ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ -
СРЕДНЕЕ И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК - 378 ББК - 74.04
ЧЕСНОКОВ Николай Анатольевич,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых
дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 8(965)141-05-51 e-mail: [email protected]
13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрены требования к содержанию современного высшего юридического образования Российской Федерации в соответствии с государственными (федеральными государственными) образовательными стандартами. Указаны основные современные тенденции развития содержания высшего юридического образования Российской Федерации.
Ключевые слова: государственные образовательные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные задачи, компетенции, содержание современного высшего юридического образования Российской Федерации.
CHESNOKOV Nikolay Anatolievich,
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanitarian, social, economic and information and legal disciplines of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation 8(965)141-05-51 e-mail: [email protected]
MODERN TRENDS IN THE CONTENT OF HIGHER LEGAL EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Summary. This paper presents the content requirements of the Russian Federation of modern higher legal education in accordance with the state (federal state) educational standards. Shown sovremennyen basic tendencies of development of the content of higher legal education of the Russian Federation.
Keywords: state educational standards, the federal state educational standards, professional tasks, competence, content of modern higher legal way.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016
В октябре 2015 г. на Первом общероссийском форуме «Юридическое образование: механизмы управления в условиях интеграционных процессов», проходившем в Ялте, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Александр Борисович Соболев обозначил, наряду с общей для высшего образования проблемой низкое качество приема на обучение за счет средств физических (или) юридических лиц, специфические проблемы юридического образования Российской Федерации:
- низкий процент трудоустройства (63,6%);
- низкий процент подготовки магистров (3% от общей численности студентов, обучающихся по юридическим направлениям);
- отсутствие утвержденных стандартов бакалавриата и магистратуры [5].
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», вступившему в силу с 1 сентября 2013 г., Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц. С целью рассмотрения проектов оно создает совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам и рабочие группы по стандартам высшего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации организует разработку проектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Проекты могут
быть разработаны в инициативном порядке на безвозмездной основе. Министерство образования и науки Российской Федерации не менее чем за два месяца до даты заседания совета, на котором планируется рассмотреть проекты, размещает их на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов заинтересованными организациями и гражданами. В соответствии с п. 17 рассматриваемого Постановления Правительства стандарт утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
27 ноября 2013 г. и 12 мая 2014 г. разработчиком Минобрнауки России на сайте regulation.gov.ru под наименованиями «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция» (ГО 00/04-10105/11-13/58-215) и «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Уровень высшего образования Магистратура Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция» (ГО 00/04-14832/05-14/ 58-21-5) соответственно представлены проекты документов, которые ждут образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования.
Более двух лет (2014 и 2015 гг.) образовательные организации (учреждения) проводят набор на обучение по направлениям подготовки высшего образования 40.03.01 Юриспруденция (Квалификация «Бакалавр») и 40.04.01 Юриспруденция (Квалификация «Магистр»), которые не имеют соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты. На это Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 24 июня 2014 г. № АК-1666/05 дает вразумительный ответ: «...установленные соответствия по направлениям подготовки и специальностям, указанные в старых и новых перечнях, подтверждают идентичность содержания, условий и требований к результатам реализуемых по ним образовательным программам, право организа-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016
ций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществлять образовательную деятельность по направлениям подготовки и специальностям соответствующим в старых и новых перечнях направлениям подготовки и специальностям, имеющимся в лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности».
Ограничиваясь требованиями к структуре (содержанию) основной образовательной программы и итогом ее реализации, на примере подготовки высшего образования - бакалавриата, рассмотрим тенденции развития содержания высшего юридического образования в современной России.
Исходя из приведенного выше письма, Министерство образования и науки Российской Федерации направлению подготовки высшего образования - бакалавриата 40.03.01 Юриспруденция (Квалификация «Бакалавр») соответствует направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464. В изучаемом стандарте представлены профессиональные задачи, которые должен решать бакалавр в соответствии с определенными видами деятельности (нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспер-тно-консультативная и педагогическая), компетенции, обладать которыми должен выпускник [общекультурные (ОК-1 — ОК-13) и профессиональные (ПК-1 — ПК-19)].
В проекте «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция» (далее — Проект стандарта) выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» или «прикладной бакалавр», должен готов
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016
решать определенные профессиональные задачи, в рамках следующих направлений деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной. В Проекте стандарта компетенции представлены набором: вне зависимости от присваиваемой квалификации общекультурных (ОК-1 — ОК-9) и общепрофессиональных (ОПК-1 — ОПК-6) компетенций, с присвоением квалификации «<академический бакалавр» профессиональных компетенций (ПК-1 — ПК-16), с присвоением квалификации « прикладной бакалавр» профессионально-прикладных компетенций (ППК-1 — ППК-18).
Согласно требованиям ФГОС, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464 (далее — Стандарт 030900), основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение трех учебных циклов (гуманитарный, социальный и экономический цикл; информационно-правовой цикл; профессиональный цикл) и двух разделов (учебная и производственная практики и итоговая государственная аттестация). Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Общая трудоемкость основной образовательной программы — 240 зачетных единиц.
Базовая (обязательная) часть гуманитарного, социального и экономического цикла должна предусматривать изучение следующих пяти обязательных дисциплин: «Философия», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика», «Профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности». Следует отметить точные позиции знаний, умений и навыков представленные в стандарте по ба-
зовой (обязательной) части рассматриваемого цикла.
Базовая (обязательная) часть информационно-правовой цикла предполагает изучение одной обязательной дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности». При этом в результате изучения базовой части цикла обучающийся должен знать: основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере; основы государственной политики в области информатики; методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации; уметь: применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; владеть: навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла обязывает изучение следующих двадцати обязательных дисциплин: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Трудовое право», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Экологическое право», «Земельное право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Предпринимательское право», «Международное право», «Международное частное право», «Криминалистика», «Право социального обеспечения» [3].
В свою очередь, в Проекте стандарта программа бакалавриата состоит из следующих блоков: Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части; Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы; Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к ба-
зовой части программы. В рамках базовой части Блока 1 программы должны быть реализованы следующие шесть обязательных дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура». Объем, содержание и порядок реализации первых четырех определяются образовательной организацией самостоятельно, а «Физическая культура» должна быть реализована в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности и «Прикладная физическая культура» в объеме не менее 328 академических часов в очной форме обучения в форме практических занятий. Остальной набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ). Как видим, ключевые слова — «самостоятельно» и «с учетом».
Для сравнения: стандарт «первого поколения» Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521400 -Юриспруденция (степень (квалификация) - бакалавр юриспруденции), утвержденный заместителем Председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриковым 31.12.1993 (далее - Стандарт 521400), предусматривал циклы дисциплин (цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН — общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины направления; цикл СД — специальные дисциплины; ФТД — факультативы и итоговую государственную аттестацию) и требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра. Например, дисциплина «Информатика и ма-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016
тематика» федерального компонента общих математических и естественнонаучных дисциплин предусматривала следующий «основной размер»: «Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы, основы защиты ин-
формации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации, компьютерный практикум».
Предпримем попытку определить соответствие дисциплин трех стандартов подготовке бакалавров по направлению подготовки Юриспруденция (см. Табл. 1).
Таблица 1
Соответствие базовых (обязательных) дисциплин (дисциплин федерального компонента)
стандартов подготовки бакалавров
Базовые (обязательные) дисциплины (дисциплины федерального компонента) стандарта
Стандарт 521400 Стандарт 030900 Проект стандарта
дисциплина Объем в час. дисциплина Объем в ЗЕТ дисциплина Объем в ЗЕТ
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1260 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 14 Дисциплины (модули) 153
Иностранный язык 340 Иностранный язык в сфере юриспруденции Иностранный язык
Физическая культура 408 Физическая культура 2
Отечественная история
Культурология
Политология
Логика
Русский язык и культура речи
Социология
Философия Философия Философия
Экономика Экономика
Профессиональная этика
Безопасность жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности
История
Прикладная физическая культура 328 час.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016
Общие математические и естественно-научные дисциплины 320 Информационно-правовой цикл 4
Концепции современного естествознания
Информатика и математика Информационные технологии в юридической деятельности
Общепрофессиональны е дисциплины 4116 Профессиональный цикл 133
Теория государства и права 240 Теория государства и права
История политических и правовых учений 90
История отечественного государства и права 250 История отечественного государства и права
История государства и права зарубежных стран 250 История государства и права зарубежных стран
Конституционное (государственное) право России 240 Конституционное право
Конституционное (государственное) право зарубежных стран 144
Гражданское право 684 Гражданское право
Гражданское процессуальное право (гражданский процесс) 240 Гражданский процесс
Административное право 188 Административное право
Трудовое право 216 Трудовое право
Уголовное право 378 Уголовное право
Уголовно- процессуальное право (уголовный процесс) 240 Уголовный процесс
Криминалистика 188 Криминалистика
Международное право 132 Международное право
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016
Экологическое право 132 Экологическое право
Земельное право 116 Земельное право
Римское право 100
Международное частное право 144 Международное частное право
Финансовое право 144 Финансовое право
Арбитражный процесс
Налоговое право
Предпринимательское право
Право социального обеспечения
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ 672
Муниципальное право России
Семейное право
Криминология
Правоохранительные органы
Юридическая психология
Уголовно- исполнительное право
Прокурорский надзор
Российское предпринимательское право
Коммерческое право
Факультативы 450
Военная подготовка
Из таблицы видно, что количество базовых (обязательных) дисциплин (дисциплин федерального компонента) стандартов подготовки бакалавров сокращается. Возникает вопрос: в чем заключается стандартизация образования?
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2016
Таким образом, тенденциями развития содержания высшего юридического образования в современной России являются: 1. Внедрение компетентностного подхода в образовании (Дж. Равен, К. Скала, Р. Уайт, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А.
Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской). При этом, по мнению К.М. Левитана, в данном подходе должна привлекать отнюдь не эта надуманная дихотомия (ОК и ПК), а проблема формирования ключевых компетенций у выпускников высшей школы. Ключевые компетенции — это компетенции широкого спектра использования, обобщенные способы действий, обусловливающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности и универсальность специалиста. Именно они образуют основу профессиональной компетентности, под которой понимается интегративное качество личности специалиста, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в его готовности и способности к успешной профессиональной деятельности с учетом ее социальной значимости [1, с. 164-173].
2. Частая смена нормативно-правовых требований к направлениям подготовки и соответствующим им стандартам высшего образования. По заявлению представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, основные политики в сфере высшего образования — это модернизация содержания через реализацию многоуровневой модели «бакалавриат — магистратура — аспирантура»; внедрение ФГОС3+; создание координационных советов и УМО; разработку примерных ООП; актуализацию ООП с учетом требований профессиональных стандартов; разработку рамочных стандартов 4-го поколения на УГС [5].
3. Несвоевременное принятие Федеральных государственных образовательных стандартов. Как было сказано выше, более двух лет (2014 и 2015 гг.) образовательные организации (учреждения) проводят набор на обучение по направлениям подготовки высшего образования 40.03.01 Юриспруденция (Квалификация «Бакалавр») и 40.04.01 Юриспруденция (Квалификация «Магистр»), которые не имеют соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты.
4. Сокращение базовых (обязательных) дисциплин, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами. Несомненно, это не про-
тиворечит требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающим государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Но при этом, несмотря на совершенствование требований к результату в форме «ОК», «ПК», «ППК», «ОПК», не предполагается четкого ответа на вопрос, при помощи какого содержания этого достичь.
5. Изменения в содержании профессиональных задач. Например, в Стандарте 521400, в требованиях к профессиональной подготовленности бакалавра, педагогических задач не было, в Стандарте 030900 предполагается подготовка выпускника к педагогическая деятельности (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений), а в Проекте стандарта педагогическая деятельность отсутствует.
В заключение представим официальную позицию Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросу развития сферы юридического образования: формирование конкурентоспособной образовательной сети, ликвидация непрофильных специальностей в технических и отраслевых вузах, формирование профессиональных юридических школ в опорных и ведущих университетах, формирование нового типа УМО, формирование модели юридической подготовки с выделением профилей бакалавриата практи-коориентированной направленности и исследовательских магистратур, разработка и реализация сетевых образовательных программ [5].
Список литературы
[1] Левитан К.М. Дидактические проблемы современного юридического образования // Российский юридический журнал. 2013. № 6.
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образова-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016
тельных стандартов и внесения в них изменений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 19 августа 2013. № 33. Ст. 4377.
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010 № 464.
[4] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 31 декабря 2012. № 53 (часть I). Ст. 7598.
[5] Юридическое образование ожидают системные изменения. 19 марта 2016 года // URL: ЬИр://минобрнауки.рф.
Spisok literatury
[1] Levitan K.M. Didakticheskie problemy' sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya //
Ros-sijskij yuridicheskij zhurnal. 2013. № 6.
[2] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 avgusta 2013 g. № 661 «Ob ut-verzhdenii Pravil razrabotki, utverzhdeniya federal'ny'x gosudarstvenny'x obrazovatel'ny'x standartov i vneseniya v nix izmenenij» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federa-cii. 19 avgusta 2013. № 33. St. 4377.
[3] Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazo-vatel'ny'j standart vy'sshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudenciya (kvalifikaciya (stepen') «bakalavr»), utverzhdenny'j prikazom Mini-sterstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Fede-racii ot 04.05.2010 № 464.
[4] Federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 31 dekabrya 2012. № 53 (chast' I). St. 7598.
[5] Yuridicheskoe obrazovanie ozhidayut sistemny'e izmeneniya. 19 marta 2016 goda // URL: http://minobrnauki.rf.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016