Научная статья на тему 'Ювенальная уголовная политика и ювенальная юстиция: проблема соотношения'

Ювенальная уголовная политика и ювенальная юстиция: проблема соотношения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
688
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮВЕНАЛЬНАЯ УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВОСУДИЕ / JUVENILE THE CRIMINAL POLICY / JUVENILE JUSTICE / MINORS / CRIMINALITY OF MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полтавцева Лариса Ивановна

В статье рассматриваются вопросы определения понятий «ювенальная уголовная политика» и «ювенальная юстиция», предлагается авторское видение проблемы их соотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juvenile the criminal policy and juvenile justice: a parity problem

In article questions of definition of concepts «juvenile the criminal policy» and «juvenile justice» are considered, author's vision of a problem of their parity is offered.

Текст научной работы на тему «Ювенальная уголовная политика и ювенальная юстиция: проблема соотношения»

Полтавцева Л.И.

Ювенальная уголовная политика и ювенальная юстиция: проблема

соотношения

Выбранный руководством Российской Федерации путь интеграции в международное сообщество, а также смена приоритета охраняемых уголовным законом общественных отношений, закрепление значимости общечеловеческих ценностей в законодательстве России потребовали нового подхода к изучению проблем преступности лиц, не достигших 18-летнего возраста, и разработки уголовной политики Российского государства в отношении несовершеннолетних. Реализация уголовной политики Российской Федерации в отношении несовершеннолетних предполагает создание надежного механизма правовой защиты интересов ребенка, включающего нормы об ответственности за общественно опасные посягательства на процесс развития несовершеннолетнего, нормы о защите интересов несовершеннолетних правонарушителей, процессуальные нормы и систему соответствующих органов правоприменения.

В современной науке уголовную политику определяют как «часть социальной политики в области борьбы с преступностью», «направление деятельности государственных и общественных органов по охране определенных интересов от преступных посягательств», «генеральную линию в области борьбы с преступностью», «систему принципов, предписаний и норм антикриминального цикла», «государственную политику в области борьбы с преступностью» [1, с. 10; 2, с. 10; 3, с. 32; 4, с. 17; 5, с. 20; 6, с. 14]. Также необходимо отметить, что в рамках уголовной политики организационно, нормативно и иным образом оформлены несколько основных направлений: уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и криминологическое [7, с. 12].

Политика Российского государства по улучшению положения детей строится исходя из основных социальных и демографических характеристик данной возрастной категории. В юридической литературе для обозначения данного направления государственной политики в отношении несовершеннолетних используется термин «ювенальная политика» [8, с. 382]. Ювенальная политика Российской Федерации должна быть направлена на создание и обеспечение экономических, правовых, организационных, социальных условий функционирования эффективной системы жизнеобеспечения молодого поколения, а также повышения качества жизни детей и молодежи. Ювенальная уголовная политика возникает в процессе реализации направлений уголовной политики Российской Федерации и социальной политики по улучшению положения детей, что отражается в специфике ее объекта, субъекта, ее целей, принципов и содержания, при этом само понимание ювенальной уголовной политики в юридической литературе характеризуется весьма неоднозначно. Так, например, Т.П. Папкова полагает, что ориентация на предупреждение преступлений несовершеннолетних с полноценным (с возрастной точки зрения) субъектом отражает особый характер деформации уголовной политики в нашей стране [9, с. 40]. Г.Н. Горшенков и В.В. Шарапова под ювенальной уголовной политикой понимают особый вид научно обоснованной и должным образом урегулированной директивными актами (законами, подзаконными актами) государственной и общественной деятельности по разработке и реализации стратегических и тактических целей, мер предупреждения правонарушений (особенно преступлений) со стороны несовершеннолетних [10, с. 110]. Таким образом, уголовная политика в отношении несовершеннолетних выступает частью ювенальной уголовной политики. Реализуется она, как и уголовная политика в целом, в уголовно-правовом, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и криминологическом направлениях. Полагаем, следует согласиться с мнением В.Н. Ткачева, полагающего, что ювенальная уголовная политика Российской Федерации - это государственная политика в области всестороннего обеспечения прав и интересов несовершеннолетнего нормами международного права, нормами национального законодательства, выраженная в реализации предписаний и принципов, регламентирующих процессы создания органов ювенальной юстиции путем использования средств восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, увеличения значимости и ответственности семьи, школы и трудовых коллективов в обеспечении надлежащих условий жизни и воспитания несовершеннолетних [11, с. 97].

Рассматривая проблемы ювенальной юстиции в контексте опыта становления правосудия в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации, прежде всего следует указать, что согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства, поэтому основные направления судебной реформы правосудия в отношении несовершеннолетних - предупреждение существующей на сегодняшний день в России опасной тенденции увеличения числа малолетних, участвующих в уголовном процессе в качестве

потерпевших и свидетелей. Следует отметить, что Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, но содержащиеся в ней требования до сих пор не выполняются в полном объеме, поскольку отсутствуют механизмы их реализации. Вопрос о необходимости формирования в России ювенальной юстиции на протяжении длительного времени обсуждается в научных кругах и на разных уровнях государственной власти, несмотря на тот факт, что положение о создании ювенальной юстиции было включено в Концепцию судебной реформы в Российской Федерации еще в 1991 году [12, с. 57].

Обратим внимание на тот факт, что в юридической литературе до сих пор отсутствует единый подход к определению понятия «ювенальная юстиция». Изучая специальную литературу, мы пришли к выводу, что в настоящий момент существует два направления разработки содержания указанной дефиниции: в узком смысле - ювенальная юстиция как суд по делам несовершеннолетних; и в широком смысле - ювенальная юстиция как система всех органов и учреждений, в той или иной степени связанных с обеспечением прав несовершеннолетних. При этом необходимо учесть, что «юстиция» в широком смысле - это правосудие, которое выражается вовне через соответствующую систему органов государства, а «ювенальный» - Juvenile (англ.) - означает «юношеский, несовершеннолетний». Следовательно, ювенальная юстиция - это специфический вид деятельности, в основе которой лежит осуществление правосудия по делам несовершеннолетних специализированными судебными органами.

Специальными полномочиями осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних наделен только суд, поэтому нам представляется не совсем обоснованной позиция некоторых авторов, предлагающих включить в систему органов ювенальной юстиции, кроме судебных, также и другие государственные и негосударственные органы. Вместе с тем мы не отрицаем, что деятельность иных государственных органов, не связанных с отправлением правосудия, а также негосударственных органов в виде различных социально-психологических служб ювенального профиля способствуют эффективности функционирования ювенальных судов как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения. Поэтому мы полагаем, что в целом ювенальную юстицию в широком смысле можно рассматривать в неразрывной связи с различными учреждениями, целью функционирования которых является оказание всевозможной помощи лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Тем не менее такие учреждения не могут включаться в систему органов, непосредственно реализующих ювенальную уголовную политику, поскольку они не осуществляют правосудие. При этом уголовная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних должна быть реализована через специализированные органы ювенальной юстиции.

Уголовная политика Российской Федерации в отношении несовершеннолетних, осуществляемая специализированными органами ювенальной юстиции, возможна при исполнении функций, основанных на положениях международно-правовых актов и правоприменительной практике, уже сложившейся в Российской Федерации. При этом мы полагаем, что данные функции сочетают в себе два направления правовой реализации: предупредительно-охранительное и восстановительно-воспитательное.

Только в процессе становления ювенальной юстиции в Российской Федерации может быть четко регламентирован правой статус несовершеннолетних и выработаны механизмы реализации их прав. Но следует указать, что для того чтобы эти законы стали действенными и активизировать противодействие вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, необходимо введение специальной системы, объединяющей усилия различных организаций, позволяющей в рамках закона не только предложить, обсудить, разработать способы и методы предупреждения преступности несовершеннолетних, но и внедрить их в систему государственной и общественной жизнедеятельности. Всесторонняя защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в России может быть обеспечена только в рамках системы ювенальной юстиции: создания сети специализированных органов, направленных на предупреждение детской безнадзорности и беспризорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, специализированного правосудия по делам несовершеннолетних.

В настоящее время происходит подмена понятий, и существующие на Западе и в США специализированные социальные службы по делам несовершеннолетних, по охране их прав и свобод, в целом не связанные с несовершеннолетними, совершившими преступления, именуются в России органами ювенальной юстиции. Напомним, что само слово «юстиция» означает «правосудие», поэтому считаем, что не профессионально и не корректно само смешение таких понятий, что порождает в обществе в целом негативное отношение к ювенальной юстиции, основной задачей которой является рассмотрение правонарушения, преступления, совершенного несовершеннолетним, специализированными судами для вынесения не только справедливого приговора, но и последующей социальной реабилитации такого правонарушителя.

Основой системы помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, должно стать решение суда (идет ли речь о несовершеннолетнем правонарушителе либо о подростке, который нуждается в защите своих гражданских прав). Даже при рассмотрении судом уголовного дела по обвинению несовершеннолетнего в совершении преступления именно судом одновременно с приговором (о наказании либо о применении принудительных мер воспитательного воздействия) должны быть приняты меры по защите интересов ребенка, должна быть назначена индивидуальная программа его реабилитации. Такая программа будет исполняться специализированными органами. Суд по делам несовершеннолетних выполняет профилактическую функцию и в том случае, когда рассматривает вопрос о помещении несовершеннолетнего в ЦВСНП (Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) органов внутренних дел либо учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (спецшкола, спецПТУ). Кроме того, судом должна быть назначена программа реабилитации подростка. Для эффективного функционирования ювенальных судов в каждом регионе необходимо сформировать достаточно развитую инфраструктуру органов по работе с детьми (в органах образования, опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения и т.д.). Сегодня есть определенные нормы права, позволяющие иначе отправлять правосудие в отношении несовершеннолетних; есть уже и определенные органы, сложились процедуры. К сожалению, пока нет только закона о ювенальных судах и нет де-юре существующих ювенальных судов. Российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, а также законодательство о профилактике правонарушений несовершеннолетних сегодня ориентируется на экономию уголовной репрессии. Уголовный кодекс России предусматривает две формы реагирования на преступления несовершеннолетних: наказание и его альтернатива - принудительные меры воспитательного воздействия. Что касается того, как будет решен вопрос судом, то либо это будут воспитательные меры, либо это будет наказание несовершеннолетнего - все на усмотрение суда, какую меру воздействия применить. Но очень важно, каким именно образом будет формироваться это усмотрение суда.

При применении мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних законом Российской Федерации предусмотрена цель воспитательного, а не карательного воздействия, что полностью согласуется с положениями, предусмотренными Пекинскими правилами о том, что меры воздействия в отношении несовершеннолетних всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего. В данном случае нельзя не согласиться с мнением о том, что работа, которая в настоящее время проводится социальными работниками в отдельных регионах в рамках программ восстановительного правосудия, требует всеобщей поддержки. Опыт этой работы должен стать примером во всех регионах России, поскольку она преследует цель сохранения подростка для общества и не допускает формального решения его судьбы.

Политика либерализации правосудия в отношении несовершеннолетних делает акцент на развитие ювенальных технологий, обеспечивающих реабилитацию и ресоциализацию ребенка-правонарушителя. При этом необходимо развивать альтернативные способы наказания. Нельзя использовать условное осуждение без применения социальных технологий. Как показала практика, большинство несовершеннолетних не воспринимают условное осуждение как наказание; отсутствие реабилитационной программы в отношении несовершеннолетнего, предусматривающей освобождение от социальной среды и системы взаимоотношений, спровоцировавших его на первое правонарушение, неизбежно приведет к увеличению рецидивной преступности, зачастую - к совершению несовершеннолетним более тяжкого преступления.

В Ростовской области в 2001-2003 гг. был реализован проект Программы развития ООН в Российской Федерации (ПРООН) «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних». На первоначальном этапе проекта в 2001 году использовался опыт г. Санкт-Петербурга в части введения социальных работников при суде. В рамках пилотного проекта были введены социальные работники при судах, которые оказывали помощь специализированному судье.

Всего в Ростовской области 61 районный и городской суд, значительное количество дел рассматривается судьями, специализирующимися на рассмотрении дел несовершеннолетних именно с помощью помощников судей с функциями социальных работников. Уже с 2002 года Ростовский областной суд смог за счет собственных резервов ввести должность помощников судей с функциями социальных работников, а с 25 марта 2004 года в г. Таганроге действует первый в России ювенальный суд, вслед за которым в Ростовской области открыт ювенальный суд в г. Шахты, в ст. Егорлыкской и в г. Азове. Проект, проводимый в ряде судов Российской Федерации Детским фондом ООН совместно с Программой развития ООН, опыт Ростовской области и Санкт-Петербурга в сфере правосудия по делам несовершеннолетних дали свои положительные результаты.

Полагаем, следует говорить о необходимости создания ювенальных судов, в которых предусмотрено вынесение судебного решения, содержащего план реабилитации конкретного

несовершеннолетнего, решение, предоставляющее возможность корректировать поведение и функции отдельных служб и ведомств путем вынесения частных представлений. Такое решение специализированного ювенального суда будет являться основанием для законной общественной деятельности организаций, работа которых имеет непосредственное отношение к разрешению вопросов, влияющих на судьбы детей. Система ювенальной юстиции решает не проблемы детей вообще, а конкретную проблему несовершеннолетнего правонарушителя в конкретной жизненной ситуации. А это, в свою очередь, позволит разрешить общие проблемы детей и принять необходимые меры к предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Введение ювенальной юстиции позволит обеспечить практическую реализацию существующих в УК РФ и УПК РФ норм, предусматривающих освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением сторон (ст. 75, 76 УК РФ, ст. 25 и 28 УПК РФ), применение и содержание принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 90 и 91 УК РФ.

Для ювенальной юстиции важно, чтобы не только судебное решение было законным, обоснованным и справедливым, но и чтобы исполнение такого решения соответствовало задачам защиты прав несовершеннолетнего и предупреждения преступлений. Для обеспечения прав несовершеннолетних и предупреждения преступлений несовершеннолетний должен получить социальное сопровождение и после суда, он нуждается в помощи в трудоустройстве, образовании, решении других бытовых проблем, особенно, если такой несовершеннолетний проживает в неблагополучной семье. Наше законодательство ориентирует суды на экономию уголовной репрессии, на то, чтобы назначать несовершеннолетним наказания, не связанные с изоляцией от общества, наказания, которые отбываются в обществе (обязательные работы, исправительные работы), постольку должна быть очень четко выстроена система помощи и поддержки таким несовершеннолетним, особенно со стороны молодежных служб, общественных молодежных организаций. Именно здесь широчайшее поле деятельности для всех институтов гражданского общества, прежде всего наших молодежных организаций и объединений: именно здесь нужна их активность.

Литература

1. Загородников Н.И. Советская уголовная политика и деятельность органов внутренних дел. М., 1979.

2. Панченко П.Н. Уголовная политика - основа законности борьбы с преступностью. Н. Новгород, 1991.

3. Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.

4. Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации // Беляев Н.А. Избранные труды. СПб., 2003.

5. Лесников Г.Ю. Уголовная политика Российской Федерации: проблемы теории и практики. М., 2004.

6. Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006.

7. Бабаев М.М. О соотношении уголовной и криминологической политики // Проблемы социологии уголовного права. М., 1982.

8. Основы ювенологии: Опыт комплексного междисциплинарного исследования / Науч. ред. Е.Г. Слуцкий, И.В. Скомарцева. СПб., 2002.

9. Папкова Т.П. Совершенствование системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

10. Горшенков Г.Н., Шарапова В.В. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: теоретическая модель и региональная практика. Н. Новгород, 2003.

11. Ткачев В.Н. Проблемы реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.

12. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.