Научная статья на тему 'Южный Судан: женское лидерство как проявление гендерного равенства'

Южный Судан: женское лидерство как проявление гендерного равенства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южный Судан / гендер / женская активность / женская солидарность / женские международные организации / народно-освободительное движение / референдум / выборы / демократия / борьба за власть / курс на развитие / South Sudan / gender / women’s activity / female solidarity / women’s international agencies / national liberation movement / referendum / elections / democracy / power struggle / focus on development

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочанова Татьяна Викторовна

В июле 2011 года по в результате проведенного референдума в Южном Судане более 10 млн человек обрели независимость, проголосовав за отделение Юга Судана от Севера и учреждение суверенной Республики Южный Судан. Основную долю социально активного населения в период голосования составили женщины. Статья посвящена социально-политической активности женщин в Южном Судане. Исследование затрагивает период с самого начала постколониальной истории Судана вплоть до ситуации, сложившейся в Южном Судане в наши дни в результате военно-политического конфликта. Во время первой и второй гражданских войн, которые унесли сотни тысяч жизней коренного населения, южносуданские женщины участвовали в борьбе за независимость юга. Многие известные ныне женщины-политики еще тогда встали на путь, ведущий к переменам. В работе уделяется большое внимание вопросам формирования характеров и взглядов южносуданских женщин на их права, место и роль в общественно-политической жизни страны. Особо отмечается значение представителей международных акторов в деле оказания помощи по продвижению и развитию демократических принципов на Африканском континенте. Роль международных женских организаций, женщин-миссионеров переоценить трудно. Именно они обеспечили очень высокий процент явки женщин на референдуме 2011 года, а в дальнейшем способствовали вовлечению представительниц так называемого слабого пола в общественно-политическую жизнь страны. Очень трудным для женщин оказался период военно-политического кризиса, разразившегося в Южном Судане с 2013 года и практически до 2016 года, когда противостояние правительственных и оппозиционных сил довело страну до гуманитарной катастрофы. Но, обладая мощным количественным потенциалом и серьезной поддержкой со стороны международных организаций, южносуданские женщины вполне могут претендовать не только на увеличение квоты участия в законодательной и исполнительной власти, но и на право выдвигать своего лидера на самую высшую ступень государственной иерархии. И, судя по наблюдающимся тенденциям, эти времена не за горами. Акцентируя внимание на демографической статистике и подчеркивая быстрые темпы обучаемости южносуданских женщин, автор прогнозирует не только гендерное равенство в социуме Южного Судана, но и приход к власти новых женщин – политических лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

South Sudan: Female Leadership as a Manifestation of Gender Equalit

In July 2011, as a result of a referendum in South Sudan, more than 10 million people gained independence by voting for the separation of South Sudan from the North and the establishment of the sovereign Republic of South Sudan. The majority of the socially active population in the voting period were women, mostly young women. The article is devoted to the sociopolitical activity of women in South Sudan, which had manifested itself in the region long before the referendum of 2011. The article covers the period from the very beginning of the post-colonial history of the Sudan to the current situation in South Sudan, which is a result of the military and political conflict. During the 17-year-long First Sudanese (1955-1972) and the 22-year-long Second Sudanese (1983-2005) civil wars, that claimed hundreds of thousands of lives of the indigenous population, Sudanese women, mostly Christian, participated in the movement for the peace and independence of the South to the best of their abilities. They were helping the rebellious Sudan People’s Liberation Army/Movement (SPLA/M) resist the Khartoum regime that was based in the north of the country and established by the Arab and Muslim government. Many present-day female politicians, having become obsessed with the struggle for freedom at that time, embarked on the path towards change. The article pays attention to the formation of characters, views, and opinions of young South Sudanese women with regard to their rights, place, and role in the sociopolitical life of the country. Special attention is paid to the importance of representatives of international actors in facilitating the promotion and development of democratic principles on the African continent. The women of South Sudan gained confidence in their abilities owing to a great extent to their foreign supporters, who conducted training seminars, courses, and conferences. The role of international women’s organizations and female missionaries can hardly be overestimated. It was they who ensured a very high female voter turnout at the 2011 referendum (more than a half of the registered voters). Later on, they facilitated the involvement of representatives of the so-called weaker (in this case “weaker” in terms of education) sex in the social and political life of the country. The period of the military and political crisis that lasted in South Sudan from 2013 until almost 2016 proved very difficult for women. The confrontation between the government and opposition forces led the country to chaos, banditry and violence, that is, to a humanitarian catastrophe. However, despite everything, their strong natural abilities, large numbers, and serious support from the international organizations working to achieve gender equality may let the South Sudanese women claim not only a greater quota in the legislative and executive branches, but also the right to nominate one of their own to the highest position in the state hierarchy. Judging by the current trends, these times are just around the corner. Drawing attention to the demographic statistics and emphasizing the rapid pace of learning of South Sudanese women, the author predicts not only the attainment of gender equality in South Sudan, but also the ascension to power of new political leaders.

Текст научной работы на тему «Южный Судан: женское лидерство как проявление гендерного равенства»

ЮЖНЫЙ СУДАН: ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

© 2017 Т.В. Кочанова

КОЧАНОВА Татьяна Викторовна, ст.н.с. Института Африки РАН. РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1 [email protected]

Аннотация. В июле 2011 года по в результате проведенного референдума в Южном Судане более 10 млн человек обрели независимость, проголосовав за отделение Юга Судана от Севера и учреждение суверенной Республики Южный Судан. Основную долю социально активного населения в период голосования составили женщины. Статья посвящена социально-политической активности женщин в Южном Судане.

Исследование затрагивает период с самого начала постколониальной истории Судана вплоть до ситуации, сложившейся в Южном Судане в наши дни в результате военно-политического конфликта.

Во время первой и второй гражданских войн, которые унесли сотни тысяч жизней коренного населения, южносуданские женщины участвовали в борьбе за независимость юга. Многие известные ныне женщины-политики еще тогда встали на путь, ведущий к переменам.

В работе уделяется большое внимание вопросам формирования характеров и взглядов южносуданских женщин на их права, место и роль в общественно-политической жизни страны. Особо отмечается значение представителей международных акторов в деле оказания помощи по продвижению и развитию демократических принципов на Африканском континенте. Роль международных женских организаций, женщин-миссионеров переоценить трудно. Именно они обеспечили очень высокий процент явки женщин на референдуме 2011 года, а в дальнейшем способствовали вовлечению представительниц так называемого слабого пола в общественно-политическую жизнь страны.

Очень трудным для женщин оказался период военно-политического кризиса, разразившегося в Южном Судане с 2013 года и практически до 2016 года, когда противостояние правительственных и оппозиционных сил довело страну до гуманитарной катастрофы. Но, обладая мощным количественным потенциалом и серьезной поддержкой со стороны международных организаций, южносуданские женщины вполне могут претендовать не только на увеличение квоты участия в законодательной и исполнительной власти, но и на право выдвигать своего лидера на самую высшую ступень государственной иерархии. И, судя по наблюдающимся тенденциям, эти времена не за горами.

Акцентируя внимание на демографической статистике и подчеркивая быстрые темпы обучаемости южносуданских женщин, автор прогнозирует не только гендер-ное равенство в социуме Южного Судана, но и приход к власти новых женщин - политических лидеров.

Ключевые слова: Южный Судан, гендер, женская активность, женская солидарность, женские международные организации, народно-освободительное движение, референдум, выборы, демократия, борьба за власть, курс на развитие

Немного статистики

В июле 2017 года исполнилось 6 лет со дня образования нового признанного мировым сообществом государства - Республики Южный Судан. Оговоримся сразу, что статистика - вещь коварная, особенно, когда ее данные оспариваются противоборствующими со времен гражданских войн сторонами, но начнем с данных, которые как нельзя лучше характеризуют затянувшуюся нестабильную общую ситуацию в регионе, и в этом контексте сфокусируем взгляд на месте женщин в социально-общественной жизни Южного Судана, на их роли в становлении государственности, выработке политического курса и в управлении страной.

Согласно переписи, проведенной правительством Судана в 2008 году, за три года до референдума о независимости, население юга страны составляло 8.26 млн человек [1] (представители автономного Южного Судана настаивали на большей цифре -9.28 млн человек [2]). К концу 2011 года перепись, проведенная уже новым правительством Республики Южный Судан, показала увеличение численности населения до 1012 млн человек [1,2] (данные южносуданских источников разнятся на 2 млн в силу внутренних политических противоречий). Однако, несмотря на вполне объяснимые разночтения, факт состоявшегося референдума в пользу обретения Южным Суданом независимости сегодня уже никто не оспаривает, а значит (по крайней мере согласно официальным данным РЮС) 60%-ный порог, требуемый для законности проведенного в течение семи дней с 9 по 15 января 2011 года референдума, был достигнут. Причем уже после трех дней голосования. По свидетельству председателя комиссии референдума Мохаммеда Ибрагим Халиля, из 83% проголосовавших на юге и 53% на севере 90% суданцев высказались в поддержку независимости. Но что особенно удивляет и даже поражает - так это то, что основную долю социально активного населения в период голосования составили женщины, по большей части молодые женщины [1,2]. Согласно данным Комиссии по проведению референдума в Южном Судане (SSRC) 51% от зарегистрированных для голосования составили женщины [3] (притом, что согласно статистике суданского правительства за 2008 год женщин в стране было меньше половины от общей численности населения - 42% [3], т.е. 3 973 190 млн чел. [2], хотя с учетом молодых женщин и девочек 72% [3]). То есть именно женщины сыграли решающую роль в становлении Республики Южный Судан. Более того, судя по процентному соотношению (42% против 72%), наблюдается явная тенденция к все более возрастающей количественной и качественной роли женщин как в общественной, так и политической жизни Южного Судана.

Как закалялся характер боевых подруг

Надо сказать, что женская активность стала проявляться в регионе задолго до 2011 года. С самого начала постколониального периода (Судан был колонией Великобритании до 1956 года), с 17-летней первой суданской (1955-1972 гг.) и 22-летней второй суданской (1983-2005 гг.) гражданских войн, которые унесли сотни тысяч жизней коренного населения, южносуданские женщины - в основном христианского вероисповедания - участвовали в борьбе независимость юга, помогая повстанческой Народной армии освобождения Судана (НАОС)/Народно-освободительному движению Судана (НОДС) в противостоянии базирующемуся на севере страны хартумскому режиму, установленному мусульманским и арабским правительством. В этой связи нельзя не упомянуть о так называемых женских батальонах, в которых южносуданские девушки боролись за свои идеалы.

Примером для подражания и в какой-то степени вдохновительницей для многих южносуданских девушек стала спутница жизни и боевая подруга харизматичного лидера Народной армии освобождения Судана, главы автономной администрации Южного Судана Джона Гаранга де Мабиора - Ребекка Ньянденг де Мабиор, 1956 года рождения. После трагической гибели мужа в июле 2005 года в авиакатастрофе она не отчаялась, не сломалась, а продолжила начатое им дело, отстаивая интересы к тому времени уже практически автономного юга Судана (мирное Соглашение об автономии на тот момент уже было подписано).

В поисках поддержки политического курса покойного Дж. Гаранга она посетила Соединенные Штаты Америки, где встретилась с президентом США Джорджем Бу-шем-младшим, посетила Гриннелл-Колледж, университет Айовы, где до того, как вспыхнула вторая суданская гражданская война, получил образование ее покойный муж. Так она стала сторонницей идеи свободного Южного Судана и в то же время продолжала с уважением относиться к заслугам Джона Гаранга по созданию системы федеративного правления страной и сохранению объединенного мирным соглашением Судана под New Sudan Vision, как того хотел Джон Гаранг.

Вернувшись на родину, она стала советником одного из продолжателей дела ее мужа - амбициозного и напористого генерал-лейтенанта Сальвы Кира Маярдита, который вскоре занял пост Первого вице-президента Судана и председателя правительства автономного Южного Судана, а в дальнейшем и сама заняла пост министра транспорта и дорожного хозяйства в правительстве автономного Южного Судана.

С ее подачи в 2007 году на первой в истории Южного Судана национальной конференции женщин Сальва Киир выступил в поддержку женских инициатив по расширению их прав и возможностей, на которые пожертвовал $100 тыс. «Не успокаивайтесь, -сказал он, - на квоте в 25 процентов, которую вам предоставляет НОДС /НОАС, вы должны стремиться выше, как ваши сестры из соседней Руанды, занимающие 50 процентов административных позиций в своей стране» [4]. При этом со своей стороны он гарантировал, что квота в 25% мест для женщин войдет в законопроект 2007 года, чтобы женщины имели возможность конкурировать уже на выборах 2008 года. Надо сказать, с точки зрения политического PR для Сальвы Киира сработано было абсолютно верно, ведь именно женский электорат приведет его в 2011 году к вершинам власти в будущей Республике Южный Судан.

Политическая карьера для Ребекки Ньянденг де Мабиор складывалась удачно. Она обретала авторитет серьезного политика, постепенно став популярной своей поддержкой идеи права на самоопределение для Южного Судана. При этом она не имела ничего против объединенного Судана под демократической властью закона, поскольку оставалась сторонником процесса, начатого мужем подписанием мирного соглашения с Суданским правительством в Хартуме об автономии Южного Судана. В отличие от нее Сальва Киир ставил своей целью полную независимость юга Судана от севера страны.

За свои демократические убеждения и лояльность идеям мужа она и поплатилась. После проведенного референдума и учреждения Республики Южный Судан (РЮС) 9 июля 2011 года Ребекка Ньянденг де Мабиор в состав нового кабинета министров не вошла (по официальной версии, в силу расхождения во взглядах с Президентом РЮС). Однако списывать ее с политической сцены Южного Судана еще рано. Оставаясь публичным человеком, она ведет активную политическую и международную деятельность, участвует в конференциях и симпозиумах, выступает в СМИ.

Начало формирования взглядов на место и роль женщин

Ребекка Ньянденг де Мабиор - далеко не единственная в Южном Судане женщина, закаленная гражданскими войнами и сформировавшаяся как политик под влиянием пропаганды демократических идеалов.

Это и Авут Дэнг Ацуил [5], дочь вождя племени, с детства ощутившая на себе трагизм противоречий между племенами динка и нуэр, до обретения Южным Суданом независимости работавшая в Законодательном собрании автономного Южного Судана и получившая в дальнейшем портфель министра труда, государственной службы и развития человеческих ресурсов, а после обретения независимости РЮС ставшая советником президента по правам человека. Ныне она возглавляет министерство по делам женщин, детей и социального развития, работает на поприще мирных переговоров развития, в том числе в рамках Нового суданского совета церковной мирной инициативы и в Комиссии по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. О том, насколько актуальна эта деятельность, говорит удручающий масштаб коррупции в Южном Судане. Однако в последнее время проявилась тенденция к изменению в лучшую сторону: согласно ежегодно публикуемому Transparency International «Индексу восприятия коррупции», где из 175 стран (на 1-м месте располагается страна с наименьшим восприятием коррупции) РЮС по результатам исследований 2015 года поднялась на 163-е место [6], разделив его с Анголой, оставив позади Судан, Афганистан, Северную Корею и Сомали, тогда как в 2014 году РЮС занимала 171-е место [7], а в 2013 г. - 173-е место [8].

Это и Энн Итто, дочь одного из лидеров общины, советник Президента по сельскому хозяйству и продовольственной безопасности, бывший заместитель Генерального секретаря правящей партии НОДС, добившаяся существенных результатов в расширении прав и возможностей женщин, внесшая большой вклад в развитие своей страны.

Это и сменившая ее на партийном посту заместителя Генерального секретаря НОДС Джемма Нуну Кумба, советник президента по правовым вопросам.

И многие-многие другие, чьи взгляды формировались задолго до обретения Южным Суданом независимости.

В связи с референдумом и демократическими выборами 2011 года тенденция к эмансипации в регионе усиливалась, и женщины активнее включались в политическую жизнь страны. Надо сказать, что результат голосования превзошел все ожидания и оказался ошеломляющим [2,9,10,11]: из 29 министров в состав кабинета министров Республики Южный Судан вошли 5 женщин, т.е. 17%, из 28 заместителей министров 10 женщин, т.е. 36%. Таким образом, квота политики равных возможностей в 25% по представительству в органе исполнительной власти - национальном правительстве -была соблюдена. В Национальном законодательном собрании (нижней палате) из 332 парламентариев - 96 женщин, т.е. 29%, а в Совете штатов (верхней палате) из 50 избранников только 4 женщины, т.е. 8%, но и это можно считать большим достижением.

Влияние на женскую активность международных акторов

Безусловно, вовлечению в общественно-политическую жизнь страны представительниц так называемого слабого пола, формированию их взглядов на место и роль женщины в обществе способствовали многие международные организации, в том числе входящие в систему ООН. Это и «Женский Фонд Организации Объединённых Наций» (с 1996 до 2010 год ЮНИФЕМ, United Nations Development Fund for Women) [12], упраздненный впоследствии с передачей мандата и функций новой структуре ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин - «ООН-

Женщины» (United Nations Entity for Gender Equality and the Empowerment of Women) [13], где программу по Южному Судану возглавила и до сих пор ведет известная правозащитница африканских женщин Фаттах Абдель Карим. Это и Женская демократическая сеть (ЖДС), учрежденная в марте 2006 года по инициативе Международного республиканского института (МРИ, International Republican Institute), основной целью которой было и остается повышение степени участия женщин в политической жизни, лидерстве и работе на выборных должностях. В настоящее время ЖДС ведет работу в 60 странах. Это и международная организация «Женщины для женщин» (Women for Women International) [14] с 2006 года и по сей день помогающая женщинам Судана и Южного Судана. Это и Миссия ООН в РЮС (МООНЮС) [15], руководители которой -женщины с большим опытом международной деятельности (с 2011 по 20014 год Хильда Джонсон, а с 2014 года по настоящее время Эллен Маргрете Лей), согласно принятой Советом Безопасности ООН резолюции № 1996 (2011) и прочих [17], а также мандата ООН призванная содействовать созданию условий для развития в РЮС демократических преобразований.

Эффективный вклад в деятельность по подготовке референдума, а также обучению после референдума внесли в качестве финансовых доноров десять участников: Нидерланды, Великобритания, Япония, Канада, Норвегия, Европейский Союз, Швеция, Дания, Франция и Австралия [18]. В рамках различных программ на территории Судана в преддверии выборов было создано 24 организации гражданского общества, через которые под патронажем и в тесном контакте с вышеперечисленными международными организациями женщины познавали азы гражданского права, агитации, пропаганды, ведения и обеспечения безопасности предвыборных кампаний и самих выборов. Это включало также инициирование диалога с религиозными и традиционными лидерами (напомним, что в Южном Судане главенствующей религией является христианство - католики и англикане составляют 60-70%, исламисты-сунниты - 6%, традиционные верования - 25-33%) [19] на предмет их участия в усилении роли женщин в обществе, расширении их политических прав и как избирателей, и как кандидатов на выборные должности.

Большая работа велась и по привлечению неправительственных организаций к защите прав женщин на выборах. Так важнейшей частью стратегии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по вовлечению в диалог о правах человека стало сотрудничество с Международным фестивалем фильмов и Форумом по правам человека по производству и распространению фильмов, как средства обучения в области прав человека [20]. По словам Фаттах Абдель Карим, руководителя программы ген-дерного равенства и прав человека в Судане, «чтобы гарантировать, что права женщин выполнены на выборах, только на севере Судана «Женщины ООН» поддерживали 50 организаций, работающих наблюдателями» [20].

Разумеется, настрадавшийся за всю историю постколониальных гражданских войн народ Южного Судана нуждался в поддержке, и особая помощь нужна была, конечно же, представительницам так называемого слабого пола. Среди множества немаловажных проблем, которые необходимо было решать, стояла задача прежде всего указать женской части населения путь к развитию через образование. Ведь 92% [3] женщин Южного Судана были абсолютно безграмотны. Поэтому приоритетным направлением деятельности всех перечисленных выше международных организаций было исправить историческую несправедливость, которая не позволяла женщинам учиться и конкурировать на равных условиях с мужчинами.

В отчетах образовательной программы «Женщины для женщин», через которую прошло более 13 тыс. южносуданских женщин, в качестве положительных результатов, достигнутых в разных областях образовательной деятельности, приводятся следующие

факты из опросов самих обучающихся [14]. До обучения средний персональный доход женщины составлял менее 1 южносуданского фунта в день ($0,26, $1 равен 3 южносуданским фунтам [19]), после получения диплома - $0,75 долл., т.е. почти в три раза больше. Женщины стали серьезнее относиться к своему здоровью и планированию семьи: по сравнению с 32% опрошенных до приема - по окончании учебы 89% заявили о необходимости уделять этому вопросу больше внимания. Против 59% до обучения -90% женщин после участия в образовательной программе «Женщины для женщин» заявили о способности и возможности оказывать влияние на принятие решений дома и в социуме. 68% опрошенных по окончании обучения подтвердили свои коммуникационные связи - против 12% до обучения.

Из воспоминаний члена Совета правления ЖДС Лесли Уотерс, которая на протяжении более 10 лет в рамках программы МРИ добровольно оказывала помощь в подготовке кандидатов к проведению предвыборных кампаний, а также выступала в роли наставника для выборных должностных лиц в вопросах демократического управления в странах Африки, Азии, Европы и Ближнего Востока: «Особенно памятной была поездка в Джубу в 2010 году. Самое захватывающее ощущение у меня было, когда я получила возможность выступать перед женщинами-членами законодательного собрания на заседании Законодательной ассамблеи Южного Судана» [21]. Г-жу Уотерс удивил тогда вопрос одной из участниц встречи, которая спросила ее: «Каковы основные сходства между Южным Суданом и Америкой?». «Разумеется, - ответила она, - суданцы, как и американцы, любит свою землю и хотят улучшения жизни для своего народа» [21]. Уже из этого диалога видно, сколь умными, здравомыслящими, рассудительными и перспективными могут быть женщины развивающихся стран, если убрать все препятствия на пути к достижению их равноправных позиций в лидерстве.

Укрепление демократии и расширение прав женщин РЮС

20 августа 2011 года президентом РЮС Сальвой Кииром был подписан Указ о создании 29 министерств. Как уже было сказано выше, пять из них возглавили женщины. В этой связи, всемирная Женская демократическая сеть совместно с Южносуданской программой Международного республиканского института «с целью укрепления дееспособности южносуданских женщин в качестве равноправных участниц в новом республиканском правительстве» [21] в октябре 2011 года организуют и проводят конфе-

*

ренцию для 75 женщин, представляющих 16 политических партий .

В знак поддержки этой совместной инициативы на открытии конференции присутствовали высокопоставленные должностные лица, лидеры политических партий, а также представители мирового сообщества. Среди выступающих: специальный представитель Генерального секретаря Хильде Джонсон, член парламента и министр сельского хозяйства и лесной промышленности Республики Южный Судан Бетти Ахан, руководитель группы демократии и управления при Дженнифер Линк, а также руководитель Люси Лугага.

Представляя свой доклад-анализ об участии женщин юга Судана в политической жизни страны, представители разных политических партий, среди которых были Юнис

Всего в Южном Судане порядка 30 политических партий. Кроме самой влиятельной правящей партии «Суданское народно-освободительное движение» - СНОД, партии большинства в нижней палате, выделяются следующие: «Суданское народно-освободительное движение - демократические перемены» - СНОД-ДП, «Суданский африканский национальный союз» - САНС, «Объединенный демократический фронт Судана» - ОДФС, «Южно-суданская либеральная партия» - ЮСЛП, «Союз суданских африканских партий-2» - ССАП-2, «Объединенная южносуданская партия» - ОЮСП) [19]

Филипс из Суданского народного движения за освобождение, Элизабет Джеймс Бол Адианг, заместитель министра по нефтяной и горной промышленности, из партии «Центральный фронт объединенного демократического спасения», Лили Пол Джуркин от Южносуданского демократического форума, отметили активную позицию женщин в период проведения референдума и в становлении молодого независимого государства Республики Южный Судан и сформулировали большую заинтересованность в привлечении женщин-лидеров к выработке дальнейшего политического курса РЮС и большему их участию в управлении страной.

Свою надежду на усиление роли женщин в политической жизни Южного Судана выразили заместитель секретаря министерства по вопросам парламентских дел Джулия Дуани, член парламента и вице-председатель партии «Южносуданский африканский национальный союз» Филипп Паллет, а также министр ресурсов животного мира и лидер партии «Южносуданский демократический форум» Мартин Элиа, который, обращаясь к участницам форума, сказал: «Ваша роль явно недостаточна... Сейчас вам предоставляется возможность учиться и продвигаться вперед» [19].

Открывая трехдневный обучающий семинар, заместитель Генерального секретаря Народно-освободительного движения Судана (НОДС) Энн Итто (ныне советник Президента по сельскому хозяйству и продовольственной безопасности) сказала: «На жесткой политической арене, которая обычно считается полем деятельности мужчин, достичь своей цели бывает очень нелегко - и будет, действительно, очень трудно. Именно сейчас я прошу, чтобы мы, женщины, сохраняли единство и сумели правильно определять цели» [21]. В следующем 2012 году она войдет в опубликованный журналом «Дипломатический курьер» топ-список всемирно-известных женщин-лидеров [21].

Рассматривая способы сотрудничества между политическими партиями Южного Судана и гражданским обществом, президент и главный исполнительный директор Лилиан Ризик так обозначила проблему: «Что мы, общественные организации, хотим от вас как от политиков? Мы хотим, чтобы вы прислушивались к нам и к тому, чего хотят простые женщины. Сегодня же вместо сотрудничества мы имеем соперничество на всех уровнях» [21].

Поэтому стратегической целью женщин должно было стать формирование правительства национального единства, настроенного на экономическое развитие РЮС, а вот тактической целью была ориентация участниц на создание союза женщин с целью предоставления им права голоса на национальном уровне вне сферы политических партий (чтобы каждая из 16 партий, невзирая на разногласия, представила по одной участнице в объединенную коалицию женщин). Этот союз должен был стать платформой для усиления и защиты прав женщин, в том числе и прежде всего на политической арене.

В течение трех октябрьских дней 2011 года преподаватели ЖДС - члены сети из Европы, Кении, США и Зимбабве, располагающие опытом политического участия и лидерства женских групп внутри партий - принимая во внимание существующие препятствия к участию женщин в политике (среди которых жестокое с ними обращение, нехватка образования, обязанности по дому, недостаток денежных средств и все то же соперничество), делились с южносуданскими женщинами эффективными способами достижения позиций высшего партийного руководства и дальнейших успехов пребывания на таких постах, консультировали их в вопросах роли лидерства внутри политической партии до и после выборов, разработки плана мобилизации ресурсов, поддержки женского участия внутри их политической партии, а также создания стратегических блоков с женщинами из других партий и институтов гражданского общества для блага всех женщин страны. Благодаря дискуссиям и мастер-классам, предложенным преподавателями ЖДС, начинающие южносуданские политики-женщины учились развитию жен-

ских объединений, совершенствованию структуры женских союзов, технике подбора кадров.

В завершении форума министр по вопросам гендерного равенства, прав детей и социального обеспечения Агнес Ласуба (согласно опубликованной в апреле-мае 2016 г. дипломатическими источниками информации в настоящее время эту должность от Лейбористской партии занимает Авут Дэнг Ацуил) [11] призвала участниц конференции воспользоваться предлагаемым опытом специалистов ЖДС, сказав: «Я очень высоко ценю те знания, которые вы приобрели по всем темам конференции. Теперь вы возвращаетесь домой, и я призываю вас идти вперед, создавать и консолидировать женское сотрудничество, делиться знаниями и укреплять участие женщин в политике, развивая эффективные женские крылья партий в Южном Судане» [11].

И надо сказать, процесс пошел. Уже в декабре того же 2011 года накануне первой Международной конференции Engagement IEC в Вашингтоне по вопросу о будущем Южного Судана, где, кстати, и был сформирован план развития Южного Судана на гендерном симпозиуме, организованном совместно организацией «Женщины ООН» и Институтом общественной безопасности, женщины-лидеры РЮС разработали и выдвинули конкретные политические рекомендации по приоритетам в области развития, безопасности и управления своей страной - развитие человеческого потенциала, предоставление основных социальных услуг, управление, привлечение частного сектора, управление доходами от нефтяной отрасли, физической инфраструктуры и т.д. Именно эти рекомендации положили начало обширному диалогу на IEC, направленному, главным образом, на стимулирование инвесторов частного сектора и финансовых доноров на цели формирования новых отношений с Южным Суданом, в том числе в качестве партнеров по обеспечению мира и развития.

В ходе симпозиума женщины подчеркивали, что инвестиции в будущее Южного Судана требуют вложений в развитие потенциала женщин в качестве работников, граждан и членов социума. Из более 40 конкретных рекомендаций было выделено четыре инициативы, предложенные в качестве ближайших приоритетов [22].

Так, южносуданские женщины, получив от гендерного неравенства «прививку» ЖДС, ЖООН, ЮНИФЕМ, МООНЮС, стали энергичнее, активнее и смелее добиваться намеченных целей, их голос стал звучать громче и требовательнее. И, как ни странно, они были услышаны.

Во время празднования Международного женского дня 8 марта 2013 года в Южном Судане правящая партия страны, признавая вклад женщин в освободительное движение, организовала в своем партийном штабе однодневный семинар в защиту прав женщин, на котором было объявлено об увеличении квоты участия женщин в управлении страной до 35% [23]. Месяц спустя, в апреле 2013 года, сеть организаций гражданского общества, организовав в Джубе очередной двухдневный семинар, посвященный теме участия женщин в конституционном процессе, ссылаясь на корректность того же принципа политики равных возможностей, озвучила необходимую планируемую квоту участия женщин на всех уровнях правительства уже в 50% [2].

Однако в недалеком будущем, в декабре 2013 года, вся эта эйфория покажется бравадой в виду той пропасти, на краю которой окажется страна.

Женщины в плену страстей и страхов

Безусловно, работа международных организаций по продвижению демократических ценностей при становлении и развитии молодого независимого государства Республики Южный Судан привела к значительному увеличению числа женщин, представленных на ключевых государственных постах, вывела гендерные вопросы на пе-

редний план национальной дискуссии, ускорила укрепление политических прав и возможностей женщин на законодательном уровне - все это действительно стало крупным прорывом для женщин Южного Судана. Тем не менее в других областях, представляющих интерес для женщин - таких как: отсутствие безопасности, включая разгул насилия и нарушение прав женщин, трудности экономического характера, нехватка образования, неразвитая система здравоохранения, социальная незащищенность - совершенно очевидно, что положение женщин Южного Судана не улучшается.

Рассматривая доступную информацию о влиянии различных международных негосударственных акторов на так называемую «повестку дня» первых двух лет молодой Республики Южный Судан [24, с.144], направленную на развитие и демократизацию общества, на пропаганду гражданских прав и свобод, в том числе гендерное равенство, не возникает удовлетворения от успехов, о которых рапортуют в своих отчетах многие международные организации. Дело в том, что, проведя референдум и добившись признания мировым сообществом независимости своей страны, многострадальный южносуданский народ (а это 200 народностей, более 60 этнических групп, основную из которых составляют представители нилотских племен динка - 35%, нуэр - 16%, азанде -6.5%, шиллук - 3.5%, топоса - 1.9%, лотухо - 1.9%, луо - 1.6%, мурле - 1.2%) [19, 25] уже в декабре 2013 года вновь оказался в зависимости, но на этот раз в плену страстей своих же политических лидеров и своих же собственных страхов.

Демократические преобразования сработали не в плюс, а в минус. Раздираемые амбициями лидеры 30 действующих партий оставались недовольными действиями правительства, большинство которого составляли партийные соратники Сальвы Киира по НОДС/НАОС (к тому же представители нилотских племен динка). Перетягивание каната из стороны в сторону расшатывало неуверенно державшееся на плаву судно. Попытка Президента отстранить саботажников от их влияния на выбранный ранее курс путем отставки части правительства во главе с вице-президентом Риеком Мачаром привела к государственному перевороту и крупнейшему военно-политическому противостоянию в регионе. Страна погрузилась в страшную длительную полосу гуманитарного кризиса.

Только за первый год вооруженного конфликта «десятки тысяч человек, в том числе мирных жителей, были убиты, а 1.8 млн покинули свои дома» [26], бросая хозяйства, имущество, домашний скот, пахотные земли. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев [27] 200 тыс. бежали в соседнюю Эфиопию, около 500 тыс. нашли приют в северном Судане, который еще совсем недавно при участии международного сообщества признал независимость юга. Ситуация постоянно ухудшалась. От дефицита продовольствия страдало 4.6 млн человек (более 40% населения страны) [27]. Грабежи и насилие, нищета и голод осложнялись эпидемиями [28]. По данным Всемирной организации здравоохранения 4 млн чел. находились в «стрессовой фазе» [29]. Ооновские источники сообщали о том, что 75308 чел. [30] искали убежище и защиту на базах МООНЮС. И более всего подвержены страданиям были женщины и дети, самая незащищенная часть населения. Именно эта категория составляла большинство перемещенных лиц, нуждающихся в гуманитарной помощи.

Значительная часть мужского населения покинула места постоянного проживания из-за опасности быть рекрутированными в местные «армии» (они же бандформирования). В родных местах остались женщины и дети без защиты и средств существования [31].

Учитывая факт достаточно долговременного функциионирования на территории стран Магриба такого феномена как террористическая организация AQIM и то, что ряд

AQIM (сокр. по первым буквам англ. - Al-Qaeda in the Islamic Maghreb) - общепринятая аббревиатура для наименования филиалов и ячеек террористической организаций Аль-Каида различной степени автономии и значимости, действующих в странах Магриба и Сахеля. Официальное самоназвание

других бандформирований в Северной Африке и Африке южнее Сахары присягнули на верность ИГИЛ, довольно сложно искать истоки, провоцирующие раскручивание спирали гуманитарной катастрофы в регионе [32]. В мировой политике давно известны способы и методы манипулирования местными межэтническими и межконфессиональными противоречиями, когда параллельно с пропагандой «идей свободы» и принципов демократии под предлогом обеспечения стабильности и безопасности страна-агрессор вводила специальные программы и доктрины (например, «Система работы с местным населением» - Human Terrain System, финансируемая из бюджета США), создавала специальные группы по работе с местным населением (Human Terrain Teams), работа которых задолго до южносуданского конфликта была опробована в Ираке и Афганистане с целью «оптимизации процесса управления» [33]. В основе эффективности такого манипулирования лежит тщательное изучение обстановки, особенностей ро-доплеменной и клановой иерархии, специфики межэтнических и межконфессиональных противоречий.

Так или иначе, но подобные программы, завуалированные под гуманитарные, функционирующие во взаимодействии с террористическими организациями, вполне могли делать свое коварное дело, работая параллельно с организациями, реально оказывающими содействие в продвижении демократических ценностей. Как бы то ни было, ясно одно, что создать прочную, работающую на развитие региона социально-политическую институцию в Республике Южный Судан не получилось, несмотря ни на стремление закаленных историей страны защитников и защитниц свободы, ни на усилия международных организаций.

Женская солидарность

В знак солидарности с южносуданскими женщинами, попавшими под жернова наивысшего (третьего) уровня гуманитарного кризиса, исполнительный директор (с июля 2013 года) «Женщины ООН» Фумзиле Мламбо-Нгкука [34] (государственный и политический деятель, с 2005 по 2008 год вице-президент Южно-Африканской Республики) постоянно встречается [35, 36] и с представителями гражданского общества, и с женщинами-лидерами Южного Судана, и с руководством МООНЮС в лице Эллен Маргре-те Лей, и с нашедшими приют на базах ООН женщинами-беженцами, запустила кампанию HeforShe, «чтобы способствовать повышению уровня осведомленности среди мужчин по всей стране, чтобы они могли стать более сильными защитниками для женщин, чтобы заявить о приверженности ООН защите прав женщин, чтобы заполнить пробел в предоставлении услуг для удовлетворения конкретных потребностей перемещенных женщин и девочек» [37]. Она встречалась также с президентом Сальвой Кииром, ключевыми министрами кабинета, включая министров юстиции, образования и финансов. Словом, всеми силами пыталась сократить масштабы насилия в отношении женщин и девочек, оказать им максимальную поддержку путем гуманитарной и финансовой помощи.

Выступая с докладом [38] в марте 2014 года на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке, она призвала международное сообщество помочь Южному Судану восстановить с трудом завоеванный мир. Излагая суть проблемы, Фумзиле Мламбо-Нгкука остановилась тогда более подробно на местах защиты и условиях, в которых там живут южносуданские женщины и девочки. «Начало сезона дождей усугубляет и

на арабском языке «Танзым аль-Каида филь биляд аль-Магриб аль-ислями». Включена резолюциями ООН в список террористических организаций. Запрещена на территории России решением Верховного суда РФ.

без того критическую ситуацию, - сказала она. - Плотность населения в жилых помещениях в 13 раз превышает рекомендуемый минимальный гуманитарный стандарт. Такие условия подрывают здоровье девочек и женщин. В некоторых местах есть только одна уборная для 200 человек и более. Открытые канализационные люки находятся на самой территории лагеря. Женщины и девочки подвергаются воздействию повышенного уровня насилия и преступности, включая сексуальное и гендерное насилие. Нападения на них происходят как внутри, так и вне лагеря. Население поселений - в подавляющем большинстве девочки и женщины - изнурены и травмированы. Некоторые из них не знают, где их мужья и даже дети, 58 процентов домохозяйств возглавляют женщины, в 34 процентах семей не хватает одного или нескольких членов семьи... Кроме того, - продолжала Фумзиле Мламбо-Нгкука, - южносуданские женщины испытывают самый высокий уровень материнской смертности в мире. Более восьми из 10 женщин неграмотны. Недавнее исследование ООН показало, что 40 процентов пострадали от физического или сексуального насилия» [38].

Будучи руководителем одной из ооновских структур Фумзиле Мламбо-Нгкука недвусмысленно заявляла в 2014 году, что «реакция со стороны международного сообщества до сих пор была крайне недостаточной»[38]. «Наши коллеги из Организации Объединенных Наций и других гуманитарных организаций очень много работали, но с очень малым ресурсом. Тем не менее, - заключила она, - нам многое предстоит сделать. Механизмы мониторинга и проверки должны быть созданы и развернуты, чтобы следить за соблюдением режима прекращения огня» [38].

Приветствуя усилия Африканского союза в создании Комиссии по расследованию связанных с военно-политическим конфликтом нарушений прав человека в Южном Судане и вынесении рекомендаций относительно ответственности и примирения, исполнительный директор организации «Женщины ООН» выразила удовлетворенность тем, что в Комиссию войдут два комиссара из числа женщин, одна из которых Бинита Диоп является собственным Специальным посланником Африканского Союза по вопросам женщин, мира и безопасности.

За последнее время организация «Женщины ООН», заручившись финансовой поддержкой Посла Японии в Южном Судане Е.П. Кия Масахико и программного директора ооновской структуры Марии Ноэль Ваеза «на цели повышения устойчивости к проблемам перемещенных женщин и девочек и принимающих их общин» направила $92 тыс. [39,40].

Надо сказать, что посольства и других стран, работающие на территории Южного Судана и заинтересованные в скорейшем урегулировании военно-политического конфликта, также принимают активное участие в миротворческой и гуманитарной помощи женщинам Южного Судана.

Учитывая, что в Южном Судане только 39% девочек младшего школьного возраста регистрируются в начальной школе и только 2% девочек в средней (процент отсеивающихся очень высок), а также то, что Южный Судан имеет 7-й (самый высокий) уровень детского брака в мире, в канун Международного женского дня 8 марта 2016 года посол Норвегии в Южном Судане Эрна Зольберг встречалась в одной из начальных школ Джубы с южносуданскими женщинами и девочками, которые поведали ей о своих мечтах, стремлениях и надеждах [41]. Поздравляя представительниц слабого пола с Международным женским днем, она сказала: «Сестры, вы имеете большую власть. Возможно, больше, чем вы знаете. Вместе женщины Южного Судана и мировое сообщество имеют бесконечно больше. Давайте используем наше право и улучшим будущее наших детей и Южного Судана» [42].

* * *

Завершая исследование, требуется сказать, что, несмотря на трудности, женщины Южного Судана продолжают бороться за свои права и многого уже достигли, обучаясь за рубежом, но многое им еще предстоит сделать для развития и процветания своей родины - Республики Южный Судан. Они заслужили право не только на лидерство, но и на достойную счастливую жизнь.

Источники

1. http : // worldpopulationreview.com/countries/south-sudan-population

2. http://www.sudantribune.com/spip.php7article46320

3. http://www.unwomen.org/en/news/stories/2011/2/south-sudan-votes-for-independence

4. http://www.sudantribune.com/spip .php?article21779

5. https://www.inclusivesecurity.org/experts/awut-deng-acuil

6. Индекс восприятия коррупции. Transparency International Corruption Perception Index 2014

- http://www.transparency.org/cpi2015/results

7. Индекс восприятия коррупции. Transparency International Corruption Perception Index 2014

- http://www.transparency.org/cpi2014/results

8. Индекс восприятия коррупции.Transparency International Corruption Perception Index 2013

- http://www.transparency.org/cpi2013/results

9. http://www.goss.org

10. http://www.gurtong.net/Governance/Governments/Ministries/tabid/466/Default.aspx#sthash.U 3EtRaSH.dpuf

11.http://embassy-southsudan.de/transitional-government-of-national-unity-tgonu-of-the-republic-of-south-sudan/?lang=en

12. http://www. refworld.org. ru/publisher/UNIFEM .html

13. http://www.unwomen. org/en/where -we -are/africa

14. http://www.womenforwomen.org/what-we-do/countries/south-sudanf

15. http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/unmiss/mandate.shtml

16. Резолюции СБ ООН. Документы. http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N11/ 405/85/ PDF/N114 0585.pdf?0penElemento

17. http://www.unwomen.org/en/news/stories/2011/2/south-sudan-votes-for-independence# sthash.DB0p9QTs.dpuf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. http://www.unwomen.org/en/news/stories/2011/2/south-sudan-votes-for-independence# sthash.DBOp9QTs.dpuf

19. http://www.mid.ru/ru/maps/ss/-/category/10498/?currentpage=one-country

20. http://www.ohchr.org/RU/Pages/WelcomePage.aspx

21. http://www.wdn.org/ru/news-events-press-center/news/

22 http://www.unwomen.org/en/news/stories/2011/12/south-sudanese-women-call-for-their-full-engagement-in-the-development-planning-for-south-sudan#sthash.Xf9tWXie.dpuf

23. http://www.sudantribune.com/spip .php?article43 820

24. Кочанова Т.В. Южный Судан: негосударственные акторы и корректировка курса. // Ученые записки Института Африки РАН, 2015, № 2 (33), с. 143-149.

25. http:// worldpopulationreview.com/countries/south-sudan-population

26. Amnesty International. Доклад 2014/2015 по правам человека в современном мире, с. 28

27. http://www.unhcr.org/pages/49e45a846.html 2015-04-30

28. http://www.unicef.org/ceecis/ru/ -2015-06-24

29. http://whodc.mednet.ru/ru/novosti .html

3 0. http://africa.unwomen. org/en/where -we -are/eastern-and-southern-africa/south-sudan#sthash. 36EU0xea.dpuf

31. Абрамова И. Денежные переводы мигрантов: роль в социально-экономическом развитии Африки.// Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 7. с. 82-90.

32. Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. Негосударственные и квазигосударственные акторы Большого Ближнего Востока и проблема «евроджихадизма»: европейское лицо экстремистской угрозы. // Азия и Африка сегодня. 2015. № 11. с. 2-11.

33. Устинов Е.И. Разделяют, желая властвовать // Азия и Африка. 2013. № 6. C. 49. (Ustinov E.I. Razdellyayut, zhelaya vlastvovat // Azia i Afrika segodnya. 2013. № 6) (In Russ.)

34. http://www.unwomen.Org/en/news/stories/2013/7/south-sudan-nationhood#sthash .6zwt37Gv. dpuf

35. http://www.unwomen.org/en/news/stories/2015/7/un-women-executive-director-returns-to-south-sudan#sthash.zrQ7b0h9.dpuf

36. http://www.unwomen.org/en/news/stories/2015/7/un-women-executive-director-returns-to-south-sudan

37. http://www.unwomen.org/en/news/stories/2015/7/un-women-executive-director-returns-to-south-sudan#sthash.zrQ7b0h9.dpuf

38. Доклад исполнительного директора Женщины ООН Фумзиле Мламбо-Нгкука на заседании Совета Безопасности по Южному Судану 18 марта 2104 года в Нью-Йорке. http://www.unwomen.org/en/news/stories/2014/3/statement-at-security-council-briefing-on-south-sudan

39. http://africa.unwomen.org/en/news-and-events/stories/2016/03/building-resilience-for-south-sudanese-women-through-humanitarian-assistance

40. http://www.unwomen.org/en/news/stories/2016/3/building-resilience-for-south-sudanese-wo-men-through-humanitarian-assistance#sthash.c9d9dBb6.dpuf

41. http://www.norway-south-sudan.org/News_and_events/Latest/International-Womens-Day-ce-lebrated-with-Juba-One-Girls-Primary-School/#.WDWHbblqGog

42. http://www.norway-south-sudan.org/News_and_events/Latest/International-Womens-Day-2016-Congratulations-to-the-women-of-South-Sudan/#.WDWGtblqG

SOUTH SUDAN: FEMALE LEADERSHIP AS A MANIFESTATION OF A GENDER EQUALITY

© 2017 Tatiana Kochanova

KOCHANOVA Tatiana V., Senior Research Fellow of the Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. 30/1 Spiridonovka str., Moscow 123001, Russian Federation. [email protected]

Abstract. In July 2011, as a result of a referendum in South Sudan, more than 10 million people gained independence by voting for the separation of South Sudan from the North and the establishment of the sovereign Republic of South Sudan. The majority of the socially active population in the voting period were women, mostly young women.

The article is devoted to the sociopolitical activity of women in South Sudan, which had manifested itself in the region long before the referendum of 2011.

The article covers the period from the very beginning of the post-colonial history of the Sudan to the current situation in South Sudan, which is a result of the military and political conflict.

During the 17-year-long First Sudanese (1955-1972) and the 22-year-long Second Sudanese (1983-2005) civil wars, that claimed hundreds of thousands of lives of the indigenous population, Sudanese women, mostly Christian, participated in the movement for the peace and independence of the South to the best of their abilities. They were helping the rebellious Sudan People's Liberation Army/Movement (SPLA/M) resist the Khartoum regime that was based in the north of the country and established by the Arab and Muslim government. Many present-day female politicians, having become obsessed with the struggle for freedom at that time, embarked on the path towards change.

The article pays attention to the formation of characters, views, and opinions of young South Sudanese women with regard to their rights, place, and role in the sociopolitical life of the country. Special attention is paid to the importance of representatives of international actors in facilitating the promotion and development of democratic principles on the African continent.

The women of South Sudan gained confidence in their abilities owing to a great extent to their foreign supporters, who conducted training seminars, courses, and conferences. The role of international women's organizations and female missionaries can hardly be overestimated. It was they who ensured a very high female voter turnout at the 2011 referendum (more than a half of the registered voters). Later on, they facilitated the involvement of representatives of the so-called weaker (in this case "weaker" in terms of education) sex in the social and political life of the country.

The period of the military and political crisis that lasted in South Sudan from 2013 until almost 2016 proved very difficult for women. The confrontation between the government and opposition forces led the country to chaos, banditry and violence, that is, to a humanitarian catastrophe. However, despite everything, their strong natural abilities, large numbers, and serious support from the international organizations working to achieve gender equality may let the South Sudanese women claim not only a greater quota in the legislative and executive branches, but also the right to nominate one of their own to the highest position in the state hierarchy. Judging by the current trends, these times are just around the corner.

Drawing attention to the demographic statistics and emphasizing the rapid pace of learning of South Sudanese women, the author predicts not only the attainment of gender equality in South Sudan, but also the ascension to power of new political leaders.

Keywords: South Sudan, gender, women's activity, female solidarity, women's international agencies, national liberation movement, referendum, elections, democracy, power struggle, focus on development

References

Abramova I. (2009) Denezhnyye perevody migrantov: rol' v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii Afriki [Money transfers of migrants: a role in the social and economic development of Africa]. //

Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. [World economy and international relations]. 2009. № 7. pp. 82-90

Amnesty International. Доклад 2014/2015 по правам человека в современном мире, p. 28. Doklad ispolnitelnogo direktora ZHenschini OON Fumzile Mlambo-Ngkuka na zasedanii Soveta Bezopasnosti po Uzhnomu Sudanu. 18.03. 2014, Niu-Iork. [The report of the executive director Zhenshchiny of the UN of Fumzile Mlambo-Ngkuk at a meeting of the Security council across South Sudan on March 18, 2104 in New York]

Fituni L.L., Abramova I.O. (2015) Negosudarstvennyye i kvazigosudarstvennyye aktory Bol'shogo Blizhnego Vostoka i problema «yevrodzhikhadizma» yevropeyskoye litso ekstremistskoy ugrozy. [Non-state and quasi-state actors of the Greater Middle East and the problem of "Eurojihadism": European face of an extremist threat] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 11. pp. 2-11.

http: // worldpopulationreview. com/countrie s/south-sudan-population http: // worldpopulationreview. com/countrie s/south-sudan-population

http://africa.unwomen.org/en/news-and-events/stories/2016/03/building-resilience-for-south-sudanese-women-through-humanitarian-assistance

http://africa.unwomen.org/en/where-we-are/eastern-and-southern-africa/south-sudan# sthash. 3 6EU0xea. dpuf

http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/405/85/PDF/N1140585.pdf7Open Elemente Resolutions of the UN SC.Documents

http://embassy-southsudan.de/transitional-government-of-national-unity-tgonu-of-the-republic-of-south-sudan/?lang=en ;

http://embassy-southsudan.de/transitional-government-of-national-unity-tgonu-of-the-republic-of-south-sudan/?lang=e

http://en.africatime.com/external?url=http://appablog.wordpress.com/ http: //en .wikipedia. org/wiki/Women_in_South_Sudan http://whodc.mednet.ru/ru/novosti.html http://www.goss.org;

http://www.gurtong.net/Governance/Governments/Ministries/tabid/466/Default.aspx#sthash.U3Et RaSH.dpuf

http: //www .mid. ru/ru/maps/ss/-/category/10498/?currentpage=one-country http: //www .mid. ru/ru/maps/ss/-/category/10498/?currentpage=one-country http: //www .mid. ru/ru/maps/ss/-/category/10498/?currentpage=one-country http: //www .mid. ru/ru/maps/ss/-/category/10498/?currentpage=one-country http://www.norway-south-sudan.org/News_and_events/Development-Cooperation/Norway-works -with-NPA-on-improving-womens -rights/# .WDam5 7lqGog

http: //www .norway-south-sudan.org/News_and_events/Late st/International-Womens-Day-celebrated-with-Juba-One-Girls-Primary-School/#.WDWHbblqGog

http: //www .norway-south-sudan.org/News_and_events/Late st/International-Womens-Day-2016-Congratulations-to-the-women-of-South-Sudan/#.WDWGtblqG http://www.ohchr.org/RU/Pages/WelcomePage.aspx http: //www.refworld. org. ru/publisher/UNIFEM .html http: //www. sudantribune. com/spip .php ?article21779 http: //www. sudantribune. com/spip .php ?article43 820 http: //www. sudantribune. com/spip .php ?article46320

http: //www. sudantribune. com/spip .php ?article46320 http: //www. sudantribune. com/spip .php ?article46320

http://www.transparency.org/cpi2013/results Transparency International Corruption Perception Index 2013

http://www.transparency.org/cpi2014/results Transparency International Corruption Perception Index 2014

http://www.transparency.org/cpi2015/results Transparency International Corruption Perception Index 2015

http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/unmiss/mandate.shtml http://www.unhcr.org/pages/49e45a846.html 2015-04-30 http://www.unicef.org/ceecis/ru/-2015 -06-24

http://www.unwomen.org/en/news/stories/2011/12/south-sudanese-women-call-for-their-full-engagement-in-the-development-planning-for-south-sudan#sthash.Xf9tWXie.dpuf

http://www.unwomen.org/en/news/stories/2011/2/south-sudan-votes-for-independence http://www.unwomen.org/en/news/stories/2011/2/south-sudan-votes-for-independence http://www.unwomen.org/en/news/stories/2011/2/south-sudan-votes-for-independence#sthash.DBOp9QTs.dpuf

http://www.unwomen.org/en/news/stories/2013/7/south-sudan-nationhood#sthash.6zwt37Gv.dpuf http://www.unwomen.org/en/news/stories/2014/3/statement-at-security-council-briefing-on-south-sudan

http://www.unwomen.org/en/news/stories/2015/7/un-women-executive-director-returns-to-south-sudan#sthash.zrQ7b0h9.dpuf

http://www.unwomen.org/en/news/stories/2015/7/un-women-executive-director-returns-to-south-sudan

http://www.unwomen.org/en/news/stories/2015/7/un-women-executive-director-returns-to-south-sudan#sthash.zrQ7b0h9.dpuf

http://www.unwomen.org/en/news/stories/2016/3/building-resilience-for-south-sudanese-women-through-humanitarian-assistance#sthash.c9d9dBb6.dpuf http: //www .unwomen.org/en/where-we -are/africa http://www.wdn.org/ru/news-events-press-center/news/ http://www.wdn.org/ru/news-events-press-center/news/ http://www.womenforwomen.org/what-we-do/countries/south-sudanf http://www.womenforwomen.org/what-we-do/countries/south-sudanf https://en.wikipedia.org/wiki/Politics of South Sudan https://www.inclusivesecurity.org/experts/awut-deng-acuil

Kochanova T.V. (2015) Uzhniy Sudan: negosudarstvennie aktori i korrektirovka kursa [South Sudan: Non-state Actors and the Policy Line Correction] .// Uchenyye zapiski Instituta Afriki RAN. [Journal of the Institute for African Studies], no. 2 (33), pp. 143-149

Ustinov E.I.. (2013) Razdelyaut zhelaya vlastvovat // Аziya iАfrika segodnya, [Asia and Africa today] no 6, p. 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.