2 DOI 10.22394/1726-1139-2020-6-64-81
| Южнотирольский вопрос | как фактор межгосударственных отношений ш Италии и Австрии
о
2 Шумилов М. М.*, Шмидт О. И.
<
а- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Росс сийской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Санкт-Петербург, ^ Российская Федерация; *т^Ь|итИоу@таИ.ги
| РЕФЕРАТ
х В статье выясняются исторические предпосылки и современное состояние этнополи-
§ тического конфликта в Южном Тироле. Раскрываются содержание и формы его про-
явления, программные заявления, документы, аргументы, действия австрийских и итальянских политиков, направленные как на обострение, так и на урегулирование конфликта. Принимая во внимание мотивы и предпочтения местного населения, авторы критически воспринимают возможность дальнейшей автономизации итальянской провинции, ее политического самоопределения. Вместе с тем они не исключают перспективу конфликтного развития ситуации и ухудшения австрийско-итальянских отношений в условиях трансформации ЕС.
Ключевые слова: Австрия, Австрийская Республика, Италия, Итальянская Республика, Европейский союз, ЕС, ООН, Южный Тироль, сепаратизм, этнополитический конфликт, двойное гражданство
Для цитирования: Шумилов М. М., Шмидт О. И. Южнотирольский вопрос как фактор межгосударственных отношений Италии и Австрии // Управленческое консультирование. 2020. № 6. С. 64-81.
South Tyrol Issue as a Factor of Interstate Relations between Italy and Austria
Mikhail M. Shumilov*, Olga I. Shmidt
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management, Branch of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation; [email protected]
ABSTRACT
The research highlights the ethnopolitical conflict within the European Union (using the example of the South Tyrol autonomy). The article states the reasons for the formation of separatist sentiments on the territory of this region, considers in detail the foreign policy activities of the Republic of Austria and the relationship between Austria and Italy. This paper discusses the historical background and the current state of the ethnopolitical conflict in the South Tyrol region. The purpose of the study is to disclose the nature and manifestations of the conflict, policy statements, documents, reasons and actions of Austrian and Italian officials, aimed at escalating as well as settlement of the conflict. Taking into consideration the objectives and preferences of the local population, the authors question the possibility of further autonomiza-tion of the Italian province and its political self-determination. However, they do not exclude the future aggravation of the conflict and exacerbation of the Austria-Italy relations in the context of the European Union transformation.
Keywords: Austria, Austrian Republic, European Union, Italy, the Italian Republic EU, UN, South Tyrol, separatism, ethnopolitical conflict, dual nationality
For citing: Shumilov M. M., Shmidt O. I. South Tyrol Issue as a Factor of Interstate Relations between Italy and Austria // Administrative consulting. 2020. N 6. P. 64-81.
Многим странам Европейского союза (ЕС) знакомы сепаратистские проявления со о стороны национальных меньшинств, добивающихся большей автономии и даже по- ^ литического самоопределения. Данная проблема не обошла стороной и Италию. ^ Здесь, на севере страны, в автономной области Трентино-Альто-Адидже, продол- Е^ жается этнополитический конфликт, во многом обусловленный вынужденным со- ^ существованием устойчивых этнических групп, использующих при общении итальянский и его венетские диалекты, немецкий (австро-баварский диалект) и ладинский о (относится к ретороманской подгруппе романской группы индоевропейской языко- о вой семьи) языки, а также историческими притязаниями Италии и Австрии на бо- < гатые ресурсы региона. Этот конфликт стал фактором европейской политики после ^ Первой мировой войны, когда по условиям Сен-Жерменского мирного договора х (1919) Южный Тироль, принадлежавший дому Габсбургов с XIV в., перестал быть 2 составной частью Австрии. В результате 230 тыс. тирольцев перешли под итальян- н-ское управление, их протесты были проигнорированы победителями [7, с. 28-29]. ^
В скором времени часть южнотирольцев депортировали в Австрию, на смену им ° пришли итальянские переселенцы [10, с. 43]1. Фашистская Италия усилила репрессии в отношении немецкоязычного населения. Историческое название местности — «Южный Тироль» — запретили и исключили из топонимики. Она получила новое название — Альто-Адидже. Немецкий язык фактически оказался под запретом. Серьезные изменения претерпела и местная система образования. Закрывались немецкие школы, дети этнических итальянцев и ладин были обязаны, а дети немцев вынуждены посещать школы с преподаванием на итальянском языке. Единичные случаи издания газет на немецком языке имели место вследствие их взаимодействия с римско-католической церковью [29, с. 5-10; 31, с. 6-11]2.
Все это подчеркивает этнолингвистическую природу южнотирольского конфликта, его глубокие корни, международную подоплеку, остроту проявлений. Изначально этот предмет привлекал к себе внимание со стороны ученых Австрии, Италии, Германии и некоторых других стран, что подтверждают многочисленные публикации, прежде всего, на немецком и английском языках3. На этом фоне количество соответствующих исследований на русском языке представляется незначительным. Более того, их авторы, уходя от комплексного изучения конфликта, избирательно сужают фокус научного интереса, сосредоточивают внимание на отдельных сторонах и аспектах серьезной научной проблемы. Наконец, они проявляют недостаточную осведомленность о состоянии и степени изученности проблематики южнотирольского конфликта, достижениях европейских и американских ученых.
Тем временем в научной литературе сформировалось представление о затухании южнотирольского конфликта, а также о том, что его прямые и косвенные участники под эгидой Евросоюза и мирового сообщества якобы сумели выработать успешную модель урегулирования имеющихся противоречий [15, с. 10-11; 21; 30, с. 264; 22; 26; 4, с. 56, 63-64]. Так, конкретизируя механизм урегулирования конфликта,
1 Швейцер В. Тлеющий очаг сепаратизма в Европе // Независимая газета. 2018. 28 мая [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2018-05-28/10_7233_tirol.html (дата обращения: 20.02.2020).
2 AlcockA. The South Tyrol Autonomy. A Short Introduction. County Londonderry, Bozen/Bolzano, May 2001. P. 1-3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.provincia.bz.it/downloads/South-Tyrol%20Autonomy.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
3 Publications | Publikationen | Pubblicazioni / Universität Innsbruck / Univ. Prof. DDr. Günther Pallaver [Электронный ресурс]. URL: https://www.uibk.ac.at/politikwissenschaft/guenther-pallaver/ publikationen/ (дата обращения: 20.02.2020); Poblador M. C. English-language literature on South Tyrol: a comprehensive bibliography. July 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurac. edu/en/research/autonomies/minrig/publications/Documents/South_Tyrol_bibliography.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
о Гюнтер Паллавер отмечает, что в его основу был положен принцип «диссоциатив-
^ ного» разрешения конфликтов, предусматривающий максимально возможное раз-
^ деление языковых групп между собой, а также принцип переговорной демократии,
ЕЗ поощряющий сотрудничество этнических элит. В результате опасность насиль-
^ ственной эскалации в провинции была предотвращена [21, с. 381-382, 393-394].
Безусловно, модель урегулирования южнотирольского конфликта представляет
о теоретический и практический интерес в контексте выработки реалистичных сцена-
ш
о риев преодоления сохраняющихся межэтнических противоречий на постсоветском < пространстве. Вместе с тем, обладая набором уникальных признаков, она не может с быть просто скопирована и зеркально применена на Донбассе, в Приднестровье, х Абхазии, Южной Осетии или Нагорном Карабахе. Более того, несмотря на очевидные 2 успехи в преодолении многих трудноразрешимых противоречий и мирном развитии н- Южного Тироля, здесь сохранились нерешенные вопросы, причем некоторые из них, ^ например, связанные с самоопределением Южного Тироля, в последние годы даже ° обострились. Хотя за последние 50 лет ситуация в Трентино-Альто-Адидже заметно изменилась в лучшую сторону, южнотирольский конфликт все еще остается реальным фактором международных отношений Италии и Австрии в контексте европейской политики.
Как бы то ни было движение в сторону урегулирования конфликта началось после окончания Второй мировой войны. Тогда державы-победительницы подтвердили довоенную границу между Италией и Австрией. Они же договорились о решении проблемы немецкоязычного меньшинства в Италии путем переговоров между заинтересованными сторонами. В результате 5 сентября 1946 г. в Париже было заключено соглашение, известное по именам его инициаторов — Альчиде де Гаспери, председателя совета министров и министра иностранных дел Италии, и Карла Грубера, министра иностранных дел Австрии, по которому Южный Тироль остался за Италией. При этом немецкоязычному меньшинству, локализованному в провинции Больцано (Южный Тироль) и соседних городах провинции Трентино, гарантировали полное равенство прав с италоязычным населением, законодательную и исполнительную автономию, уважение языковых и культурных особенностей1. Включенное в Парижский мирный договор с Италией (1947), Парижское соглашение 1946 г. приобрело международное значение и по-прежнему считается действующим. Австрия становилась гарантом автономного проживания немецкоязычного меньшинства в территориальных рамках Южного Тироля [4, с. 59]2.
Конституция Итальянской Республики 1947 г. предусматривала создание области Трентино-Альто-Адидже с особыми формами и условиями автономии (ст. 114-116), а также гарантировала охрану языковых меньшинств (ст. 6). На деле же в новой территориальной единице немецкоязычное население составило меньшинство с весьма незначительными правами, особенно в сфере культуры, официального использования немецкого языка, финансов, сфере занятости. Проигнорировав призывы его представителей к созданию автономной области Южный Тироль, итальянские власти фактически административно оформили «яблоко раздора», которое в дальнейшем «осложняло не только взаимоотношения двух лингвистических общин региона, но и межгосударственные отношения Италии и Австрии» [16, с. 8; 10, с. 44]3.
В связи с восстановлением суверенитета Австрийкой Республики в мае 1955 г. южнотирольский вопрос занял особое место в ее внешней политике. При этом
1 Austro-Italian Agreement. September 5, 1946 // Foreign Relations of The United States, 1946, Paris Peace Conference: Documents, Vol. IV [Электронный ресурс]. URL: https://history.state. gov/historicaldocuments/frus1946v04/d297 (дата обращения: 20.02.2020).
2 Alcock A. The South Tyrol Autonomy. P. 22.
3 Там же. P. 4-8.
министр иностранных дел и федеральный канцлер Австрии Бруно Крайский, под- о держав план создания большой европейской Зоны свободной торговли, взял курс ^ на европейскую интеграцию. Впрочем, в ЕЭС он видел формирующийся «блок ^ с определенным идейно-политическим профилем», и это обстоятельство закрыва- Е^ ло для Австрии перспективу вхождения в общий рынок [11, с. 129]. ^
Возможно, по этой причине позиция Б. Крайского по вопросу урегулирования южнотирольского вопроса отличалась противоречивостью. Он рассматривал его о с точки зрения не пограничного размежевания между Италией и Австрией, а при- о знания прав и обеспечения законных интересов немецкоговорящего меньшинства, < подвергавшегося дискриминации. Поэтому главной целью Крайского в урегулиро- ^ вании конфликта являлась идентичностная самореализация Южного Тироля путем х предоставления ему статуса политической автономии [7, с. 31-32].
Террористические акты радикал-сепаратистов, которые потрясли автономную об- н-ласть в 1950-1960-е годы, а также отказ итальянских властей в 1952 г. придать не- ^ мецкому языку статус официального языка региона продемонстрировали недостаточ- ° ность договора Де Гаспери — Грубера, который предусматривал правовую защиту немецкоязычного населения Южного Тироля. Продолжалось искусственное заселение провинций Больцано (Бозен) и Трентино этническими итальянцами из центральных и южных районов страны [9, с. 84]1. Если накануне Первой мировой войны италоя-зычное население Южного Тироля составляло 17 339 чел. (2,9%), то после 1945 г. его удельный вес достиг 34,3% и не снижался до начала 1960-х годов [15, с. 13]2.
Поскольку итальянские власти Италии не поддерживали на должном уровне этническую и культурную самобытность немецко- и ладиноязычного населения, а также игнорировали его законные претензии на создание автономной законодательной и исполнительной власти, Австрия активизировала усилия по защите интересов южных тирольцев. Ввиду отсутствия прогресса на двусторонних переговорах Б. Край-ский попытался урегулировать вопрос путем обращения в ООН. В октябре 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 1497, содержавшую призыв к Австрии и Италии возобновить переговоры в целях урегулирования всех возникших между ними разногласий относительно имплементации Парижского соглашения от 5 сентября 1946 г.3
После серии взрывов в городе Больцано (в ночь с 11 на 12 июля 1961 г.) [28], организованных тирольскими сепаратистами, отношения между Италией и Австрией вновь обострились [31, с. 12]. Итальянская сторона ввела визовый режим и задержала 150 членов политической организации «Комитет по освобождению Южного Тироля». Появились опасения распространения репрессий на Южнотирольскую народную партию (ЮНП), представлявшую интересы немецкоязычного и ладинско-го населения. В течение нескольких месяцев предпринимались безуспешные попытки урегулировать данный вопрос путем переговоров между Австрией и Италией в Цюрихе, Милане и Венеции. После этого Австрия вновь обратилась в ООН в ноябре 1961 г. Решением собрания ООН от 28 ноября 1961 г. действие резолюции № 1497 было возобновлено4.
1 Там же. P. 7.
2 Лишь после 1961 г. представительство италоязычных граждан в составе южнотирольского населения стало постепенно сокращаться: в 1971 г. — 33,3%; в 1981 г. — 28,7%, в 1991 г. — 27,65%, в 2001 г. — 26,47% [15, с. 13].
3 Resolution 1497 (XV). The status of the German-speaking element in the Province of Bolzano (Bozen); implementation of the Paris agreement of 5 September 1946 (31 October 1960) [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldlii.org/int/other/UNGA/1960/22.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
4 Resolution 1661 (XVI). The status of the German-speaking element in the Province of Bolzano (Bozen) (28 November 1961) [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldlii.org/int/other/ UNGA/1961/38.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
о Тогда же, 13 сентября 1961 г., Рим сформировал рабочую комиссию для рас-^ смотрения проблемы Южного Тироля в составе 19 экспертов, в которую вошли семь ^ представителей ЮНП1. В результате проделанной работы «Комиссия 19» уточнила ЕЗ права региона. Пакет предложений состоял из 137 пунктов, содержавших новые ^ компетенции властей Южного Тироля, а также инструкции по выполнению законов и административных распоряжений. В результате подключения к урегулированию о конфликта европейских дипломатов, в 1962 г. состоялась Женевская конференция, о на которой Австрия, при поддержке извне, добилась более широких прав самоуправ-< ления для немецкоязычных жителей Южного Тироля [16, с. 8-9; 10, с. 44]2.
В конечном счете министры иностранных дел Курт Вальдхайм и Альдо Моро х в ноябре 1969 г. подписали в Копенгагене коммюнике [23, с. 98-99], в котором 2 изложили сроки реализации пакета предложений рабочей комиссии. Южный Тироль, н- где наиболее был распространен немецкий язык, получил права «расширенной ^ автономии». Статус немецкого языка был повышен. Признавалось немецкое на-1= звание территории — Южный Тироль (БйсШго!).
Наконец, 20 января 1972 г. вступил в силу второй статут (устав) автономной области Трентино-Альто-Адидже в составе провинций Тренто и Больцано3, расширивший права немецкоязычного и ладинского населения на участие в законодательстве и управлении [15, с. 10-18; 31, с. 12]. В этой связи Энтони Алкок особо отмечал, что, во-первых, защита местных языковых меньшинств становилась частью национальных интересов Италии; во-вторых, законодатель разрешил официально называть провинцию Больцано Южным Тиролем4. Хотя реализация предусмотренных мер заняла продолжительное время (так, принцип языкового паритета начал использоваться в государственных структурах лишь к маю 1989 г.)5, спор по поводу Южного Тироля между Австрией и Италией был официально урегулирован.
Согласно статуту, региональный парламент избирал президента, двух вице-президентов и министров автономии. При этом в течение срока полномочий избранного парламента пост президента области попеременно должны занимать представители немецкой и итальянской общины. Ключевыми характеристиками обновленной системы власти явилась значительная политическая автономия для Южного Тироля: пропорциональное представительство языковых групп в органах законодательной, исполнительной и судебной власти провинции; право вето для языковых групп в вопросах, касающихся их жизненно важных интересов; введение «системы этнических квот» при замещении ключевых должностей и распределении жизненно важных ресурсов. Закон также гарантировал равенство прав граждан, независимо от принадлежности к языковой группе, а также сохранность культурных и языковых различий отдельных этнических групп [31, с. 13; 16, с. 9; 4, с. 58-62]6. Важно отметить, что «расширенная автономия» также гарантировала провинциям значительную финансовую независимость от Рима за счет перераспределения в их пользу налоговых поступлений (до 90%)7.
1 Die Geschichte der Autonomie. Chronologie 1948-1972 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.provinz.bz.it/pariservertrag/autonomie/chronologie.asp (дата обращения: 20.02.2020).
2 Швейцер В. Тлеющий очаг сепаратизма в Европе; Alcock A. The South Tyrol Autonomy. P. 8-9.
3 Special Statute for Trentino-Alto Adige. P. 112-113 [Электронный ресурс]. URL: http://www. provinz.bz.it/downloads/autonomy_statute_eng.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
4 Alcock A. The South Tyrol Autonomy. P. 11.
5 Там же. P. 13.
6 Там же. P. 11-18.
7 В дальнейшем этот показатель, близкий к 90%, фактически не изменился, и приблизительно 9/10 налогов, собираемых в провинциях Тренто и Больцано, не выходили за их пределы (AlcockA. The South Tyrol Autonomy. P. 15-16; L'ordinamento finanziario a seguito dell'accordo
Хотя немецкоязычные жители Южного Тироля усилили свое представительство о
в муниципальных органах власти и могли напрямую обращаться в Международный ^
суд ООН в Гааге, фактически их продолжали подвергать дискриминации. Доста- ^ точно сказать, что в 1975 г. из 6000 должностей в муниципальных учреждениях Е^
Южного Тироля лишь 14% занимали представители немецкоязычного населения, ^ в то время как оно составляло в провинции 62,9%1. В начале 1980-х годов лишь
6% полицейских в Трентино-Альто-Адидже — были южнотирольцами и только 15% о
О со
итальянских полицейских имели достаточные знания немецкого языка2. о
Только в 1992 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали официально < объявил о прекращении австро-итальянского спора3. Это стало важной предпо- ^ сылкой для вступления Австрийской Республики в ЕС в 1995 г. (членами ЕС не х могут быть государства, имеющие взаимные территориальные претензии). Трен- 2 тино-Альто-Адидже стал частью еврорегиона Тироль — Южный Тироль — Тренти- н-но, который в ЕС наделен специальным статусом. В том же 1992 г. австрийские ^ власти объявили об устранении противоречий с Италией по вопросу Южного Ти- щ роля. Они отозвали свою жалобу в ООН 1962 г. на неполную реализацию Италией соглашений по Южному Тиролю [31, с. 14]. «При этом, — отмечает В. Я. Швейцер, — правительство Италии признало не только правомерность всех ранее заключенных соглашений по Южному Тиролю, но и право Австрии на дальнейший контроль ситуации в этой административной единице Италии»4.
Итак, после 1992 г. южнотирольский конфликт приобрел латентный характер. Он усилился в 2001 г. после получения Южным Тиролем статуса отдельной немецкоязычной провинции на севере Италии. Обострение конфликта произошло 21 сентября 2006 г., когда Национальный совет Австрии подавляющим большинством голосов рекомендовал включить в преамбулу будущей Конституции положение об особой роли Австрии в качестве гаранта и защитника автономии Южного Тироля [31, с. 27-28].
История получила продолжение в условиях глобального экономического кризиса 2008-2009 гг., вызвавшего повсеместный прилив национализма и, в частности, усиление евроскептицизма. В 2008 г. победа правоцентристской коалиции на парламентских выборах в Италии стала отправной точкой для обсуждения расхождений в отношении роли автономных провинций в контексте федерализации государства [5]5. Тогда же в Южном Тироле обострилась борьба между представителями ЮНП, придерживающихся умеренных взглядов, и радикальными сепаратистами из партии «Свобода Южного Тироля» (ПСЮТ).
Хотя устав ЮНП включал пункт о самоопределении провинции в соответствии с международным законодательством о защите прав меньшинств, она не добивалась отделения от Италии. ЮТП стремилась к достижению «полной автономии» в составе Италии и в контексте процессов европейской интеграции [27]. Начиная с 1969 г. она добивалась внутреннего самоопределения в смысле «динамической
di Milano (2009). Available at: // http://www.officinadellautonomia.it/lordinamento-finanziario-a-seguito-dellaccordo-di-milano/); [12, с. 54-55; 14, с. 106; 16, с. 15; 17, с. 169].
1 Проблема Южного Тироля на современном этапе // Другая Европа. Цивилизация и вызовы времени [Электронный ресурс]. URL: http://evropazavtra.ru/sompetitions/proshedshie-konkursy/molodye-uchyonye-2017/spisok-rabot-uchastnikov-konkursa-2017/problema-yuzhnogo-tirolya-na-sovremenno (дата обращения: 20.02.2020).
2 Alcock A. The South Tyrol Autonomy. P. 13.
3 Das Südtirol-Handbuch, 30. überarbeitete Auflage Juni 2017 / Redaktion: Margit Adami Gallo; Landespresseamt, Landhaus I, 39100 Bozen, Silvius-Magnago-Platz 1. 269. S. 42-43.
4 Швейцер В. Тлеющий очаг сепаратизма в Европе.
5 Берлускони возглавил новую политическую партию в Италии // РИА Новости. 2009. 29 марта [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20090329/166350380.html (дата обращения: 20.02.2020).
о автономии» в пределах Итальянской Республики и не предъявляла претензий на ^ внешнее самоопределение [26, с. 77-78, 81]. Представляя интересы значительной ^ части немецко- и ладиноязычного населения, она изначально выступала за огра-^ ничение доступа мигрантов к провинциальной системе социального обеспечения, g но с 2008 г. стала добиваться интеграции последних в немецкую и ладинскую L- группы посредством ассимиляции [32, с. 1278-1281]1.
о Более активную позицию по вопросу самоопределения занимала вторая по значению о политическая сила провинции — «либертарианцы» (Die Freiheitlichen), которые пре-< тендовали на представительство интересов немецкоязычного большинства и ладин с Южного Тироля. Ее руководители П. Ляйтнер (1998-2013) и его преемник В. Блаас, х связанные с Австрийской партией свободы (АПС), критиковали ЮНП за нерешитель-2 ность и допускали отделение провинции от Италии. В 2012 г. Die Freiheitlichen опубли-н- ковала проект конституции «Свободного государства "Южный Тироль"» инсбрукского ^ профессора Петера Пернталера [8, с. 64-65]. Выступая с радикальных позиций, она d также последовательно выступала за ограничение притока мигрантов, противодействовала распространению их культурного влияния в Южном Тироле [32, с. 1283-1284].
Наиболее радикальные движения края — ПСЮТ и «Оборонный союз стрелков Южного Тироля» — выступили за публичное обсуждение проекта «либертарианцев». Более того, программа ПСЮТ содержала требования самоопределения Южного Тироля посредством референдума, неограниченного использования родного языка, прекращения «итальянизации» школьного воспитания [8, с. 65-66].
С выходом на политическую арену Австрии националистов АПС во главе с Хайн-цем-Кристианом Штрахе ситуация на севере Италии заметно обострилась. Из программы АПС 2011 г. следовало, что «Австрия является защитником интересов немцев и ладинов Южного Тироля, представляет интересы всех бывших подданных монархии Габсбургов, чьим родным языком является немецкий». Кроме того, АПС заявила о стремлении к единству Тироля, поддержке союзов соотечественников и выступила в защиту права самоопределения Южного Тироля2.
Не удивительно, что в 2013 г. ПСЮТ попыталась активизировать процесс самоопределения жителей региона. Для реализации этой цели впервые был проведен консультационный референдум, по результатам которого свыше 92% из 61 189 участников данного мероприятия (14,06% от общего числа избирателей Южного Тироля) проголосовали за осуществление своего права на самоопределение, то есть фактически высказались за независимость от Италии [25]. После оглашения результатов референдума южнотирольцы включились в обсуждение проекта третьей редакции статута автономии, который предусматривал закрепление права на самоопределение и возможность получения жителями региона «двойного гражданства» с Австрийской Республикой. Автором этого предложения стал депутат Ландтага Южного Тироля, один из лидеров ПСЮТ Свен Кнолль [9, с. 84].
Новый повод для критики политических оппонентов у «либертарианцев» и ПСЮТ появился в связи с миграционным кризисом 2015 г. и попытками итальянских властей разместить в Трентино-Альто-Адидже мигрантов из Азии и Африки. В этом они увидели новую форму «итальянизации» региона3. Одновременно они протестовали
1 В 2013 г. в составе населения Южного Тироля на мигрантов (в основном из европейских стран) приходилось 8,8%, или почти 45,5 тыс. из 516 000 жителей провинции. При этом местные власти, включая провинциальный парламент, стремились купировать любые проявления мигрантов в сторону самоидентификации и инкорпорировать их в сложившиеся структуры южнотирольского общества посредством ассимиляции [19, с. 81; 35, с. 1099, 1109-1113].
2 Швейцер В. Тлеющий очаг сепаратизма в Европе.
3 Новые мигранты, как правило, объединялись с италоязычной группой южнотирольцев [19, с. 81-83].
против приобретения жилья итальянскими военнослужащими на деньги южнотироль- о
ских налогоплательщиков, попыток сократить количество немецкоязычных культурных ^
обществ, принуждения южнотирольских спортсменов выступать за Италию. Ужесто- ^
чение их позиции в плане самоопределения края проявилось в требовании введения Е^
«двойного гражданства» для южных тирольцев. По мнению радикалов, это открыва- ^ ло перспективы совещательного голоса для Австрии при решении южнотирольских
вопросов; предоставления южным тирольцам помощи австрийского консульства; их о
со
участия в спортивных состязаниях на стороне Австрии, расширения представитель- о ства южных тирольцев в Национальном совете и Европарламенте [8, с. 66-67]. <
Эти новые требования не остались незамеченными в Австрии. Вступив по итогам ^ выборов в октябре 2017 г. в коалицию с Австрийской народной партией (АНП), х правопопулистская АПС озвучила в правительственном заявлении (декабрь 2017 г.) 2 идею о «двойном гражданстве». В нем отмечалось, что жители Южного Тироля н-(примерно для 70% из них немецкий язык является родным)1 имеют право на по- ^ лучение австрийского гражданства наряду с итальянским. Поскольку австрийские щ власти считали референдум реальным путем решения многих, в том числе международных проблем, этот путь, по словам В. Я. Швейцера, не был заказан и для темы самоопределения Южного Тироля2. Во всяком случае, на пресс-конференции по итогам первого заседания его кабинета министров канцлер Австрии Себастьян Курц заявил о намерении нового правительства страны предложить гражданство этническим немцам итальянской провинции Трентино-Альто-Адидже, хотя и после «тесных консультаций с Римом»3.
В правительственной программе, представленной новым правительством Австрии в декабре 2017 г., ставилась задача по обеспечению жителям Южного Тироля возможности получения «двойного гражданства» в соответствии с духом европейской интеграции и в интересах более тесного объединения граждан стран — членов ЕС4. Правительство Австрии рассчитывало, что немецкоязычные жители итальянского региона Трентино-Альто-Адидже смогут подать заявку на получение австрийского гражданства в 2018 — начале 2019 г.5 Депутат от АПС Вернер Нойбауэр публично
1 Italy and Austria no closer to resolving dual citizenship row // NEWEUROPE. September 19, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.neweurope.eu/article/italy-and-austria-are-no-closer-to-resolving-dual-citizenship-row/ (дата обращения: 20.02.2020); Rome and Vienna no closer to resolving minority row // NEWS-FRONT. September 19, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://en.news-front.info/2018/09/19/rome-and-vienna-no-closer-to-resolving-minority-row/ (дата обращения: 20.02.2020); «Опасное развитие» в Австрии: вспыхнет ли конфликт в Южном Тироле? // EurAsia Daily. 2017. 19 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/ news/2017/12/19/opasnoe-razvitie-v-avstrii-vspyhnet-li-konflikt-v-yuzhnom-tirole (дата обращения: 20.02.2020). По данным переписи, проведенной в Южном Тироле в 2011 г., около 70% местных жителей сказались немецкоязычными.
2 Швейцер В. Тлеющий очаг сепаратизма в Европе.
3 Саможнев А. Паспорта раздора. Австрия может поссориться с Италией из-за Южного Тироля [Электронный ресурс] // Российская газета. 2017. 19 декабря. URL: https://rg.ru/2017/ 12/19/v-italii-osudili-plany-avstrii-vydat-pasporta-zhiteliam-iuzhnogo-tirolia.html; Новые власти Австрии пообещали паспорта немецкоязычным итальянцам в Южном Тироле. Политики в Риме против // NEWSRU.COM. 2017. 19 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsru. com/world/19dec2017/sudtirol.html (дата обращения: 20.02.2020).
4 Österreich will Doppelpass für Südtiroler // Zeit Online. 19. Dezember 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeit.de/politik/ausland/2017-12/doppelte-staatsbuergerschaft-oesterreich-suedtirol-angebot-italien-kritik; Zusammen. Für unser Österreich. Regierungsprogramm 2017-2022. S. 33. Available at: https://www.wienerzeitung.at/_em_daten/_wzo/2017/12/16/171216_1608_re-gierungsprogramm.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
5 Саможнев А. Паспорта раздора; Ларина Н. Австрия может поссориться с Италией. Южный Тироль раздора // Российская газета. 2018. 8 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://vremya. press/avstriya-mozhet-possoritsya-s-italiej-yuzhnyj-tirol-razdora/ (дата обращения: 20.02.2020); Ма-
о заявлял о возможности для жителей Южного Тироля получить австрийский паспорт ^ с 2019 г., а для южнотирольских спортсменов — соревноваться в будущем за ^ сборную Австрии, а не Италии1.
ЕЗ Несмотря на то что правительственная программа освещала планы австрийско-^ го правительства до 2022 г., определенные шаги в этом направлении стали предприниматься еще в 2018 г. Во всяком случае, в сентябре 2018 г. канцлер Австрии о С. Курц посетил Больцано, где попытался оказать предвыборную поддержку ЮНП2. о «В нашей правительственной программе, — заявил Курц, — мы выполнили поже-< лание южных тирольцев, которое было выражено всеми сторонами в Южном Тиро-с ле, и прежде всего правительством южнотирольских провинций»3. В свою очередь, х в ходе визита в Больцано лидер АПС, вице-канцлер Х.-К. Штрахе заявил, что «двой-2 ное гражданство» будет иметь большое значение для многих тирольцев, так как н- «национальная идентичность, которую они и так ощущают, будет подтверждена ^ документально»4.
Планы правительства Австрии натолкнулись на жесткую критику со стороны Италии. Во многом это было предопределено итогами выборов, состоявшихся 4 марта 2018 г. Победу на них одержала правоцентристская коалиция, которой в целом удалось набрать 37% голосов, прежде всего, за счет националистов из «Лиги» Мат-тео Сальвини (17,5%) и партии экс-премьера Сильвио Берлускони «Вперед, Италия» (14%). В число победителей также вошли левые евроскептики из «Движения пяти звезд» во главе с Луиджи Ди Майо. В результате появилось популистское правительство, которое опиралось на две партии, получившие большинство в парламенте — «Лигу» и «Движение пяти звезд». Оно пыталось вернуть Италии национальный суверенитет, «как в рамках ЕС, так и на международной арене», и ставило его «во главу процесса принятия политических решений» [3, с. 17; 2, с. 106-107].
В Риме политические намерения Вены назвали «жестом национализма» и усмотрели в них угрозу деликатной этнической сбалансированности в автономном районе Альто-Адидже5. Комментируя новость, заместитель министра иностранных дел Италии Бенедетто Делла Ведова заметил, что «предложение Курца сделано в бархатной перчатке европеизма, но несет в себе знак этнонационалистического железного кулака». С ним солидаризовалась экс-министр по делам молодежи из правительства Берлускони Джорджия Мелони, заявившая, что «Вена нас унижает»6.
Министр иностранных дел Италии Энцо Моаверо Миланези тоже прокомментировал планы Австрии: «Ввиду деликатных вопросов, таких как проблема беженцев (...),
нуков С. Паспорта раздора. 2018. 18 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://expert. ru/2018/09/18/pasporta-razdora/ (дата обращения: 20.02.2020); Burack Cr. Italy and Austria spar over German-speaking South Tyrol dual citizenship rumors // DW. July 25, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://p.dw.com/p/322AN (дата обращения: 20.02.2020).
1 «Опасное развитие» в Австрии: вспыхнет ли конфликт в Южном Тироле?; Итальянские спортсмены из Южного Тироля смогут выступать за Австрию // SKI.RU. Горнолыжный портал. 2017. 20 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://www.ski.ru/az/blogs/post/italyanskie-sportsmeny-iz-yuzhnogo-tirolya-smogut-vystupat-za-avstriyu/ (дата обращения: 20.02.2020).
2 Italy and Austria no closer to resolving dual citizenship row.
3 Саможнев А. Паспорта раздора.
4 Белл Б. Австрийские и итальянские националисты спорят из-за Южного Тироля [Электронный ресурс] // BBC. Русская служба. 2018. 24 октября [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bbc.com/russian/features-45959976 (дата обращения: 20.02.2020).
5 Саможнев А. Паспорта раздора.
6 Новые власти Австрии пообещали паспорта немецкоязычным итальянцам в Южном Тироле; Киреев Д. Имперские планы Себастьяна Курца // Euromag. 2017. 20 декабря [Электронный ресурс]. URL: https://www.euromag.ru/articles/imperskie-plany-sebastjana-kurca/ (дата обращения: 20.02.2020); Дудина Г. Австрия напомнила об оставленном в Италии // Коммерсант. 2017. 21 декабря. № 238. С. 6.
вопрос двойного гражданства для граждан соседней страны, уже имеющих европей- о ское гражданство, кажется мне последним из вопросов, которые следует поднять». ^ Он обвинил правительство Австрии в продвижении законодательного предложения, ^ способного разжечь разногласия вместо того, чтобы сосредоточиться «на действиях, Е^ способствующих единству и взаимной гармонии между странами»1. В этом его под- ^ держал представитель итальянской правой партии «Итальянские братья» Франческо Лоллобриджида, который потребовал от премьер-министра Конте последовать при- о меру Миланези в защите территориальных интересов Италии. Обратив внимание на о то, что еще ни один глава правительства иностранного государства не вмешивался < в избирательную кампанию, он прямо заявил: «Границы Италии священны»2. ^
За несколько часов до визита С. Курца в Рим правительство Италии обвинило х Вену в реваншистских планах относительно Южного Тироля. 18 сентября Мини- 2 стерство иностранных дел Италии опубликовало пресс-релиз, в котором уподоби- нло планы Австрии предоставить гражданство немецкоязычным жителям итальянской ^ провинции Южный Тироль в год 100-летия окончания Первой мировой войны «анах- щ роническому реваншизму»3.
Хотя С. Курц был встречен в итальянской столице пышной церемонией, состоялись его переговоры с главой правительства Италии Джузеппе Конте4, Э. Миланези отклонил приглашение своей австрийской коллеги Карин Кнайсль приехать на встречу в Вену. Он прямо заявил, что «климат взаимного доверия» между странами утрачен. Это стало реакцией на планы австрийского правительства выдать свои паспорта жителям Трентино-Альто-Адидже, говорящим на немецком и ладинском языках. Причиной дипломатического решения стали «повторяющиеся утверждения» вокруг разработки соответствующего законопроекта5. Итальянский сенатор от правой партии «Вперед, Италия» Гаспарри Маурицио приветствовал решение Э. Миланези отменить встречу с К. Кнайсль6.
Следует согласиться с мнением британского журналиста Бетани Белла о том, что особую остроту австро-итальянскому конфликту придавало участие в нем двух националистических партий «с практически идентичной позицией по многим вопросам». Так, 25 октября 2018 г. на заседании парламента австрийский министр
1 Italien lehnt Pläne für doppelte Staatsbürgerschaft in Südtirol ab // Zeit Online. 8. September 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeit.de/politik/ausland/2018-09/suedtirol-oes-terreich-italien-doppelte-staatsbuergerschaft-streit (дата обращения: 20.02.2020).
2 Italiens Rechtsparteien attackieren Kurz // Wiener Zeitung. 17. September 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.wienerzeitung.at/nachrichten/politik/europa/990139-Italiens-Rechtspar-teien-attackieren-Kurz.html (дата обращения: 20.02.2020); Kurz über Südtiroler Doppelpässe: Für Italien kein „Grund zur Aufregung" // Die Presse. 18. September 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.diepresse.com/5498427/kurz-uber-sudtiroler-doppelpasse-fur-italien-kein-grund-zur-aufregung (дата обращения: 20.02.2020).
3 МИД Италии: «Климат взаимного доверия с Австрией утрачен» // ИА REGNUM. 2018. 19 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/2484686.html (дата обращения: 20.02.2020).
4 Председатель Совета ЕС Себастьян Курц прибыл с визитом в Рим // ИА REGNUM. 2018. 18 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/polit/2484117.html (дата обращения: 20.02.2020).
5 Глава МИД Италии отменил предстоящий визит в Австрию // РИА Новости. 2018. 18 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180918/1528759989.html (дата обращения: 20.02.2020).
6 Italiens Rechtsparteien attackieren Kurz // Wiener Zeitung. 17. September 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.wienerzeitung.at/nachrichten/politik/europa/990139-Italiens-Re-chtsparteien-attackieren-Kurz.html (дата обращения: 20.02.2020); Kurz über Südtiroler Doppelpässe: Für Italien kein „Grund zur Aufregung" // Die Presse. 18. September 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.diepresse.com/5498427/kurz-uber-sudtiroler-doppelpasse-fur-italien-kein-grund-zur-aufregung (дата обращения: 20.02.2020).
о иностранных дел дал понять, что правительство будет соблюдать коалиционное ^ соглашение, которое предусматривает реализацию «двойного гражданства» для ^ южных тирольцев1.
ЕЗ Ранее, в ходе своего визита в Больцано, Штрахе заявил, что «двойное граждан-^ ство» будет иметь большое значение для многих тирольцев: «Национальная идентичность, которую они и так ощущают, будет подтверждена документально»2. Разделяя
о такие взгляды, Свен Кнолль призывал жителей Южного Тироля «не забывать, что
со
о они являются австрийским меньшинством на итальянской территории, поскольку < южнотирольская автономия — это не территориальная автономия, а чисто этническая с автономия для защиты австрийского меньшинства, немецкого и ладинского родно-х го языка»3. Не удивительно, что министр внутренних дел и одновременно замглавы 2 правительства Италии Маттео Сальвини, один из лидеров Лиги Севера, ранее не-н- однократно называвший АПС своими союзниками, заверял австрийских «товарищей» ^ в том, что его правительство на уступки по Южному Тиролю не пойдет4.
Несмотря на обострение конфликта в 2018 г., ситуация вокруг него не давала оснований для «сгущения красок» и драматизации ситуации.
Во-первых, самим австрийцам по закону запрещено иметь «двойное гражданство». Его не признают даже для граждан турецкого происхождения5. Поэтому, навязывая «двойное гражданство» жителям Италии, Австрия фактически придерживалась «двойных стандартов» и рисковала обострить внутриполитическую ситуацию.
Во-вторых, внутри самой Австрии отношение к данному вопросу было неоднозначным. К тому же вопрос о предоставлении австрийского гражданства жителям Южного Тироля на официальном уровне откладывался до осени 2019-2020 гг. Пресс-секретарь австрийского правительства Питер Лаунски-Тиффенталь выражал намерение принимать любое решение исключительно «в диалоге с Римом и Боль-цано», а введение «двойного гражданства» — только с согласия властей Больцано6.
В-третьих, вопреки распространенному представлению о стремлении южноти-рольцев получить гражданство Австрии7, данные авторитетного «Лингвистического барометра» (2014) свидетельствовали, что 80,7% опрошенных жителей Альто-Адид-же идентифицировали себя как «южнотирольцы», 9,3% — как итальянцы и только 2,2% — как австрийцы [30]8. По другим данным, в 2014 г. только 7% жителей
1 Österreich: „Staatsbürgerschaft für Südtiroler wird umgesetzt" // Unser Tirol. 25. Oktober 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.unsertirol24.com/2018/10/25/oesterreich-staatsbuer-gerschaft-fuer-suedtiroler-wird-umgesetzt/ (дата обращения: 20.02.2020).
2 Националисты Австрии и Италии схлестнулись в споре из-за аннексированного 100 лет назад Южного Тироля // Фокус. 2018. 24 октября [Электронный ресурс]. URL: https://focus. ua/world/410235-nacionalisty-avstrii-i-italii-sxlestnulis-v-spore-izza-anneksirovannogo-100-let-nazad-yuzhnogo-tirolya (дата обращения: 20.02.2020).
3 Österreich: „Staatsbürgerschaft für Südtiroler wird umgesetzt".
4 Белл Б. Австрийские и итальянские националисты спорят из-за Южного Тироля.
5 «Опасное развитие» в Австрии: вспыхнет ли конфликт в Южном Тироле?; Белл Б. Австрийские и итальянские националисты спорят из-за Южного Тироля; Левчук К. За двойное гражданство в Австрии накажут вдвойне // Швейцария деловая. 2017. 6 июля [Электронный ресурс]. URL: https://business-swiss.ch/2017/07/dvojnoe-grazhdanstvo-avstrii/ (дата обращения: 20.02.2020).
6 В Вене рассматривают возможность предоставления австрийского гражданства жителям Южного Тироля // Италия по-русски. 2018. 26 июля [Электронный ресурс]. URL: http://italia-ru.com/news/vene-rassmatrivayut-vozmozhnost-predostavleniya-avstriiskogo-grazhdanstva-zhitelyam-yuzhnogo-ti (дата обращения: 20.02.2020).
7 Marchetti S. The South Tyrol identity crisis: to live in Italy, but feel Austrian // The Guardian. May 30, 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/education/2014/may/30/ south-tyrol-live-in-italy-feel-austrian (дата обращения: 20.02.2020).
8 Larin S. J., Engl A. Granting Austrian citizenship to German-speaking Italians would not be a victory for South Tyrol's separatists Austrian // BLOGS.LSE.AC.UK. January 10, 2018 [Электронный
Южного Тироля считали проблемой совместное проживание разных этнических о групп. Напротив, сильно увеличилось число тех, кто видел в сосуществовании трех ^ языков фактор взаимного обогащения жителей Южного Тироля [17, с. 173]. При- ^ нимая во внимание эти и другие обстоятельства, Г. Паллавер пришел к выводу, Е^ что в последнее время настроения в Южном Тироле сильно изменились, граждан- ^ ское общество во многом обесценило сложившуюся политическую и административную систему, основанную на официальном сосуществовании обособленных друг о от друга этносов. В результате этническая разобщенность отступала в прошлое, о уступая место растущей «территоризации» (территориальной интеграции) Южного < Тироля [21, с. 382-394]. с
Действительно, в Южнотирольском парламенте XV созыва (2013-2018) преобла- х дали представители ЮНП (45,7% голосов). За ними следовали сравнительно умерен- 2 ные «либертарианцы» (17,9%) и «Зеленые» (8,7%). Радикальной парии «Свобода н-Южного Тироля» удалось заручиться поддержкой всего 7,2% голосов [8, с. 61]. На ^ провинциальных выборах в Ландтаг Южного Тироля 21 октября 2018 г. «либертари- ° анцы» получили лишь 6,2% (два места в провинциальном парламенте вместо прежних шести), а ПСЮТ сумела заручиться поддержкой 6,0% голосов избирателей (два мандата в провинциальном Совете вместо прежних трех). В этом проявилось недоверие большинства южнотирольцев националистическим партиям [26, с. 78, 82]1.
Отмечая, что в Южном Тироле немцам и итальянцам совместно удалось избавиться от кровопролитных этнических конфликтов прошлого, губернатор автономной провинции Больцано-Боцен — Южный Тироль Арно Компатчер с удовлетворением констатировал: «Сегодня нам удается жить вместе, не теряя при этом своей яркой самобытности. У нас есть спагетти и кнедели, мы стараемся брать лучшее от каждой культуры и не боимся за свою национальную идентичность». Ссылаясь на опросы общественного мнения, он указывал, что 45% проживающих в провинции вообще не планировали добиваться «двойного гражданства», 35% — «говорят, что это было бы неплохо, но не стремятся получить его любой ценой» и только 17% жителей определенно хотели бы иметь «двойное гражданство»2.
Вместе с тем уверенность Компатчера в том, что «многонациональное общество в Южном Тироле уже построено, мирное сосуществование установлено, и будет неправильным раскалывать население введением „двойного гражданства" или проведением референдума», вызывает раздражение у определенной части немецкоязычных жителей, которые из-за частых отлучек губернатора в Рим именуют его «бравым итальянским школьником, исправно выполняющим римские домашние задания» [8, с. 63-64].
Данный факт свидетельствует о том, что, хотя политический конфликт в последние годы приобрел вялотекущий характер и проявляется в ненасильственных формах, раздельное сосуществование трех этнолингвистических групп до конца преодолеть не удалось. В контексте миграционного кризиса и преодоления его последствий немецкоязычные жители и их политические представители опасаются, что усиление языкового разнообразия в автономной провинции приведет к нарушению равновесия между традиционными национальными идентичностями. Поэтому мультикультурализм не становится фактором сближения основных групп южнотирольцев. Родные языки мигрантов не микшируют сложившуюся официальную
ресурс]. URL: https://blogs.lse.ac.uk/europpblog/2018/01/10/granting-austrian-citizenship-to-german-speaking-italians-would-not-be-a-victory-for-south-tyrols-separatists/ (дата обращения: 20.02.2020).
1 Provincial Elections Renewal of the Provincial Council of the Autonomous Province of Bolzano-South Tyrol. October 21, 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.buergernetz.bz.it/vote/ landtag2018/results/home_le_vg.htm (дата обращения: 20.02.2020).
2 Белл Б. Австрийские и итальянские националисты спорят из-за Южного Тироля.
билингвистическую структуру южнотирольского общества. Напротив, в провинции воспроизводятся культурные и социальные границы между «историческими» группами, что сдерживает формирование единой южнотирольской гражданской иден-
$ тичности [19, с. 83-84].
В сентябре 2019 г. в Италии появилось второе правительство Конте, поддержанное коалицией из «Движения пяти звезд» и Демократической партии. Проявляя лояльность к «европейским и атлантическим ценностям» и директивам ЕС, оно не противопоставляет «суверенитет» европейской солидарности и выступает за смягчение инициированной Сальвини жесткой миграционной политики. Во всяком случае, на пост министра внутренних дел назначили беспартийную Лучиану Ламорджезе, которая обещала проявлять умеренность по отношению к беженцам. Новое правительство уже отказалось от политики «закрытых портов» [3, с. 16, 18; 1, с. 13-14]. С одной стороны, это снимает у южнотирольских сепаратистов претензию по поводу усиления итальянского государственного национализма. С другой — дает им основание для активизации своей подрывной деятельности в связи с перспективой притока в Италию новых мигрантов.
Аналогичные изменения произошли и в австрийской политике. В результате инцидента, известного как «Дело Ибицы», АПС покинула правительственную коалицию с АНП. В мае 2019 г. парламент выразил ей вотум недоверия, и вице-канцлер Х.-К. Штрахе, замешанный в скандале, ушел в отставку1. 29 сентября 2019 г. в стране состоялись досрочные выборы в Национальный совет, на которых уверенную победу одержала консервативная АНП, набравшая 37,5%. Социал-демократы получили 21,2%, «зеленые» — 13,9%, а либералы из партии «Новая Австрия» — 8,1% голосов. Одновременно позиции АПС во главе с Норбертом Хофером, продолжающей выступать за предельное ужесточение миграционной политики и даже выход Австрии из ЕС, заметно ослабли. Крайне правые набрали 16,2% голосов, в то время как на предыдущих выборах осенью в 2017 г. за них проголосовали 26%2.
Первого января 2020 г. С. Курц объявил о достижении договоренности с «Зелеными» сформировать совместный кабинет министров Австрии. Он вернулся на пост канцлера Австрии, а лидер «Зеленых» Вернер Коглер согласился стать вице-канцлером, министром культуры, искусства, по делам государственной службы и спорта. Новое правительство заявило о своей приверженности курсу на усиление ев-роинтеграции. Партнеры по правительственной коалиции согласились проводить умеренную миграционную политику с оглядкой на принципы и директивы ЕС. Особенно болезненным компромиссом для «Зеленых» стало их согласие на введение в Австрии так называемого превентивного ареста лиц, представляющих угрозу общественной безопасности, но не совершивших никаких правонарушений, направленных против неконтролируемой миграции3. В новой правительственной про-
1 Мищенко О. Вице-канцлер Австрии ушел в отставку // DW. 2019. 18 мая [Электронный ресурс]. URL: https://p.dw.com/p/3Ih0U (дата обращения: 20.02.2020).
2 Трухачев В. Выборы в Австрии: победа Курца, неприятность для России // EurAsia Daily. 2019. 30 сентября [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/09/30/vybory-v-avstrii-pobeda-kurca-nepriyatnost-dlya-rossii (дата обращения: 20.02.2020); Коваль И. В Австрии оглашены окончательные итоги парламентских выборов // DW. 2019. 4 октября [Электронный ресурс]. URL: https://p.dw.com/p/3Qhb1 (дата обращения: 20.02.2020).
3 Kurz und Kogler präsentierten Regierungsprogramm // NOEN.AT. 2. Januar 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.noen.at/in-ausland/koalitionsdetails-kurz-und-kogler-praesentierten-regierungsprogramm-wien-bundesregierung-koalition-regierung-sebastian-kurz-werner-kogler-regierun-gsbildung-180797985 (дата обращения: 20.02.2020); Salomon M. von. Regierungsprogramm: Wer hat sich da jetzt durchgesetzt? // KURIER. AT. 2. Januar 2020 [Электронный ресурс]. URL: https:// kurier.at/politik/inland/die-wichtigsten-punkte-aus-324-seiten-regierungsprogramm/400716558 (дата обращения: 20.02.2020); Grüne und ÖVP — Welche Forderungen kommen ins Regierungsprogramm? // KONTRAST.AT. 3. Januar 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://kontrast.at/regierungsprogramm-
грамме говорилось о солидарной ответственности Австрии и Италии гарантировать о независимое развитие и дальнейшее развитие автономии Южного Тироля в тесной ^ координации с представителями немецкоязычного и ладинского меньшинств. При ^ этом тема «двойного гражданства», связанная с выдачей австрийских паспортов EJ жителям Южного Тироля, была закрыта1. Сам этот вопрос исчез из информацион- g ного пространства. L-
Изменения политического ландшафта Австрии пришлись по нраву представителям о умеренных политических сил Южного Тироля. Так, председатель ЮНП Филипп Ахам- о мер выразил надежду на то, что правительство Себастьяна Курца в дальнейшем < продолжит интересоваться урегулированием имеющихся проблем Южного Тироля2. ^ В условиях формирования новой правительственной коалиции в Австрии Ф. Ахаммер х и А. Компатчер приветствовали коалиционную программу будущего австрийского 2 федерального правительства, прежде всего ее положения, касающиеся южноти- н-рольского вектора австрийской внешней политики. Можно сказать, что они рас- ^ считывают на поддержку Австрии в восстановлении целого ряда автономных полно- щ мочий Южного Тироля, ограниченных итальянскими властями после 1992 г.3
Следовательно, в провинции с высоким уровнем жизни и благосостояния населения сохраняется объективная основа для сепаратистских настроений и проявлений. Нельзя забывать о том, что причиной отказа Австрии от претензий к итальянской стороне по вопросу Южного Тироля стал ее политический шантаж. Как отмечает М. Ю. Сорвина, Вена «вынужденно пошла на эту меру в обмен на членство в ЕС» [20, с. 84].
Как можно заметить, в Южном Тироле сохраняются объективные предпосылки как для обострения противоречий между этнолингвистическими общинами, так и для активизации сил, выступающих за его внешнее самоопределение. Следует согласиться с Марком Регглой в том, что существует возможность внезапного и быстрого изменения ситуации в пользу националистов вследствие неблагоприятного развития политических событий в Италии, Австрии и Евросоюзе в целом [26, с. 79, 83].
Определенный интерес в этом отношении представляют результаты майских (2019) выборов в Европарламент. Так, обозреватель информагентства EurAsia Daily Дмитрий Семушин зафиксировал в каждой европейской стране высокую долю тех, «кто считает, что война между странами Евросоюза возможна. Конкретно — это 28% избирателей ЕС... В некоторых странах среди молодежи эта доля превышает 50%. На практике это означает, что верящие в возможность войны живут в реалиях конкуренции и конфликта, а не европейского сотрудничества»4.
2020-oevp-gruene/ migrationintegration (дата обращения: 20.02.2020); Короткий В. «Зеленая» Австрия. Какое оно — правительство Курца 2.0? // Укринформ. Мультимедийная платформа иновещания Украины. 2020. 14 января [Электронный ресурс]. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-world/2855738-zelenaa-avstria-kakoe-ono-pravitelstvo-kurca-20.html(дата обращения: 20.02.2020).
1 ÖVP und Grüne bekennen sich zur Schutzfunktion für Südtirol // RAINEWS.IT. 2. Januar 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rainews.it/tgr/tagesschau/articoli/2020/01/tag-0esterreich-Regierungsprogramm-Suedtirol-Schutzfunktion-Doppelpass-ddab34ca-38c9-42db-a863-a2554f914804. html (дата обращения: 20.02.2020); Doppelpass für Südtiroler nicht mehr vorgesehen // SUEDTIROL-NEWS.IT. 3. Januar 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.suedtirolnews.it/politik/regierung-sprogramm-doppelpass-fuer-suedtiroler-nicht-mehr-vorgesehen (дата обращения: 20.02.2020).
2 Achammer: „Wahlausgang auf jeden Fall positiv für Südtirol" // STOL.IT. 30. September 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.stol.it/artikel/politik/achammer-wahlausgang-auf-jeden-fall-positiv-fuer-suedtirol (дата обращения: 20.02.2020).
3 SVP zufrieden mit Regierungsprogramm zwischen ÖVP und Grünen // Unser Tirol. 2. Januar 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.unsertirol24.com/2020/01/02/svp-zufrieden-mit-regierungsprogramm-zwischen-oevp-und-gruenen/ (дата обращения: 20.02.2020).
4 Семушин Д. Итоги выборов в Европарламент: усиление фрагментарности и неопределенности // EurAsia Daily. 2019. 4 июня [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/
о В связи с распространением в Европе пандемии коронавируса СОУЮ-19 страны-^ члены ЕС в массовом порядке продемонстрировали отказ от солидарности в поль-^ зу самоизоляции и сосредоточились на собственных национальных интересах. ЕЗ Мало того что Италия не смогла получить от соседних стран необходимую ей по-^ мощь, 10 марта 2020 г. Австрия закрыла границы для ее граждан, не способных документально подтвердить, что они не заражены коронавирусом. Это привело о к усилению в европейской политике настроений евроскептицизма, дальнейшей о разбалансировке механизмов финансово-валютного регулирования, ослаблению < наднациональных институтов ЕС. Американский политолог Даг Бандоу приписал с коронавирусу способность убить саму «идею европейского сообщества в каком-х либо значимом смысле»1.
Как бы то ни было в дальнейшем возможны новые проявления самоизоляции н- европейских стран. В силу неспособности наднациональных структур ЕС и его ^ членов бескорыстно взаимодействовать в кризисных условиях следует ожидать с усиления политических позиций не только итальянских евроскептиков, но и сепаратистов Южного Тироля, уязвленных бессилием итальянских властей парировать угрозу коронавируса и связанной с ним экономической рецессии.
Принимая во внимание нестабильность внутриполитической ситуации в Италии и некоторых других странах ЕС, испытывающих экономические трудности, отмечая усиление «правых» партий, подрывающих либеральные устои европейской солидарности, можно с высокой степенью вероятности предположить в среднесрочной перспективе новое обострение южнотирольского вопроса. В этой связи сохраняется вероятность активизации, как сепаратистских настроений, так и националистических проявлений на севере Италии, выдвижения все новых претензий Австрии к Италии и ухудшения отношений двух стран в условиях глобальной экономической рецессии, продолжающегося проникновения в Европу нелегальных мигрантов, ослабления евроатлантической солидарности и нарастающей турбулентности внутри самого ЕС.
Литература
1. Алексеенкова Е. С. Италия — ЕС: отказ от политики «суверенной изоляции»? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 5. С. 10-15.
2. Алексеенкова Е. С. Страна победившего популизма: Италия после выборов // Современная Европа. 2019. № 2. С. 106-117.
3. Алонци Р., Любин В. П. Политика «желто-зеленого» правительства Италии 2018-2019 гг. и его конфликт с ЕС // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. М., 2019. С. 15-20.
4. Андреева Г. Н. Конституционно-правовые основы автономии Южного Тироля (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право. Реферативный журнал. 2017. № 4. С. 56-64.
5. Гуселетов Б. П. Итоги парламентских выборов в Италии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 1. С. 55-69.
6. Сепаратизм в политической жизни современной Европы / под ред. П. Е. Канделя. М. : Ин-т Европы РАН, 2015.
7. Сорвина М. Ю. От Лиги Наций к ООН: вопрос о Южном Тироле // Актуальные вопросы и перспективы развития общественных наук / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. № 2. С. 28-32.
8. Сорвина М. Ю. Политические силы Южного Тироля и его автономия // Сепаратизм в по-
news/2019/06/04/itogi-vyborov-v-evroparlament-usilenie-fragmentarnosti-i-neopredelennosti (дата обращения: 20.02.2020).
1 Bandow W. Will Coronavirus Kill the European Union // The National Interest. March 16, 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://nationalinterest.org/blog/skeptics/will-coronavirus-kill-euro-pean-union-133432 (дата обращения: 20.02.2020).
литической жизни современной Европы / под ред. П. Е. Канделя. М. : Ин-т Европы РАН, о 2015. С. 59-68. н
9. Сорвина М. Ю. Современная мирная инициатива по урегулированию межэтнической про- ^
блемы Южного Тироля // Проблемы толерантности: история и современность. Материалы ^ междунар. научн. конф., г. Череповец 16-18 апреля 2015 г. Череповец : Череповецкий > государственный университет, 2015. С. 83-85. о
10. Швейцер В. Я. Южный Тироль: тлеющий очаг сепаратизма в Европе // Научно-аналитический ^ вестник Института Европы РАН. 2018. № 2. С. 43-46. о
11. Швейцер В. Я. СССР — Австрия: на виражах мировой политики // Современная Европа. ™ 2014. № 2 (58). С. 121-130. ™
12. Alber E., Zwilling C. Continuity and Change in South Tyrol's Ethnic Governance // Autonomy q_ Arrangements around the World: A Collection of Well and Lesser Known Cases / Ac. ed.: L. x Salat, S. Constantin, A. Osipov, I.G. Szekely. P. 33-66. <
13. Autonomy Arrangements around the World: A Collection of Well and Lesser Known Cases / ^ Academic editor: L. Salat, S. Constantin, A. Osipov, I.G. Szekely. Cluj-Napoca, 2014. tz
14. Benedikter Th. The Financial System of the Autonomous Province of Bolzano/Bozen // Tolerance ^ Through Law. Self Governance and Group Rights in South Tyrol, ed. J. Woelk, Fr. Palermo, ° Js. Marko. Р. 105-119.
15. BenedikterR. East Ukraine's four perspectives: A Solution According to the South Tyrol Model // Ethnopolitics Papers. 2015. N 37. August. P. 1-27 [Электронный ресурс]. URL: https://www. psa.ac.uk/sites/default/files/page-files/Benedikter_EP_No37.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
16. Carla A. South Tyrolean Solutions to Ethnic Conflicts from a Security Studies Perspective // Ethnopolitics Papers. 2016. № 41. April. P. 1-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www. researchgate.net/publication/307887351_South_Tyrolean_Solutions_to_Ethnic_Conflicts_ from_a_Security_Studies_Perspective (дата обращения: 20.02.2020).
17. Carla A., Constantin S. Territorial and Cultural Self-Governance in Italy, Strengths and Challenges of South Tyrol's Autonomy // Minority Self-Government in Europe and theMiddle East: From Theory to Practice / ed. O. Akbulut, E. Aktoprak. P. 154-182.
18. Carla A. Land of welcome, land of fear: explaining approaches to 'new' diversity in Catalonia and South Tyrol // Journal of Ethnic & Migration Studies. 2018. Jun. Vol. 44. Is. 7. P. 1098-1116.
19. Mece M. H. Challenges of Diverse Migration Flows in Italy's Autonomous Province of South Tyrol // Acta Universitatis Carolinae Studia Territorialia. XVI. 2016. Cislo 2. P. 65-85.
20. Minority Self-Government in Europe and theMiddle East: From Theory to Practice / ed. O. Akbulut, E. Aktoprak. Leiden : Brill Nijhoff, 2019.
21. Pallaver G. South Tyrol's changing political system: from dissociative on the road to associative conflict resolution // Nationalities Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity. 2014. Vol. 42. Is. 3. P. 376-398.
22. Perathoner Ch. Die Südtirol-Autonomie als internationales Referenzmodell? Die internationale Absicherung und die Verallgemeinerungsfähigkeit der Südtiroler Errungenschaften // Europa Ethnica. 2015. N 3/4. S. 94-109.
23. Peterlini O. Autonomie und Minderheitenschutz in Südtirol und im Trentino, Überblick über Land und Geschichte, Recht und Politik / Oskar Peterlini // Regionalrat der Autonomen Region Trentino-Südtirol, Bozen Trien, 2000.
24. Regional Autonomy, Cultural Diversity and Differentiated Territorial Government: The Case of Tibet — Chinese and Comparative Perspectives / ed. R. Toniatti, J. Woelk. London : Routledge, 2017.
25. Reinhard О. Probelauf für ein Referendum — Südtiroler für Selbstbestimmung // EU-INFOTHEK. 21. Januar 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eu-infothek.com/probelauf-fuer-ein-referendum-suedtiroler-fuer-selbstbestimmung/ (дата обращения: 20.02.2020).
26. Röggla M. Consensus Impossible? South Tyrol's Autonomy Convention and the issue of Self-determination // Journal of Autonomy and Security Studies. 2019. № 3 (2). P. 67-85.
27. Scantamburlo M. Selbstbestimmung und Parteien in Südtirol: Territoriale und europäische Parteistrategien zwischen Autonomie und Sezession // European Diversity and Autonomy Papers, EDAP. 03/2016. S. 1-40 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurac.edu/en/research/ autonomies/minrig/publications/Documents/2016EDAP_03_FINAL.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
28. Scrinzi O., Golowitsch H. Chronik Südtirol: 1959-1969 von der Kolonie Alto Adige zur Autonomen Provinz Bozen Verlag: Stocker, 1996. [Электронный ресурс]. URL: https://bas.tirol/cpt_ anschlaege/feuernacht/ (дата обращения: 20.02.2020).
о 29. Steininger R. South Tyrol: A Minority Conflict of the Twentieth Century. New Brunswick, NJ :
H Transaction Publishers, 2003. P. 5-10.
^ 30. Südtiroler Sprachbarometer. Sprachgebrauch und Sprachidentität in Südtirol / Autonome Provinz
< Bozen-Südtirol Landesinstitut für Statistik — ASTAT. Bozen, 2006.
> 31. Tolerance Through Law: Self Governance and Group Rights In South Tyrol / Ed. by Jens Woelk,
о Francesco Palermo, Joseph Marko. Leiden; Boston, 2008. 420 p.
ш 32. Wisthaler V. South Tyrol: the importance of boundaries for immigrant integration // Journal of
о Ethnic & Migration Studies. 2016. Vol. 42. N 8. P. 1271-1289.
о 33. Woelk J. From compromise to compact? Working autonomy in South Tyrol // Regional Autonomy,
™ Cultural Diversity and Differentiated Territorial Government: The Case of Tibet — Chinese and
^ Comparative Perspectives / ed. R. Toniatti, J. Woelk. P. 133-155.
2 Об авторах:
¡E Шумилов Михаил Михайлович, профессор кафедры международных отношений Северо-
х Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация),
о доктор исторических наук; [email protected]
с Шмидт Ольга Игоревна, аспирант кафедры международных отношений Северо-Западного института управления РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация); [email protected]
References
1. Alekseenkova E. S. Italy — EU: abandoning the policy of "sovereign isolation"? // Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences [Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN]. 2019. № 5. P. 10-15. (In rus)
2. Alekseenkova E. S. Country of victorious populism: Italy after the elections // Modern Europe. 2019. № 2. P. 106-117. (In rus)
3. Alonzi R., Lyubin V. P. The policy of the "yellow-green" government of Italy 2018-2019 and its conflict with the EU // Greater Eurasia: Development, security, cooperation. M., 2019. P. 15-20. (In rus)
4. Andreeva G. N. Constitutional and legal foundations of autonomy of South Tyrol (analytical review) // Social and humanities sciences. Domestic and foreign literature. Series 4: State and Law [Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 4: Gosudarstvo i pravo]. Abstract journal. 2017. N 4. P. 56-64. (In rus)
5. Guseletov B. P. Results of parliamentary elections in Italy // Scientific and analytical bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences [Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN]. 2018. № 1. P. 55-69. (In rus)
6. Separatism in the political life of modern Europe / ed. P. E. Kandel. M.: Institute of Europe of RAS, 2015. 88 p. (In rus)
7. Sorvina M.Yu. From the League of Nations to the UN: the question of South Tyrol // Topical issues and prospects for the development of social sciences [Aktual'nye voprosy i perspektivy razvitiya obshchestvennykh nauk] / Collection of scientific works based on the results of the international scientific and practical conference. 2015. № 2. P. 28-32. (In rus)
8. Sorvina M.Yu. Political forces of South Tyrol and its autonomy // Separatism in the political life of modern Europe / ed. P. E. Kandel. M.: Institute of Europe of RAS, 2015. P. 59-68. (In rus)
9. Sorvina M.Yu. Modern peace initiative to resolve the inter-ethnic problem of South Tyrol // Problems of tolerance: history and modernity. Materials of International Scientific Conference, Cherepovets April 16-18, 2015 Cherepovets: Cherepovets State University, 2015. P. 83-85. (In rus)
10. Schweitzer V.Ya. South Tyrol: a smoldering hotbed of separatism in Europe // Scientific and analytical bulletin of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences [Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN]. 2018. № 2. P. 43-46. (In rus)
11. Schweitzer V. Ya. USSR and Austria: on the superiority of world politics // Modern Europe [Sovremennaya Evropa]. 2014. № 2 (58). P. 121-130. (In rus)
12. Alber E., Zwilling C. Continuity and Change in South Tyrol's Ethnic Governance // Autonomy Arrangements around the World: A Collection of Well and Lesser Known Cases / Ac. ed.: L. Salat, S. Constantin, A. Osipov, I. G. Szekely. P. 33-66.
13. Autonomy Arrangements around the World: A Collection of Well and Lesser Known Cases / Academic editor: L. Salat, S. Constantin, A. Osipov, I. G. Szekely. Cluj-Napoca, 2014.
14. Benedikter Th. The Financial System of the Autonomous Province of Bolzano/Bozen // Tolerance o Through Law. Self Governance and Group Rights in South Tyrol, ed. J. Woelk, Fr. Palermo, ™ Js. Marko. P. 105-119. ^
15. Benedikter R. East Ukraine's four perspectives: A Solution According to the South Tyrol Model // < Ethnopolitics Papers. 2015. N 37. August. P. 1-27 [Electronic resource]. URL: https://www.psa. > ac.uk/sites/default/files/page-files/Benedikter_EP_No37.pdf. o
16. Carla A. South Tyrolean Solutions to Ethnic Conflicts from a Security Studies Perspective // ^ Ethnopolitics Papers. 2016. № 41. April. P. 1-19 [Electronic resource]. URL: https://www.re- o searchgate.net/publication/307887351_South_Tyrolean_Solutions_to_Ethnic_Conflicts_from_a_ ™ Security_Studies_Perspective. m
17. Carla A., Constantin S. Territorial and Cultural Self-Governance in Italy, Strengths and Challenges 2 of South Tyrol's Autonomy // Minority Self-Government in Europe and theMiddle East: From c Theory to Practice / ed. O. Akbulut, E. Aktoprak. P. 154-182. ^
18. Carla A. Land of welcome, land of fear: explaining approaches to 'new' diversity in Catalonia ^ and South Tyrol // Journal of Ethnic & Migration Studies. 2018. Jun. Vol. 44. Is. 7. P. 1098-1116. h
19. Mece M. H. Challenges of Diverse Migration Flows in Italy's Autonomous Province of South ^ Tyrol // Acta Universitatis Carolinae Studia Territorialia. XVI. 2016. Cislo 2. P. 65-85. o
20. Minority Self-Government in Europe and theMiddle East: From Theory to Practice / ed. O. Akbulut, E. Aktoprak. Leiden : Brill Nijhoff, 2019.
21. Pallaver G. South Tyrol's changing political system: from dissociative on the road to associative conflict resolution // Nationalities Papers: The Journal of Nationalism and Ethnicity. 2014. Vol. 42. Is. 3. P. 376-398.
22. Perathoner Ch. Die Südtirol-Autonomie als internationales Referenzmodell? Die internationale Absicherung und die Verallgemeinerungsfähigkeit der Südtiroler Errungenschaften // Europa Ethnica. 2015. N 3/4. S. 94-109.
23. Peterlini O. Autonomie und Minderheitenschutz in Südtirol und im Trentino, Überblick über Land und Geschichte, Recht und Politik / Oskar Peterlini // Regionalrat der Autonomen Region Trentino-Südtirol, Bozen Trien, 2000.
24. Regional Autonomy, Cultural Diversity and Differentiated Territorial Government: The Case of Tibet — Chinese and Comparative Perspectives / ed. R. Toniatti, J. Woelk. London : Routledge, 2017.
25. Reinhard O. Probelauf für ein Referendum — Südtiroler für Selbstbestimmung // EU-INFOTHEK. 21. Januar 2014 [Electronic resource]. URL: http://www.eu-infothek.com/probelauf-fuer-ein-referendum-suedtiroler-fuer-selbstbestimmung/.
26. Röggla M. Consensus Impossible? South Tyrol's Autonomy Convention and the issue of Self-determination // Journal of Autonomy and Security Studies. 2019. № 3 (2). P. 67-85.
27. Scantamburlo M. Selbstbestimmung und Parteien in Südtirol: Territoriale und europäische Parteistrategien zwischen Autonomie und Sezession // European Diversity and Autonomy Papers, EDAP. 03/2016. S. 1-40 [Electronic resource]. URL: http://www.eurac.edu/en/research/au-tonomies/minrig/publications/Documents/2016EDAP_03_FINAL.pdf.
28. Scrinzi O., Golowitsch H. Chronik Südtirol: 1959-1969 von der Kolonie Alto Adige zur Autonomen Provinz Bozen Verlag: Stocker, 1996. [Electronic resource]. URL: https://bas.tirol/cpt_ansch-laege/feuernacht.
29. Steininger R. South Tyrol: A Minority Conflict of the Twentieth Century. New Brunswick, NJ : Transaction Publishers, 2003. P. 5-10.
30. Südtiroler Sprachbarometer. Sprachgebrauch und Sprachidentität in Südtirol / Autonome Provinz Bozen-Südtirol Landesinstitut für Statistik — ASTAT. Bozen, 2006.
31. Tolerance Through Law: Self Governance and Group Rights In South Tyrol / Ed. by Jens Woelk, Francesco Palermo, Joseph Marko. Leiden; Boston, 2008. 420 p.
32. Wisthaler V. South Tyrol: the importance of boundaries for immigrant integration // Journal of Ethnic & Migration Studies. 2016. Vol. 42. N 8. P. 1271-1289.
33. Woelk J. From compromise to compact? Working autonomy in South Tyrol // Regional Autonomy, Cultural Diversity and Differentiated Territorial Government: The Case of Tibet — Chinese and Comparative Perspectives / ed. R. Toniatti, J. Woelk. P. 133-155.
About the authors:
Mikhail M. Shumilov, Professor of the Chair of International Relations of North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), Doctor of Science (History), Professor; [email protected] olga i. Shmidt, Graduate Student of North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (St. Petersburg, Russian Federation), [email protected]