ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА
СЕПАРАТИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ИТАЛИИ: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ
СТРАТЕГИИ
Баранов А . В .
Баранов Андрей Владимирович, Кубанский государственный университет, 350040, Россия, Краснодарский край, Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Эл. почта: [email protected].
Статья посвящена выявлению особенностей сепаратизма в современной Италии 1990-2014 гг. Работа выполнена на основе исторического неоинституционализма. Определены факторы, влияющие на выбор институционального строения и политических стратегий сепаратистских партий. К ним относятся позднее и непрочное нацие-строительство, слабость экономической и социокультурной интеграции государства, влияние глобализации и евроинтеграции. Раскрыты особенности активности сепаратистских сил в различных регионах: на севере страны (в том числе Венеции, Южном Тироле), юге, Сардинии. Определены институциональные формы сепаратистских организаций, их растущая поддержка в общественном мнении. Доказано, что фрагментация партийной системы размывает грань между организационными формами партии и движения, повышает шансы новых региональных партий. Выявлены политические стратегии сепаратистских партий. Лига Севера в зависимости от фаз макроэкономического цикла и соотношения партийных коалиций чередует стратегии федерализации и сепаратизма. Радикально-сецессионистские стратегии избрали партия «Венецианская независимость» и Сардинская партия действия, Южнотирольский союз стрелков. Для итальянских партий и движений характерно растущее применение информационных технологий продвижения своих стратегий: онлайн-референдумов, групп в социальных сетях.
Ключевые слова: сепаратизм, современная Италия, факторы развития, институционали-зация, политические стратегии.
В современных условиях глобализации национальные государства испытывают нарастающие риски сепаратизма. Мировой экономический кризис активизировал сепаратистские движения во многих странах Европейского союза. Новым явлением стало кросс-национальное распространение идеологем и методов активности сепаратистских движений. Так, референдумы о независимости Венеции, Шотландии и Каталонии придали новый импульс росту сепаратизма в ряде регионов Италии. Насущным стал вопрос об условиях перерастания регионализма в сепаратизм.
Выбор Италии для исследования вызван тем обстоятельством, что данное государство занимает ключевые экономические и геополитические позиции
в Южной Европе. Сепаратизм в современной Италии значительно отличается по своим причинам, институциональным формам и стратегиям от такового в других постиндустриальных обществах. Нуждается в осмыслении феномен «конкурирующих» сепаратистских движений в Ломбардии, Венеции, Южном Тироле, на Сардинии и др., проекты которых отчасти конфликтны между собой.
С позиций политической науки проблематика сепаратизма исследована недостаточно. Традиции исследований, сложившиеся в этнологии, политической географии, международном праве, исторической науке, слабо интегрированы между собой. Типологии сепаратизма как политического движения на основе компаративного анализа обосновывают Б. Коппитерс и Р. Саква (Coppiters, Sakwa, 2003), Л. Де Винтер (DeWinter, 1998). Преобладает трактовка сепаратистских партий в современной Европе как проявления политических конфликтов, а этнические и региональные аспекты мобилизации считаются инструментом конкуренции за власть (Альтерматт, 2000). Новые институциональные и идеологические формы сепаратизма, связанные с антиглобализмом и мигрантофо-бией, выявляют А. Бёттишер и М. Марес (Botticher, Mares, 2013). В российской научной традиции наиболее аргументированные типологии сепаратизма предложили В. А. Тишков с позиций этнополитологии (Тишков, 2003), Д. В. Заяц (Заяц, 2004) и Ф. А. Попов (Попов, 2012) — в русле политической географии.
Сепаратизм проявляется и в странах консолидированной демократии (Канаде, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бельгии), и более чем в 40 развивающихся странах (Попов, 2012). Прямой зависимости между качеством жизни и уровнем влияния сецессионизма нет. Ведущими причинами популярности сепаратизма называют: незавершенное нациестроительство; слабость национальной идентичности в сравнении с региональными и этническими (Passarelli, Tuorto, 2012); восприятие территориальных конфликтов в категориях политической культуры (Laible, 2008).
Исторические факторы роста сепаратизма в Италии определили Дж. Про-каччи (Прокаччи, 2012), Р. Патнэм (Патнэм, 1996) и Е. В. Морозова (Морозова, 1998). Влияние децентрализации унитарного государства и федералистских проектов на рост сепаратизма установили В. П. Любин (Любин, 2004) и О. Н. Барабанов (Барабанов, 2011). Особенности идеологии Лиги Севера исследовали Ю. А. Вялков (Вялков, 2004), Т. В. Зонова и В. Н. Любин (Зонова, Любин, 2011), В. А. Ачкасов (Ачкасов, 2012), А. В. Махова (Махова, 2013).
Дискуссионными остаются такие аспекты, как влияние макроэкономического цикла на уровень популярности сепаратизма; взаимодействие европейских, национальных и регионально-локальных факторов движения; потенциал повышения легитимности национальной политической системы. Мало изучены сепаратистские партии Южного Тироля, Венеции, Сардинии. Эти аспекты определили выбор приоритетов исследования.
Методологической основой статьи избран исторический неоинституциона-лизм. Сепаратизм понимается нами как политическое движение, ставящее цель отделить от государства часть его территории и создать там новое государство. Сепаратизм включает в себя не только идеологические проекты и организованные субъекты политики (партии, движения), но и проявления политической идентичности, социальные практики активности, как конвенциальные, так и неконвенциальные. Сепаратизм означает высший предел дезинтеграции государства и общества. Центробежные движения обретают политический характер в «развитых перифериях» (по И. М. Бусыгиной), где есть ресурсная база борьбы за повышение статуса региональных сообществ (Бусыгина, 2001). Рост сепаратизма возможен при сочетании факторов: исторического самосознания регионального сообщества; институционализации региональных интересов; сплоченной и активной элиты; кризиса национального государства. Подъем сепаратизма происходит неравномерно, в зависимости от фаз экономических циклов и социокультурных факторов. Избиратели оказывают массовую поддержку таким движениям, когда органы власти игнорируют или решают неэффективно проблемы регионов.
Цель статьи — выявить особенности сепаратизма в современной Италии. Это потребует решить следующие задачи: определить, какие факторы влияют на выбор институционального строения и политических стратегий сепаратистских партий в Италии; раскрыть особенности активности сепаратистских сил в различных регионах: на примере севера страны (в том числе Венеции, Южного Тироля), Сардинии, юга страны.
Хронологические рамки работы выбраны с 1991 г. по настоящее время, что определяется критерием «повестки дня» политического процесса в Италии и, следовательно, датировкой роста популярности сепаратизма.
Рассмотрим деятельность региональных партий Италии. Именно в этой стране партийный регионализм имеет глубокие основы, проявляется в про-тестных формах, взаимосвязан с этническим и экономическим измерениями фрагментации политических систем. В Италии Лига Севера возникла на основе ряда областных лиг (Ломбардской, Савойской и др.). Большинство региональных партий образовалось на основе массовых общественных движений, первоначально требовавших культурной и экономической автономии своих территорий (Эе"^т1ег, 1998). Партии стремятся укоренить в сознании избирателей идею исторической преемственности. Лига Севера использует привлекательные исторические образы городских республик Средневековья. Задача партий данного типа — региональная мобилизация на основе территориальной идентичности, жизненно важных интересов сообщества как единого целого. Различают два типа партий: этнические (немецкие в Южном Тироле) и региональные лиги.
Сепаратистские партии Италии традиционно существовали в форме областных лиг. Основой их влияния служит устойчивый политико-культурный раскол
страны на постиндустриальный Север и более отсталый Юг (Патнэм, 1996). Для Севера характерны ценности гражданской культуры, солидарной ответственности, сотрудничества. Ориентации южан — корпоративизм, безответственность, уклонение от общественного долга, авторитаризм. Социологический опрос под руководством И. Диаманти и П. Сегатти (1994 г.) показал, что «локально-муниципальная привязанность» занимает 4-е из 11 мест (64 % ответов) в иерархии черт итальянцев, «чувство гражданина, доверие к государству» — на последнем месте (16 % ответов). Ещё ярче выявляет регионализм вопрос об уровне власти, права которого следовало бы расширить прежде всего. 78 % респондентов назвали местный уровень, 71 % — областной и только 44 % — центральный (Левин, 2001).
Север, где с XII в. сложилась многовековая традиция городских республик, недоволен центральными институтами власти. Северяне полагают, что мафиозный и ленивый Юг отнимает деньги трудолюбивых энергичных налогоплательщиков. Например, в процветающем Трентино-Альто-Адидже безработица не выше 4 %, а в среднем по Италии — 11, на Сицилии — 20 % (Rosenberger, 2012). Валовой региональный продукт на душу населения составляет в Южном Тироле 37 тыс. евро, а в Неаполе — 16 тыс. евро в год (Marchetti, 2014). На этой почве в середине 1970-х гг. зародились областные лиги — Ломбардская, Пьемонтская, Венецианская, Фриуланская и др. Все они выступали за расширение полномочий областной и муниципальной власти и привилегии для северян, против «паразитизма» южан и иммигрантов из «третьего мира» (Wilson, 1994). Лиги жёстко критиковали бюрократизм и коррупцию центральных властей, общенациональных партий. Для дистанцирования от национальной итальянской идентичности используется миф о «трудолюбивых кельтах», противостоящих «Риму — вору» (Passarelli, Tuorto, 2012).
Социальной опорой лиг первоначально были протестные слои общества: малый бизнес, безработные, фермеры. Как указывал С. Коларизи, первоначально областные лиги возникли в аграрных и относительно отсталых местностях Ломбардии и Венето (Вялков, 2004). Но лиги поддерживают и влиятельные бизнес-группы и муниципальные элиты, новый средний класс. Они критикуют бюрократизм и коррупцию центральной власти, используя трансграничные связи регионов Италии с соседними странами.
Областные лиги объединились в Лигу Севера в ноябре 1989 г., получив на общеитальянских парламентских выборах 1990 г. 5,4 % (Вялков, 2004). Лига Севера во главе с У. Босси выдвинула требования превращения Италии в федерацию трех республик: Падании, Этрурии и Республики Юга. В ведении центральных властей планировалось оставить только дела обороны, внешней политики, денежного обращения и суда. На общегосударственных выборах 1992 г. Лига получила 8,6 % голосов по стране и 14-25 % — в областях Северной Италии. Оглушительный успех подтвержден в 1996 г. и позже (Wilson, 1994).
Лига Севера стала участницей правительственных коалиций с правоцентристским движением «Вперёд, Италия!» и постфашистским Национальным альянсом (1994-1995, с 2001 г.).
В действиях и идеологии Лиги Севера проявляется сепаратизм, хотя в 1998-2007 гг. она выступала за федерализацию. Лигу поддержал ректор Католического университета в Милане, профессор политической философии Дж. Мильо. Он называл национальное государство излишним в условиях глобализации; Евросоюз-де обязан выработать формы политического сотрудничества между новыми территориальными образованиями (Вялков, 2004). Взгляды идеолога Лиги противоречивы. Дж. Мильо говорил и о «Соединенных Штатах Италии», и об «Итальянском Союзе» в составе «свободной ассоциации» Падании, Этрурии и республики Юга. Предлагалось свободное самоопределение регионов — роспуск государства и его «пересборка» на добровольной основе в новых границах (Барабанов, 2011).
Как подметил Л. Зидентоп, Италия более других стран подвержена угрозе распада, так как поздно создала национальное государство. Отсутствие системы баланса интересов между Севером и Югом позволило Лиге Севера «с легкостью призывать к полной независимости... Такой сплав популистской аргументации и экономического упрощенчества подчеркивает настоятельную необходимость тщательного конституционного оформления принципа субсидиарности». Надо чётко определить пределы, в которых возможны требования регионов к государству (Зидентоп, 2004).
Особенно радикальны действия Лиги Севера в середине 1990-х гг., когда она ушла в оппозицию правоцентристскому правительству. В 1995 гг. съезд Лиги решил созвать Федеральную ассамблею Севера. Лидер Лиги У. Босси провозгласил в Венеции 15 сентября 1996 г. «свободу и независимость Падании», названной по латинскому топониму р. По. Босси призвал граждан «отныне независимой Падании сбросить колониальное ярмо ненавистного латинского империализма и порвать с Римом, символом угнетения» (Морозова, 1998). На октябрь 1997 г. Босси назначал выборы самозваного парламента Республики Падания. Самозваный парламент в составе 200 чел. возглавил бывший мэр Милана. Выборы в «парламент» проведены незаконно и не получили юридической силы. Для голосования не требовалось предъявлять документы.
Прокуратура Италии возбудила дела о преследовании за нарушение государственного единства. Протестная мобилизация быстро проходит, если цели утопичны. К тому же лозунги децентрализации и федерализма были перехвачены другими партиями, что ставило вопрос о выживании Лиги. Эти факторы вынудили У. Босси в 1996 г. резко сменить партийную стратегию. Лига взяла курс на поддержку введения федерации, стремясь увеличить свою фракцию в национальном парламенте и превратить Сенат в «палату регионов». Но реформы политической системы носили ограниченный характер
в рамках унитарной модели. Условием блока Лиги Севера с правоцентристской коалицией «Дом свободы» во главе с С. Берлускони (2001 г.) стало признание политического единства Италии. У. Босси занимал пост министра по делам реформы органов управления и децентрализации. Лига также контролировала министерство юстиции, министерство труда и социальной политики (Любин, 2004). Однако вскоре представители Лиги вышли из состава правительства. На выборах в Палату депутатов 2001 и 2006 гг. Лига увеличила влияние только с 3,9 до 4,6 % голосов (Зонова, Любин, 2011). Это побудило партию выдвигать популистские лозунги: возродить семью и церковь, запретить аборты, ввести кастрацию осужденных за изнасилование, лицензировать мечети, разрешить пограничникам обстреливать незаконных иммигрантов, исключить Италию из зоны евро [Лига Севера].
Конституционная реформа 2001 г. впервые разграничила полномочия и предметы ведения центральной и региональной власти. Области получили право участия в международных отношениях, внешней торговле и связях с ЕС. Области увеличили свои права в новых статутах. Расширение финансовой и налоговой автономии областей привело к неравномерности децентрализации на Севере, в Центре и на Юге страны. Ужесточено миграционное законодательство. Реформы в долгосрочной перспективе работают в пользу фрагментации государства.
Мировой экономический кризис привел к возрождению популярности Лиги. Следует учитывать и стимулирующее влияние евроинтеграции, ослабляющей государства в пользу наднациональных и субнациональных институтов власти. На парламентских выборах 2008 г. представительство Лиги Севера в парламенте возросло вдвое (Ачкасов, 2012). Используя ослабление кабинета Берлускони в 2011 г., лидер Лиги У. Босси потребовал переноса ряда министерств из Рима в города Севера (Bossi, 2011).
Традиционная партийная система Италии становится с 1990 г. всё более фрагментированной. Это следствие экономических процессов диверсификации регионов, появления «Третьей Италии» в высокоразвитых областях: Южном Тироле, Венето, Фриули-Венеция-Джулия, Тоскане, Эмилии-Романье (Барабанов, 2011). Возросло значение муниципальных элит и лидеров. Как отмечал Л. де Винтер, «этнорегиональные партии уже имеют наибольшее влияние на партийную систему по размерам, измерениям и природе соперничества на выборах». Сложилось много «псевдоавтономных партийных систем» в итальянских областях, что может поощрить региональную мобилизацию (DeWinter, 1998).
Важная тенденция: судя по итогам национальных и областных выборов, с 2011 г. дивиденды от сепаратистских лозунгов получает уже не Лига Севера (её влияние на парламентских выборах 2013 г. сократилось вдвое), а региональные партии «нового поколения» [Archivio Storico Delle Elezioni].
Наибольшего успеха достиг сепаратизм в области Венето, где 65-80 % жителей поддержали независимость и популярность партии «Венецианская независимость» (Kington, 2014). Венецианская лига активизировалась в 1997 г., когда её активисты провели демонстративный захват Кампаниллы (колокольни на площади Св. Марка). Взаимоотношения венецианских сепаратистов с Лигой Севера — конкурентные и конфликтные (Визель, 2014). В 2006 г. принят областной закон о референдуме, проведение которого поддержал губернатор области Л. Дзайя (представитель Лиги Севера), ссылаясь на право наций на самоопределение. Конституция и законы Италии не предусматривают процедуры референдумов о сецессии. Председатель комитета за независимость области Венето Дж. Бузато подчеркивает преемственность статуса региона: «За нами 1100 лет истории независимости Венецианской республики». Он настаивает на незаконности плебисцита 1866 г. о вхождении Венеции в состав Италии как якобы сфальсифицированного, что открывает возможность восстановления независимости (Референдум о выходе). Жители региона могли зарегистрироваться на сайте www.plebiscito.eu и выразить 16-21 марта 2014 г. отношение к статусу Венето. По данным организаторов, в онлайн-голосовании приняли участие 2,36 млн чел. (63,2 % имеющих право голоса). Из них 2,1 млн чел. (89,1 % участников) поддержали независимость в формулировке «поддерживаю создание независимой, суверенной, федеративной республики Венето». Опрос не признан итальянскими органами власти, предъявлены обвинения в подтасовке итогов. 24 активиста движения, в том числе — бывший член парламента страны и основатель Венецианской лиги Ф. Роккетта, вскоре были арестованы за «акции, включая насильственные, в поддержку отделения Венето и других частей итальянского государства» (Визель, 2014).
В Трентино-Альте-Адидже — зажиточной области, где этнические немцы составляют 70 % жителей, областные власти недовольны тем, что центр требует внести 120 млн евро на покрытие дефицита национального бюджета. Взамен министр экономики области Т. Вилдманн в 2012 г. предложил «выкупить» независимость Южного Тироля за 15 млрд евро либо уменьшить отчисления в бюджет Италии с 10 до 3 % региональных налоговых поступлений (Южный Тироль). На радикализацию общественного мнения повлиял раскол в 2008 г. правящей в области Южнотирольской народной партии. Голосование за её сепаратистское крыло — «Свободу» выросло с 5,0 до 14,3 % (2003-2008 гг.), а совокупное влияние радикалов в 2012 г. достигло 30 %. Они апеллируют за поддержкой к правительству Австрии (Rosenberger, 2012). «Южнотирольский союз стрелков» и движение «Прочь от Рима» организовали мирную демонстрацию (5 тыс. участников) с лозунгами выхода из состава Италии и присоединения к Австрии (Bell, 2012). Есть и меньшинство в пользу независимости Южного Тироля.
В отличие от случаев Венето и Южного Тироля, на Сардинии сепаратизм не имеет глубокой исторической традиции и представляет собой прагматический проект. В социальной сети БасеЬоок создана группа СапШпМагШто, ставящая цель присоединения Сардинии к Швейцарии. Она выражает позиции Сардинской партии действия. Один из основателей движения «Приморский кантон» А. Карузо заявил: «Специфика Сардинии подвергалась бы ещё меньшей угрозе в Швейцарии с ее федеральной системой, которая уважает права национальных меньшинств и имеет опыт работы с разными языковыми, этническими и религиозными группами». Он предлагает передать остров Швейцарии в качестве компенсации государственного долга (Гирко), поскольку официально признанный уровень безработицы на острове составляет 18,1 %. Тот факт, что Швейцария не является членом Евросоюза, лидеры движения считают конкурентным преимуществом (Эау1е8, 2014). В 2012 г. опрос показал, что 40 % жителей Сардинии проголосовали бы за отделение от Италии, хотя методика его проведения сомнительна (Станет ли Сардиния.). Активисты движения планируют референдум о независимости по примеру венецианского.
На Сицилии действует партия «Движение за автономию», её возглавляет губернатор данной области Р. Ломбардо. Партия представлена, хотя и слабо, в обеих палатах итальянского парламента. Её программа — правоцентристская, не выходит за рамки широкой экономической и политической автономии. Более радикальна партия «Движение за независимость Сицилии» — наследница исторической группировки 1940-х гг. Но влияние этих организаций невелико (Мое, 2006; Попов, 2012).
Сделаем выводы. Определены факторы, влияющие на выбор институционального строения и политических стратегий сепаратистских партий в Италии. К ним относятся позднее и непрочное нациестроительство, слабость экономической и социокультурной интеграции государства, влияние глобализации и евроинтеграции. Раскрыты особенности активности сепаратистских сил в различных регионах: Севере Италии (в том числе — Венеции, Южном Тироле), Сардинии, Юге. Определены институциональные формы сепаратистских организаций, их растущая поддержка в общественном мнении. Доказано, что фрагментация партийной системы размывает грань между организационными формами партии и движения, повышает шансы новых региональных партий. Выявлены политические стратегии основных сепаратистских партий. Лига Севера в зависимости от фаз макроэкономического цикла и соотношения партийных коалиций чередует стратегии федерализации и сепаратизма. Радикально-сецессионистские стратегии избрали партия «Венецианская независимость», Сардинская партия действия и Южнотирольский союз стрелков. Для итальянских партий и движений характерно широкое применение информационных технологий продвижения своих стратегий: онлайн-референдумов, групп в социальных сетях.
Библиографический список
1. Альтерматт, У (2000). Этнонационализм в Европе. М.: Изд. центр РГГУ.
2. Ачкасов, В.А. (2012). Ложная альтернатива: «Третий путь» европейских крайне правых популистских партий. Праворадикальные и правоэкстремистские партии и движения в современной Европе. Изд. 2-е, доп. (с. 193-223). СПб.: Петрополис.
3. Барабанов, О.Н. (2011). Деволюция и квазифедерализация государственного устройства. На перекрестке Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века (с. 83-98). М.: Весь мир.
4. Бенси, Дж. (2003). Великие стройки, затемнение... Плюс берлусконизация всей страны. Независимая газета. 2003. 3 окт.
5. Бусыгина, И.М. (2001). Политическая роль регионов в структуре Европейского Союза: концептуальные и прикладные аспекты: автореф. дис. . д-ра полит. наук. М.: МГИМО (У).
6. Визель, М.(2014). Несерьезный референдум Эксперт. № 21 (900). 19 мая. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/21/nesereznyij-referendum/
7. Вялков, Ю.А. (2004). Лига Севера: Проекты отделения Севера от Юга (обзор). Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов (с. 112-126). М.: ИНИОН РАН.
8. Гирко, Т. Сардиния войдет в состав Швейцарии? Режим доступа: http://www. nashagazeta.ch/news/politica/17294
9. Заяц, Д.В. (2004). Географические типы сепаратизма. Проблемы геоконфликтологии. В 2 т. (с. 36-58). М.: Соло. Т. 1.
10. Зидентоп, Л. (2004). Демократия в Европе. М.: Логос. 312 с.
11. Зонова, Т.В., Любин, В.Н. (2011). Кризис Первой республики: становление новой партийной системы. На перекрестке Средиземноморья: «Итальянский сапог» перед вызовами XXI века (с. 17-50). М.: Весь мир.
12. Левин И. Б. (2001). Италия после Первой республики Политические институты на рубеже тысячелетий. XX-XXI в.: Сб. статей (с. 330-357). Дубна: «Феникс+».
13. Лига Севера. Режим доступа: http://right-world.net/countries/italy/ls
14. Любин, В.П. (2004). Федерализация Италии (Обзор). Современная Италия: Сб. обзоров и рефератов (с. 52-67). М.: ИНИОН РАН.
15. Махова, А.В. (2013). Итальянский регионализм: Лига Севера (история и специфика партии). Клио, (11), 51-58.
16. Морозова, Е.В. (1998). Региональная политическая культура. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та.
17. Патнэм, Р. (1996). Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии. М.: AdMarginem.
18. Попов, Ф.А. (2012). География сецессионизма в современном мире. М.: Новый хронограф.
19. Прокаччи, Дж. (2012). История итальянцев. М.: Весь мир.
20. Референдум о выходе из Италии начался в Венеции. Режим доступа: http://www. vz.ru/news/2014/3/16/677282.html
21. Станет ли Сардиния «морским кантоном» Швейцарии? Режим доступа: http:// business-swiss.ch/2014/09/stanet-li-sardiniya-morskim-kantonom-shvejtsarii/
22. Тишков, В.А. (2003). Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука.
23. Южный Тироль предлагает Италии выкуп за свою свободу. Режим доступа: http:// obozrevatel.com/abroad/09342-yuzhnyij-tirol-predlagaet-italii-vyikup-za-svoyu-svobodu. htm
24. Archivio Storico Delle Elezioni — Camera del 24 Febbraio 2013. Retried from http:// elezionistorico.interno.it/index.php?tpel=C&dtel=24/02/2013&tpa=I&tpe=A&lev0=0& levsut0=0&es0=S&ms=S
25. Bell, B. (2012). Euro Crisis Turns German-Speaking Italians Against Rome. Retried from http://www.bbc.com/news/world-europe-19813284
26. Bossi: "Ministeri al Nord? Apronoil 23 Luglio" (2011). Corrieredella Sera. 10.07. Retried from http://archiviostorico.corriere.it/2011/luglio/10/articoli_del_10_luglio_2011.html
27. Botticher, A. & Mares, M. (2013). Conceptualizing New Forms of Separatism in Europe. Paper Presented at the 7th ECPR General Conference Panel «State of Unions: Separatism and Crisis of National Unity in Time of EUs Crisis' Bordeaux, 4-7 September 2013. Retried from https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/3dc79fac-fb1c-4576-8dc6-2c3758362768.pdf
28. Cento Bull, A. (2014). All Is Not What It Seems With Venice's Separatist Vote: A Flash in the Pan, or the Start of Something Big? Retried from http://www.newstatesman.com/ politics/2014/04/all-not-what-it-seemed-venice-s-separatist-vote
29. Coppieters, B. & Sakwa, R. (eds.) (2003). Contextualizing Secession: Normative Studies in Comparative Perspective. Oxford: University Press.
30. Davies, L. (2014). Italy's Separatist Spirit Takes New Shape as Sardinians Push to Become Swiss. Retried from http://www.theguardian.com/world/2014/mar/23/italy-separatist-sardinian-swiss-canton-marittimo
31. De Winter, L. (1998). A Comparative Analysis of the Electoral, Office and Policy Success of the Ethnoregionalist Parties. In Regionalist Parties in Western Europe (pp. 204-247). L.; N.Y.: Routledge.
32. Kington, T. (2014). Veneto Residents Support Leaving Italy in Unofficial Referendum. Retried from http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/italy/10715888/Veneto-residents-support-leaving-Italy-in-unofficial-referendum.html
33. Laible, J. (2008). Separatism and Sovereignty in the New Europe: Party Politics and the Meanings of Statehood in a Supranational Context. N.Y.: Palgrave McMillan.
34. Marchetti, S. (2014). Italiano? Nein. A Part of Italy Wants Out. Retried from http://www. newsweek.com/2014/01/17/italiano-nein-part-italy-wants-out-245068.html
35. Moe, N.J. (2006). The View from Vesuvius: Italian Culture and the Southern Question. Berkeley: Univ. of California Press.
36. Passarelli, G. & Tuorto, D. (2012). Lega&Padania: Storie e Luoghi delle Camicie Verdi. Bologna: ilMulino.
37. Rosenberger, М.Р. (2012). Self-Determination in South Tyrol — The Red Eagle Spreads its Wings. Retried from http://www.fairobserver.com/region/europe/self-determination-south-tyrol-red-eagle-spreads-its-wings/
38. Wilson, F.Z. (1994). European Politics Today: The Democratic Experience. 2nd ed. Englewood Cliffs: Prentice Hall.
Статья поступила в редакцию 20.12.2014.
SEPARATISM IN CONTEMPORARY ITALY: FACTORS OF DEVELOPMENT, INSTITUTIONALIZATION, POLITICAL
STRATEGIES
Baranov A. V
Baranov Andrey Vladimirovich, Kuban State University, 350040, Russia, Krasnodar region, Krasnodar, str. Stavropol'skaja, 149. E-mail: [email protected].
The article is dedicated to determination of the features of separatism in contemporary Italy in 1990-2014. The work is based on historical approach of new institutional economics. The factors influencing the choice of institutional structure and the political strategies of the separatist parties are defined. They include the belated and fragile nation-building, economic and sociocultural weakness of the state integration, influence of globalization and European integration. The features of the activity of the separatist forces in different regions: the north of the country (including Venice, South Tyrol), Sardinia, South, are revealed. Institutional forms of the separatist organizations, their growing support in public opinion are identified. The fragmentation of the party system is proved to blur the line between the organizational forms of parties and movements, and increase the chances of new regional parties. Political strategies of the separatist parties are specified. Northern League alternates strategies of federalization and separatism, depending on the phase of the macroeconomic cycle and the ratio of party coalitions. Venice independence party, the Sardinian Action Party and the Union of South Tyrolean Shooters have opted for radical secessionist strategies. Italian parties and movements are characterized by the growing use of information technologies like online referendums and groups in social networks to promote their strategies.
Key words: separatism, contemporary Italy, factors of development, institutionalization, political strategies.
References
1. Al'termatt, U. (2000). Etnonacionalizm vEvrope [Ethnonationalism in Europe]. Moscow: Publishing center of Russian State University for the Humanities.
2. Achkasov, V.A. (2012). Lozhnaya al'ternativa: "Tretij put" evropeiskih kraine pravyh popu-listskih partii [False alternative: "third way" of the European extreme right-wing populist parties] Pravoradikal'nye ipravoekstremistskiepartii i dvizheniya v sovremennoi Evrope [Right-wing radical and the extreme right-wing parties and movements in Contemporary Europe] 2nd Edition, enlarged (p. 193-223). St. Petersburg: Petropolis.
3. Barabanov, O.N. (2011). Devolyuciya i kvazifederalizaciya gosudarstvennogo ustroistva [Devolution and quasi-federalization of political order] Na perekrestke Sredizemnomor'ya: "Ital'yanskij sapog" pered vyzovami XXI veka [At the crossroads of the Mediterranean: "Italian boot" Facing the Challenges of the XXI century] (p. 83-98). M.: Ves' mir.
4. Bensi, Dzh. (2003). Velikie stroiki, zatemnenie plyus berluskonizaciya vsei strany [Great construction sites, blackout ... Plus Berluskonization of the whole country] Nezavisimaya gazeta [Independent Newspaper], 2003, 3 Oct.
5. Busygina, I.M. (2001). Politicheskaya rol' regionov v strukture Evropejskogo Soyuza: konceptual'nye i prikladnye aspekty [The political role of the regions in the structure of the European Union: the conceptual and applied aspects]. Abstract of a thesis of a Doctor of Political Sciences. M.: MGIMO (U).
6. Vizel', M. (2014). Neser'eznyi referendum [Hollow referendum] Ekspert [Expert]. No 21 (900). 19 may. Retrieved from: http://expert.ru/expert/2014/21/nesereznyij-referendum/
7. Vyalkov, Yu. A. (2004). Liga Severa: Proekty otdeleniya Severa ot Yuga (obzor) [Northern League: Projects of separating the North from the South (review)] Sovremennaya Italiya: Sb. obzorov i referatov [Contemporary Italy: Collection of reviews and abstracts] (s. 112-126). M.: INION RAN.
8. Girko, T. Sardiniya voidet v sostav Shveitsarii? [Will Sardinia be part of Switzerland?] Retrieved from: http://www.nashagazeta.ch/news/politica/17294
9. Zayats, D.V. (2004). Geograficheskie tipy separatizma [Geographical Types of Separatism] Problemygeokonfliktologii [Problems of Geoconflictology]. In 2 Vol. (p. 36-58). M.: Solo. Vol. 1.
10. Zidentop, L. (2004). Demokratiya v Evrope [Democracy in Europe]. M.: Logos.
11. Zonova, T.V., Lyubin, V.N. (2011). Krizis Pervoj respubliki: stanovlenie novoj partiinoj sistemy [Crisis of the First Republic: genesis of new party system] Na perekrestke Sredizemnomor'ya: "Ital'yanskij sapog"pered vyzovami XXI veka [At the crossroads of the Mediterranean: "Italian boot" Facing the Challenges of the XXI century] (p. 17-50). M.: Ves' mir.
12. Levin, I.B. (2001). Italiya posle Pervoj respubliki [Italy after the First Republic] Politicheskie instituty na rubezhe tysyacheletij. XX-XXI v.: Sb. state) [Political Institutions on the edge of millenniums. 20-21 centuries, Collection of articles] (p. 330-357). Dubna: "Feniks+".
13. Liga Severa [Northern League]. Retrieved from: http://right-world.net/countries/italy/ls
14. Lyubin, V.P. (2004). Federalizaciya Italii (Obzor) [Federalization of the Italy (Rewiev)] Sovremennaya Italiya: Sb. obzorov i referatov [Contemporary Italy: Collection of reviews and abstracts] (p. 52-67). M.: INION RAN.
15. Mahova, A.V. (2013). Ital'yanskij regionalizm: Liga Severa (istoriya i specifika partii) [Italian regionalism: Northern League (the party's history and specific character)] Klio [Clio], (11), 51-58.
16. Morozova, E.V. (1998). Regional'nayapoliticheskaya kul'tura [Regional political culture]. Krasnodar: Publishing House of the Kuban State University.
17. Putnam, R. (1996). Chtoby demokratiya srabotala: grazhdanskie tradicii v sovremennoi Italii [Making Democracy Work: civic traditions in modern Italy]. Moscow: Ad Marginem.
18. Popov, F.A. (2012). Geografiya secessionizma v sovremennom mire [Geography of seces-sionism in the contemporary world]. Moscow: Novyj hronograf.
19. Procacci, J. (2012). Istoriya ital'yancev [History of the Italian People]. Moscow: Ves' mir.
20. Referendum o vyhode iz Italii nachalsya v Venecii [The referendum on secession from Italy began in Venice]. URL: http://www.vz.ru/news/2014/3/16/677282.html
21. Stanet li Sardiniya "morskim kantonom" Shveicarii? [Would Sardinia become the "Sea Canton" of Switzerland?]. URL: http://business-swiss.ch/2014/09/stanet-li-sardiniya-morskim-kantonom-shvejtsarii/
22. Tishkov, V.A. (2003). Rekviem po etnosu: Issledovaniya po social'no-kul'turnoi antropologii [Requiem for Ethnos: Researches on the sociocultural anthropology]. Moscow: Nauka.
23. 23. Yuzhnyi Tirol' predlagaet Italii vykup za svoyu svobodu [South Tyrol offers a ransom for its freedom from Italy]. URL: http://obozrevatel.com/abroad/09342-yuzhnyij-tirol-predlagaet-italii-vyikup-za-svoyu-svobodu.htm
24. Archivio Storico Delle Elezioni — Camera del 24 Febbraio 2013. Retried from http:// elezionistorico.interno.it/index.php?tpel=C&dtel=24/02/2013&tpa=I&tpe=A&lev0=0& levsutO=0&es0=S&ms=S
25. Bell, B. (2012). Euro Crisis Turns German-Speaking Italians Against Rome. Retried from http://www.bbc.com/news/world-europe-19813284
26. Bossi: "Ministeri al Nord? Apronoil 23 Luglio" (2011). Corrieredella Sera. 10.07. Retried from http://archiviostorico.corriere.it/2011/luglio/10/articoli_del_10_luglio_2011.html
27. Botticher, A. & Mares, M. (2013). Conceptualizing New Forms of Separatism in Europe. Paper Presented at the 7th ECPR General Conference Panel "State of Unions: Separatism and Crisis of National Unity in Time of EUs Crisis' Bordeaux, 4-7 September 2013. Retried from https://ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/3dc79fac-fb1c-4576-8dc6-2c3758362768. pdf
28. Cento Bull, A. (2014). All Is Not What It Seems With Venice's Separatist Vote: A Flash in the Pan, or the Start of Something Big? Retried from http://www.newstatesman.com/ politics/2014/04/all-not-what-it-seemed-venice-s-separatist-vote
29. Coppieters, B. & Sakwa, R. (eds.) (2003). Contextualizing Secession: Normative Studies in Comparative Perspective. Oxford: University Press.
30. Davies, L. (2014). Italy's Separatist Spirit Takes New Shape as Sardinians Push to Become Swiss. Retried from http://www.theguardian.com/world/2014/mar/23/italy-separatist-sardinian-swiss-canton-marittimo
31. De Winter, L. (1998). A Comparative Analysis of the Electoral, Office and Policy Success of the Ethnoregionalist Parties. Regionalist Parties in Western Europe. L.; N.Y.: Routledge, pp. 204-247.
32. Kington, T. (2014). Veneto Residents Support Leaving Italy in Unofficial Referendum. Retried from http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/italy/10715888/Veneto-residents-support-leaving-Italy-in-unofficial-referendum.html
33. Laible, J. (2008). Separatism and Sovereignty in the New Europe: Party Politics and the Meanings of Statehood in a Supranational Context. N.Y.: Palgrave McMillan.
34. Marchetti, S. (2014). Italiano? Nein. A Part of Italy Wants Out. Retried from http://www. newsweek.com/2014/01/17/italiano-nein-part-italy-wants-out-245068.html
35. Moe, N.J. (2006). The View from Vesuvius: Italian Culture and the Southern Question. Berkeley: Univ. of California Press.
36. Passarelli, G. & Tuorto, D. (2012). Lega&Padania: Storie e Luoghi delle Camicie Verdi. Bologna: ilMulino.
37. Rosenberger, M.P. (2012). Self-Determination in South Tyrol — The Red Eagle Spreads its Wings. Retried from http://www.fairobserver.com/region/europe/self-determination-south-tyrol-red-eagle-spreads-its-wings/
38. Wilson, F.Z. (1994). European Politics Today: The Democratic Experience. 2nd ed. Englewood Cliffs: Prentice Hall.