Humanity space International almanac VOL. 7, No 5, 2018: 887-902
«За други своя». Этико-христианский анализ проблем и практики трансплантологии
Г.Л. Муравник
Свято-Филаретовский православно-христианский институт 105062, г. Москва, ул. Покровка, д. 29, стр. 2 St Philaret's Christian Orthodox Institute Pokrovka str., 29, building 2, Moscow 105062 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: трансплантология, донорство, детское посмертное донорство, аллотрансплантация, ксенотрансплантация, презумпция согласия, испрошенное согласие, смерть мозга, дарение органов.
Key words: transplantology, donation, child posthumous donation, allotransplantation, xenotransplantation, presumption of consent, requested consent, brain death, donation of organs.
Резюме: В статье рассматривается история трансплантологии, а также многообразные проблемы - этические, коммерческие и пр., порождаемые быстрым развитием этой области медицины в России и мире. Делается анализ правового регулирования прижизненного и посмертного забора донорских органов в связи с принятием нового закона о трансплантации органов в России, в особенности - детского посмертного донорства, впервые законодательно разрешенного в нашей стране. Анализируется отношение ряда христианских конфессий к трансплантации и донорству, в том числе - позиция Русской Православной Церкви и ее представителей. Делается вывод о том, что не продажа, не обмен, а безвозмездное дарение органов для пересадки ради спасения другой жизни можно признать не только формой жертвенности, но и высочайшим Даром. Это есть действенное проявление любви к ближнему, которую заповедал нам Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
Abstract: The article deals with the history of transplantology, as well as diverse problems - ethical, commercial, etc., generated by the rapid development of this area of medicine in Russia and the world. An analysis is made of the legal regulation of the in vivo and posthumous collection of donor organs in connection with the adoption of a new law on organ transplantation in Russia, in particular, child posthumous donation, which was legally permitted in our country for the first time. The attitude of a number of Christian denominations to transplantation and donation is analyzed, including the position of the Russian Orthodox Church and its representatives. It is concluded that not a sale, not an exchange, but the donation of organs for transplantation in order to save another life can be recognized not only as a form of sacrifice, but also as the highest Gift. This is an effective manifestation of love for the neighbor, which Christ commanded us: "There is no more that love, as if someone would lay down his soul for his friends" (John 15: 13). [Muravnik G.L. Ethical and Christian analysis of transplantology's problems and practices]
Трансплантология - сравнительно молодая область медицины, ей всего сто пятьдесят лет. Годом ее рождения можно считать 1865, когда была опубликована диссертация Пауля Берта «О трансплантации тканей у животных». Однако удивительный рассказ о первой успешной пересадке органа от одного человека другому мы встречаем в житии святых целителей Космы и Дамиана, живших в Ш-1У веках. Надо отметить, что братья были профессиональными врачами, получившими медицинское образование в Сирии. В своем родном городе Эгее (сейчас г. Вергина, Греция) они открыли больницу, где занимались врачебной практикой и даже проводили хирургические операции. Они, как свидетельствует житие, и заменили изъязвленную ногу одного больного (в более поздних рассказах он назван диаконом Юстинианом), которому не помогали другие методы лечения, здоровой ногой, взятой у только что умершего мавра (эфиопа). Интересно, что трансплантация была проведена не под наркозом, которого в те времена не существовало, а во сне.
Вот этот фрагмент жития Космы и Дамиана Асийских (память 14 ноября): «Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: „Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?" Тот отвечал: „Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой". Первый сказал: „Принеси её". Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана» Неудивительно, что Косма и Дамиан Асийские считаются покровители не просто врачей, а именно хирургов.
Развитие трансплантологии породило немало сложных этических вопросов. Поэтому трансплантология попадает в фокус биоэтики - науки, которая, «исходя из описания научных, биологических и медицинских данных, рационально исследует допустимость воздействия человека на человека» (Сгречча, Тамбоне, 2002):
В биоэтике существует такое понятие как уязвимость. Она проявляется в виде отклонений в здоровье, а также в смертности, присущей всему живому, и человек - не исключение. Отсюда возникает центральная задача медицины -поиск путей для преодоления человеческой уязвимости. Медицина стремительно расширяет свои возможности, решая эту основную задачу - исцеление страждущего, помощь в преодолении скорбей плоти. И трансплантология, будучи одним из методов достижения этой цели, стала наиболее быстро развивающейся областью современной медицины. Ведь пересадка жизненно важного органа порой является единственным эффективным средством лечения в терминальной стадии болезни, позволяя оказывать помощь тем, кто обречен на инвалидность, сокращение жизни или смерть.
Попытки пересаживать органы человека предпринимались с 30-х годов XX века. В апреле 1933 года херсонский хирург Юрий Вороной (1895-1961) впервые пересадил человеку кадаверную (т. е. взятую от трупа) почку, которая включилась в кровообращение и начала функционировать.
Однако событие, открывшее новую страницу в трансплантологии, произошло 3 декабря 1967. Оно и породило так называемую «трансплантационную эйфорию». В этот день в одной из клиник Кейптауна (ЮАР) Кристиан Барнард (19222001) впервые в мире провел успешную пересадку сердца от человека человеку. Сердце погибшей в автокатастрофе 25-летней девушки он пересадил 54-летнему Луису Вашканскому, который страдал неизлечимым сердечным заболеванием и был обречен. Длившаяся пять часов операция, в которой участвовала бригада более чем из тридцати хирургов, прошла успешно. Однако пациент скончался через 18 дней от пневмонии, возникшей из-за ослабления иммунитета, вызванного приемом необходимых лекарственных препаратов. Второй пациент К.Барнарда, Филипп Блаиберг, прожил девятнадцать месяцев, однако и он умер. Причиной стало иммунное отторжение пересаженного сердца. В 1971 году К.Бернард пересадил сердце Дирку ван Зылу, который прожил после операции 24 года и тем самым поставил своеобразный рекорд среди реципиентов. Это
стало блестящим началом. Во всем мире резко увеличилось число врачей, бравшихся за столь рискованные операции по трансплантации сердца и других органов. Мировой рекорд по продолжительности жизни с пересаженным сердцем принадлежит Тони Хьюзману, который прожил после трансплантации 31 год и умер в 2009 от меланомы.
К настоящему времени трансплантологи добились значительных успехов. Так при пересадке сердца в первый год выживают до 90% реципиентов, 60% живут около 5 лет, 40% -более десяти лет. Какими бы скромными ни казались эти цифры - это подаренные годы жизни, которая оборвалась бы, не приди на помощь трансплантология.
За последние десятилетия трансплантация стала почти рутинной операцией, если учесть постоянно возрастающее число людей, которым пересадили тот или иной орган. Например, в США ежегодно производят около 2000 операций по пересадке сердца, 4000 - печени и 10000 - почки. В России картина выглядит значительно скромнее: ежегодно проводится 4-5 трансплантаций сердца, 5-10 трансплантаций печени и 500800 трансплантаций почек. Однако всем этим людям возвращена не просто жизнь, но возможность вести достойную, полноценную жизнь в течение многих лет. И даже заниматься спортом. В 1978 году в Портсмуте (Англия) прошли Первые летние Всемирные трансплантационные игры под эгидой Всемирной федерации трансплантационных игр (WTGF). В них приняли участие 99 спортсменов с пересаженными органами из Англии, Франции, Германии, Греции, Мексики и США. В дальнейшем игры стали проводиться регулярно один раз в два года, а число участников-реципиентов, болельщиков, стран-участниц и разнообразие спортивных дисциплин постоянно возрастет. В 2017 году участниками таких Игр впервые стали три российских спортсмена. С 2001 года Всемирная федерация трансплантационных игр начала проводить спортивные соревнования для детей-реципиентов по слалому. О спортивных достижениях людей с пересаженными органами говорит, например, такой факт: канадский участник с донорским сердцем пробежал 100-метровую дистанцию с результатом, близким к мировому рекорду.
Словом, люди с пересаженными органами учатся, работают, путешествуют, создают семьи, женщины рожают здоровых детей. Своего рода «рекорд» принадлежит американке, которая с пересаженной почкой стала мамой пятерых детей.
В зависимости от источника органа, различают следующие виды трансплантации:
• Аутотрансплантация - пересадка органов и тканей в пределах одного организма;
• Изотрансплантация - пересадка органов и тканей, взятых от генетически идентичных организмов (монозиготных близнецов);
• Аллотрансплантация - пересадка органов и тканей между организмами одного вида;
• Ксенотрансплантация - пересадка органов и тканей между организмами разных видов.
Наиболее распространенной по понятным причинам является аллотрансплантация. Однако дефицит донорских органов, в особенности непарных, которые могут быть забраны лишь посмертно, приводит к поиску других источников. Решить эту проблему могла бы ксенотрансплантация, или пересадка человеку органов, взятых от животных. В качестве основного претендента на эту роль рассматриваются либо свиньи, либо человекообразные обезьяны. Что касается последних, наиболее близких человеку в генетическом отношении, то, как правило, речь идет о видах, внесенных в Красную Книгу, численность которых в природе невелика. Они строго охраняются законом, а содержание и разведение их в неволе достаточно трудоемко и дорого. Поэтому надежды трансплантологов связаны во свиньей - наиболее дешевым и простым в разведении видом. Помимо экономических преимуществ, данный вид обладает рядом особенностей, делающих его предпочтительным претендентом на эту роль: близкое по размерам и морфологии сердце (так сердце взрослой свиньи весит 30 г., сердце человека - 300 г.) и другие органы, а также биохимические характеристики. Однако возникает ряд проблем, одна из которых - иммунный конфликт, который не преодолевается даже при очень сильной иммуносупрессии. Возникает быстрая реакция отторжения
пересаженного ксенооргана, приводящая к гибели реципиента.
Для преодоления острого иммунного конфликта ведутся работы по созданию генетически модифицированных свиней с введенными в их геном генами иммуноглобулинов человека. Такая порода уже выведена учеными Нанкинского медицинского университета (Китай). Другой подход - это отключение (нокаут) гена, ответственного за синтез фермента, вызывающего реакцию отторжения. Такая линия свиней с неработающим геном тоже создана. Помимо этого ведутся эксперименты по изменению генома свиньи таким образом, чтобы ее клетки начали синтезировать на своей поверхности гликопротеин человека. Орган, взятый от таких модифицированных животных, уже не будет воспринимались иммунной системой человека как чужой, что позволит избежать его отторжения. Словом, генные инженеры ищут способы для снижения риска отторжения ксеноорганов, взятых от свиньи.
Но существует и другая опасность, которую несут органы свиней - наличие в их геноме ретровирусов, содержащихся в латентном состоянии. Ретровирусы - это семейство РНК содержащих вирусов (Retroviridae), заражающих позвоночных животных и человека. Наиболее известный из них - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Ретровитусы могут длительное время сохраняться в клетках в латентном состоянии, никак себя не проявляя. Они способны вызывать опасные для человека заболевания, такие как саркома, лейкемия, СПИД и многие другие. Эти вирусы, неактивные в организме вида-хозяина, могут совершенно иначе повести себя после пересадки ксенооргана человеку, в ином генетическом окружении. Причиной каких болезней они станут - неизвестно. Ясно лишь, что риск такого инфицирования весьма высок. Однако и в этом направлении ведутся активные работы. Так в 2015 году ученые Гарвардской Медицинской Школы (Бостон, США) модифицировали у эмбрионов свиней 62 гена, являющихся эндогенными вирусами. Свиней этой линии можно использовать для выращивания органов, необходимых для трансплантации человеку.
В настоящее время человеку пересаживают следующие свиные органы: сердечные клапаны, островки Лангерганса из
поджелудочной железы, печень, сухожилия, хрящи, а также специально обработанную кожу. В 2011 году Лео Бокерия, директор НЦ Сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева (Москва) впервые в мире пересадил 25-летней девушке, страдавшей тяжелым врожденным пороком сердца, митральный клапан свиного сердца.
Помимо медицинских проблем ксенотрансплантации, существуют еще и этико-религиозные проблемы. В ряде религиозных традиций (иудаизм, ислам) свинья как биологический вид считается нечистым животным, поэтому она не используется не только для жертвоприношений, но и употребление ее мяса в пищу не допускается. Понятно, что использование органов такого животного для пересадки человеку по религиозным соображениям или просто предубеждениям будет неприемлемо. Кроме этого существует понятие «психологическое отторжение». Перед человеком в трудной ситуации может встать вопрос: согласиться на трансплантацию и жить далее с сердцем свиньи или уйти из жизни со своим, пусть больным, но человеческим сердцем. Что предпочесть в этом случае? Непростой вопрос, трудный выбор.
Итак, в настоящее время ксенотрансплантация, по означенным выше причинам, не может считаться «панацеей» в преодолении острого дефицита донорских органов.
Но и аллотрансплантация сопряжена с рядом биоэтических проблем. Одна из них - коммерциализация. Следует признать, что трансплантология - наиболее дорогая область медицинской помощи. И хотя торговля органами для пересадки запрещена рядом международных правовых документов, например, Конвенцией о защите прав и достоинства человека, принятой Советом Европы в 1997 году, стоимость операций высока. В РФ донорский орган предоставляется больному бесплатно, однако при этом приходится оплачивать все медицинские издержки, которые составляют сумму от 30 до 100 тысяч долларов. Это делает трансплантологию трудно доступной для людей с низкими доходами.
Другая острая проблема - правовое регулирование прижизненного и посмертного забора донорских органов.
Источники донорских органов - это живой донор, труп, эмбрион (фетальные ткани). Условием прижизненного донорства является личное согласие донора или его представителя, а также заключение врачебного консилиума, что здоровью донора не будет нанесен существенный вред. Однако не все органы можно получить от живого донора. Поэтому альтернативным источником становятся кадаверные органы, имеющее неоспоримые преимущества: возможность получить непарный орган, исключение риска для здоровья донора.
Другая сложная проблема - правовое регулирование при заборе органов у трупа. Существует две модели волеизъявления при изъятии органов у трупа:
а) модель испрошенного согласия (американско-канадская), закрепляющая наличие прижизненного волеизъявления лица на изъятие органов после его смерти;
б) Модель презумпции согласия (французская), предусматривающая необходимость заявления лица (при жизни) либо его родственников (после смерти) о несогласии на изъятие органов после смерти. Эта модель действует в России.
1 января 2016 года в РФ вступил в действие новый Закон «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации». Его принятию предшествовала острая дискуссия, которая касалась принципа презумпции согласия, имевшая немало противников. В принятом Законе статья 15 предоставляет возможность гражданам при жизни отказаться от посмертного донорства: «Совершеннолетние дееспособные граждане при жизни могут выразить свое волеизъявление о согласии или несогласии на изъятие после смерти их органов для трансплантации потенциальному реципиенту в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально». Статья 16 предоставляет право отказаться от посмертного донорства в устной форме: «Волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие после его смерти органов для трансплантации, выраженное им при жизни в устной форме медицинским работникам медицинской организации в присутствии свидетелей...» Право на отказ предоставляется также родственникам умершего - супругам, детям, родителям и т.д.,
которые могут «в течение 2 часов после сообщения им медицинской организацией о констатации смерти заявить о своем несогласии на изъятие органов из тела умершего в устной форме, в том числе по телефону при условии автоматической записи телефонного разговора, либо в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально. В этом случае изъятие органов из тела умершего не допускается» (статья 19).
Таким образом, Закон позволяет избежать автоматического превращения каждого умершего человека в потенциального донора органов, которого сделали таковым «по умолчанию». В дополнение к этому 1 декабря 2107 года Минздрав России разработал законопроект о создании регистра доноров и электронной базы по отказам от донорства при жизни. Это решение должно упорядочить систему донорства в России. Сергей Готье, директор Института трансплантологии в Москве, так прокомментировал решение Минздрава: «Это нужно, чтобы не терять донорских возможностей, чтобы каждый умерший был зарегистрирован и исследован с точки зрения возможности использования его органов в качестве донорских». В одном из интервью он сказал: «Мы все - либо доноры, либо пациенты». В этих словах - тот весомый аргумент, который позволит изменить существующее в России негативное общественное мнение о донорстве. По данным «Левада-центра» на сентябрь 2014 года, лишь 21% опрошенных были согласны посмертно отдать свои органы, 41% выступил против донорства, 38% не определили свою позицию (Левада-центр, 2014).
При заборе органов у трупа встает еще одна непростая проблема - точное определение момента смерти человека. Этот момент устанавливается специальной инструкцией, утвержденной приказом Минздрава от 4.03.2003 № 73. Биологическая смерть человека констатируется на основании диагноза «смерть мозга». Критериями смерти мозга являются: полное и необратимое прекращение всех функций головного мозга при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Диагноз «смерть мозга» устанавливается комиссией врачей медицинского учреждения, где находится больной, в следующем составе: реаниматолог, невролог, специалисты по
дополнительным методам исследования. Все члены комиссии должны иметь опыт работы не менее 5 лет. Кроме того, в комиссию не могут включаться трансплантологи.
Особенно острая дискуссия при подготовке нового Закона была связана с этическими аспектами детского посмертного донорства, которое исключалось предыдущим Законом «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992). Однако дети нередко также нуждаются в донорских органах, но пересаживать им органы, взятые от взрослых доноров, невозможно. Родителям таких детей приходилось искать возможности для трансплантации в зарубежных клиниках, что делало операции малодоступными из-за их высокой стоимости.
Однако в странах, где детское посмертное донорство было разрешено, удавалось спасти многие детские жизни. Показательна в этом отношении история, получившая широкую известность. В сентябре 1994 года семья Грин из США приехала на каникулы в Италию. Во время поездки на их машину напали грабители, приняв их за ювелиров. Они открыли огонь, в результате чего 7-летний Николас Грин получил ранение в голову и впал в кому. Через три дня ему был поставлен диагноз «смерть мозга». Реджи и Мэгги Грин предложили использовать органы их сына для трансплантации другим детям. Сердце Николаса было пересажено Андреа Монджаро, который умирал от врождённого порока сердца (сердце Николаса билось в груди Андреа Монджардо до 2017 года). Помимо сердца, у Николаса были взяты обе почки, печень, роговица и поджелудочная железа. Его органы спасли жизнь семерым детям. Одной из спасенных была 19-летняя девушка находившаяся в коме. После пересадки печени она выздоровела и родила сына, которому дала имя своего спасителя. После благородного поступка супругов Грин донорство в Италии увеличилось более чем втрое, что сохранило жизнь многим людям, в том числе и детям. «Страна, занимавшая одно из последних мест в Европе по донорству органов, за короткое время взлетела почти на вершину таблицы. Ни в одной другой стране число донорских пожертвований не увеличивалось в три раза», - сказал Реджи Грин. Этот эффект был назван «Эффектом Николаса». Однако в России детское посмертное донорство по-прежнему
запрещалось действовавшим в те годы Законом. Закон 2016 года радикально изменил эту ситуацию, несмотря на немалое количество противников.
Вот как формулирует Закон эту новую для России форму донорства. В статье 18 «Информированное испрошенное согласие одного из родителей умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, на изъятие органов для трансплантации потенциальному реципиенту» подробно регламентировано, как будет испрашиваться информированное согласие на изъятие органов у детей, а также в каких случаях изъятие недопустимо: «В случае невозможности связаться с родителями умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, и испросить у одного из них согласие на изъятие органов для трансплантации, а также в случае, если умерший несовершеннолетний из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а у умершего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, нет родителей, изъятие органов для трансплантации не допускается».
Таким образом данные положения Закона, с одной стороны, позволяют использовать органы умерших несовершеннолетних для спасения жизни других детей, но, вместе с тем, ставят заслон действиям, которые вызывали общественные опасения. Это: «черный рынок» органов умерших детей, риск похищения детей с целью изъятия у них органов, использование детей-сирот и детей из социально неблагополучных семей как источника донорских органов и пр. Эти фобии и учел принятый Закон.
9 июля 2014 Комитет Министров Совета Европы принял «Конвенцию Совета Европы по борьбе с торговлей человеческими органами» («Council of Europe Convention against Trafficking in Human Organs»). Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны ввести жесткий запрет на торговлю человеческими органами, предназначенными для трансплантации. Конвенция поможет пресечь деятельность преступных группировок, занимавшихся трансплантационным бизнесом. По данным организации Organs Watch, количество
«нелегальных» операций по трансплантации достигает 15 до 20 тысяч ежегодно. Существует даже понятие «трансплантационный туризм», когда обеспеченные пациенты получают необходимый орган в клиниках таких стран как Филиппины, Пакистан, Индия. С введением Конвенции трансплантационный бизнес становится противозаконным. Россия принимала активное участие в разработке Конвенции, а ряд ее положений был использован при разработке нового федерального Закона.
Однако усилия трансплантологов наталкиваются на острый дефицит донорских, в особенности кадаверных органов, который в России составляет 75% от всех трансплантируемых органов. Это приводит к тому, что значительная часть больных, внесенных в лист ожидания, умирает, не дождавшись своей очереди. Даже презумпция согласия не меняет ситуацию в лучшую сторону. О массовом сознании по-прежнему превалирует мнение о том, что забор органов человека после его смерти - это оскорбление памяти умершего, осквернение тела, превращение его в «хранилище запчастей».
Каков же христианский взгляд на проблемы трансплантации. Автору приходилось читать, что в некоторых католических соборах висит такое обращение к прихожанам: «Не берите свои органы на небеса. Там они вам не пригодятся». «Дарение своих органов медицине - это тоже дело любви к ближнему. Католическая Церковь призывает верующих завещать свои органы после смерти больницам для трансплантации. Потому что так человек дает жизнь другим людям. Однако на это должно быть личное согласие каждого человека», - это заявление сделал отец Доминик Шимански, викарий католического прихода Рождества Божьей Матери в Гомеле. Таким образом позиция Римско-Католической Церкви выражена предельно ясно.
Аналогично отношение Англиканской Церкви, которая в лице одного из епископов, Карлайла Джеймса Ньюкама, предложила признать донорство органов долгом христианина: «Под "пожертвованием" обычно понимается время, деньги или подарки. Но это в равной мере относится и к крови, которая течет в наших венах, и к органам нашего тела».
Позиция Русской Православной Церкви сформулирована в Основах социальной концепции (2000), в главе Х11.7: «Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. <...> Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого». Эта точка зрения и нашла свое правовое закрепление в Законе 2016 года. Единственное, в чем РПЦ не поддержала новый Закон, это презумпция согласия: «Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека», - записано в этом документе. И все же в целом РПЦ поддерживает донорство: «Посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации» (Архиерейский Собор, 2000).
Эту точку зрения разделяет игумен Анатолий Берестов, доктор медицинских наук, профессор, настоятель больничного храма во имя Серафима Саровского при НИИ Трансплантологии им. Шумакова. Выступая на одном из круглых столов, он сказал: «Церковь специально не рассматривала вопросы трансплантологии. Были отдельные выступления священнослужителей, в частности Патриарха Кирилла, который благословил трансплантологию. В целом он положительно отнесся к ней, единственное, сказал, желательно брать разрешение у родственников. Покойный патриарх Алексий официально не высказывался никогда. Но я уже давно участвую
в конференциях на эту тему, и всегда Патриарх Алексий меня благословлял, без всяких оговорок. Но отношение Церкви, верующих, как и многое в нашем обществе, несколько неоднозначно. Мы регулярно проводим такие конференции. Когда выступают по телевидению в отношении трансплантологии, пишут в газетах, отношение людей, верующих людей, резко меняется в положительную сторону. В общем, Церковь благословляет трансплантологию, это благое дело» (Выст. на круг. ст. по транспл. Религ. деят., 2011).
Интересно познакомиться с мнением выдающегося современного богослова, хирурга по образованию, митрополита Антония Сурожского, высказанным им в беседе с о. Сергием Гаккелем. Прежде всего он задается вопросом: «Можно ли нарушить целостность человеческого организма? Причем, организма не только телесного, а организма всего человеческого существа - тела, души и духа. Ведь они составляют одно целое» (Сурожский, 2009). Его ответ таков: «У меня чувство, что есть вещи путь и не идеальные, но которые можно делать ради того, чтобы сохранить жизнь человеку и дать ему возможность действовать дальше. <...> Я думаю, что человек может включить в себя орган из другого организма, - если можно так выразиться, его "переработать" на свой лад, "усвоить", сделать своим, так, чтобы он принял участие во всей его жизни: в физическом благополучии, в переживаниях и, может быть, если слушать мистиков и некоторых врачей, и в духовно-мистической его жизни. Я бы сказал, что пересадка возможна». На вопрос о. Сергия: «Как насчет тех, кто считает, что тело свято, что оно богоданное целое?», митрополит Антоний отвечает: «Наша телесность будет воскрешена; в каком виде и как - мы не имеем никакого понятия и никаких указаний в этом отношении. Поэтому речь идет не о том, чтобы сохранить в целости тело данного человека, какой он есть сегодня. Речь о том, чтобы дать возможность этому телу продолжать жить и действовать и принимать творческое участие во всей целокупности жизни этого человека: его умственной жизни, жизни его сердца, любви и т. д.» (Сурожский, 2009).
Вывод митрополита Антония Сурожского таков: «Человек, который завещает свое тело в целом или частями для
спасения других людей, жизнь свою кладет "за други своя". Он, конечно, не умирает нарочно, но он заранее говорит, что готов, как только умрет, на то, чтобы его тело было употреблено для жизни другого человека. Мне это представляется даром, который человек имеет право принести и который мы имеем право принять с благоговением, с трепетом душевным. Это замечательный поступок» (Сурожский, 2009).
Несколько лет назад, когда проходило широкое общественное обсуждение законопроекта о донорстве, РПЦ не осталась в стороне и обозначила свою позицию, распространив заявление, основная мысль которого сводится к следующему: «Господь создал человека свободным. Принцип жертвы не должен быть принудительным. Любовь, а в жертве и заключается настоящая любовь, может быть только свободной. В целом же РПЦ одобряет желание человека пожертвовать частью своего тела ради ближнего» (Зарипова, 2013) (выделено Г.М.).
Таким образом не продажа, не обмен, а безвозмездное дарение органов для пересадки ради спасения другой жизни можно признать не только формой жертвенности, но и высочайшим Даром. Человек таким образом дарит ближнему ту любовь, которую он сам получает от Бога. Это и есть активное, действенное проявление любви к ближнему, которую заповедал нам Христос. Однако намерение подарить свои органы должно быть сознательным, добровольным, исключающим всякое принуждение.
Органы, осмысленные как Дар и принесенные в Дар на пороге смерти, могут продлить жизнь человеку, добавив по Милосердию и Воле Божьей покаянные дни для спасения его души. Это деяние можно назвать высочайшим подвигом христианской любви. И тогда даритель сможет благодарить Бога за то благое дело, которое он смог совершить. Ведь Жертвенная Крестная Смерть Спасителя - несомненное свидетельство этической ценности самопожертвования во имя другого человека. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
Г.Л. Муравник / G.L. Muravnik ЛИТЕРАТУРА
Выступления на круглом столе по трансплантологии. Религиозные деятели.
Май 2011. - URL: https://uncle-doc.livejournal.com/295544.html Донорство органов: готовность и формы волеизъявления. - Левада-центр, 02.10.2014. - URL: http://www.levada.ru/2014/10/02/donorstvo-organov-gotovnost-i-formy-voleizyavleniya/ Житие свв. Космы и Дамиана Асийских по Аугсбургской рукописи. 1493 год. Зарипова А. 2013. РПЦ призывает россиян соглашаться на посмертное донорство органов. - Российской Газеты. 11 июня 2013 года. - URL: https://rg.ru/2013/06/11/donori-site-anons.html Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине. Овьедо, 4 апреля 1997 года. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский
Собор, Москва, 13-16 августа 2000 г. Сгречча Э., Тамбоне В. 2002. Биоэтика. М.: Библ.-богосл. ин-т св. апостола
Андрея (ББИ), [2001]. 413 с. Сурожский А. митрополит 2009. О современной медицинской этике. СПб, Возрождение. 64 с.
Получена / Received: 15.10.2018 Принята/Accepted: 29.10.2018