Культурная и социальная антропология
НАСТУПИТ ЛИ ВРЕМЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ МОЛОДОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНЫЙ СУДАН
© 2018 Т.В. Кочанова
КОЧАНОВА Татьяна Викторовна, старший научный сотрудник Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: [email protected]
Аннотация. Предметом данного исследования является молодая Республика Южный Судан (РЮС), «молодая» - как с точки зрения возраста независимого государства, так и с точки зрения ее демографического потенциала. РЮС, как член Организации Объединенных Наций и как суверенное государство, появилась на карте мира в 2011 г., но, обладая сверхбогатыми природными ресурсами, устойчивого развития до сих пор так и не обрела, напротив - впала в глубокий военно-политический кризис. Как и большинство стран Африканского континента, Южный Судан реально располагал большим демографическим потенциалом, но власти не смогли извлечь из этого никаких «дивидендов» для развития экономики страны. Более того, они теряют поистине главный национальный ресурс, т.к. количество беженцев молодого трудоспособного возраста постоянно растет. На примере Южного Судана, с таким трудом добившегося отделения от Севера и не сумевшего воспользоваться отвоеванными демократическими ценностями, в статье исследуется малоизученная проблема модификации сознания подрастающего поколения, продиктованная как спецификой глубокой историко-культурной традиции южносуданских народностей, так и новыми веяниями глобальных эволюционных процессов. Изучая истории из жизни многодетных семей, пострадавших во время военно-политического конфликта в РЮС, автор подвергает жесткой критике неэффективную, зачастую порочную, молодежную политику южносуданского правительства. С другой стороны, анализируя истоки, природу, основные традиционные нравственные и социо-культурные аспекты детской занятости в регионе, исследователь находит аргументированное объяснение причин такой политики всеобщей детской мобилизации и пытается дать определение этому, доселе мало изученному в научной литературе феномену. Резюмируя исследование причин гуманитарной катастрофы в РЮС, автор помимо общепризнанных факторов, повлиявших на сложившуюся ситуацию (таких как: вмешательство крупных мировых финансовых игроков в дела суверенного государства, национальную рознь, борьбу за власть и ресурсы), выделяет также субъективную и не всегда корректную работу мировых информационных агентств и иных средств массовой информации и, конечно, бездарную государственную политику руководства РЮС в молодежной сфере. Опираясь на позитивные события последних месяцев по урегулированию конфликта в РЮС, автор все же пытается прогнозировать в обозримом будущем наступление времени роста и развития Республики Южный Судан, правда с оговоркой, - при условии включения сдерживающих миграционные процессы рычагов и расширения спектра приоритетных направлений деятельности главного национального ресурса - молодежи.
Ключевые слова: Республика Южный Судан, демографический потенциал, молодежь, всеобщая детская мобилизация, молодежная политика, модификация сознания
DOI: 10.31132/2412-5717-2018-45-4-91-110
Страна в кризисе
Вот уже 7 лет на карте мира существует Республика Южный Судан (РЮС). Возраст для молодого независимого государства, можно сказать, детский. Но время становления на ноги давно прошло, а устойчивое развитие так и не наступило. Напротив, разброс и шатания в головах власть имущих и далеко не детские шалости их оппонентов расшатали неокрепшую систему государственного устройства до уровня гуманитарной катастрофы во всем регионе. Великое противостояние соперничающих испокон веков этно-племенных групп динка и нуэр переросло в длительный кровавый военно-политический конфликт правительственных (большинства) и оппозиционных (меньшинства) сил. Однако, о чем не перестают предупреждать российских политиков и политологов отечественные специалисты: «Государство ни в коем случае не должно превращаться в игрушку в руках меньшинств, при помощи которой они могут навязывать свою волю большинству» [1, с. 138]. «Государство, проводя экономическую, социальную и культурную политику, должно исходить из представлений большинства, только тогда его можно считать демократическим» [1, с. 138]. К сожалению, Республика Южный Судан еще слишком молода, чтобы быть истинно независимой. И пока не взрастит своих грамотных политиков, управленцев, хозяйственников, так и будет вместо развития деградировать, обрекая народ на болезни, голод, разруху, нищету.
Насилие и жестокость, сопровождающие конфликт, породили массу проблем в РЮС, особенно они коснулись женщин и детей, которые оказались «в плену страстей и страхов» [2, с. 111]. По состоянию на середину 2018 г. число жертв военно-политического кризиса исчисляется десятками тысяч человек. Количество беженцев из Южного Судана, согласно докладу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) за 2017 г., насчитывает 2,4 млн чел., большинство из которых молодежь, женщины и дети [3]. Для сравнения: за первый год вооруженного конфликта - 1,8 млн чел. [4, с. 28]. В этой категории южносуданцы занимают третье место в мире после покинувших свои дома сирийцев (6 млн чел.) и афганцев (2,6 млн чел.). Для сведения: всего в прошлом
2017 г. в мире 68,5 млн чел. вынуждены были спасаться бегством [3].
Помимо реальной угрозы быть убитыми, изнасилованными, взятыми в плен, беженцами движет страх умереть от голода или болезней. Туберкулез, гепатит, малярия уносят тысячи жизней. По сообщениям местных СМИ, из-за отсутствия вакцинации отмечены частые случаи заражения корью, особенно среди детей [5], в июне 2018 г. зафиксировано многократное увеличение распространения ВИЧ-инфекции среди населения, особенно среди молодежи [6]. Эта чума XX и XXI вв. распространяется по миру с арифметической прогрессией. В соседней Уганде в 2011 г. было зафиксировано порядка 140 тыс. чел., только в 2017 г. добавилось 46 тыс. новых зарегистрированных случаев инфицирования, а всего количество носителей вируса, по сообщениям угандийских СМИ, в соседней с Южным Суданом стране составляет 1,3 млн чел. [7]. Если и есть подобная статистика по Южному Судану, СМИ ее замалчивают.
По оценкам профильных организаций ООН (в том числе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, ФАО), в Южном Судане велик риск вспышки массового голода [8, 9, 10]. Согласно международной интегрированной шкале продовольственной безопасности (IPC), РЮС уже относится к фазам 3 (кризис), 4 (чрезвычайная ситуация) и даже 5 (катастрофа) (см. Табл. 1, 2, 3). В январе
2018 г. 5,3 млн чел. (48% всего населения РЮС) [11, с. 3] испытывали серьезные проблемы, связанные с продовольственным обеспечением, в феврале-апреле - 6,8 млн чел. (56,8%) [11, с. 4], мае-июле - 7 млн чел. [11, с.5]. Особенно чреваты последствия голода для молодых, растущих организмов, которым в большей степени, чем зрелым, требуются хорошее сбалансированное питание и здоровый образ жизни. По данным Детско-
го фонда ООН (ЮНИСЕФ), в Южном Судане от хронического недоедания страдают примерно 237 тыс. детей [9, 10].
Таблица 1
Распределение населения по категориям продовольственной безопасности
в январе 2018 г.
Административная единица (штат) Население (чел.) Фаза 1 (минимальный уровень) Фаза 2 (стрессовый уровень) Фаза 3 (кризисный уровень) Фаза 4 (чрезвычайная ситуация) Фаза 5 (катастрофа) % населения (чрезвычайная ситуация и катастрофа)
Центральная Экватория 1,060,191 80,000 430,000 515,000 40,000 - 52,1
Восточная Экватория 994,188 265,000 410,000 235,000 80,000 - 31,8
Джонглий 1,744,475 235,000 555,000 675,000 280,000 - 54,7
Озерный 1,225,771 275,000 440,000 400,000 105,000 - 41,4
Северный Бахр-эль-Газаль 1,401,961 195,000 440,000 675,000 90,000 54,6
Юнити 970,292 85,000 360,000 450,000 80,000 - 54,4
Верхний Нил 1,055,944 115,000 290,000 475,000 180,000 - 61,8
Вараб 1,390,598 225,000 505,000 540,000 120,000 - 47,5
Западный Бахр-эль-Газаль 642,050 150,000 150,000 215,000 30,000 45,0
Западная Экватория 760,463 235,000 360,000 160,000 5,000 21,7
Всего 11,145,932 1,860,000 3,940,000 4,340,000 1,010,000 - 48,0
Источник:
11, с. 3].
Таблица 2
Распределение населения по категориям продовольственной безопасности ___в феврале-апреле 2018 г.___
Административная единица (штат) Население (чел.) Фаза 1 (минимальный уровень) Фаза 2 (стрессовый уровень) Фаза 3 (кризисный уровень) Фаза 4 (чрезвычайная ситуация) Фаза 5 (катастрофа) % населения (чрезвычайная ситуация и катастрофа)
Центральная Экватория 1,060,191 60,000 365,000 545,000 90,000 - 59,9
Восточная Экватория 994,188 205,000 415,000 260,000 115,000 - 37,7
Джонглий 1,744,475 155,000 395,000 690,000 475,000 25,000 68,4
Озерный 1,225,771 235,000 420,000 425,000 145,000 - 46,5
Северный Бахр-эль-Газаль 1,401,961 125,000 375,000 705,000 200,000 64,4
Юнити 970,292 45,000 230,000 465,000 205,000 25,000 71,6
Верхний Нил 1,055,944 90,000 290,000 475,000 200,000 - 64,0
Вараб 1,390,598 200,000 450,000 535,000 210,000 - 53,4
Западный Бахр-эль-Газаль 642,050 110,000 150,000 235,000 50,000 52,3
Административная единица (штат) Население (чел.) Фаза 1 (минимальный уровень) Фаза 2 (стрессовый уровень) Фаза 3 (кризисный уровень) Фаза 4 (чрезвычайная ситуация) Фаза 5 (катастрофа) % населения (чрезвычайная ситуация и катастрофа)
Западная Экватория 760,463 175,000 330,000 195,000 60,000 - 33,6
Всего 11,145,932 1,400,000 3,420,000 4,530,000 1,750,000 50,000 56,8
Источник: [11, с. 4].
Таблица 3 Распределение населения по категориям продовольственной безопасности в мае-июле 2018 г.
Административная единица (штат) Население (чел.) Фаза 1 (минимальный уровень) Фаза 2 (стрессовый уровень) Фаза 3 (кризисный уровень) Фаза 4 (чрезвычайная ситуация) Фаза 5 (катастрофа) % населения (чрезвычайная ситуация и катастрофа)
Центральная Экватория 1,060,191 60,000 320,000 575,000 105,000 - 64,2
Восточная Экватория 994,188 200,000 360,000 295,000 140,000 - 43,7
Джонглий 1,744,475 100,000 320,000 640,000 595,000 90,000 75,9
Озерный 1,225,771 185,000 365,000 435,000 240,000 - 55,1
Северный Бахр-эль-Газаль 1,401,961 75,000 285,000 705,000 335,000 74,3
Юнити 970,292 45,000 185,000 415,000 275,000 55,000 76,4
Верхний Нил 1,055,944 80,000 250,000 440,000 285,000 5,000 68,9
Вараб 1,390,598 145,000 400,000 565,000 280,000 - 60,8
Западный Бахр-эль-Газаль 642,050 75,000 140,000 235,000 90,000 5,000 60,6
Западная Экватория 760,463 150,000 340,000 210,000 60,000 - 35,5%
Всего 11,145,932 1,115,000 2,965,000 4,515,000 2,405,000 155,000 63,4
Источник: [11, с. 5].
Сравнивая аналогичный период 2017 г., можно констатировать не только повышение доли людей в категории высокого риска (фазы 3 и 4), но и переход населения четырех административных единиц (Джонглей, Юнити, Верхний Нил, Западный Бахр-эль-Газаль) в 5 (катастрофическую) фазу.
Российские эксперты со ссылкой на слова министра сельского хозяйства РЮС Ане Ито Леонардо прогнозировали наихудший с начала обретения независимости сценарий «голодного сезона», ожидая рост количества нуждающихся с нынешних 5,3 до 7,1 млн чел. (63% населения РЮС) [12], что, собственно, и наблюдаем к июлю 2018 г..
Ставшее явью предсказание ООН о рекордных для РЮС 7,1 млн голодных людей уже констатировал посетивший регион в июне с. г. Генеральный секретарь Норвежского совета по делам беженцев (Norwegian Refugee Council, NRC) Ян Эгеланн [13]. «Из того что я засвидетельствовал и что перемещенные лица говорили мне, ситуация развивается по худшему сценарию. Вдовы говорили мне, как их деревни были сожжены дотла, их мужья убиты, они остались с детьми, которых не могут ни накормить, ни защитить», - резюмировал увиденное своими глазами глава норвежской гуманитарной миссии [13]. Результатом его поездки стало возобновление гуманитарной помощи южно-
суданцам, приостановленное на некоторое время в мае 2018 г. из-за проблем с доставкой. Местные СМИ также информируют, что для снятия угрозы голода Всемирная продовольственная программа ( World Food Programme, WFP) продолжит осуществлять воздушную доставку продуктов питания [14].
Надо признать, что РЮС стала гуманитарной черной дырой, зависимой от внешней продовольственной помощи. Разрушены зарождавшиеся в 2011 г. на волне эйфории от независимости фермерские хозяйства, разорваны торговые связи, ограничен доступ фермеров к земельным ресурсам и продовольственным рынкам, происходит падеж скота из-за отсутствия необходимой вакцинации, сельскохозяйственный инвентарь приходит в негодность из-за полного хаоса - все это последствия разразившегося в декабре 2013 г. и продолжавшегося вот уже пятый год военно-политического конфликта.
За это время дети, родившиеся в 2011 г., вместо того, чтобы пойти в школу, вынуждены выживать в сущем аду. Удивляет, что официальные региональные источники приводят довольно сносные показатели, противоречащие данным ООН и правозащитных структур. Так, согласно региональной статистике, уровень неонатальной смертности из расчета на 1000 живорожденных младенцев на всей территории Северной Африки в последние годы уменьшается: с 22,6% в 2000 г. до 13,7% в 2015 г. [15, с. 56], из расчета на 1000 детей в возрасте до 5 лет - также уменьшается, с 44,3% в 2000 г. до 24,1% в 2015 г. [15, с. 54], и процент детей со сниженными медицинскими показателями в возрасте от 0 до 5 лет тоже уменьшается: в 2000 г. - 24,1%, в 2005 г. - 21,7%, в 2010 г. - 19,6%, в 2014 г. - 17,9%, в 2016 г. - 7,3% [15, с. 35], и материнский темп смертности из расчета на 100 000 рожениц тоже уменьшается: в 2000 г. - 113 чел., в 2005 г. - 95 чел., в 2010 г. - 82 чел., в 2015 г. - 70 чел. [15, с. 49].
Правда, оговоримся, все вышеприведенные данные касаются всей территории Северной Африки. В то время как, согласно данным того же источника, статистика по Южному Судану более удручающая. Так, уровень неонатальной смертности из расчета на 1000 живорожденных младенцев в Южном Судане с 2013 по 2015 годы колеблется в пределах 41-39% в сторону незначительного улучшения [15, с. 57], из расчета на 1 000 детей в возрасте до 5 лет - снижается с 99,2% в 2013 г. до 92,6% в 2015 г. [15, с. 55]. Темп материнской смертности в Южном Судане из расчета на 100 000 рожениц тоже по официальным данным незначительно, но снижается: с 810 чел. в 2013 г. до 800 чел. в 2015 г. [15, с. 51].
Несмотря на официальное понижение всех этих показателей, автору оно представляется несколько неточным в силу трудностей расчетов, связанных с массовыми передвижениями населения в регионе, а, возможно, и из-за стремления властей выдать желаемое за действительное. В любом случае, это сверхвысокие, критические характеристики ситуации в Республике Южный Судан и регионе в целом.
Истории жертв гуманитарной трагедии
К сожалению (а может, к счастью), автор этих строк не имеет возможности провести полевые исследования в районе гуманитарной катастрофы, но сегодня, в эпоху бурного развития IT, получить материал по изучаемой теме из разных информационных источников не представляет особого труда. Вопрос только в их достоверности или объективности. Поэтому автор данной статьи, будучи ни кем не ангажированным исследователем, опираясь на разные «вторичные» источники [в том числе 3, 8, 13], старается освещать сложившуюся трагическую для многих многодетных южносуданских семей ситуацию не просто как критическую на данный момент времени, но, анализируя истоки и природу их нынешних бед, пытается насколько это возможно прогнозировать дальнейшие последствия случившегося, ради будущих поколений южносуданцев.
С этой целью рассмотрим несколько историй из жизни многодетных семей, пострадавших во время военно-политического конфликта в РЮС.
История первая - из жизни еще довольно молодой женщины Надин (36 лет, нуэр). Она одна воспитывает восьмерых детей разного возраста и уже имеет на руках одного внука. Своего первого мужа она потеряла еще в 2005 г. во время гражданской войны в Судане, второго -во время конфликта 2016 г., спустя пять лет после обретения независимости РЮС. Рассказывая о своей жизни и жизни своей семьи, она не просто жалуется на судьбу, на отсутствие пропитания для детей, она констатирует полную безысходность. Вспоминая жуткие случаи своего изнасилования, она не видит выхода из сложившейся в стране ситуации, не видит будущего для своих детей. Главная ее мечта -накормить ребят и отправить в школу. «Если эти две вещи будут доступны, жизнь может быть хорошей», - непритязательно заявляет Надин. Заметим - по ее словам, может быть. Значит, она еще на что-то надеется. Но с чем или, точнее, с кем связывает Надин свои надежды? Как ни странно, она связывает свои надежды только с международным сообществом, которое «окажет давление на тех людей, кто не хочет мира» [13].
История другой женщины - Кугар (также 36 лет, нуэр) - мало чем отличается от первой. Тоже вдова, тоже одна растит четверых детей: троих девочек (15, 13, 5 лет) и одного мальчика (7 лет). Своего мужа она потеряла во время вспышки насилия в РЮС в 2013 г. Тогда она была беременна младшей дочкой и чуть не лишилась собственной жизни и жизни ребенка, когда они с детьми в течение шести дней бежали из Бентиу от вооруженных людей. На седьмой день укрылись в южной части Манкиен в регионе Майом (Северный штат Лич), где и живут уже пятый год. Живут очень плохо, постоянно испытывают нехватку питания, часто оставаясь по три-пять дней вообще без еды. Кугар считает удачными дни, когда в реке есть кувшинки, из которых можно приготовить кашу. В лесу они с детьми собирают дикие фрукты и дрова для приготовления еды, но там много опасностей: от возможности нападения диких зверей до вероятности быть изнасилованными. Есть, правда, у них четыре козы, корова и теленок - что, собственно, немало, но, по свидетельству Кугар, скот дает немного молока, а вот убивать корову/козу в их культуре с целью еды не принято, только для жертвы Богу - сетует женщина. Живут они в доме, покрытом соломой, поэтому ее мечта покрыть дом пластмассовым листом. Свои надежды она связывает с детьми, хочет, чтобы они жили в безопасности. Но как этого добиться, она не знает, ибо дети лишены не только детства, но и элементарных сил [13]. «Когда я провожу три-четыре дня без еды, я не в состоянии проснуться, - рассказывает ее средняя дочь (13 лет). - Я просто лежу на земле и не могу встать, нет сил. У меня нет обуви, ручек и тетрадей чтобы идти в школу» [13]. Кстати сказать, со слов представителя ЮНЕСКО в РЮС Сардара Умара Алама, по состоянию на июль 2018 г. в Южном Судане не посещают школу 2,2 млн подростков и по прогнозам эта цифра возрастет до 2,4 млн, если не будут приняты кардинальные меры [16].
История Саймона (11 лет, нуэр), потерявшего мать и брата, также удручающая. Живет он в лагере вынужденных переселенцев в Джубе с отцом, четырьмя сестрами и двумя братьями. Рассказывает, что, вспоминая события 2013 г., когда вооруженными мужчинами были убиты его мать и брат, он кричит от страха и молит Бога о том, чтобы все забыть. До военного кризиса, по словам мальчика, у его отца была очень хорошая работа, тот планировал отдать сына в школу, купив ему форму, тетради, ручки - но теперь жизнь в лагере для них очень плоха, потому что отец безработный, нет денег. Мальчику часто снятся кошмары - например, что отец убит. Но есть и мечты: чтобы отец купил еду, мыло, простыни, новую школьную форму, книги, ручки, чтобы его взяли в школу-интернат, и чтобы отец привел работу в порядок. Есть у Саймона и мечты на перспективу - в будущем он хочет стать доктором и лечить больных людей. А по-
этому, считает он, очень важно пойти в школу и получить образование. Тогда - добавляет совсем не по-детски взрослый малыш - он сможет «помочь своему отцу и людям Южного Судана в целом». «Моя надежда на Южный Судан состоит в том, что все люди в стране будут жить в мире и любить друг друга, даже враги, заботиться друг о друге, чтобы поддержать свою страну. Я уверен, что однажды будет мир в Южном Судане, и мы все вернемся в Джубу и будем жить счастливой жизнью» [13].
А вот история южносуданца Мэджока (сейчас ему 45 лет, нуэр). Сегодня он учитель-волонтер, наставник, тренер и лидер молодежи в лагере беженцев. Родом он из Джубы, но до обретения РЮС независимости поехал в Хартум и женился на местной девушке Терезе (сейчас ей 35 лет, нуэр). Оба получили там прекрасную работу, а потом, будучи специалистами по экономике и финансам, переехали в Южный Судан. В Джубе приобрели дом, автомобиль, компьютеры и т.д... Дети (их пятеро) ходили в хорошие школы. Но в 2013 г. во время гонений на представителей народности нуэр им пришлось бежать в UNIMISS (UnitedNations Mission in South Sudan).
Напомним, что именно тогда президент Киир (динка) отстранил вице-президента и председателя правительства Мачара (нуэр) от всех должностей, в результате чего последний собрал оппозицию и конфликт перерос в крупнейший военно-политический кризис в стране, повлекший за собой необратимые последствия. Думал ли когда-нибудь Мэджок, что будет поневоле внутренне перемещенным в своей стране или, еще хуже, беженцем? Конечно, нет. «Южносуданская независимость означала для нас свободу, -говорит Мэджок. - Когда мы получили нашу независимость, мы были очень счастливы и жили в гармонии, мире, не было убийств людей, никаких преследований, мы развивались свободно, без страха. К сожалению, политический кризис нас оставил ни с чем» [13].
Заметим, Мэджок, как человек образованный, причину страданий южносуданского народа видит в политических противоречиях, а отнюдь не в этнических распрях, хоть и подвергся гонениям как представитель нуэр. Планируя все же вернуться в родной дом в Джубе, свои надежды на будущее страны он возлагает на подрастающее поколение южносуданцев, не только на своих, но и чужих детей, поэтому в качестве волонтера и наставника сегодня передает им свои знания и опыт, воспитывает в них лидерские качества. «Кризис серьезно разделил людей Южного Судана; кто-то нашел убежище в соседних странах, другие внутренне перемещены. Нам нужен мир, чтобы мы могли снова жить вместе, - говорит Мэджок. - Я призываю международное сообщество оказать давление на наших лидеров, чтобы привести Южный Судан к миру» [13].
Как видим из всех выше приведенных интервью, собранных Генеральным секретарем Норвежского совета по делам беженцев Яном Эгелином во время поездки по РЮС в июне 2018 г., южносуданцы, будь то женщины, дети или мужчины, истоки кризиса видят не в этнических распрях, в чем пытаются убедить международное сообщество те, кто, используя технологии манипулирования, приложил к этому руку, южносуданцы причину видят именно в политических противоречиях власть имущих.
Однако, внимательный читатель наверняка обратил внимание на то, что собранные Яном Эгелином интервью несколько субъективны, ибо отражают точку зрения только представителей этнического меньшинства, одной народности - нуэр. И читатель будет прав. Ведь от военно-политического противостояния страдают обе стороны: и сторонники оппозиционного бывшего вице-президента, председателя правительства РЮС в изгнании Риека Мачара (нуэр), и те, кто остается верен своему легитимно избранному президенту Сальве Кииру (динка).
Поэтому при отсутствии свидетельств с противоположной стороны, на наш взгляд показательными должны стать не только и не столько факты, с регулярной периодичностью публикуемые в различных СМИ со ссылкой на пресс-службу ООН, доклады
Генерального секретаря ООН, сообщения ЮНИСЕФ и статистику Верховного комиссара ООН по делам беженцев, сколько факты их субъективного видения ситуации.
Очевидное-невероятное, или субъективное видение
19 августа 2016 г. со ссылкой на Доклад ООН и сообщение Associated Press многие ленты информационных агентств и иных средств массовой информации выходят с сенсационными заголовками: «Правительство РЮС забирает в армию детей», «Правительственные войска непризнанной республики Южный Судан начали массово рекрутировать в армию детей», «С начала 2013 г. под ружье в непризнанной республике встали 16 тыс. детей и подростков» и т.д. в том же духе [17, 18, 19]. Надо признать, что подобного толка сенсации действительно вызывают всплеск эмоций и негодования со стороны международного сообщества, в особенности защитников прав человека. Однако, феномен современной детской мелитаризации - явление, не изученное в научной литературе, поэтому требует особого внимания.
Для начала попробуем оценить манеру подачи, а также правомерность новостных формулировок и трактовок средствами массовой информации.
Во-первых, что касается «непризнанной республики»: после проведенного референдума в 2011 г. статус республики был официально утвержден, РЮС была признана международным сообществом в том же году на Генеральной ассамблее ООН, став членом этой организации. Не означает ли этот очевидный всем факт, что СМИ такими не то чтобы неточными а некорректными высказываниями только подрывают и накаляют обстановку в регионе? Факт необъективности налицо.
Во-вторых. Чтобы критиковать правительство РЮС и обличать его в насильственных действиях по отношению к детям и подросткам (с чем автор статьи отчасти согласна), нужно быть уверенными в точности формулировок, а для этого надо разобраться. Если речь идет о том, что 16 тыс. подростков взяли в руки оружие с начала 2013 г., как пишут СМИ, то безусловно такую молодежную политику правительства молодого, в то время только еще становящегося на ноги государства можно назвать кощунственно безответственной и разрушительной. Однако подводить статистику под начало года, возможно, не совсем верно, поскольку речь, должно быть, идет о мобилизованных несовершеннолетних подростках с конца 2013 г., с декабря, когда в республике после отставки Риека Мачара начались первые масштабные столкновения правительственных вооруженных сил и оппозиции. И в этом случае, учитывая исторический опыт Первой и Второй гражданских войн, в ходе которых выросло не одно поколение южносуданских мальчиков и девочек, с детства участвовавших в боевых действиях, всеобщую военную мобилизацию в декабре 2013 г. вполне можно оправдать традиционными социо-культурными и морально-нравственными ценностями народов, населяющих данный регион. Тем более, что в августе 2015 г., когда политикам удалось подписать мирное соглашение (сдерживавшее военные действия лишь на короткий период времени - меньше года), в стране прошла крупнейшая кампания по демобилизации, в ходе которой из вооруженных сил были отпущены 1 775 детей [18, 19].
К тому же надо сказать, что практика рекрутирования детей в армию с последующей демобилизацией существовала еще до обретения РЮС независимости. С первых лет существования Народно-освободительной армии Судана (НАОС), «... более 38 000 детей в возрасте до 18 лет были призваны в армию в Южном Судане за 19851999 гг.; большинство рекрутов, похоже, сосредотачивались на сиротах (хотя практика была основана на квотах от всех семейных типов) и лагерей беженцев из соседних стран» [20]. На эту тему доцент Школы психологии Университета Адис-Абебы Белау Тефера Кибрет даже написал научную статью, где приводит, конечно же, удручающие
данные характеристик своих детей-респондентов. По его словам, «война1 сильно влияла, дети стали дикими; мальчики были смущены; многие не хотели ходить в школу; они просто хотели сражаться» [20], солдаты видели, как мобилизованные дети, попадая в армию, «воссоединились с армией, просто потому, что они едва могли найти что-нибудь поесть» [20]. К тому же еще одной причиной вербовки было то, что «они (дети) не платили налоги» [20]. Словом, истоки детской мобилизации корнями уходят в историческое прошлое народов, населяющих данный африканский регион.
В-третьих. Читаем в средствах массовой информации, что к июлю 2016 г., к пятой годовщине независимости РЮС, «в ряды вооруженных групп встали более 650 подростков». Заметим, «в ряды вооруженных групп» - поэтому «трубить» о насильственной мобилизации в правительственные войска опять же не совсем корректно. Ибо к этому времени на территории региона появились не только различного рода оппозиционные вооруженные группы с привлечением наемников, но даже террористические бандформирования, своими действиями подрывающие демократические завоевания молодой, еще не окрепшей республики.
Так что, детская милитаризация (или призыв подростков в армию) - явление невероятное, но очевидное. И хотя оно недопустимо в современном обществе, но возникает как результат безответственной государственной молодежной политики и деградации самого общества в процессе модификации сознания под влиянием новых информационных и иных технологий манипулирования людьми.
Модификация сознания подрастающего поколения
Итак, совершенно очевидно, что 12-летние подростки, которые вынуждены наравне со взрослыми сражаться за свои идеалы, - это ненормальное явление для современного цивилизованного мира, так не должно быть. И этот факт, безусловно, является результатом неэффективного управления государством, последствием недальновидной молодежной политики властей, говорит о провальной работе руководства страны по становлению и развитию государства.
Но как бы нам и всему мировому сообществу ни казалась кощунственной детская милитаризация (призыв подростков в армию), объективно оценить с точки зрения морального релятивизма необходимость столь радикальных мер мы, иноземцы и иноверцы, все же не в состоянии, - прежде всего, в силу разного с африканцами менталитета. К тому же в масштабах глобальной политики вообще не существует абсолютного добра, равно как и абсолютного зла, эти понятия условны, как условны моральные нормы и объективны или субъективны критерии нравственности. Все относительно. Поэтому вопрос мобилизации подростков все же должен оставаться исключительно в компетенции государства.
К тому же в периоды, когда отечество в опасности, с сознанием человека происходят необъяснимые метаморфозы. Одни могут дезертировать, бежать, прятаться от опасности, другие, наоборот, проявлять удивительную храбрость и даже героизм. Особенно такое изменение (или модификация) сознания свойственна молодым людям. Например, советские подростки в годы Великой Отечественной войны, мальчики и девочки, движимые чувством долга, патриотизма, справедливости, зачастую приписывая себе возраст, шли на фронт, сражались в партизанских отрядах, помогали взрослым в полевых госпиталях и на военных заводах. И насильно никто их к этому не принуждал. Патриотизм - достойная черта национального характера. Вот и у южносуданских подростков вполне могут быть свои образцы для подражания, такие как: Феликс Уфуэ-
1 Речь идет о Второй гражданской войне - прим. Т.К. Ученые записки Института Африки РАН № 4 (45), 2018
Буаньи, Нельсон Мандела, Гамаль Абдель Насер, Патрис Лумумба, в конце концов, свой харизматичный лидер Народной армии освобождения Судана (НАОС) Джон Га-ранг де Мабиор, погибший в авиакатастрофе в июле 2005 г..
Поэтому, если южносуданские подростки, выросшие в условиях постоянных гражданских войн, впитавшие с молоком матери необходимость не только трудиться наравне со взрослыми членами большой многодетной семьи, но и защищать свой дом, свою землю, свои идеалы, берут в руки оружие, - такая их добровольная мобилизация понятна, объяснима и в этом случае даже может быть оправдана.
Другое дело, когда правительству приходится применять грубое насилие в отношении молодых людей, не желающих служить в национальной армии, а предпочитающих бежать в соседние страны, в Европу или Америку в поисках лучшей жизни. В этом случае власти виноваты, и прежде всего потому, что допустили модификацию сознания своего главного национального ресурса, уделяя мало внимания молодежной политике, выбирая другие приоритеты. А молодые люди тем временем, при отсутствии объективной информации местных СМИ, под влиянием глобализации и интеграции в молодежный социум иных культур, подвергались обработке зарубежных манипуляторов и становились подконтрольными им и совершенно не управляемыми местными властями.
Так было в Тунисе [21], Египте [22], Руанде [23] и прочих странах [24], где до Южного Судана были опробованы подобные технологии. А сейчас только «расширяются масштабы использования спецслужбами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств» [25]. И об этих информационных угрозах, о состоянии информационной безопасности своего народа, детей, женщин, молодежи государственные мужи должны думать заранее, чего не сказать про южносуданское руководство.
Не учли власти РЮС и то, что в модификации сознания молодых людей заинтересованы и террористические организации, успешно использующие ставшую сегодня естественной зависимость от информационных технологий. В этой связи уместно вспомнить, какую роль сыграли социальные сети в разжигании массового недовольства молодежи своими правящими режимами, которые ранее (так же как и легитимно избранный президент С. Киир) считались достаточно влиятельными, Различные террористические организации «широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечение к террористической деятельности новых сторонников» [25].
О применении /Г-технологий по производству революций сегодня немало написано, фактов более чем предостаточно. Но еще раз напомнить об этом инструменте по модификации сознания молодых людей автор считает необходимым. Так, исполнительный директор по маркетингу корпорации Google Уэил Гоним в одном из своих интервью американской телекомпании CNN, говоря о египетской революции, отметил, что «эта революция началась он-лайн. Эта революция началась в Facebook. Эта революция началась в июне 2010 г., когда сотни тысяч египтян начали совместно работать по созданию контента» [25].
Поэтому, учитывая горький опыт Туниса, Египта, Руанды, принимая во внимание рекомендации авторитетных международных организаций по использованию положительных сторон и ограничению отрицательного воздействия информационных технологий на подрастающее поколение [25, 26], южносуданские власти должны были не только разработать и принять свою Доктрину информационной безопасности, но и вы-
страивать свою молодежную политику стратегически грамотно, делая ее приоритетной. Но, увы, им не хватило на это ни политического опыта, ни образования, ни мирного времени.
Бедная богатая страна
А между тем южносуданцы - крепкие, молодые, амбициозные, энергичные, десятилетиями добивавшиеся независимости Юга от Севера и завоевавшие в 2011 г. право на суверенитет, - мечтали совсем о другой жизни. И у них были на то все основания.
Прежде всего, это фундамент, на котором должно было строиться молодое независимое государство, - то есть его богатые природные ресурсы, которых на территории было не счесть (ведь 75% нефти, добываемой на всей территории Судана, были сосредоточены именно в южной части). И в этом смысле регион действительно привлекательный, считается третьим (после Анголы и Нигерии) по запасам нефти в Африке. По оценкам экспертов, запасы нефти в РЮС составляют от 3,75 млрд до 5 млрд баррелей, с возможностью добычи в 470-550 баррелей в сутки [27, с. 296]. Кроме нефти, Южный Судан богат запасами газоконденсатных жидкостей - 500 млн тонн [28, с. 27], природного газа - 62 млрд куб м [28, с. 32]. Также здесь имеются залежи железной руды, меди, хромосодержащих руд, цинка, вольфрама, слюды, серебра и золота [27, с. 296]. Пользуется спросом древесина (тиковое дерево). «Южный Судан с его обширными плодородными землями мог легко быть корзиной для хлеба для всей Африки», - сетовал вернувшийся из поездки по РЮС в июне 2018 г. Генеральный секретарь Норвежского совета по делам беженцев [13]. Естественно, такой богатый природными ресурсами регион вполне мог стать экономически развитой независимой страной.
К тому же, довольно существенным основанием для положительной реализации всех открывшихся перспектив (от обретения Южным Суданом независимости и выбора демократического пути развития) стал сам факт состоявшегося с 9 по 15 января 2011 г. референдума. Уже после трех из семи дней голосования был достигнут 60-процентный порог, требуемый для признания законности проведенных выборов. По свидетельству председателя комиссии референдума Мохаммеда Ибрагим Халиля, 98,83% жителей Юга высказались в поддержку независимости. «Проголосовавших за единство было 44 888 чел., т.е. 1,17%», - уточнил он [29].
И самой главной причиной, позволяющей рассчитывать на успех построения молодого демократического государства, его рост и развитие, было то, что базовую, весомую долю участвующих в голосовании составили молодые люди, желающие видеть свою страну свободной, обновленной и перспективной. Как раз на этот фактор и нужно было властям делать ставку, ибо именно молодежь способна принести потенциальный демографический дивиденд своей стране и реально повлиять на развитие экономики. А учитывая то, что средний возраст жителей, населяющих Субсахарскую Африку, составляет 20 лет (данные на 2018 г.), а темпы прироста населения в африканских странах считаются самыми высокими в мире и составляют 2,5% в год, сохраняя социокультурные традиции с идеей многодетной семьи (в среднем 6 чел.) и ранней трудовой занятостью, южносуданские власти вполне могли рассчитывать на демографические дивиденды уже в самом недалеком будущем.
Как видим, все факторы были за то, чтобы молодая Республика Южный Судан росла и развивалась. Однако этого не случилось. Богатая природными и человеческими ресурсами страна сегодня влачит бедное существование, погрязнув в ожесточенном военно-политическом конфликте. А молодежь, потерявшая ценностные ориентиры, бежит прочь из страны, где царит коррупция, насилие и беззаконие.
Поэтому делать прогнозы о будущем богатого, но бедного Южного Судана не представляется автору возможным. Даже предсказания авторитетных африканистов о том, что «начиная примерно с 2030 г. центр мирового демографического роста переместится в Африку» [30, 31, 32], сегодня, в связи с увеличением потока беженцев из Африки, в основном молодого возраста, можно назвать очень смелыми. Ведь только из Южного Судана, по сведениям Верховного комиссара ООН по делам беженцев Филип-по Гранди, за годы конфликта свои дома покинула треть его жителей, причем 63% беженцев - несовершеннолетние [3]. Поэтому, несмотря на то, что в 2011 г. в РЮС реально был демографический потенциал [33], сегодня говорить о каких-либо «демографических дивидендах» в экономику страны явно не приходится. Как видим, даже на примере Южного Судана по состоянию на 2018 г. «демографический разброс по странам континента значителен» [34, с. 83].
Однако, еще в 2015 г. первая женщина, избранная в 2011 г. председателем Тунисской конфедерации промышленности, торговли и ремесел (иТ1СА), лауреат Нобелевской премии Уэйд Бушамауи предупреждала, что растущее молодое население может стать плюсом для Африки, а может быть и бомбой замедленного действия. Это, по ее словам, зависит от того, какую политику в отношении молодежи проводит правительство [35] На «необходимые, но не всегда достаточные условия для экономического рывка африканских стран» [30, 31, 32] указывали в своих научных работах и российские экономисты-африканисты, прогнозируя в недалеком будущем «демографические дивиденды».
И тут надо сказать, что молодежь РЮС действительно могла бы стать огромной силой для своей страны, мощным национальным ресурсом с демографическим дивидендом (как это случилось, скажем, в Руанде), но только в том случае, если в стране велась бы грамотная молодежная политика, направленная на обеспечение подрастающего поколения хорошим медицинским обслуживанием, достойным современным образованием, нормальными человеческими условиями для развития каждой отдельной личности и общества в целом. В противном случае демографические дивиденды будут получать совсем другие страны, те, куда устремили свои взоры молодые люди, бегущие с континента. Достаточно вспомнить, как использовался рабский труд молодых африканцев в период с XVI по XIX вв., когда в страны Нового Света прибыли более десятка миллионов человек. Поэтому нет никакой гарантии, что история не повторится снова и африканцы вновь не пополнят международный рынок труда дешевой рабочей силой. И тенденция эта уже наблюдается. По прогнозам УВКБ, «число беженцев превысит 3 млн чел.» [36, 37].
Итак, возможность прорыва в экономическом развитии Республики Южный Судан не реализовалась. Претворить в жизнь построение экономически развитого демократического государства не удалось по причине развязанного в регионе военно-политического конфликта, повлекшего за собой гуманитарную катастрофу. Бесспорно (и это уже общепризнанный в научных и дипломатических кругах факт), что основным инструментом стало вовлечение народных масс, в основном молодежи, в бесконечные междоусобные конфликты, тормозящие строительство суверенного государства и развитие самостоятельной экономики. По мнению авторитетных экспертов, как правило, «главными разобщающими факторами, угрожающими существованию государства, становятся трайбализм, борьба за власть и контроль над ресурсами между элитами» [38, с.34]. Однако, не менее важным обстоятельством образа действий власть имущих, в лице президента Сальвы Киира и вице-премьера Риека Мачара, стало и отсутствие у них какого бы то ни было политического, дипломатического, управленческого, хозяйственного опыта, что и позволило глобальным финансовым игрокам вселить раздор не только между ними, но и между всем населением РЮС. В результате те самые -
крепкие, молодые, энергичные, десятилетиями добивавшиеся независимости -южносуданские парни и девушки, движимые мнимыми идеалами, сфабрикованными любителями передела собственности и сфер влияния, направили свою энергию не на созидание, а на разрушение.
«Молодые африканцы должны взять на себя ответственность за свои судьбы, - полагает Валеру Аделин Фалле из ассоциации добровольцев, занимающихся пропагандой идеалов ЮНЕСКО. - Вся проблема заключается в том, чтобы показать, что мы, молодежь, можем стать лидерами завтрашнего дня, строителями нашего континента» [35]. По его мнению, «если в настоящее время Африка переживает кризисы, это отчасти потому, что она маргинализировала свою молодежь в ведении общественных дел» [35].
Поэтому, как знать, может, все же вектор переменится и заработают рычаги, сдерживающие миграционные процессы, и те же молодые люди, но уже с опытом зарубежной мирной жизни, вернутся на свою родину с тем, чтобы в память о предках и во имя своих детей сделать ее свободной от варваров и стабильной экономически. Может быть, это и утопия, однако надежда все же есть. Так, например, Группа африканских организаций развития (Л/ПБ) запустила новый проект - Стратегию для молодежи в Африке (ЦУЛ) на 2016-2025 гг., цель которой в оказании поддержки африканской молодежи [39, 40].
К тому же, пока готовилась статья, во внешней и внутренне политике РЮС произошли не большие, но существенные и позитивные изменения. Так что, возможно, появятся и шансы на то, что постепенно и политические лидеры ведущих мировых держав, и глобальные финансовые игроки поймут, насколько трудно решать миграционные проблемы и насколько важно сохранить африканский континент не только в качестве сырьевой базы, но и в качестве источника мирового прироста трудовых ресурсов, покупательского спроса, возможностей для развития мировой цивилизации, и наконец-то сделают ставки на молодежь созидательную.
Постскриптум.
Заметный процесс и вехи достигнутого
Ну вот, кажется, медленно, но все же наступает благоприятное время для роста и развития. Наконец-то процесс Национального диалога РЮС [41], о котором еще 14 декабря 2016 г. объявил и в отношении которого подписывал указ президент РЮС Сальва Киир, чтобы «положить конец насильственным конфликтам в Южном Судане, восстановить национальный консенсус, спасти страну от распада и вступить в новую эру мира, стабильности и процветания» [42, 43], этот процесс начинает быть не только заметным, но и результативным. Национальным диалогом были охвачены 32 штата. Конечно, без привлечения влиятельных оппозиционных лидеров к консультациям и некоторых обоюдных уступок здесь не обошлось. Со своей стороны, Совет Безопасности ООН дожал принятие решения враждующими политиками о заключении перемирия тем, что 13 июля 2018 г. девятью голосами «за» и шестью «воздержавшимися» принял Резолюцию № 2428, согласно которой, начиная с 31 мая 2019 г. все государства-члены должны прекратить поставки оружия в Южный Судан [44, 45]. И вот, чудо, 5 августа 2018 г. в Хартуме стороны конфликта подписали окончательный мирный договор, предусматривающий разделение власти в стране и возвращение в правительство лидера повстанцев Риека Мачара на должность первого вице-президента [46]. Так что Национальная конференция по Диалогу, намеченная на конец 2018 г., должна пройти конструктивно для обеспечения дальнейшего роста и развития южносуданского общества и демократического государства.
Источники
1. Исаев А.К.. Социальные конфликты в современной России и совершенствование действующего законодательства. День знаний в Университете. СПб., 2017, вып.23.
2. Кочанова Т.В. Место и роль женщин в становлении государственности Республики Южный Судан, выработке политического курса и в управлении страной. Женские организации как форма политического и социокультурного самовыражения (африканский опыт) Ксено-фонтовой Н А. и Крыловой Н.Л. (ред.), М., ИАфр РАН, 2017, с. 101-118.
3. Доклад Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) Филиппо Гранди. Новости ООН. 19 июня 2018 www.news.un.org/ru/story2018/06/1332582 (дата обращения 29.06.2018)
4. Доклад 2014/2015 по правам человека в современном мире. https://amnesty.org.ru/sites/ default/files/amnesty-report-2014-RU (дата обращения 25.06.2018)
5. Судан Трибьюн 27.06.2018. www.sudantribune.com/-News, а также https://www.sudan-tribune.com/spip.php?article1616 (дата обращения 28.06.2018)
6. Радио Тамазудж 25.06.2018 https://radiotamazuj .org/en/news (дата обращения 26.06.2018)
7. Нью Вижн 20.06.2018 https://www.newvision.co.ug/news (дата обращения 21.06.2018)
8. ФАО изыскивает средства для срочной помощи Южному Судану. Представитель ФАО в Южном Судане Серж Тиссо о ситуации в РЮС. Новости ФАО. http://www.fao.org/ af-rica/news/detail-news/ru/ (дата обращения 23.01.2018)
9. Вспышка голода в Южном Судане. Новости Детского фонда ООН/ЮНИСЕФ. https://blogs.unicef.org/search/South+Sudan (дата обращения 23.01.2018)
10. Южный Судан Медицина №1602977 https://polpred.com/news?ns=1&cs%5B258%5D =on&fulltext=clr&fulltext=on&period_count= 1 (дата обращения 23.01.2018)
11. Карты РЮС. Международная интегрированная шкала продовольственной безопасности IPC. Integrated food security phase classification. The Republic of South Sudan. https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/IPC_SouthSudan_AcuteFI_Jan-July_%202018.pdflPC (дата обращения 07.06.2018)
12. Вартанян А.М. О рисках продовольственной безопасности в Южном Судане. www.iimes.ru (дата обращения 01.05.2018)
13. Генеральный секретарь Норвежского совета по делам беженцев посетил Южный Судан. Пресс-релизы. https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-LL3cZjz (дата обращения
07.06.2018 07.06.2018 07.06.2018 07.06.2018 07.06.2018 07.06.2018
https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-ZPsTmz5 (дата обращения
https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-X9cqsFg (дата обращения
https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-6sNvf4Q (дата обращения
https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-pfP2W9r (дата обращения
https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-KRfNnn9 (дата обращения
.https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-KsjnNFj (дата обращения
07.06.2018)
14. Всемирная Продовольственная программа продолжит осуществлять помощь РЮС. Судан Трибьюн 28.06.2018 https://www.sudantribune.com/spip.php?article (дата обращения 29.06.2018)
15. Доклад об устойчивом развитии Африки 2017 г. Africa Sustainable Development Report 2017, https://www.uneca.org/publications/2017-africa-sustainable-development-report (дата обращения 29.06.2018)
16. 2,2 миллиона детей школьного возраста выбыли из школ в Южном Судане. Судан Трибьюн 03.07.2018 https://www.sudantribune.com/spip.php?article65787 (дата обращения 04.07.2018)
17. Правительство Южного Судана забирает в армию детей. С начала 2013 г. под ружье в непризнанной республике встали 16 тыс.детей и подростков. ИА REGNUM. 19.08.2016. https://regnum.ru/news/2168891.html (дата обращения 25.08.2018)
18. Южный Судан: демилитаризация 1775 детей. Новости Детского фонда ООН/ЮНИСЕФ. https://blogs.unicef.org/search/South+Sudan (дата обращения 25.08.2018)
19. ЮНИСЕФ; С 2013 г. в Южном Судане 16 тыс. детей взяли в руки оружие. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3550231 (дата обращения 25.06.2018)
20. Кибрет Б.Т. (2015) Вооруженный конфликт, нарушение прав ребенка и последствия для перемен. J Psychol Psychother 5: 202. doi: 10.4172 / 2161-0487.1000202. https://russia.omicsonline. org/open-access/armed-conflict-violation-of-child-rights-and-implications-for-change-2161 -0487-1000202.php?aid=58717&view=mobile#corr (дата обращения 26.06.2018)
21. Кофанов И.Т. Тунис: от авторитаризма к демократии? Азия и Африка сегодня. 2015. № 12 (701), с. 39-43.
22.Ближний Восток и Северная Африка. Процессы модернизации и международная безопасность. Ткаченко А.А. (ред.) М., ИАфр РАН, 2016, 375 с.
23. Филиппов В.Р. «Франсафрик»: тень Елисейского дворца над Черным континентом. М., Телеком, 2016
24. Arpad B (2002) Психологический статус детей Сараево после войны: 1999-2000 годы. Croatian Medical Journal CMJ vol.43, № 2, рp. 213-220. Psychological Status of Sarajevo Children after War: 1999-2000 Survey. Croatian Medical Journal CMJ, vol. 43, № 2, рp. 213-220. http://www.cmj.hr/2002/43/2/11885050.htm (дата обращения 26.08.2018)
25. Доктрина информационной безопасности РФ. Глава 3. Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности. Российская газета 6.12.2016. https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения 07.12.2016)
26. Положение детей в мире. Доклад ЮНИСЕФ Дети в цифровом мире. 2017, гл. 5. https://www.unicef.org/S0WC2017 (дата обращения 05.01.2018)
27. Костелянец С.В. Дарфур: история конфликта. М., ИАфр, 2014, 386 с.
28. Бежанова М.П., Стругова Л.И. Ресурсы, запасы, добыча, потребление и цены важнейших полезных ископаемых мира (на начало 2014 года). Всероссийский научно-исследовательский институт геологии зарубежных стран ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИЯ», М., 2015
29. Итог референдума: Южный Судан выбрал независимость. BBC, NEWS. Русская служба https://www.bbc.com/russian/international/2011/02/110207_south_sudan_vote_final (дата обращения 29.06.2018)
30. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л (2017) Потенциал Африканского континента в стратегии развития российской экономики. Мировая экономика и международные отношения, т. 61, с. 24-36.
31. Абрамова И.О. (2015) Африканская трансграничная миграция и проблемы международной безопасности. Ученые записки Института Африки РАН, № 2(33), с. 127-136.
32. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. (2017) Большие вызовы XXI века: Африка в глобальных торговых коллаборациях. Ученые записки Института Африки РАН, № 3 (40), с. 14-26
33. Статистика. Демографический потенциал. https://esa.un.org/Unpd/wpp/Publications/Files/ WPP2017_Volume-II-Demographic-Profiles.pdf (дата обращения 23.07.2018)
34. Крылова Н.Л., Рыбалкина И.Г. Юные африканцы. Особенности социальных практик и их роль в формировании молодого поколения. Ученые записки Института Африки РАН, 2018, №3, с ???
35. Прогресс Африки зависит от творческой энергии молодежи https://www.afdb.org/en/ news-and-events/africas-progress-depends-on-the-creative-energy-of-its-youth-says-nobel-co-laureate-17791/ (дата обращения 23.01.2018)
36. За годы конфликта в Южном Судане свои дома покинула треть его жителей. Общество: ООН-Южный Судан-Беженцы-Мнение. ТАСС. http://www.clients.tass-online/?page=print&lang ID= 1&aid=11187700& от 13.12.2017 (дата обращения 19.12.2017)
37. ООН попросила 3,2 млрд долл. для нуждающихся в Южном Судане. ТАСС 01.02.2018. http://www.clients.tass-online.ru//?langID=1 (дата обращения 15.03.2018)
38. Наумкин В.В. Кризис государств-наций на Ближнем Востоке. Международные процессы, т. 15, 2017, № 2(49), с. 27-43.
39. Прогресс Африки зависит от творческой энергии молодежи https://www.afdb.org/en/ news-and-events/these-young-africans-dream-of-becoming-the-next-mandela-nasser-adesina-wangari-maathai-or-houphouet-boigny-17754 (дата обращения 23.01.2018)
40. Стратегия для молодежи в Африке. (Л¥А). Группа африканских организаций развития (АГОВ). https://www.afdb.org/en/topics-and-sectors/initiatives-partnerships/jobs-for-youth-in-africa/what-is-the-jobs-for-youth-in-africa-strategy/ (дата обращения 23.01.2018)
41. Южный Судан. Национальный Диалог. https://www.ssnationaldialogue.org/events/event-consultation-structure/ (дата обращения 21.012.2017).
42. Выступление Его Превосходительства Президента Республики Южный Судан о начале Национального Диалога, 14.12.2016. https://paanluelwel2011.files.wordpress.com/ 2016/12/ presi-dent-kiir-адресно-к-нации-зе-колл-для-национально-диалог-инициативы-в-юго-sudan.pdf (дата обращения 20.12 2017).
43. Республиканский приказ № 08/2017 за восстановление национального диалога Руководящего комитета, 25 апреля 2017, https://paanluelwel2011.files.wordpress.com/ 2017/04 / прези-дентско-указ-reconsttitution-оф-национальный диалог-рулевом комитет-апрель-25-2017.pdf (дата обращения 02.12.2017)
44. Южный Судан. РИА Новости 25.07.2018 № 268550 1 https://polpred.com/news7ns =1&cs%5B258%5D=on&fulltext=clr&fulltext=on&periodcount=1 (дата обращения 28.06.2018)
45. Резолюция 2428. Совета Безопасности ООН. 13.07.2018. http://undocs.org/ru/S/RES/2428 (2018) (дата обращения 28.06.2018 г)
46. Южный Судан. РИА Новости № 2694203 от 05.082018. https://polpred.com/news? ns=1&cs%5B258%5D=on&fulltext=clr&fulltext=on&period_count=1 (дата обращения 28.06.2018)
WILL THE TIME OF GROWTH AND DEVELOPMENT OF THE YOUNG REPUBLIC OF SOUTH SUDAN COME?
© 2017 Tatiana Kochanova
KOCHANOVA Tatiana V., Senior Research Fellow of the Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. Russian Federation.123001, Moscow Spiridonovka str., 30/1, e-mail: [email protected]
Abstract. ne subject of this study is the young Republic of South Sudan (RSS), the "young " - both in terms of the age of an independent state, and in terms of its demographic potential. RSS, as a member of the United Nations and as a sovereign state, appeared on the world map in 2011, but, possessing super-rich natural resources, has not yet gained sustainable development, moreover, it fell into a deep military-political crisis.
Like most countries of the African continent, South Sudan had real demographic capacity, but the authorities were unable to extract any "demographic dividends" from the truly main national resource for the development of the country's economy, moreover, the number of refugees of young working age is constantly growing.
Through the example of South Sudan, which so hard achieved separation of the South from the North and failed to take advantage of the conquered democratic values, the article explores the understudied problem of modification of the consciousness of the younger generation, dictated both by the specifics of the deep historical and cultural tradition of the South Sudanese nationalities and by new trends in global evolutionary processes.
Studying the stories from the lives of multi-member families affected during the military-political conflict in the RSS, the author, based on the facts, strongly criticizes the ineffective, even often vicious, youth policy of the South Sudanese government. On the other hand, analyzing the origins, nature, basic traditional moral and sociocultural aspects of child employment in the region, the researcher finds a reasoned explanation of the cause for such a policy of universal child mobilization and tries to define this phenomenon that has not been studied in the scientific literature before.
Summarizing the study of the causes of a humanitarian catastrophe in the RSS, the author, in addition to generally accepted factors that influenced the current situation (such as: the intervention of major world financial players in the affairs of a sovereign state, national discord, the struggle for power and resources), also highlights the subjective and not always correct work of the world information agencies and other mass media and, of course, the incompetent state policy of the leadership of the RSS in the Youth Field.
Relying on the positive events of the past few months to resolve the conflict in the RSS, the author is still trying to predict in the foreseeable future the time for growth and development of the Republic of South Sudan, with the proviso that it can happen only in case of the inclusion of restraining leverage and expansion of the range ofpriorities of the main national resource - the youth.
Keywords: Republic of South Sudan (RSS), demographic potential, youth, youth policy modification of consciousness
DOI: 10.31132/2412-5717-2018-45-4-91-110
References
Abramova I.O. (2015) Afrikanskaya transgranichnaya migratsiya i problemy mezhdunarodnoi be-zopasnosti (African cross-border migration and problems of the international security) Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN (Journal of the Institute for African Studies) № 2(33), pp. 127-136.
Abramova I.O., Fituni L.L (2017) Bol'shie vyzovy XXI veka: Afrika v global'nykh torgovykh kollaboratsiyakh (Big calls of the 21st century: Africa in global trade collaborations) Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN (Journal of the Institute for African Studies) № 3 (40), pp.14-26.
Abramova I.O., Fituni L.L (2017) Potentsial Afrikanskogo kontinenta v strategii razvitiya ros-siiskoi ekonomiki (Capacity of the African continent in the strategy of development of the Russian economy) Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya (World economy and international relations) V. 61, pp. 24-36.
Africa Sustainable Development Report 2017, https://www.uneca.org/publications/2017-africa-sustainable-development-report (accessed 29.06.2018)
Arpad B (2002) Psychological Status of Sarajevo Children after War: 1999-2000 Survey. Croatian Medical Journal CMJ Vol. 43, № 2, pp. 213-220. http://www.cmj.hr/2002/43/2/11885050.htm (accessed 26.08.2018)
Bezhanova M.P., Strugova L.I. (2015) Resursy, zapasy, dobycha, potreblenie i tseny vazhneishikh poleznykh iskopaemykh mira (na nachalo 2014 goda) (Resources, stocks, production, consumption and the prices of the major minerals of the world (for the beginning of 2014) Vserossiiskii nauchno-issledovatel'skii institut geologii zarubezhnykh stran (Russian Research Institute of geology of foreign countries, M., 2015.
Blizhnii Vostok i Severnaya Afrika. Protsessy modernizatsii i mezhdunarodnaya bezopasnost' (Middle East and North Africa. Processes of modernization and international security) (ed. Tkachenko A.A.) M., IAfr RAN, 2016, 375 p.
Doklad Upravleniya Verkhovnogo komissara OON po delam bezhentsev (UVKB) Filippo Grandi. (The report of the UN High Commissioner for refugees of Filippo Grandi) Novosti OON. (News of the UN) 19.06.2018. www.news.un.org/ru/story2018/06/1332582 (accessed 29.06.2018)
Doklad 2014/2015 po pravam cheloveka v sovremennom mire (The report 2014/2015 on human rights in the modern world) https://amnesty.org.ru/sites/default/files/amnesty-report-2014-RU (accessed 25.06.2018)
Doktrina informatsionnoi bezopasnosti RF. Glava 3. Osnovnye informatsionnye ugrozy i sostoy-anie informatsionnoi bezopasnosti. 05.12.2016. (Doctrine of information security of the Russian Federation. Chapter 3. Main information threats and condition of information security. 12/5/2016) Rossiiskaya gazeta (Russian newspaper) 12/6/2016 https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (accessed 07.12.2016)
FAO izyskivaet sredstva dlya srochnoi pomoshchi Yuzhnomu Sudanu. Predstavitel' FAO v Yuzhnom Sudane Serzh Tisso o situatsii v RYuS (The FAO digs up resources for the urgent help to South Sudan. The representative of FAO in South Sudan Serge Tissot about a situation in South Sudan) Novosti FAO [New FAO] http://www.fao.org/africa/news/detail-news/ru/ (accessed 23.01.2018) Filippov V.R. (2016) ''Fransafrik'': ten' Eliseiskogo dvortsa nad Chernym kontinentom. (Fran-
safrik: the Elysée Palace shadow over the Dark continent) M.: Telekom, 2016, p._(?)
IPC. Integrated food security phase classification. The Republic of South Sudan. https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/IPC_SouthSudan_AcuteFI_Jan-July_%202018 .pdf IPC (accessed 07.06.2018)
Isaev A.K. (2017) Sotsial'nye konflikty v sovremennoi Rossii i sovershenstvovanie deistvuyu-shchego zakonodatel'stva (Social conflicts in modern Russia and improvement of the current legislation) Sbornik.statei: Den' znanii v Universitete. (Collection of articles: Knowledge Day at the University) SPb., 2017, issue 23.
Itog referenduma: Yuzhnyi Sudan vybral nezavisimost'. (Referendum result: South Sudan has chosen independence) BBC, NEWS. Russkaya sluzhba https://www.bbc.com/russian/international/ 2011/02/110207_south_sudan_vote_final (accessed 29.06.2018)
Kibret B.T. (2015) Vooruzhennyi konflikt, narushenie prav rebenka i posledstviya dlya peremen (Armed conflict, violation of the rights of the child and consequence for changes) J Psychol Psychother 5: 202. DOI: 10.4172 / 2161-0487.1000202 https://russia.omicsonline.org/open-access/armed-conflict-violation-of-child-rights-and-implications-for-change-2161 -0487-1000202.php?aid=58717&view=mobile#corr (accessed 26.06.2018)
Kochanova T.V. (2017) Mesto i rol' zhenshchin v stanovlenii gosudarstvennosti Respubliki Yuzhnyi Sudan, vyrabotke politicheskogo kursa i v upravlenii stranoi (The Place and a role of women in formation of statehood of the Republic of South Sudan, development of a political policy and in country government) Zhenskie organizatsii kak forma politicheskogo i sotsiokul'turnogo samovyraz-heniya (afrikanskii opyt) (Women's organizations as a form of political and sociocultural self-
expression (the African experience) (ed. Ksenofontovoi N.A. i Krylovoi N.L.), M., IAfr RAS, pp.101-118.
Kofanov I.T. (2015) Tunis: ot avtoritarizma k demokratii? (Tunisia:: from authoritarianism to democracy?) Aziya i Afrika segodnya (Asia and Africa today) № 12 (701), pp. 39-43.
Kostelyanets S.V. (2014) Darfur: istoriya konflikta (Darfur: conflict history) M., IAfr, 2014, 386 p.
Krylova N.L., Rybalkina I.G.(2018) Yunye afrikantsy. Osobennosti sotsial'nykh praktik i ikh rol' v formirovanii molodogo pokoleniya (Young Africans. Features social the practician and their role in formation of the younger generation) Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN (Journal of the Institute for African Studies), No. 3, pp. 83.
Naumkin. V.V. (2017) Krizis gosudarstv-natsii na Blizhnem Vostoke. Mezhdunarodnye protsessy (Crisis of the states nations in the Middle East. International processes). V. 15, № 2 (49), pp. 27-43. 'New Vision'', News, 20.06.2018 https://www.newvision.co.ug/news (accessed 21.06.2018) OON poprosila 3,2 mlrd doll. dlya nuzhdayushchikhsya v Yuzhnom Sudane (The UN has asked 3,2 billion dollars for persons in need in South Sudan) News of TASS 01.02.2018. http://www.clients.tass-online.ru//?langID=1 (accessed 15.03.2018)
Polozhenie detei v mire (Position of children in the world) Doklad UNISEF (The report of UNICEF) Deti v tsifrovom mire (Children in the digital) 2017, gl.5. world. 2017, v. 5 https://www.unicef.org/S0WC2017 (accessed 05.01.2018)
''Polpred''. News, Yuzhnyi Sudan . Meditsina. (South Sudan Medicine №1602977) № 1602977 https://polpred.com/news?ns=1&cs%5B258%5D=on&fulltext=clr&fulltext=on&period_count=1 (accessed 23.01.2018)
Pravitel'stvo Yuzhnogo Sudana zabiraet v armiyu detei. S nachala 2013 goda pod ruzh'e v ne-priznannoi respublike vstali 16 tys.detei i podrostkov (Tthe government of South Sudan takes away in army of children. Since the beginning of 2013 under a gun in the unrecognized republic there were 16 thousand children and teenagers) IA REGNUM News 19.08.2016. https://regnum.ru/news/ 2168891.html (accessed 25.08.2018)
Progress of Africa depends on creative energy of youth Afdb.Org https://www.afdb.org/en/news-and-events/africas-progress-depends-on-the-creative-energy-of-its-youth-says-nobel-co-laureate-17791/ (accessed 23.01.2018)
https://www.afdb.org/en/news-and-events/these-young-africans-dream-of-becoming-the-next-mandela-nasser-adesina-wangari-maathai-or-houphouet-boigny-17754 (accessed 23.01.2018)
'Radio Tamazuj''. News, 25.06.2018 https://radiotamazuj.org/en/news (дата обращения 26.06.2018)
Republican order No. 08/2017 25 of April, 2017 https://paanluelwel2011.files.wordpress.com/ 2017/04 / президентско-указ-reconsttitution-оф-национальный диалог-рулевом комитет-апрель-25-2017.pdf (accessed 02.12.2017)
Resolution 2428. UN Security Council. 13.07.2018. http://undocs.org/ru/S/RES/2428(2018) (accessed 28.06.2018 г)
South Sudan: demilitarization of 1775 children. News of UNICEF. https://blogs.unicef.org/ search/South+Sudan (accessed 25.08.2018)
South Sudan. National Dialogue, https://www.ssnationaldialogue.org/events/event-consultation-structure/ (accessed 21.012.2017).
Speech of his Excellency of the President of the Republic of South Sudan about the beginning of National Dialogue 14.12.2016. https://paanluelwel2011.files.wordpress.com/2016/12/president-kiir-адресно-к-нации-зе-колл-для-национально-диалог-инициативы-в-юго-sudan.pdf (accessed 20.12 2017).
Statistics. Demographic potential. Un. Org. https://esa.un.org/Unpd/wpp/Publications/Files/ WPP2017_Volume-II-Demographic-Profiles.pdf (accessed 23.07.2018)
Strategy for youth in Africa. (JfYA). Group of the African organizations of development (AfDB) https://www.afdb.org/en/topics-and-sectors/initiatives-partnerships/jobs-for-youth-in-africa/what-is-the-jobs-for-youth-in-africa-strategy/ (accessed 23.01.2018)
Sudan Tribune, 27.06.2018 www.sudantribune.com/-News and https://www.sudantribune.com/ spip.php?article1616 (accessed 28.06.2018)
The secretary general of the Norwegian council for affairs of refugees has visited South Sudan. Press releases Norwegian council for affairs of refugees: https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-LL3cZjz (accessed 07.06.2018) https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-ZPsTmz5 (accessed 07.06.2018) https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-X9cqsFg (accessed 07.06.2018) https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-6sNvf4Q (accessed 07.06.2018) https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-pfP2W9r (accessed 07.06.2018) https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-KRfNnn9 (accessed 07.06.2018)]. https://nrc.smugmug.com/Press/IDPs-in-South-Sudan/i-KsjnNFj (accessed 07.06.2018) ]
The World Food Programme will continue to carry out the help of South Sudan. ' 'Sudan Tribune'' News, 28 .06 2018 https://www.sudantribune.com/spip.php7article (accessed 29.06.2018)
UNICEFNews, South Sudan https://blogs.unicef.org/search/South+Sudan .(accessed 23.01.2018) UNICEF: S 2013 g. v Yuzhnom Sudane 16 tys. detei vzyali v ruki oruzhie (UNICEF : Since 2013 in South Sudan 16 thousand children have taken weapon in hand) News Agency of TASS https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3550231 (accessed 25.06.2018)
Vartanyan A.M. (2018) O riskakh prodovol'stvennoi bezopasnosti v Yuzhnom Sudane. (About risks of food security in South Sudan) www.iimes.ru (accessed 01.05.2018)
Yuzhnyi Sudan (South Sudan) RIA Novosti № 268550 25.07.2018. https://polpred.com/ news?ns= 1 &cs%5B258%5D=on&fulltext=clr&fulltext=on&periodcount= 1 (accessed 28.06.2018)
Yuzhnyi Sudan (South Sudan) RIA Novosti № 2694203 05.082018. https://polpred.com/ news?ns= 1 &cs%5B258%5D=on&fulltext=clr&fulltext=on&period_count=1 (accessed 28.06.2018)
Za gody konflikta v Yuzhnom Sudane svoi doma pokinula tret' ego zhitelei (For years of the conflict in South Sudan the houses were left by a third of its inhabitants) Obshchestvo: OON-Yuzhnyi Su-dan-Bezhentsy-Mnenie. TASS http://www.clients.tass-online/?page=print&langID=1&aid=11187700& ot 13.12.2017 (accessed 19.12.2017)
2,2 million children of school age have left schools in South Sudan. Sudan Tribune News, 03.07.2018 https://www.sudantribune.com/spip.php7article65787 (accessed 04.07.2018)