Научная статья на тему 'Кризис испанского "государства автономий" и радикализация сепаратистского движения в Каталонии: взаимовлияние'

Кризис испанского "государства автономий" и радикализация сепаратистского движения в Каталонии: взаимовлияние Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1439
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / CRISIS / ИСПАНИЯ / SPAIN / "ГОСУДАРСТВО АВТОНОМИЙ" / THE "STATE OF AUTONOMIES" / СЕПАРАТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SEPARATIST MOVEMENT / РАДИКАЛИЗАЦИЯ / RADICALIZATION / КАТАЛОНИЯ / CATALONIA / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ / INTERFERENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов Андрей Владимирович

В статье выявлено взаимовлияние кризиса испанского «государства автономий» и сепаратистского движения в Каталонии. Определены ресурсы и стратегии сепаратистского движения в Каталонии (2005 начало 2016 г.), причины его радикализации, изменения региональной партийной системы. Основное внимание уделено позиционированию политических партий на федеральных и региональных выборах, а также изменениям общественного мнения. По мнению автора, кризис «государства автономий» в Испании детерминирован изначальной противоречивостью модели децентрализованного унитарного государства, ее исчерпанием в новых исторических условиях. Одновременно углубляется кризис институтов согласования интересов центра и регионов, общегосударственной партийной системы. В статье установлены ресурсы радикализации сепаратистского движения в Каталонии: повышенный экономический потенциал сообщества, прочная интегрированность, высокоразвитая идентичность на территориальной (в большей мере, чем этнолингвистической) основе, институциональный дизайн автономии (Статут Каталонии в действующей редакции), обособленная партийная система, преобладание сепаратистских партий в парламенте региона. Каталонские партии сторонники независимости вовлечены в два конфликта: совместно против центральной власти и местных «происпански» настроенных организаций; друг против друга на основе идеологий и групповых интересов. Электорат Каталонии сегментирован по осям «равенство свобода», «унитаризм сепаратизм». Прагматическая коалиция правоцентристской партии «Демократическая конвергенция Каталонии» с «Левыми республиканцами Каталонии» нацелена на достижение независимости. Сторонники государственного единства достаточно влиятельный слой электората, но ослабленный размежеванием на федералистов и автономистов. Избиратели Народной партии и центристской партии Ciutadans отстаивают сохранение унитарного «государства автономий», отвергая назревшие реформы. Перспективы позитивного регулирования конфликта связаны с поиском компромиссов и постепенной федерализацией государства, с повышением статуса Сената и Конституционного суда Испании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crisis of Spanish “State of Autonomies” and the Radicalization of the Separatist Movement in Catalonia: Interference

In this article revealed interference between crisis of Spanish “state of autonomies” and separatist movement in Catalonia's growth. Resources and strategies of the separatist movement (2005 beginning of 2016), the reasons for its radicalization, changes of the regional party system are determined. Emphasis is placed on the positioning of political parties at the federal and regional elections, as well as changes in public opinion. The crisis of the “state of autonomies” in Spain caused by the contradictions of the model of decentralized unitary state, its exhaustion in the new historical conditions. Crisis of the institutions coordinating the interests of the center and regions, national party system is developing synchronous. Resources of separatist movement's radicalization are established in this article: enhance the economic potential of this authonomy, Catalan community has a strong integration at the highly territorial identity (rather than ethnolinguistic) basis, institutional design of autonomy (Statute of Catalonia of 2006), detached party system, the predominance of separatist parties in the Parliament of the region. Catalan parties supporters of independence are involved in two conflicts: together against the central government and against the local “pro-Spain” minded forces; against each other on the basis of ideology and vested interests. The electorate of Catalonia is segmented and the axis of “equality freedom”, and “unitarianism separatism” axis. Pragmatic coalition of right-center party “Democratic convergention of Catalonia” and “Left republicans of Catalonia” is aimed on independence achievement. Proponents of national unity a powerful enough strata of catalan electorate, but weakened by disengagements on federalists and autonomists. The electorate of the People's Party and of the centrist party Ciutadans is advocate the preservation of the unitary “state of autonomies”, rejecting the urgent reforms. Prospects for positive regulation of the conflict associated with the search for compromises and gradual federalization of state. It is necessary to increase the political status of the Senate and the Constitutional Court of Spain.

Текст научной работы на тему «Кризис испанского "государства автономий" и радикализация сепаратистского движения в Каталонии: взаимовлияние»

Международные процессы

УДК 323.173(460)

КРИЗИС ИСПАНСКОГО «ГОСУДАРСТВА АВТОНОМИЙ» И РАДИКАЛИЗАЦИЯ СЕПАРАТИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КАТАЛОНИИ: ВЗАИМОВЛИЯНИЕ

А. В.Баранов

Кубанский государственный университет,

ул. Ставропольская, 149, Краснодар, 350040, Россия

В статье выявлено взаимовлияние кризиса испанского «государства автономий» и сепаратистского движения в Каталонии. Определены ресурсы и стратегии сепаратистского движения в Каталонии (2005 — начало 2016 г.), причины его радикализации, изменения региональной партийной системы. Основное внимание уделено позиционированию политических партий на федеральных и региональных выборах, а также изменениям общественного мнения. По мнению автора, кризис «государства автономий» в Испании детерминирован изначальной противоречивостью модели децентрализованного унитарного государства, ее исчерпанием в новых исторических условиях. Одновременно углубляется кризис институтов согласования интересов центра и регионов, общегосударственной партийной системы. В статье установлены ресурсы радикализации сепаратистского движения в Каталонии: повышенный экономический потенциал сообщества, прочная интегрирован-ность, высокоразвитая идентичность на территориальной (в большей мере, чем этнолингвистической) основе, институциональный дизайн автономии (Статут Каталонии в действующей редакции), обособленная партийная система, преобладание сепаратистских партий в парламенте региона. Каталонские партии — сторонники независимости вовлечены в два конфликта: совместно — против центральной власти и местных «происпански» настроенных организаций; друг против друга — на основе идеологий и групповых интересов. Электорат Каталонии сегментирован по осям «равенство — свобода», «унитаризм — сепаратизм». Прагматическая коалиция правоцентристской партии «Демократическая конвергенция Каталонии» с «Левыми республиканцами Каталонии» нацелена на достижение независимости. Сторонники государственного единства — достаточно влиятельный слой электората, но ослабленный размежеванием на федералистов и автономистов. Избиратели Народной партии и центристской партии Ciutadans отстаивают сохранение унитарного «государства автономий», отвергая назревшие реформы. Перспективы позитивного регулирования конфликта связаны с поиском компромиссов и постепенной федерализацией государства, с повышением статуса Сената и Конституционного суда Испании.

Ключевые слова: кризис, Испания, «государство автономий», сепаратистское движение, радикализация, Каталония, взаимовлияние.

Актуальность темы настоящей статьи состоит в том, что многие государства в условиях глобализации испытывают нарастающие риски сепаратизма. Мировой экономический кризис активизировал сепаратистские движения в регионах Европы. Особенно уязвимы для сепаратизма полиэтничные государства, в которых децентрализация власти стала требованием этнических и региональных

сообществ. К таким странам относится современная Испания. Модель «государства автономий», доказавшая эффективность при переходе к демократии в 1976-1982 гг., все менее способна противостоять угрозам сепаратизма. Каталонский ненасильственный опыт сепаратистского движения может стать модельным для Шотландии, Северной Италии, Фландрии.

Цель статьи — выявить взаимовлияние кризиса испанского «государства автономий» и сепаратистского движения в Каталонии. Это потребует установить ресурсы и стратегии сепаратистского движения в Каталонии (2005 — начало 2016 г.), причины его радикализации, изменения региональной партийной системы. Необходимо объяснить позиционирование политических партий на федеральных и региональных выборах, изменения общественного мнения.

Степень изученности темы такова. Л. Морено Фернандес аргументировал рост федеративных тенденций в политической системе Испании, определил влияние этнической и региональной идентичности на рост сепаратизма (Moreno Fernandez, 2008). Предложения децентрализации «государства автономий» обосновали Х. М. Кубас и др. (Cubas et al., 2013, р. 12, 47). Состояние движения за независимость Каталонии к середине 2000-х гг. выявил Р. Виларегут Саес (Vilaregut Saez, 2007). Представляет интерес сборник статей политологов, обосновывающих требования сепаратистского движения (What's up with Catalonia?..., 2013). Языковая политика властей Каталонии проектируется в статьях А. Бранчаделя (Branchadell, 2015) и И. Мари (Mari, 2015). Напротив, М. Бельтран де Фелипе (2015) дал системную критику сецессионизма. Среди российских исследований отметим монографию Г. И. Волковой (2014) и статьи С. М.Хенки-на (2015а; 2015б). Сецессионизм в Каталонии оценивается усилиями В. Л. Вер-никова (2015) и А. А. Орлова (2015). Этнополитический аспект сепаратизма осмысливается в работах А. Н. Кожановского (2015) и З. В. Ивановского (2015). Возможности реформ «государства автономий» определены И. Л. Прохоренко (2015).

«Государство автономий» в Испании, сформированное в условиях перехода от авторитаризма к демократии (1976-1982 гг.), — децентрализованное унитарное с тенденцией к федерализму. Конституция 1978 г. стала итогом компромисса, она противоречива. Конституция исходит из неделимого суверенитета испанского государства, которое признаёт автономные сообщества и гарантирует их равноправие. Характерно жесткое разграничение в Конституции единой испанской нации и этнолингвистических «национальностей» (Конституция Испании, 1999, с. 73-74). Однако ряд институтов государства характерен для федераций: наличие уставов (статутов) автономных сообществ, договорное разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями власти, асимметричный объем статусов автономий. Так, в 1977 г. восстановлен Женералитат (правительство) Каталонии, а в 1979 г на региональном референдуме принят Статут Каталонии. Предоставление расширенной автономии воспринято националистами как признак слабости центральной власти и шаг к повышению статуса региона.

Каталонское сообщество проявляет высокоразвитую идентичность, в том числе историческую память о борьбе за независимость. В Каталонии сложилась сложносоставная идентичность сообщества — симбиоз и конкуренция

национального, этнического, регионального, местного самосознания. Опрос, проведенный Центром изучения общественного мнения Женералитата Каталонии (июнь 2015 г, выборка 1050 чел., погрешность 3,02 %), выявил: считают себя «как испанцами, так и каталонцами» 36,2 %, «больше каталонцами, чем испанцами» — 23,3 %, «только каталонцами» — 24,9 %, «только испанцами» — 5,3 %, «больше испанцами, чем каталонцами» — 3,0 % респондентов (Valors socials i politics..., 2015, р. 30). Критерием принадлежности к сообществу стал личный выбор каталонской идентичности (в том числе многочисленными мигрантами из других регионов). В 2008 г. из 7519 тыс. жителей автономии 65 % считали себя каталонцами (Кирчанов, 2010, с. 73, 83, 107, 124). Но, по данным Института статистики Каталонии, родным каталонский язык является для 31,02 % жителей сообщества старше 15 лет, языком идентификации — для 36,38 %, а языком повседневного общения — для 36,29 % (2013 г.) (Població de 15 anys..., http://www. idescat.cat). Двуязычие глубоко укоренено. Итак, каталонская идентичность во многом конструируется, а не наследуется.

В общественном мнении Каталонии до середины 2000-х гг. преобладал ав-тономизм. По сравнению с партиями Страны Басков каталонские партии отличались умеренностью, готовностью поддерживать компромисс с центральной властью. Общеиспанские партии были вынуждены блокироваться в кортесах с каталонской правоцентристской коалицией «Конвергенция и союз» (КиС), чтобы не вызвать вотума недоверия правительству.

Радикализация каталонских партий и общественного мнения началась вследствие кризиса «государства автономий», непоследовательных и бесплодных попыток правившей в 2004-2011 гг. Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) начать переход к федеративному строю. Технология и лозунги борьбы за повышение статуса во многом были скопированы у Страны Басков, где выдвинут «план Ибарретче» (назван по фамилии главы регионального правительства) для достижения конфедеративного статуса, мирного постепенного отделения от Испании. В 2006 г. парламент Каталонии добился принятия новой редакции Статута автономного сообщества. В нем каталонцы впервые названы нацией; закреплено обязательное знание и употребление в регионе двух языков (кастильского и каталанского), качественно расширены полномочия автономного сообщества в международных отношениях, судебной системе и финансах (Estatuto de Autonomía de Cataluña., 2006).

Каталония — это 16 % населения, 23 % ВВП, 24 % промышленной продукции, 28 % экспорта Испании. Регион обладает одним из наиболее высоких уровней жизни среди автономных сообществ. Каталония больше отдает центру, чем получает в виде государственных субсидий на 16 млрд евро в год, 8 % регионального ВВП. Однако мировой экономический кризис с повышенной силой сказался на Каталонии. Ее внешний долг вырос с 15,776 до 50,948 млрд евро (с 17,8 до 23 % ВВП сообщества) за 2011-2012 гг. Выросла безработица (Хенкин, http://rus-siancouncil.ru; Волкова, 2014, с. 107, 130-131). Отказ центральных властей субсидировать бюджетный дефицит автономных сообществ стал спусковым механизмом, приведшим к росту сепаратизма. Каталония возглавила блок регионов, потребовавших увеличить свою долю в распределении налогов.

В Каталонии сформирована обособленная партийная система. Региональные партии вовлечены в два конфликта: с центральными властями и с происпан-ски настроенными организациями внутри региона. Партии Каталонии делятся на три направления. Представители первого выступают за независимость, к нему принадлежат: недавно распавшаяся правоцентристская коалиция КиС, ее наследница «Вместе в поддержку "Да"» (Junts pel Si) и Левые республиканцы Каталонии (ЛРК). Второе направление предлагает федерализм — ИСРП, Podemos («Мы можем»). Третье направление отстаивает общеиспанскую идентичность и сохранение унитарного государства — Народная партия (НП), Ciutadans — «Граждане» (название приводится на каталанском языке).

Для этнополитической мобилизации умело используются исторические события. Годовщина разгрома каталонского движения за независимость (11 сентября 1714 г.) превращена в день массовых демонстраций под лозунгами: «Мы — самостоятельная страна», «Каталония — не Испания». Публично сжигаются изображения монарха и государственный флаг.

Накануне выборов 2012 г соотношение сторонников и противников сецессии было примерно равным (42,7 % против 43,4 %) (Хенкин, http://russiancouncil.ru). По данным службы Metroscopia (выборка 1500 чел., погрешность 3,2 %), за независимость в ноябре 2012 г. выступали 46 % респондентов, а варианты конфедерации и сохранения децентрализованного унитарного «государства автономий» в сумме поддерживали 42 %. 57 % поддерживали отделение от Испании, но желали сохранить участие независимой Каталонии в ЕС (Hipotético referendum., http://elpais.com).

На выборах в парламент Каталонии в ноябре 2012 г. сторонники независимости сохранили влияние (71 мандата из 135), но маятник общественного мнения качнулся влево. КиС получила 50 мест (для нее это спад), левые республиканцы — 21 (успех), Народная партия сохранила влияние — 19 мест (Badia, Sar-sanedas, http://www.cidob.org). Председатель Женералитата А. Мас избрал рискованную, но успешную тактику. Вместо лозунгов повышенной автономии он выдвинул проект поэтапного, мирного достижения независимости. Это позволило сплотить разнородные течения каталонских националистов. Достигнутое 19 декабря 2012 г. соглашение между ведущими националистическими силами (правоцентристской КиС и ЛРК) прагматично.

Европейский Союз предупредил, что в случае обретения независимости Каталонии придется заново вступать в ЕС. Ей надо будет пройти многоступенчатую процедуру интеграции, заручиться поддержкой всех членов объединения, в том числе Испании, имеющей право вето. Против сепаратизма выступает крупный бизнес, обеспокоенный своими издержками в изолированной Каталонии. Против независимости высказались президенты крупнейших каталонских банков — Caixa и Sabadell, винодельческой фирмы Freixenet, издательства Planeta, компании Seeligery Conde. Президент Ассоциации предпринимателей Каталонии Х. Боу также выступил за сохранение территориального единства Испании.

Парламент Каталонии 23 января 2013 г. проголосовал за декларацию о суверенитете. Каталония объявлена «суверенным политическим и правовым субъектом», поставлена цель — референдум о самоопределении. Текст поддержали

фракции «Конвергенция и Союз», «Левые республиканцы Каталонии», «Инициатива для Каталонии — Зеленые» и «Кандидаты народного единства». В поддержку декларации о суверенитете проголосовали 85 депутатов, против — 41, а 25 воздержались (Primer paso., http://politica.elpais.com). Аналогичным стало распределение голосов 16 января 2014 г, когда парламент сообщества постановил провести референдум о независимости 9 ноября 2014 г., сформулировав вопросы: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если да, то хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством?» Председатель Женералитата А. Мас подписал Закон «О проведении опросов населения, не имеющих характера референдума», чтобы обойти запрет, наложенный центральными органами власти.

Опрос населения 9 ноября 2014 г., не имевший юридической силы, прошел при низкой явке — 35,8 %. Среди явившихся избирателей 2305,3 тыс. (80,76 %) высказались за независимость Каталонии, 10,7 % — за федерализацию без независимости и 4,54 % — за сохранение статуса автономии. Наибольшая поддержка независимости высказана в горных административных единицах — Жи-роне и Центральной Каталонии (87-88 %), а наименьшая — в космополитичной Барселоне (77,5 %) (9N/2014..., http://www.participa2014.cat). Однако опрос стал успехом сторонников независимости, сохранил за ними инициативу.

Основные партии Каталонии пришли 14 января 2015 г. к соглашению о проведении плебисцитарных выборов, по итогам которых будут предприняты шаги к обретению независимости. Создан единый список сторонников независимости. Президент Национального переходного совета, руководитель Института автономных исследований Каталонии К. Вивер Пи-Суньер возглавил группу экспертов, готовящих алгоритм обретения независимости. Он огласил программу последовательного отделения, разработку проекта конституции. Женералитат и парламент Каталонии стремятся заблаговременно создать институты независимого государства.

Власти Испании объявили о готовности применить все предусмотренные конституцией средства для сохранения единства страны. Парламент и Конституционный суд Испании объявили каталонский опрос противозаконным. Однако правительство Народной партии во главе с М. Рахоем отказалось провести федерализацию, теряя инициативу. Поддержка основных партий (НП и ИСРП) неуклонно снижалась, что подтвердили выборы в Европарламент (май 2014 г.), региональные и местные выборы весной 2015 г. Совокупная поддержка НП и ИСРП снизилась с 85 до 50 %. Так, на выборах мэра Барселоны победила А. Колау, активистка новой левой партии Podemos. Она выступает против жестких мер бюджетной экономии, за социальную поддержку малоимущих слоев граждан. Podemos — единственная из общеиспанских партий, поддержавшая проведение референдума о независимости Каталонии (Puccarelli, Russo Spena, 2014, p. 66-70; Хенкин, 2015б, с. 52-55).

Основные партии и движения Каталонии (Демократическая конвергенция Каталонии (ДКК) во главе с А. Масом и ЛРК во главе с О. Жункерасом) подписали 30 марта 2015 г. дорожную карту по достижению за полтора года независимости и провозглашению республики. Досрочные выборы парламента Каталонии

27 сентября 2015 r. расценивались как плебисцит, который станет «первым шагом в процессе обретения независимости», рассчитанным на 18 месяцев (A los españoles., http://elpais.com). Соглашение предусматривало, что если в парламенте большинство получат сторонники независимости, в течение 10 месяцев после выборов будет подготовлен проект Конституции. Еще через 8 месяцев проект после обсуждения будет вынесен на референдум. В итоге принятия конституции парламент провозгласит независимость Каталонии не позднее марта 2017 г.

Единый предвыборный список кандидатов с программой поэтапного обретения независимости летом 2015 г. выставили ЛРК и ДКК, общественные организации Каталонская национальная ассамблея и Omnium Cultural, «Демократы Каталонии» и «Левое движение». Коалиция названа «Вместе в поддержку "Да"» (Junts pel Si) (Junts pel Sí promote., http://www.lavanguardia.com). Другая коалиция — «Каталония, да, мы можем» (Catalunya Si que es Pot) состоит из трех леворадикальных партий: Podemos, «Инициатива зеленых за Каталонию» и «Объединенные левые и альтернатива». Она поддерживает право на самоопределение, но в рамках федерализации. За сохранение автономного статуса высказывается Народная партия и бывший партнер А. Маса по коалиции — партия «Демократический союз Каталонии» во главе с Х. А. Дураном Льейда (Duran acusa a Mas., http://www.lavanguardia.com).

Чтобы объяснить позиционирование участников электоральных акторов и причины выбора их лозунгов, обратимся к итогам социологических опросов. Так, Центр исследований общественного мнения при Женералитате провел опрос 2000 чел. в феврале 2015 г. (погрешность 2,69 %). За независимость Каталонии выступали 44 % респондентов, против — 48 %. Партийные симпатии почти поровну распределились между «Демократической конвергенцией Каталонии» и «Левыми республиканцами Каталонии», а третье место поделили Podemos и Ciutadans, что подтверждает полевение каталонских избирателей (Barometre d'Opinio Politica., 2015, р. 43-48). Сравнивая этническую идентичность сторонников партий, выявляем весомые различия. Считают себя только каталонцами 90,7 % сторонников ЛРК, 84,1 % — ДКК, и только 9,3 % электората НП, 18,7 % — Podemos, 14,4 % — Партии социалистов Каталонии (отделения ИСРП). Напротив, в наибольшей мере считают себя испанцами избиратели НП (25,7 % из них), Ciutadans (15,6 %), социалистов (12,6 %) (Ibid., р. 48).

Аналогичное исследование в июне 2015 г. показало 50 % противников независимости и 42,9 % ее сторонников. Нарастает неопределенность партийных ори-ентаций, повышается доверие только в отношении новых антисистемных партий — Podemos и Ciutadans (Noguer, http://ccaa.elpais.com). То, какие проблемы каталонцы считают важнейшими, характерно для левого и левоцентристского электората. На первое место опрошенные поставили занятость и забастовки (60,5 % ответов), а взаимоотношения Каталонии и Испании считают важнейшими 28,9 %. Независимое государство считают наилучшим устройством Каталонии 37,6 % респондентов, статус субъекта федерации в Испании — 24 %, а 29 % — за сохранение автономного статуса (Valors socials i politics., 2015, р. 26-31). Коалиция сторонников независимости спешила провести внеочеред-

ные выборы, чтобы успеть сохранить влияние. Важно, что 27,5 % опрошенных не доверяют ни одной из партий — вдвое больше, чем доверие наиболее популярной ЛРК (14,4 %). Это свидетельствует о росте ситуативного голосования, открывает простор для манипулятивных технологий.

Другой опрос, проведенный службой «Метроскопия» 24-26 июня 2015 г, выяснял проективную оценку референдума о независимости. Если бы в бюллетенях была возможность выбрать федеративное устройство, то независимость поддержали бы 29 %, статус субъекта федерации с «новыми, гарантированными, исключительными правами» Каталонии — 46 %, сохранение нынешнего статуса Каталонии — 17 % (Situación electoral., http://elpais.com). Представляет интерес сравнение электората партий. Сепаратизм поддерживают 74 % сторонников ЛРК и 75 % — партии «Кандидатура народного единства», 56 % — ДКК. Напротив, унитарное государство с автономиями отстаивают только избиратели НП (63 % из них). «Третий путь» — федерализм — предлагают 70 % сторонников ИСРП, 66 % — Podemos, 62 % — «Инициатива за Каталонию — зеленые и Объединенные левые», 50 % избирателей партии Ciutadans (Ibid.).

Анкетный опрос, проведенный службой «Метроскопия» 20-22 июля 2015 г., прояснил отношение каталонского сообщества и испанцев к независимости региона. Если в самой Каталонии 47 % считают, что независимость принесет добро сообществу, то в остальной Испании так думают 10 %. Называют независимое государство более-менее определенным проектом 32 % в Каталонии и 13 % — в остальной Испании. В Каталонии 60 % опрошенных полагали, что возможность договориться с Испанией нереальна. В остальной части страны 55 % респондентов назвали договор, который предотвратит распад государства, реальным (Diez, http://elpais.com).

Региональные выборы в Каталонии 27 сентября 2015 г. не принесли сторонникам независимости гарантированного большинства в парламенте автономии. Коалиция Junts pel Sí набрала 45,9 % мест и смогла сформировать правительство только после сложных двухмесячных переговоров с леворадикальной «Кандидатурой народного единства» (Candidatura d'Unitat Popular, CUP), нарастившей влияние втрое — до 7,4 % мандатов. Внутри правящей коалиции ЛРК и CUP впервые получили перевес. Второе место неожиданно завоевала центристская партия Ciutadans — 18,5 %. Поражением кончились выборы для социалистов (11,9 % мест), НП (8,15 %), Catalunya Sí que es Pot — регионального отделения Podemos (8,15 %) (Яковлев, http://www.perspektivy.info). А. Мас вынужден уступить пост председателя Женералитата более радикальному стороннику независимости К. Пуичдемонту. 9 ноября 2015 г. парламент Каталонии принял резолюцию о начале создания «независимого государства в виде республики» (72 депутата голосовали за, 63 — против). На формирование органов власти, подготовку текста конституции отводится 18 месяцев. Рассмотрение законопроектов о конституционном процессе, социальном обеспечении и финансировании начнется в течение одного месяца. Парламент Каталонии считает, что обретение независимости «не будет подчиняться решениям испанских инстанций, в том числе Конституционного суда», который «потерял легитимность» (El Parlament aprueba., hAp^/ww^lavanguardia^om). Со своей стороны, органы

государственной власти Испании, а также НП, ИСРП и Ciutadans категорично назвали решения каталонского парламента антиконституционными.

Общеиспанские парламентские выборы 20 декабря 2015 r. привели к крушению двухпартийной системы, существовавшей в стране почти 40 лет. Правившая НП получила лишь 28,7 % голосов, традиционная левоцентристская ИСРП — 22,0 %. Победу одержали новые оппозиционные партии — центристская Ciutadans (13,9 %) и леворадикальная Podemos (12,7 %). Выросло влияние региональных партий, особенно ЛРК (2,4 %) (Resultados por candidaturas., http://resultadosgenerales2015.interior.es). Складывается четырехпартийная система, неустойчивая и переходная. Народная партия имеет в нижней палате кортесов 123 места из 350. Они не могут набрать необходимое для создания правительства большинство в 176 мест, как и левоцентристы — ИСРП (90 мест) и Ciutadans (40 мест). Podemos (69 мандатов), как и региональные партии, отказывается вступать в коалицию с ИСРП из-за отказа социалистов провести референдум о статусе Каталонии (Así te contamos., http://elpais.com). К середине марта 2016 г правительство еще не создано, и весьма вероятно назначение внеочередных выборов испанского парламента. Прогнозируем рост поддержки левых и сепаратистских сил.

Подведем итоги. Кризис «государства автономий» в Испании вызван исходной непоследовательностью и исчерпанием модели децентрализованного унитарного государства с асимметричными уровнями полномочий автономий. Синхронно с середины 2000-х гг. взаимоусиливается кризис институтов согласования интересов центра и регионов, а также общеиспанской партийной системы. Автономные сообщества увеличивают давление на центральную власть, а спад влияния основных партий — Народной партии и Испанской социалистической рабочей партии — вынуждает элиты формировать коалиционные правительства с участием региональных партий. Это ведет к снижению легитимности унитарного государства. Ресурсы роста сепаратистского движения — в повышенном экономическом потенциале сообщества. Каталонское сообщество обладает прочной интегрированностью, высокоразвитой идентичностью на территориальной (в большей мере, чем этноязыковой) основе. Политические ресурсы радикализации движения — институциональный дизайн автономии (Статут Каталонии в редакции 2006 г.), обособленная партийная система, преобладание сепаратистских партий в парламенте региона. Факторы сепаратизма связаны с экономическим кризисом и конструированием региональной идентичности на этнолингвистической основе.

Позиционирование каталонских партий — сторонников независимости таково. Они вовлечены в два конфликта: сообща — против центральных органов власти, местных «происпански» настроенных сил; друг против друга — на основе идеологий и групповых интересов. Преобладающими размежеваниями электората, судя по социологическим опросам и итогам выборов, являются измерения «равенство — свобода» и «унитаризм — сепаратизм». Сторонники прагматической коалиции правоцентристов — «Демократической конвергенции Каталонии» с «Левыми республиканцами Каталонии» — ориентированы на достижение независимости. Сторонники государственного единства — избиратели Испанской

социалистической рабочей партии, центристской партии Ciutadans, Народной партии — весомый слой электората, но ослабленный размежеванием на федералистов и автономистов. Народная партия и Ciutadans стремятся сохранить государственное единство на основе унитаристской модели государства, не допуская даже федерализации. Перспективы конструктивного регулирования конфликта мы видим в компромиссах, глубокой конституционной реформе в направлении постепенной федерализации Испании. Такая реформа предполагает повышение политического статуса Сената и Конституционного суда Испании, изменения избирательной системы и процедур формирования правительства страны ввиду крушения двухпартийной системы и перехода к системе умеренного плюрализма.

Литература

Бельтран де Фелипе М. Каталония и конституционный кризис в Испании // Неприкосновенный запас. 2G15. № 1G3 (5). С. 67-84.

Верников В. Л. Каталония в поисках независимости: после несостоявшегося референдума — досрочные парламентские выборы // Современная Европа. 2G15. № 2. С. 61-71.

Волкова Г. И. Испания и регионы: политические вызовы и приоритеты XXI века. M.: M^-MО-Университет, 2G14. 336 с.

Ивановский З. В. Национально-этнический аспект: политические и правовые коллизии // Испания на выходе из кризиса. M.: Институт Латинской Америки PАН, 2G15. С. 68-77.

Кирчанов М. В. Националистическая модернизация (каталонский опыт). Воронеж: Научная книга, 2G1G. 151 с.

КожановскийА. Н. Pегионы Испании: технология попыток строительства наций // Испания на выходе из кризиса. M.: Институт Латинской Америки PАН, 2G15. С. 78-86.

Конституция Испании // Конституции стран Европы. M.: БЕК, 1999. С. 72-99.

Орлов А. А. Проблема сецессии на современном этапе. На примере Шотландии и Каталонии // Обозреватель — Observer. 2G15. № 1 (3GG). С. 67-8G.

Прохоренко И. Л. Потенциал реформирования государства автономий // Испания на выходе из кризиса. M.: Институт Латинской Америки PАН, 2G15. С. 59-67.

Хенкин С. М. Каталония перед трудным выбором. 2G14 // Pоссийский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3858 top (дата обращения: 11.G9.2G14).

Хенкин С. М. Каталонский конфликт вчера и сегодня // Актуальные проблемы Европы. 2G15a. № 1. С. 117-138.

Хенкин С. М. Партийная система в процессе трансформации // Испания на выходе из кризиса. M.: Институт Латинской Америки PАН, 2G156. С. 49-58.

Яковлев П. П. «Каталонский узел»: политические последствия экономического кризиса в Испании // Перспективы. Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/katalonskij_uzel_ politicheskije_posledstvija_ekonomicheskogo_krizisa_v_ispanii_2G15-1G-12.htm (дата обращения: 14.1G.2G15).

A los españoles. URL: http://elpais.com/elpais/2G15/G9/G5/opinion/1441473386_212454.html (accessed: G6.G9.2G15).

Así te contamos la segunda votación para la investidura de Pedro Sánchez. URL: http://elpais. com/elpais/2G16/G3/G4/media/1457G92G12_116353.html (accessed: G8.G3.2G16).

Badia F., Sarsanedas О. Elections in Catalonia: Neither here nor there. URL: http://www.ddob. org/en/publications/articulos/spain_in_focus/december_2G12/elections_in_catalonia_neither_ here_nor_there (accessed: G8.G1.2G13).

Barometre d'opinio politica. 1a onada 2G15. Barcelona: Centre d'estudis d'opinio, 2G15. 58 р.

Branchadell A. Monolingüisme oficial en estats lingüísticament heterogenis. El cas de l'estat catalá independent // Revista d'estudis autonomics i federals. Barcelona, 2015. N 21. Р. 202-236.

Cubas J. M., Perez J. A., Romero J., Soler M., Vidal J. M. El federalismo plurinacional. Madrid: Diaz & Pons Editores, 2013. 131 p.

DíezA. El planteamiento soberanista de Cataluña. La opinión de catalanes y el resto de españoles sobre la indepedencia. URL: http://elpais.com/elpais/2015/07/24/media/1437762916_096268.html (accessed: 01.09.2015).

Duran acusa a Mas de utilizar el Parlament para poner orden en Junts pel Sí. URL: http://www. lavanguardia.com/politica/20150904/54436251316/duran-mas-utilizar-parlament-poner-orden-junts-pel-si.html (accessed: 07.09.2015).

El Parlament aprueba la moción de inicio de ruptura con España. URL: http://www.lavanguardia. com/politica/20151109/54438731929/parlament-aprueba-mocion-inicio-ruptura-espana.html (accessed: 10.11.2015).

Estatuto de Autonomía de Cataluña 2006. Barcelona: Entidad Autónoma del Diario Oficial y de Publicaciones, 2006. 98 p.

Hipotético referéndum sobre la independencia de Cataluña. URL: http://elpais.com/el-pais/2012/11/17/media/1353179056_304707.html (accessed: 19.11.2012).

Junts pel Sí promete que su hoja de ruta independentista evita "saltos al vacío". URL: http:// www.lavanguardia.com/politica/20150904/54436252709/junts-pel-si-promete-hoja-ruta-saltos-vacio.html (accessed: 06.09.2015).

MaríI. Notes sobre l'ordenament lingüístic d'una Catalunya sobirana. Quin model? Quin procés? // Revista d'estudis autonomics i federals. Barcelona, 2015. N 21. Р. 237-253.

Moreno Fernandez L. La federalizacion de España: Poder politico y territorio. Madrid: Siglo XXI de España, 2008. 203 p.

Noguer М. El independentismo se desinfla en Cataluña tres meses antes del 27-S. URL: http:// ccaa.elpais.com/ccaa/2015/07/03/catalunya/1435916648_955040.html (accessed: 05.07.2015).

9N/2014: Tu hi participes tu decideixes. URL: http://www.participa2014.cat/resultats/dades/en/ escr-tot.html (accessed: 12.08.2015).

Població de 15 anys i més que té el catalá com a llengua inicial, d'identificació i habitual. 2013. URL: http://www.idescat.cat/economia/inec?tc=3&id=da01&dt=2008 (accessed: 12.09.2015).

Primer paso hacia la soberanía. El texto íntegro que hoy se aprueba en el parlamento de Cataluña. URL: http://politica.elpais.com/politica/2013/01/22/actualidad/1358888118_112755.html (accessed: 23.01.2013).

Puccarelli M., Russo Spena G. Podemos: La sinistra spagnola oltre la sinistra. Roma: Edizioni Alegre, 2014. 127 p.

Resultados por candidaturas. URL: http://resultadosgenerales2015.interior.es/congreso/#/ ES201512-C0N-ES/ES (accessed: 22.12.2015).

Situación electoral en Cataluña. URL: http://elpais.com/elpais/2015/08/16/media/1439737226_ 707890.html (accessed: 28.08.2015).

Valors socials i polítics a Catalunya. 2015. Barcelona: Centre d'estudis d'opinio, 2015. 31 p.

Vilaregut Saez R. Breve guia del independentismo catalan. Donostia; San Sebastian: Tercera Prensa — Hirugarren Prentsa, 2007. 189 p.

What's up with Catalonia?: The causes which impel them to the separation / ed. by L. Castro. Ashfield: Catalonia Press, 2013. 224 p.

Баранов Андрей Владимирович — доктор политических наук,

доктор исторических наук, профессор; [email protected]

Статья поступила в редакцию: 15 декабря 2015 г.;

рекомендована в печать: 14 января 2016 г.

Для цитирования: Баранов А. В. Кризис испанского «государства автономий» и радикализация сепаратистского движения в Каталонии: взаимовлияние // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2016. Т. 12, № 1. С. 143-155.

THE CRISIS OF SPANISH "STATE OF AUTONOMIES" AND THE RADICALIZATION OF THE SEPARATIST MOVEMENT IN CATALONIA: INTERFERENCE

Andrey V. Baranov

Kuban State University,

149, ul. Stavropolskaya, Krasnodar, 350040, Russia; [email protected]

In this article revealed interference between crisis of Spanish "state of autonomies" and separatist movement in Catalonia's growth. Resources and strategies of the separatist movement (2005 — beginning of 2016), the reasons for its radicalization, changes of the regional party system are determined. Emphasis is placed on the positioning of political parties at the federal and regional elections, as well as changes in public opinion. The crisis of the "state of autonomies" in Spain caused by the contradictions of the model of decentralized unitary state, its exhaustion in the new historical conditions. Crisis of the institutions coordinating the interests of the center and regions, national party system is developing synchronous. Resources of separatist movement's radicalization are established in this article: enhance the economic potential of this authonomy, Catalan community has a strong integration at the highly territorial identity (rather than ethno-linguistic) basis, institutional design of autonomy (Statute of Catalonia of 2006), detached party system, the predominance of separatist parties in the Parliament of the region. Catalan parties — supporters of independence are involved in two conflicts: together — against the central government and against the local "pro-Spain" minded forces; against each other — on the basis of ideology and vested interests. The electorate of Catalonia is segmented and the axis of "equality — freedom", and "unitarianism — separatism" axis. Pragmatic coalition of right-center party "Democratic convergention of Catalonia" and "Left republicans of Catalonia" is aimed on independence achievement. Proponents of national unity — a powerful enough strata of catalan electorate, but weakened by disengagements on federalists and autonomists. The electorate of the People's Party and of the centrist party Ciutadans is advocate the preservation of the unitary "state of autonomies", rejecting the urgent reforms. Prospects for positive regulation of the conflict associated with the search for compromises and gradual federalization of state. It is necessary to increase the political status of the Senate and the Constitutional Court of Spain.

Keywords: crisis, Spain, the "state of autonomies", the separatist movement, radicalization, Catalonia, interference.

References

Bel'tran de Felipe M. Kataloniia i konstitutsionnyi krizis v Ispanii [Catalonia and constitutional crisis in Spain]. Neprikosnovennyizapas [Emergencyration]. Moscow, 2015, no. 103 (5), pp. 67-84. (In Russian)

Vernikov V. L. Kataloniia v poiskakh nezavisimosti: posle nesostoiavshegosia referenduma — dos-rochnye parlamentskie vybory [Catalonia in search of independence: after the failed referendum — early parliamentary elections]. Sovremennaia Evropa [ContemporaryEurope]. Moscow, 2015, no. 2, pp. 61-71 (In Russian)

Volkova G. I. Ispaniia i regiony: politicheskie vyzovy i prioritety XXI veka [Spain and regions: political challenges and priorities of the XXI century]. Moscow, MGIMO-University Publ., 2014, 336 p. (In Russian)

Ivanovskii Z. V. Natsional'no-etnicheskii aspekt: politicheskie i pravovye kollizii [National-ethnic dimension: political and legal conflicts]. Ispaniia na vykhode iz krizisa [Spain at the exit from the crisis]. Moscow, Institute of Latin America RAS Publ., 2015, pp. 68-77 (In Russian)

Kirchanov M. V. Natsionalisticheskaia modernizatsiia (katalonskii opyt) [Nationalist modernization (Catalan experience)]. Voronezh, Scientific Book Publ., 2010. 151 p. (In Russian)

Kozhanovskii A. N. Regiony Ispanii: tekhnologiia popytok stroitel'stva natsii [Regions of Spain: nation-building attempts' technology]. Ispaniia na vykhode iz krizisa [Spain at the exit from the crisis]. Moscow, Institute of Latin America RAS Publ., 2015, pp. 78-86 (In Russian)

Konstitutsiia Ispanii [Spanish Constitution]. Konstitutsii stran Evropy [European Constitutions]. Moscow, BECK Publ., 1999, pp. 72-99. (In Russian)

Orlov A. A. Problema setsessii na sovremennom etape. Na primere Shotlandii i Katalonii [Secession problem at the present stage. On the examples of Scotland and Catalonia]. Obozrevatel' — Observer [Observer — Observer]. Moscow, 2015, no. 1 (300), pp. 67-80. (In Russian)

Prokhorenko I. L. Potentsial reformirovaniia gosudarstva avtonomii [Potential of reforming state of autonomies]. Ispaniia na vykhode iz krizisa [Spain at the exit of the crisis]. Moscow, Institute of Latin America RAS Publ., 2015, pp. 59-67. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khenkin S. M. Kataloniia pered trudnym vyborom. 2014 [Catalonia to make difficult choice]. Ros-siiskii sovet po mezhdunarodnym delam [Rusian International Affairs Council]. Available at: http:// russiancouncil.ru/inner/?id_4=3858 top (accessed: 11.09.2014) (In Russian)

Khenkin S. M. Katalonskii konflikt vchera i segodnia [Catalan conflict yesterday and today]. Aktual'nye problemy Evropy [Actual problems of Europe]. Moscow, 2015, no. 1, pp. 117-138 (In Russian)

Khenkin S. M. Partiinaia sistema v protsesse transformatsii [The party system in the process of transformation]. Ispaniia na vykhode iz krizisa [Spain at the exit of the crisis]. Moscow, Institute of Latin America RAS Publ., 2015, pp. 49-58 (In Russian)

Iakovlev P. P. «Katalonskii uzel»: politicheskie posledstviia ekonomicheskogo krizisa v Ispanii ["Catalan knot": the political consequences of the economic crisis in Spain]. Perspektivy. Setevoe izdanie Tsentra issledovanii i analitiki Fonda istoricheskoi perspektivy [Prospects. Web-edition of Research and Analytical Centre of the Historial Prospect Fund]. Available at: http://www.perspektivy. info/oykumena/europe/katalonskij_uzel_politicheskije_posledstvija_ekonomicheskogo_krizisa_v_is-panii_2015-10-12.htm (accessed: 14.10.2015) (In Russian)

A los españoles [To Spanish nation]. Available at: http://elpais.com/elpais/2015/09/05/opin-ion/1441473386_212454.html (accessed: 06.09.2015). (In Spanish)

Así te contamos la segunda votación para la investidura de Pedro Sánchez [So you have the second vote for the investiture of Pedro Sanchez]. Available at: http://elpais.com/elpais/2016/03/04/ media/1457092012_116353.html (accessed: 08.03.2016). (In Spanish)

Badia F., Sarsanedas О. Elections in Catalonia: Neither here nor there. Available at: http://www. cidob.org/en/publications/articulos/spain_in_focus/december_2012/elections_in_catalonia_nei-ther_here_nor_there (accessed: 08.01.2013).

Barometre d'opinio politica. Ia onada 2015 [Barometer of political opinion. 1st quarter of 2015]. Barcelona, Centre d'estudis d'opinio Publ., 2015. 58 р. (In Catalan)

Branchadell A. Monolingüisme oficial en estats lingüísticament heterogenis. El cas de l'estat catalá independent [Official monolingualism in linguistically heterogeneous states. The case of independent Catalan state]. Revista d'estudis autonomics i federals [Journal of regional and federal studies]. Barcelona, 2015, no. 21, pp. 202-236. (In Catalan)

Cubas J. M., Perez J. A., Romero J., Soler M., Vidal J. M. El federalismo plurinacional [Multinational federalism]. Madrid, Diaz & Pons Editores, 2013. 131 p. (In Spanish)

Díez A. El planteamiento soberanista de Cataluña. La opinión de catalanes y el resto de españoles sobre la indepedencia [The sovereignist approach in Catalonia. The opinion of Catalans and other Spanishmen aboyt the independence]. Available at: http://elpais.com/elpais/2015/07/24/me-dia/1437762916_096268.html (accessed: 01.09.2015). (In Spanish)

Duran acusa a Mas de utilizar el Parlament para poner orden en Junts pel Sí [Duran accused Mas of using Parliament to bring order Junts pel Sí] Available at: http://www.lavanguardia.com/ politica/20150904/54436251316/duran-mas-utilizar-parlament-poner-orden-junts-pel-si.html (accessed: 07.09.2015). (In Spanish)

El Parlament aprueba la moción de inicio de ruptura con España [The Parliament approves the motion start to break with Spain]. Available at: http://www. lavanguardia.com/po-litica/20151109/54438731929/parlament-aprueba-mocion-inicio-ruptura-espana.htm (accessed: 10.11.2015). (In Spanish)

Estatuto de Autonomía de Cataluña 2006 [Statute of Autonomy of Catalonia 2006]. Barcelona,

Entidad Autónoma del Diario Oficial y de Publicaciones, 2006. 98 p. (In Spanish)

Hipotético referéndum sobre la independencia de Cataluña [Hypothetical referendum on the independence of Catalonia]. Available at: http://elpais.com/elpais/2012/11/17/me-dia/1353179056 _304707.html (accessed: 19.11.2012). (In Spanish)

Junts pel Sí promete que su hoja de ruta independentista evita "saltos al vacío" [Junts pel Sí promises that its independence sheet route avoids "leaps into the void"]. Available at: http://www. lavanguardia.com/politica/20150904/54436252709/junts-pel-si-promete-hoja-ruta-saltos-vacio. html (accessed: 06.09.2015). (In Spanish)

Marí I. Notes sobre l'ordenament linguistic d'una Catalunya sobirana. Quin model? Quin procés? [Notes on the official language of a sovereign Catalonia. What model? What process?]. Revista d'estudis autonomics i federals [Journal of federal and regional studies]. Barcelona, 2015, no. 21, pp. 237-253. (In Catalan)

Moreno Fernandez L. La federalizacion de España: Poder politico y territorio [The federalization of Spain: political power and territory]. Madrid, Siglo XXI de España, 2008. 203 p. (In Spanish)

Noguer M. El independentismo se desinfla en Cataluña tres meses antes del 27-S [The independence movement in Catalonia deflates three months before the 27-S] Available at: http://ccaa. elpais.com/ccaa/2015/07/03/catalunya/ 1435916648_955040 (accessed: 05.07.2015) (In Spanish) 9N/2014: Tu hi participes tu decideixes [9N/2014: If you participate, you decide]. Available at: http://www.participa2014.cat/ resultats/dades/en/escr-tot.html (accessed: 12.08.2015). (In Catalan)

Població de 15 anys i més que té el catala com a llengua inicial, d'identificació i habitual. 2013 [Population at age 15 and over who have Catalan as their native language, identity and habitual language. 2013]. Available at: http://www.idescat.cat/economia/inec?tc=3&id=da 01&dt=2008 (accessed: 12.09.2015). (In Catalan)

Primer paso hacia la soberanía. El texto íntegro que hoy se aprueba en el parlamento de Cataluña [First step towards sovereignty. The full text was approved today at the parliament of Catalonia]. Available at: http://politica.elpais.com/politica/2013/01/22/ actualidad/ 1358888118_112755.html (accessed: 23.01.2013). (In Spanish)

Puccarelli M., Russo Spena G. Podemos: La sinistra spagnola oltre la sinistra [Podemos: The Spanish left beyond the left]. Roma, Edizioni Alegre, 2014. 127 p. (In Italian)

Resultados por candidaturas [Results for candidates]. Available at: http:// resultadosgenerales2015.interior.es/congreso/#/ES201512-C0N-ES/ES (accessed: 22.12.2015). (In Spanish)

Situación electoral en Cataluña [Electoral situation in Catalonia]. Available at: http://elpais.com/ elpais/2015/08/16/media/ 1439737226_707890.html (accessed: 28.08.2015). (In Spanish)

Valors socials i polítics a Catalunya. 2015 [Social and political values in Catalonia. 2015]. Barcelona, Centre d'estudis d'opinio, 2015. 31 p. (In Catalan)

Vilaregut Saez R. Breve guia del independentismo catalan [Brief guide of Catalan separatism]. Donostia; San Sebastian, Tercera Prensa — Hirugarren Prentsa, 2007. 189 p. (In Spanish)

What's up with Catalonia?: The causes which impel them to the separation. Ed. by L. Castro. Ashfield, Catalonia Press, 2013. 224 p.

For citation: Baranov A. V. The crisis of Spanish "state of autonomies" and the radicalization of the separatist movement in Catalonia: interference. POLITEX: Political Expertise, 2016, vol. 12, no. 1, pp. 143-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.