Научная статья на тему 'Ювелирное искусство народа саха XVIII-XIX вв'

Ювелирное искусство народа саха XVIII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
489
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / TRADITION / МИФОЛОГО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / MYTHOLOGICAL-RELIGIOUS IDEAS / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / СИМВОЛ / СТИЛЬ / КОНСТРУКЦИЯ / ФОРМА / FORM / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ОРНАМЕНТ / ORNAMENT / ШАПКА / ГОЛОВНОЕ УКРАШЕНИЕ / ДУША / SOUL / КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ / COSMOLOGICAL / КОСМОГОНИЧЕСКИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ / FINE / SYMBOLS / STYLE. CONSTRUCTION / SHAPE FORMATION / DECORATIVE PATTERN/DESIGN. SOLAR CIRCLE / СAP / HEAD DECORATION / COSMOGONY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кириллина Лидия Григорьевна

В статье дается общий обзор традиционного ювелирного искусства народа саха, который содержит глубинный пласт этнической памяти якутов, архетипы мировосприятия. Произведения якутского ювелирного искусства, в сочетании с этнографическими материалами, помогают в реконструкции мифологических и религиозных представлений народа саха, характеризующихся элементами тотемистических, анимистических, магических верований, ритуалов и обрядов. Лучшие образцы произведений ювелирного искусства народа саха в формообразовании, конструкции, декоре, основаны на национальных традициях, принципах простоты и логичности, ритмичности и ясности пропорций, композиционной строгости. Изучение стилистических изменений, принципов формообразования, иконографии орнаментального языка якутских ювелирных изделий, касается осмысления мифолого-религиозных представлений народа, вобравших в себя богатый пласт заимствований от тюркоязычных народов Южной Сибири и Центральной Азии. Многие пазырыкские узоры даже полностью идентичны якутским. На пазырыкских находках также нет ни одного растительного узора, который бы не имел параллелей в орнаментальном искусстве современных якутов. [Йоханзен. 2008. С. 92] Особый пласт представляют символы тех ювелирных изделий, которые несут в себе реминисценции художественных образов древнейших цивилизаций Востока, как в плане космологическом, космогоническом, так и изобразительном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the general survey traditional jewelry art of the sacha nation, which contains deep layer of the yakut ethnic memory, world perception archaic type. The yakut jewelry art works in combination with ethnographic materials help to reconstruct mythological presentation of the sacha nation, which characterized by elements of totem, animistic, magical religious beliefs, rituals and rites. The best models of sacha nation jewelry art in the shape formation, construction, decoration are founded on the national traditions, principles of simplicities and logicality, rhythm and clearness of proportions, composition strictness. A study of the stylistic changes, principles of formation, the iconography of the Yakut language ornamental jewelry, concerning reflection on mythological-religious beliefs of the people, which in a rich layer of borrowings from Turkic the peoples of southern Siberia and Central Asia. «Many of the pazyryk patterns even completely identical Yakuts. The pazyryk also finds no pattern of vegetation, which wouldn't have had parallels in the ornamental art of modern Yakut». [Johanzen. 2008. P. 92] Special stratum are symbols of those jewels, which are reminiscences of artistic images of the ancient civilizations of the East, both in terms of cosmological and kosmogonicheskom and fine.

Текст научной работы на тему «Ювелирное искусство народа саха XVIII-XIX вв»

4

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018

ПССКУСТВОВЕаЕНПЕ

УДК 739 2 (571.56) (091)

ББК Щ 125.44 (2)_

_ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО НАРОДА САХА XVIII-XIX ВВ._

Кириллина Лидия Григорьевна

искусствовед

АННОТАЦИЯ. В статье дается общий обзор традиционного ювелирного искусства народа саха, который содержит глубинный пласт этнической памяти якутов, архетипы мировосприятия. Произведения якутского ювелирного искусства, в сочетании с этнографическими материалами, помогают в реконструкции мифологических и религиозных представлений народа саха, характеризующихся элементами тотемистических, анимистических, магических верований, ритуалов и обрядов. Лучшие образцы произведений ювелирного искусства народа саха в формообразовании, конструкции, декоре, основаны на национальных традициях, принципах простоты и логичности, ритмичности и ясности пропорций, композиционной строгости.

Изучение стилистических изменений, принципов формообразования, иконографии орнаментального языка якутских ювелирных изделий, касается осмысления мифолого-религиозных представлений народа, вобравших в себя богатый пласт заимствований от тюркоязычных народов Южной Сибири и Центральной Азии.

Многие пазырыкские узоры даже полностью идентичны якутским. На пазырыкских находках также нет ни одного растительного узора, который бы не имел параллелей в орнаментальном искусстве современных якутов. [Йоханзен. 2008. С. 92] Особый пласт представляют символы тех ювелирных изделий, которые несут в себе реминисценции художественных образов древнейших цивилизаций Востока, как в плане космологическом, космогоническом, так и изобразительном.

ANNOTATION. The article focuses on the general survey traditional jewelry art of the sacha nation, which contains deep layer of the yakut ethnic memory, world perception archaic type. The yakut jewelry art works in combination with ethnographic materials help to reconstruct mythological presentation of the sacha nation, which characterized by elements of totem, animistic, magical religious beliefs, rituals and rites. The best models of sacha nation jewelry art in the shape formation, construction, decoration are founded on the national traditions, principles of simplicities and logicality, rhythm and clearness of proportions, composition strictness. A study of the stylistic changes, principles of formation, the iconography of the Yakut language ornamental jewelry, concerning reflection on mythological-religious beliefs of the people, which in a rich layer of borrowings from Turkic the peoples of southern Siberia and Central Asia. «Many of the pazyryk patterns even completely identical Yakuts. The pazyryk also finds no pattern of vegetation, which wouldn't have had parallels in the ornamental art of modern Yakut». [Johanzen. 2008. P. 92] Special stratum are symbols of those jewels, which are reminiscences of artistic images of the ancient civilizations of the East, both in terms of cosmological and kosmogonicheskom and fine.

Ключевые слова: традиция, мифолого-религиозные представления, семантика, символ, стиль, конструкция, форма, формообразование, композиция, орнамент, шапка, головное украшение, душа, космологические, космогонические, изобразительные.

Key words: tradition, mythological-religious ideas, semantics, symbols, style. construction, form, shape formation, composition, decorative pattern/design. Solar circle, ornament, сap, head decoration, soul, cosmological, cosmogony, fine.

Введение. Украшения в жизни человека появились в глубокой древности. Металлы и камни, концентрировавшие в себе магическую и божественную силу, были мистически связаны с планетами и божествами, воздействуя на судьбы людей в окружающем мире.

Стремление человека к красоте, отражающееся в его художественной культуре, нашло яркое воплощение в ювелирном искусстве. [Ювелирное искусство... М. 1974. - с. 5].

Одним из универсальных языков культуры, который содержит глубинный пласт этнической памяти якутов, архетипы мировосприятия народа, специфику ментальных особенностей, является традиционное ювелирное искусство народа саха. Ювелирное искусство - искусство изготовления украшений из металла (меди, бронзы, серебра, золота), всегда занимало и занимает одно из ведущих

мест в художественном творчестве якутского народа, являясь неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Якутские ювелирные украшения - своеобразные хранители национальных художественных традиций, так как в их форме, орнаментальных мотивах, образном содержании имеется много общего с художественной отделкой изделий других видов народного творчества: резьбе по дереву, обработке бересты, художественном шитье и вышивке.

Об этом свидетельствуют великолепные экспонаты ЯГОМИиКНС им. Ем. Ярославского, НХМ, МАЭ СВФУ им. М.К. Аммосова, улусных музеев -филиалов Музея им. Ем. Ярославского, муниципальных музеев, Музея Комдрагмет РС(Я), изделия народных мастеров на различных ювелирных выставках и смотрах - показов народного и декора-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (50), 2018 тивно-прикладного искусства. Прекрасные коллекции якутских серебряных изделий хранятся в Особой кладовой РЭМ, МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера), в музеях Красноярска, Иркутска, Хабаровска. Якутские коллекции имеются в Гамбурге, Франкфурте-на Майне, Лейпциге, Штутгарте, Дрездене, Копенгагене, Нью Йорке.

Именно украшения, среди проявлений других явлений культуры, должны были быть носителями ярко выраженных эстетических свойств и функций. [Михайлова//Сб. МАЭ. 2005. - с. 111-112].

Ювелирные изделия воспринимались во все времена в неразрывном единстве эстетического и функционального в предмете, предназначенном охранять, оберегать человека. В то же время несомненно, что украшения выполняли не только эстетическую функцию, но и несли определенную смысловую нагрузку. Проблемы семантики (т.е. смыслового содержания) вещей утилитарного и декоративного назначения, их общественных функций - проблемы сложные и далекие от окончательного решения.

Общая характеристика ювелирного искусства народа саха. Произведения якутского ювелирного искусства, в сочетании с этнографическими материалами, помогают в реконструкции мифологических и религиозных представлений народа саха, характеризующихся элементами тотемистических, анимистических, магических верований, ритуалов и обрядов.

Лучшие образцы произведений ювелирного искусства народа саха в формообразовании, конструкции, декоре, основаны на национальных традициях, принципах простоты и логичности, ритмичности и ясности пропорций, композиционной строгости. Особой чертой якутских ювелирных изделий являются монументальность, и почти скульптурная выразительность, сохраняемая даже в малых формах, ритмическое чередование узора и фона, создающее ощущение пространственной симметрии в расположении узоров.

Древние украшения создали разнообразные методы оформления одежды [Гаген - Торн. 1960, -с. 76]

Ювелирное искусство достигает стилевой цельности и совершенства формы в якутских традиционных серьгах ытарга с подвесками, и наборном парадном поясе кур._

Якутские серьги ытарга. Сер. XIX в. Серебро, литье ковка, гравировка. ЯГОМИиКНС им. Ем. Ярославского. Инв. № 34948. Фото из фондов музея.

Якутский парадный наборный пояс кур. II пол. XIX в. Серебро, литье ковка, штамповка, гравировка. ЯГОМИиКНС им. Ем. Ярославского. Инв. .№ КП 5492, И III а-38, сф 1- 470. Фото из фондов музея.

Тончайший рисунок и изящество гравированного орнамента в контрасте с объемностью крупных матово - серебристых изделий, обилием различных подвесок, являются в ювелирных изделиях одним из ведущих компонентов их художественного образа. Самобытность выражалась в каноничности взглядов на исполнение, красоту формы, традиционных орнаментальных мотивах и необходимость их обязательного соблюдения. Это способствовало предельной отточенности формы. Ярко выраженная национальная традиция впитала в себя новые тенденция и влияния, но трансформированные через выработанный народным коллективом опыт. Именно влиянием народной культуры можно объяснить устойчивость художественной формы в ювел

Якутское шейно-нагрудное украшение илин кэбисэр. II пол. XIX в. Серебро, литье ковка, штамповка, гравировка. ЯГОМИиКНС им. Ем. Ярославского. Инв. № КП 36639 И III а-553, сф-467. Фото из фондов музея.

Эволюция формообразования солярного круга туосахта начинается с неотъемлемого элемента декора архаичной мужской и женской шапки [Константинов. 1971, с. 57-58], и претерпевает конструктивно-типологическое видоизменение, войдя в состав налобного ободка из металла (бастынга), затем - в комплекс шейно-нагрудного украшения илин кэбисэр, в область, где были сосредоточены основные, Срединные силы души - Ийэ кут (материнской души). Кут как особая жизненная субстанция доводится до человека в сложнейшей одновременности и одномоментной целостности события и сотворения от айыы и айылга. Все три Кут неразрывны и непрерывно взаимодействуют, обмениваясь содержащейся в них информацией». [Попова. 2010, С. 30]

Характеризуется также стабильными стилистическими особенностями общая категория женских украшений, например, комплекс шейных

нагрудно - наспинных украшений илин - кэлин кэбисэр, мужских и женских наборных поясов кур, художественный образ которых строго канонизировался в течение двух - трех веков. В то же время художественность в произведениях ювелирного искусства имеет не только структурный, но и системный характер. В ней находят отражение образное содержание, как и мастерство исполнения для выражения этого содержания, этно-эстетические традиции, а также практическая целесообразность.

Исследователи часто сходятся во мнении, что у многих древнейших народов существуют произведения искусства отнюдь «не чистого» вида, то есть не выработанные в процессе «художественного производства, как таковые» [Каган.Части I, II, III. 1972. - С. 176]. С большой долей вероятности мы можем утверждать, что и якутское ювелирное искусство обладает отчетливой утилитарной функцией, выросшей на основе обрядово - магической, практически познавательной и знаково - коммуникативной деятельности, когда мы не находим в нем порой определенной и четкой жанро - родо - видовой структуры. Тем не менее, красота якутских ювелирных изделий неразрывно связана с целесообразностью, ибо последняя выражается в полном соответствии формы предмета его содержанию, а это соответствие всегда оценивается человеком эстетически.

На изделиях XIX века проступает отпечаток русской православной традиции, особенно в художественном шитье и вышивке, в технологии эмалирования в ювелирном искусстве, а также веяние европейских стилей, некоторых мотивов из растительного мира, и. т. д. Наиболее богат и разнообразен комплекс украшений XIX века. Не зря это время исследователи называют веком высокого расцвета якутского ювелирного искусства. Для якутских ювелирных украшений этого периода были характерны цельность и гармоничность пластического образа, органичная взаимосвязь материала, формы и декора. С начала XX века отмечается постепенный упадок ювелирного дела, связанный с развитием товарно - производительных сил в обществе, появлением целого ряда ввозимых извне фабричных изделий, в том числе украшений, которые вызвали рост рыночной конкуренции и нерентабельность ручного производства единичных, авторских ювелирных украшений.

Анализ, формообразование, систематизация якутских ювелирных изделий. По отношению к произведениям прошлых времен (древним, архаичным, старинным) Успенский В.А. рекомендует, например, выделять уровни анализа, среди которых самым общим уровнем он считает тот, который рассматривает условные приемы передачи пространственных и временных отношений независимо от специфики изображаемых объектов (т.е. вне связи их с семантикой). [Успенский. 1995. - 276 с.]

Для теоретического анализа произведения искусства используется определенный понятийный аппарат. В нем находят самое широкое применение такие фундаментальные категории, как содержание и форма художественного произведения, внешняя и

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #5 (50), 2018 внутренняя формы, а также такие понятия, как тема, идея, композиция. Внешняя форма тесно связана с особенностями материального характера произведения искусства, средствами материального выражения и изображения. Внутренняя же форма более соприкасается с целостным смыслом произведения, с мировоззренческим уровнем, как общества, так и отдельного автора произведения на данном этапе.

О формообразующей цели, осуществленной в произведении художника, когда произведение само говорит о себе и указывает, куда, в какой разряд должно оно быть зачислено, П.А. Флоренский пишет в своем «Анализе». [Флоренский. 1924. II. 5.-XXVI]

Систематизация украшений по материалу и технике исполнения лежит в основе структурного искусствоведческого подхода к исследованию ювелирных произведений народа саха. В основе классификации категорий украшений по типам, подтипам и вариантам лежат, в первую очередь, такие особенности, как составные элементы форм (абрис, конструкция, состав, признаки геометрического ряда: ширина, высота, сечение), затем, где требуется: материал, техника, орнаментация. По мере углубления классификации охватывается все большее число признаков украшений. Ввиду большого разнообразия форм украшений проведение «чистой» классификации не представляется возможным даже внутри одного раздела.

Заключение. Семантика смысловой функции форм ювелирных изделий саха заключена в его видах, типах, в характере расположения на одежде, в отражении возрастных порогов для каждого изделия. Это целая знаковая система, информирующая о социальном, экономическом положении человека, возрасте, характере и эмоциональном состоянии. Следует отметить, что якутские ювелирные изделия, хотя и группируются в типы, подтипы, варианты, но всегда имеют свои индивидуальные черты, проявляющиеся в нюансах, главным образом, декора. Элемент импровизации присутствует, как правило, почти в каждом украшении.

Подчиняясь общему смысловому содержанию костюма, ювелирные украшения в целом, как и сопровождающий, композиционно и декоративно -форму изделий, орнамент, несли в себе глубочайшую сакральную художественно - образную основу культуры народа саха. «Люди солнечного улуса с поводьями за спиной» не только определяли себя вербально в древнейших фольклорных сказаниях, они закрепляли свое предназначение, данное свыше, с небес, также и материальными знаками -символами, в сакральной форме вычленяя себя в окружающем пространстве Вселенной.

Использованная литература

1. Гаген - Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары. 1960. - с. 76.

2. Йохансен Улла. Орнаментальное искусство якутов. Историко-этнографическое исследование. Якутск: Компания «Дани Алмас». 2008. - с. 92

3. Каган М.С Морфология искусства. (Исто-рико - теоретическое исследование внутреннего

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (50), 2018

7

строения мира искусств). Части I, II, III. Л.: Изд-во «Искусство». 1972. - С. 176

4. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л-д. : Художник РСФСР. 1961. - С.40

5. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII в. По материалам погребений. Якутск, 1971. - с. 57-58

6. Михайлова Е.А. Съемные украшения народов Сибири. / Михайлова Е.А. LI Украшения народов Сибири//Сб. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб., 2005. - с. 111-112

7. Попова Г.С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха). СВФУ им. М.К. Ам-мосова : Астерион. СПб. 2010. - С. 30

8. Успенский В.А. Семиотика искусства. М.: Наука, 1995. - 276 с.

9. Флоренский П.А. Анализ пространствен-ности и времени в художественно-изобразительных произведениях. 1924. II. 5.- XXVI.

10. Ювелирное искусство народов России. Ювелирные украшения. 1974. ГМЭ народов СССР . М., 1974. - с. 5.

Принятые сокращения ЯГОМИиКНС им. Ем. Ярославского - Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского

НХМ РС(Я) - Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

МАЭ СВФУ им. М.К. Аммосова - Музей археологии и этнографии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова

Музей Комдрагмет РС(Я) - Музей Комитета драгоценных металлов Республики Саха (Якутия)

РЭМ - Российский этнографический музей (ранее Государственный Музей этнографии народов СССР)

МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) -

Музей археологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

ВИЗУАЛЬНЫЕ И АУДИАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА: К ВОПРОСУ О _КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВ_

Ковалева Елена Витальевна,

канд. филос. наук, доцент каф. философии и культурологии, г. Орел.

Мякишева Дарья Сергеевна,

студентка 4 к. спец. Изящные искусства, ОГУ им. Тургенева

АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является рассмотрение проблемы проблемы классификации видов искусства, в ней дается анализ принципу разделения искусств на аудиальные и визуальные.

ABSTRACT

This article dwells upon perception of the arts through visual and audial channels. Distinction between the two is reviewed.

Ключевые слова

визуальные искусства, аудиальные искусства, виды искусства, визуальность, синтетические виды искусства.

Keywords

visual arts, audial arts, types of the arts, visuality, synthetic arts.

Вопрос типологии различных видов искусства не часто затрагиваются в современной искусствоведческой литературе. На первый взгляд он кажется решенным: существуют устоявшиеся понятия и классификации, разделяющие виды искусства по тем или иным признакам. Однако искусство ХХ века порождает новые формы и новые явления, которые не всегда вписываются в привычные схемы. Искусствоведение отзывается на это пересмотром старых и введением новых понятий. Нахождение новых понятий часто бывает интуитивным: они оказываются недостаточно отрефлексированными. В какой-то степени это относится и к типологическим характеристикам искусств: «визуальные» и «аудиальные». Их распространение в языке отечественного искусствознания говорят о глубоких па-радигмальных изменениях, происходящих в художественной культуре. Но при этом эстетико-куль-турологический дискурс практически не содержит в себе четких оценок новой типологической си-

стемы или попыток дать точные определения ее базовым понятиям. При этом существует достаточно работ, в которых подробно анализируется природа «аудиальности» и «визуальности» в применении к тем или иным видам искусств. Особенно много в последнее время пишется о визуализации, в связи с проблемой «визуального поворота» в современной культуре. В этой связи можно назвать монографию Демшиной А. Ю. «Визуальные искусства в ситуации глобализации культуры: институциональный аспект» [5], в которой уделяется большое внимание специфике визуальности, в так же исследования Д. А. Шулятьевой и Н. Ю. Юсуповой.

Прежде чем говорить о новой классификации, необходимо кратко охарактеризовать типологические системы, которые использовались в «классическом искусствознании» и до сих пор не потеряли актуальности.

В первую очередь следует отметить одну объективную сложность: существуют виды искусства, которые в любой классификации и вне зависимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.