей, была сформирована 15 А под командованием командарма 2 ранга М.П. Ковалева, ВВС которой возглавил Герой Советского Союза комбриг А.И. Гусев. Под своим началом он имел 13-ю авиабригаду, состоявшую из 18, 39 и 45 сбап, 3 тбап, 49 иап и 15 као. Позднее к ним присоединились 153-й истребительный и 2-й легкобомбардировочный авиаполки, а 39-й скоростной бомбардировочный полк 1 марта был возвращен в состав ВВС 8-й армии24. 15,2 проц. вылетов, совершенных летчиками 15 А, продолжавших обеспечивать окруженные части, приходились на доставку продовольствия, медикаментов и боеприпасов.

Не менее драматичные события в то же время происходили в полосе 9-й армии. Сюда в середине декабря был переброшен фин-

ский 27-й пехотный полк, ставший основой для формирования сперва бригады, а позже (18 декабря), с прибытием пополнения, и пехотной дивизии под командованием полковника Х. Сииласвуо. 10 декабря, после того как войска противника развернули активную деятельность в районе Суомуссалми, атакуя коммуникации 163 сд, Ставка Главного Командования (образована 9 декабря) приказала командарму М.П. Духанову направить на помощь 163 сд прибывавшую с Украины 44 сд, однако последняя, фактически находясь в стадии сосредоточения, не могла немедленно приступить к боевым действиям. Кроме того, ее бойцы не имели зимнего обмундирования и валенок. Тем не менее 13— 14 декабря 1939 года дивизия начала медленно продвигаться к Суомуссалми со стороны Раате.

20 декабря вместо М.П. Духано-ва командующим 9-й армией был назначен комкор В.И. Чуйков, которого не удовлетворили скудные, по его мнению, сведения о противнике. Позднее на состоявшемся в апреле 1940 года совещании командного состава по итогам войны с Финляндией Чуйков с досадой говорил об отсутствии воздушной разведки как об одной из причин поражения 163 и 44 сд. «Нужно сказать, что у нас разведывательных самолетов и разведывательных экипажей в авиации нет, — докладывал он. — Мы разведку вели истребителями, но... основную задачу разведки истребители не выполняли»25.

именоваться «светлейший князь Витгенштейн-Сайн-Берле-бург». В начале Русско-турецкой войны 1828—1829 гг. — главнокомандующий русской армией. В феврале 1829 года вышел в отставку. Умер светлейший князь 11 июня 1843 года (по другим данным, в 1842 году в Лемберге (ныне Львове) во время поездки за границу для лечения).

17 января 1915 года родился В.М. Голубев, дважды Герой Советского Союза (12.08.1942, 24.08.1943), майор (1942). В

Красной армии с 1936 года. Окончил Харьковскую военно-авиационную школу (1939). С первых дней Великой Отечественной войны в действующей армии. Участвовал в боях за Смоленск и Ростов-на-Дону, в Курской битве, освобождении Украины. Всего за годы войны совершил свыше 260 боевых вылетов, в результате которых было уничтожено большое количество боевой техники и живой силы противника, в том числе 23 самолета. Погиб при выполнении учебного полета в мае 1945 года.

19 января 1942 года под Старой Руссой геройски погиб летчик-истребитель лейтенант Т.М. Фрунзе — сын М.В. Фрунзе.

В паре с лейтенантом И.П. Шутовым он вступил в бой с 30 бомбардировщиками и 8 истребителями противника, заставив их сбросить бомбы на боевые порядки своих войск. Когда самолет

Шутова был сбит, Тимур Фрунзе продолжал вести бой в одиноч-

ку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта

1942 года Т.М. Фрунзе посмертно присвоено звание Героя Со-

ветского Союза.

19 января 1943 года СНК СССР принял постановление «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны», которым народные комиссариаты социального обеспечения союзных республик обязывались в трехмесячный срок предоставить работу неработающим инвалидам Отечественной войны III группы. Сохранялась пенсия независимо от заработка

за инвалидами, работавшими в государственных учреждениях, на предприятиях, в колхозах. Работавшим инвалидам при наличии заключений врачебно-трудовых экспертных комиссий предоставлялись очередные отпуска (всем остальным в годы войны не полагались). Инвалиды не могли также привлекаться к обязательным сверхурочным работам.

19 января 1946 года в соответствии с решениями Потсдамской конференции и Московского совещания министров иностранных дел СССР, США и Великобритании был образован для Дальнего Востока Международный военный трибунал, в состав которого вошли представители 11 государств, в том числе и СССР. Процесс над японскими военными преступниками проходил с 3 мая 1946 года по 12 ноября 1948 года в Токио. Суду были преданы 28 обвиняемых, семеро из которых были приговорены к смертной казни через повешение.

20 января 1996 года вышел Указ Президента РФ об образовании Главного управления казачьих войск при Президенте России.

23 января 1943 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли Постановление «О мероприятиях по восстановлению МТС и колхозов в районах, освобождаемых от немецко-фашистских оккупантов». Для скорейшего восстановления МТС и колхозов в освобождавшихся от немецко-фашистских оккупантов районах Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Сталинградской, Воронежской, Курской, Орловской областей и Украинской ССР СНК СССР и ЦК партии постановили провести мобилизацию вполне исправных и возврат ранее эвакуированных отремонтированных тракторов, автомашин, комбайнов, моторов и сельхозмашин в количестве: тракторов — 20 тыс., комбайнов — 1500, комбайновых моторов — 2 тыс., автомашин — 2 тыс., плугов — 15 тыс., сеялок — 7 тыс. Одновременно СНК СССР и ЦК партии обязали Народный комиссариат земледелия СССР, Народный комиссариат совхозов СССР, областные и краевые исполкомы и комитеты партии мобилизовать из наиболее опытных

О.Н. КИСЕЛЕВ. Действия авиации по снабжению окруженных частей РККА

К НАЧАЛУ войны ВВС 9 А располагали всего 14 устаревшими истребителями-бипланами И-15бис. Ни специальных самолетов-разведчиков, ни опытных разведывательных экипажей не имелось, и только 17 декабря начали прибывать дополнительные силы авиации. Тогда-то из первых 6 двухмоторных бомбардировщиков СБ немедленно была создана разведывательная эскадрилья при штабе армий26, которую не удалось эффективно использовать из-за отсутствия соответствующего опыта у экипажей. Хотя ВВС 9 А стремительно пополнялись, а с 20 декабря до конца месяца бомбардировщики СБ из 41-го полка совершили в район Суомуссалми 200 боевых выле-тов27, армейская авиация так и не смогла сколько-нибудь серьезно повлиять на события на земле.

28 декабря 163 сд, не выдержав натиска финнов, начала отступление по льду озера Кианта-Ярви к деревне Юнтусранта, бросив всю технику и тяжелое вооружение. Ее отход позволил командиру 9 пд противника Х. Сииласвуо перебросить свои основные силы на разгром нашей 44 сд, растянувшейся вдоль дороги Раате. Несколькими стремительными ударами та была окружена и рассечена на отдельные части. Командир советской дивизии полковник Виноградов, и ранее не проявлявший особенной расторопности, окончательно потерял управление своими силами. Именно тогда, в трудные январские дни, командование 9-й армии впервые с начала войны попыталось снабжать окруженные части с воздуха. Истре-

бители И-15бис и разведчики Р-5 152 иап совершили 7 вылетов для сброса продуктов 44 сд28. Большего авиация сделать не успела, так как к 10 января 1940 года окруженное соединение было окончательно разгромлено финнами. Его безвозвратные потери только за период с

1 по 7 января составили 1001 человек убитыми, санитарные — 1430 ранеными, 2243 пропали без вес-ти29. Воспользовавшись успехом, противник направил свою 9-ю пехотную дивизию против нашей 54-й стрелковой, перерезав в конце января пути ее снабжения. В связи с этим военный совет 9 А поставил армейской авиации задачу обеспечить 54 сд боеприпасами, вооружением, снаряжением и питанием, к выполнению которой привлекался также 2-й отдельный отряд Гражданского воздушного флота (ГВФ)30. К этому времени ВВС 9 А представляли собой внушительную силу, насчитывая 124 бомбардировщика (110 СБ, 4 ТБ-3 и 10 ДБ-3), 143 истребителя и 13 самолетов-разведчиков (Р-5). Непосредственно на каяаанском направлении, где была окружена 54 сд, действовал 80-й смешанный авиаполк в составе 17 СБ, 15 И-15 и 13 И-16, а также

2 Р-5 33-й войсковой разведэскад-рильи31. Впрочем, этих сил было недостаточно для снабжения целой дивизии, поэтому в интересах 54 сд работала большая часть 10-й авиабригады ВВС 9-й армии (16 и 41 сбап), а непосредственно 80-му полку из состава последнего были временно приданы две эскадрильи и еще две из 152 иап32.

В начале февраля финская 9-я

В

•К

пехотная дивизия серией ударов смогла рассечь 54 сд на ряд относительно крупных частей, но уничтожить их, как в случае с 18 сд, ей уже не хватило сил, и она перешла к осаде окруженных. Попытки советского командования деблокировать 54 сд наталкивались на упорное сопротивление заслонов противника, что вновь сделало авиацию единственным средством к поддержке и спасению терпящего бедствие соединения. Помимо непосредственного сброса продовольствия наши самолеты постоянно бомбили и штурмовали высоты, с которых финны вели обстрел частей 54 сд, на что уходила большая доля усилий ВВС 9-й армии. Так, 12 февраля 9 СБ 80-го авиаполка совершили по три рейса для сброса продуктов и боеприпасов, в то же время 45 СБ 16 сбап и 27 СБ 41 сбап бомбили местность вокруг позиций осажденной дивизии33.

И все же подобные действия вызывали не соизмеримый с затрачиваемыми усилиями эффект. Гоняясь за отдельными орудиями и бомбардируя участки леса, армейская авиация оказалась не в состоянии блокировать подвоз продовольствия и подкреплений противнику, что вызывало сильное беспокойство командующего советской армией комкора В.И. Чуйкова. В боевом приказе от 16 февраля 1940 г начальнику штаба ВВС армии комбригу Юсупову был объявлен выговор «за отсутствие организации глубокой систематической разведки, вследствие чего противник прошел мери-

кадров, в том числе и из ранее эвакуированных, для работы в освобожденных районах 20 тыс. трактористов, 3 тыс. комбайнеров, 2800 бригадиров тракторных бригад, 700 механиков, 400 директоров МТС и их заместителей, 800 агрономов, 500 бухгалтеров и 150 заведующих районными земельными отделами.

24 января 1906 года началось вооруженное восстание артиллеристов Иннокентьевской батареи (Владивосток). Восставших поддержали солдаты Владивостокского гарнизона, 32-го Сибирского полка и матросы эскадры крейсеров. Солдаты железнодорожной бригады принудили казачий полк покинуть город Верхнеудинск. Власть во Владивостоке перешла в руки восставших. «Владивостокская республика» просуществовала недолго. Уже 8 февраля 1906 года правительственные войска вступили в город и подавили восстание.

24 января 1943 года в Кольский залив пришла подводная лодка Тихоокеанского флота С-51 (командир — капитан 3 ранга Ф. Кучеренко), совершившая переход из Владивостока через Тихий и Атлантический океаны протяженностью около 17 тыс. миль.

25 января 2001 года Совет безопасности РФ принял решение о воссоздании космических войск страны. Военно-космические силы (ВКС) были созданы на базе космических сил и средств Министерства обороны РФ в августе 1992 года, расформированы в ноябре 1997 года.

31 января 1910 года родилась В.С. Гризодубова, советская летчица, Герой Советского Союза (2.11.1938), полковник (1943), дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С.В. Гризодубова. В сентябре 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и М.М. Расковой на самолете «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полета. Во время Великой Отечественной войны с марта 1942 года командовала полком авиации дальнего действия (позднее 31-м гвардейским бомбардиро-

вочным авиационным полком). Совершила около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и для поддержки связи с партизанскими отрядами. После войны работала в гражданской авиации. Умерла 28 апреля 1993 года.

В январе 1945 года на базе управления 7-й армии и гвардейских соединений ВДВ сформирована 9-я гвардейская армия. В феврале 1945 года армия в составе 37, 38, 39-го гвардейских стрелковых корпусов была сосредоточена в Венгрии юго-восточнее Будапешта, а в начале марта вошла в состав 3-го Украинского фронта. В марте—апреле 1945 года армия участвовала в Венской операции, наступая на направлении главного удара фронта. Войска 9-й гвардейской армии во взаимодействии с соединениями 4-й гвардейской армии прорвали оборону противника севернее г Секешфехервара, вышли во фланг и тыл главным силам немецкой 6-й танковой армии СС, а в начале апреля 9 гв. А нанесла удар в северо-западном направлении в обход Вены и во взаимодействии с 6 гвардейской ТА сломила сопротивление противника, выдвинулась к Дунаю и отрезала ему пути отступления на запад. Войска 9-й гвардейской армии совместно с соединениями других армий овладели Веной (13.4.1945), в начале мая 1945 в составе 2-го Украинского фронта принимали участие в Пражской операции, в которой совместно с 7-й гвардейской армией овладели г Зноймо (8.5.1945) и успешно развивали наступление на Рец, Писек. Боевой путь 9-я гвардейская армия завершила выходом на р. Эльбу. Восемь воинов армии удостоены звания Героя Советского Союза. Командующий армией с декабря 1944 года до конца войны — генерал-полковник В.В. Глаголев.

Хронограф подготовлен генерал-лейтенантом в отставке Ю.А. ХВОРОСТЬЯНОВЫМ, А.В. ОСТРОВСКИМ

в

К

СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА 1939—1940 гг."

диан Кухмно незамеченным, за плохую организацию изучения штабом боевой обстановки на фронте наших частей»34. В том же приказе работники штаба ВВС армии обвинялись в низкой организации действий авиации по срыву подвоза подкреплений и снабжения противнику, а летчики и командиры авиачастей — в халатном отношении к своим обязанностям, плохой подготовке и в зазнайстве.

ОДНАКО авиаторы не были согласны с подобной оценкой своей деятельности. Так, начальник ВВС 9-й армии Герой Советского Союза комбриг П.В. Рычагов не упустил случая высказать свои претензии к наземным частям на апрельском 1940 года совещании по итогам «зимней войны», обрушившись с резкой критикой на командира 54 сд полковника Гусевского. «Дивизия кормилась 80-м авиаполком в течение 45 дней, — говорил он, — и этот полк фактически спас ее, бездействующую дивизию, от голода и гибели, не давая финнам покоя день и ночь... Гусевский понял, что живет благодаря авиации, и сообщает: «Стреляют два орудия, высылайте бомбардировщиков»35. Действительно, 80-й авиаполк из своих 4935 боевых вылетов 4769 сделал на поддержку и снабжение 54 сд36, еще 999 вылетов только для сброса продуктов и боеприпасов совершили экипажи 41 сбап37 и 91 вылет 16 сбап38. Всего же за февраль—март ВВС 9 А произвели 2443 вылета для снабжения частей 54 сд, что составило почти четверть от общего количества самолетовылетов за войну39.

Также нельзя не признать, что авиация 9-й армии и самолеты 2-го спецотряда ГВФ проделали большую работу в интересах 54-й стрелковой дивизии и по другим направлениям. Так, частям последней за указанное время авиаторы доставили 498 882 единицы различных припасов, перебросили 2173 солдата и офицера, 267 медработников, а также вывезли 4100 раненых, в том числе 122 с территории противника. В ходе этих вылетов вражеским зенитным огнем были сбиты 3 самолета (1 самолет на 814 вылетов)40.

Потери несли и наши сухопутные войска и, что особенно обидно, от своих. Например, нанося воздушные удары по близлежащим финским позициям, советская авиация, случалось, сбрасывала бомбы с отклонением. Наиболее трагичный эпизод произошел 1 4 февраля, когда четверка СБ 5-й эскадрильи 16 сбап ошибочно отбомбилась по КП 54 сд, уничтожив палатку с 26 ранеными

бойцами. Командир и штурман эскадрильи были отданы под суд41. Финская же авиация в этом районе фактически не появлялась. Прибывшая 12 января в Северную Карелию эскадрилья шведских добровольцев с 12 истребителями и 4 легкими бомбардировщиками вскоре была вынуждена полностью сосредоточиться на защите от воздушных налетов важных транспортных узлов Оулу, Кеми и др. Лишь изредка над окруженной 54 сд показывались «Бленхеймы», выполнявшие разведывательные полеты.

Советско-финляндская

война стала первой для советских ВВС, где авиация в больших количествах использовалась в транспортных целях42. Почти полное отсутствие противодействия в воздухе со стороны противника и слабость его зенитной артиллерии явились специфической особенностью применения авиации для снабжения окруженных частей в ходе этой войны. Когда командиры авиационных частей научились быстро подавлять вражеские зенитные точки, безвозвратные потери авиачастей, сбрасывавших грузы, оказались сведенными к минимуму. Следует учесть и то, что авиация довольно регулярно доставляла необходимые припасы туда, где окруженные дивизии сумели обеспечить себе надежную линию обороны и удерживали достаточную территорию, чтобы иметь возможность принимать помощь с воздуха. К сожалению, не удалось этого сделать командованию 44-й и 18-й стрелковых дивизий и 34-й легкой танковой бригады, в результате чего все три соединения были разгромлены, хотя грузы для них доставлялись в немалых количествах.

Результативность помощи окруженным войскам в значительной степени снижало отсутствие в составе советских ВВС специализированной военно-транспортной авиации. По этому поводу П.В. Рычагов, наиболее близко столкнувшийся с этой проблемой, в завершение своего выступления на упоминавшемся апрельском 1940 года совещании сказал: «Нам нужен транспортный самолет. Сейчас мы добиваем остаток Р-5 и ТБ-3 и через год мы встанем перед проблемой, чтобы иметь грузовой самолет, простой грузовой самолет, который мог бы садиться в любых условиях. Этих самолетов в достаточном количестве, так чтобы они обрисовывались как явно применимые, пока нет»43. Не оказалось таких машин и к началу Великой Отечественной войны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

примечания

1 Тайны и уроки Зимней войны 1939— 1940. По документам рассекреченных архивов. СПб., 2000. С. 76.

2 Keskinen R., Stenman K. Ilmavoimat Talvisodassa. Espoo, 1989. S. 45—47, 145.

3 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 34980. Оп. 11. Д. 473. Л. 50; Оп. 12. Д. 2048. Л. 3.

4 Там же. Д. 473. Л. 3.

5 Там же. Д. 443. Л. 1.

6 Там же. Л. 28, 29.

7 Там же. Л. 21, 29.

8 Там же. Л. 1, 40, 50, 51.

'Там же. Л. 57, 84, 105—110.

10 Там же. Д. 473. Л. 18.

11 Там же. Л. 7.

12 Там же. Л. 45.

13 Там же. Оп. 12. Д. 2182. Л. 16.

14 Тайны и уроки Зимней войны 1939— 1940. С. 157.

15 Цит. по: Петров П.В., Степаков В.Н. Наступление, обернувшееся «котлом» // Советско-финляндская война 1939— 1940: В 2 т. Т. 1. СПб., 2003. С. 348.

16 Там же. С. 349.

17 РГВА. Ф. 34980. Оп. 11. Д. 473. Л. 50, 51.

18 Там же. Л. 53.

19 Там же.

20 Ефанов В.В., Пучкин В.Я. Военно-транспортная авиация. Военно-исторический очерк. М., 1997. С. 17.

21 РГВА. Ф. 34980. Оп. 12. Д. 2048. Л. 17, 18.

22 Там же. Оп. 8. Д. 177. Л. 40.

23 Там же. Оп. 12. Д. 2048. Л. 53, 54; Keskinen R., Stenman K. Op. cit. S. 152. В данном случае речь идет о победах, подтвержденных данными финской стороны. Всего же только за период с 15 по 26 января летчики 49 иап записали на свой счет 8 самолетов противника.

24 РГВА. Ф. 34980. Оп. 8. Д. 177. Л. 4.

25 Зимняя война / Под ред. О.А. Рже-шевского, В. Вехвиляйнена: В 2 кн. Кн. 2. И.В. Сталин и финская кампания. (Стенограмма совещания при ЦК ВКП(б)). М., 1999. С. 103.

26 РГВА. Ф. 34980. Оп. 5. Д. 536. Л. 1.

27 Там же. Л. 32.

28 Там же. Оп. 12. Д. 361. Л. 2.

29 Там же. Оп. 5. Д. 46. Л. 11, 12.

30 Там же. Д. 536. Л. 25.

31 Там же. Л. 11, 12.

32 Там же. Л. 3.

33 Там же. Д. 435. Л. 35, 37.

34 Там же. Л. 50—53.

35 Зимняя война. Кн. 2. С. 153, 154.

36 РГВА. Ф. 34980. Оп. 12. Д. 2194. Л. 2.

37 Там же. Оп. 11. Д. 442. Л. 1.

38 Там же. Л. 77.

39 Там же. Оп. 5. Д. 536. Л. 32.

40 Там же. Л. 28. В отчете о боевых действиях ВВС 9-й армии не уточняется, что именно имеется в виду под «единицей припасов». Видимо, речь идет о таре — ящиках, мешках и т.д.

41 РГВА. Ф. 34980. Оп. 11. Д. 442. Л. 53.

42 Конечно же, и ранее боевая авиация применялась для снабжения и перевозки войск и грузов. В частности, ТБ-3 доставляли горючее для танков и автомобилей в ходе боевых действий на Халхин-Голе. Однако по масштабности перевозок это не идет ни в какое сравнение с показателями Советско-финляндской войны.

43 Зимняя война. Кн. 2. С. 157.

О.Н. КИСЕЛЕВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.