Научная статья на тему 'Заблаговременная устойчивость офицера запаса и этапы ее становления в условиях гражданских вузов'

Заблаговременная устойчивость офицера запаса и этапы ее становления в условиях гражданских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕГРАММАТИКАЛИЗАЦИЯ / ДЕСЕМАИТИЗАЦИЯ / ГЛУБИННАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ПОВЕРХНОСТНАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ СУБКОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна

Базируясь на ключевых позициях психолингвистического подхода, авторы анализируют сложный характер взаимодействия глубинных и поверхностных структур языка, специфику их использования в речевой продукции младших школьников с недоразвитием речи. На основе полученных результатов выделяется типология речеязыковых нарушений у детей данного контингента, обсуждается их психолингвистическая природа и сложно-организованный патологический механизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркелова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заблаговременная устойчивость офицера запаса и этапы ее становления в условиях гражданских вузов»

РАЗДЕЛ XII

ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 159.5:355

Маркелова Татьяна Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент Гуманитарного Центра Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, [email protected], Нижний Новгород

ЗАБЛАГОВРЕМЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОФИЦЕРА ЗАПАСА И ЭТАПЫ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ

Markelova Tatyana Vladimirovna

The candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the Humanitarian Center of the Nizhniy Novgorod state university of N. I. Lobachevsky, [email protected], Nizhniy Novgorod

FORMATION OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN MODERN SOCIALLY CULTURAL CONDITIONS

Концепция реформирования Вооруженных Сил, предполагающая поддержание высокой боеспособности и боеготовности армии и флота при значительном сокращении их численности, требует качественно подготовленного, структурно и количественно сбалансированного мобилизационного резерва Вооруженных Сил, важная миссия целенаправленной подготовки которого возложена на военные кафедры, факультеты военного обучения, учебные военные центры гражданских вузов. Неопределенность, ответственность, опасность, сложность и нормативность, характеризующие военно-профессиональную деятельность, создают повышенную нагрузку на психику офицера Вооруженных Сил, что диктует необходимость заблаговременного формирования устойчивости субъекта деятельности к их воздействию.

Подготовка мобилизационного ресурса является частью общей системы военно-профессиональной подготовки, в ходе которой формируется и развивается заблаговременная устойчивость офицеров запаса к экстремальным условиям военно-профессиональной деятельности [4].

Под заблаговременной устойчивостью офицера запаса понимается интегративный комплекс характеристик субъекта военной профессионализации в гражданском вузе, обеспечивающий предуготовленность психики к экстремальным условиям военно-профессиональной деятельности и включающий эмоционально-ценностное отношение к военно-профессиональной деятельности, сохранение работоспособности при высоком, эмоциональном напряжении, волевую регуляцию, интеллектуальную лабильность и владение способами решения военно-профессиональных задач.

Методическим основанием для разработки вопроса периодизации процесса становления заблаговременной устойчивости офицера запаса в уело-290

виях гражданского вуза являются основные положения теории ориентировочной основы действий (ООД) как системы представлений о цели, плане и средствах предстоящего или выполняемого действия на основе результатов ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их акгуальных значений, построение плана действия, контроль и коррекцию (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) [2; 5]. Функциями ориентировочной деятельности являются подготовка, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально-изменчивых ситуациях.

С точки зрения данной теории субъект военной подготовки рассматривается нами как находящийся в проблемной ситуации освоения военнопрофессиональной деятельности, которая преобразуется либо в проблему с осознанием невозможности разрешения возникающих трудностей и противоречий, либо - в задачу с признаками путей разрешения ситуации путем преобразования определенных условий. При этом задача становится частью обучения и решается в совместной деятельности преподавателя и студента. В ходе решения проблемных ситуаций субъект профессионального становления утверждает собственную позицию и активизирует процесс самоопределения, что сопровождается внутриличностными конфликтами.

Э. Ф. Зеер выделяет ряд факторов, обусловливающих данные конфликты: рассогласование составляющих направленности личности (мотивов, самооценки, ценностных ориентаций), несовпадение харакгера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, противоретшя между направленностью личности на достижение успеха, материальных благ, карьеру и уровнем развития профессионально важных качеств, несоответствие представлений о своих профессионально важных качествах и реальных профессиональных возможностях, противоречия между профессиональными возможностями, потенциалом и социальными ограничениями (половыми, возрастными, этническими и др.) [3].

В. А. Бодров отмечает, что в проблемных ситуациях противоречия между социально закрепленными образцами и нормами поведения и новыми условиями деятельности самоопределение профессионала инициируется как необходимый процесс их разрешения [1].

С позиции положений теории ООД в данной работе осуществлено выделение этапов становления заблаговременной устойчивости (ориентировочного, адаптационного, формирующего, оценочного) на основе приоритетной на данном временном участке проблемной ситуации (принятия решения, освоения новых требований, решения военно-учебных задач, рефлексии соответствия требованиям) и типа формируемой ориентировочной основы действия (мотивационная, информационная, деятельностная, интеграционная), личностно-профессиональных новообразований будущих офицеров (мотивированность к военной подготовке, адаптированность к требованиям образовательной среды, подготовленность к выполнению военно-профессиональных задач, военно-профессиональная компетентность)

и динамики осознания военно-профессиональных ценностей (представление, понимание, принятие, реализация в деятельности) (таблица).

Ориентировочный этап охватывает период довоенной подготовки в гражданском вузе (1-3 семестры), в ходе которого осуществляется сознательный выбор и принятие решения об обучении на военной кафедре. В ходе профориентационных мероприятий студенты получают необходимую информацию о военной службе, основных целях и направлениях современной военной реформы, сложностях и перспективах получения дополнительной специальности, на основании чего формируются обобщенные представления о нормах и ценностях военно-профессиональной деятельности. Главным показателем профессионально-личностного развития на данном этапе является мотивированность к военной подготовке. В случае формирования военно-профессиональной мотивации осуществляется сознательный выбор обучения по одной из программ военной подготовки. Окончательное принятие решения, предваряющее заключение контракта с МО РФ на подготовку, зависит от итогов профессионально-психологического отбора, в ходе которого студентом осознается степень собственного соответствия требованиям военно-профессиональной деятельности. На данном этапе формируется мотивационная основа становления заблаговременной устойчивости: развивается военно-профессиональная мотивация, обеспечивается соответствие индивидуально-личностных особенностей требованиям военнопрофессиональной деятельности и необходимый уровень знаний, умений и навыков по гражданской специальности.

Характеристика этапов становления заблаговременной устойчивости офицера запаса

Характеристика Этапы становления заблаговременной устойчивости

ориентировоч- ный адаптацион- ный формирую- щий оценочный

1 2 3 4 5

Временная характеристика 1-3 семестр 4-5 семестр 6-7 семестр 8 семестр

Организационная характеристика Профориентация и профотбор Профессиональное обучение и подготовка Итоговая аттестация и стажировка

Проблемная ситуация Принятия решения Освоения новых требований Решения во-енно-учеб-ных задач Рефлексия соответствия требованиям

Осознание воен-но-профессио-нальных норм и ценностей Представление Понимание Принятие Реализация в деятельности

Показатели профессионально-личностного развития Мотивированность к военной подготовке Адаптиро-ванность к требованиям образовательной среды Подготов-лен-ность к выполнению венно-про-фессиональ-ных задач Военно- профессио- нальная компетент- ность

Окончание таблицы

1 2 3 4 5

Ориентировочная основа становления Мотивацион- ная Информа-ци- онная Деятельнос- тная Интеграцион- ная

Адаптационный этап становления заблаговременной устойчивости офицера запаса совпадает с началом военной подготовки в гражданском вузе (4-5 семестр), когда происходит проверка правильности принятого решения и адаптация к особенностям военной подготовки. В этот период студентом военной кафедры усваиваются новые требования, прежде всего в социально-психологической сфере, апробируются новые правила и способы поведения, основанные на принципе единоначалия. На данном этапе происходит адаптация к требованиям военно-учебной деятельности за счет укрепления военно-профессиональной мотивации, тренировки навыков самоконтроля, повышающих эмоциональную устойчивость, развития способностей к быстрой ориентации в ситуации, приобретения знаний, умений навыков и опыта их применения в объеме обязанностей солдата. Через осознание причастности к общему делу защиты Отечества, понимание норм и ценностей военно-профессиональной деятельности, понимание особенностей воинской службы и формируется информационная основа становления заблаговременной устойчивости.

Формирующий этап становления заблаговремнной устойчивости офицера запаса является основным и реализуется в течение 6-7 семестров обучения в гражданском вузе. В этот период осуществляется основная подготовка студента как военного специалиста и офицера: совершенствуются гражданско-патриотические и нравственные качества, формируются качества военного профессионала, приобретаются знания, умения и навыки в объеме обязанностей командира отделения и взвода. На данном этапе приобретаются навыки преобразования профессионально-важной информации, полученной в ходе освоения учебных дисциплин по гражданской специальности, в знания, умения и навыки военно-профессиональной направленности.

Тренировки на основе моделирования экстремальных ситуаций военно-профессиональной деятельности и самоанализ деятельности в ходе решения военно-учебных задач позволяют осознать причины возникновения возможных трудностей, снизить эффект новизны и неожиданности и приобрести устойчивость к их воздействию. В ходе занятий отрабатываются новые навыки управления эмоционально-волевым состоянием, повышается способность быстро соображать и реагировать, расширяется опыт использования знания, умения и навыки - формируются компоненты заблаговременной устойчивости.

В ходе обучения студента по гражданской и военной специальностям изменяется мировоззрение будущего офицера, рефлексия нацелена на глубокое осознание себя как военного специалиста с принятием норм и ценнос-

тей военно-профессиональной деятельности. Понимание и принятие норм и ценностей военно-профессиональной деятельности способствует формированию личности в соответствии с социальными требованиями, что повышает уровень адаптированности к учебно-профессиональной деятельности и существенным образом влияет на эффективность становления заблаговременной устойчивости. Ориентировочную основу становления заблаговременной устойчивости на данном этапе можно рассматривать как деятельностную, на базе которой формируется профессиональная компетентность офицера запаса.

Оценочный этап становления заблаговременной устойчивости офицера запаса реализуется в период восьмого, заключительного семестра в форме аудиторных занятий, государственного экзамена и стажировки в полевых условиях. На данном этапе осуществляется практическая проверка соответствия наличного уровня подготовленности выпускника требуемому. В ходе данного этапа совершенствуются качества студента как военного офицера, специалиста и гражданина, формируются знания, умения и навыки в объеме обязанностей командира роты, формируется целостное видение военно-профессиональной деятельности, военной подготовки, составляющие интеграционную основу становления заблаговременной устойчивости. Приобретение опыта в исполнении обязанностей, соответствующих должностному предназначению, в условиях военно-профессиональной среды, развивает творческий подход к решению учебно-профессиональных задач. Практическая направленность данного этапа позволяет отнести его к заключительному периоду формирования компетенций офицера запаса. В ходе реального соприкосновения с требованиями военно-профессиональной деятельности к личности исполнителя и сложными ситуациями учебно-профессиональных задач укрепляется уверенность в их решении, формируется состояние психологической готовности к военно-профессиональной деятельности. Таким образом, данный период характеризуется интеграцией качеств, знаний, умений, навыков и опыта их применения в систему, обеспечивающую заблаговременную устойчивость к экстремальным условиям военно-профессиональной деятельности.

Поскольку этапы становления заблаговременной устойчивости опосредованы столкновением субъектов военной подготовки с проблемными ситуациями, заданными внешней средой (принятия решения, новых требований, военно-учебных задач, оценки), это рождает противоречия между требованиями среды и ресурсами личности. Столкновение с необходимостью их разрешения детерминирует личностное развитие субъекта военной подготовки, стимулирует дифференциацию ценностей, поиск смыслов, формирование системы целей: активизируется процесс самоопределения личности. Одним из показателей динамики данного процесса являются изменения в структуре самоотношения личности. Нами исследованы доминирующие акценты в динамике самоотношения на каждом из этапов становления заблаговременной устойчивости, для чего был использован известный тест на

самоотношение М. Куна и Т. Мак-Партланда. Интерпретация полученных результатов основана на регистрации категории самоотношения, связанной с особенностями отражения самоидентичности в рамках индивидуального самосознания. В качестве категорий контент-анализа выступает осознание себя как патриота и гражданина и осознание принадлежности к профессиональной группе офицеров ВС. Присутствие первой категории определяется по широкому кругу ответов, прямо или косвенно отражающих любые формы проявления данной смысловой единицы, например: «Я - защитник Родины», «Я - человек своей страны», «Я - российский гражданин» «Я - патриот России» и др. Признаками второй категории являются высказывания типа «Я - студент военной кафедры», «Я - военный юрист», «Я - будущий офицер запаса», «Я - авантюрист и экстремал, поэтому выбрал обучение на военной кафедре», «Я - человек, теряющий время на военной кафедре», «Я - человек, попавший на военную кафедру, чтобы не идти в солдаты», «Я - парень с гражданской и военной специальностью» и др. Данным тестом обследованы 86 студентов в разные периоды военной подготовки: в конце 1, 3, 5, 7, 8 и 9 семестров (рисунок).

военно-

профессиональная

составляющая

гражданско-

патриотическая

составляющая

5 7

Семестры

Динамика военно-профессиональной и гражданско-патриотической составляющих самосознания будущих офицеров запаса в ходе военной подготовки

В ходе исследования установлено, что в период довоенной подготовки в структуре самосознания студентов гражданского вуза в 53,36% случаев присутствуют признаки осознания себя в качестве защитника Родины, мужественного человека, патриота и гражданина. При этом высказывания

имеют преимущественно положительную окраску. Содержательный анализ результатов показывает, что наряду с многочисленными определениями себя по половому признаку («Я - юноша/мужчина» и др.), свидетельствующими о развитии гендерной самоидентичности, наличие в структуре самосознания гражданско-патриотической составляющей является благоприятной предпосылкой становления военно-профессиональной самоидентичности юношей, признаки которой на данном этапе не выявлены.

К моменту принятия решения о военной подготовке (конец 3 семестра) в структуре самосознания более половины юношей появляется представленность категории военно-профессиональной самоидентичности (54,52%) с преобладанием негативного отношения к военно-профессиональной деятельности (55,3%), что подтверждает формирование мотивации военной подготовки студентов гражданского вуза и ее иррелевантный характер. Одновременно в структуре самосознания студентов на ориентировочном этапе отмечается тенденция дальнейшего осознания себя в качестве патриота и гражданина с абсолютным преобладанием положительного и нейтрального отношения к этому (нам 4,64%).

К концу адаптационного этапа становления заблаговременной устойчивости (конец 4 семестра) динамика показателей военно-профессиональной самоидентичности возрастает, о чем говорит увеличение общей частоты встречаемости регистрируемой категории на 12,76% в основном за счет нейтрального отношения к военной подготовке (16%). На данном этапе отмечается значительное уменьшение негатива по отношению к военно-иро-фессиональной деятельности (на 17,4) Это позволяет говорить об успешности процесса адаптации к требованиям военно-учебной деятельности, в том числе за счет развития военно-профессиональной мотивации. На этом этапе также происходит незначительное увеличение количества студентов (на 2,32%), в структуре самосознания которых представлены составляющие патриотизма и гражданственности.

Формирующий этап становления заблаговременной устойчивости (конец 7 семестра) характеризуется дальнейшей тенденцией к увеличению количества испытуемых, проявляющих признаки военно-профессиональной самоидентичности (на 9,28%), значительным увеличением позитивного (на 24,3%) и уменьшением нейтрального (на 16,7%), и негативного (на 7,6%) отношения. На данном этапе усиливается положительная динамика развития гражданско-патриотической составляющей самосознания (на 7%).

Исследование самоотношения, проведенное на оценочном этапе становления заблаговременной устойчивости (конец 8 семестр и военной подготовки в целом), говорит о дальнейшем развитии гражданско-патриотической составляющей самосознания (на 5,8%) и военно-профессиональной самоидентичности абсолютного большинства офицеров запаса (88,16%). Однако ее положительный знак у 84,2% из них не говорит о положительной мотивации выпускников к военно-профессиональной деятельности, что подтверждается дальнейшими исследованиями: спустя 5 месяцев из струк-

туры самосознания 44,08% выпускников ФВО исчезает осознание принадлежности к профессиональной группе офицеров запаса.

Резкое угасание военно-патриотической составляющей самосознания по окончании военной подготовки связано со смещением доминирующих акцентов в самоопределении студентов на самоидентификацию себя, прежде всего, как специалиста гражданской сферы труда. Отсроченность реализации выпускников в качестве военных специалистов на неопределенный момент времени ведет к естественному угасанию военно-профессиональной мотивации.

Процесс дальнейшего обучения студентов (9-10 семестры) ограничен подготовкой по гражданской специальности, будущее выпускников не является связанным с военно-профессиональной деятельностью и процесс самоопределения меняет свое направление. В результате ограниченности профессионализации офицеров запаса этапом военной подготовки с отсутствием этапов военно-профессиональной адаптации и функционирования согласно военно-учетной специальности, возникает ситуация незавершенности начавшегося процесса военно-профессиональной самоидентификации. Об этом говорит качественный анализ результатов исследования, отражающий содержательную динамику военно-профессиональной самоидентичности студентов: на ориентировочном и адаптационном этапах в структуре самосознания усиливается составляющая, связанная с осознанием своей принадлежности к офицерскому корпусу через оценку себя в настоящем («Я - студент военной кафедры» и др.), на формирующем и оценочном этапах - через оценку себя в будущем («Я - будущий военный специалист, офицер запаса...» и др.). Отсутствие логического завершения процесса военно-профессиональной самоидентификации порождает вну г-риличностный конфликт между военно-патриотическим побуждением и внешними условиями его реализации в образовательной среде гражданского вуза.

Однако ослабление военно-профессиональной самоидентичности студентов гражданских вузов по окончании военной подготовки также может быть связано со снижением уровня актуализации мотива избегания военной службы по призыву.

Гражданско-патриотическая составляющая самосознания оказывается более устойчивой характеристикой и по окончании военной подготовки изменяется очень незначительно: за тот же период на 0,03% в сторону ослабления. Данный процесс может быть связан с уменьшением гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности учебно-вос-питательных мероприятий.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования установлено, что возникновение противоречий, возникающих в ходе решения проблемных ситуаций, характеризующих каждый из этапов становления заблаговременной устойчивости, стимулирует процесс самоопределения студентов. В процессе ценностно-смысловой перестройки укрепляется гражданско-пат-

риотическая составляющая самосознания, появляется и развивается военно-профессиональная самоидентичность, что характеризует становление заблаговременной устойчивости.

Библиографический список

1. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. [Текст]/В. А. Бодров. - М., 2006.

2. Гальперин, П. Я. Ведение в психологию. [Текст]/П. Я. Гальперин. - М., 1976.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст]/Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2003.

4. Маркелова, Т. В. Заблаговременная устойчивость офицера запаса как психологическая проблема военно-профессиональной деятельности. [Текст]/Т. В. Мар-келова.//Мир психологии. - 2010. - № 3. - С. 261-272.

5. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний[Текст]/Н. Ф. Талызина. - М., 1975.

УДК 378.0.10

Кудышкин Евгений Александрович

Заместитель начальника адъюнктуры, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Новосибирск

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Kydishkin Eugenie Aleksandrovich

Post-gladiate, Novosibirsk of Military Institute of Internal Troops named after General of the Army I. K. Yakovlev of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Novosibirsk

TO A QUESTION ON SYSTEM OF ADMINISTRATIVE QUALITY EDUCATION IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Основная особенность современного мира - стремительные перемены и глобальные реформы во всех сферах жизнедеятельности общества. Курс России на кардинальную трансформацию и существенные преобразования в политической жизни, в экономике и общественной жизни повлёк глобальные изменения во всем институциональном пространстве нашего общества, в том числе и образовательном. Рассмотрим законодательное определение образования.

Система российского законодательства даёт чёткое определение образования. Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.