Научная статья на тему 'Забайкальское казачье войско. Откуда пошли боевые буряты'

Забайкальское казачье войско. Откуда пошли боевые буряты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Забайкальское казачье войско. Откуда пошли боевые буряты»

Забайкальское Казачье Войско.

Откуда пошли боевые буряты

Казаки многие столетия охраняли рубежи России. Появилось казачье войско и на восточной границе — в Забайкалье. 29 марта (17-го по старому стилю) 1851 года по указу Николая I было образовано Забайкальское казачье войско. В него вошли не только сибирские казаки, но и буряты, и эвенки, и другие представители коренных народов. В статье «Защищать Россию» — самые интересные факты об этом воинском формировании, которому в 2016 году исполнилось 165 лет.

Казаки-буддисты

Казачье старшинство в Забайкалье существовало еще с 17 века. Костяк забайкальских казаков составляли служилые люди, верстаные в казачью службу, и донские казаки, переселявшиеся в Сибирь. Они основывали зимовья и остроги, разведывали пути. Позднее к казакам причислили полки бурят и тунгусов (эвенков). Интересно, что в войске были как православные, так и буддисты.

Казаки-пограничники

Основной заботой забайкальцев была охрана границы. В начале 19 века на восточных рубежах была создана линия казачьих острогов. Из них казаки выступали в мобильные конные дозоры или отправлялись дежурить на наблюдательные вышки у границы «сторожи».

Вступление бурят в казаки было делом сугубо добровольным. Семьи воинов освобождались от ясака (налога). Так что довольно быстро набрали четыре шестисотенных полка.

Кстати, сначала буряты были вооружены луками, но быстро перешли на ружья — оружие и лошадей приобретали за свой счет, а ружья обходились дешевле, чем луки ручной работы. Буряты кочевали вдоль границы и заодно охраняли ее. Они прекрасно знали местность, читали по следам и могли выслеживать и возвращать скот, угнанный в Монголию. Казаки Пржевальского

Казаки не только стерегли границу с Китаем и Монголией, охраняли государственные объекты и конвоировали арестантские партии. Они также сопровождали научные и дипломатические миссии. Так, казаки охраняли экспедиции Николая Михайловича Пржевальского в Китай, Монголию и на Тибет.

История №17 год 2016 ;

- *

«Вновь прибывшие казаки оказались самыми усердными . и преданными людьми во все времена нашего долгого путешествия. Мы вскоре сблизились с этими добрыми людьми самой тесной дружбой, и это был важный залог для успеха дела.

В страшной дали от Родины, среди людей, чуждых нам во всем, мы жили родными братьями, вместе делили труды и опасности, горе и радости. И до гроба сохраню благодарные воспоминания о своих спутниках, которые безграничной отвагой и преданностью делу обусловили как нельзя более весь успех экспедиции», — отмечал Пржевальский в своем дневнике.

«Наконец, после всех дневных трудов, изможденные, озябшие и усталые казаки поочередно становились обыкновенно также при непогоде на две смены ночного караула. Словом, служба казаков была до крайности тяжелой, но они держали себя молодцами и четко исполняли свой долг», — также писал Пржевальский в своей книге о путешествии по предгорьям Тибета. А казачий урядник, бурят Дондок Иринчинов стал верным спутником исследователя, сопровождая его в четырех экспедициях. За что был удостоен бронзовой медали Русского географического общества.

КОНВОЙ 4-Й ЭКСПЕДИЦИИ Н.М.ПРЖЕВАЛЬСКОГО. ИРИНЧИНОВ — КРАЙНИЙ СЛЕВА

Исследователь и ученый Николай Пржевальский писал: «Еще сильнее эти невзгоды сказывались на казаках. На бивуаке двое из них пасли караванных животных, нередко под проливным дождем или сильной метелью. Дежурный и повар на таком же дожде или снеге варили чай и обед».

Но чай этот был очень необычным. Суровой климат и местные традиции приучили казаков к сытному энергетическому напитку — сливан. В него добавляли сливочное масло, сырые яйца, муку, свиное сало и даже конопляное семя. В кружку с чаем было принято кидать горячий камушек «жеребчик» для пущего «градуса».

После такого чаепития человек согревался и оставался сытым весь день. Для приготовления этого блюда брался «кирпичный» чай в прессованных брусках, который везли из Китая. Этот чай ценился настолько, что ходил в качестве альтернативной валюты.

Казаки в бою

Забайкальские казачьи сотни принимали участие в Крым- .

. ской войне. Казаками был усилен гарнизон Петропавловска, которому пришлось отражать нападение британских кораблей.

В 1900-1901 годах они принимали участие в подавлении восстания ихэтуаней в Китае, за что некоторые части были отмечены особыми знаками «За отличия против китайцев в 1900», «За отличие в Сев. Маньчжурии в 1900», «За Бейцан и Пекин в 1900».

КАЗАКИ 1-ГО ЧИТИНСКОГО ПОЛКА И СОЮЗНИКИ (ЯПОНЕЦ И ФРАНЦУЗЫ)

Наиболее массово забайкальские казаки участвовали в русско-японской войне. Казаки действовали как в конном, так и в пешем строю: Забайкальское войско выделило девять конных полков, три пеших батальона и четыре конных батареи. Казаки вели разведку, совершали неожиданные атаки и вылазки во вражеский тыл.

Японцы отмечали храбрость и стойкость казаков в темно-зеленых мундирах и фуражках с желтым околышем.

Кстати, забайкальская сотня под командой есаула А.Н.Кан-цевича была единственным кавалерийским подразделением в Порт-Артуре.

Унтер-офицер (урядник) Верхнеудинского казачьего полка Беломестов в одном из боев под обстрелом вывез на своем коне раненого офицера, а затем солдата.

ЗАБАИКАЛЬСКИЕ КАЗАКИ С ПЛЕННЫМИ ЯПОНСКИМИ РАЗВЕДЧИКАМИ

Забайкальцы в Первой мировой

В Первую мировую забайкальцы — русские и буряты — показали себя самым лучшим образом. В 1915-1916 годах 1-я Забайкальская казачья дивизия дралась с немцами на территории Польши и Галиции. Летом 1916 года в числе 40 казачьих полков 1-й и 2-й Верхнеудинские казачьи полки участвовали в знаменитом«Брусиловском прорыве».

Казаки выходили в тыл и преследовали бегущие австрийские войска.

Как свидетельствует в своей истории войны австрийский Генеральный штаб, «в войсках вновь появился страх перед казаками — наследие первых кровавых дел войны...».

КАЗАКИ 1-ГО ЧИТИНСКОГО ПОЛКА

Забайкальцы у барона фон Унгерна

После начала Гражданской войны большая часть забай-. кальцев примкнула к белым. Под началом Семенова они во-

История №17 год 2016

евали в рядах колчаковской армии, а после гибели адмирала — самостоятельно. Казаки принимали участие и в боях ДВР (Дальневосточной республики). Многие из них ушли в Монголию, где примкнули к армии барона фон Унгерна, вступив в созданное им последнее казачье формирование — Урянхайское казачье войско.

ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ КАЗАКИ АТАМАНА СЕМЕНОВА

Унгерн восстановил независимость Монголии, выбив из страны китайцев. Он мечтал реставрировать империю Чингисхана от Тихого океана до Каспия, чтобы пойти походом на Запад к «последнему морю».

БАРОН РОМАН ФЕДОРОВИЧ ФОН УНГЕРН-ШТЕРНБЕРГ Но занятую красными Сибирь он отбить не смог ввиду малочисленности своего войска, и был выдан соратниками большевикам. Впоследствии по приговору суда расстрелян. «Листья акации», казаки в эмиграции После поражения Семенова около 15% казаков ушли в Маньчжурию, где основали свои станицы (Трехречье). Их потомки живут в Китае и сейчас. В 1945 году многие из них бежали от Советской армии в Австралию, а некоторые вернулись в СССР и были поселены в Казахстане.

Возрожденное в 1990-м году Забайкальское казачье войско включает в себя 5-й Австралийский отдел со станицами Сиднейская, Аделаидская, Мельбурнская, Джелонгская, Брисбен-ская и Тасманская.

Откуда казаки на этом континенте? Они — потомки русских эмигрантов из казачьего сословия, которые бежали из России после поражения Колчака и Семенова в Гражданской войне. Таких потомков более 10000. Австралийские казаки изучают русский язык и культуру, празднуют День России, издают газету «Русский Рубеж».

По материалам интернет портала.

Сергей Макаров

ш

Список литературы:

1. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этно-социум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.

2. Суздалева Т.Р. Миграционная политика: практика XXI века // Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 1 (79). С. 9 - 15.

3. Суздалева Т.Р. Был ли СССР империей: национальный аспект // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 7 (61). С. 61 - 67.

4. Дзуцев Х.В. Этносоциологический портрет республик Северо-кавказского федерального округа Российской Федерации. М., РОССПЭН, 2012.

5. Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Том 2. / Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

6. Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Том 3. / Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

7. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос: Монография. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

8. Рябова Е.И., Болтенкова Л.Ф. Основы государственного управления в России в их историческом развитии. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

9. Бормотова Т.М., Рябова Е.Л., Шикула И.Р., Радченко А.Ф., Суздалева Т.Р. Управление миграционными процессами современной России: политическое прогнозирование / Коллективная монография / Под общей редакцией Е.Л. Рябовой, Т.М. Бор-мотовой. Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015. С. 90.

10. Бирюков С. В., Рябова Е. Л. Евразийская интеграция: Республика Казахстан как пример государственного строительства и участия в интеграционных процессах. -М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

11. Терновая Л.О., Багаева А.В. Правовые основы европейской интеграции. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

Bibliography

1. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media. M.: International Publishing Center Etnosotsium. 2016.

2. Suzdaleva T.R. Migration policy: the practice of the XXI century // Etnosotsium and international culture. 2015. № 1 (79). P. 9 - 15.

3. Suzdaleva T.R. It was the Soviet empire: the national aspect // Etnosotsium and international culture. 2013. № 7 (61). P. 61 - 67.

4. Dzutsev H.W. Ethnosociological portrait of the republics of the North Caucasus Federal District of the Russian Federation. M. ROSSPEN 2012.

5. The Council on International Relations of the President of the Russian Federation, Volume 2. / International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

6. The Council on International Relations of the President of the Russian Federation 3. Tom / International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

7. Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia in the XXI century: a national response to the national question: Monograph. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

8. Ryabov E.I., Boltenkova L.F. Basics of public administration in Russia in their historical development. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium» Moscow. 2015.

9. Bormotova T.M., Ryabova E.L., Shikula I.R., Radchenko A.F., Suzdaleva T.R. migration management of modern Russia: political forecasting / Collective monograph / Edited by E.L. Ry-abova, T.M. Bormotova. International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015. 90 p.

10. Biryukov S.V., Ryabova E.L. Eurasian Integration: the Republic of Kazakhstan as an example of state-building and participation in the integration processes. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

11. Ternovaya L.O., Bagaeva A.V. Legal basis for European integration. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.