Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.П. ОГАРЕВА)'

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.П. ОГАРЕВА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ / FINNO-UGRIC STUDIES / ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / LEGAL ANTHROPOLOGY / ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / PROTECTION OF ABORIGINAL PEOPLES AND ETHNIC MINORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сушкова Ю.Н.

в статье рассматривается концепция реализации юридического образования в условиях приоритетного направления развития национально-исследовательского университета на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY (ON THE EXAMPLE OF THE MORDOVIAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.P. OGAREV)

in the article author discusses the concept of legal education within priority direction of development of the National Research University on the example of the Mordovian State University named after N.P. Ogarev.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.П. ОГАРЕВА)»

образования, обеспечивающую получение базовых знаний о медиации в процессе его получения; сформировать единую систему обучения как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, которая должна будет обеспечить доступность этого обучения за счет расширения учреждений, осуществляющих подготовку практикующих медиаторов и разработку учебных программ, предназначенных для разных категорий слушателей.

Ю.Н. Сушкова,

доктор исторических наук, доцент, зав. кафедрой, декан юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва yulencam @mail. ru

Юридическое образование в контексте национального исследовательского университета (на примере юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева)

Аннотация: в статье рассматривается концепция реализации юридического образования в условиях приоритетного направления развития национально-исследовательского университета на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва.

Ключевые слова: национально-исследовательский университет, юридическое образование, финно-угроведение, юридическая антропология, защита прав коренных народов и национальных меньшинств.

Summary: in the article author discusses the concept of legal education within priority direction of development of the National Research University on the example of the Mordovian State University named after N.P. Ogarev.

Key words: National Research University, legal education, Finno-Ugric studies, legal anthropology, protection of aboriginal peoples and ethnic minorities.

Становление и развитие высшего образования в Мордовии тесно связано с обретением мордвой 10 января 1930 г. своей национальной государственности, обеспечившей возможность ее более динамичного социально-экономического, политико-правового, культурного развития наряду с другими народами России. 10 января 2010 г. исполнилось 80 лет со дня принятия постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о преобразовании Мордовского округа Средне-Волжского края в Мордовскую автономную область с центром в городе Саранске. Качественные преобразования государственно-правового уклада страны изначально требовали подготовки кадров из числа представителей коренных народов. Введение в государственный аппарат представителей коренного населения и частичный перевод делопроизводства на родной язык были важнейшими достижениями

115

этнокультурного развития мордвы. Открытие в 1931 г. агропединститу-та, преобразованного с 1932 г. в Мордовский государственный педагогический институт им. А.И. Полежаева, на базе которого в 1957 г. был образован Мордовский государственный университет (в 1970 г. ему присвоено имя Н.П. Огарёва), способствовало развитию мордовской автономии.

В настоящее время, будучи одним из ведущих региональных центров образования и науки, Мордовский университет вошел в состав Ассоциации вузов России, Евразийской ассоциации классических университетов, Поволжской ассоциации государственных классических университетов. Исторически сложившаяся общность финно-угорских народов, проживающих как в России, так и за ее пределами, стала основой для более тесного сотрудничества и укрепления научно-образовательных связей. Так, в 2007 г. с целью обмена опытом, координации и организации совместной работы университетов в области совершенствования учебно-методической, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности была создана Ассоциация финно-угорских университетов, учредителями которой выступили Марийский, Сыктывкарский, Удмуртский, Югорский и Западно-Венгерский (Сомбатхейский педагогический институт им. Д. Бержени) университеты1.

Республика Мордовия за последние годы стала ведущим центром ряда финно-угорских международных и российских общественных организаций, занимающихся актуальными проблемами сохранения и развития финно-§ угорских народов России. В их числе наиболее значимую роль играет созданная в 1992 г. Ассоциация финно-угорских народов РФ, штаб-квартира ^ которой расположена в г. Саранске. 13 января 2009 г. Указом Президента РФ < Д.А. Медведева утверждено празднование в 2012 г. 1000-летия единения :: мордовского народа с народами Российского государства, в рамках которо-^ го запланирован комплекс мероприятий по оптимизации и гармонизации ° межэтнических отношений, сохранению традиционных систем хозяйственен ного и культурного жизнеобеспечения народов России, осуществлению т правозащитной и консультативной деятельности, поддержке этнического ш многообразия страны.

Знаменательным событием для Мордовского университета стало решение соответствующей конкурсной комиссии от 26 апреля 2010 г. о придании ГОУ 116 ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва» статуса национального исследовательского уни-

- верситета Российской Федерации на 2010—2019 гг. Приказом Минобрнауки

РФ от 9 июля 2010 г. № 757 утверждена Программа развития Мордовского £ государственного университета. В качестве одного из двух приоритетных ° направлений развития определены фундаментальные и прикладные ис-п следования в области финно-угроведения, реализация которого включает исследование истории формирования и развития финно-угорских народов, их мировоззренческих, языковых, литературоведческих, фольклорных особенностей, социального, экономического, конфессионального и правового многообразия, финно-угорского народного художественного творчества,

к

1 См.: Финно-угорские университеты объединяются // Финно-угорская газета. 2009. 26 сент. С. 6.

® "О

е

проблем здоровья финно-угорских народов. Разработка данного направления должна способствовать этнокультурному развитию финно-угорских народов и формированию межнационального сообщества. В рамках создания научно-образовательного центра «Финно-угроведение» предусмотрено формирование и развитие этноправоведения финно-угорских народов, международного и европейского права в контексте защиты прав коренных малочисленных и

народов и национальных меньшинств. Все это сориентировано на распро- и

странение национально-культурного наследия финно-угорских народов в §

1 к

современном мире1. е

Для юридического факультета встал вопрос об исследованиях правово- о

го характера, которые могли бы органично вписаться в тематику данного „ 3

приоритетного направления. Сразу следует подчеркнуть, что углубленное а В

изучение юридических аспектов финно-угроведения, безусловно, не озна- и | чает отказа от сложившихся фундаментальных параметров современного юридического образования. Научные исследования в рамках национального

исследовательского университета должны обогатить классическое юриди- |

ческое образование знаниями об особенностях региональной специфики |

правовой действительности. §

Углубленное изучение региональной правовой культуры, истории, про- § ведение квалифицированных исследований в области древнего отечественного права, юридического быта народов, правовой этнографии регионов,

национальных меньшинств, религиозного правосознания отдельными ис- т §

следователями рассматриваются в качестве ориентиров в совершенствовании у т §

юридического образования, развитии национальных университетов. На 1 § е

межвузовской научно-практической конференции «Российская правовая по- § р §

литика в сфере образования» (г. Саратов, 21 сентября 2007 г.), посвященной 1 § а

модернизации отечественной высшей школы, обсуждалась проблема «копи- а § Ь

и о о

рования» и «тиражирования» академического типа юридической подготовки, . § §

интеграции с естественнонаучными и гуманитарными факультетами уни- У

верситетов. «Так, скорее всего, вы не найдете в большинстве классических |

университетов, скажем, музей юридической антропологии или лабораторию о в ®

правовой этнографии»2, — сетовал В.Н. Синюков. Он же подчеркивал, что р н Т

особенностью континентальной модели образования является академический а § а фундаментализм, основанный на способности академического сообщества

самостоятельно определять программы своего развития3. цу

Изучение различных аспектов финно-угроведения, в том числе правовых, -

позволит возродить многие утерянные традиции юридического образования, связанные с более глубоким познанием прошлого и настоящего народной 5 правовой культуры, когда наряду с различными отраслями «официального» права преподавалось «право естественное», «право народное», «право 4 политическое народное». К примеру, в начале XIX в. уставы Московского, о

1 См.: Программа развития ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Ога- а рёва» на 2010—2019 годы // Голос Мордовского университета. 2010. 1 окт. С. 2, 3.

2 Синюков В.Н. О концепции университетского юридического образования в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. № 2. С. 194—195.

3 См.: Его же. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 32.

в 5

о-

I

о

Харьковского и Казанского университетов предписывали изучение права знатнейших древних и нынешних народов1.

Концептуальным, принципиально значимым положением принятия программы национального университета с учетом более существенного внимания к юридическим началам финно-угроведения является формирование качественно нового не только учебно-методического и научного, но, прежде всего, политико-правового подхода к проблемам финно-угорских народов России, пересмотр некоторых сложившихся мнений, особенно среди юристов,

0 ничтожности обычая как источника права, второстепенности тематики по юридическому плюрализму, вопросам правового положения народов России. Многие классические направления правопонимания продолжают развиваться. К примеру, отдельные исследователи, говоря о доминирующем сегодня направлении правовой мысли — юридическом позитивизме — выделяют его уклон в сторону признания общесоциального и общечеловеческого характера права. По мнению A.B. Пищулина, «современный позитивизм функционирует в определенном ценностном поле, существует наряду с другими концепциями правопонимания и вынужден учитывать и реагировать на эти влияющие на него факторы»2.

i Юридические основы финно-угроведения предполагают исследования ^ в области всего комплекса правовых норм, обеспечивающих жизнедеятель-к ность финно-угорских народов Российской Федерации. B мире насчиты-^ вается более 20 млн представителей финно-угорских народов, в России § согласно Всероссийской переписи населения 2002 г. они составляют 2,7 млн □l человек или 1,9 % численности всего населения страны. Причем, многие s из финно-угорских народов по российскому законодательству относятся к < коренным малочисленным народам нашей страны, а численность других, s хотя и несколько превышает официально признанный в нашей стране порог g малочисленности (50 тыс. человек), все равно остается низкой. A некоторые ° финно-угорские народы, можно сказать, находятся на грани исчезновения. к По данным переписи 2002 г., к таковым относятся водь (100 чел.) и ижорцы m (400 чел.). Три финно-угорских народа — венгры, финны, эстонцы — являют-m ся миллионными. Судя по переписи 1989 г., таковым была и мордва (1,2 млн [Зь человек в СССР, 1,7 млн человек в РСФСР), но Всероссийская перепись 2002 г. зафиксировала существенное уменьшение ее численности (845 тыс.). g Такие же тенденции наблюдаются у других финно-угорских народов России. — К сожалению, современная нормативная база в отношении защиты прав коренных малочисленных народов разработана недостаточно. Многие £ проблемы, связанные с сохранением традиционной культуры, образа жиз-° ни финно-угорских народов, их менталитета, не подпадают под действие öi имеющихся федеральных законов (Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 8273-Ф3 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 104-Ф3 «Об общих

1 См.: Зипунникова H.H. Как лучше изучать право? (из опыта подготовки юристов в России в XVin—начале XX в.) // Российское право. Образование, практика, наука. 2009. № 11/12. С. 108.

2 Пищулин А.В. Юридический позитивизм в современном правопонимании : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9.

В области защиты прав коренных малочисленных народов необходимо

7s

принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и др.), поскольку их численность (мордвы, марийцев, удмуртов, коми и др.) превышает установленные законодательные пределы. В то же время современные этнические процессы, связанные со снижением численности финно-угорских (шире уральских) народов, отходом от традиционных видов хозяйствования и т. п., свидетельствуют о необходимости развития данной отрасли законодательства.

Защита прав коренных малочисленных народов, национальных меньшинств направлена на обеспечение юридического равенства различных ° народов мира. В нормах международного и внутригосударственного права о равенство граждан, принадлежащих к различным этносам, как правило, „ 3 специально не выделяется. Обычно оно упоминается в связи с проблема- а § ми равенства граждан по признакам пола, языка, религии, социального р | происхождения, политических или иных убеждений, имущественного и должностного положения, места жительства и др. Однако сегодня именно различия людей по расовым и этническим признакам приобрели особую значимость. В современной России происходит немало случаев проявления этнической и расовой дискриминации. По словам С.М. Кочои, «в данной ситуации особую актуальность приобретает вопрос о правовом (в том числе уголовно-правовом) обеспечении равенства людей по признакам расы и национальности как серьезном инструменте, с помощью которого возможно сдерживание роста межэтнического и межрасового напряжения»1. | |

®

"U ®

ю

"U

в

J=

а

у а

создать специальную систему контроля над важными видами хозяйственной в о 3

и управленческой деятельности, которые могут оказывать разрушающее воз- § g §

действие на этнические сообщества. Механизмом такой защиты может стать | § а

экспертиза, дающая возможность оценить потенциальный ущерб, наносимый а § Ь

и 0 §

этнокультурной среде значительным хозяйственным вмешательством и иной . § О

практической деятельностью. ^ У У

Исследование юридических аспектов финно-угроведения во многом связа- . -g 1

но с научной дисциплиной, получившей название «юридическая антрополо- о в g гия (этноправоведение)». Предметом ее изучения являются правовые системы

и в целом весь комплекс правовых явлений (все правовые формы в широком JS § смысле этого слова — правовые нормы, отношения, идеи и представления,

институты, процедуры, способы регуляции поведения, защиты порядка, раз- ^ ^д

решения конфликтов и др.), складывающиеся в различных сообществах, у -

разных этносов, в разные эпохи и в разных регионах мира. Иначе говоря, в поле исследовательского внимания находится все правовое многообразие и 5 богатство человечества в его становлении и развитии. Рассматривая человека с различных сторон его жизнедеятельности, юридическая антропология 4

о т

а

изучает правовые формы общественной жизни от древности до наших дней. о По словам В.С. Нерсесянца, данная наука «заметно расширяет и обогащает а диапазон, арсенал, приемы и методы научно-правовых исследований, объем и содержание юридических знаний», «речь идет о новых подходах к праву и об изучении новых аспектов (граней, проявлений, "образов") права, об

1 Кочои С.М. Расизм: уголовно-правовое противодействие. М., 2007. С. 4.

углублении, конкретизации и развитии наших совокупных знаний о праве как специфическом социальном явлении, играющем существенную роль в организации и функционировании общественной жизни людей в разнообразных условиях и на различных этапах истории человечества»1.

Внимание юридической антропологии уделено прежде всего изучению обычного права различных народов мира. В этническом контексте под обычным правом нами понимаются сложившиеся в определенной этнической среде нормы поведения, как правило, устного характера, передающиеся из поколения в поколение и аккумулирующие в себе наиболее значимые юридические воззрения народа. На современном этапе возрождение традиций обычного права, в ряду которых существенное место занимают уважение и почитание предков, собственности, добрососедство и взаимопомощь, призрение слабых, престарелых и сирот, обычаи общежительства, — одно из наиболее важных средств для преодоления правового нигилизма, сдерживающего развитие российского общества.

Обычное право финно-угорских народов России изучено мало, хотя в изучении обычного права некоторых из них, в частности, мордвы сделан серьезный прорыв. Монографические исследования Ю.Н. Мокшиной ^ «Брак и семья в обычном праве мордвы» (Саранск, 2005) и Ю.Н. Сушковой ^ «Этноправосудие у мордвы» (Саранск, 2009) способствовали активизации к интереса к данной теме. На базе Мордовского государственного университета действуют Межрегиональный финно-угорский центр этноправоведения, m Автономная некоммерческая организация «Этноправо». ^ На необходимость поиска информации по обычному праву народов s России еще в начале XX в. обратила внимание исследовательница истории < и теории права В.Н. Харузина, констатировавшая «ревностное» собирание s этнографического материала специалистами в этой области. По ее словам, g область обычного права «быстрыми шагами идет к вымиранию», поэтому ^ требует пристального изучения, особенно относительно нерусских народов к России2. Обычное право наряду с письменным законодательством составляло g правовую основу народной жизни, служило фактором, поддерживавшим ш и консервировавшим общественные и политические отношения в России, с официально учитывалось государственным законодательством. Нет нужды говорить, что без изучения обычного права нельзя понять историю того 120 или иного народа, его образ жизни. Сегодня особенно важны задачи вы- явления подлинной картины действия «правового поля» как в прошлом, так

и в настоящем.

£ Отдельная тема исследований — юристы, являющиеся лучшими пред° ставителями своей профессии у финно-угорских народов, выступающие со примерами служения своему делу. У народа коми к таковым, например, относится П.А. Сорокин — крупнейший социолог, теоретик права, основатель кафедры социологии в Гарвардском университете (США); у мордвы — Т.В. Васильев, первый председатель Мордовского окружного суда, юрист

1 Нерсесянц В.С. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина // Н. Рулан.

Юридическая антропология : учебник для вузов : пер. с франц. М., 1999. С. 2.

2 См.: Харузина В.Н. Этнография. Вып. 1. М., 1909. С. 29.

®

"О Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

а

Торгпредства СССР в Великобритании, сподвижник прогрессивных идей развития мордовской государственности.

С этих позиций исследования в области юридической антропологии близки таким общенаучным юридическим дисциплинам, как теория государства и права, философия права, социология права, психология права, история права, государства и правовых учений, юридическая политология. Самостоятельным направлением исследований является сравнительное правоведение, позволяющее сопоставлять, выделять общее и особенное в развитии законодательства России и зарубежных стран Европы. Все финно- е

угорские народы автохтонны, т. е. проживают в основном на своих этнических оо

территориях, расположенных на Евразийском континенте в пределах шести „ 3 государств: России, Венгрии, Финляндии, Эстонии, Норвегии и Швеции. а В В 1809—1917 гг. Великое княжество Финляндское входило в состав и | Российской империи. Оно имело особый правовой статус, собственную конституцию, утверждаемую императором, собственную валютную систему, вооруженные силы и в целом пользовалось широкой автономией. В декабре 1917 г. была провозглашена независимость Финляндии, в июле 1919 г. она стала республикой.

С 29 ноября 1918 г. по 5 июля 1919 г. существовала Эстонская Советская Республика (Эстляндская трудовая коммуна). 19 мая 1919 г. было объявлено о создании Эстонской республики как суверенного государства. В июле 1940 г. в Эстонию были введены советские войска и образована ЭССР, присоединен- | § ная 6 августа этого же года к СССР. 20 августа 1991 г. Эстония провозгласила у т § себя самостоятельным государством, 6 сентября 1991 г. Государственный 1 о е Совет СССР признал независимость Эстонии. е д О

Исследования правовых начал финно-угроведения не могут рассматриваться с а вне понимания федеративного устройства Российского государства с присущими Т § 5 ему разнообразными особенностями, на что в свое время пророчески обратил 1 § § внимание Н.П. Огарёв, видевший в будущей России единство двух начал — «са- х у У мобытности областей» ее, как мы бы теперь сказали «субъектов Федерации», и «нераздельность союза» их1. Пять финно-угорских народов, входящий в со- о в став нынешней России (карелы, коми, марийцы, мордва, удмурты), обладают собственной государственностью: Республика Карелия, Республика Коми, аа § Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика. В канун предстоящей переписи населения 2010 г. директор Института этнологии и ан- ^21

тропологии РАН отметил: «Помимо русских около 40 самых крупных нерусских -

народов уже более 80 лет имеют внутренний административно-государственный статус в форме республик. Более 40 народов имеют статус коренных малочис- 5 ленных народов, и все они защищены национальным и международным законодательствами с точки зрения некоторых особых прав в сфере традиционного ^ природопользования, поддержки и развития культуры»2. о

Федеративное устройство Российского государства определяет правовые а возможности республик, которых в настоящее время насчитывается двадцать

1 Мокшин Н.Ф. Этнография в кругу интересов Н.П. Огарёва // Проблемы новейшей истории и этнографии мордовского края : труды науч.-теор. конф. Саранск, 2003. С. 93.

2 Тишков В.А. Скамейка записных // Российская газета. 2010. 6 окт. С. 17.

у а н

от а

одна, устанавливать государственные языки, употребляемые наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты и др.

Изучение регионального опыта финно-угорских республик по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ носит конкретный прикладной характер, его цель — выработка практических рекомендаций, законопроектов. Проблема сохранения государственно-территориальной целостности России напрямую зависит от эффективности государства как подлинно федеративного, учитывающего его этническое разнообразие. В Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 в качестве приоритетов отмечается «развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов РФ и целостности I Российского государства; обеспечение политической и правовой защищен-^ ности малочисленных народов и национальных меньшинств»1. ^ Итак, обращение к проблемам финно-угроведения с правовой точки зре-^ ния сможет не только положить начало более комплексному изучению право-§ вых традиций и современного юридического положения финно-угорских □l народов, но и способствовать решению конкретных практических задач по s сохранению их этнокультурной среды, обеспечению их будущего. < 1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 3010.

122

о

сч

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.