Научная статья на тему 'ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ И КНР'

ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ И КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЮРИСДИКЦИЯ / ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ / ПРОРОГАЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисейцев Владислав Викторович

Настоящая статья посвящена исследованию особенностей электронной коммерции в России и в КНР с точки зрения юрисдикционного вопроса. В частности, рассмотрены особенности определения юрисдикции в Интернете, защита прав потребителей, досудебное разрешение споров и договорные аспекты электронной коммерции. В статье проанализированы основные проблемы споров, которые возникают из-за неразрешённости юрисдикционных вопросов коммерческой деятельности в сфере электронной коммерции и даны рекомендации по совершенствованию законодательства в этой сфере.This article is devoted to the study of the features of e-commerce in Russia and China from the point of view of the jurisdictional issue. In particular, the features of determining jurisdiction on the Internet, consumer protection, pre-trial dispute resolution and contractual aspects of e-commerce are considered. The article analyzes the main problems of disputes that arise due to unresolved jurisdictional issues of commercial activity in the field of e-commerce and provides recommendations for improving legislation in this area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ И КНР»

УДК 342

Юридические науки

Моисейцев Владислав Викторович, студент 2 курса магистратуры, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток E-mail: vitavladivostokgmail. com

ЮРИСДИКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ И КНР

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию особенностей электронной коммерции в России и в КНР с точки зрения юрисдикционного вопроса. В частности, рассмотрены особенности определения юрисдикции в Интернете, защита прав потребителей, досудебное разрешение споров и договорные аспекты электронной коммерции. В статье проанализированы основные проблемы споров, которые возникают из-за неразрешённости юрисдикционных вопросов коммерческой деятельности в сфере электронной коммерции и даны рекомендации по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: электронная коммерция, юрисдикция, e-commerce, закон об электронной коммерции, пророгационное соглашение.

Abstract: This article is devoted to the study of the features of e-commerce in Russia and China from the point of view of the jurisdictional issue. In particular, the features of determining jurisdiction on the Internet, consumer protection, pre-trial dispute resolution and contractual aspects of e-commerce are considered. The article analyzes the main problems of disputes that arise due to unresolved jurisdictional issues of commercial activity in the field of e-commerce and provides recommendations for improving legislation in this area.

Keywords: e-commerce, jurisdiction, e-commerce, e-commerce law, prorogation agreement.

В современной экономике все большую роль играет электронная коммерция, которая позволяет предпринимателям значительно снизить издержки, а покупателям приобретать товары и услуги онлайн из любой точки мира с возможностью трансграничной доставки. Рынок электронной коммерции в России и КНР является одним из самых быстрорастущих в мире и способствует развитию экономик этих стран.

Активный рост данной сферы ведет к появлению различных споров в сфере электронной коммерции. Если их разрешение в пределах одной юрисдикции с точки зрения определения применимого законодательства не вызывает проблем, то трансграничная торговля значительно усложняет процесс разрешение возникающих противоречий.

Прежде чем углубиться в суть юрисдикционных аспектов коммерческой деятельности в электронной коммерции рассмотрим подходы к толкованию исследуемого явления в двух странах.

В настоящее время в российском праве не содержится закрепленного толкования понятия «электронная коммерция», однако оно содержится в официальных документах. Например, в «Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года». В тексте данного документа электронная коммерция определена, как "сфера экономики, которая включает в себя все сделки по реализации товаров (работ, услуг) потребителям, осуществляемые при помощи сети "Интернет" [7].

Схожее по содержанию определение даётся в «Законе КНР об электронной коммерции» - специальном нормативно-правовом акте (далее -НПА) регулирующем данную сферу. Согласно данному НПА "электронная коммерция — это коммерческой деятельности по продаже товаров или предоставлению услуг через информационные сети, такие как Интернет" [13].

Стоит отметить, что понятие «электронная коммерция» в российском праве обладает более ширкой предметной областью, так как кроме товаров и услуг также включает работы. Работа в китайском (например, договоров

строительного подряда) [14] и российском праве (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703, ст. 758 ГК РФ) [2] подразумевает получение результата. Таким образом, площадки электронной коммерции в РФ могут выполнять работы по договору подряда, тогда как в КНР это потребует заключения другого типа договора.

Товары и услуги на площадках электронной коммерции могут предоставляться как в пределах одного государства, то есть в пределах одной юрисдикции, так и с привлечением продавцом, подчиняющихся иностранной юрисдикции. При разграничении полномочий законы разных стран, касающиеся определения «юрисдикции», в основном опираются на территориальный фактор возникновения правоотношений. Акты государства, касающиеся действий, совершенных на его территории, являются законными, в то время как акты, касающиеся действий, совершенных за пределами его территории, являются незаконными [10].

Установление юрисдикции в российском праве определяется процессуальными кодексами. Согласно пункт 2 части 3 статьи 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суды РФ могут рассматривать дела с участием иностранных лиц, если "ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации, и (или) распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации"

[3].

Так как споры в сфере электронной коммерции возникают между продавцами и покупатели, то в качестве специальной нормы к могут применяться часть 7 статья 29 ГПК РФ и аналогичная ей норма закона «О защите прав потребителей», содержащаяся в части 2 статьи 17. Согласно этой норме иск о защите прав потребителей может быть предъявлен в суд по месту жительства или месту пребывания истца, либо по месту заключения или месту исполнения договора.

Однако судебная практика показывает, что положение может быть не

применимо при покупке цифровых товаров (лицензионный договор), т.к. использование их на компьютере, работающем в российской юрисдикции не является достаточным для установления необходимости исполнения договора на территории Российской Федерации [4]. Кроме того, стороны спора согласно статье 404 ГПК РФ могут заключить пророгационное соглашение, которое определит подсудность будущего спора. Несмотря на то, что потребитель в данном случае является слабой сторон, специальная норма, предусматривающая возможность оспаривания такого рода соглашений, отсутствует. Однако некоторые-учёные юристы высказывают мнение о необходимости введения такой нормы [6].

Юрисдикция в электронной коммерции с участием иностранных элементов в Китае устанавливается Гражданским процессуальным кодексом КНР (далее - ГПК КНР), а именно Частью IV. Специальные положения о гражданском процессе, связанном с иностранными делами [15]. Согласно статье 272 ГПК КНР иск против ответчика, который не имеет гражданства на территории КНР (например, когда китайский потребитель купил российский товар) будет рассматриваться по месту подписания или исполнения контракта. То есть в данном случае будет защищена слабая сторона спора. Однако если в договоре будет содержаться арбитражная оговорка, которая предусмотрена в статье 278 ГПК КНР, то стороны будут рассматривать дело в том суде, который указан в ней или в случае недостижения письменного арбитражного соглашения иск может быть подан в народный суд.

Споры, возникающие между продавцом и покупателем на площадках электронной коммерции кроме юрисдикционного, также могут разрешаться альтернативными методами. Применительно к площадкам электронной коммерции большое распространение получили такие неюрисдикционные методы, как прямой переговорный процесс и обращение в службу поддержки. Данные методы пользуются большой популярностью, так как позволяют избежать издержек, связанных с судебным процессом. Распространённость такого метода урегулирования споров в электронной коммерции связана с

большим влиянием института репутации на коммерческую деятельность участников электронной коммерции [9]. Так, например, скоринговая система на платформе ТаоЬао оказала сильное влияние на другие площадки электронной коммерции и во многом повлияла на формирование системы оценки продавцов на площадках электронной коммерции.

Важно отметить, что при досудебный порядок разрешения споров согласно пункт 5 статьи 4 АПК РФ является обязательным [1]. Согласно этому положению данного НПА одна из Сторон должна направить претензию (требование) другой стороне. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" дала пояснение относительно того, что принимается под "досудебным урегулированием" [5].

С нашей точки зрения, требуется усиление регулирования процедуры досудебного разрешения споров в сфере электронной коммерции в досудебном порядке, так как ввиду электронной формы исполнения обязательств покупатель, например, может столкнуться с тем, что он не сможет использовать данными переписки и обращения в службу поддержки, т.к. электронные данные могут быть удалены или искажены одной из сторон. Таким образом, будет нарушен досудебный порядок разрешения споров. Урегулирование данной сферы позволит лучше защитить потребителя, как слабую сторону спора и упростит порядок ведения судебного процесса.

Стоит отметить, что "Закон КНР об электронной коммерции" накладывает ряд обязательств на владельцев электронной коммерции в том числе в части досудебного разрешения споров. Статья 60 настоящего закона признаёт переговоры в качестве одного из методов для разрешения споров, а в статье 59 говорится о том, что "операторы электронной коммерции должны создавать удобные и эффективные механизмы подачи жалоб и отчетов" [13]. Это соответствует нашей позиции о необходимости вовлечения владельцев площадок электронной коммерции в разрешение возникающих на них споров.

Отдельно рассмотрим договорной порядок разрешения споров на примере стандартных договоров на площадках электронной коммерции. В качестве примера со стороны РФ рассмотрим «Условия продажи товаров с доставкой из-за рубежа» [8] площадки электронной коммерции Ozon. Разрешению споров в данной документе посвящён отдельный раздел, в котором приводится алгоритм разрешения споров. Этот алгоритм похож на тот, который был приложен нами ранее, т.е. Ozon в случае возникновения споров рассматривает функции, которые технологически предусмотрены на площадке электронной коммерции, в качестве реализации переговорного процесса урегулирования споров.

Интересно также то, что в случае, если спор не разрешён, то покупатель и продавец обязаны воспользоваться Службой поддержки Ozon в качестве медиатора, который урегулирует возникший между ними спор. В случае недостижения соглашения в ходе переговорного процесса стороны согласно "Условиям продажи товаров для физических лиц в ozon.ru". будут обязаны передать спор в судебный орган в соответствии с действующим законодательством РФ. То есть в локальный НПА регламентирует приоритет права РФ над правом иностранного государства.

В качестве примеров договоров на китайских площадках электронной коммерции были выбраны «Стандартный договор обслуживания площадок Taobao» [12] и «Соглашение об обслуживании продавца Tmall.hk» [11]. В отличии от российской площадки Ozon стандартные соглашения сети китайских сервисов содержат стандартную оговорку о применении права КНР или Гонконга (КНР). Кроме того, они включают стандартное условие о необходимости помощи в разрешении возникающих у покупателя проблем. Получается, что процедура досудебного разрешения спора в случае применения китайских площадок электронной коммерции является менее проработанной с точки зрения нормативного закрепления в локальных нормативных актах, однако лояльный к потребителю «Закон КНР об электронной коммерции» компенсирует эти недостатки, предоставляя дополнительные права и

возможности слабой стороне споров.

Таким образом, можно заключить, что с юрисдикционной точки зрения электронная коммерция в КНР и РФ имеют много общих черт. В частности в настоящее время не урегулированными остаются вопросы пророгационных соглашений в сфере электронной коммерции, данные вопросы регулируются общими нормами законодательства и не учитывают, что покупатель в случае трансграничной электронной коммерции является слабой стороной и защита его прав также важна, как и защита его прав при наличии пророгационного соглашения в национальной юрисдикции.

Кроме того, мы считаем, что ввиду высокой частотности использования альтернативных способов разрешения споров в сфере электронной коммерции необходимо закрепить переговоры между и покупателем на площадках электронной коммерции, а также обращение в службу поддержки в качестве обязательных. Это закрепит уже существующую в исследуемой сфере практику и позволит снизить нагрузку на суды.

Библиографический список:

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/.

4. Информация по делу № 33-31400/2018 [Электронный ресурс] // Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы. - Режим доступа: https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/a1398495-07be-4734-8419-f972787cbe09?caseNumber=33-31400/2018.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388236/.

6. Сергеева, О.В. Защита прав потребителей в аспекте ограничения применения условий трансграничных онлайн-контрактов // «Международное публичное и частное право». 2022. - № 2. - с. 21-24.

7. Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102443162&intelsearch=1837.

8. Условия продажи товаров с доставкой из-за рубежа // Ozon. -Режим доступа: https://docs.ozon.ru/common/pravila-prodayoi-i-rekvizity/tovary-dostavlyayutsya-iz-za-rubeyoa/?country=RU.

9. Шевченко, Г. Н., Альтернативные методы решения споров в электронной коммерции / Шевченко Г. Н., Моисейцев В. В. // Бизнес, менеджмент и право. - №. 2. - с. 27-31.

10. Ryngaert C. The concept of jurisdiction in international law // Research handbook on jurisdiction and immunities in international law. - Edward Elgar Publishing, 2015. - С. 50-51.

11. Tmall.hk Merchant Service Agreement [Electronic resource] // Taobaocdn. - URL: http://download.taobaocdn.com/freedom/27368/pdf/p193ufjuiv 1l3c13o8ci25a19324.pdf.

12. ^li¥£M^tti&[Electronic resource] // Tmall. URL:

https://rulechannel.tmall.com/?type=detail&ruleId=20001254&cId=1373#/rule/detail ?ruleId=20001254&cId= 1373.

13. [Electronic resource] //

ШШ^^^ШШШйШ. URL:

https : //gkml .samr.gov.cn/nsj g/fgs/201908/t20190820_306141.html.

14. [Electronic resource] //ШЖШЩ. URL:

https://baike.baidu.com/item/^i^AKÄinBIK>£Ä/19435116?fromModule=lemm a_inlink.

15. f^AKÄMK^ifti£>£[Electronic resource] // pkulaw. URL: https://www.pkulaw.com/chl/3ce82cb92ee006b6bdfb.html?keyword=^l^AKÄin BK^ifti^>£&way=listView.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.