политические науки
Василенко Сергей Александрович, Степанова Ксения Сергеевна, Лысенкова Мария Валериевна
ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА ...
УДК 323.173
DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0007
ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА В КАТАЛОНИИ
© 2019
Василенко Сергей Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Степанова Ксения Сергеевна, магистр по направлению
«Зарубежное регионоведение» Лысенкова Мария Валериевна, магистр по направлению «Зарубежное регионоведение» Российский Университет Дружбы Народов (117198, Россия, Москва, улица Миклухо-Маклая, 7, e-mail: [email protected])
Аннотация. На протяжении долгого периода времени Испания сталкивается с активно развивающимся сепаратистским движением в различных областях. В настоящее время центр радикального сепаратизма переместился в Автономное сообщество Каталония, которое на протяжении всего своего существования упорно стремится к отделению от единой страны и созданию своего собственного государства на территории Европы. Каталония, как регион, имеет множество оснований для своих сепаратистских наклонностей, отличаясь от всей страны не только особой культурой, языком, самостоятельной историей, но так же и уровнем экономического развития. Каталония с каждым годом стремительно развивается и отстаивает свое право на самостоятельность, но постоянное давление со стороны центрального правительства в Мадриде, в особенности в экономической сфере, порождает негодование среди каталонского населения, а впоследствии провоцирует и появление предводителей и лидеров, ведущих свою сепаратистскую политику и предпринимающих наиболее радикальные шаги, связанные с полным отделением от Испании и созданием своего государства, что ведет к нарушению ряда законов конституции страны, а также вызывает реакцию со стороны европейской общественности. Для выявления причин каталонского кризиса необходим анализ деятельности политических лидеров сепаратистского движения в Каталонии, которые оказались способны, ведя двойную политику, начать реализацию намеченных планов, преступая существующие законы и не прислушиваясь к реальному мнению каталонцев и всей страны в целом.
Ключевые слова: сепаратизм, политическое лидерство, Каталония, «эффект домино», каталонский кризис, се-цессия, автономия, Испания, конституция, независимость, самоопределение, референдум, автономное сообщество, национализм.
THE PROBLEM OF POLITICAL LEADERSHIP IN CATALONIA
© 2019
Vasilenko Sergey Aleksandrovich, doctor of philosophy, associated professor at Department of Foreign Languages in Theory and Practice, Institute of Foreign Languages Stepanova Kseniia Sergeevna, master of Foreign Regional Studies Lysenkova Maria Valerievna, master of Foreign Regional Studies Peoples' Friendship University of Russia (117198, Russia, Moscow, street Mikluho-Maklaya, 7, e-mail: [email protected])
Abstract. For a long period of time Spain has been facing an actively developing separatist movement in various fields. Nowadays, the center of radical separatism has moved to the Autonomous community of Catalonia, which throughout its existence has been striving hard for separation from the country and the creation of its own state on the territory of Europe. Catalonia, as a region, has many reasons for its separatist tendencies, differing from the whole country not only by a special culture, language, independent history, but also by the level of economic development. Every year Catalonia is developing rapidly and defends its right to self-determination, but the constant pressure from the Central government in Madrid, especially in the economic sphere, generates resentment among the Catalan population, and subsequently provokes the emergence of leaders organizing their separatist policies and taking the most radical steps associated with the complete separation from Spain and the creation of their own state, which leads to the violation of a number of laws of the Constitution of the country, as well as causing a reaction from the European public. To identify the causes of the Catalan crisis, it is necessary to analyze the activities of the political leaders of the separatist movement in Catalonia, who were able, leading a double policy, to start implementing the plans, breaking the existing laws without listening to the real opinion of the Catalans and the whole country.
Keywords: separatism, political leadership, Catalonia, Domino effect, Catalan crisis, secession, autonomy, Spain, Constitution, independence, self-determination, referendum, Autonomous community, nationalism.
Автономное сообщество Каталония, как регион, на данном этапе существования располагает множеством оснований для своих сепаратистских наклонностей, отличаясь от всей страны не только особой культурной составляющей, особенностями языка, самостоятельным историческим развитием, но и уровнем экономического развития, превосходя другие автономные сообщества в данном вопросе, что с одной стороны дает области преимущество, но с другой принуждает поддерживать отсталые регионы, путем предоставления значительных вкладов в общую экономику страны. Согласно последним данным, Каталония находится на третьем месте среди остальных автономных сообществ Испании по экономическим вложениям в единую страну и лишь на десятом месте по размерам средств, получаемых от центрального Правительства из бюджета государства, что является неравноценным обменом и укрепляет идеи об обретении независимости с целью использовать внутренние ресурсы для развития своего собственного региона, а не менее
развитых сообществ страны [1].
В настоящий момент проблема политического лидерства в Каталонии ведет к активному развитию долгосрочного кризиса в регионе, что не дает возможности прийти к компромиссу и решить существующую проблему, не используя радикальные методы, а лишь законы, существующие в Королевстве Испания. В последнее десятилетие у власти Автономного сообщества Каталония находятся партии, а так же их лидеры, имеющие особую склонность к самостоятельности и стремлению реализо-вывать поставленные цели по обретению независимости практически односторонне, в большинстве случаев не учитывая реального мнения населения автономной области и не желая установить диалог с центральными властями государства. Подобные тенденции ведут к участившейся смене власти в автономном сообществе и росту числа реальных референдумов о независимости, являющихся незаконными, согласно Конституции Испании, что, прежде всего, является угрозой целост-
ности Испании, как государства. Каталония среди автономных сообществ Испании не является единственным регионом, выступающим за расширение своих прав и обретение большей автономности, наличие националистских настроений различной степени интенсивности отмечается практически в каждом сообществе (баскский национализм, андалузский национализм, историческое влияние мусульманской общины), что значительно повышает риски развала единой страны. Каталонский кризис представляет собой значительную опасность не только для испанского королевства, но и для всех соседей страны, то есть для Европейского союза, на территории которого можно обнаружить достаточное количество очагов сепаратизма, для активации которых лишь требуется соответствующий пример региона, реализовавшего свою цель. Наиболее активные действия сепаратистов Каталонии оказывают особое влияние на безопасность всех стран Европейского союза, где при достижении каким-либо националистским образованием своих целей, неизбежен «эффект домино», способный создать новую Европу мини-государств.
Идеи обретения независимости от Испании Артура Маса, который реанимировал сепаратистские тенденции в политической жизни Каталонии и призвал к активизации радикальных действий по отношению к Мадриду, постепенно приобретали широкую поддержку каталонской элиты. Продолжателем курса Маса становится следующий президент региона Карлесом Пучдемон, который при участии каталонских политиков окончательно оформляет программу действий, направленную на построение национальной государственности, полностью неподконтрольной Мадриду.
С момента прихода к власти в 2010 году А. Маса (129-й президент Женералитета Каталонии), а затем его смена в 2016 году К. Пучдемоном (130-й президент Женералитета Каталонии), зародились новые причины для сецессии в регионе, сформировавшиеся под влиянием политического аспекта и идей лидеров каталонского сообщества. Данные причины нельзя выделить, как основания наличия сепаратистских настроений среди всех граждан Каталонии, скорее, их можно охарактеризовать, как факторы радикализации ситуации в регионе, что усугубило общую обстановку в стране и привело к активным действиям сепаратистского крыла. Артур Мас и Карлес Пучдемон создали особый «климат» в регионе, реализуя свои идеи о полной сецессии Каталонии и становление на путь процветания как отдельного государства, тем самым создав иллюзию желания у всех каталонцев начала новой жизни и надежду о возможности отделения региона только с положительным исходом.
Среди основных действий политического руководства Каталонии, способствовавших развитию разностороннего кризиса внутри региона, необходимо выделить: 1) неспособность выразить волю все жителей Автономного сообщества Каталония; 2) отсутствие реального диалога между региональными и центральными властями; 3) совершение действий, противоречащих Конституции Испании, без признаниях их неконституционными.
В период нахождения на посту президента Женералитета Карлес Пучдемон, так же как и Артур Мас, стремился представить Каталонию внешнему миру и центральному Правительству страны как единое про-сепаратистское общество, где абсолютное большинство граждан решительно выступают за начало процесса отделения и создания нового республиканского государства в Европе, но реальность оказывалась иной, что связанно с нежеланием со стороны каталонской верхушки власти слушать и подчиняться воле всех жителей Каталонии. Представители каталонского общества имеют различные взгляды на ситуацию с выходом региона из состава единого государства, именно поэтому, характеризуя А. Маса и К. Пучдемона граждане и независимые политики смело заявляли, что ни одного из них нельзя назвать 32
зидентом всей Каталонии и всех каталонцев, так как отказ принять во внимание мнение той части каталонского народа, которая не поддерживает разрыв отношений с Испанией, говорит о том, что 129-й и 130-й президенты Женералитета в своих действиях руководствовались лишь своими сепаратистскими идеями и пользовались поддержкой лишь части каталонцев, которую представляли как всю Каталонию в целом [2].
При лидерстве Артура Маса и Карлеса Пучдемона националистские партии Каталонии не достигли желаемых настроений в обществе и числа абсолютного большинства каталонцев, поддерживающих начало процессе сецессии региона и создании отдельного государства на территории Европы. Согласно данным официальной аналитической организации Каталонии, Центра анализа общественного мнения (Centre D'estudis d'Opinió) [3], предоставляющего 3 раза в год отчет «Барометр политического мнения» (Barometre d'Opinió Política), содержащий данные об отношении граждан Каталонии к изменениям в экономической, политической или социальной жизни страны.
Обращаясь к результатам исследований сепаратистских настроений внутри автономного сообщества в критический для региона период активных действий таких политических лидеров, как А. Мас и К. Пучдемон, можно проследить, что даже без учета голосов тех каталонцев, которые воздерживаются от ответа на поставленный перед ними вопрос «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала независимым государством?», сторонники отделения региона в большинстве случаев не имели абсолютного большинства голосов для прямого заявления, что вся Каталония стремится к независимости. В период с 2015-2017 годов процент тех, кто голосовал за отделение, превысил процент сторонников единства с Испанией лишь дважды за 3 года - в июне-июле 2016 года («да» - 47,7%; «нет» - 42,4%) и в октябре 2017 года («да» - 48,7%; «нет» - 43,6%), когда проходил процесс референдума за независимость и одностороннее принятие Декларации о независимости.
Таким образом, очевидно, что сепаратистские настроения характерны не для всего общества Каталонии и существует значительная часть каталонцев не желающих жить в независимой стране Каталония, а предпочитающих оставаться автономной областью Каталония, что не учитывалось такими политическими лидерами, как А. Мас и К. Пучдемон, в период их управления регионом, что привело к ухудшению ситуации в Каталонии, расколов общество на две части и настроив их враждебно друг к другу. Центральное Правительство в Мадриде, как и многие политические лидеры, настаивают, что основная задача властей и лидеров Каталонии состоит не в том, чтобы убедить все население в необходимости обретения регионом независимости, а в способности установить контакт с той частью каталонцев, которые не поддерживают действия сепаратистов и предпочитают оставаться в составе единой страны [4, с. 34-35].
Каталония и Мадрид, как два наиболее важных региона королевства Испания, на протяжении всей своей истории противостоят друг другу, участвуя в некоторой сложной «игре» без каких-либо продуктивных переговоров или контактов, которые могли бы позволить прийти к компромиссу в вопросе статуса каталонского сообщества в составе Испании, как единой и неделимой страны.
Обе стороны неизменно заявляют о своей открытости к переговорам по волнующим вопросам, но также и обвиняют друг друга в невозможности осуществления данного шага, что порождает противоречие. Многократно сторона центрального испанского Правительства заявляла о наличии установленного и поддерживаемого диалога между сторонами и даже достижении определенных результатов подобных переговоров, что напрямую противоречит информации, предоставляемой региональными властями. При подобных заявлениях Мадрид имеет тенденцию ссылаться на эффективное взаимодействие
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)
политические науки
Василенко Сергей Александрович, Степанова Ксения Сергеевна, Лысенкова Мария Валериевна
ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА ...
между центром и регионом, установленное до прихода к власти крайне радикальных лидеров сообщества, таких как А. Мас и К. Пучдемон, что указывает на неспособность центрального Правительства поддерживать открытый диалог на современном этапе [5].
Очевидно, что стороны совершенно не понимают друг друга, и диалог между ними существует лишь в теории и кажется призрачным в реальности, что усиливает конфликт и дает возможность углубиться кризису не только в Каталонии, но и во всей Испании. После проведения последнего референдума о независимости 1 октября 2017 года и последующих событий по объявлению начала процесса сецессии со стороны правящей верхушки Каталонии контакт между двумя сторонами так и не реализовался, не смотря на то, что ситуация стремительно ухудшалась, и возникала необходимость ее решения при участии обеих сторон. В то время как Мадрид официально заявил, что диалог неосуществим до тех пор, пока про-сепаратистские партии Каталонии и президент Женералитета не вернуться на конституционный путь развития событий, то есть пока не начнут подчиняться всем общим законам страны, прописанным в Конституции, с другой стороны, власти автономного сообщества не признавали нелегитимность своих действий и обвиняли Мадрид в жесткой политике по отношению к региону.
Подобное поведение сторон в данном вопросе совершенно не способствовало решению реально существующих проблем, обе стороны заявляли о стремлении к диалогу, но на практике никаких действенных шагов не было предпринято, что было отмечено и странами Европейского союза, и жителями всей Испании, и прежде всего каталонским обществом, которое буквально уговаривало стороны идти на контакт устраивая акции и манифесты под лозунгом «Поговорим», желая продемонстрировать, что противостояние между двумя регионами оказывает особое влияние на простых граждан сообщества, ищущих стабильности и процветания [6].
Проведение референдумов на территории Каталонии всегда сопровождалось множественными нарушениями Конституции страны и прописанных там законов, на что обращали особое внимание не только центральные власти в Мадриде, главной целью которых всегда было сохранение единства королевства, но также и европейские страны, в большинстве котором не стремящиеся поддержать автономную область в ее политике, ссылаясь на разрушительность данных действий относительно основного и единого для всех закона Испании.
Каждый референдум, организованный в Каталонии с момента прихода к власти А. Маса и его последователя К. Пучдемона, основное правительство в Мадриде стремилось за максимально короткие сроки признать нелегитимным и аннулировать результаты голосования путем обращения в Конституционный суд страны, который, согласно статье 161.1 Конституции Испании [7], занимается рассмотрением «заявлений о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона». Действия политических лидеров Каталонии, направленные на реализацию их идей о сецессии, нарушают множество законов Испанского королевства, начиная с 1 и 2 статей КИ [7], где речь идет о нерушимости единой страны и необходимости принятия каких-либо изменений в государстве не одним регионом, а всеми жителями Испании, что для Каталонии кажется ненормальным и неправильным, так как по последним данным 52,5% каталонцев не доверили бы решать судьбу своего региона всем гражданам королевства [8].
В дополнении к этому, Парламент Каталонии, при принятии своих решений о достижении независимости через проведения референдума на территории сообщества, нарушил статью 149.1.32 КИ [7], где говорится, что в обязанности и права государства, а не региона, входит «Разрешение на проведение опросов населения посредством референдума», то есть само проведение
референдумов в королевстве не запрещено, но должно осуществляться согласованно с порядком, прописанным в 92 статье КИ [7]. Каталония не может идти против Конституции страны, о чем часто в своих речах упоминал на тот момент Председатель правительства Испании Мариано Рахой, заявляя: «Я, являясь Председателем правительства Испании не только для всех испанцев, но и для каталонцев, приложу все усилия для установления диалога и укрепления законов конституции в регионе. Я ожидаю, что в Каталонии появится правительство, которое не будет ставить себя выше законов страны. Я не позволю никому нарушать законы Испании, Конституцию или Статут Каталонии» [9].
Политика каталонских лидеров, стремящихся добиться разрыва отношений с Мадридом и независимости, не остается в рамках лишь позитивных результатов по достижению сецессии, так как приносит все новые угрозы для стабильной жизни Автономного сообщества Каталония. За развитием действий в Каталонии с 2010 года активно наблюдают не только сами жители данного сообщества, поддерживая или осуждая действия правительства, но и вся Испании со странами Европейского союза, так как для стран Европы, имеющих свои очаги сепаратизма, успешная реализация Каталонией своей политики может стать толчком для референдумов в других государствах и ослабить целостность европейских государств. Среди последствий ведения про-сепаратистской политики лидерами каталонского сообщества на данный момент можно выделить: 1) экономический кризис; 2) политический кризис; 3) институциональный кризис.
Углубление каждого из этих кризисов внутри автономного сообщества способствует не только снижения статуса Каталонии, как одной из наиболее развитых областей Испании [10], но и оставляет сообщество в полной изоляции, что порождает недоверие к центральной и региональной власти со стороны каталонцев, как и укрепляет раскол в обществе.
Каталонский кризис является одним из наиболее актуальных и сложных вопросов внутренней политики Испании, так как требует реального и действенного решения, а не слепого игнорирования существующей проблемы или использования силового метода, реализуемого через разнообразные угрозы и санкции для запугивания, так как пока существует даже самый малый процент каталонцев недовольных своим положением в стране, существует вероятность возобновления конфронтации и обострения кризиса.
Длительный период времени центральные власти в Мадриде под руководством председателя правительства Испании М. Рахоя полагали, что только применение статьи 155 Конституции страны является единственным выходом из кризисной ситуации, как в регионе, так и в стране в целом, но при этом не учитывали возможность углубления конфликта и не рассматривали иные варианты урегулирования кризиса в Каталонском автономном сообществе. Впервые Мадрид склонился к варианту решения проблемы через ограничение автономии региона, что предусматривалось в 155 статье КИ, еще в самом начале новой волны каталонского сепаратистского движения, когда бывший президент Каталонии Артур Мас объявил о независимости сообщества и запустил процесс отделения от единой страны, но на тот момент применение данной статьи КИ осталось на теоретическом уровне.
Новый этап борьбы Каталонии за обретение собственного государства, начавшийся в октябре 2017 года, дал центральным властям в Мадриде шанс защитить целостность страны конституционным методом, активировал 155 статью Конституции Испании, ограничивая автономию области. Мадриду, как и большинству испанцев, казалось, что подобная крайняя мера как применение данной статьи КИ сможет стабилизировать ситуацию в регионе, не угрожая негативными последствиями для всего государства, но на практике оказалось, что этот
метод оказался совершенно неэффективен. Не смотря на подобный исход применения Конституции, в случае новых активных действий со стороны националистов страны, Мадрид готов вновь прибегнуть к конституционному методу в разрешении конфликта, что указывает на неспособность центрального Правительства найти иной выход из ситуации, кроме как систематического роспуска правительств и назначения повторных выборов, в ожидании передачи власть в регионе в руки партий, желательных со стороны Мадрида.
Еще одной из наиболее радикальных перспектив решения каталонского кризиса для центрального правительства в Мадриде является угроза применения не только сил полицейских отрядов для подавления волнений в регионе, но и ввод военный сил на территорию Каталонии, что помешает про-сепаратистским партиям в Женералитете, не имеющих поддержки по стране, осуществлять свою одностороннюю политику по отделению области. С самого начала возникновения новой волны сепаратистских настроений в Каталонии в 2015 году под руководством Артура Маса существовала прямая угроза со стороны центрального правительства в Мадриде о реальной возможности ввода военных сил Испании на территорию автономной области с целью подавления возникших восстаний и восстановления законов, прописанных Конституцией страны. Вооруженные силы единого королевства никогда не отрицали возможность развития каталонского кризиса именно в данном направлении, так как их прямой обязанность является обеспечение соблюдения основных законов страны, что подтверждает в официальном интервью полковник испанской армии Франсиско Аламан Кастро (Francisco Alamán Castro), ссылаясь на КИ [11].
Среди перспектив решения каталонского вопроса существуют и те, которые предполагают кардинальные изменения внутри страны на уровне Конституции, так как подобные шаги ведут в возможности решить не только кризис внутри каталонского сообщества, но и заранее предотвратить новые вероятные всплески сепаратизма в других регионах Испании. Многие испанские партии, участвующие в формировании и реализации политики центральной власти, многократно выступали за внесение изменений в Конституцию страны, что позволило бы изменить форму государственного устройства страны, перейдя от унитарного государства к федерации. Испанская социалистическая рабочая партия (Partido Socialista Obrero Español) позиционирует себя, как партию, имеющую новые взгляды на нерешенные проблемы внутри государства, что демонстрировалось через выдвижение радикальных реформ, способных вывести страну из застоя. Лидер ИСРП, Педро Санчес, многократно обвинял Правительство Испании под руководством Народной партии (Partido Popular) в неэффективности региональной политики, включающей вопросы налогообложения автономных сообществ и их финансирования, и заявлял о крайне необходимости не только внесения поправок в Конституцию страны, но и полного пересмотра некоторых статей [12, с. 99].
Каждая из перспектив решения каталонского вопроса всегда включает начальный этап в виде диалога между сторонами, посредством которого центр и область получат возможность договориться и прийти к вероятному компромиссу, что облегчит ситуацию для единого королевства. На протяжении развития всей новой волны конфликта обе стороны не исключали диалог, но многократно обвиняли друг друга в нежелании идти на компромисс. В определенные периоды сепаратистского движения Каталония была совершенно не готова к контакту и полностью отрицала какое-либо вмешательство центра в ее внутренние дела, но с развитием кризисной ситуации власти автономного сообщества под руководством Карлеса Пучдемона многократно предлагали Мадриду диалог и сотрудничество по вопросам отделения области от единого государства, демонстрируя свои 34
намерения осуществить процесс сецессии согласно всем законам, используя метод не силы и террора, а диалога и компромисса [13].
Установление диалога не решит моментально все возникшие трудности Каталонии и страны в целом, но даст надежду прийти к компромиссу, а также общими усилиями стабилизировать ситуацию в государстве. Центральному правительству в Мадриде необходимо осознать, что угрозами и ограничениями невозможно решить настолько глубокий кризис, а про-сепаратистские партии Каталонии, находясь у власти в регионе, не должны забывать, что их бездействие углубляет нестабильность в области и постепенно трансформирует ее из наиболее развитой в стране в ту, которая отстает в своем экономическом развитии и сама нуждается в помощи [14, с. 2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Sala Agustí Catalunya, tercera comunidad en aportar y décima en el reparto de inversiones //El Periódico [Электронный ресурс] URL: https://www.elperiodico.com/es/politica/20170713/catalunya-tercera-co-munidad-en-aportar-y-decima-en-el-reparto-de-inversiones-6165691 (дата обращения 12.12.18)
2. La mayoría de los catalanes no quiere la independencia // ABC [Электронный ресурс] URL: https://www.abc.es/espana/catalunya/polit-ica/abci-mayoria-catalanes-no-quiere-independencia-201709120357_no-ticia.html (дата обращения 11.12.18)
3. Centre d'Estudis d'Opinió. Generalitat de Catalunya: Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: http://ceo.gencat.cat/ ca/inici (дата обращения 12.12.18)
4. Alvira Ricardo Acerca de una posible consulta democrática para la independencia de cataluña [u otrasregiones de españa]. Una revisión desde la Teoría de Elección Social / Ricardo Alvira // Reflexión Política
— Universidad Autónoma de Bucaramanga, 2017. — vol. 19, núm. 38, enero-junio. — pp. 28-41
5. Фролова Ю.Н. Проблема самоопределения Каталонии: позиция Испании и ЕС //Мировая политика, 2017. — №3. — С. 75-81
6. Fortuny Ignasi Bandera blanca para reclamar diálogo entre España y Catalunya Movilozaciones el 7-O //El Periódico [Электронный ресурс] URL: https://www.elperiodico.com/es/politica/20171005/blanco-dialogo-espana-catalunya-6334179 (дата обращения 12.12.18)
7. Конституция Испании: [Одобрена генеральными кортесами в пленарных заседаниях конгресса депутатов и сената, состоявшихся 31 октября 1978 г.; Утверждена испанским народом в референдуме, проведенном 6 декабря 1978 г.; Подписана е. в. королем перед генеральными кортесами 27 декабря 1978 г.] / Пер. с исп. Пере Романа Посольство Королевства Испании в Российской Федерации. —1995.
8. Cortizo Gonzalo El 52% de los catalanes no quiere que se consulte al resto de españoles sobre la independencia // El Diario [Электронный ресурс] URL: https://www.eldiario.es/politica/catalanes-asegura-con-sultar-espanoles-independencia_0_689081246.html (дата обращения 16.12.18)
9. Ponce de León Rodrigo Mariano Rajoy ofrece diálogo al futuro Gobierno catalán si se somete "al imperio de la ley" // El Diario [Электронный ресурс] URL: https://www.eldiario.es/politica/Mariano-Rajoy_0_721278431.html (дата обращения 16.12.18)
10. Gubern Alex Crisis catalana: los golpes económicos, .suma y .sigue // ABC [Электронный ресурс] URL: https://www.abc.es/economia/ab-ci-crisis-catalana-golpes-economicos-suma-y-sigue-201711290246_noti-cia.html (дата обращения 20.12.18)
11. Solé Richard Francisco Alamán, coronel del Ejército español: "¿La independencia de Cataluña? Por encima de mi cadáver" //Alerta Digital [Электронный ресурс] URL: http://www.alertadigital.com/2012/08/31/ francisco-alaman-castro-coronel-del-ejercito-espanol-%C2%BFla-in-dependencia-de-catalula-por-encima-de-mi-cadaver/ (дата обращения 20.12.18)
12. Орлов А.А. Каталонский разлом: противостояние между сторонниками и противниками независимости // Обозреватель-Observer.
— М.: Автономная некоммерческая организация Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), 2016. — №1 (312). — С. 99
13. Busquets Jordi Pueyo Puigdemont propone un diálogo con Rajoy "sin condiciones previas" // El País [Электронный ресурс] URL: https:// elpais.com/ccaa/2017/10/11/catalunya/1507724895_332672.html (дата обращения 20.12.18)
14. Верников В.Л. У кризиса в Каталонии есть начало, но не видно конца // Аналитическая записка. — М.: ИЕ РАН, 2018. — №11(107) . — С. 2
Статья поступила в редакцию 19.02.2019 Статья принята к публикации 27.06.2019
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 2(27)