УДК 343.98 ББК 67.52
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10124
КРИМИНАЛИСТИКА И СПИРИТИЗМ
О проникновении лженауки в юриспруденцию
Таалайбек Турсунович ШАМУРЗАЕВ, Николай Ник°лаевич К^А^
заведующий кафедрой уголовного процесса доцент каФедры юриспруденции
и криминалистики юридического факультета Иркутского национального исследовательского
Кыргызско-Российского Славянского университета, технического университета,
доктор юридических наук, профессор кандидат юридических наук,
E-mail: [email protected] доцент, Заслуженный юрист РФ
Е-mail: [email protected]
Валентина Николаевна КИТАЕВА, доцент кафедры криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии Байкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье показана тенденция отдельных авторов рекомендовать к применению в расследовании преступлений лженаучные методы. Проведен исторический анализ проблем «спиритизма в криминалистике». Изложены аргументы апологетов инструментальной связи с духами. Отмечена необходимость критической оценки сообщений об успехе «экстрасенсов» в раскрытии преступлений.
Ключевые слова: нетрадиционные приемы расследования, лженаука, спиритизм.
Annotation. The article shows the tendency of certain authors to recommend usage of pseudoscientific methods in crime investigation. It provides a historical analysis concerning issues of «spiritism in forensic science». This article also introduces the arguments of spiritism advocates. It states the necessity of critical assessment of reports on psychics succeeding in crime investigation.
Keywords: unconventional methods of investigation, pseudoscience, spiritism.
Известный ученый-физик А.И. Китайгородский в своей книге, посвященной разоблачению псевдонаучных заявлений, писал более полувека назад: «Лженаука оперирует выдуманными фактами и сочиняет ложные теории для объяснения как выдуманных, так и реальных явлений»1.
С той поры в России появилось столько лжеученых, паразитирующих на невежестве различных слоев общества, что 2 октября 2013 г. в Совете Безопасности РФ вынужден был выступить с док-
ладом председатель Комиссии по борьбе с лженаукой Е.Б. Александров. Он представил присутствующим стратегию противодействия лженауке, основным пунктом которой является создание экспертизы для выявления признаков лженауки2.
Одной из разновидностей лженауки, стремящейся проникнуть в правоприменительную деятельность, выступает так называемая экстрасенсорика (ясновидение, телепатия и т.п.), пропагандой которой занимаются в последние годы некоторые обладатели ученых степеней.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
Так, С.И. Захарцев и В.П. Сальников утверждают, что экстрасенсорика к науке не имеет никакого отношения и относится к разряду внена-учного знания3.
Аналогичное мнение культивирует доцент С.В. Лаврухин, используя в книгах, предназначенных для обучения студентов-юристов, сведения об «успехах» участников телевизионного шоу «Битва экстрасенсов» при раскрытии запутанных убийств4.
Между тем установлено, что упомянутые С.В. Лаврухиным преступления в Рязани раскрыты исключительно трудом работников правоохранительных органов, а «экстрасенсы» здесь не помогли.
Бывший редактор телешоу «Битва экстрасенсов» О. Лоскутов в своем обширном интервью рассказал, что именно он за плату подсказывал участникам шоу правильные ответы и придумывал впечатляющие биографии «магов» и «колдуний», которые, конечно, никакими сверхъестественными способностями не обладали. В частности, ряд «экстрасенсов» впечатляли доверчивых людей своими «способностями» связываться с душами умерших людей5.
Такие способности, при наличии их реального подтверждения, позволили бы, естественно, раскрыть массу загадочных убийств и иных преступлений, открыть тайны необъяснимых исчезновений людей, трупы которых обнаружить не удалось, дали бы криминалистам колоссальные возможности увеличить эффективность своего нелегкого труда6.
Нужно вспомнить, что еще в XIX в. большое распространение в Европе и Америке получило мистическое учение о спиритизме — возможности связи с душами умерших людей (по латыни «спиритус» — дух).
Вот что писал об этом профессор И.Г. Оршанский: «Спиритизм цивилизованных народов отличается от спиритизма первобытного лишь некоторыми частностями, но, следя за развитием этого учения через весь древний и новый мир, — у арабов, евреев, средневековых мистиков до половины Х1Х века, мы находим везде повторение одних и тех же основных явлений, приемов и стремлений»7.
Данный автор сообщал про апологетов спиритизма, которых сейчас называли бы экстрасенсами: «Место магов, колдунов, жрецов заняли медиумы, т.е. лица, которым приписывается особая способность вступать в сношения с духами и власть над последними. Современный медиум приписывает себе все способности и всю силу
древних магов, если не больше. Он вызывает дух умершего, узнает у него прошлое и будущее, он узнает болезни и лечит их, он видит и слышит на расстоянии...»8.
В начале минувшего века С. Волкович справедливо отмечал: «Спиритические доктрина и практика широкой волной разливаются ныне по России и, никем и ничем не сдерживаемые, грозят внести с собой в русскую жизнь много непоправимого вреда. Между тем во все происходящее не вмешиваются ни «власть имущие», ни авторитеты учительства и серьезной литературы, ни представители господствующей церкви»9.
Более века спустя примерно такие же доводы приводит в своей работе доктор технических наук Ю.Я. Реутов, изобличающий несостоятельность «экстрасенсов»10.
Итальянский психиатр и криминолог Чеза-ре Ломброзо в начале XX в. убежденно писал о «представителях потустороннего мира», которые, по его мнению, «должны принадлежать к иному состоянию материи»11.
Еще в 1920 г. известный изобретатель Эдисон «.предложил создать и поставил перед собой цель сконструировать радиотелефон для общения с умершими»12. Криминалисты ряда передовых стран той эпохи с нетерпением ждали осуществления этого обещания, но напрасно13.
Убежденность в технической возможности установления контакта с душой усопшего человека продолжает существовать до сих пор у многих людей.
Немецкие журналы «Квик» и «Бунте иллюс-трите» писали в 70-х годах минувшего века о технике Франце Зайдле (г. Вена, Австрия), который из деталей старого радиоприемника создал прибор «психофон», якобы, позволяющий вести переговоры с духами.
К Зайдлю обращались родственники людей, пропавших без вести. За солидную плату венский мошенник позволял им слушать «голоса духов», записанные на магнитофон14.
А немного раньше, в 1964 г., в Швеции была опубликована книга художника Юргенсона «Голоса во Вселенной», в которой автор уверял, будто записал при помощи магнитофона немало «загробных голосов» самых различных умерших лиц15.
В современной России в настоящее время встречаются апологеты спиритизма. Один из них — доктор технических наук В.М. Запорожец, который «написал и издал книгу «Контуры ми-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019
роздания» в 500 страниц толщиной — с краткой историей спиритизма, разъяснением основных спиритических понятий... описанием методики доказательства реальности посмертной жизни»16.
В.М. Запорожец утверждает: «.Мир отошедших — продукт материализации их желаний, поэтому он схож с земным и даже лучше него. В большинстве своем они пребывают в молодом возрасте и красивом обличье. Они ощущают себя столь же вещественными, как и живущие на земле, осознают свою телесность и способность наслаждаться жизнью»17.
Подобные «исследования» доказательно опровергает известный психиатр М.И. Буянов: «Я перебывал на сотнях спиритических сеансов, меня возили к сотням самых знаменитых ясновидцев, экстрасенсов и т.д., но ни разу в моем присутствии не происходило ничего заслуживающего внимания, был в лучшем случае более или менее искусный цирковой номер»18.
Директор института мозга РАН С.В. Медведев категорично заявил: «Я не видел ни одного доказавшего свои силы экстрасенса. Ко мне в институт приходило множество астрологов. Ни один из них не выдержал элементарной проверки.»19.
В современной России издаются различные книги спиритического содержания20, а кандидат физико-математических наук А.В. Михеев (СПб) называет себя Президентом российской ассоциации инструментальной коммуникации. К такой коммуникации энтузиасты относят связь с Тонким Миром (миром обитания душ умерших) с применением технических средств21. Однако все это не имеет никакого отношения к науке22, как таковой, как, впрочем, и пресловутая «экстрасенсорика», пропаганда которой в учебной и научной юридической литературе, несомненно, должна быть признана неприемлемой23.
Развитие криминалистики, разработка «нетрадиционных» приемов расследования преступлений, производство следственных действий не должны происходить за счет привлечения эзотерических знаний. Следует четко придерживаться критериев демаркации криминалистики и паракриминалистики.
1 Китайгородский А.И. Реникса. М., 1967. С. 114.
2 См.: Александров Е.Б. Феномен лженауки в современном обществе и меры по противодействию лженаучным проявлениям // В защиту науки. М., 2014. Вып. № 13—
14. С. 9;
Шободоева А.В. Развитие понятия «информационная безопасность» в научно-правовом поле России // Известия Байкальского гос. ун-та. 2017. Т. 27. № 1. С. 74.
3 Захарцев С.И., Сальников В.П. Вненаучное знание в оперативно-розыскной деятельности // Правовое поле современной экономики. 2013. № 10 С. 194—198.
4 Лаврухин С.В., Комягина Ю.С. Основы криминалистической методологии: Учеб. пособие. М., 2018. С. 233—235.
5 Лоскутов О. На «Битве экстрасенсов» я подсказывал «магам» правильные ответы за деньги // Комсомольская правда. 2018. 12—18 дек.
6 См.: Егерев И.М., Егерева O.A. Повышение объективности процесса межличностного познания в деятельности следователя // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2017. № 4. С. 138; Смахтин Е.В., Смирнова И.Г. Обеспечение защиты прав потерпевшего уголовно-процессуальными и криминалистическими средствами при реализации назначения уголовного судопроизводства // Криминологический журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2015. Т. 9. № 2. С. 361.
7 Оршанский И.Г. Спиритизм и телепатия. Харьков, 1904. С. 4.
8 Там же.
9 Волкович С. Спиритизм как яд интеллекта. М., 1908. С. 74.
10 Реутов Ю.Я. Энергоинформационный обмен или обман? // В защиту науки. Вып. 4. М., 2008. С. 144—153.
11 Седлов М. Цезарь Ломброзо и спиритизм. М., 1913. С. 27.
12 Бержье Ж. Тайные хозяева времени. М., 1998. С. 108.
13 Ишигеев В.С. Критические размышления о научных исследованиях в отдельных науках криминального цикла // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Сб. матер. XXI Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2016. С. 348.
14 Николаев Г. Астральная криминалистика // Неделя. 1974. № 10. С. 12.
15 Шахнович М.И. Современная мистика и наука. М.-Л., 1965. С. 153.
16 Куликова М.И. И в раю люди живут // Огонек. 1998. № 48. С. 41.
17 Там же. С. 42.
18 Буянов М.И. Брак. М., 2001. С. 90.
19 Медведев С. Люди-«рентгены» не заметили беременность // Комсомольская правда. 2008. 26 дек.
20 См.: Константинос. Связь с потусторонним миром. Семь способов общения. М., 2001;
ХильдегардШеффер. Мост между мирами. Теория и практика общения с Тонким Миром. СПб., 2005.
21 Михеев А.Р. На связи — потусторонний мир // Дель-фис. 2010. № 2 (62) С. 23—29.
22 Ткачев В.С. Наука как общественное явление: определение науки и социальный характер деятельности ученых // Известия Байкальского гос. ун-та. 2017. Т. 27. № 3. С. 321.
23 Ардашев Р.Г., Туркова В.Н. Проблемные вопросы нетрадиционных методов в криминалистике // Закон и право. 2018. № 6. С. 130—131.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019