Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ'

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
юридическое образование / право / профессиональные компетенции / обучение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева С.Н.

В статье автор рассматривает основные проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации: соотношение теории и практики, качество образования, вопросы конкуренции и др. Предложены некоторые пути преодоления вызовов для современного юридического образования: обучение по направлению подготовки специалитета с возможностью через 2 года изменить специализацию в укрупненной группе наук об обществе, организация кафедр при местах прохождения практик, выработка единых основ для применения рейтинговой системы в оценке деятельности преподавательского состава. В педагогическом процессе наряду с формированием юридического мышления, необходимо пересмотреть основы практической деятельности, статуса практиканта, акцентировать внимание также на развитии мягких навыков, использовании демо-версии цифровых продуктов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-179-183 NIION: 2018-0076-9/22-984 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1182

ТОКАРЕВА Светлана Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Курского государственного университета, e-mail: tokareva_sn@mail.ru

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Аннотация. В статье автор рассматривает основные проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации: соотношение теории и практики, качество образования, вопросы конкуренции и др. Предложены некоторые пути преодоления вызовов для современного юридического образования: обучение по направлению подготовки специа-литета с возможностью через 2 года изменить специализацию в укрупненной группе наук об обществе, организация кафедр при местах прохождения практик, выработка единых основ для применения рейтинговой системы в оценке деятельности преподавательского состава. В педагогическом процессе наряду с формированием юридического мышления, необходимо пересмотреть основы практической деятельности, статуса практиканта, акцентировать внимание также на развитии мягких навыков, использовании демо-версии цифровых продуктов и т.д.

Ключевые слова: юридическое образование, право, профессиональные компетенции, обучение.

TOKAREVA Svetlana Nikolaevna,

doctor en Ciencias históricas, profesor asociado,

jefe de Departamento teoría e historia del estado y del derecho Universidad estatal de Kursk

LEGAL EDUCATION: CHALLENGES OF THE NEW TIME

Annotation. In the article, the author examines the main problems of higher legal education in the Russian Federation: the ratio of theory and practice, the quality of education, competition issues, etc. Some ways of overcoming the challenges for modern legal education are proposed: training in the direction of specialist training with the possibility in 2 years to change specialization in an enlarged group of social sciences, the organization of departments at places of practice, the development of a unified framework for the use of a rating system in evaluating the activities of teaching staff. In the pedagogical process, along with the formation of legal thinking, it is necessary to revise the basics of practical activity, the status of an intern, also focus on the development of soft skills, the use of demo versions of digital products, etc.

Key words: legal education, law, professional competencies, training.

Введение

Актуальность. В эффективной системе образования заинтересовано каждое государство, так как формируется духовный и интеллектуальный потенциал его населения. Как для общества в целом, так и для каждой личности актуальным остается вопрос о качестве образования. Государство участвует в регулировании подготовки молодого поколения разными способами, в первую очередь посредством создания нормативно-правовой базы и ее обновления, а также через аккредитацию и лицензирование.

Юридическое образование является основой для поддержания правовой системы и защиты человека. Юриспруденция - в основном консервативная сфера, и, как следствие, достаточно консервативным является организация обучения этой профессии. Но новое время, новые технологии и новые ожидания требуют изменения и в этой системе подготовки.

Целью статьи является анализ основных проблем современного юридического образования и поиск путей их решения как в плоскости

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

управления образовательным процессом, так и в содержании педагогического процесса.

Для достижения данной цели поставлены задачи: осветить государственное управление юридическим образованием через стандартизацию, обозначить дискуссию об обучении в рамках специалитета или бакалавриата, раскрыть вопрос о соотношении теоретических знаний и практической подготовки, проанализировать фактор конкурентоспособности в юридической сфере, предложить некоторые способы преодоления проблем юридического образования.

При написании данной статьи автором использовались методы: общефилософский диалектический метод, формально-логические (анализа, конкретизации) и общенаучные методы (системный, синергетический).

Содержание обучения: ФГОС и учебные планы

Государство определяет стандарты юридического образования, а образовательные учреждения реализуют их и обеспечивают содержание знаний и формирование профессиональных навыков у обучающихся в соответствии с новыми реалиями. При этом необходимо учитывать рынок труда, потенциальных потребителей услуг и запрос работодателей.

В связи с этим в образовательной программе подготовки юриста устанавливают универсальные и общепрофессиональные компетенции. Основы юридического образования сейчас определяют ФГОСы 40.03.01 Юриспруденция, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 августа 2020 г. № 1011 [7], и 40.04.01 Юриспруденция от 25 ноября 2020 г. [8]. В этом же году появились четыре ФГОСа по направлениям подготовки специалитета, а в 2021 г. - Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.

В соответствии с ними в образовательной программе и учебном плане закладываются единые обязательные требования подготовки юриста в любом вузе страны, но при этом есть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, а также элективные и факультативные дисциплины (модули).

На этом этапе возникает проблема соотношения общеюридической и профильной подготовки, которую решают путем введения модуля профиля. Некоторые образовательные организации вводят междисциплинарные предметы, например, связанные с экономикой. Но в связи с этим стоит избегать при введении последних в учебный план «надуманных» курсов. Интересно предложение И. Сокольщика, который говорит о

возможности введения двух траекторий образования - монопрофессиональной (подготовка юристов для профессиональной деятельности) и междисциплинарной [2].

Отметим, что для некоторых видов юридической практики необходимы основательные знания не только в области национального, но и международного права. Поэтому ряд вузов ориентируются на изучении законодательства других стран и иностранных языков. Однако современные политические процессы требуют переработки рабочих программ дисциплин, например, связанных с деятельностью международных органов.

Значительная роль в определении содержания юридического образования отводится Федеральному учебно-методическому объединению по юриспруденции и Ассоциации юристов России.

Для будущего профессионала считаем важным, не только закреплять теоретические знания и механические навыки, а формировать юридическое мышление (развивать анализ, аргументацию, принятие решений, ответственность).

Болонская система и специалитет

Дискуссионный и неоднозначный процесс интеграции отечественного образования в европейское образование продолжался два десятилетия. В мае 2022 г. было высказано намерение уйти от двухуровневой Болонской системы, которую эксперты оценивают по-разному.

Споры о Болонской системе были и в предыдущее десятилетие [1, с. 38], плюсами отмечали возможность менять траекторию обучения с учетом индивидуальных способностей. Но отмечают и проблемы бакалавриата, например, короткий срок обучения и неурегулированность свободы выбора траектории. С другой стороны, магистратура была необходима для получения преимуществ при поступлении на работу и продолжения обучения в аспирантуре, так как государство ориентировалось на подготовку высококвалифицированных кадров для управленческой или научно-исследовательской деятельности. Поэтому на данный момент некоторые авторы предлагают ее оставить, делая акцент на получении научно-практических навыков.

Возможно, по нашему мнению, альтернативным решением для специалитета будет изучение общих дисциплин в укрупненной группе наук об обществе в первые 2 года обучения, а специальных - последующие 3 года, что позволит менять траекторию обучения и в его рамках.

Теория vs практика

Следующей задачей становится поиск баланса между фундаментальной теоретической подготовкой и практическими навыками.

В первую очередь, необходимо определить соотношение дисциплин и практических занятий

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

(где можно использовать решение case study -конкретных правовых ситуаций, изучение legal design, юридическое письмо). Однако невозможно пропустить усвоение знаний, иначе их просто не хватит для оттачивания мастерства на практике.

Второе направление ее решения - введение практиков в образовательный процесс. С одной стороны, в учебном плане в части, формируемой участниками образовательных отношений, в частности дисциплины по выбору можно согласовывать с работодателями и юристами-практиками, которые могут их и преподавать.

С другой стороны, прохождение практик в специализированных организациях погружает обучающегося в реальную юридическую деятельность. Главное - избежать их формальности, в связи с этим предлагают увеличить практику в непрерывной форме до полугода и сделать ее наиболее содержательной. При этом мы считаем, необходимо пересмотреть и договорные основы, и статус практиканта. Существует опыт создания кафедр при организациях прохождения практик.

Кроме того, возможно взаимообогащение опытом между теоретиками и практиками при организации курсов повышения квалификации, семинаров и конференций.

Реализация этих направлений укрепит связи и включённость юристов-практиков в образовательный процесс. Но какова мотивация участия в обучении для них? Это может быть и общая цель улучшения профессионального сообщества и укрепления авторитета юридических профессий, а также индивидуальный подбор квалифицированных кадров.

Более того, качество образования оценивается обществом, и в частности профессиональным сообществом, в том числе через профессионально-общественную аккредитацию.

Конкуренция в юриспруденции

Стоит констатировать, что юрист - это образ жизни, а его качественное образование - основа карьерного роста. Профессия юриста во многом оставляет за молодым человеком свободу в последующей специализации.

Этот вопрос многоаспектный, в первую очередь это конкуренция отечественных юристов с иностранными и рост запроса на качественное образование внутри страны.

Следующее направление - конкуренция юридических факультетов и вузов за абитуриентов. Но положительным следствием этого является развитие новых методик обучения и сдерживание оплаты за него.

Конкуренция в самом юридическом сообществе требует получения специальных знаний, умений работать с информацией, развития мягких навыков (Soft skills), которые помогают вести

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

переговоры и процессы медиации и т.д. В связи с этим возрастает роль самообразования, например, этот запрос удовлетворяют появившиеся различные онлайн-курсы от практикующих юристов.

Стоит также отметить и конкуренцию практикующего юриста с новыми технологиями. Еще несколько лет назад возникла проблема замещения простейших юридических операций. С одной стороны LegalTech позволяет автоматизировать и упорядочить процессы, но это привело к сокращению рабочих мест для юристов. От современного юриста требуются новые компетенции - знания в области искусственного интеллекта, умения работать с новыми технологиями. Поэтому важно в век развития EdTech обучение новым информационным технологиям и ресурсам, используемым в профессиональной деятельности [6]. Использование информационно-телекоммуникационных технологий и электронного обучения требует от обучающихся высокого уровня самоорганизации и самоконтроля. По нашему мнению, формировать эти компетенции будущих юристов можно было бы через предоставление разработчиками демо-версии цифровых продуктов на договорной основе для использования в образовательном процессе.

Однако абсолютизация и полный переход на дистанционное обучение, вполне обоснованно, по-нашему мнению, воспринимается некоторыми коллегами негативно. Так, И.Г. Скороход констатирует, что при этом «студенты не могут самостоятельно осмыслить правовую действительность», право отождествляется с законом и «будущий юрист будет не способен к нестандартным методам мышления» [4].

Заключение: преодоление проблем юридического образования

Помимо обозначенных выше проблем можно отметить еще ряд вопросов, на которые необходимо обратить внимание. Один из них - соотношение содержания образования, полученного в столичном и региональном вузе. Кроме того, некоторые современники отмечают более качественную подготовку специалистов в вузах юридического профиля. Проблема такого разрыва решается, с одной стороны, реализацией любой образовательной программы обязательных дисциплин для изучения во всех образовательных учреждениях, подготавливающих юристов. С другой стороны, необходимо решить вопрос соответствия новым запросам общества и конкретных категорий не только обучающихся, но и профессорско-преподавательского состава. Поэтому важно обеспечивать освоение новых компетенций и самими педагогами путем повышения квалификации по актуальным программам.

Следующая проблема достаточно традиционная - финансирование, с одной стороны, самих вузов, которая решается через выделение государством средств на бюджетные места и участие в грантовой деятельности. С другой стороны, -это проблема материального обеспечения преподавателей. Соотношение их заработной платы и временных затрат на подготовку, учебную, учебно-методическую, организационно-методическую и воспитательную работу и незапланированные виды работ, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку, научную деятельность, которые отражаются в отчетах, несопоставимы. Подготовка документов для получения грантов и конкурсов также требует дополнительного времени и выбора конкурентоспособной темы.

Повышение доходов осуществляется через стимулирование и рейтинговую систему, но единообразного подхода к ней нет, в одних вузах это плановые заранее взятые на себя обязательства, в других - труды оплачиваются по факту выполнения. Возможно, необходимо выработать единые принципы или подход для применения рейтинговой системы.

Кроме того неоднозначным остается вопрос оценки работы преподавателя, что необходимо учитывать - количество его публикаций и цитиру-емость, уровень преподавания и взаимосвязь со студенческой аудиторией?

Остается актуальной задача сохранения и развития научных связей, повышения научного потенциала в преподавательской среде и создания резерва из аспирантов, доходящих до защиты.

Обратившись теперь к другим участникам образовательного процесса - обучающимся -отметим, что необходимо при подготовке юристов определить их востребованность в современном обществе.

Следующая проблема, с которой сталкиваются вузы - слабые выпускники среднего общего образования. Решить ее можно не только повышением требований к абитуриентам, но и организацией профильных классов, а также курсов и школ (лицеев, центров) при вузах (по примеру столичных университетов).

При модернизации юридического образования важно обратить внимание на процесс обучения, в частности, необходимо разнообразить виды деятельности студентов [3]. Помимо традиционных лекций, семинаров и указанных ранее практик, для будущих юристов важен опыт написания курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в модельных процессах, так как это позволяет формировать общую и правовую культуру письма и устной речи, правовую позицию по делу и навыки ведения дискуссии.

Участие в круглых столах, конференциях, конкурсах работ удовлетворяют научный интерес и позволяют выявить способности к дальнейшей исследовательской деятельности.

Острота проблемы обеспечения учебной и методической литературой снижается в связи с использованием электронных библиотек и информационно-правовых ресурсов, но с рядом из них требуется соглашение для легального и полноценного использования источников.

Важнейшее значение имеет организация самостоятельной работы обучающихся, в том числе под руководством преподавателя.

Стоит также отметить, что образование -это не только обучение, но и воспитание. И на этот аспект отдельно стоит обратить внимание, что становится предметом отдельных исследований [5].

Но остается ключевой вопрос - как работодателю найти хорошего юриста? Одним из вариантов решения задачи становится подготовка будущих сотрудников на базе организаций и органов власти в качестве реальной практики.

Интересным является предложение о введении довузовского и послевузовского юридического образования, а также аттестации или оценки квалификации практикующих юристов.

Более того, в качестве превентивной меры и для обеспечения качества юридического образования вузы могут проводить самооценку и мониторинг проблем и предложений по их преодолению, в том числе через анкетирование обучающихся по вопросам удовлетворенности образовательным процессом.

Список литературы:

[1] Ахметов А.С. Юридическое образование: реалии и перспективы // Право и образование. 2017. № 6. С. 37-44.

[2] Бакалавриат vs специалитет и другие проблемы юридического образования // https:// pravo.ru/story/240866/ (дата обращения 20.09.2022).

[3] Воскресенская Е.В. Проблема качества юридического образования в современной России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 211.

[4] Скороход И.Г. Юридическое образование на расстоянии - продукт нормативистской методологии // Правовая культура в современном обществе: сборник научных статей; редкол.: И.А. Демидова (отв. ред.) [и др.]. Могилев: Могилев. институт МВД, 2022. С. 486-489.

[5] Торосян Р.А., Басова А.В. Юридическое образование как конституционная ценность: проблемы формирования правовой культуры студента // Известия Саратовского университета.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Нов. серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 78-85.

[6] Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А. Современное юридическое образование: актуальные вопросы внедрения цифровых технологий // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. 2022. № 2. С. 25-39.

[7] ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция // https://fgos. ru/fgos/fgos-40-03-01-yurisprudenciya-1011 (дата обращения 20.09.2022).

[8] ФГОС ВО - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция // https://fgos. ru/fgos/fgos-40-04-01-yurisprudenciya-1451 (дата обращения 20.09.2022).

Spisok literatury:

[1] Ahmetov A.S. Juridicheskoe obrazovanie: realii i perspektivy // Pravo i obrazovanie. 2017. № 6. S. 37-44.

[2] Bakalavriat vs specialitet i drugie problemy juridicheskogo obrazovanija // https://pravo.ru/ story/240866/ (data obrashhenija 20.09.2022).

[3] Voskresenskaja E.V. Problema kachestva juridicheskogo obrazovanija v sovremennoj Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2017. № 2. S. 211.

[4] Skorohod I.G. Juridicheskoe obrazovanie na rasstojanii - produkt normativistskoj metodologii // Pravovaja kul'tura v sovremennom obshhestve: sbornik nauchnyh statej; redkol.: I.A. Demidova (otv. red.) [i dr.]. Mogilev: Mogilev. institut MVD, 2022. S. 486-489.

[5] Torosjan R.A., Basova A.V. Juridicheskoe obrazovanie kak konstitucionnaja cennost': problemy formirovanija pravovoj kul'tury studenta // Izvestija Saratovskogo universiteta. Nov. serija. Serija: Jekonomika. Upravlenie. Pravo. 2022. T. 22, vyp. 1. S.78-85.

[6] Umnova-Konjuhova I.A., Aleshkova I.A. Sovremennoe juridicheskoe obrazovanie: aktual'nye voprosy vnedrenija cifrovyh tehnologij // Social'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Serija 4: gosudarstvo i pravo. 2022. № 2. S. 25-39.

[7] FGOS VO - bakalavriat po napravleniju podgotovki 40.03.01 Jurisprudencija // https://fgos.ru/ fgos/fgos-40-03-01-yurisprudenciya-1011 (data obrashhenija 20.09.2022).

[8] FGOS VO - magistratura po napravleniju podgotovki 40.04.01 Jurisprudencija // https://fgos.ru/ fgos/fgos-40-04-01-yurisprudenciya-1451 (data obrashhenija 20.09.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.