Научная статья на тему 'Юридическое указание в ракурсе правовой правопреемственности'

Юридическое указание в ракурсе правовой правопреемственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическое указание в ракурсе правовой правопреемственности»

И.А. Ванина

Ванина Инна Андреевна — аспирант кафедры теории и истории государства и права Мордовского государственного уни верситета имени НЛ. Огарева

Юридическое указание в ракурсе правовой преемственности

Преемственность как многопрофильное и многоплановое явление находит свое выражение как в крупных направлениях правового заимствования, так и во многих юридических деталях. При этом преемственность юридических частностей нельзя трактовать в качестве малозначимого явления. Иногда правовая деталь при стечении определенных условий может вырасти в крупное комплексное научнопрактическое образование. Рассмотрим в контексте правовой преемственности такой малоизученный в отечественной и зарубежной гуманитарной литературе феномен, как юридическое указание.

Под юридическим указанием в порядке первого приближения можно понимать легально определенную форму юридического акта по передаче (доведению до сведения или исполнения) организационной либо управленческой информации с целью акцентирования внимания конкретного субъекта-адресата на определенном варианте либо алгоритме поведения. Именно в таком ключе толкует феномен «указание» справочник по оформлению нормативных правовых актов в Администрации Президента РФ: «указание на что и о чем: 1) на что — совет, замечание, предписание; 2) о чем — сведения, сообщение о чем-либо указать что и на что: 1) что — показать, привести, перечислить, установить, назвать для сведения; 2) на что — обратить внимание на что-либо».

Юридическое указание, как правило, имеет императивный характер и может иметь самостоятельную технико-юридическую конструкцию в качестве отдельного юридического акта либо конкретного функционального полномочия.

Так, в соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате в движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», (утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 12 ноября 2008 г. № 278), «форму федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» (далее — форма № П-1) предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера»1.

Согласно статье 973 Гражданского кодекса РФ установлен следующий порядок исполнения поручения в соответствии с указаниями доверителя: «1. Поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными.

2. Поверенный вправе отступить от указаний доверителя, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Поверенный обязан уведомить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным.

3. Поверенному, действующему в качестве коммерческого представителя (пункт 1 статьи 184), может быть предоставлено доверителем право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае коммерческий представитель обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором по-ручения»2.

Среди главных факторов обеспечения преемственности в праве посредством юридических указаний выделяется мобильность и оперативность как в их принятии, так и в ходе реализации. В связи с этим вполне закономерно наличие в правовом пространстве специального рода указаний — указаний оперативного характера, что подчеркивает функциональную гибкость данного вида актов в условиях изменяющейся социальной обстановки. На это со всей очевидностью обращено внимание в Указании

1 Вопросы статистики. — 2009. — № 4. — С. 5.

2 Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Ванина И.А. Юридическое указание в ракурсе правовой преемственности

оперативного характера ЦБР от 17 января 2005 года № 2-Т «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении»1: «В целях обеспечения условий для поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации и защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России предлагает банкам и территориальным учреждениям Банка России усилить контроль за рисками, возникающими при совершении со связанными с банком лицами сделок». При этом Центральный банк РФ не обязывает, а рекомендует банкам предпринять ряд мер: «В целях снижения вероятности понесения банком потерь и ухудшения состояния ликвидности вследствие совершения сделок со связанными с банком лицами, банкам рекомендуется внутренними документами по вопросам организации деятельности предусмотреть...».

Широкое использование юридических указаний не является отражением исключительно современной динамики правового развития. В историко-политическом контексте место юридических указаний в правовой системе тем выше, чем динамичнее происходит обновление социального и государственного устройства. Следует отметить, что во все переломные моменты отечественной истории (революции, перевороты, войны) юридические указания играли одну из важнейших ролей.

В ракурсе правовой преемственности надо отметить, что практика использования юридических указаний имеет свои исторические корни еще в дореволюционной эпохе. В гносеологическом аспекте линия преемственности юридических указаний представляется весьма длительной и требует своего исследования, начиная с зарождения римского права.

Надо сказать и то, что административно-командная система в СССР основной акцент делала не на Конституции и законодательстве, а на ведомственном нормотворчестве и, прежде всего, на инструкциях, приказах и указаниях. Законов в сравнении с нынешним периодом действовало мало, а нормативных правовых актов в форме указаний практически на каждом уровне властной вертикали принималось огромное количество.

В современных условиях модернизации отношений общества и государства преемственность императивности характера юридических указаний все чаще заменяется дозволительно-рекомендательными моделями. Письмо Федеральной таможенной службы от 28 апреля 2007 года № 18-12/16242 «О направлении обзора»2 гласит: «Направляем для использования в практической деятельности подготовленный Управлением таможенных расследований и дознания обзор правоприменительной практики по привлечению перевозчиков к ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предлагаемые разъяснения рекомендуем применять с учетом фактических обстоятельств, подлежащих выяснению в каждом конкретном случае».

Очевидно, что преемственность собственного бытия юридических указаний имеет зависимый от социально-политической обстановки характер. И это вполне закономерный ход эволюции данной разновидности юридически значимого акта. Обратим внимание на одну, казалось бы, незначительную деталь, которая в то же время затрагивает весьма глубокий пласт социальной проблематики, как в идеолого-мировоззренческом разрезе, так и в сугубо правовом плане. Так, в течение длительного периода советской эпохи в качестве обязательного пункта многих разрешительных, регистрационных и иных учетно-идентификационных документов гражданина являлось указание национальной принадлежности. В паспорте гражданина СССР согласно пункту 3 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного постановлением СМ СССР от 28 августа 1974 г. № 677) (с изменениями от 28 января 1983 г., 15 августа 1990 г.) указывались сведения о личности гражданина: «фамилия, имя, отчество; число, месяц, год рождения; место рождения; национальность»3.

В настоящее время обязанность указания национальной принадлежности запрещена. Часть 1 статьи 26 Конституции России установила: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Согласно пункту 4 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828)4 в паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: «фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения». При этом в пункте 6 данного Положения однозначно запрещено «вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным».

Между тем, если с обязанностью указания национальной принадлежности все кажется просто и понятно, то в отношении реализации права указывать свою национальную принадлежность существует неопределенность.

1 Вестник Банка России. — 2005. — № 2. — С. 3.

2 Таможенные ведомости. — 2007. — № 8.

3 Собрание постановлений Правительства СССР. — 1974. — № 19. — Ст. 109.

4 Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 28. — Ст. 3444.

Юридическая техника. 2011. № 5

Сегодня из большинства анкет, справок, выписок и тому подобных юридически значимых документов графа «национальность» исключена. Таким образом, остается неясным, каким образом гражданин может реализовать свое конституционное право указать свою национальную принадлежность и какое юридическое значение будет иметь такое указание. Если в советскую эпоху преемственность указания национальности подчеркивала самоидентификацию личности, принадлежность гражданина к определенной культурной и этнической общности, закрепляла родственные связи в семье, то в настоящее время подобная «преемственность» прекратила свое существование.

Однако, ничуть не абсолютизируя значимость юридической процедуры указания национальности, полагаем, что наличие такой возможности в реальном практическом воплощении — не только фактор реализации конституционного права, но и одно из условий укрепления взаимопонимания между гражданами различной национальности, источник предупреждения проявлений национальной дискриминации и межнациональных конфликтов.

Неопределенность характера внешнего выражения юридического указания национальной принадлежности вызывает неправовые, порой стихийно агрессивные акции в социуме, имеющие своей целью массовую демонстрацию противостояния либо превосходства различного рода группировок. Нет нужды доказывать, что в обществе с устойчивой демократической преемственностью бытуют негативные оценочные стереотипы в отношении государственных чиновников именно на основе их пре-зюмируемой национальной принадлежности. Полагаем, что такая частность, как юридическое указание национальной принадлежности, требует к себе весьма осторожного правового оформления и значительного политического, морально-психологического, культурно-воспитательного внимания.

Отступая от отдельных проблем преемственности реализации юридических указаний, отметим, что в концептуальном ракурсе преемственность в праве, реализуемая в форме юридических указаний, обусловлена рядом факторов.

Прежде всего следует вести речь об укреплении единства государственной власти. Благодаря юридическим указаниям удается быстро и эффективно реагировать на возникающие угрозы единой вертикали власти, функционированию отдельных государственных институтов.

Посредством юридических указаний разрешаются острые политико—социальные проблемы, вносится в их преодоление оперативность и однозначность. Достаточно часто указание выступает наиболее предпочтительным, безальтернативным средством.

Юридические указания пронизывают все сферы современной правовой реальности, выступают непременными компонентом реализации стратегических общенациональных программ и проектов, законодательных и иных актов, функциональным звеном механизма государства, имманентно обладающим императивно- субординационным характером.

Как инструмент совершенствования правовых актов, юридические указания имеют порой общегосударственный, долговременный характер, ибо государство обязано поддерживать в работоспособном состоянии весь механизм правового регулирования.

Нелишне заметить и то, что принятие и реализация юридических указаний входит в число функций многих государственных органов, сферу компетенции должностных лиц различных уровней. В связи с этим юридическое указание вполне может быть использовано как индикатор компетентности соответствующих субъектов. Полагаем, что ошибочное государственное указание при наличии любой формы вины, причинной связи и вреда должно влечь соразмерную правовую ответственность. А это еще одно из условий обеспечения преемственности как в праве, так и государственной политике. Как верно подчеркивает С.В. Поленина, «последствием признания факта подобных ошибок должно быть признание ошибочных актов недействительными или приостановление их действия. А в зависимости от того, есть ли здесь ошибка или правонарушение, должен быть поставлен вопрос об ответственности и государственных органов, и должностных лиц»1.

1 Поленина С.В. Конституционные проблемы правотворчества // Российский конституционализм: проблемы и решения: Материалы международной конференции. — М., 1999. — С. 154.

Ванина И.А. Юридическое указание в ракурсе правовой преемственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.