Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / образование / юриспруденция / юридическое образование / образовательная деятельность / digitalization / education / law / legal education / digitalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назарова Ирина Сергеевна, Назаров Дмитрий Иванович, Шеншин Виктор Михайлович, Родионова Ирина Эдуардовна

В представленном исследовании выделяются и раскрываются некоторые особенности юридического образования в условиях цифровизации, выдвигаются обоснованные предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего вопросы образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назарова Ирина Сергеевна, Назаров Дмитрий Иванович, Шеншин Виктор Михайлович, Родионова Ирина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education in the context of digitalization

The presented study reveals some features of legal education in the conditions of digitalization.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_29

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Legal education in the context of digitalization НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент,

начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова Института войск национальной гвардии Российской Федерации. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

НАЗАРОВ Дмитрий Иванович,

преподаватель колледжа Санкт-Петербургского филиала

Всероссийского государственного университета юстиции Российской Федерации. 199178, Россия, г. Санкт-Петербург, 10-я Линия В. О., д. 19А. E-mail: dmitr-naz@yandex.ru;

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

РОДИОНОВА Ирина Эдуардовна,

помощник депутата муниципального образования. E-mail: rodionova.irina24@mail.ru;

NAZAROVA Irina Sergeevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru ;

NAZAROV Dmitry Ivanovich,

lecturer at the College of the St. Petersburg branch All-Russian State University of Justice of the Russian Federation. 199178, Russia, St. Petersburg, 10th Line V. O., d. 19A. E-mail: dmitr-naz@yandex.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

RODIONOVA Irina Eduardovna,

assistant to the deputy of the municipality. E-mail: rodionova.irina24@mail.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании выделяются и раскрываются некоторые особенности юридического образования в условиях цифровизации, выдвигаются обоснованные предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего вопросы образовательной деятельности.

Abstract: The presented study reveals some features of legal education in the conditions of digitalization.

Ключевые слова: цифровизация, образование, юриспруденция, юридическое образование, образовательная деятельность.

Keywords: digitalization, education, law, legal education, digitalization.

Для цитирования: Назарова И.С., Назаров Д.И., Шеншин В.М., Родионова И.Э. Юридическое образование в условиях цифровизации //Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 29-31. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_29.

For citation: Nazarova I.S., Nazarov D.I., Shenshin V.M., Rodionova I.E. Legal education in the context of digitalization // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 29-31. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_29.

Статья поступила в редакцию: 18.05.2023

В утратившем силу Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в пунктах 67-69 декларировалось, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования являлись: развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций, способной обеспечить модернизацию национальной экономики, реализация конкурентных преимуществ Российской Федерации, оборона страны, государственная и общественная безопасность, а также формирование научно-технических заделов на перспективу; повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований. При этом, факторами, негативно влияющими на национальную безопасность в области науки, технологий и образования, служили отставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортных поставок научного, испытательного оборудования, приборов и электронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, стратегических материалов, несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении российских научных и образовательных организаций, недостаточное развитие нормативно-правовой базы, неэффективная система стимулирования деятельности в области науки, инноваций и промышленных технологий, снижение престижа профессий преподавателя и инженера, уровня социальной защищенности работников инженерно-технического, профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава, качества общего, среднего профессионального и высшего образования.

Также, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования являлось повышение уровня технологической безопасности, в том числе в информационной сфере. Для этого совершенствованию подвергались государственная инновационная и промышленная политика, федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высо-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 10(226)

коквалифицированных специалистов и рабочих, получающая приоритетное развитие фундаментальная и прикладная наука, образование, развивалось государственно-частное партнерство в области науки и технологий, создавались условия для интеграции науки, образования и промышленности, проводились системные исследования в интересах решения стратегических задач военной, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития страны.

Как ни странно, действующая Стратегия национальной безопасности российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подобных положений не содержит.

Представляется, что указанный факт означает либо решение указанных проблем, либо что-то иное.

Очевидно, что вопрос о цифровизации образовательной деятельности с каждым годом становится все актуальнее, посколькуцифрови-зацияявляется комплексным процессом, затрагивающим все сферы общества, среди которых наиболее важной является образовательная сфера. Именно образовательная деятельность является главной ступенью в становлении и развитии человека.

В целом, государство ведет весьма активную работу по цифровизации российского общества. В частности, для и внедрения новых технологий в 2017 году была утверждена программа «Цифровая экономика России», а в 2019 году появился национальный проект «Цифровая экономика». Одной из задач национального проекта стало преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы (включая образование) посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений1.

В 2021 году в рамках данного направления Распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 605-р утвержден перечень основных мероприятий, проведение которых было направлено на внедрение информационных технологий в российскую действительность. Всего по оценкам заместителя Председателя Правительства Российской Федерации за указанный год проведено более 100 крупнейших федеральных мероприятий направленных на цифровизацию России и в планах на сегодняшний день проведение еще большего количества акций подобного формата2.

Не обошло стороной государство и образовательную деятельность в данном вопросе. Так, например, в 2018 году утвержден федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (2018-2024), нацеленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Также в рамках данного проекта в 20202022 годах в отдельных регионах России проведен эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Согласно данному эксперименту участникам образовательных отношений предоставлялся доступ к платформе цифровой образовательной среды, образовательному контенту и образовательным сервисам. В дальнейшем этот эксперимент планируется распространить на территорию всей страны3. Безусловно, цифровизация важна, а для образовательной деятельности, тем более. Она способствует изменению не только ее содержания, но и способов и методов. В связи с этим сегодня все больше образовательных организаций стремятся внедрить в свою деятельность цифровые технологии. Как яркий пример массового внедрения цифровых технологий в образовательную деятельность, можно привести вынужденный переход образовательных организаций на дистанционный режим работы в 2020 году в связи с пандемией COVID-19. Однако, по данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, лишь 60% российских университетов смогли адаптироваться к новым условиям и успешно проводить занятия дистанционно4.

В настоящее время наиболее популярными программами для проведения занятий дистанционно являются «ZOOM», «MicrosoftTeams», «Skype» и др. Для обучения студентов юридических ВУЗов активно внедряются компьютерные справочные правовые системы, среди которых: «Гарант» и «Консультант Плюс» и пр. Данные программы автоматизирует процесс поиска нужной правовой информации. При обучении студентов образовательные организации все чаще используют различные онлайн-курсы, электронные библиотеки и юридические форумы.

Несомненно, цифровые технологии создают новые возможности для развития юридического образования, однако их интеграция в образовательную деятельность обусловлена рядом сложностей и проблем. Обозначим их.

1. Глобальный процесс цифровизации требует от профессорско-преподавательского состава новых навыков и умений. В связи с чем первая важная проблема заключается в отсутствии законодательного закрепления требования о наличие у преподавателей компетенций в сфере ИТ. Некоторые специалисты в области юридических наук придерживаются мнения, согласно которому необходимо изменение требований к преподавателям, с учетом новых реалий5.Для решения данной проблемы представляется возможным изложить п. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в следующей редакции: «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, обладающие цифровыми компетенциями и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

2. Другая проблема заключается в отсутствии должных компетенций у студентов. Процесс цифровизации юридического образования предусматривает не только ведение учебных дисциплин посредством цифровых технологий, но и обучение будущих юристов навыкам в этой сфере. Однако не во всех университетах Российской Федерации в учебной программе для юридических специальностей представлено необходимое количество часов на освоение информационных технологий. В пунктах 4,5 перечня Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция (уровень бакалавриата)» дисциплина «Информационные технологии» в качестве базовой не закреплена. В связи с этим необходимо приказом Министерства науки и высшего образования Российской Фе-

1Нодари Д.Э., Бутбая Г.М.О правовом регулировании цифровизации // Закон и право. - 2020. - № 10. - С. 37.

2Год науки и технологий: цели, задачи и промежуточные результаты их реализации// URL: http://www.garant.rU/news/1473037/#ixzz70o4qS936

3До конца 2022 года в отдельных регионах РФ проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды// URL: https://www.garant.ru/news/1427231/

4Танаева З.Р. Юридическое образование в условиях цифровизации общества. // Университетские правовые диалоги право цифровой среды. - 2020. - № 1. - С. 378.

5Голик Ю.В. Актуальные вопросы обучения юристов в современном государстве // Тенденции развития юридической науки на современном этапе. - 2020. - № 1. - С. 12.

дерации закрепить дисциплину, целью которой будет являться обучение студентов необходимым навыкам в сфере информационных технологий. Также цифровые компетенции студентов юридических специальностей важно отнести к необходимым профессиональным компетенциям, в связи с чем необходимо включить в п. 5.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Юриспруденция» цифровые компетенции, как необходимые профессиональные компетенции.

3. Следующая проблема, связана с правовым регулированием реализации образования с применением дистанционных технологий. На основании этого, важно детально урегулировать вопросы о продолжительности учебных занятий, установить требования к оборудованию и программам необходимым для дистанционного обучения. Для этого нужно внести поправки в определенные НПА, например, в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», также возможно принятие локальных актов на уровне образовательных организаций.

4.Другим важным проблемным вопросом является отсутствие у преподавательского состава и студентов желания использовать в своей деятельности инновационные технологии. В частности, весной 2020 г. Минобрнауки России и Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провели опрос среди преподавательского состава1. В ходе исследования было установлено, что переход на дистанционное образование вызвал недовольство более половины опрошенных, что связано как отсутствием необходимых навыков, так и с разрушением привычного жизненного уклада. Многие студенты также оказались не довольны дистанционным обучениям из-за сложностей с самостоятельным усвоением материала. В данном случае проблема решаема при помощи обязательного проведения курсов повышения квалификации для преподавательского состава и студентов, на которых бы, в частности, разъяснялась важность применения информационных технологий и на которых у них бы возник интерес к использованию данных технологий в образовательной деятельности. Эти проблемы не являются исчерпывающими, однако в настоящее время их можно считать наиболее важными. В завершение, говоря о перспективах цифровизации юридического образования, необходимо обратиться к подготовленному в 2019 году, в рамках российско-китайской образовательной конференции, доклад «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования», на котором авторы выделили семь основных путей развития цифровизации юридического образования, среди которых2: развитие материальной инфраструктуры юридических вузов; внедрение цифровых программ, развитие онлайн-обучения; разработка новых систем управления обучением, развитие системы универсальной идентификации студентов, создание моделей учебного заведения, повышение навыков преподавателей и студентов юридического учебного заведения.

Предугадать, каким будет юридическое образование через 10-20 лет, нелегкая задача. Самая большая проблема здесь - подготовить студентов и преподавателей к будущему. По оценкам некоторых исследователей, благодаря технологическому прогрессу 85% рабочих мест, которые будут существовать в 2030 г., еще не созданы. Это говорит о том, что в условиях столь непредсказуемого будущего вузам необходимо подумать о том, как обучить студентов и преподавателей широкому набору цифровых компетенций. У академического юридического образования есть два варианта: придерживаться своей традиционной функции преподавания основных правовых знаний или активно и творчески взаимодействовать с меняющейся средой. Конечно, более правильным видится второй вариант, но для его реализации необходимо произвести серьезную и комплексную работу, в рамках которой мы, в частности, предлагаем:

1) внести предложенные нами поправки п. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф «Об образовании в Российской Федерации»;

2) приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации закрепить дисциплину, целью которой будет являться обучение студентов необходимым навыкам в сфере информационных технологий;

3) включить в п. 5.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Юриспруденция» цифровые компетенции, как необходимые профессиональные компетенции;

4) законодательно урегулировать вопросы о продолжительности учебных занятий, установить требования к оборудованию и программам необходимым для дистанционного обучения

5) закрепить обязательное проведение курсов повышения квалификации для преподавательского состава и студентов и пр.

Таким образом, цифровизация выступает важнейшим стимулом для развития всей системы юридического образования, одновременно

являясь механизмом, обуславливающим повышение его эффективности. Цифровизация в рамках указанной сферы образования характеризуется специфическим чертами, исследование и выделение которых позволило сформулировать определенные предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего вопросы образовательной деятельности, которые, по нашему мнению, заслуживают внимания.

Библиография:

1. Алферова Е.В. Дилеммы юридического образования в контексте цифровизации // Право и управление. 21 век. - 2020. - № 2 (63). - С. 16.

2. Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 127.

3. Голик Ю.В. Актуальные вопросы обучения юристов в современном государстве // Тенденции развития юридической науки на современном этапе. - 2020. - №

1. - С. 12.

4. Нодари Д.Э., Бутбая Г.М.О правовом регулировании цифровизации // Закон и право. - 2020. - № 10. - С. 37.

5. Танаева З.Р. Юридическое образование в условиях цифровизации общества. // Университетские правовые диалоги право цифровой среды. - 2020. - № 1. -

С. 378.

References:

1. Alferova E.V. Dilemmas of legal education in the context of digitalization // Law and management. 21 st century. - 2020. - № 2 (63). - P. 16.

2. Budantsev D.V. Digitalization in the field of education: a review of Russian scientific publications // Young scientist. - 2020. - № 27 (317). - P. 127.

3. Golik Yu.V. Actual issues of training lawyers in a modern state // Trends in the development of legal science at the present stage. - 2020. - No. 1. - p. 12.

4. Nodari D.E., Butbaya G.M. On the legal regulation of digitalization // Law and Law. - 2020. - No. 10. - P. 37.

5. Tanaeva Z.R. Legal education in the conditions of digitalization of society. // University legal dialogues the law of the digital environment. - 2020. - No. 1. - p. 378.

1 Алферова Е.В. Дилеммы юридического образования в контексте цифровизации // Право и управление. 21 век. - 2020. - № 2 (63). - С. 16.

2Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.