Научная статья на тему 'Юриспруденция и мистика'

Юриспруденция и мистика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1024
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
юриспруденция и мистика / пропаганда антинаучных взглядов / истоки веры в сверхъестественное. / jurisprudence and mysticism / pseudoscience propaganda / origins of belief in the supernatural

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Николаевич Китаев, Валентина Николаевна Китаева, Роман Георгиевич Ардашев

В статье отмечена тенденция отдельных авторов пропагандировать мистицизм в юриспруденции. Показаны историко-психологические основы веры в сверхъестественное. Дается критический анализ приводимых утверждений. Приведены примеры из практики. Названы материалистические аспекты исследуемых явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jurisprudence and mysticism

The article notes the tendency of certain authors to advocate for mysticism in jurisprudence. Historical and psychological foundations of belief in the supernatural are shown. The cited allegations are critically assessed. Examples from practice are provided. Materialistic aspects of the investigated phenomena are identified.

Текст научной работы на тему «Юриспруденция и мистика»

УДК 343.98 ББК 67.52

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10032

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ И МИСТИКА

Николай Николаевич КИТАЕВ, доцент кафедры юриспруденции Иркутского национального исследовательского технического университета, кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист РФ Е-mail: [email protected]

Валентина Николаевна КИТАЕВА, доцент кафедры криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии Байкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]

Роман Георгиевич АРДАШЕВ, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье отмечена тенденция отдельных авторов пропагандировать мистицизм в юриспруденции. Показаны историко-психологические основы веры в сверхъестественное. Дается критический анализ приводимых утверждений. Приведены примеры из практики. Названы материалистические аспекты исследуемых явлений.

Ключевые слова: юриспруденция и мистика, пропаганда антинаучных взглядов, истоки веры в сверхъестественное.

Annotation. The article notes the tendency of certain authors to advocate for mysticism in jurisprudence. Historical and psychological foundations of belief in the supernatural are shown. The cited allegations are critically assessed. Examples from practice are provided. Materialistic aspects of the investigated phenomena are identified.

Keywords: jurisprudence and mysticism, pseudoscience propaganda, origins of belief in the supernatural.

Известно, что проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью вызывают необходимость поиска новых путей получения доказательственной и оперативно-розыскной информации. Решение данной задачи непосредственно связано с использованием новых отраслей знания при раскрытии и расследовании преступлений. Вместе с тем исследователи отмечают появление большого количества антинаучных публикаций, в том числе рекомендующих внедрение мистики в юриспруденцию1.

Так, московский адвокат А. Куприянов, именуя себя православным христианином, пишет, что «правоохранительные органы больше не могут игнорировать» действия бесов; «колдуны могут привлекаться к уголовной ответственнос-

ти только как соучастники» злых духов, причиняющих вред людям2.

Иными словами, речь идет о признании отечественной юриспруденцией реальности основных постулатов мистицизма — веры в существование сверхъестественных сил, действующих вопреки законам природы, и в возможность непосредственного общения с ними посредством различных секретных магических приемов.

В своей статье А. Куприянов сообщает о «темных силах» (бесах), с помощью которых колдуны, якобы, наносят «ущерб здоровью и имуществу». В качестве доказательства он приводит случай с судьей Г., которая после вынесения приговора тяжело заболела вследствие вредоносной магии «экстрасенса»3.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

Румынский исследователь А. Тэнасе отмечает: «Магия — совокупность приемов, посредством которых первобытный человек иллюзорно владеет реальностью. Этих приемов очень много, но их можно разделить на несколько типов, три из которых являются универсальными и поразительно устойчивыми исторически: магия труда, магия врачевания и «черная» магия (магия причинения зла)»4.

Вера христианина А. Куприянова в реальное существование злых и добрых духов, в эффективность магических ритуалов, известных с эпохи каменного века, — его личное дело. Но вызывает сильное сомнение, чтобы адвокат А. Куприянов, ссылаясь на статьи УПК РФ, писал в правоохранительные органы обращения о привлечении в качестве соответчиков злых духов, о проведении с ними процессуальных мероприятий, о заключении под стражу конкретного беса.

Церковь, а, видимо, вслед за ней и христианин А. Куприянов, не может отвергать веры в злых духов, так как Иисус Христос, согласно евангельским сказаниям, выгнал из Марии Магдалины семь бесов, изгнал из одержимого целый легион духов, переселившихся в стадо свиней.

Многие церковные обряды ставят прямой и специальной целью очищение от злых духов.

В католической церкви даже существует особая должность священника, изгоняющего бесов5.

В государствах, где в качестве доминирующей религии выступает католичество, судебно-медицинская экспертиза предусмотрена не только уголовным и гражданским законодательством, но и каноническим (церковным) кодексом. Такая экспертиза является обязательной для причисления к лику святых того или иного «чудотворца», для признания «факта» чудесного исцеления, воскрешения из мертвых и т.п., что сообщает в специальном исследовании аргентинский судебный медик И. Калабург6.

Церковники, проповедуя веру в сверхъестественное, не могут отрицать ее в устах мистиков, а поэтому признают колдовство, гадания и т.д., объясняя их, правда, «искушением дьявола». Духовенству выгодны утверждения о волшебстве колдунов, так как это может укрепить веру в дьявола, а без этого нет и в веры в Бога. Нужно отметить, что магия является неотъемлемой и весьма существенной частью всех без исключения религий7.

Отвергая наличие «темных сил» в окружающем нас мире, нельзя не признать, что «колдуны», «экстрасенсы» в самом деле способны причинить серьезный вред здоровью людей — при-

менением специальных приемов воздействия на психику.

Исследователь К. Реоли отмечал: «Почти все известные в истории случаи смерти, вызванные колдовством, касаются людей, особенно восприимчивых к внушению. Заболевания и смерть от внушения встречаются и в наши дни»8.

Всемирно известный этнограф Э.Б. Тэйлор утверждал: «Пророчество должно исполниться, и магик, внося в ум жертвы уверенность, что роковые искусства действуют против него, мог убить его этой мыслью, точно материальным оружием...»9.

О том, что на почве суеверий, связанных с предсказанием гадалок, могут возникать невротические заболевания, сообщает известный психотерапевт и физиолог К.И. Платонов10.

А. Куприянов в своей статье заявляет, что достоверность доказательств при расследовании случаев причинения вреда при помощи магичес -ких приемов «будет не ниже, чем при доказывании вины при банальных дорожно-транспортных происшествиях»11.

Мы не разделяем этого оптимистичного утверждения. Нынешних «колдунов» в России можно уверенно привлекать к ответственности за мошенничество, но не существует методики оценки вреда, причиняемого приемами воздействия на психику со стороны экстрасенсов, гадальщиков и прочих представителей ок-культизма12.

Здесь уместно привести мнение известного судебного медика профессора М.И. Авдеева: «Сильные психические воздействия — психическая травма, глубокие психические переживания у человека — могут вызвать болезненные расстройства и смерть. Прежде всего, это относится к таким психическим воздействиям, которые вызывают у человека сильный испуг. Экспертиза таких случаев чрезвычайно трудна.»13.

Мы полностью разделяем авторитетное утверждение Г.В. Плеханова: «Материалист отвергает магию с тем же презрением, с каким относится он ко всякому знахарству и колдовству. В глазах мистика магия есть нечто более почтенное и серьезное, нежели наше обыкновенное естествознание»14.

О психологических причинах, заставляющих множество современных образованных людей верить в сверхъестественное, пишет С. Моско-вичи (Франция): «Мы наблюдаем, с какой интенсивностью практикуется магия во многих кругах, вплоть до университетских. Те, кто к ней прибегает, вовсе не социально дезадаптирован-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

ные субъекты из необразованных слоев, как нам хотели бы внушить, а ученые, инженеры и даже врачи... Не скрываясь, большинство практиков магии выступают по телевидению и публикуют книги, у которых больше читателей, чем у работ ученых»15.

К сожалению, некоторые обладатели ученых степеней в современной России имеют возможность издавать учебники для юридических вузов, в которых упорно отстаивают реальность «экстрасенсорных» явлений и необходимость использования правоохранительными органами помощи экстрасенсов.

Доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной юридической академии С.В. Лаврухин, выпустивший книгу с обязывающим названием «Основы криминалистической методологии», посвятил целый параграф восьмой главы призывам использовать гипноз и экстрасенсов при «моделировании поведения убийцы»16.

При этом С. В. Лаврухин умалчивает, что нормативные акты в России разрешают использование гипноза только врачам и только в лечебных целях.

Несостоятельна ссылка С.В. Лаврухина и на раскрытие в Рязани убийства М., сопряженного с сокрытием трупа жертвы, поскольку видеозапись, на которую он ссылается, «Экстрасенсы ведут расследование», является телевизионной постановкой и сделана после того, как работники Следственного комитета и МВД раскрыли данное преступление и нашли останки потерпевшей.

Мы располагаем развернутыми письменными ответами правоохранительных органов Рязанской области по раскрытию вышеназванного убийства М., где указано на непричастность каких-либо экстрасенсов к процессу раскрытия и расследования данного преступления. Подобных лженаучных рекомендаций для криминали-

стов в последнее время, к сожалению, появилось немало17.

1 См.: Ардашев Р.Г., Китаев H.H., Китаева В.Н. Об опасности проникновения лженауки в криминалистику и оперативно-розыскную деятельность // Закон и право. 2016. № 7. С. 168—171;

Архипова А.Н., Китаев H.H., Китаева В.Н. Вопросы раскрытия и расследования убийств «без трупа». Иркутск, 2018. С. 61—152.

2 Куприянов А. «Темные силы» как субъект преступления // Рос. юстиция. 2001. № 8. С. 73—74.

3 Там же. С. 73.

4 Тэнасе А. Культура и религия. М., 1977. С. 31.

5 Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.-Л., 1965. С. 32.

6 Калабург И. Судебно-медицинская экспертиза «чудес» // Судебно-медицинская экспертиза. 1966. № 2. С. 54.

7 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001. С. 439.

8 Реоли К. Кто такие колдуны? // Наука и религия. 1964. № 12. С. 34.

9 Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. Т. 1. СПб., 1896. С. 120—121.

10 Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1962. С. 326.

11 Куприянов А. Указ. соч. С. 74.

12 См.: Китаев H.H., Китаева В.Н. Судебная экспертиза при изобличении мошенников-«экстрасенсов» // В защиту науки. 2012. № 11. С. 56—59;

Китаев H.H., Китаева В.Н. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании деяний, совершаемых членами тоталитарных сект // Криминалистика и судебная экспертиза: наука, обучение, практика. Вильнюс, 2013. С. 335—341.

13 Авдеев М.И. Судебная медицина. М., 1949. С. 212.

14 Плеханов Г.В. О религии и церкви. М., 1957. С. 519.

15 Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 3.

16 Лаврухин С.В., Комягина Ю.С. Основы криминалистической методологии. М., 2018. С. 228—240.

17 Китаев H.H., Китаева В.Н. «Фотография мыслей» — лженаучная рекомендация для криминалистов // Современные проблемы юридической науки и правового образования: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск. 7—8 октября 2010. Иркутск, 2010. С. 265—269.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.