Научная статья на тему 'Юзабилити интернет-СМИ: медиаобразовательный потенциал'

Юзабилити интернет-СМИ: медиаобразовательный потенциал Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
537
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразовательный потенциал СМИ / медиакультура / медиабезопасность / юзабилити / технический параметр медиаобразовательного потенциала СМИ.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яшина Александра Андреевна, Антропова Вера Владимировна

В статье рассматриваются особенности юзабилити сайтов интернет-СМИ на примере порталов «Кот Шредингера» и Diletant.media. По мнению авторов, эти особенности являются важными в аспекте медиаобразования, поскольку оказывают влияние не только на восприятие, но и на формирование медиакультуры потребителей СМИ. В исследовании рассмотрены технические возможности платформ, верстка и структура сайтов СМИ, интеграция с социальными сетями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юзабилити интернет-СМИ: медиаобразовательный потенциал»

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10135

А. А. Яшина, В. В. Антропова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЮЗАБИЛИТИИНТЕРНЕТ-СМИ: МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙПОТЕНЦИАЛ

В статье рассматриваются особенности юзабилити сайтов интернет-СМИ на примере порталов «Кот Шредингера» и Diletant.media. По мнению авторов, эти особенности являются важными в аспекте медиаобразования, поскольку оказывают влияние не только на восприятие, но и на формирование медиакультуры потребителей СМИ. В исследовании рассмотрены технические возможности платформ, верстка и структура сайтов СМИ, интеграция с социальными сетями.

Ключевые слова: медиаобразовательный потенциал СМИ, медиакультура, медиабезопасность, юзабилити, технический параметр медиаобразовательного потенциала СМИ.

Воздействие средств массовой информации на аудиторию не вызывает сомнений и остается в фокусе внимания ученых множества отраслей знания. Развитие сети Интернет и новых медиа, спровоцировав увеличение количества информации для потребителя и сближение СМИ с аудиторией, инициировало также и поток исследований - с позиций не только журналистики и информационных технологий, но и культурологии [3], политики, экономики [2], психологии и дизайна [5; 10]. В целом, ученые делят исследования последних двух десятилетий на два направления: в первом изучаются аспекты влияния средств массовой информации на поведение и сознание аудитории, во втором деятельность СМИ рассматривается в контексте коммерческой деятельности [1. С. 13].

В исследованиях последних лет мы считаем необходимым отметить парадокс: руководствуясь выводами ученых, можно говорить, с одной стороны, о росте влияния средств массовой информации на аудиторию, а с другой - об увеличении недоверия последней к первым.Таким образом, все более важным становится изучение взаимоотношений потребителей информации и средств массовой информации с позиций медиаобразования и медиабезопасности. Вслед за исследованиями подобного толка, считаем необходимым описать параметры медиаобразовательного потенциала средств массовой информации. Целью настоящей статьи стало описание юзабилити интернет-СМИ в аспекте медиаобразовательного потенциала - назовем это техническим параметром.

Термин «юзабилити» (дословно с английского - «возможность», «удобство использования»), пришедший в начале XXI века на смену термину userfriendly и вошедший в более широкое употребление из эргономики, в отношении сайтов СМИ можно понимать как некую качественную меру, определяющую степень удобства пользования сайтом: то, насколько оперативно и качественно ресурс может быть освоен пользователем, как часто возникают ошибки и сбои при взаимодействии пользователя с ресурсом и то, насколько ресурс удовлетворяет запросам и потребностям пользователя [7]. Так, например, учет феномена юзабилити в дизайне заставил практиков уйти от декоративного оформления продуктивной коммуникации и рациональной организации интерфейса сайта, устранить возможные искажения и задержки.

Стоит также отметить, что юзабилити сайтов средств массовой информации, а вместе с этим, в некотором роде, качество СМИ неизбежно зависят от состояния интернет-технологий, степени их развитости, а также доступности для аудитории, что обращает нас не только к технологическим, но даже к экономическим и политическим аспектам.

Так, в ряде рассмотренных в ходе исследования работ русскоязычного научного пространства периода 2004-2011 годов особое внимание уделяется проблемам восприятия информации интернет-СМИ. Среди них выделяют проблемы визуального восприятия информации (нечеткость изображения и текста из-за низкого разрешения экрана), материального характера (дорогостоящий доступ к сети Интернет), достоверности, авторства (автор может быть не указан), стабильности (недоступность текста из-за технических сбоев или вследствие целенаправленного удаления из Сети), а также трансформации стиля, объема текста и др. [1; 4]. Интересным представляется и тот факт, что о проблемах восприятия информации из-за ограничений во времени, средствах и возможностей юзабилити сайта СМИ речь ведется вплоть до 2011 года, когда уже не пользовались Интернетом через стационарный телефон.

Более поздние работы [5] описывают уже и более конструктивный подход теоретиков и практиков к работе с юзабилити сайтов, в том числе сайтов средств массовой информации и новых медиа, в частности, с позиций веб-дизайна. Так, по мнению исследователей, «специфика профессиональной работы в области дизайна смещается в сторону проектирования взаимодействия пользователей с цифровыми ландшафтами дигитальных просторов» [5. С. 90] - иными словами, разработчики сайтов настраиваются на потребности аудитории и руководствуются ими при создании интерфейса (структуры, рубрикации и т. д.).

Параллельно с описанием проблем восприятия и потребления информации через сайты средств массовой информации в русскоязычной научной литературе обсуждаются различные принципы и системы оценки юзабилити сайтов. Часть отечественных исследователей в своих попытках ориентируется на зарубежную практику и обращается к работам Якоба Нильсена [9; 10] и говорит о 10 принципах юзабилити (видимости статуса системы, связи между системой и пользователем, пользовательском управлении, последовательности и стандартах, профилактике ошибок, узнаваемости и др.), другие стремятся систематизировать опыт, коллективно накопленный в сети Интернет [6], и уделяют внимание в том числе особенностям психологии пользователя, говоря о правиле «хлебных крошек» (системе навигации), законе Парето («20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий - лишь 20 % результата»), законе Миллера (кратковременная память человека, как правило, не может вместить и воспроизвести более 7 ± 2 элементов) и др. Однако все исследователи говорят о доступности информации (это касается шрифта и объема текста, а также времени загрузки страницы), конкретности и логичности заголовков (что способствует не только читательскому восприятию, но и релевантности запросов), а также наличии собственной поисковой системы сайта.

Однако при всей актуальности темы до сих пор исследователи не уделяли пристального внимания юзабилити сайтов средств массовой информации и, в частности, медиаобразовательному потенциалу юзабилити сайтов СМИ. В качестве материала для такого исследования мы считаем целесообразным выбрать, как минимум, два сайта СМИ, возрастной рейтинг которых равен 12+ (поскольку они рассчитаны на более широкую аудиторию, которая включает в себя молодежный и подростковый сегменты, что отвечает задачам медиаобразования). Материалом анализа в настоящем исследовании послужили сайты «Кот Шредингера» и Diletant.media - изданий научно-популярного характера (посвященных популяризации естественных наук в первом случае и гуманитарных - во втором), имеющих возрастной рейтинг 12+, дизайн которых также формирует ценностно-эстетическое видение адресата.

Сайт научно-популярного журнала «Кот Шредингера» имеет простую заглавную страницу сайта, выполненную в минималистском дизайне (в верхней части экрана -логотип с заголовком издания, белый фон, материалы расположены по сетке в три столбца, превью содержит фотообложку, над ней - рубрика, под ней - заголовок и подзаголовок,

шрифт текста единый, количество стилей с учетом цвета текста не превышает шести). Левые три четверти экрана представляют собой ленту актуальных материалов из всех рубрик, правая четверть экрана содержит навигационные вкладки «Главная», «О журнале», «Контакты», кнопки интеграции с социальными сетями и рекламные баннеры. Рубрикатор издания отображается под логотипом в верхней части главного экрана и насчитывает семь пунктов: «Диктатура будущего», «Препринт», «Своими руками», «Технологии», «Естествознание», «HomoSapiens» и «Герои». Таким образом, структура сайта издания является понятной для пользователя.

Технические возможности платформы позволяют изданию размещать в своих материалах вербальный текст, гиперссылки, встраивать фото и иллюстрации в различных вариантах верстки (обложка, небольшое фото автора или эксперта, иллюстрация во всю ширину экрана, статичная инфографика с текстом кегля, удобного для восприятия), а также видео. Скорость загрузки страниц с материалами и всех объектов на них не превышает двух-трех секунд при стабильном интернет-соединении. Кнопки интеграции с социальными сетями выглядят мелко, но стандартно позволяют пользователям поделиться материалом на личной странице, в сообществе или личном сообщении, при этом ссылка имеет большую иллюстрацию (по ширине ленты) достаточного разрешения. Кроме того, сайт является адаптивным, подстраивает верстку и хорошо просматривается с мобильных устройств (смартфона и планшета).

Однако сайт журнала «Кот Шредингера» не имеет собственной внутренней поисковой системы, которая может понадобится пользователю (и которая заявлена принципами юзабилити), а также версии для слабовидящих, предусматривающей регулирование кегля шрифта (начертание заголовков, лидер-абзацев и основного текста четко различимо, но подписи к иллюстрациям, рубрики и авторство материалов из-за светлого оттенка и тонкого начертания могут быть не восприняты пользователями).

Что касается сайта журнала «Дилетант», Diletant.media, в период с 2017 по 2019 гг. он претерпел значительные изменения в собственной структуре, рубрикации и верстке материалов. Рассматривая общую структуру сайта в 2017 году [8], мы выделяли семь разделов (вкладок) на главной странице. Из них в медиаобразовательном плане нас заинтересовали три: «Рубрики», «Новости» и «Смотритель». Проект имел сложную рубрикацию, обозначенную в разделе «Рубрики» (всего восемь пунктов). В настоящее время структура, рубрикация сайта полностью реорганизована и теперь насчитывает четыре раздела: «Сборники», «Статьи», «Тесты» и «Журнал». Не включен в общий рубрикатор раздел новостей. В то же время изменениям подверглась только структура и рубрикация проекта - материалы, публиковавшиеся ранее, по сути, только изменили адрес своего расположения. Кроме того, через некоторые из них на момент написания статьи все еще доступны страницы предыдущей версии сайта, что позволяет проследить динамику развития проекта.

Помимо структуры и рубрикации, изменена и верстка материалов на сайте. В частности, на место статического экрана пришла вертикально прокручиваемая лента новостей, механика которой сравнима с механикой лонгрида. Кроме того, из-за реструктуризации разделов корректировкам подверглась верстка и дизайн каждого конкретного раздела (каждый раздел теперь представляет собой картотеку, карточки материалов в разделе «Сборники» располагаются не на светлом фоне, а на фотообложке).

Технические возможности платформы, кроме уже обозначенных возможностей механики и верстки материалов, позволяют размещать на сайте журнала фото и иллюстрации в различных вариантах верстки (по сетке, в край, с наложением), видео, тексты. Что касается скорости загрузки элементов материала, она так же, как и в случае с сайтом «Кот Шредингера», не превышает 2-3 секунд при стабильном интернет-соединении, однако в материалах, сверстанных в варианте лонгрида («Статьи»),

корректная загрузка элементов может вызывать сомнения. Кнопки интеграции с социальными сетями чаще всего встроены в фотообложку материала и отражают дизайн издания (в отличие от сайта «Кот Шредингера»). Они также позволяют пользователям поделиться материалом на личной странице, в сообществе или личном сообщении, ссылка имеет большую иллюстрацию достаточного разрешения. Сайт является адаптивным, подстраивает верстку и хорошо просматривается с мобильных устройств (смартфона и планшета), но некоторые элементы материалов загружаются медленнее, чем в версии для персонального компьютера и ноутбука. Diletant.media так же, как и сайт журнала «Кот Шредингера», не имеет поисковой системы и версии для слабовидящих, и в последнем случае обновленная верстка некоторых материалов только затрудняет процесс восприятия информации из-за наложения текста на фотоматериалы.

В целом, исходя из проведенного анализа сайтов изданий «Кот Шредингера» и Diletant. media, а также учитывая произошедшие за время исследования преобразования, можно говорить о том, что юзабилити становится все более важным для средств массовой информации, имеющих сайт или выбирающих сайт основной платформой размещения и продвижения своей продукции. Редакции СМИ совместно с разработчиками стремятся, с одной стороны, к простоте структуры, рубрикации и навигации, с другой - к использованию узнаваемой верстки и интуитивно понятной механики (так распространяется лонгрид).

Кроме того, сравнивая проанализированные сайты, мы приходим к выводу о том, что только обилие технических возможностей и, как следствие, использование различных жанров, в частности тестов, не может гарантировать более высокого уровня медиаобразовательного потенциала. Без интуитивно понятного интерфейса, простой структуры, рубрикации, узнаваемой механики любые технические ухищрения не смогут на сто процентов выполнить свою, пожалуй, основную задачу с точки зрения реализации медиаобразовательного потенциала - научить пользователя воспринимать информацию в данных конкретных жанрах и формах, развить его медиакомпетентность и на этой базе формировать медиакультуру. С другой стороны, уже на данный момент поддается описанию ряд распространенных, «укладывающихся» в определенную тенденцию приемов решения верстки материалов, использующихся как на специализированных платформах, так и на сайтах СМИ и в социальных сетях.

Безусловно, многие положения, сформулированные в выводах настоящего исследования, нуждаются в дополнительном подкреплении с позиций психологических, социологических исследований, однако уже выделенные тенденции позволяют нам выдвинуть эти тезисы на обсуждение научного сообщества, заинтересованного в темах медиаобразования, медиакультуры и медиабезопасности.

Список литературы

1. Батманова, С. Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности: автореф. дисс. ... канд. филол. наук [Текст] / С. Г. Батманова. - Воронеж, 2014. - 22 с.

2. Векслер, В. А. Изучение технологий интернета в менеджменте: создание интернет-магазинов [Электронный ресурс] / В. А. Векслер // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 4. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32961 (дата обращения: 31.03.2019).

3. Волков, В. А. Влияние СМИ на формирование культурных ценностей: аксиологический аспект [Текст] / В. А. Волков // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 913-915.

4. Грузова, А. А. Организация текстов в веб-среде для повышения эффективности информационного обслуживания пользователей [Текст] / А. А. Грузова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2011. - № 3. - С. 59-62.

5. Долгих, М. Н. Дизайн и виртуальная среда: дигитальные ландшафты в аспекте гибридных медиа [Текст] / М. Н. Долгих // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 379. - С. 86-91.

6. Лайкова, А. А. Юзабилити сайта: принципы и методы оценки [Текст] / А. А. Лайкова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - № 12. -С. 745-747.

7. Цветкова, А. В. Абстрактный код XX века: эволюция в искусстве и влияние на дизайн журналов [Текст] / А. В. Цветкова // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. - 2014. - № 4. - С. 65-83.

8. Яшина, А. А. Анализ медиаобразовательного потенциала СМИ (на примере сайта журнала «Дилетант») [Текст] / А. А. Яшина // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2017. - № 4 (26). - С. 286-291.

9. Nielsen, J. 10 Usability Heuristics for User Interface Design. [Электронный ресурс] / J. Nielsen // Nielsen Norman Group. - URL: https://www.nngroup.com/articles/ten-usability-heuristics/ (дата обращения: 12.04.2019).

10. Nielsen, J. How Long Do Users Stay on Web Pages? [Электронный ресурс] / J. Nielsen // Nielsen Norman Group. - URL: http://www.nngroup.com/articles/how-long-do-users-stay-on-web-pages/ (дата обращения: 12.04.2019).

Яшина Александра Андреевна - магистрант второго года обучения факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

Антропова Вера Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

Электронная почта: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.