Научная статья на тему 'Мордовский университет: обновление функций и роль в этнокультурном развитии финно-угорского мира'

Мордовский университет: обновление функций и роль в этнокультурном развитии финно-угорского мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИННО-УГОРСКИЙ МИР / ЭТНОКУЛЬТУРА / UNIVERSITY / MODERNIZATION / EDUCATION / FINNO-JUGRIAL WORLD / ETHNIC-CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаркин Николай Петрович

Статья посвящена изучению проблем модернизации современной системы высшего образования в России на примере функционирования Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Определены пути и перспективы развития этнокультуры региона и роль МГУ им. Н. П. Огарёва в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаркин Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mordovian state university: renovation of functions and role in the ethnic-cultural development of the finno-jugral world

The article is devoted the investigation of problems of contemporary higher education system modernization of Russia on the example of the Mordovian state university named after N. P. Ogarev. There are determined the ways and perspectives of regional ethnic-cultural development and the role of MSU named after N. P. Ogarev in this process.

Текст научной работы на тему «Мордовский университет: обновление функций и роль в этнокультурном развитии финно-угорского мира»

К 80-летию МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

УДК 378.4:39(=511.1) ББК Ч48

Н. П. Макаркин

МОРДОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: обновление функций и роль в этнокультурном развитии финно-угорского мира

Ключевые слова: университет, модернизация, образование, финно-угорский мир, этнокультура.

N. P. Makarkin

THE MORDOVIAN STATE UNIVERSITY: Renovation Enovation of Functions and Role in The Ethnic-cultural Development of The Finno-jugrial World

Key words: university, modernization, education, finno-jugrial world, ethnic-culture.

Анализируя 80-летнюю историю национального исследовательского Мордовского государственного университета, мы начинаем глубже понимать не только его выдающуюся роль в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии Мордовии, но и огромное значение в выводе республики и его народа на орбиту международного сотрудничества. Особенно следует отметить неоценимый вклад университета в развитие научных, образовательных и культурных связей в финно-угорском мире.

Об огромном значении университета в экономическом и культурном развитии Мордовии сказано и написано немало. На мой взгляд, в жизни нашей республики университет занимал и занимает примерно такое же место, как Московский университет в истории России. Такая аналогия напрашивается сама собой. И тот и другой являются первыми: один в стране, другой в субъекте РФ; и тот и другой сыграли выдающуюся роль в развитии системы высшего образования -один в России, другой в Мордовии, и такое же их влияние просматривается в сфере интеллектуального, культурного и иного прогресса в республике и стране.

На всех этапах своей истории университет достижениями подтверждал статус первого вуза республики, статус ее интеллектуального ядра.

В течение последних почти 50 лет он входит в число ведущих и крупнейших класси-

ческих университетов России, с уникальной многопрофильной структурой подготовки кадров по инженерным, естественным и гуманитарным направлениям.

Закономерным результатом предшествующего развития университета явилось присвоение ему в 2010 г. статуса национального исследовательского университета (НИУ), чем мы все гордимся и одновременно понимаем, что новый ранг - это более высокая ответственность, новые более масштабные и сложные задачи, более эффективная работа всего коллектива, более тесное взаимодействие со всеми партнерами в Мордовии и за ее пределами.

Обретение статуса исследовательского, вносит содержательные изменения в функции университета, существенно развивая и дополняя традиционные, отражающие такие важные социальные институты, как образование, наука и культура. Подобные изменения происходили всегда. Например, образовательная функция как вид деятельности дополняется в настоящее время новым направлением (подфункцией) - дистанционным обучением.

С получением статуса исследовательского университет становится субъектом образовательной политики, разрабатывая и воплощая в жизнь собственные профессиональные образовательные программы, интегрированные с проводимыми научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, что

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы „ - ,П11

также существенно обогащает образовательную функцию.

Самостоятельную и важную роль начинает играть предпринимательская функция университета, объединяющая проводимую работу по коммерциализации образовательных, научных и иных услуг (платное образование по всем формам и уровням обучения, использование интеллектуальной собственности для пополнения бюджета, аренда и другие виды деятельности по привлечению внебюджетных средств), а также деятельность по снижению и оптимизации затрат.

Вполне естественно, что некогда вспомогательные функции под влиянием происходящих перемен в обществе выдвигаются на передний план.

Неуклонно поднимается значение функции интернационализации, которая включает все виды деятельности, способствующие повышению роли и авторитета в международном образовательном, научном и культурном пространстве.

Вместе с развертыванием научной и технологической деятельности возрастают возможности для реализации экспертной функции университета, которая состоит в отборе, переработке и адаптации поступающего знания к конкретным условиям, и также в независимой экспертной оценке социально-экономических и научно-технологических проектов1.

Классический университет от других видов вузов всегда отличало единство образовательной и исследовательской функций.

Исторически в российских университетах при реализации образовательной функции фундаментальная подготовка специалистов всегда занимала приоритетное положение перед профессиональной подготовкой, что обеспечивало более высокий уровень фундаментальной подготовки по сравнению с профильными вузами. К образовательной функции мы относим все виды деятельности, связанные, прежде всего с организационным, кадровым, учебно-методическим обеспечением учебного процесса.

Разумеется, что кадровое, материально-техническое и иное обеспечение учебного процесса участвует в реализации исследовательской и другой функций.

С преобразованием в НИУ по существу стираются границы между двумя основными функциями - образовательной и исследовательской. Они достигают наивысшей степени интеграции, когда подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров ведется с учетом направлений проводимых исследований и исходя из потребностей высокотехнологичных отраслей. В модели НИУ находит свое полное воплощение Гум-больдтовская концепция университета.

Несомненно, научно-производственная интеграция влияет на масштабы и эффективность исследовательской работы. Деятельность по реализации исследовательской функции становится не только более масштабной, но, что самое важное, ориентированной на решение конкретных инновационных задач, определяемых совместно с потребителями научных услуг. Развитие университетов во многом зависит от задаваемых и реализуемых темпов, качества и направлений развития реального сектора экономики. Мы являемся свидетелями нарастания взаимозависимости университета и бизнеса.

Университеты США и Канады, Европы и Австралии, Китая и некоторых стран Юго-Восточной Азии развиваются потому, что они востребованы обществом. Они востребованы бурно развивающейся промышленностью, сельским хозяйством, сферами услуг и другими отраслями экономики этих стран. Инновационная активность предприятий технологически развитых стран в 4-5 раз выше, чем у наших отечественных производителей товаров, работ и услуг.

Но мы знаем также, что насколько развивающиеся запросы в качественном образовании и исследованиях влияют на прогресс высшего образования, ровно настолько сама высшая школа способствует инновационному подъему всех сфер человеческой деятельности.

Вот почему, в новых условиях в исследовательском университете, стратегическая мис-

1 Впервые экспертная функция университетов была сформулирована академиком В. А. Садовничим (См.:. Садовничий В. А. Университеты. Настоящее. Будущее (доклад президента Евразийской ассоциации университетов // Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков : материалы Первой междунар. конф. ун-тов стран СНГ и Балтии. МГУ им. М. В. Ломоносова, 23-24 марта 2000 г.). М., 2001.

сия которого состоит в содействии развитию научно-технологического комплекса страны, в число основных функций выдвигается функция трансфера технологий. Утверждаемое, оцениваемое и контролируемое качество реализации этой функции становится основным критерием соответствия вуза требованиям, предъявляемым к исследовательским университетам, и она необычайно усиливает функцию университета как интегратора научной, образовательной и производственной сфер: академической, отраслевой и вузовской науки, действующих в вузе малых инновационных предприятий, хозяйствующих субъектов, производящих высокотехнологичные товары, услуги и работы.

В контексте обсуждаемой проблематики очень важно сосредоточить внимание на функции, которую мы называем социокультурной.

В отличие от других функций социокультурная обладает более широким спектром направлений и уровней деятельности, качественная реализация которых имеет огромное, личностное, общественное и государственное значение.

От духовно-нравственного воспитания личности, ее гармоничного, творческого развития и формирования мировосприятия, до этнического, культурного и религиозного развития и взаимодействия стран и народов - таков диапазон проблем, решаемых в ходе реализации социокультурной функции2.

При рассмотрении отдельных функций вузов мы должны иметь в виду тот факт, что не существует четких границ между функциями. Трудно разграничить обучение и воспитание, любое качественное образование немыслимо без научно-исследовательской работы, и поэтому, при всей известной специфичности, границы между ними размыты. Деятельность по передаче потребителям новых технологий и продуктов возможна лишь тогда, когда в вузе высок потенциал исследований и разработок. Реализация экспертной функции

2 По мнению Э. С. Воробейчикова, Б. Н. Пойзнера и А. А. Щипунова, классический университет должен выполнять функции центра культуры, функции аккумулятора культурно-го наследия народов своей страны и мира, функции просвещения и воспитания носителей культуронаследия. Все перечисленные направления работы охвачены выделяемой нами социокультурной функцией (Воробейчиков Э. С., Пойзнер Б. Н., Щи-пунов А. А. Классический университет и его информационная модель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/notasect/node102.html.

неотделима от исследовательской, образовательной и внедренческой деятельности, и наконец реализация социокультурной функции происходит в неразрывной связи с образовательной и исследовательской функциями. Диффузия функций, отсутствие четко выраженных границ между ними открывает широкие возможности для построения различных подходов к их дифференциации.

Продуктивность общепринятого их разграничения определяется возможностью более глубокого изучения специфических особенностей их содержания, структуры, взаимосвязей, взаимозависимостей, механизмов реализации и направлений развития и организации управления.

Две основные причины придают особую значимость социокультурной функции для нашего университета.

Во-первых, в последние десятилетия университет завершил свое становление как ведущего центра развития мордовской культуры, национальной самобытности коренного населения республики. В полиэтнической России подобная миссия университетов в национально-территориальных образованиях (республиках и округах) естественна, крайне необходима и оправдала себя. И у нас она подразумевалась изначально, когда решался вопрос о создании первого вуза в Мордовской автономной области. В тот период, 80 лет назад, он был призван начать подготовку специалистов мордовской национальности, путем утверждения вузу соответствующей квоты приема. Например, решением Президиума исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской автономной области от 26 августа 1931 г. было утверждено следующее распределение мест для поступающих в вуз: 60 % автономной области и 40 % для мордовских районов.

Если на раннем этапе истории университета этнокультурная задача сводилась к подготовке кадров коренной национальности для отраслей экономики, то в последующем,

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы „ - ,П11

наряду с повышением образовательного уровня населения, существенно активизировались научные исследования в области истории, языка, этнографии, культуры и экономики мордовского края.

Во-вторых, подъему значимости социокультурной функции способствовало включение в Программу развития нашего исследовательского университета в качестве одного из двух приоритетных направлений развития проведение фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угроведения (ПНР 2). Первым приоритетным направлением развития университета является энергосбережение и новые материалы (ПНР 1). Научный и практический задел по этим направлениям явился главной предпосылкой получения нашим вузом статуса национального исследовательского университета.

Второе приоритетное направление развития университета (ПНР 2) является важной составной частью социокультурной функции. В Программе развития университета определено, что оно включает исследование истории формирования и развития финно-угорских народов, их мировоззренческих, языковых, литературоведческих, фольклорных особенностей, социального, экономического, конфессионального и правового многообразия, финно-угорского народного художественного творчества, проблем здоровья финно-угорских народов.

На примере социокультурной функции особенно отчетливо проявляется взаимосвязь и взаимопроникновение различных функций. Исследовательская, образовательная, методическая и иная работа, проводимая в рамках ПНР-2, образует финно-угорский компонент социокультурной функции. В ее реализации участвует разветвленная сеть научно-образовательных подразделений университета: Историко-социологический институт, Институт национальной культуры, филологический и юридический факультеты, Межрегиональный научный центр финно-угроведения и ряд новых лабораторий и центров:

- информационно-ресурсный центр «Наследие финно-угорских народов;

- научно-исследовательская лаборатория «Этносоциологические исследования финно-угорских народов России и зарубежья» (НИИ регионологии);

- научно-исследовательская лаборатория «Финно-угристика» (филологический факультет);

- научно-исследовательская лаборатория «Финно-угорская культура» (Институт национальной культуры);

- учебно-научная лаборатория «Этнопра-воведение» (юридический факультет);

- учебно-научная лаборатория «Народное художественное творчество» (Институт национальной культуры);

- Международный научно-образовательный центр «Финно-угроведение».

С 2008 года в университете издается международный журнал «Финно-угорский мир».

В настоящее время университет реально превратился в крупный международный научно-образовательный, социокультурный и методический центр финно-угорских народов.

В нем накоплен громадный интеллектуальный потенциал, который активно способствует формированию национальной идентичности мордовского народа и в целом финно-угорских народов, вносит конкретный вклад в сохранение и развитие этнокультурного наследия народов. Финно-угорский компонент социокультурной функции университета призван противостоять негативному влиянию процессов глобализации на этнокультурное сознание, ведущему к утрате корневых основ национальной культуры.

В университете сложился богатый опыт организации образования и исследований в области обширной этнокультурной проблематики. Он накапливался в течение более 50 лет. Внимание к исследованию этой проблематики стало заметно усиливаться с активизацией сотрудничества с научными, образовательными, общественными и культурными организациями финно-угорского мира. Оно начало развиваться со второй половины 50-х - начала 60-х гг. прошлого века. Большой импульс развитию контактов дали проводимые с 1960-х гг. международные конгрессы финно-угроведов, межрегиональные конференции и симпозиумы. Зачинателями научного сотрудничества были наши историки и филологи. Одним из тех, кто стоял у истоков международного сотрудничества финно-угроведов Мордовии, стал

известный в России этнограф, профессор Н. Ф. Мокшин. С 1956 по 1959 г. он работал в составе антропологической экспедиции, возглавляемой видным эстонским антропологом Карин Марк. Большой вклад в развитие творческих связей наших ученых внес и вносит известный в финно-угорском мире профессор В. К. Абрамов. В сфере музыкального искусства огромный вклад в творческое сотрудничество вносит профессор Н. И. Бояркин. Исключительно тесно и постоянно поддерживались и поддерживаются международные образовательные и научные связи нашими филологами, среди которых, прежде всего надо назвать профессора А. П. Феоктистова и профессора М. В. Моси-на. Работы В. К. Абрамова, Н. И. Бояркина, Н. Ф. Мокшина, М. В. Мосина, А. П. Феоктистова и их коллег явились крупным вкладом в разработку финно-угорской проблематики и широко известны в финно-угорском мире. Неоценимый вклад в развитие международных связей наших финно-угроведов внес замечательный и очень известный эстонский ученый и педагог П. А. Аристэ.

Следует отметить, что большая работа по исследованию финно-угорской тематики проводилась и проводится учеными гуманитарного института при Правительстве Мордовии и Мордовского педагогического института. Благодаря активности ученых республики, Мордовия завоевала высокий авторитет в финно-угорском научно-образовательном сообществе, как регион, где уделяется большое внимание развитию национальной культуры.

Огромное влияние на повышение авторитета Мордовии оказала и оказывает продуманная и эффективная региональная этнополитика, направленная на гармоничное развитие межэтнических отношений и всестороннюю поддержку национально-культурного развития республики. Особенно в последние годы, в преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, много делается по материальной, организационной и финансовой поддержке мероприятий финно-угорской направленности. Построены и строятся большое количество объектов научно-образовательного, культурного и спортивного назначения. Введены в строй

Государственный национальный театр оперы и балета имени И. М. Яушева, Институт национальной культуры и Дворец культуры и искусств Мордовского университета, завершается строительство Национальной библиотеки имени А. С. Пушкина, Дворца водных видов спорта, музейно-этнографического комплекса на берегу р. Саранки, музейно-исторического комплекса «Навеки с Россией», стадиона «Юбилейный» и многих других объектов. Ведется строительство первого корпуса университета.

Мордовия стала местом проведения многочисленных мероприятий финно-угорских народов. В республике состоялись I и II международные фестивали национальных культур финно-угорских народов, фестиваль «Молодежь Финно-Угрии», IV съезд финно-угорских народов Российской Федерации. С 5 по 9 октября 2011 г. в Саранске прошел XII Российско-Финляндский культурный форум «Этнокультура в условиях глобализации».

Кроме того, в Мордовии располагается штаб-квартира Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов (АФУН), руководителями которого избран Министр культуры нашей республики П. Н. Тултаев. У нас же в республике действует Поволжский центр культур финно-угорских народов, который возглавляет профессор университета Ю. А. Мишанин, а декан филологического факультета университета М. В. Мосин возглавляет Межрегиональное общественное движение Мордовского (мокшанского и эрзянского) народа».

Все это в совокупности сыграло немалую роль в росте привлекательности нашей республики для мордовской диаспоры. В последние годы университет и другие вузы придают большое значение приему на учебу представителей мордовского народа, живущих в других регионах страны. И мы видим, что тяга к материнской республике нарастает, что очень убедительно свидетельствует о растущем национальном самосознании мордвы. Это также подтверждает эффективность проводимой в республике работы под эгидой Министерства по национальной политике РМ совместно с вузами по привлечению в Мордовию молодежи из других регионов.

Кратко остановлюсь на некоторых направлениях и результатах проводимой в

ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы „ - ,П11

университете работы по этнокультурному развитию, которая, главным образом, проводится в Институте национальной культуры, в Историко-социологическом институте и на филологическом факультете.

Очень показателен опыт еще очень молодого Института национальной культуры, который демонстрирует конкретные результаты по внедрению этнокультурных традиций в учебный и воспитательный процессы, по научно-исследовательской и другим направлениям деятельности.

В образовательном процессе важное значение придается национально-региональному компоненту, включающему такие дисциплины, как: «Искусство и культура финно-угорских народов», «История культуры Мордовии», «Финно-угорская мифология», «Этнознаковая символика», «Мордовский народно-сценический танец», «Фолк-танец», «Сольное народное пение», «Этносольфеджирование», «Народные певческие стили», «Этноорнаменты», «Костюм финно-угорских народов», «Этнознаковая символика», «Народное зодчество» и т. д., организованы специфические виды практик: фольклорные экспедиции, направленные на поиск элементов хореографического, вокального, словесного, музыкального, декоративного этноматериала.

В рамках реализации мероприятий по ПНР 2 в институте открыты: бакалавриат по направлениям «Народная художественная культура», «Искусство народного пения», «Дизайн»; специальность «Актерское искусство»; магистратура по направлению «Культурология». Разработаны дополнительные образовательные программы повышения квалификации по программам «Финно-угорский мир: наука, культура, образование», «Информационные ресурсы финно-угорского мира: особенности генерации на современном этапе».

Действующая в институте научно-исследовательская лаборатория финно-угорской культуры (заведующий - доцент Е. Н. Ломшина) призвана проводить фундаментальные и прикладные исследования по следующим основным приоритетным направлениям: «Традиционная мордовская народная инструментальная музыка: органология, стилистика, межэтнические контексты»;

«Национальный финно-угорский костюм: общеэтнические традиции и региональная специфика»; «Традиционное декоративно-прикладное искусство мордвы в контексте современных культурных практик финно-угорских народов»; «Нравственная культура финно-угорских народов: традиции и инновации»; «Хореографическое искусство финно-угорских народов: сопоставительный анализ».

Эффективной реализации образовательной, исследовательской и социокультурной функций способствовало наличие в институте аспирантуры, докторантуры и диссертационного совета по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры (философские науки, культурология, искусствоведение)». Темы диссертаций нацелены на исследование проблем финно-угроведения: финно-угорская (а также мордовская) мифология, полиэтнический город, финно-угорское музыкальное искусство, этнофутуризм в изобразительном искусстве, финно-угорское декоративно-прикладное творчество, творчество С. Д. Эрьзи и Ф. В. Сычкова и многие другие. По финно-угорской проблематике защищены 5 докторских и более 30 кандидатских диссертаций, среди которых первая в России докторская диссертация по музыкальной финно-угристике («Феномен традиционного инструментального многоголосия на материале мордовской музыки», Н. И. Бояркин).

В научно-исследовательской работе с точки зрения этнокультурного развития ведущее место занимает известная в России и за рубежом научно-педагогическая школа в области финно-угорского (мордовского) музыкального искусства, которую возглавляет заслуженный деятель искусств РФ профессор Н. И. Бояркин. Основными направлениями научной работы школы являются: международное сотрудничество в области фундаментальных и прикладных исследований финно-угорской музыкальной культуры; обмен музыкально-творческими проектами; полевые записи мордовской народной музыки и их аналитическая транскрипция; мордовская (народная и профессиональная) музыкальная культура и ее связи с музыкой финно-угорских, славянских и тюркских народов; музыка народов РМ как национально-

региональный компонент в системах общеобразовательной и детской музыкальной школ, средних специальных и высших учебных заведений. Результаты исследовательской работы по перечисленным направлениям отражены более чем в 30 монографиях и 800 статьях. Среди них широкую известность в Мордовии и в финно-угорском мире получили академическая антология «Памятники мордовского музыкального искусства» (в 3 т.; 1981-1988) первое учебное пособие по мордовской музыке «Хоровое сольфеджиро-вание» (1995); энциклопедический справочник «Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность» (2006); первый в России национально-региональный фундаментальный труд «Мордовская музыкальная энциклопедия» (2011).

Важное значение в институте придается развитию международного сотрудничества, особенно с финно-угорскими странами, налаживанию связи с научно-исследовательскими институтами, учебными заведениями, научными центрами, творческими союзами и культурно-просветительскими организациями. Например, в Финляндии это Академия им. Я. Сибелиуса, Консерватория Куопио, отделение эт-номузыкологии Хельсинкского и Ювя-скюльского университетов, Университет прикладных наук Северной Карелии, Центр (институт) мировой музыки, Общество М. Кастрена, Общество «Калевала», в Эстонии - Академия музыки и театра, Академия культуры Тартуского университета, Общество Fenno-Ugria, в Венгрии - Институт музыкознания АН Венгрии, Консерватория им. Б. Бартока, Университет им. Лоранда Этвеша, Католический университет им. П. Пазманя. Сложившиеся научно-образовательные связи подкреплены договорами о творческом и научном сотрудничестве. Развитие международного сотрудничества способствовало тому, что в последние годы институтом были выиграны следующие гранты международных программ и фондов:

- грант Global Music Centra на поездку в Хельсинки для работы над изданием звукозаписей мордовской народной музыки в CD, фонограммархивах финского радио, Global

Music Centre, Литературного музея, Финно-угорского общества (Финляндия);

- грант Ассоциации финно-угорских народов России на издание сборника научных трудов «Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений»;

- грант Эстонской музыкальной академии и Международного общества Fenno-Ugria на участие в Международном фестивале «Музыка финно-угорских народов» и Международной конференции «Финно-угорское вокальное многоголосие в контексте балтийских и славянских музыкальных культур» (Эстония);

- грант Отделения этномузыкологии Академии наук Эстонии на поездку преподавателей кафедры народной музыки на Международную конференцию Individual and Collective in Traditional Culture (Эстония);

- грант Global Music Centre на поездку в г. Иматра (Финляндия) для участия в конференции и фестивале Ugriuhla и презентации CD-дисков Syulgam;

- грант Академии Сибелиуса (Финляндия) на участие в Международном научно-творческом фестивале «Yutajaiset».

Особое место в институте отводится концертно-исполнительской и выставочной деятельности. Ее осуществляют лауреат Государственной премии РМ Народно-хоровая капелла (руководитель - профессор Н. И. Бо-яркин), лауреаты международных и всероссийских фестивалей и конкурсов - оркестр народных инструментов (руководитель доцент В. М. Криворотова), фольклорный коллектив «Гайги моро» (руководитель преподаватель А. П. Полшкова), ансамбли народной песни «Сюлгамо» (руководитель - доцент С. В. Колесникова), национального танца «Мордовоч-ка» (руководитель профессор А. Г. Бурнаев), театр моды «Иненармонь» (руководитель профессор И. Л. Сиротина). Действующие в институте творческие коллективы внедряют элементы аутентичного этнокультурного творчества (вокального, декоративного, изобразительного, музыкального, словесного, хореографического и т. д.) в профессиональное исполнительство и при создании изделий народного художественного творчества и образцов одежды.

Институт национальной культуры университета обрел широкую известность в

12 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 3 ц^ч 2011

гуманитарной науки и образования - V л

международном культурном пространстве. Только в последние годы представители института были участниками следующих авторитетных международных фестивалей и конкурсов: Международного музыкального фестиваля «Народная музыка: традиции и современность» при участии Музыкальной академии Сибелиуса (Финляндия) и этному-зыкологического отделения Академии наук Эстонии (2004); Международного фестиваля «Музыка родственных народов» (Эстония, г. Таллин) (2004); Международного музыкального фестиваля ^пушЫа (Финляндия, г. Иматра) (2006); I Международного фестиваля «Шумбрат, Финно-Угрия!» (2007); Международного конкурса высокой моды национального костюма «ЭТНО-ЭРАТО» (г. Москва) (2009, 2010) и др.

За рубежом были представлены: персональная выставка А. П. Гаушева «Резьба по дереву» (Эстония, г. Кейла) (2003); выставка творческих работ Л. Н. Колчановой (Финляндия, г. Хельсинки, ) (2003) персональная выставка «Параллельные миры творчества» С. В. Нестеровой (Финляндия, г. Хельсинки) (2009).

Ученые филологического факультета и Историко-социологического института, занимающиеся финно-угорской проблематикой, проводят активные научные исследования с отечественными и зарубежными коллективами, используя их результаты в учебном процессе, оказывают учебно-методическую помощь образовательным учреждениям общего и среднего профессионального образования, уделяя большое значение издательской деятельности.

Как уже отмечено, филологический факультет отличают давние и устойчивые связи с учеными финно-угорских стран, начало которым положило сотрудничество с коллегами из Тартуского университета Эстонии. Затем стали развиваться научные и образовательные связи с Туркуским университетом Финляндии. Результатом развивающегося сотрудничества стало открытие на филологическом факультете финно-угорского отделения. В учебных планах было предусмотрено изучение финского и венгерского языков, так как овладение ими открывало более широкие возможности для развития финно-угристики как в университете, так и в республике. В

1993 году во время визита в Финляндию ректора Мордовского университета был впервые подписан договор о разностороннем научно-методическом сотрудничестве между Туркуским и Мордовским университетами. Договором было предусмотрено:

- ежегодное командирование Министерством образования Финляндии лектора финского языка в Мордовский университет;

- обмен стажерами - выпускниками финно-угорских отделений вузов для углубленного изучения финского и мордовских языков и культуры родственных народов;

- совместная исследовательская работа: проведение научных конференций, издание монографий, научных сборников, двуязычных словарей и других учебно-методических пособий, научной и методической литературы по финно-угроведению.

В последующем подобные договоры были заключены с Сегедским и Западно-венгерским университетами (Венгрия), Институтом финно-угристики/уралистики Гамбургского университета, Гетингенским университетом (Германия), Университетом Бабеша-Бойаи (Румыния). Подписаны соглашения с Министерством образования Финляндии (ЦКАЫ), обществом Кастрена (Kastrenin seшra), центром СГМО по обмену научными сотрудниками, аспирантами и студентами, а также по обеспечению научно-методической литературой.

На основе заключенных договоров в последние годы около 100 аспирантов и преподавателей филологического факультета проходят научно-методическую стажировку в вузах Финляндии, Венгрии и Эстонии. Преподаватели этих вузов ведут занятия со студентами университета.

Серьезным итогом совместной с финскими коллегами исследовательской работы является издание пяти словарей:

1. Мосин М. В., Ниеми Яане. Эрзянско-финский словарь (Турку, 1995; Саранск, 1996).

2. Феоктистов А. П., Херрала Ева. Мокшанско-финский словарь (Турку, 1998; Саранск, 2001).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Алхониеми Алхо, Мосин М. В., Агафонова Н.А. Финско-эрзянский словарь (Турку, 1999; Саранск, 2000).

4. Луутонен Ерма, Мосин М. В., Щанки-на В. И. Обратный словарь мордовских языков (Турку, 2004).

5. Феоктистов А. П., Сааркинен Сиркка. Moksamordvan murteet / Мокша-мордовские диалекты (Хельсинки, 2005).

Накопленный за предшествующие годы опыт плодотворного взаимовыгодного творческого сотрудничества позволяет и на современном этапе поддерживать высокий уровень творческого взаимодействия. Например, совместно с Туркуским университетом выполняется научный проект «Роль мокшанских и эрзянских газет в развитии мордовских литературных языков», с Се-гедским университетом ведется работа над созданием «Венгерско-эрзянского словаря», с Гамбургским университетом - над темой «Билингвизм и этническое самосознание мокшан и эрзян в Республике Мордовия и в местах компактного проживания мордвы в регионах Российской Федерации», с Западно-венгерским университетом - над «Созданием терминологии финно-угорских языков», а также реализуется Международный научный проект INTAS «Изучение и типологическое описание финно-угорских языков Волго-Камского региона». Закономерным результатом научного сотрудничества стала поддержка Советом Европы научно-исследовательских проектов ученых филологического факультета: «Русско-мокшанско-эрзянский словарь», «Телекоммуникационная модель национального вещания: интеграция образовательных, информационных ресурсов». При финансовой поддержке Совместной программы Совета Европы и Европейского союза для Российской Федерации «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» был реализован международный проект «Создание терминологических словарей на национальных языках для общеобразовательных школ в регионах проживания финно-угорских народов Российской Федерации» совместно с учеными из научных центров других финно-угорских регионов РФ и Венгрии.

На факультете развивается научная школа «Актуальные проблемы финно-угорского языкознания», получившая заслуженное признание российского и зарубежного научного сообщества. С 2001 г. на факультете работает докторский диссертационный совет Д 212.117.09 по специальностям 10.01.02

«Литература народов Российской Федерации», 10.02.02 «Языки народов Российской Федерации» (финно-угорские и самодийские)», в котором защищено 5 докторских и более 20 кандидатских диссертаций по финно-угроведению.

Активно сотрудничает с финно-угорскими научными, общественными и культурными организациями Историко-социологический институт. В институте особое внимание уделяется совместному с зарубежными коллегами участию в крупных международных и национальных научно-образовательных проектах. Среди этих проектов, выполненных в последние годы, прежде всего следует назвать:

1. Проект «Материальная культура финно-угорских народов Среднего Поволжья (мордвы, марийцев и удмуртов). Энциклопедия» (2004 г.) Н. Ф. Мокшин - автор; Е. Н. Мокшина - автор, координатор проекта; руководитель проекта в Финляндии -Ильдико Лехтинен.

2. Российско-финляндский проект «Мониторинг социально-экономического положения финно-угорских народов» 20052008 г. (В. К. Абрамов). По итогам проекта выпущена книга «Финно-угры России: вчера, сегодня, завтра» (Сыктывкар, 2008).

3. Проект Академии наук Финляндии «Мифология уральских народов» (в 16 томах). Н. Ф. Мокшин - член редколлегии проекта, ответственный за подготовку тома «Мифология мордвы»; заведующий проектом - Анна-Леэна Сиикала.

4. Программа по обучению представителей неправительственных организаций финно-угорских народов (2006-2008 г.) (В. К. Абрамов).

5. Проект создания «Иллюстрированной энциклопедии "Руссика". Расы и народы» (М., 2007). Н. Ф. Мокшиным написаны статьи о финно-угорских и других народах.

6. Международный проект Совета программы родственных народов (Эстония) (В. К. Абрамов). Выпущен «Финно-угорский мартиролог жертв политических репрессий в СССР». (Выпуск 1 «Марийцы», выпуск 2 «Мордвины». Подготовлен выпуску 3 «Коми»).

7. Российский проект «Семья народов России», Г. А. Корнишина подготовила раз-

ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы

дел для одноименной энциклопедии по мордовской семье.

В институте фундаментальные, прикладные и научно-методические исследования по финно-угорской тематике ведутся по единому направлению «Проблемы истории финно-угорских народов. Этнокультура мордвы». Научными руководителями направления являются: доктора исторических наук Н. Ф. Мокшин, В. К. Абрамов, В. И. Вихляев, Г. А. Корнишина, Н. В. Заварюхин, Е. Н. Мокшина. Под их руководством исследования ведутся по следующим темам:

- историческое финно-угроведение как научное направление: проблемы теории и методологии (Вихляев В. И.);

- этнические и социально-экономические процессы в Среднем Поволжье (Мокшин Н. Ф., Заварюхин Н. В.);

- история и культура мордовского народа в новейшее время (Абрамов В. К., Корниши-на Г. А.);

- религиозные воззрения и духовная культура мордвы (Мокшин Н. Ф., Мокши-на Е. Н.);

- Мониторинг современного состояния финно-угорских народов России (Абрамов В. К.).

В 2011 г. в институте началась работа над госбюджетной темой «Финно-угорские народы России: опыт системного анализа».

Результаты научной и научно-методической работы ученых института используются в образовательном процессе в высшей и общеобразовательной школе. Преподавателями института разработаны и читаются студентам следующие спецкурсы по проблемам финно-угроведения: «Археология РМ»; «Проблемы происхождения финно-угорских народов»; «Этнография народов Среднего Поволжья»; «Этнография Мордовии»; «Мордовское национальное движение в ХХ в.»; «История финно-угорских народов России»; «История финно-угорских народов зарубежья»; «История Мордовии»; «Историография мордовского народа»; «Традиционно-обрядовая культура мордвы»; «Культура народов Мордовии»; «Культура мордвы».

В Мордовии широко известны многие образовательные, научно-популярные и познавательные проекты ученых Историко-

социологического института. Например, в рамках образовательного проекта «История и культура мордовского края» под руководством профессора Н. П. Макаркина, В. В. Кадакина, под редакцией профессора Н. М. Арсентьева подготовлена и издана серия учебников и программ для школ Республики Мордовия:

- «Основы православной культуры» (7 класс);

- «Основы исламской культуры» (8 класс);

- «История и культура мордовского края (5-9 классы).

Учебники «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» стали победителями в номинации «Лучшая учебная книга года» в конкурсе «Лучшие книги года» (2007 г.)

В рамках проекта «Мой край мордовский» вышла серия книг для детей младшего школьного возраста: «Здравствуй, Мордовия!», «Саранск - столица Мордовии», «Боги и сказания мордвы», «Здравствуй, Выкса!», «Мы - мордва», «Древняя мордва, или Что нашли археологи», «Природа мордовского края» и др.

Книги пользуются большой популярностью среди жителей республики, так как они нацелены на формирование у подрастающего поколения уважительного и бережного отношения к национально-культурному наследию, чувства патриотизма и гордости за малую Родину, за свой народ.

На юридическом факультете с 2009 г. начал работу Межрегиональный финно-угорский центр этноправоведения, который проводит исследования по следующим темам:

- историко-правовое наследие финно-угорских народов Российской Федерации, современное состояние традиционной правовой культуры;

- защита коренных малочисленных народов, национальных меньшинств по международному и российскому праву;

- национально-государственное строительство;

- реализация национально-регионального компонента в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

- традиционное природопользование;

- сравнительно-правовые исследования

по странам Европы, в том числе финно-угорским.

Далеко не полный перечень того, что делается в университете в образовательной, научной и социально-культурной сферах по финно-угорской проблематике, показывает, что наш вуз превратился в признанный в мире крупнейший образовательный и исследовательский центр - активный участник решений проблем финно-угорского мира.

Деятельность университета и других учебных заведений, общественных организаций и органов власти по этнокультурному развитию мордовского народа оказывает серьезное позитивное влияние на процессы происходящие в этой сфере. Мы имеем все основания говорить об этнокультурном «возрождении» мордвы. Региональная этнополи-тика способствовала росту национального самосознания, более уважительному отношению к обрядам, обычаям и традициям мордовского народа. Возрастает интерес к национальной песне, танцам, музыке, сказаниям, мордовской кухне и т. д.

Вместе с тем не покидает чувство беспокойства за будущую судьбу финно-угорской культуры.

Две причины вызывают это беспокойство.

Первая - это влияние глобализации на этнокультурные процессы.

Глобализация - объективный и поэтому неизбежный и ускоряющийся процесс экономической, технологической, финансовой и культурной интеграции человечества, процесс, который стремится к созданию единого мирового социума с унификацией всех сторон жизни. И мы все видим, как быстро меняется, скудеет удивительно богатое многообразие этнокультур, которое является величайшим достижением и результатом многовековой истории народов. Под влиянием глобализации любая национальная культура подвергается трансформации, быстро утрачивает традиционно-этническое содержание. Этому надо, безусловно, противостоять. Противостоять грамотно и эффективно, не изолируя себя от внешнего мира.

Это не противостояние прогрессу, это противостояние регрессу этнокультур. Пусть будет всеобщая сплошная мировая унифи-

кация в сфере техники и технологии, пусть будут унифицированы розетки и телефоны, самолеты и ракеты, но не должны, и не могут быть одинаковыми песни и одежда, танцы и музыка, обычаи и ритуалы.

Ни один здравомыслящий человек не хочет расставаться с этим неоценимым богатством. И поэтому надо делать все для того, чтобы этого не допустить.

Вторая причина - ухудшающаяся демографическая ситуация в финно-угорском мире. В России депопуляция происходит прежде всего у славянских и финно-угорских народов. Это наша общая проблема, общая беда и русских, и мордвы, и многих других представителей православной веры. Все меньше становится носителей наших языков, наших культур.

В таблице представлена динамика численности финно-угорских народов, проживающих в РФ за период с 1926 по 2002 г.

Данные таблицы производят удручающее впечатление. Особенно, без преувеличения, и в прямом смысле этого слова, смертоносными для финно-угорских народов были 1990-е и начало нулевых годов, когда их численность сократилась на 470 тыс. чел., а численность мордвы сократилась почти на 230 тыс. чел. или на 21,4 %. Почти половина состоявшегося сокращения приходится на долю мордовского народа.

Язык, как известно, является основным критерием отнесения человека к этносу, т. е. выступает в качестве этноиндификацион-ной и этноразличительной характеристики. С точки зрения долгосрочной перспективы, этнокультурное развитие органически связано с динамикой популяции народа. Следовательно, депопуляция неуклонно снижает возможности, сужает пространство для развития этнической культуры.

Вот почему решение демографической проблемы выдвигается на передний план, становится важнейшим фактором сохранения национальной культуры, главным условием ее развития.

Решение этой проблемы зависит от политики государства по повышению рождаемости и росту продолжительности жизни. Это проблема только государства.

Опросы, проведенные среди молодежи, показывают, что больше всего их беспокоят

ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы

Таблица 1

Динамика численности финно-угорских народов России по данным переписей*

* Таблица составлена по: Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. А. К. Конюхов. - Сыктывкар, С. 21.

Народ Год

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 Прирост (+) / убъть (—) 1989 г. 2002 г.

Мордва 1 335 000 1 375 000 1 211 000 1 177 000 1 111 000 1 072 939 843 350 - 21,4

Удмурты 514 000 600 000 616 000 678 000 686 000 714 883 636 906 - 10,9

Мари 428 000 476 000 498 000 581 000 600 000 643 698 604 298 - 6,1

Коми 226 000 415 000 283 000 315 000 320 000 336 309 293 406 - 12,8

Коми-пермяки 149 000 - 143 000 150 000 146 000 147 269 125 235 - 15,0

Карелы 248 000 250 000 164 000 141 000 133 000 12 4921 93 344 - 25,3

Эстонцы 150 000 130 000 79 000 63 000 56 000 46 390 28 113 - 39,4

Финны 134 000 139 000 72 000 62 000 56 000 47 102 33 947 - 27,7

Ханты 22 000 18 000 19 000 21 000 21 000 22 283 28 678 + 28,7

Манси 5 800 6 300 6 300 7 600 7 400 8 279 11 432 + 38,8

Вепсы 33 000 31 000 16 000 8 100 7 600 12 141 8 240 - 32,1

Ижора 16 000 7 700 600 600 400 449 327 - 27,2

Саами 1 700 1 800 1 800 1 800 1 800 1 835 1 991 + 8,5

проблемы трудоустройства и жилья. Именно эти проблемы должны быть в центре внимания федеральной и региональных властей. Необходимо, чтобы инвестиционная политика государства была ориентирована прежде всего на создание дополнительных рабочих мест и строительство доступного жилья.

Только таким образом можно остановить отток населения, поднять жизненный уровень людей и рождаемость. А это в итоге благотворно повлияет на развитие национальной культуры. Все федеральные целевые программы, ориентированные на сохранение национально-культурных традиций народов, всегда предусматривают широкий круг мероприятий по экономическому и социальному развитию, которые финансируются из средств федерального и регионального бюджетов. Жизнь давно подтвердила, что этнокультурное развитие находится в тесной зависимости от того, как решаются социально-экономические проблемы народа.

Для развития этнокультуры мордвы, как, впрочем, и других народов, очень важно сохранение традиционной среды обитания, которая может поддерживаться лишь в сельских поселениях. В настоящее время они являются первичными и основными очагами национального языка, обычаев и т. д., они истоки нашей культуры. Именно здесь в первозданном виде появились элементы нашей культуры и именно здесь они менее всего были подвержены внешнему влиянию.

То, что мы строим музеи и театры, замечательно для пропаганды и развития культуры, но если будут уничтожены наши села, то культура будет представлена только на сцене и в музеях, а не в народе, которого не будет.

Сохранение сельских поселений мордвы следует рассматривать как одно из ключевых направлений деятельности по развитию национальной культуры. Государству

необходимо принять все меры для того, что- Только общими согласованными усилия-бы остановить исчезновение национальных ми государства, образовательного, научного сел и деревень в Центральной Европейской и культурного сообществ, национальных об-части России путем разработки и реализа- щественных движений мы можем сохранить ции специальных федеральных целевых и развивать уникальную культуру мордов-программ. ского народа.

Сведения об авторе

Макаркин Николай Петрович - президент ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Область научных интересов: теоретические и методологические вопросы становления рыночной экономики, повышение эффективности и надежности технических систем, проблемы воспитания, образования и науки, интеграции образовательных систем. Автор свыше 210 научных публикаций, в том числе более 20 монографий, учебников и учебных пособий.

Тел.: 8 (8342) 24-98-88

е-таП: makarkin@mrsu.ru.

УДК 32(470.345) ББК Ф3

Д. В. Доленко

ПОЛИТОЛОГИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ: 1991-2011 годы

Ключевые слова: политология, наука, Республика Мордовия, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.

D. V. Dolenko

POLITICAL SCIENCE IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA:

1991-2011 YEARS

Key words: political science, science, Republic of Mordovia, Mordovian State University.

2011 г. - юбилейный для политологии в гия», и состоялся первый прием студентов на

Республике Мордовия. Причем этот юби- эту специальность. Таким образом, в 2011 г.

лей особый - двойной. В 1991 г. в высших исполнилось 20 лет политологии как науке и

учебных заведениях Мордовии было вве- академической дисциплине и 10 лет поли-

дено преподавание политологии, а в Мор- тологии как специальности, т. е. профессио-

довском государственном университете им. нальной подготовке специалистов- полито-

Н. П. Огарева была создана первая в респу- логов в Мордовии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

блике кафедра политологии. Следует отметить, что введение полито-

В 2001 г. в Историко-социологическом логии в качестве научной и академической

институте вышеназванного университета дисциплины было результатом радикаль-

была открыта специальность «Политоло- ных политических перемен, происходивших

18 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 3 (15) 2011

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.